Технологическая карта урока по ФГОС. 5 класс. ИЗО. "Русский народный костюм".
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
В технологической карте урока "Русский народный костюм" показаны различные этапы урока изо.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока изо "Русский народный костюм". 5 класс | 33.21 КБ |
Предварительный просмотр:
5 класс.
Тема | «Русский народный костюм». |
Цель урока: | Создать декоративный образ русского народного костюма |
Педагогическая цель: Задачи урока: | Создать условия для формирования навыков создания единого художественного образа в конструкции и декоративном оформлении русского народного костюма. Способствовать формированию умения передавать единство формы и декора.
|
Тип урока | Урок изучения новых знаний. |
Планируемые результаты (предметные ПР) | Понимать специфику образного языка ДПИ. Использовать символику древних славян, выразительные средства орнаментальной композиции. Выполнять эскизы русского народного костюма. Уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе. |
Личностные (ЛР) | - Уважительно относиться к культуре народного искусства; - понимать роли культуры и искусства в жизни человека; - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; - уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; - уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. |
УУД Метапредметные (МПР) | Познавательные УУД: - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Коммуникативные УУД: - овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы; - использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи. Регулятивные УУД: - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, - находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, - уметь организовать место занятий. |
Основное содержание темы, понятия, термины. | Русский народный костюм, рубаха, сарафан, епанечка, душегрея, понева, кокошник , онучи, лапти и т.д. Славянская символика. Вышивка. |
Образовательные ресурсы. | Презентация «Русский народный костюм». Иллюстрации с изображениями русских народных костюмов, детские рисунки, рисунки учителя. Формы и типы росписей, орнаментов. Бумага, цветные карандаши, краски, кисти. |
ХОД УРОКА
Этап урока / учебная ситуация | Результат этапа | Цель этапа | Взаимодействие в образовательном процессе | |
Действия педагога | Действия обучающихся | |||
1.Самоопределение к деятельности. Орг. момент. | Готовность к уроку. (Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль. Оценка, самооценка). | Формирование и развитие ЦО (ценностных ориентиров) к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке. | Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности. Управляет ситуацией самооценки. | Выполняет оценку/самооценку готовности по критериям: -правильность выбора учебных принадлежностей, -правильность и аккуратность расположения предметов на парте, -самостоятельность подготовки, -настрой на урок. |
2. Актуализация знаний, мотивация. | Осознание необходимости получения новых знаний. | Определение границ знания и незнания. | Просмотр слайдов презентации. Показ различных видов русского народного костюма. - Что общего между этими слайдами? - Что вы думаете о предназначении народного костюма?( Слайд1) | Объясняют значение костюма. |
3. Постановка учебной задачи. | Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся. | Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему урока. | -О чём пойдёт речь на уроке, какова тема урока? Какого знания нам не хватает для изображения русского народного костюма?(Слайд 2) | Проговаривают тему, отделяя знание от незнания. Формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия. |
4. Решение учебной задачи. 5.Коллективная и групповая работа: составление синквейна на тему: «Народный костюм» | Новое знание: единство конструкции и декора в традиционном русском костюме. Трёхчастная структура, символика костюма. | Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания. | Знакомство с основными деталями народного костюма. (Презентация. Рассматривание иллюстраций.) Рассказ о костюме: предназначение и украшение. - Определим из каких элементов состоит женский и мужской костюм; Рассматривают изображения костюмов народов России - Определим различие костюмов разных территорий России. - Сегодня мы рассмотрим русские народные костюмы. Рассматривают изображения мужского и женского костюмов. Русский крестьянин в конце XIX – начале XX века носил примерно то же, что во времена Древней Руси: шапку, штаны, рубаху, сшитую из двух кусков (полотен). Просмотр элементов мужского костюма. (Слайд 3.) Женщины поверх длинной, ниже колен, рубашки надевали юбку. Из верхней одежды в ходу были накидки, а обувью, если она была (часто ходили босые), служили лапти или подошвы, державшиеся на ремнях. В холода ноги обертывали холстом (онучи). (Слайд 4). Наибольшей яркостью всегда отличалась женская праздничная одежда молодых женщин. (Слайд 5). Праздничная одежда, север России (Слайд 6). Женская праздничная одежда Рязанской и Воронежской губерний (Слайд 7). Женская праздничная одежда, Тамбовской и Курской губернии (Слайд 8). У многих народов старинные праздничные одежды имеют трехярусный строй украшений. Головной убор и верхняя часть костюма связаны с образом неб, поэтому в узорах этой части одежды обращались к солнцу, звездам птицам. Ленты, спускающиеся с головных уборов, символизируют дождь. В узорах и вышивках господствует образ плодородной земли. (Слайд 9, 10). Символика костюма. Вышивка – один из распространенных видов народного творчества. Искусство создания на тканях узоров с помощью иглы и нитей известно с давних времен. С раннего детства девочки учились вышивать. Это занятие было традиционным для русской женщины как в бедной, так и в богатой семье. Крестьянская девушка должна была готовить себе приданное: свадебный наряд, выходную одежду, постельное белье, скатерти, полотенца и многое другое. Женщины всех сословий вышиванием заполняли свое свободное время. Все предметы, входившие в приданое, были ярки и декоративны. (Слайд 11). Вышивка не только делала костюм красивее и богаче, но и имела другое значение. По народному поверью, она должна была приносить человеку счастье, оберегать его ото всякого зла и беды, сближать с окружающей природой. (Слайд 12). Большую тайну хранят в себе древние славянские орнаменты. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься, и делал он это при помощи своего искусства. Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная – воду, вертикальная линия превращалась в дождь; огонь, солнце изображались крестом. Из этих элементов и их сочетаний и выстраивался узор. Солнце издавна почиталось всеми земледельческими народами. "Не земля родит, а небо", – говорит русская пословица. Как нарядно, празднично выглядят предметы крестьянского быта, украшенные солярными кругами – символами солнца! Образ солнца занимает одно из главных мест в украшении жилища. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней можно найти в разных видах народного творчества. Русский крестьянин исстари жил землей. Землю, ее плодородие он связывал с образом матери. Женская фигура – это божество, выражавшее представления о земле, которая родит, и о женщине – продолжательнице рода. Называют этот образ по-разному :великая богиня земли, плодородия, мать – сыра земля, Макошь, что означает "мать хорошего урожая". Женская фигура всегда связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками. Посмотри, как условно она решена. Из тела богини нередко прорастают ветви, а вместо головы у нее изображение ромба – древнего знака солнца. Иногда ее фигура напоминает дерево. Женская фигура с устремленными ввысь руками символизировала единство сил земли и неба, от которых зависела жизнь человека. (Слайд 13). Основными частями женского народного костюма были рубаха, передник, или занавеска, сарафан, понева, нагрудник и шушпан. Женскую рубаху шили из белого полотна или цветного шелка и носили с поясом. Она была длинной, до ступней, с длинными, собранными в низках рукавами, с разрезом из горловины, застегивающихся на пуговицу. (Слайд 14). Рубахи и сарафаны украшались вышивкой. Женские головные уборы: кокошники, кики, сороки, повойники были самой невиданной формы. Очень любили на Руси душегрейки. Она напоминала маленький сарафанчик и надевали ее поверх сарафана, а шили из дорогих тканей. (Слайд 15). Рубаха – основа женского народного костюма, шилась из белого льняного или конопляного полотна. Украшалась вышивкой, оберегавшей женщину от «сглаза». Особенно украшались ворот, оплечья, грудь и подол – места возможных «входов» злых сил. Рубахи в которых женщины косили, назывались «рубахи-сенокосицы». Их носили без сарафана. Считалось, чем богаче украшена рубаха, тем счастливее и удачливее ее владелица, а касаясь земли подолом, женщина получала жизненные силы от нее, и, в свою очередь, вышивки с символикой плодородия давали силы земле. (Слайд 16). Сарафан одевали поверх рубахи, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом, узорными пуговицами. На юге России вместо сарафана носили поневу – домотканую клетчатую юбку из шерсти. Ее обшивали лентами и тесьмой. К поневе полагался передник, тоже украшенный образами земли и воды . Он оберегал живот. Для женщины тех времен живот был основой жизни, символом продолжения рода. (Слайд 17). Епанечка – короткая клешеная кофточка без рукавов, шилась из парчовой ткани. Душегрейка. Она напоминала маленький сарафанчик и надевалась поверх сарафана, шили ее из дорогих тканей. (Слайд 18). Понева – это юбка, состоящая из трех полотнищ шерстяной или полушерстяной ткани, стянутых на талии плетеным узким пояском – гашником; ее носили только замужние женщины. Предлагает выполнение практической работы. Организует обсуждение проделанной работы. | Участвуют в диалоге. Воспринимают презентацию, рассматривают иллюстрации. Анализируют новые сведения . Рассуждают о значении русского народного костюма, его конструкции и декоре, выявляют характерные особенности. Анализируют как строится композиция орнамента, как связывается она с конструкцией костюма, как согласуются цвета. Высказывают свое предположение. Ориентируются в своей системе знаний. Участвуют в диалоге. Участвуют в диалоге, анализируют. Выполняют работу, участвуют в диалоге. |
6.Физкультминутка | Показ расслабляющих упражнений. | Выполняют упражнения. | ||
7. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе. | Умение применять новые знания в самостоятельной деятельности. | Формирование и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий. | Предлагает выполнение практической работы. - При помощи цветных карандашей или красок изобразить русский народный костюм. Сделайте украшения костюма затейливыми, нарядными, вплетая в узор знакомые вам образы. Постарайтесь сохранять симметрию. | Выполняют работу в парах или индивидуально (по желанию). Используя шаблон- изображение костюма, применение графических материалов и выразительных средств орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе. |
8. Оценка. | Умение определять уровень овладения знанием, способом деятельности. | Формирование и развитие ЦО к самооценке знаний и способов действий. | -Оцените результаты своей работы, способы их достижения. (с комментированием) Лист оценки:
| Выставка рисунков. (самооценивание). Просмотр и обсуждение выполненных работ. |
9. Итог. Рефлексия деятельности. | Умение соотносить результаты собственной деятельности. | Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения. | Беседа по вопросам: - Состав русского народного костюма. - Для чего предназначен. - Символика украшений. - Мое настроение от урока… | Участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение. |
10. Домашнее задание. | Использование нового знания в выполнении творческого задания. | Формирование и развитие ЦО к обобщению знаний и способов действий, повторение раннее усвоенных ЗУНов | -Подобрать иллюстрации к сказкам с изображением русских народных головных уборов. | Запись д/з в дневник. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока в 6 классе по русскому языку по теме «Имя существительное - часть речи удивительная.( Повторение изученного в V классе)»
Урок по русскому языку в 6 классе разработан по ФГОС.Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе по теме: «Имя существительное – часть речи удивительная» Цель деятельности учителяСис...
Технологическая карта урока географии, 5 класс "Открытия русских путешественников" (системно – деятельностный подход)
Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательые – моделирование, логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; ...
Технологическая карта урока в 8 классе по русскому языку "Прямая речь"
Урок в 8 классе по русскому языку "Прямая речь". раскрывает правила написания прямой речи, содержит различные дифференцированные задания.Урок сопровождается наглядной презентацией. Цели урока:•уточнит...
Технологическая карта урока. Литература 6 класс. «Поэтический мир народных поверий в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».
Предмет: литератураТип урока, вид: открытие нового знания; интегрированныйЦели урока:- сформировать представление о быличках, определить их роль в рассказе, повторить тропы и фигуры речи (сравнение, м...
технологическая карта урока. музыка 5 класс. "мир русской песни"
технологическая карта урока. музыка 5 класс "Мир русской песни" по программе В.В.Алеев, Т.И. Науменко, .Н. Кичак ФГОС...
Технологическая карта урока в 8 классе по русскому языку
Тема урока: Фразеологические средства русского языка (или о «живописном способе выражаться» посредством кратких, метких, сочных, образных иносказательных выражений). Цели урока:Развив...
Технологическая карта урока в 8 классе по русскому языку по теме "Составное глагольное сказуемое"
Урок разработан с использованием ИКТ с целью формирования функциональной грамотности обучающихся....