Технологическая карта урока в 8 классе по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Тема урока: Фразеологические средства русского языка (или о «живописном способе выражаться» посредством кратких, метких, сочных, образных иносказательных выражений).

 Цели урока:
Развивающие: 
1. Развивать творческие способности учащихся.
2. Развивать умения продуцировать в собственной речи устойчивые сочетания.
 Обучающие: 
1. Отработать знания учащихся о фразеологизмах.
2. Показать ученикам особенности функционирования в речи фразеологических оборотов.
Воспитательные: 
1.Формировать у учащихся чувства языка.
2. Воспитывать уважение к родной речи.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon frazeologicheskie_sredstva_russkogo_yazyka.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

                Дзавкаева Л.П.

Организационная информация

Тема урока

Фразеологические средства русского языка (или о «живописном способе выражаться» посредством кратких, метких, сочных, образных иносказательных выражений).

Предмет

Русский язык

Класс

8 класс

Автор урока (ФИО, должность)

Дзавкаева Л.П., учитель русского языка и литературы.

Образовательное учреждение

МКОУСОШ №1

Методическая информация

Тип урока

Урок изучения нового материала

Цели урока

Развивающие:

1. Развивать творческие способности учащихся.

2. Развивать умения продуцировать в собственной речи устойчивые сочетания.

 Обучающие:

1. Отработать знания учащихся о фразеологизмах.

2. Показать ученикам особенности функционирования в речи фразеологических оборотов.

Воспитательные:

1.Формировать у учащихся чувства языка.

2. Воспитывать уважение к родной речи.

Задачи урока

1. Усвоить понятия «фразеологизм», «фразеологический оборот».

2. Отработать навык нахождения фразеологизмов в речи, умение объяснять лексическое     значение сочетаний.

3. Совершенствовать навык использования  устойчивых словосочетаний в речи;

4. Продолжить работу над формированием письменно - речевой деятельности путем выполнения заданий творческого вида с использованием фразеологизмов.

Знания, умения, навыки и качества,которые приобретут/закрепят/. ученики в ходе урока

Усваивая понятия «фразеологизм», «фразеологический оборот», анализируя  лексическое значение фразеологизмов, учащиеся расширяют свой словарный запас, получают возможность более глубокого овладения языком. Использование рисунков фразеологизмов создаёт условия для развития творческого воображения детей.

Необходимое оборудование и материалы

Компьютер, проектор, экран, презентация, словарь фразеологизмов,электронный учебный модуль Т.И.Чачиной «Фразеология»

Подробный конспект урока

Мотивация учащихся (2 мин.)

- Начинаем наш урок. Заруби себе на носу: сегодня тебе придётся работать засучив рукава. В случае временной неудачи не падай духом, а возьми себя в руки и заново принимайся за дело. Ручаюсь: в конечном счёте тебя ждёт успех!

   

Ход и содержание урока (28 мин.)

I. Определение темы урока.

ТЕМА УРОКА  -                                                             ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ 

                                                                                      (тема)

        Какова тема нашего урока? («Фразеологизмы»). Запишите её в тетради. (Учитель пишет на доске, ученики – в тетрадях).

2. Объяснение нового материала (глава1)

- Живут-поживают слова, ими постоянно пользуются люди в своей речи, например: за, пояс, заткнуть. Они  могут употребляться в составе  свободных сочетаний слов, например: заткнуть рот, завязать пояс и т.д. Но только выражение «заткнуть за пояс» является неделимым словосочетанием .

Такие сочетания слов называются фразеологизмами. Э. А. Вартаньян называл их «мудростью в портативной форме», возможностью «живописным способом выражаться» посредством кратких, метких, сочных, образных иносказательных выражений. Именно о них мы и поговорим.

- Запишите в тетрадь для теоретического материала определение фразеологизмов.

Устойчивые сочетания, в которых без изменения смысла нельзя заменить слова, называются несвободными сочетаниями, или фразеологизмами, фразеологическими оборотами, выражениями (по-гречески phrases (фрасис) значит «выражение).


На уроке сегодня мы будем рассматривать, в основном,  фразеологизмы, связанные с животным миром.

4. Закрепление нового материала.

1. Определите значение фразеологизмов

Как с гуся вода, стреляный воробей, пускать козла в огород, писать как курица лапой, когда рак на горе свистнет, вставать с петухами, купить кота в мешке, заморить червячка, убить двух зайцев (глава 7).

2. Подберите картинки к фразеологизмам : жить как кошка с собакой, взять быка за рога, делать из мухи слона, ехать зайцем, крутиться как белка в колесе, медведь на ухо наступил (глава 8).

3. Распределите фразеологизмы, дающие оценку человеку на две группы: отрицательная и положительная оценка, дайте объяснение фразеологизмам:

нем как рыба, ни рыба ни мясо, пишет как курица лапой, стреляный воробей, как рыба в воде, прошёл сквозь огонь и воду, извивается змеёй, воронье пугало (глава 11).

4. Закончите фразеологизмы, основанные на сходстве человека и животного, пользуясь картинкой-подсказкой. Что обозначают эти выражения? (глава 5)

  • Хитер как...
  • Белая…
  • Труслив как...
  • … лапчатый
  • Изворотлив как...
  • Надут как...
  • Нем как...
  • Упрям как...
  • Голоден как...

5. Закончите фразеологизмы, используя слова для справок( глава 9). Объясните значение фразеологических оборотов.

  • Делить шкуру неубитого…
  • Купить…в мешке
  • Набито как в бочке…
  • Дуется как…на крупу
  • Смотрит как…на новые ворота
  • Ловить… в мутной воде
  • Пускать…в огород
  • Как…языком слизала

6. Подберите к данным фразеологизмам синонимы (глава 5).Тёртый калач, ни то ни сё, с три короба – куры не клюют, ни рыба ни мясо, стреляный воробей.

7. Восстановите рассказ Незнайки, используя слова для справок.

Я проснулся ни свет ни заря. На душе кошки скребли. Пошёл  к Винтику, долго бил баклуши, тянул кота за хвост. Вернулся ни жив ни мёртв. Съел с горем пополам суп.  Тут как снег на голову свалился Пилюлькин. Он метал громы и молнии. Велел зарубить на носу, что надо мыть руки перед едой. А мне хоть кол на голове теши.

(Слова для справок:  неожиданно,  рано,  бездельничал,  скверно, злился,   запомнить,   плохо,   еле-еле,   хоть бы что,   усталый,  кое-как,   сильно сердился).

Проверка и оценивание ЗУНКов (5 мин.)

Устный опрос (глава 2).

- Что такое фразеологизмы?

-Чем они отличаются от свободных сочетаний слов?

- Приведите примеры фразеологизмов.

- Молодцы, сегодня вы не сидели сложа руки, а работали в поте лица

Рефлексия деятельности на уроке (2 мин.)

 - Оцените, как вы работали сегодня на уроке: не покладая рук, ни шатко ни валко, через пень колоду, засучив рукава, тяп да ляп, в поте лица.

- Молодцы, сегодня вы не сидели сложа руки, а работали в поте лица.

Домашнее задание (3 мин.)

1. Напишите связный текст на тему «Что я люблю (или не люблю)», используя следующие фразеологизмы:

   точить лясы, бить баклуши, считать ворон, витать в облаках, задирать нос, жить на широкую ногу, тянуть канитель, плясать под чужую дудку, метать гром и молнии, доводить до белого каленья, играть первую скрипку, ломать голову, лезть на рожон, вставлять палки в колеса, раздувать из мухи слона, работать засучив рукава, держать язык за зубами, выводить на чистую воду.

    2. Изучить дополнительный материал-презентацию Окорочковой А. «Фразеологизмы», подготовиться к фронтальному опросу по данной презентации.

Дополнительная необходимая информация

Работа на уроке ведётся с помощью мультимедийного проектора, экрана. Учащиеся работают в рабочих тетрадях и тетради для теоретического материала. В качестве наглядного пособия присутствует «Новый фразеологический словарь русского языка» А.Д. Куриловой.

В помощь учителю

Использованные источники и литература (если имеются)

Интернет-ресурсы:Электронный учебный модульТ.И.Чачиной «Фразеология» (на основе гипертекстов,интерактивных тренажёров.проверочных заданий и тестов), М.И. Дубровин «Русские фразеологизмы в картинках», «Новый фразеологический словарь русского языка» А.Д. Куриловой.

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

Урок с мультимедиа компонентами позволяет за максимально короткий срок усвоить большое количество материала. Использование красочного иллюстративного материала способствует активизации учебного процесса, создаёт положительную эмоциональную атмосферу.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока. 5 класс русский язык "Распространенные и нераспространенные предложения"

Староверова Наталия Александровна . Технологическая карта урока Русский язык 5 класс...

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» во 2-ом классе на тему «Учимся писать сочетания жи-ши"»

УчительЯнгуразова Альфия МияссяровнаПредметРусский языкКласс2Тип урокаУрок «открытия» нового знанияТехнология построения урокаПроблемно-диалогическая Тема«Учимся писать сочетания жи-ши»Цель Закре...

Технологическая карта урока на тему:"Декор русской избы " 5 класс по ФГОС

Технологическая карта урока на тему:"Декор русской избы " 5 класс по ФГОС...

Русские народные праздники, обычаи. Ярмарка. Технологическая карта урока. 5 класс ИЗО (Неменский)

Комбинированный урок. "Русские народные праздники, обычаи. Ярмарка". Технологическая карта урока. 5 класс ИЗО (Неменский) ФГОС....

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 5 классе на тему «Буквы о-а в корне -лаг- / -лож-»

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 5 классе на тему «Буквы  о-а  в  корне -лаг-  /  -лож-»....

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 5 классе на тему «Буквы о-а в корне -лаг- / -лож-»

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 5 классе на тему «Буквы  о-а  в  корне -лаг-  /  -лож-»....

технологическая карта фрагмента внеурочной деятельности по русскому языку «Употреби меня со словом» для 8 класса.

урок-квест с применением приёмов игровой технологии, интернет-ресурса learning.apps, квест-технологии....