методическая разработка по изо "Искусство Гжели"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Предмет Изобразительное искусство 5 класс УМК "Школа России" Тема: "Искусство Гжели"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта урока | 106.5 КБ |
ptitsa_rezultat_rospisi_hvostov.pdf | 579.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Ф.И.О. педагога: Шуклина Елена Александровна
Полное название ОУ: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Красногорская средняя общеобразовательная школа
Должность: учитель изобразительного искусства
Предмет: изобразительное искусство класс: 5 УМК «Школа России»
Тема урока: «Искусство Гжели»
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых УУД | Учебные действия | Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные УУД | Умение выполнять гжельский мазок с тенями в росписи пера; создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы. | 2 уровень – выполнять действия индивидуально по алгоритму. 3 уровень – выполнять действия самостоятельно. |
Регулятивные УУД | Вырабатывать способность соотносить свои действия с планируемыми результатами, оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. | 2 уровень — выполнять действия индивидуально по алгоритму. 3 уровень – выполнять действия самостоятельно. |
Познавательные УУД | Уметь отличать новое от уже известного. Добывать новые знания. Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. | 2 уровень – совместные действия обучающихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля. 3 уровень – выполнять действия самостоятельно. |
Коммуникативные УУД | Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов; Формулировать собственное мнение. | 2 уровень — выполнять действия индивидуально по алгоритму. 3 уровень – выполнять действия самостоятельно, выработка алгоритма как результат коллективного воздействия. |
Личностные УУД | Познание мира через образы и формы декоративно-прикладного искусства. Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения гжельского промысла. Умение выражать свое отношение, давать эстети-ческую оценку произведениям народных промыслов: гжельской керамики, дымковской игрушки, филимоновской игрушки; ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы. | 2 уровень — самостоятельно выполнять действия с опорой на известный алгоритм. 3 уровень – самостоятельно по алгоритму ставить задачи. |
Этап урока, время этапа | Задачи этапа | Методы, приемы обучения | Формы учебного взаимодействия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД и предметные действия |
Мотивационно-целевой этап. | Вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к уроку; организовать самостоятельное формулирование темы и цели урока. | Видеометод, Беседа. | Фронтальная, в парах. | -Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Меня зовут Елена Александровна! Сегодня урок проведу я. -Посмотрите друг на друга, оглянитесь назад, снова посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте друг другу успеха! -Когда я готовилась к вашему уроку, то случайно перемешала пазлы с элементами росписей разных народных промыслов. Посмотрите на ноутбуки, они на экране (пазлы из игры для дома «Русские узоры: детям о художественных промыслах» были подготовлены с помощью программы Photoshop. Каждый элемент пазла был сканирован и смонтирован в программе Photoshop). - Что нужно для того, чтобы их собрать? (слайд №1) -Внимательно посмотрите фрагмент из сказки «Волшебная птица» (Данный фрагмент был взят с сайта: http://onlinemultfilmy.ru/volshebnaya-ptica/ , вырезан, смонтирован с помощью программы ВидеоМАСТЕР). Во время просмотра подумайте, о ком эта сказка; чем занимаются в сказке; как эти занятия можно назвать? - Как можно назвать людей, которых вы увидели в сказке? Чем они занимаются в сказке? Как эти занятия можно назвать? -Молодцы, вы внимательно смотрели фильм. -Сейчас определим, что же такое народные промыслы (слайд №2) -Я вам предлагаю определение из художественной энциклопедии: «Народные промыслы – одна из форм народного художественного творчества (в частности, изготовление декоративно-прикладного искусства)» (Данное определение найдено на сайте http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_pictures/4099/, изображения с примерами народных промыслов взяты с помощью запроса системы Яндекс. (слайд № 3) -Обратите внимание, что на вашей парте лежит задание, это часть нашей головоломки (раздаточный материал приготовлен как сканкопия с рабочей тетради: «Изобразительное искусство. Твоя мастерская» (автор Н.А.Горяева). -Выберите только те номера фрагментов, на которых изображены росписи глиняных игрушек и рядом подберите правильное название. -Проверим работу (На презентации появляются образцы правильных ответов, которые появляются в виде анимации). -Какие номера вы выбрали? Как называется роспись под №5? Как называется роспись под №6? Как называется роспись под №8?
-Как вы оцениваете себя на этом этапе? Были ли у вас затруднения? Как вы будете эти затруднения преодолевать? -Молодцы, хорошо знаете росписи. - Посмотрите, на доске квадраты разных цветов, на какие две группы их можно разделить? (Наглядный материал выполнен как Word документ). -Настя выбирает тёплые цвета, а Ваня – холодные. Составьте слова. - Какие получились слова? Что они нам могут подсказать? (слайд № 4) - Да, действительно, это тема нашего урока: «Искусство Гжели». ( Изображение образца Гжели получено с помощью системы Яндекс https://yandex.ru/images/search?text=картинка%20девушка%20гжель) -Что вы хотите сегодня узнать на уроке, с чем познакомиться, чему научиться? -Мы с вами поставили задачи на сегодняшний урок. (слайд № 5) | Приветствуют учителя. Выполняют действия: желают друг другу успеха. Дают ответ - (знания). Смотрят фрагмент из сказки «Волшебная птица». - Русские умельцы, народные мастера. -Их занятия это – изготовление шкатулок, предметов быта, игра на музыкальных инструментах, строительство из дерева избы, рукоделие; -занятия можно назвать народными промыслами. Подбирают определения народным промыслам. Сравнивают свои предположения с текстом из энциклопедии. Выполняют задание в парах. Проверяют совместно с учителем по презентации. - № 5 – Дымковская. - № 6 – Филимоновская. - № 8 – Каргопольская. - Ответы детей, рефлексия. - На холодные и тёплые цвета. Составляют из букв слова: Искусство, Гжели. - Тему урока. - Ответы детей. 1) Познакомимся с промыслом Гжель, его историей. 2) Научимся изображать элементы росписи этого народного промысла. | Личностные: познание мира через образы и формы декоративно-прикладного искусства. Регулятивные: объективно оценивать собственную деятельность, сравнивая ее с работой одноклассников. Коммуникативные: адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, развивать диалогическую форму коммуникации. Познавательные: осваивать характерные для народного промысла (Дымково, Филимоново, Каргополь) основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя, определить народные промыслы. Предметные: определять характерные особенности росписей: Дымковской, Филимоновской, Каргопольской. |
Ориентиро-вочный этап. | Организовать самостоятельное планирование и выбор методов решения проблемы. | Беседа. | Индивидуальная. | Для знакомства с искусством Гжели нам нужна информация. -Для выполнения поставленных задач, чем будем пользоваться? -Я хотела бы вам предложить организовать небольшое исследование. Для проведения исследования что необходимо? - Проведём НАБЛЮДЕНИЕ – это один из научных методов в исследовании. (слайд № 6) -Ключевым моментом в исследовании является гипотеза. Что такое гипотеза? -Правильно, это научное предположение. Я вам предлагаю выяснить, верна или не верна Гипотеза: «Художник для росписи гжели имеет лишь одну краску – кобальт (серого цвета)». -Какой источник будем использовать для подтверждения этой гипотезы? -Открываем учебник на стр.68, читаем. | Называют известные им способы решения поставленной задачи и знакомятся с предложенной учителем последовательностью действий: учебником Н.А. Горяева «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» 5 класс. - Ответы детей: поставить цели, задачи, определить объект, предмет исследования, найти методы. - Дают определение слову гипотеза. - Используем учебник «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» 5 класс. - Ищут информацию в тексте для подтверждения или опровержении гипотезы. | Личностные: эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения гжельского промысла. Регулятивные: вырабатывать способность соотносить свои действия с планируемыми результатами, оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Коммуникативные: формулировать собственное мнение.
|
Поисково-исследова-тельский этап. | Организовать осмысленное восприятие полученной информации. | Самостоятельная работа с текстом, видеометод. | Фронтальная, индивидуальная работа. | (слайд № 7) Проверка гипотезы -Кто считает, что гипотеза: «Художник для росписи гжели имеет лишь одну краску – кобальт (серого цвета)» верна? Почему? -Сейчас я вам предлагаю посмотреть видеоролик. -Обратите внимание на работу художника. Понаблюдайте, какой мотив, какие элементы росписи используются? (Видеоролик был взят с сайта: https://www.youtube.com/watch?v=6tE5OO6Ertk, вырезан, смонтирован с помощью программы Видео МАСТЕР). (слайд № 8) -Какой мотив гжельской росписи вы наблюдали? (слайд № 9) -Назовите элементы гжельской росписи? (Элементы гжельской росписи сканированы из альбомов: Искусство – детям «Сказочная Гжель», «Чудесная Гжель», Москва, издательство: Мозаика-синтез, 2009г.). - Я хочу вернуть вас в начало урока. Вспомните, пожалуйста, как называлась сказка, фрагмент которой мы смотрели в начале урока? В ходе чтения стихотворения, учитель открывает нарисованную птицу (без хвоста) (Изображение птицы в технике Гжели выполнено учителем (мною)): В старом халате художник Вдруг появляется птица, -Красивая? Но что не успел дорисовать художник? -Вот мы с вами его сегодня и дорисуем гжельской росписью. -Мастера гжельской росписи используют приём МАЗОК с ТЕНЯМИ. -Мы попытаемся повторить его на палитре вместе со мной. -Теперь я вам предлагаю самостоятельно украсить перо, используя цвет и элементы гжельских мастеров. -Я даю вам 7 минут на роспись пера. -Затем при помощи магнита закрепите перо на хвосте птицы. -Посмотрите, какая красивая получилась птица! Вам нравится? Мне тоже очень нравится!!! А нравится тем, что я увидела технику выполнения гжельской росписи и её цветовую гамму. -Ребята, трудно было выполнять работу? С какими трудностями вы столкнулись? Как эти трудности можно преодолевать? | - Предлагают ответы верна или неверна гипотеза: - верна, доказательство на стр.70 учебника: расписывалась эта посуда по белой обожженной глине кобальтовой краской чёрного цвета, а сверху покрывалась глазурью. При обжиге кобальт становился пронзительно синим, а прозрачная полива приобретала блеск. - Смотрят видеоролик. - Народные умельцы используют природный (растительный) мотив. - Волнистые линии, ромбы, цветы, точки, капельки, линии. - Смотрели фрагмент сказки «Волшебная птица». Слушают стихотворение. - Хвост. На палитре выполняют приём мазок с тенями, пользуются учебником на стр.72. -Расписывают перо. -Украшают хвост птицы расписанными перьями -Восхищаются работой. -Проводят рефлексию своей деятельности. | Личностные: эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения гжельского промысла. Регулятивные: вырабатывать способность соотносить свои действия с планируемыми результатами, оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Коммуникативные: формулировать собственное мнение. Познавательные: извлекать необходимую информацию из предложенного текста; осваивать характерные для гжельского промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя. Предметные: выполнять гжельский мазок с тенями в росписи пера; создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы. |
Практический этап. | Применить новые знания. | Практический. | Индивидуальная. | Работа в группах «Смешанные пазлы». (ИКТ) - Подойдите, пожалуйста, к ноутбукам группами и рассортируйте пазлы. Начните работу с ключевого пазла на котором написано название народного промысла (пазлы из игры для дома «Русские узоры: детям о художественных промыслах» были подготовлены с помощью программы Photoshop. Каждый элемент пазла был сканирован и смонтирован в программе Photoshop). 1 – гжель – ПРОВЕРКА (слайд № 10) 2 – филимоновская – ПРОВЕРКА (слайд № 11) 3 – дымковская – ПРОВЕРКА (слайд № 12) -Вам понравилось задание? -Хотите дополнить знания об истории Гжели? Я вам предлагаю поискать информацию на сайтах: 1) http://xn----dtbjalal8asil4g8c.xn--p1ai/posuda/gzhel-istoriya-promyisla.html. 2)http://keramoblog.com/interesnye-fakty-o-gline/istoriya-vozniknoveniya-gzheli/ Тот, кто не успел выполнить работу по сортировке росписей, можете завершить работу в кабинете информатики в любое удобное для вас время. | -Выполняют практическую работу в группах «Смешанные пазлы» на ноутбуках. -Рефлексия. | Личностные: понимать причины успеха или неуспеха выполненной работы, адекватно воспринимать предложения и оценивание учителей и товарищей. Регулятивные: вырабатывать способность различать способ и результат действия. Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов. Предметные: строить композицию, исходя из собственного замысла. |
Рефлексивно-оценочный этап. | Осмыслить процесс и результат деятельности. | Билетик на выход. | Индивидуальная. | (слайд № 13) В начале урока мы поставили задачи: 1) Познакомимся с промыслом Гжель, его историей. 2) Научимся изображать элементы росписи этого народного промысла. -Как вы считаете, все ли задачи мы решили? -Спасибо за урок, за вашу активность, плодотворную работу, можете прибрать свои рабочие места. Билетик на выход: белый – ничего не понял (а); голубой – остались вопросы; синий – всё понял (а) (билетики вырезала из цветной бумаги белого, голубого и синего цветов в форме прямоугольников). | -Да. Рефлексия. Оценивают результаты своей деятельности в форме билетика разного цвета. | Личностные: выражать свое отношение к деятельности на уроке. Регулятивные: вырабатывать способность адекватно оценивать свою деятельность на уроке. Предметные: выявлять различия в гжельской, дымковской, филимоновской росписях, определять характерные особенности произведений гжельского промысла. |
Дата: 13.12.2016 год Подпись учителя: /Е.А.Шуклина/
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Искусство Гжели» (по программе Б.М.Неменского).
В методической разработке урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Искусство Гжели» (по программе Б.М.Неменского) представлены цели и задачи урока, результаты по ФГОС – личностные, метапр...
Методическая разработка урока "Чудо- Гжель"
Материал состоит из теоретического материала и презентации о гжельской росписи,выполненная учениками Хафизовыми Алмазом и Марселем....
методическая разработка"синяя сказка Гжели"
Цель: Закреплять знания детей о характерных особенностях гжельской росписи.Задачи:· учить составлять из элементов гжельской росписи композицию и у...
Методическая разработка урока изобразительно искусства Тема. «Народные промыслы. Искусство Гжели» 5 класс
Методическая разработка урока изобразительно искусстваТема. «Народные промыслы. Искусство Гжели»5 класс...
Методическая разработка урока ИЗО по теме "Искусство Гжели" 5 класс
План урока ИЗО по программе Б.М.Неменского для 5 класса по теме "Искусство Гжели"...
Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме «Искусство Гжели» (по программе Б.М. Неменского)
Урок продолжает цикл уроков 2 четверти «Связь времен в народном искусстве». В методической разработке урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Искусство Гжели» (по программе Б.М.Нем...
Методическая разработка для проведения уроков по декоративно-прикладному искусству "Роспись Гжели"
Методическая разработка для проведения уроков по декоративно-прикладному искусству "Роспись Гжели". Для 5-го класса...