Методическая разработка урока изобразительно искусства Тема. «Народные промыслы. Искусство Гжели» 5 класс
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
Методическая разработка урока изобразительно искусства
Тема. «Народные промыслы. Искусство Гжели»
5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologicheskaya_karta_uroka_izobrazitelnogo_iskusstva.docx | 30.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальный педагогический конкурс разработок учебных занятий «Мастерская гения» по предмету «Искусство». |
Методическая разработка урока изобразительно искусства Тема. «Народные промыслы. Искусство Гжели» 5 класс Учебник: Изобразительное искусство 5 класс Б.М. Неменский, М. 2011 г. |
Автор: Сазонова Юлия Андреевна учитель искусства Муниципального казенного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Сластуха Екатериновского района Саратовской области e-mail: sazonova.yuliya@ibox.ru |
2013 г. |
Тема урока: Народные промыслы. Искусство Гжели.
Цели урока:
-по содержанию: знать об искусстве гжельского промысла, особенностях гжельской росписи;
-по способу работы: освоить приемы гжельского кистевого мазка, создать образ сказочной жар-птицы как символа творчества и вдохновения.
Задачи урока:
Воспитывать бережное отношение к народным традициям и
промыслам, эмоционально-ценностное отношение к деятельности,
Продолжить формирование знаний о декоративно-прикладном
искусстве и его применении, об образном языке декоративного
искусства, обеспечить освоение приемов гжельской росписи.
Развивать умение сравнивать и делать выбор, давать эстетическую
оценку произведениям гжельской керамики, развивать фантазию и
воображение, навыки самостоятельного творческого мышления.
Результаты обучения:
Личностные: осознавать необходимость уважительного отношения к культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства, значимость эмоционально-ценностного отношения к собственной деятельности как основы творчества, развивать фантазию и воображение, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений гжельских мастеров и работ учащихся.
Метапредметные: учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу, и оценивать ее результаты. анализировать собственную художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления.
Предметные: понимать «язык» декоративного искусства, освоить основные мотивы гжельской росписи, разнообразные приемы работы, в т.ч. технику двойного мазка, создать художественный образ волшебной жар-птицы.
Ход урока:
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Время |
1.Организационно-мативационный этап | Приветствие учащихся Проверка готовности к уроку, организации рабочего места, отсутствующих | Приветствие учителя Проверка организации рабочего места | 1 мин |
2. Актуализация и мотивация | Актуализация знаний, введение в тему урока. 1.Вводная беседа Сегодня мы должны ответить на вопрос: какого цвета жар-птица? Как Вы считаете? В каких сказках мы встречаемся с жар-птицей? Вы дома искали образы жар-птицы. Что Вы можете о ней сказать? Обобщение слов учащихся, вывод о том, что образ жар-птицы является воплощением мечты о счастье, но придти к успеху герой может только преодолев трудности и приключения. Птица-огонь, - полагали славяне, подразумевая Жар-птицу, - об ее оперение можно запросто обжечься. Каждое перо же светится, как множество свеч, и остро, крепче булата. А сама же она сияет то голубым, то малиновым светом. Может быть она светится всеми цветами или голубого цвета? Где мы сталкиваемся с синей птицей? Из слов М. Метерлинка «Человек предстает либо жертвой рока, либо борцом против него» следует, что за счастье и успех нужно бороться. Любовь к своему искусству, трудолюбие и талант мастеров Гжели вновь вызвали из небытия древние символы счастья и мечты о прекрасном –синих птиц – и одухотворили ими узоры и мир вещей человека. Человек, получивший дар от Жар-птицы, сам нес на себе отблеск волшебного света и дарил радость людям. Чтобы удача и счастье не покинули его, стал расписывать посуду яркими изображениями птицы. Что же тогда главное в декоративном искусстве? Сегодня мы будем изображать волшебную Жар-птицу по мотивам Гжели. 2. Постановка целей и задач, которые должны быть достигнуты в ходе урока. -Чему мы должны сегодня научиться? - Вам понятна тема и цели? -Какие задачи нужно решить художнику-волшебнику для создания художественного образа? (важно это, нужно, зачем?) | Отвечают на вопросы: Желтая, золотая, яркая… Иван-царевич и серый волк, Конек-Горбунок, Царь-девица… В мифологии Жар-птица –огненная птица размером с павлина, она стережет цветок папоротника, живет в райском саду, выполняет желания, сияние ее так же слепит глаза, как солнце или молния -Да, нет… -В сказке Метерлинка «Синяя птица» -Одухотворение прекрасных образов и украшение ими предметов быта. -Познакомиться с искусством Гжели. -Да -Узнать о Гжели, Об особенностях этого промысла, мотивах и приемах росписи…. | 5 мин |
3. Изучение и закрепление первичных знаний | 1. Просмотр презентации на CD ROM, полилог по ходу презентации: Гжельская роспись – это древнее, традиционно русское искусство, истоки которого зародились в русской глубинке более 670 лет назад. «Нежно-голубое чудо – сказочная гжель» - так ласково называли люди на Руси – всем полюбившуюся, удивительно украшенную керамику из белоснежной глины. -Правда, очень красиво!? Зачитать стихотворения и ответить на вопросы – по времени (Приложение) Одной из причин развития именно этого промысла послужила качественная гжельская глина. -Кто может сказать, на каком материале выполняют роспись мастера Гжели? Роспись часто дополнялась скульптурными изображениями людей, животных, птиц -А какие цвета используют художники? Особенностью Гжельской росписи является использование 3 основных цветов: белого, составляющего фон изделия, синего и голубого, которыми выполняется сам рисунок (художники берут на кисть только 1 цвет – кобальт). -Какие бывают изделия? - А как проходит процесс производства гжельских изделий? Кто знает? Послушайте стихотворение Татьяны Алферовой: «Играет нежная свирель, И замирает в восхищенье Жемчужина России – Гжель, Где поселилось вдохновенье. Здесь каждый – мастер и творец...» Итак – в сине-голубую сказку, в мастерскую, учиться творчеству. Открывайте краски, берите кисточки, все готовы делать упражнения? |
-Да… -На керамике, фарфоре, фаянсе -Синий кобальт -Это разнообразная посуда: кувшины, кумганы, блюда, молочники, масленки, чашки, вазы, солонки, тарелки, фигурки людей, птиц, животных… -Вытачивают модели, в формы заливают гипс, гипс затвердевает, изделия обжигают, художники расписывают их вручную. Подготовка к упражнению | 7 мин |
4. Отработка навыков | 1. Просмотр презентации на CD ROM «Элементы хохломской росписи» Каждый элемент росписи – не копия реального мотива, а декоративно-переработанный, стилизованный, главное здесь – фантазия. 2. Выполнение упражнений Элементы росписи – это разнообразные сеточки, прямые и волнистые линии; -Усики, завитки, капельки, отводки, росчерки -Мазок с тенями. Каких только форм и росписей не увидишь в гжельском промысле! Мастер набирает краску только на одну сторону кисти и широким круговым движением кладет мазок на поверхность сосуда. Один мазок – лепесток, другой, третий – и вот уже роза готова, и в ней можно различить оттенки, постепенный переход от светлого к темному. Такой прием росписи называют «мазок на одну сторону или «мазок с тенями». 3.Какие элементы используют народные мастера? | Выполнение упражнений, отработка элементов росписи, помощь затрудняющимся Выполнение разных линий, сеточек, усиков, завитков, цветов, листиков. Мазок-пятно дополняет тонкая решительная линия: прямая, волнистая, спиралевидная, округлая. Мазок с тенями выполняем следующим образом: набираем на кисть густую синюю краску, проводим мазок необходимой формы и чистой влажной кистью добиваемся растяжки тона к более светлом. -Линии, сеточки, усики, мазок с тенями… | 7 мин |
5. Применение новых знаний | 1.Представление образа: Закройте глаза, послушайте стихотворение и представьте образ волшебной птицы Творчества, Счастья, Света: Душу, гжельскою белой глиною, Представьте эту птицу в своем сердце и пусть теперь она поведет Вас по дороге творчества. Верьте в себя! И у Вас все получится. 2.Практическая работа. Украшаем пасхальное яйцо, которое в русской культуре означает новую жизнь, возрождение, образом волшебной птицы, которая является символом творчества. Самое главное в обычных и сказочных птицах то, что они умеют летать. Сказочные птицы отражают мечты о недостижимом. Трудолюбие и терпение помогает преодолеть любые преграды. Лети птица, лети… Во время практической работы - целевые обходы: 1)контроль организации рабочего места; 2)контроль правильности выполнения приемов работы; 3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; 4) контроль объема и качества выполненной работы. | Перенесение зрительных образов в новый художественный образ (анализ впечатлений и синтез как создание нового образа). -Работают самостоятельно. Вся наглядность убирается. | 20 мин |
6. Рефлексия | Итог урока. 1. Общая оценка работы класса Чему Вы научились? Кто почувствовали вдохновение? Понравился урок? (смайлики) Что понравилось? В чем затруднялись? Где можно использовать свои рисунки? (смотря по оставшемуся времени урока) 2. Выставка работ учащихся. Какая работа понравилась и почему? 3. Уборка рабочих мест. Заключительное слово. Сегодня мы сделали большой шаг вперед, и даже если не успели сделать все, что хочется, многие из Вас поселили Жар-птицу в своем сердце, только теперь старайтесь ее не упустить.
Спасибо за урок. | -Основным мотивам и приемам гжельской росписи. -Поднимают руку.. Получилось красиво, мало времени. Хочется доделать композицию…. Нарисовать поздравление, подарить маме, близким, друзьям к Пасхе… Понравилась эта работа, т.к….. Наводят порядок. | 5 мин |
Список использованных источников.
- Б.М. Неменский Учебник Изобразительное искусство 5 класс М. – 2012 г.
- О.В. Свиридова Поурочное планирование по программе Б.М. Неменского Изобразительное искусство 5 класс, Волгоград – 2012 г.
- clubnps.ru/stih/1983-gzhel.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока физики по теме "Параллельное соединение проводников", 8 класс
План-конспект урока с применением технологической карты урока, решением задач различного уровня....
Методическая разработка урока экономики на тему "Ценообразование" в 10-11 классах
Методическая разработка урока экономики на тему "Ценообразование" для учащихся 10 класса социально-экономического профиля, изучающих основы предпринимательской деятельности. Тип урока - комбинир...
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Методическая разработка урока истории по теме «Русско-японская война» 9 класс, «История России. XX век»
В кусе изучения «Истории России XX век» рассмотрение темы «Русско-японская война» предполагается в контексте раздела «Внешняя политика Николая II» (по программе А.А.Данилова, Л.Г.Кос...
методическая разработка урока ИЗО по теме "Сказочно-былинный жанр" 7 класс
7 класс, 3 четверть: "Великие темы жизни", тема: "Сказочно-былинный жанр" по программе "Изобразительное искусство" под редакцией Б.М. Неменского.Разработка включает в себя: конспект урокаНа урок...
Методическая разработка урока музыки по теме «Народное искусство Древней Руси» 6 класс.
Данная методическая разработка позволяет наилучшим образом донести до учащихся материал урока, путем музицирования на музыкальных инструментах.А так же в разделе вы можете найти интересную презентацию...
Методическая разработка урока истории по теме: "Народные движения в XVII веке". Формы и методы обучения на современном занятии по предмету.
Методическая разработка, даст возможность провести урок по теме: "Народные движения в XVII веке" в рамкак требований ФГОС последнего поколения, основная технология - Критичческого мышления....