Индивидуальный перспективный план по самообразованию на тему "Обучение основам дизайна детей младшего и среднего школьного возраста"
проект по изобразительному искусству (изо) на тему
Содержание работы:
- Общие понятия о дизайне
- Цели
- Задачи
- Мотивация
- Направленность
- Новизна
- Актуальность
- Целесообразность
- Перспективный план-таблица (на 5 лет обучения)
- Заключение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
perspektivnyy_plan_po_dizaynu.docx | 35.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение Дивеевская СОШ
Дивеевского района
Индивидуальный перспективный план по самообразованию
педагога дополнительного образования
на тему «Обучение основам дизайна
детей младшего и среднего школьного возраста»
Подготовил: педагог
дополнительного образования
Исакова Елена Николаевна
с. Дивеево
2016 г.
Каждый ребенок - художник.
Трудность в том, чтобы остаться
художником, выйдя из детского возраста.
Пабло Пикассо
В наше время инновационных технологий, современных художественных направлений и креативных течений в мире искусства большое значение должно уделяться храму умственного, культурно-нравственного и эстетического воспитания маленького человека. Именно школа, является таким храмом, где происходит формирование личности ребёнка, формируется его отношение к миру, к людям окружающим его. Ребенок учится видеть себя в этом мире, оценивать свою пользу для окружающих, учится быть общительным, учится отстаивать свою позицию в коллективе. Но дети, в отличие от взрослых, не всегда могут выразить свои чувства и эмоции какими-то подходящими словами. В таких случаях детские психологи советуют родителям только одно – дать детям в руки лист и краски и оставить их наедине с собой. Дать возможность ребёнку, как художнику , выплеснуть на чистый лист свои переживания. При этом оставляя за ним право решить, какую палитру красок он для себя выбирает.
Пабло Пикассо сказал когда-то: «Художник рисует не то, что видит, а то, что чувствует».
Именно через цвет, какие-то хаотичные мазки кистью по листу бумаги и зарождается творческое начало в любом маленьком человеке. Через цвет, пятна и линии ребенок «разговаривает» с окружающим миром, пытаясь заявить о себе, показывая всем, что он личность. Со временем у маленькой личности появляется свой художественный стиль, почерк.
Задача педагогов – помочь ребенку адаптироваться в большом, сложном, стремительном «водовороте» жизни и сохранить целостность своего внутреннего мира. Другими словами: найти себя в этом мире, свой стиль. Но все это – в будущем, а сейчас маленький художник только стоит на первой ступени миропознания и каких-то уникальных открытий в мире искусства: живописи, композиции, скульптуры, архитектуры и др.. Педагог в этом случае, выступает «проводником» между ребенком и искусством , помогает своему воспитаннику различными техническими средствами выразить себя в разных направлениях искусства. Помогает найти свой стиль.
Хочется обратиться к словам дизайнера Анны Винтур: « Создай свой собственный стиль. Пусть он будет уникальным для тебя и недосягаемым для других»
Мой индивидуальный план самообразования: «Обучение основам дизайна детей младшего и среднего школьного возраста» включает в себя:
Задачи:
- выявить сущность понятия «Детское изобразительное творчество» и раскрыть его виды в условиях развития современного мира;
- изучить оригинальность в изобразительном творчестве детей, помочь ребенку сохранить свой « почерк», индивидуальность художественной подачи;
- изучить возможность обучения детей младшего и среднего школьного возраста элементам дизайна в рамках дополнительного образования;
-раскрыть в каждом начинающем юном художнике задатки будущего дизайнера, через выполнение практической работы в материале (пластилине, глине, картоне и т.п.) с сохранением функциональных особенностей предмета.
- разработать оригинальную программу по обучению детей элементам дизайна, направленную на креативность изобразительного детского творчества.
Цели:
- построить учебные занятий таким образом, чтобы в них чередовались разные виды дизайна , такие как: графический дизайн, декоративно- пространственный дизайн , ландшафтный дизайн, фитодизайн, дизайн интерьера;
- донести до детей значения словосочетания «дизайн-деятельность»,в чем ее смысл и практическая направленность;
- организовать в школе дизайн-кружок, создать соответствующую обстановку в интерьере, которая будет располагать детей к дизайн-творчеству;
- обеспечить базу дизайн-кружка необходимым наглядным материалом: предметами дизайнерского искусства , журналами, подборкой книг и медиатекой по дизайну,необходимым набором технических средств , инструментов и материалов для организации детского творчества по дизайну.
Необходимость обучения «Основам детского дизайна» в современной школе.
Обращаясь к теме нашего исследования мы столкнулись с проблемой полного отсутствия научной литературы по данному вопросу. И хотя многие педагоги считают необходимым введение обучения дизайн-деятельности в школьных учреждениях и представляют свои мысли в различных статьях в Интернете и журналах «Школьное воспитание», однако, книг по детскому дизайну практически нет.
Новая концепция детства и художественного образования повышает сегодня ответственность семьи и педагога, формирующих у детей эстетическое отношение к миру. Развить эти природные задатки у ребенка, конечно должен взрослый: научить маленького человека видеть и замечать вокруг себя красоту огромного мира , обращать свое внимание на происходящее вокруг тебя в мире, даже на незначительные мелочи ; деревья, людей, небо, солнце, дождь, ветер, птиц, лужи под ногами и многое другое, чего в обычной жизни не каждый замечает.
Наша задача - научить детей любить этот мир ,эту природу , красоту линий, форм и красок. Научить понимать искусство, хорошо разбираться в его направлениях. Педагог доп. образования по изобразительному искусству должен не только научить детей основам композиции, рисунка и живописи. Он обязательно должен познакомить детей с корнями и традициями русских народных ремесел, откуда черпает свое начало многовековая история декоративно-прикладного искусства. Сегодня, современные тенденции диктуют всему мировому искусству новые правила и формы существования. Современный педагог стоит на новой ступени художественного подхода к привычным вещам.
То, что вчера в нашем быту гармонично уживалось с другими вещами, сегодня требует модернизации и нового стиля. Научить видоизменять уже существующие предметы , сохраняя при этом их практическое назначение, украшать и декорировать по-новому старые предметы быта строить и творить, дерзать - именно этого от современных педагогов требуется на занятиях по дизайну.
Детский дизайн является одним из тех видов деятельности, который эффективно влияет и способствует многогранному развитию изобразительного творчества у детей.
Поэтому одним из важнейших условий при организации занятий по обучению детей элементам дизайна является организация интересной содержательной жизни ребенка в образовательном учреждении и семье, обеспечение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения. Здесь, конечно, важна поддержка и участие родителей, их активное взаимодействие с педагогом дополнительного образования.
Одно из важнейших условий развития детского творчества – единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие между педагогом и учеником.
Освоение художественно-творческой деятельности, а соответственно и обучение детей элементам дизайна, немыслимо без общения с искусством, в данном случае искусством дизайна. При чуткой поддержке взрослых ребенок начнет правильно понимать и разбираться в искусстве, в его направлениях и многогранности. Постепенно к ребенку придет понимание того, что в таком огромном мире искусства, он как « песчинка в океане», но ведь из таких малых « песчинок» и создавался этот «океан». Педагогу предстоит непростая задача в работе с детьми в новом для них напавлении. На занятиях по дизайну дети будут находиться в постоянном творческом поиске. Они окунутся в мир привычных форм и предметов, и будут эксперементировать с ними, видоизменяя их ,что-то добавляя от себя.
Думайте о содержании, которое вы хотите вложить в создаваемый предмет, и лишь потом придет форма. У вещи будет свой дух. А дух, в отличие от формы, скопировать сложно
Энрико Тонуччи
Каждый человек-индивидуальность. Каждая индивидуальность имеет свой стиль. А поскольку изобразительное творчество – это всегда выражение индивидуальности, поэтому к каждому ребенку необходим особый творческий подход. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических процессов, и даже настроение ребенка в день, когда предстоит данная творческая работа.
Непременным условием при организации занятий в дизайн-кружке должна быть атмосфера раскрепощённости, творческой свободы. То есть стимулирование взрослыми такого состояния детей, когда они чувствуют себя непринужденно, комфортно и могут с удовольствием заниматься любимым творчеством.
Важнейшим условием развития дизайн-творчества является комплексное и системное использование педагогом методов и приемов наглядного и практического ознакомления по данному направлению в искусстве.
Мотивация задания – существенное условие творческой активности ребенка.
Другое условие – обязательное бережное отношение к результату детского творчества. Здесь можно сказать про такие явления, когда детские работы убираются подальше, или даже выкидываются, а если они и выставляются, то ненадолго. Но в данной обучающей программе рассказывается именно о нужности и функциональности детских работ, об использовании их в качестве украшения интерьера ,поэтому мы должны практически применять их воплощённые в материал дизайнерские идей в оформлении класса, фойе школы, уголка отдыха, актового зала в качестве украшения лестничных маршей и пришкольных площадок.
Безусловно, что материальное обеспечение изобразительной деятельности школьника в первую очередь зависит непосредственно от педагога дополнительного образования. Оборудование, учебно-образовательная база, а так же необходимое техническое оснащение дизайн-кружка в школе является главным начальным условием для плодотворной творческой работы детей и качественного усвоения нового материала в изучении нового перспективного направления в изобразительном искусстве – основы дизайна.
Направленность программы художественно - эстетическая – программа направлена на приобщение школьников к основам дизайна, и выявление одаренных детей с целью развития их творческого потенциала.
Новизна данной образовательной программы заключается в том, что программа дает возможность не только изучить различные техники декоративно-прикладного искусства, но и применить их в изменённом авторском виде в процессе создания новых предметов домашнего интерьера.
Актуальность данной образовательной программы, современный социальный заказ на образование обусловлен задачами художественного образования школьников, которые выдвигаются в концепции развития дополнительного образования детей (Министерство образования РФ от 04.09.2014г № 1726-р). Преимущества дополнительного образования по сравнению с другими видами образования: предоставление выбора, вариативность содержания и форм, доступность знаний и информации, адаптивность к изменениям (запросам), открытость.
Важность художественного образования, использования познавательных и воспитательных возможностей предметов художественно-эстетической направленности, которые формируют у обучающихся творческие способности, чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность.
Педагогическая целесообразность образовательной программы (мера педагогического вмешательства, разумная достаточность, предоставление самостоятельности и возможностей для самовыражения самому учащемуся). Формирование и развитие творческих способностей, удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. Программа предполагает работу над индивидуальными и коллективными работами в кружке дизайна как одну из форм развития интереса в художественном обучении детей с различными начальными данными. Каждый учащийся любого уровня подготовки и способностей в процессе обучения чувствует себя важным звеном общей цепи (системы), от которого зависит исполнение коллективной работы в целом. Доля ответственности каждого учащегося в этом процессе очень значима. Учащийся, осознавая эту значимость, старается исполнить свою часть работы достойно, что способствует формированию чувства ответственности и значимости каждого участника школьного коллектива.
Учащийся сам ответственен за выполнение всех поставленных творческих задач, и в его руках находится решение целого процесса создания дизайн - проекта (например, создание коллекции дизайнерской посуды).
Целью данной перспективной программы является формирование личностных качеств детей, ориентируясь на свободное развитие маленького человека в рамках данного проекта, на творческую инициативу каждого ребёнка. Способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Направление самообразования:
№п/п | Содержание работы | Сроки выполнения | Примечание (заполняется в процессе реализации плана) |
Теоретический этап | |||
1. | Изучение методической литературы по данной теме. | В течение года | |
2. | Изучение статей в журналах: «ARTeacher», «Курьер российской академической науки и высшей школы», «Начальная школа» | Периодически | |
Практический этап | |||
3. | Изучение опыта педагогов – дизайнеров, педагогов дополнительного образования. | Регулярно | |
4. | Изучение методики преподавания дизайна для детей в интернете | Регулярно | |
5. | Посещение открытых занятий коллег и участвовать в обмене опытом. | Регулярно | |
6. | Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и интернет | Ежемесячно | |
7. | Оказывать педагогическую поддержку ученикам испытывающим трудности: Создавать индивидуальные подходы | Регулярно | |
8. | Участие в конкурсах и выставках различного уровня | По плану | |
9. | Совершенствовать свои знания в области дизайна и педагогики | Регулярно | |
10. | Повышать уровень эрудиции, общей культуры (посещение спектаклей, картинных галерей и т.д.) | Регулярно | |
11. | Обогатить личную библиотеку новыми книгами о дизайне, методической литературой, журналами. | Ежемесячно | |
12. | Изучение преподавания дополнительного образования в зарубежных странах | Постоянно | |
13. | Ведение «Портфолио» |
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Формирование у учащихся ключевых навыков, обретение собственного стиля художественной подач:
- ценностно-смысловые общекультурные компетенции - восприятие искусства как духовной летописи человечества и вместе с тем понимание красоты окружающего мира, поиск объектов искусства в обыденной жизни;
- учебно-познавательные компетенции - развитие воображения, творческого потенциала учащихся, умения подходить к любой своей деятельности творчески, индивидуально;
- информационные компетенции - умение самостоятельно находить, анализировать и использовать новую информацию для создания своего стиля;
- коммуникативные компетенции - уметь заявить о себе через свое искусство, , участвовать в выставках, показах, конкурсах, презентациях;
- компетенции самосовершенствования - развитие рефлексии, креативности мышления, объективности оценки результатов собственной деятельности
Заключение
Для достижения поставленной цели педагог доп. образования должен изучить теоретические и методические возможности дизайнерского образования в современной школе.
Педагог должен постоянно находиться в курсе всех новостей о проходящих в области за ее пределами дизайнерских выставках, о новых тенденциях в искусстве, о новых дизайнерских разработках и современных материалах.
Рассмотреть все вопросы, касающиеся этого направления: История возникновения дизайн- деятельности, ее виды и отрасли ее применения, ее функциональная роль в жизни современного человека .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа для детей младшего и среднего школьного возраста "Коррекция произвольного внимания"
Программа коррекционно- развиваюшей направленности. Внимание - самое необходимое, что нужно для успешной учебы, и в то же время самое уязвимое место в развитии мыслительной деятельности детей с ограни...
Развитие музыкальных способностей детей младшего и среднего школьного возраста
Развитие музыкальных способностей младшего и среднего школьного возраста...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАМММА «МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ», РАССЧИТАННАЯ НА 3 ГОДА И БОЛЕЕ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАМММА«МУЗЫКА И ДВИЖЕНИЕ»,РАССЧИТАННАЯ НА 3 ГОДА И БОЛЕЕ ОБУЧЕНИЯДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....
Сценарий мероприятия для детей младшего и среднего школьного возраста "Символы России".
Сценарий исторического экскурса по государственным символам России. В познавательно-игровой форме позволит закрепить знания детей младшего и среднего школьного возраста гимна, герба и флага Росс...
Программа "Радуга чувств" ( коррекционно-развивающая) для детей младшего и среднего школьного возраста
Мы воспринимаем окружающий мир и события, происходящие внутри нас при помощи органов чувств. Каждый из этих органов реагирует на влияние окружающ...
Программа по экологическому воспитанию и образованию для детей младшего и среднего школьного возраста.
Программа по экологии призвана сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом, в структуре со...
ГЭП "Трансдисциплинарный подход в создании адаптивной среды в образовательном учреждении " Программа сопровождения детей младшего и среднего школьного возраста с трудностями школьной адаптации в образовательном учреждении
Программа сопровождения детей младшего и среднего школьного возраста с трудностями школьной адаптации в образовательном учреждении...