Внеклассное мероприятие в 5 классе по литературе. «Дела давно минувших лет, преданье старины глубокой…»
методическая разработка по литературе (5 класс)

Фирсова Татьяна Викторовна

Литературия – это целый мир, неизведанная страна, которую ещё никто не исходил от края и до края. А когда человек попадает в незнакомую местность, ему помогает карта «Преданье старины глубокой…» - это устное народное творчество, которое является одним из истоков  литературии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_kl_vneklassnoe_meropriyatie.docx23.89 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие в 5 классе по литературе.

«Дела давно минувших лет, преданье старины глубокой…»

Учитель Фирсова Т.В.

Цели: вспомнить и повторить героев сказок, пословицы, поговорки и так далее;  закрепить полученные знания; привить любовь к истокам литературы.

Задача: вспомнить пословицы и поговорки, отгадать загадки, скороговорки, героев сказок.

Оборудование: художественный плакат: «Преданье старины глубокой…», чудо-ромашка, карточки со словами, скороговорки, иллюстрации к сказкам.

Ход мероприятия:

1. Вступительное слово учителя.

Не наяву и не во сне,

Без страха и без робости

Мы снова бродим по стране,

Которой нет на глобусе.

На карту не нанесена,

Но знаем ты и я,

Что есть она, что есть страна

ЛИТЕРАТУРИЯ.

Литературия – это целый мир, неизведанная страна, которую ещё никто не исходил от края и до края. Мы с вами только-только вошли в её пределы. А когда человек попадает в незнакомую местность, ему помогает карта.

Вот и у нас на доске висит карта «Преданье старины глубокой…» - это устное народное творчество, которое является одним из истоков (источников) литературии. По этой карте мы двинемся с вами в путь, но прежде нужно выбрать две команды: «Буратино», «Веснушки».

Первые островок нашего путешествия – это пословицы и поговорки.

- Неспроста и неспуста слово молвится и до веку не сломится.

2. Разминка: Пословицы, поговорки – меткие, крылатые выражения. Они связаны с одним словом. Каким? Нужно отгадать.

Первой команде задание:

- Её толкут в ступе и носят в решете те, кто занимается бесполезным делом.

- Ею нельзя разлить неразлучных людей.

- Её набирают в рот, когда молчат.

- В ней прячут концы несчастные люди, и они иногда выходят сухими из неё.

(вода)

Второй команде задание:

- Её заваривают, затевая какое-либо хлопотное дело.

- Потом расхлёбывают, распутывают дело.

- Её не сваришь с тем, с кем трудно договориться.

- Её просит рваная обувь.

- Она в голове у путаников.

(каша)

3. Первое задание.

Каждая команда получается картинки, предметы: (цыплята, шляпа, яблоко, шило)

- Назвать пословицу, в которой встречается название этого предмета (Цыплят по осени считают.  Всё дело в шляпе. Шило в мешке не утаишь. Яблоко от яблони далеко не падает.)

4. Второе задание.

- Все вы знаете много поговорок – сравнений. Такие, как «Холоден как лёд».

Договорите поговорку:

Голоден как (волк)

Хитёр как (лиса)

Болтлив как (сорока)

Упрям как (осёл)

Труслив как (заяц)

Грозен как (лев)

5. Третье задание:

Участники игры, используя указанные ниже попарно соединённые слова, должны составить пословицы, в которых эти слова встречаются:

Журавль – синица.

Коса – камень.

Руки – скука.

Дело – потеха.

Свет – тьма.

6. Следующий островок – Скороговорки.

Задание: составить из слов скороговорку. Проговорите хором, кто быстрее составит:

Ткёт   ткач    ткани    на    платки    Тане

Готовится один человек от команды и чихает 3 раза. Оценивается:

  1. Чистота произношения;
  2. Скорость (секундомер);
  3. Выразительность.

7. Следующий островок – Загадки.

Задание: Отгадайте загадки: кто вперёд:

1. Буквы - значки, как бойцы на парад;

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит

И называется… (Алфавит).

2. Снаружи смотреть – дом как дом,

Но нет жильцов обычных в нём,

Но в нём книги интересные

Стоят рядами тесными:

И Черномор, и царь Гвидон,

И добрый дед Мазай.

Как называют этот дом?

Попробуй, угадай… (Библиотека).

3. Развернули дети

Голубые сети,

Но за партой,

 А не в  речке,

Не на рыб,

А на словечки.   (Тетрадь).

4. Сели птицы на страницы,

Знают быль и небылицы. (Букварь).

-Я знаю вы любите игры,

Песни, загадки и пляски,

Но нет ничего интереснее,

Чем наши волшебные сказки!

8. Следующий наш островок это Сказка:

Задача 1.

1. Сколько раз ходил старик в сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»? (5 раз)

2. Какой сказочный герой в русской народной сказке поплатился за обжорство?  («Волк и семеро козлят»).

3. Кто умудрился находиться в одно и то же время далеко и близко, высоко и низко, всё видеть, всё слышать и есть не велел? (Машенька, «Маша и медведь»).

4. В какой сказке жительница морских глубин поручила жадину? («О рыбаке и рыбке», «Золотой Петушок»).

5. Чья сказка начинается такими словами и как она называется:

«Жил - был добрый царь Матвей;

Жил с царицею своей

Он с согласья много лет…»  (Жуковский «Спящая красавица»).

Задание 2: инсценирование сказки.

- Чудо-ромашка на лепестках название народных сказок. («Репка», «Колобок», и т.д.)

9. Задание болельщикам:

1. Возле леса на опушке

Трое их живут в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки,

Угадайте без подсказки

Кто герои этой сказки?

 («Три медведя»).

2. Колотил, да колотил,

По тарелке носом.

Ничего не проглотил

И остался с носом.

(«Лиса и журавль»).

3. Кто-то за кого-то

Ухватился цепко,

Ох, никак не вытянуть,

Ох, засела крепло.

Скоро помощники прибегут,

Победит упрямицу

Общий дружный труд.   (Репка).

4. Скорей бы приблизился вечер

И час долгожданный настал,

Чтоб мне в золочёной карете

Поехать на сказочный бал.

Никто во дворе не узнает,

Откуда я и как я зовусь?

Но только лишь полночь настанет

К себе на чердак я вернусь.

(Ш. Перро «Золушка»).

10. Подведение итогов:

Мы вместе трудный путь прошли.

Ответы все мы отыскали.

К каждому выводу пришли,

Что нового сейчас узнали?

Узнали мы и про царей,

Про мишек, мышек и зверей,

Про буквы, ребусы, загадки,

Про алфавиты и тетрадки.

Мораль той викторины такова –

«Ученье – свет, а неученье – тьма».

- Учитесь и познакомьтесь со многими неизведанными местностями нашей страны ЛИТЕРАТУРИИ.

Награждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой...". Урок по литературе в 7 классе.

Данный урок проводится после завершения темы "Былины" в форме игры КВН....

Урок литературы в 6 классе по теме "Былины. "Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой"

Урок литературы в 6 классеТип урока: обобщение и закрепление материалаТема урока:                    Былины. Б...

Урок в 6 классе "Преданья старины глубокой"

Урок с привлечением краеведческого материала и музейных экспозиций....

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПОСВЯЩЕННОЕ ПРАЗДНОВАНИЮ 200-ЛЕТИЯ БОРОДИНСКОГО СРАЖЕНИЯ «ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ».

ЦЕЛЬ:установить творческое взаимодействие всех участников мероприятия.ЗАДАЧИ: Воспитательные: в игровой форме воспитывать понимание хорошего вкуса в одежде и манерах, приобщать к истокам российск...

Внеклассное мероприятие "Преданья старины глубокой""

В материале представлены задания для проведения внеклассного мероприятия по литературе для 5-6 классов....

Историко-краеведческий вечер: «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». ( страницы прошлого нашего города).

познакомить учащихся с историей своего города, народа, воспитание чувства гордости за дела своей страны, пробудить интерес к истории своего края....