Рабочая программа по ИЗО 5 класс автор Б.М. Неменский. ФГОС
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

 Рабочая программа разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_5_kl.docx65.75 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ ИРМО «Уриковская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено

МО  ____________

Протокол № _____

от «__»_______2015г.

Руководитель МО

__________  ____________

Согласовано

«__»_______2015г

Зам. директора по УВР

______________________

подпись     ФИО

Утверждаю

Приказ № ____

от «___»_____2015г.

Директор ________________

Е.Ю.Голяковская

подпись     ФИО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

поизобразительному искусству

для   5(а,б,в,г)класса

уровень: базовый

Учитель    Кишова Ольга Анатольевна,

Iквалификационная категория

Рабочая программа составлена на основе программы: «Изобразительное искусство», 5-9 классы, авторы: Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских. – М.: Просвещение, 2013. Программа создана в соответствии Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

2015/2016 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе программы «Изобразительное искусство», 5-9 классы, авторы: Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских. – М.: Просвещение, 2013. Программа создана в соответствии Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Календарно – тематическое планирование представляет собою систему уроков по курсу «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека», предпочтение отдаётся изучению традиционной русской культуры, содержит 34 урока (в год), 1час в неделю.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.

Цель программы: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Изучение изобразительного искусства на ступени среднего общего образования направлено на достижение следующих задач:

  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; формирование понимания красоты, гармонии цветового богатства действительности;
  • способствовать освоению школьниками знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
  • способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;
  • ознакомление с творчеством выдающихся художников прошлого и настоящего.  

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств — живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности. Освоение изобразительного искусства в основной школе — продолжение художественно- эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения. Программа объединяет практические художественно-творческие задания, художественно- эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика. Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.

Тема 5 класса — «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» — посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно- декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. При изучении темы этого года необходим акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (п. 11.6 и п. 18.3)предусматривает в основной школе перечень обязательных учебных предметов, курсов, в том числе изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5—8 классах в объеме 136 учебных часов. Данная программа рассчитана на 34 часа для обязательного изучения изобразительного искусства на этапе среднего общего образования в 5 классе по 1 часу в неделю.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души растущего человека.

Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной индивидуальности. Художественное образование в основной школе формирует эмоционально- нравственный потенциал ребенка, развивает его душу средствами приобщения к художественной культуре, как форме духовно-нравственного поиска человечества.

 Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы.

При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение — это художественное познание мира, выражение своего отношения к нему, эстетического переживания; конструктивная деятельность направлена на создание предметно-пространственной среды; а декоративная деятельность — это способ организации общения людей и прежде всего имеет коммуникативные функции в жизни общества.

Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения школьниками программного материала.

Наблюдение окружающей реальности, развитие способностей учащихся к осознанию своих собственных переживаний, формирование интереса к внутреннему миру человека являются значимыми составляющими учебного материала. Конечная цель — формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности — сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только когда знания и умения становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально- ценностных критериев жизни.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Особое значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».

Россия — часть многообразного и целостного мира. Учащийся шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

I  раздел. Древние корни народного искусства (9 часов)

1.Вводный урок, урок-знакомство.

2.Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы.

3. Убранство русской избы

4.Внутренний мир русской избы

5. Конструкция, декор предметов народного быта.

6. Русская народная вышивка

7. Народный праздничный костюм

8. Народные праздничные обряды.

9. Обобщение темы четверти «Древние образы народного искусства»

II  раздел. Связь времён в  народном искусстве (7 часов)

1.Древние образы в современных народных игрушках. Урок-беседа.

2. Лепка и роспись собственной модели игрушки.

3. Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.

4. Городецкая роспись.

5 Хохлома

6. Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.

7. Роль народных художественных промыслов в современной жизни. Обобщение темы четверти «Связь времён в народном искусстве».

III раздел.Декор – человек, общество, время (10 часов).

1.Зачем людям украшения? Урок-беседа.

2.Выполнение эскиза украшения древних славян.

3.Одежда «говорит» о человеке.

4. Рисунок на тему «Бал во дворце».

5. О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.

6. Эскиз герба своей семьи или класса.

7. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

8. Эскиз древнеегипетского украшения.

9.Декоративное искусство Древней Греции. Костюм эпохи Древней Греции.

10.Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Обобщение темы четверти «Декор - человек, общество, время».

        

IV раздел.Декоративное искусство в современном мире (8ч).

1. Современное выставочное искусство. Урок – беседа.

2. Ты сам – мастер декоративно – прикладного искусства. Панно из бумаги «Весна»

3. Урок – практикум. Создание панно «Весна»

4. Изготовление игрушки – берегини.

5. Урок – практикум. Изготовление игрушки Изготовление игрушки – берегини.

6. Ты сам – мастер декоративно – прикладного искусства. Изготовление декоративной вазы.

7. Урок – практикум. Изготовление декоративной вазы.

8 .Обобщающий урок по теме четверти «Декоративное искусство в современном мире».

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (УУД)

По окончании основной школы учащиеся 5 класса должны:

 знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

 знать особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

 знать несколько народных художественных промыслов России;

различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века);  различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);

 выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора;

 умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

 выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

 создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);

 владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

• формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

 • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

 • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

 формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;

 развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

 развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

 освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

 воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

 приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально- пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

 приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

 развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, - освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

 осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

 развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Используемые технологии и методики.

Формированию познавательного интереса детей к предмету и искусству в целом способствуют разнообразные типы уроков, формы и методы проведения занятий.

  • Сочетание на уроках коллективных и индивидуальных форм работы- важное условие развитие творчества.
  • Игровые приёмы и элементы, художественно – дидактические и интеллектуальные игры по предмету.
  • Интегрированные уроки
  • Проектная деятельность

Цель организации проектной деятельности на уроках изобразительного искусства состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников, коммуникативные умения. Работая в различных группах,  учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач; развивают в себе исследовательские умения (выявление проблем, споров, информации, наблюдение, анализ, построение гипотез, обобщение), системное мышление.

На обобщающих уроках ярко просматриваются элементы диалога, в который можно включить элементы театрализации и создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся.

Первый урок в 5 классе посвящён знакомству. Знакомству с учителем, с кабинетом, с планом работы на учебный год. Первое задание имеет диагностическую направленность – оно помогает выявить уровень и характер начальной подготовки учащихся.

.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ

  • выполнение самостоятельных практических работ;
  • беседы и устный опрос;
  • тестирование;
  • защита творческих проектов.

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  • Активность участия.
  • Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
  • Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
  • Самостоятельность.
  • Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

  • Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
  • Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
  • Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность

всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Нормы оценки знаний.

Оценка «5″

Учащийся правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные  знания на практике;

верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между  собой все компоненты изображения;

умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное, рисунок выполнен безошибочно и аккуратно.

Оценка «4″

Учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное, в рисунке есть неточности.

Оценка «3″

Учащийся допускает грубые ошибки в ответе;

допускает неточность в изложении изученного материала, рисунок или поделка выполнены недостаточно аккуратно, присутствуют   некоторые неточности эскиза или сюжета.

За проявленную самостоятельность и творчески выполненную работу оценку можно повысить на 1 балл или оценить это дополнительной отметкой.

         Рисунок или поделка с нарушением эскиза или сюжета, не отвечающих их назначению, не оценивается, они подлежат исправлению, переделке. 

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ, СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • Учебник: Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /Н.А. Горяева, О.В. Островская; под редакцией Б.М. Неменского. - 9-е изд. - М.: Просвещение, 2011.
  • Горяева Н.А. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2012
  • Гусева О.М. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 5 класс. – М.: ВАКО, 2011. – 144 с.
  • О.В. Павлова. Изобразительное искусство. 5-7 классы: терминологические диктанты, кроссворды, филворды, тесты, викторины. – Волгоград: учитель, 2011. – 77с.: ил.
  • Абрамова М. А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4 кл. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2012. – 128 с.
  • М.В. Сластникова, Н.В. Усова, Е.И. Вереитинова. Изобразительное искусство. 5-8 классы: управление познавательной деятельностью учащихся. – Волгоград: Учитель. 2012. – 234


КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  по ФГОС

по    изобразительному искусству

Класс5(а,б.в,г)

Учитель  Кишова Ольга Анатольевна

Количество часов:       Всего    34 часа;       в неделю  1    час.

Плановых  практических работ _27ч.

Планирование составлено на основе программы «Изобразительное искусство», 5-9 классы, авторы: Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских. – М.: Просвещение, 2013.

Учебник: Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /Н.А. Горяева, О.В. Островская; под редакцией Б.М. Неменского. - 9-е изд. - М.: Просвещение, 2013.

№ п./п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Основные понятия

Виды учебной деятельности (на уровне УУД)

Форма организации учебных занятий

Виды контроля

Дата

Корректировка

1 РАЗДЕЛ. ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ НАРОДНОГО ИСКУССТВА 9 ч.

  1

Вводный урок, урок-знакомство

1

Познавательные: Построение речевого высказывания в устной форме, рефлексия способов и условий действия КоммуникативныеУмение слушать и вступать в диалог. Регулятивные: Оценка промежуточных результатов и саморегуляция   для повышения мотивации учебной деятельности.

Личностные:допускатьвозможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной.

Урок

Диагностика учащихся – для  выявления уровня и характера начальной подготовки учащихся.

  2

Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы.

1

Знать основные понятия: «декоративно-прикладное искусство»,древо жизни, символика

Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию.

Регулятивные: выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.

Личностные:  доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.

Урок

Практическая работа

Рисунок на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву (древо жизни, мать-земля, птица, конь, солнце)

3

Убранство русской избы

1

Декор русской избы, сюжетно – декоративная композиция.

Познавательные: рассуждать о характерных признаках  народного жилища.

Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Личностные:  ценностное отношение к культуре своего края.

Урок

Практическая работа

Создание эскиза декоративного убранства русской избы.

4

Внутренний мир русской избы

1

Основные понятия внутреннего убранства русской избы

Познавательные: рассуждать о характерных признаках  народного жилища.

Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Личностные: 

ценностное отношение к культуре своего края.

Урок

Практическая работа

Изображение внутреннего убранства русской избы.

5

Конструкция, декор предметов народного быта.

1

Знать основные понятия: «декоративно-прикладное искусство»,символика.

Познавательные: использовать общие приемы задач.

Коммуникативные: формировать собственную позицию.

Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.

Личностные: ценностное отношение к природному миру

Урок

Практическая работа

Выполнение эскиза декоративного убранства предметов крестьянского быта (прялка)

6

Русская народная вышивка

1

Русская народная вышивка в двух аспектах: историческом и художественно; орнамент.

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные: составлять план последовательности действий. 

Личностные: уважительное отношение к иному мнению.

Урок

Практическая работа

Создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки.

7

Народный праздничный костюм

1

Элементы русского народного костюма.

Познавательные: использовать знаково-символические средства для решения задачи.

Коммуникативные: ставить вопросы по данной проблеме.

Регулятивные: определять последовательность действий.

Личностные: 

уважительное отношение к труду и культуре своего народа.

Урок

Практическая работа

Создание эскиза народного праздничного костюма.

8

Народные праздничные обряды.

1

Главные русские народные праздники, с праздничнымиобрядами.

Познавательные: использовать знаково-символические средства для решения задачи.

Коммуникативные: ставить вопросы по данной проблеме.

Регулятивные: определять последовательность действий.

Личностные: 

уважительное отношение к труду и культуре своего народа.

Урок

Практическая работа

Выполнение композиции «Наш весёлый хоровод»

9

Обобщение темы четверти «Древние образы народного искусства»

1

Знать основные понятия: древо жизни, декоративные элементы русской избы, символы и орнаменты русской вышивки, элементы русского народного костюма, народные обряды.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные: формировать собственное мнение.

Регулятивные: адекватно использовать речь.

Личностные: уважительное отношение к труду и культуре своего народа.

Урок

Устный опрос

РАЗДЕЛ 2. СВЯЗЬ ВРЕМЁН И НАРОДОВ В ИСКУССТВЕ 7 ч.

10

Древние образы в современных народных игрушках. Урок-беседа.

1

Знать основные виды русской народной игрушки

Познавательные:

осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результат деятельности. 

Коммуникативные:

задавать вопросы; 

вести устный диалог

осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные:

Адекватно использовать речь; 

Составлять план работы по достижению планируемого результата.

Личностные: ценностное отношение к труду и культуре своего народа.

Урок - беседа

Знать основные виды русской народной игрушки

11

Лепка и роспись собственной модели игрушки.

1

Знать приёмы лепки и росписи традиционной русской игрушки

Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы для решения художественной задачи.

Коммуникативные: формулировать вопросы по данной проблеме.

Регулятивные: определять последовательность действий.

Личностные: 

уважительное отношение к труду и культуре своего народа.

Урок

Практическая работа

Знать приёмы лепки и росписи традиционной русской игрушки

12

Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.

1

Знать историю Гжельской керамики, особенности искусства Гжели

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

Личностные: уважительное отношение к народным традицииям.

Урок

Практическая работа

Знать историю Гжельской керамики, особенности искусства Гжели

13

Городецкая роспись

1

Знать историю развития городецкой росписи, произведений промысла

Познавательные: осваивать основные приемы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками,выбирать наиболее эффективные способы для решения художественной задачи.

Коммуникативные: формулировать вопросы по данной проблеме.

Регулятивные: определять последовательность действий.

Личностные: эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения городецкого промысла.

Урок

Практическая работа

Знать историю развития городецкой росписи, произведений промысла

14

Хохлома

1

Знать историю развития хохломской росписи

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

Личностные: уважительное отношение к народным традиции ям.

Урок

Практическая работа

Знать историю развития хохломской росписи

15

Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла

1

Знать историю развития художественного промысла производства подносов Жостово

Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы для решения художественной задачи.

Коммуникативные: формулировать вопросы по данной проблеме.

Регулятивные: определять последовательность действий.

Личностные: 

уважительное отношение к труду и культуре своего народа.

Урок

Практическая работа

Выполнение фрагмента по мотивам жостовской росписи

16

Роль народных художественных промыслов в современной жизни. Обобщение темы четверти «Связь времён в народном искусстве».

1

Историю развития  народных промыслов, элементы росписи.

Познавательные: Выделять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промысловКоммуникативные: Участвовать в отчете поисковых групп, в презентации выставочных работ. Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей

Регулятивные: составлять план последовательности действий. Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей

Личностные: уважительное отношение к народным традиции ям и мастеров своего края.

Урок

Тестирование

3 РАЗДЕЛ. ДЕКОР– ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ВРЕМЯ 10 Ч.

17.

Зачем людям украшения? Урок-беседа.

1

Основные понятия «социальная функция декоративно-прикладного искусства», «одежда» и её значение.

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные: составлять план последовательности действий. 

Личностные: уважительное отношение к народным традиции ям и мастеров своего края.

Урок- беседа

18

Выполнение эскиза украшения древних славян.

1

Особенности украшений воинов, древних охотников, царя и т. д.

Познавательные: Выявлять связь конструктивных, декоративных элементов выбирать наиболее, эффективные способы для решения художественной задачи.

Коммуникативные: формулировать вопросы по данной проблеме.

Регулятивные: определять последовательность действий.

Личностные: 

уважительное отношение к труду и культуре своего народа

Урок

Практическая работа

Выполнение эскиза украшения, в  котором используются характерные знаки-символы.

19

Одежда «говорит» о человеке.

1

Костюм, стиль, эпохи средневековья

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные:учитывать выделенные учителем ориентиры действия  в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Личностные: умение слушать и вступать в диалог.

Урок

Практическая работа

Выполнение композиции «Бал во дворце»

20

Рисунок на тему «Бал во дворце»

1

Костюм, стиль, эпохи средневековья

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

Личностные: уважительное отношение к иному мнению

Урок

Практическая работа

Выполнение композиции «Бал во дворце»

21

О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.

1

История гербов и эмблем.

Символ, эмблема, герб.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные:учитывать выделенные учителем ориентиры действия  в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Личностные: умение слушать и вступать в диалог.

Урок

Практическая работа.

Выполнение эскиза гербов городов Иркутской области

22

Эскиз герба своей семьи или класса

1

Символ, эмблема, герб.

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

Личностные: уважительное отношение к иному мнению

Урок

Практическая работа Выполнение эскиза собственного герба, герба своей семьи или класса.

23

Роль декоративно-прикладного искусства в Древнем Египте

1

Декоративно – прикладное искусство Древнего Египта, его роль в жизни древнегообщества

Познавательные: распознавать и систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству, по социально- стилевым признакам. Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

Личностные: размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка  декоративно-прикладного искусства.

Урок- конференция

Поисковая деятельность, в подборе зрительного и познавательного материала по теме «Костюм разных социальных групп в Древнем Египте».

24

Эскиз древнеегипетского украшения.

1

Декоративно – прикладное искусство Древнего Египта

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

Личностные: уважительное отношение к иному мнению

Урок

Практическая работа

Выполнение эскиза украшения, в  котором используются характерные знаки-символы.

.

25

Декоративное искусство Древней Греции. Костюм эпохи Древней Греции.

1

Декоративно – прикладное искусство Древней Греции

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные:учитывать выделенные учителем ориентиры действия  в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Личностные: умение слушать и вступать в диалог.

Урок

Практическая работа

Выполнение эскиза костюма эпохи Древней Греции.

26

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Обобщение темы четверти «Декор - человек, общество, время»

1

Основные понятия о декоративном искусстве древнего общества.

Познавательные: Выделять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промысловКоммуникативные: Участвовать в отчете поисковых групп, в презентации выставочных работ. Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей

Регулятивные: составлять план последовательности действий. Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей

Личностные: уважительное отношение к народным традиции ям и мастеров своего края.

Урок-игра

Дидактические упражнения.

РАЗДЕЛ 4. ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ 8 ч.

27

Современное выставочное искусство.

1

Многообразие материалов и техник современного ДПИ

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задачи.

Коммуникативные: формулировать затруднения, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю

Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата

Личностные: эстетические чувства

Урок

18. 04.

2016

28

Ты сам – мастер декоративно – прикладного искусства.

Панно из бумаги «Весна»

1

Технология изготовления декоративного панно

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

Личностные: уважительное отношение к иному мнению

Урок

Практическая работа

Создание панно «Весна»

29

Урок – практикум. Создание панно «Весна»

1

Технология изготовления декоративного панно

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

Личностные: уважительное отношение к иному мнению

Урок – практикум

Практическая работа

Создание панно «Весна»

30

Игрушка – берегиня.

1

Познавательные: рассуждать о характерных признаках  оберегов, их роли в жизни человека.

Коммуникативные: задавать вопросы, формулировать свои затруднения

Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Личностные: 

ценностное отношение к культуре своего края.

Практическая работа

Изготовление игрушки – берегини.

31.

Урок – практикум. Игрушка – берегиня.

1

Познавательные: выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов.

Коммуникативные: задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю.

Регулятивные: составлять план последовательности действий.

Личностные: уважительное отношение к иному мнениюям и мастеров своего края.

Урок – практикум.

Практическая работа

32

Ты сам – мастер декоративно – прикладного искусства. Изготовление декоративной вазы.

1

Познавательные: ориентироваться в разнообра-зии способов решения задачи.

Коммуникативные: формулировать затруднения, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю

Регулятивные: предвидеть возможности получения конкретного результата

Личностные: эстетические чувства

Урок

Практическая работа

Изготовление декоративной вазы

33.

Урок – практикум. Декоративная ваза.

1

Урок – практикум

Практическая работа

34.

Обобщающий урок по теме четверти «Декоративное искусство в современном мире».

1

Коммуникативные: умение выступать перед большой аудиторией,высказывать и защищать своё мнение. Уметь правильно и грамотно формулировать свою мысль.

Регулятивные: предвидеть возможные сложности и проблемы во время защиты проекта, и продумать способы их урегулирования.

Личностные: эстетические чувства, чувства удовлетворения от достигнутой цели.

Урок

Защита творческих проектов

Итого

34ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 5-9 классы по Б.М. Неменскому

Программы , составленные по программе Б.М.Неменского...

Рабочие программы 5-9 классы по Б.М. Неменскому

Программы , составленные по программе Б.М.Неменского...

Рабочие программы 5-9 классы по Б.М. Неменскому

Программы , составленные по программе Б.М.Неменского...

Рабочие программы 5-9 классы по Б.М. Неменскому

Программы , составленные по программе Б.М.Неменского...

Рабочие программы 5-9 классы по Б.М. Неменскому

Программы , составленные по программе Б.М.Неменского...

Рабочая программа по математике класс (автор Виленкин Н.Я.))

Рабочая проргамма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, требования  к подготовке учащихся...

Рабочая программа для 5 класса (автор учебника Афанасьева О.В.)

Рабочая программа для 5 класса (автор учебника Афанасьева О.В.) (ФГОС)...