Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс В.С. Кузин
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему

Дальгаймер Оксана Алексеевна

Содержит пояснительную записку, тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_7_kl._16-17gg.docx38.26 КБ

Предварительный просмотр:

 

муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Голухинская средняя общеобразовательная школа»

Заринского района Алтайского края

СОГЛАСОВАНО

C МО БШ учителей Голухинского школьного округа

Протокол от ____ 20__№ __    

Руководитель МО БШ ____________/ ___________

ПРИНЯТО                    

Заседанием педагогического  совета

Протокол №  

от  

УТВЕРЖДЕНО

Директор МКОУ «Голухинская СОШ»

______________ Бельц О.В.

Приказ №            от

Рабочая программа  учебного предмета «Изобразительное искусство» 7 класса по основной общеобразовательной  программе базового уровня  

 на 2016-2017 учебный год.

Составитель: Дальгаймер О.А., учитель изобразительного искусства.

Голуха 2016

1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «Изобразительное искусство» для 5—9 классов соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, является неотъемлемым звеном системы непрерывного образования, служит логическому развитию идей художественно-эстетического формирования личности, заложенных в начальной школе. Составлена в соответствии с   программой для общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство» В.С. Кузин, С.П. Ломов, С.П., Е.В. Шорохов, Игнатьев С.Е., П.Ю. Коваленко М.: Дрофа, 2007

Программа рассчитана на 35 часов в год, 1 час в неделю.

Главная цель – формирование духовной культуры личности, овладение национальным культурным наследием, приобщение к общечеловеческим ценностям.

Задачи:

-овладение знаниями элементарных основ реалистического искусства умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

— знакомство с образным языком и историей развития изобразительного искусства, формирование навыков рисования с натуры , по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного искусства и народного творчества, лепки и аппликации;

— развитие изобразительных способностей, эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства, понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

Изменения в авторскую программу не внесены.

Оценка результатов учебной деятельности

Основными критериями обученности учащихся по изобразительному искусству в 7 классе являются не только степень достижения учебных целей, уровень сформированности знаний, умений, навыков, но и уровень развития учащихся, включающий индивидуальные качества и личностный рост. Сравнение текущих достижений ученика с его предыдущими успехами позволит диагностировать уровень его развития, стимулировать дальнейшую учебную и творческую деятельность.

При осуществлении тематического контроля учитываются как устные ответы учащихся, так и их практические работы. Система контроля может включать в себя задания на проверку свободного владения учащимися специальными терминами и понятиями. Устные ответы учащихся, отражающие процесс и результат восприятия искусства, и их практические работы могут оцениваться как отдельно, так и в комплексе. Решающую роль играет отметка за выполнение творческого практического задания.

Критериями его оценивания являются: самостоятельный выбор сюжета, мотива, грамотное композиционное и колористическое решение темы в предложенном учителем или выбранном самим учеником материале. Также необходимо учитывать содержательность работы, художественную и эмоциональную выразительность, уровень владения учащимися разнообразными художественными техниками и материалами, “выставочность”, оригинальность, эстетический вкус автора.

При проведении промежуточного контроля и выставлении отметки учитывается  уровень достижений ученика в восприятии искусства, но доминирующим в оценивании художественно-творческой деятельности является выполнение практических заданий.

Оценивается каждая практическая работа, выполненная учащимися.

При оценке практической работы следует принимать во внимание:

  • выполнение учебной задачи урока;
  • художественную выразительность композиции;
  • владение учеником техническими приёмами и навыками работы различными инструментами и художественными материалами.

В начале года (сентябрь) проводится входная диагностика в виде теста. В конце года проводится итоговая диагностика в виде теста. Проверочные работы проводятся каждую четверть и в конце года. Они могут быть проверкой усвоения отдельных операций после определённого количества уроков или как итоговый урок по видам изобразительной деятельности.

Критерии оценивания

     Оценка «5» выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение рисунка или поделки при соблюдении правил безопасности работы с инструментами, красками, палитрой (учитывается умение точно передать через создание эскиза сюжет, раскрыть тему, пользоваться палитрой, изученными приёмами рисования, выбирать кисти нужного размера, размещать рисунок в заданной плоскости, а также соблюдение порядка на рабочем месте в течение всего урока).

         Оценка «4» выставляется с учётом тех же требований, но допускается исправление без нарушения эскиза или сюжета рисунка (поделки).

       Оценка «3» выставляется, если рисунок или поделка выполнены недостаточно аккуратно, но без нарушения эскиза или сюжета.

         За проявленную самостоятельность и творчески выполненную работу оценку можно повысить на 1 балл или оценить это дополнительной отметкой.

         Рисунок или поделка с нарушением эскиза или сюжета, не отвечающих их назначению, не оценивается, они подлежат исправлению, переделке.

        За готовый рисунок, поделку во время проверочной работы оценка ставится всем учащимся.

       

В программе сохранена традиционная для российского художественного образования ориентация на фундаментальный характер классической школы рисунка, живописи и композиции, на освоение школьниками основополагающих понятий в области изобразительного искусства и формирование графической грамотности. Для выполнения поставленных учебно-воспитательных целей и задач предусмотрены традиционные виды занятий: рисование с натуры; рисование на темы, по памяти и представлению; декоративное рисование; беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас. В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:

- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;

- передавать единство формы и декора

- умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

- создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединенные единой стилистикой;

- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

- владеть навыками работы в конкретном материале.

Владеть компетенциями: коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.

 

Используются такие формы работы, как урок-экскурсия (виртуальная), коллективное творчество, внеклассная индивидуальная деятельность, творческие проекты, индивидуальная работа

           Методы обучения сводятся к обучению умению видеть, чувствовать выразительность рисунков, лепки.

На уроках, где содержанием изображения является отдельный предмет, словесные методы обучения ИЗО часто сопровождают процесс его рассматривания.

                  Пояснение - это словесный способ воздействия на сознание детей, помогающий им понять и усвоить, что и как они должны делать во время урока и что должны получить в результате.

Пояснение делается в простой, доступной форме одновременно всему классу или отдельным детям. Пояснение часто сочетается с наблюдением, показом способов и приемов выполнения работы.

          Совет - используют в тех случаях, когда ребенок затрудняется в создании изображения.

Но не следует спешить с советом. Дети с замедленным темпом работы и способные по данному вопросу найти решение, часто не нуждаются в советах. В данных случаях совет не способствует росту самостоятельности и активности детей.

            Напоминание в виде кратких указаний - важный методический прием обучения. Обычно его используют перед началом процесса изображения.

Чаще всего речь идет о последовательности работы. Данный прием помогает детям вовремя начать рисунок (лепку), спланировать и организовать деятельность.

           Поощрение - методический прием, который следует чаще применять в работе с детьми. Данный прием вселяет в детей уверенность, вызывает у них желание выполнять работу хорошо, ощущение успеха.

Ощущение успеха побуждает к деятельности, поддерживает активность детей. Разумеется, чем старше дети, тем более объективно обоснованным должно быть переживание успеха.

           Художественное слово вызывает интерес к теме, содержанию изображения, помогает привлечь внимание к детским работам. Неназойливое использование художественного слова в процессе занятия создает эмоциональный настрой, оживляет образ.

           Проблемное обучение.

Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

           Разноуровневое обучение.

У педагога появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных воспитанников быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные воспитанники утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.

            Проектные методы обучения.

Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

            Исследовательские методы в обучении.

Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.

         Здоровье сберегающие технологии.

Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

         Система инновационной оценки «портфолио».

Формирование персонифицированного учета достижений воспитанника как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Рисование с натуры (рисунок, живопись) – 9 ч

Изображение с натуры, а также по памяти и по представлению отдельных предметов быта, природы, деталей архитектуры, изделий народного творчества с национальным орнаментом, школьного оборудования и групп предметов (натюрмортов), развитие умения видеть их красоту.

Рисование с натуры, по памяти и по представлению фигуры человека, зверей, птиц. Архитектурные зарисовки.

Развитие умения передавать в рисунках конструкцию, пропорции, пространственное расположение, перспективное сокращение, объем, тональные отношения изображаемых объектов, а также художественную образность предметов. Использование цвета как средства выражения переживания от встречи с прекрасным.

Беседы об изобразительном искусстве – 5

В процессе учебной работы дети получают сведения о наиболее выдающихся произведениях отечественных и зарубежных художников. Используя лучшие образцы народного искусства и произведения мастеров, учитель воспитывает у них интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирует основы эстетического вкуса детей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства.

Рисование на темы и иллюстрирование – 9 ч

Рисование на темы современности на основе наблюдений или по воображению и иллюстрирование литературных произведений (с предварительным выполнением набросков и зарисовок с натуры по заданию учителя). Выразительное изображение действия сюжета, персонажей, передача художественными средствами своего отношения к изображаемому.

Дальнейшее изучение композиционных закономерностей — формирование у учащихся умения передавать цельное сочетание всех частей рисунка с использованием изученных ранее средств (подчинение второстепенного главному, равновесие частей рисунка по массе, единство графических, тоновых и цветовых отношений и т. п.):

Обучение изображению многофигурной композиции в закрытом и открытом пространстве, сравнительной характеристике двух героев изобразительными средствами (контрасты большого и маленького,

красивого и уродливого, динамичного и неподвижного, светлого и темного, теплого и холодного и т. п.).

Особое внимание обращается на развитие у учащихся умения самостоятельно выбирать и использовать художественный материал и технику работы этим материалом в зависимости от замысла рисунка.

Продолжается работа по углублению понимания детьми книги как синтеза искусств, единства в ней образности графических элементов и литературного текста (выполнение учащимися обложки, титульного листа, заставки, концовки, иллюстраций). Учащиеся знакомятся с условностями передачи пространства в книге и углубляют свои знания о творчестве ведущих художников-иллюстраторов.

Развитие воображения, фантазии у детей, умения передавать в рисунках художественный образ, последовательно вести работу над тематической композицией и иллюстрацией.

Декоративная работа – 12 ч

Развитие эстетических знаний и декоративного творчества учащихся средствами народного и современного декоративно-прикладного искусства происходит на основе углубления представления о народном искусстве как особом типе творчества в системе современной культуры. Систематизация знаний и умений в области русского народного декоративно-прикладного искусства, сформированных в предшествующих классах на уровне школ народного мастерства, промысла региона, в целом национального искусства. Формирование понимания тесной взаимосвязи национального и интернационального, взаимообогащение культур разных народов.

Система учебно-творческих заданий строится так, чтобы учащиеся активно включались в процесс усвоения элементов народной и культурной памяти, опыта народа в создании духовных ценностей, традиций. В соответствии с этим значительно расширяются представления о художественно-содержательном анализе произведений декоративно-прикладного искусства: вводятся новые разнообразные связи с трудовой деятельностью, бытом, природой, культурой, произведениями устного и музыкального народного творчества, свидетельствующие о глубоких общих закономерностях художественной системы.

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Количество часов

Наименование разделов и тем уроков

Рисование с натуры (рисунок, живопись) – 9 ч

1

1

Рисование с натуры, а также по памяти отдельных предметов быта  

2

1

Рисование с натуры, а также по памяти орудий и предметов труда, техники

3

1

Рисование с натуры, а также по памяти предметов декоративно-прикладного искусства и архитектурных деталей

4

1

Изображение с натуры фигуры человека

5

1

Изображение с натуры чучел зверей

6

1

Изображение с натуры чучел птиц

7

1

Выполнение набросков и зарисовок с натуры, по памяти и представлению с человека, птиц, зверей, рыб в движении

8

1

Выполнение набросков и зарисовок с натуры, по памяти и представлению с предметов быта, техники, искусства, школьного оборудования, находящихся в разных пространственных положениях

9

1

Выполнение графических и живописных упражнений

Беседы об изобразительном искусстве

10

1

Красота вокруг нас

Рисование на темы и иллюстрирование – 9 ч

11

1

Рисование на тему «Сказ об Урале»

12

1

Ритмы города

13

1

Транспорт будущего

14

1

Лунная ночь

15

1

Лесное озеро

16

1

Морские просторы                

17

1

По местам боевой славы

18

1

Иллюстрирование литературных произведений А Дюма «Три мушкетёра»

19

1

Иллюстрирование сказок зарубежных писателей

Беседы об изобразительном искусстве

20

1

Народ – творец прекрасного

21

1

Изобразительное искусство зарубежных стран – сокровище мировой культуры

Декоративная работа – 12 ч

22

1

Выполнение эскизов по мотивам национальных костюмов разных народов России

23

1

Выполнение эскизов архитектурных деталей и фрагментов в украшении русской северной избы

24

1

Выполнение эскизов декоративного оформления русской избы – памятника деревянной архитектуры Севера

25

1

Выполнение эскизов декоративных плиток по мотивам античной керамики Древней Греции

26

1

Выполнение эскизов плакатов, обложек туристической схемы «Мы охраняем памятники нашей Родины»

27

1

Выполнение эскизов фирменных знаков промышленных изделий школьных мастерских, лицея, гимназии, колледжа

28

1

Выполнение эскизов плакатов «Спортивная олимпиада» «Берегите природу»

29

1

Выполнение эскизов элементов графического оформления книг

30

1

Лепка фигуры человека

31

1

Лепка тематических композиций

32

1

Лепка на сюжеты литературных произведений

33

1

Индивидуальное и коллективное составление сюжетных композиций и декоративных работ в технике коллажа и в форме панно

Беседы об изобразительном искусстве

34

1

Памятники искусства родного края

35

1

Местные традиции в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве

4. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу 7 класса учащиеся должны знать:

—        анализируемые на уроках произведения зарубежного, русского и отечественного многонационального изобразительного искусства, памятники старины, народное творчество родного края;

  • отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства; отличительные особенности мемориала;
  • систему элементарных теоретических основ перспективы, светотени, цветоведения, композиции; основные средства художественной выразительности.

Учащиеся должны уметь:

  • видеть прекрасное в предметах и явлениях действительности, в произведениях изобразительного и декоративно-прикладного искусства; передавать в рисунках свое эмоциональное отношение к изображаемому;
  • в процессе зрительного восприятия произведений искусства самостоятельно проводить элементарный анализ их содержания и художественных средств;
  • изображать с натуры, по памяти и по представлению отдельные предметы и натюрморты, человека, зверей и птиц с передачей их пропорций, конструктивного строения, пространственного положения, цветовой окраски, тональных отношений, перспективных сокращений формы, объема;
  • при выполнении рисунков применять различные средства художественной выразительности: оригинальное композиционное и цветовое решение, контрасты, светотени, технические приемы работы карандашом, акварелью и др.;
  • определять степень холодности и теплоты оттенков различных цветов, колорит, передавать в рисунках разное время года и дня и выражать свои впечатления от наблюдения заката, восхода солнца, яркой весенней зелени, порыва ветра и других состояний природы;
  • при иллюстрировании литературных произведений передавать характерные особенности эпохи;

  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Программа для общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство» В.С. Кузин, С.П. Ломов, С.П., Е.В. Шорохов, Игнатьев С.Е., П.Ю. Коваленко М.: Дрофа, 2007

  1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Ноутбук

Проектор

Экран

Портреты русских и зарубежных художников

Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента

Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта

Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека

Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству

Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте

  1. ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ

№п/п

Дата

Характеристика изменения

Реквизиты документа, которым закреплено изменение

Подпись сотрудника, внёсшего изменения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 5-7 класс (по программа Кузина

Рабочая программа по изобразительному искусству Кузина...

Рабочая программа по изобразительному искусству для V-VII классов .составлена на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы. М «Просвещение» 2011 год.

Составлена на основеавторской программы Б.М. Неменского "Изобразительное искусство и художественный труд" 1-9 классы. М. "Просвещение" 2011год...

Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс Кузин В.С.

Рабочая программа по изобразительному искусству для  7   класса  соответствует базовому уровню изучения предмета и  составлена на основе:1.Федерального компонента госуда...

Рабочая программа по изобразительному искусству 8 класс Кузин В.С.

Рабочая программа составлена на основе:- примерной программы основного общего образования по  изобразительному искусству;-  федерального компонента государственного стандарта основного общег...

Рабочая программа по изобразительному искусству начального общего образования, 1-4 класс по программе В. С. Кузина

Целевая ориентация рабочей программы по изобразительному искусству в практике  образовательной организации составлена в соответствии с федеральной...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ (ФГОС ООО) по программе В.С.Кузина 6 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ (ФГОС ООО)  по программе В.С.Кузина 6 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ 7 класс по программе В.С.Кузина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ  7 класс по программе В.С.Кузина...