Технологическая карта по теме "Сатирические образы в рисунке" 6 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

Поэтапная схема урока с полным анализом действий учителя и учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shema_uroka_satiricheskie_obrazy_v_risunke.docx37.68 КБ

Предварительный просмотр:

СХЕМА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Фамилия, имя. отчество педагога

Знамцева Лариса Юрьевна

Наименование образовательного учреждения, район (город)

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Вешкаймская средняя общеобразовательная школа №2»  р.п.Вешкайма

Тема занятия

«Сатирические образы в рисунке»

Возраст обучающихся

12-13 лет (6 класс)

Тип урока

Изучение новых знаний

Методы и формы обучения

Беседа, объяснительно-иллюстративный, практический, творческий поиск, демонстрация рассказа; индивидуальная, фронтальная, парная

Цель урока:

Образовательный аспект

Воспитательный аспект

Развивающий аспект

-Формировать представления о виде изобразительного искусства – карикатуре и её разновидностях; познакомить учащихся с переплетением понятий «правда жизни» и «правда языка искусства», приёмами художественного преувеличения, сатирическими образами в рисунке.

-Воспитывать интерес к человеку, положительное отношение к юмору.

-развивать наблюдательность, технику рисования карандашом.

Планируемые результаты

     Предметные

     - базовый уровень

     -повышенный уровень

Метапредментые результаты

      - регулятивные

      - познавательные

      - коммуникативные

     

-Умение определять понятия, художественные термины, знать приёмы художественного преувеличения, известных карикатуристов нашей страны; проявлять положительное отношение к юмору и изображать смешное в рисунке.

-Умение владеть приёмами художественного преувеличения, отбирать детали и «обострять» образы.

-Определение цели и проблемы в учебной деятельности. Выдвижение версий, работа по плану.

-Умение планировать деятельность в учебной ситуации. Определить проблему художественного преувеличения, способы достижения цели. Создавать письменный текст и осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией.  

-Умение поддержать товарища, выдвигать свои версии, работать по плану.

Используемые электронные образовательные ресурсы (ЭОР)*

Электронные музыкальные и литературные носители, компьютер – видеопроектор.

Материально-техническое оснащение (дидактические средства и т.п.)

Учителю: карикатуры, посвященные школе из журнала «Крокодил»; карикатура Леонардо да Винчи «Скамаруччья»; Кукрыниксы «Шарж»; шаржи на знаменитых людей

Ученику: Рисунки, иллюстрации с изображением карикатуры, бумага, простой карандаш, фломастеры, раздаточный материал, памятка «Карикатурятам», листочек белой бумаги для записи текста

УМК (литературный ряд)

Н. Заболоцкий «Портрет»

УМК (музыкальный ряд)

- И.С.Бах «Шутка».

УМК (видеоряд)

Мультимедийная презентация «Сатирические образы в рисунке»

Технологическая карта урока

Деятельность учителя

Деятельность  обучающихся (УУД)

познавательные

коммуникативные

регулятивные

Осуществляемые действия

Формируемые способы действия

Осуществляемые действия

Формируемые способы действия

Осуществляемые действия

Формируемые способы действия

1

2

3

4

5

6

7

Организационный этап. Подведение к цели урока.

Задача: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

В кабинете оформлена выставка с изображением карикатуры и шаржей известных артистов

   Цель:  познакомить учащихся с понятием «карикатура» в форме беседы с постановкой проблемы

- Какой жанр изобразительного искусства мы изучаем  в этой    четверти? (Портрет)

- Что такое портрет? (Изображение конкретного человека).

  1.            - Что, прежде всего, старается передать художник в портрете?                                                                                            (Отрывок из стихотворения Н. Заболоцкого «Портрет»)

Любите живопись, поэты

Ведь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

            Тема сегодняшнего урока тесно связана с жанром портрета, поскольку речь идет, опять - таки, об изображении человека. Остается только выяснить, о каком именно изображении идет речь. Вам предстоит узнать о новых формах изображения человека, существующих в изобразительном искусстве.

-Перед вами  «диаграмма учебной нагрузки». Отстающие ребята довольные и розовощекие, а успевающие осваивать учебную нагрузку – зеленые и худенькие. Автор утрирует близкую нам ситуацию. Чего хочет добиться он таким примером?

Знаете ли вы, как называется изображение, намеренно подчеркивающее и преувеличивающее что-либо отрицательное, при этом пользующееся неизменным интересом?

-Карикатура!

Слово «карикатура» (с итал.) – преувеличение.

Что вы знаете о карикатуре? Какие художники-карикатуристы вам известны? Хотите узнать больше о карикатуре и научиться приемам создания сатирических образов?!

Тема урока – Сатирические образы в рисунке

Организованное самоуправление и развитие коллективного творческого общения по конкретной теме.

Осознанное и произвольное построение высказывания, создание мысленного и зрительного образа

Взаимодействуют  с учителем и друг  с другом во  фронтальном режиме

Планирование учебного сотрудничества

Определяют цель и проблему в учебной деятельности

Волевая

саморегуляция

Этап «Постановка цели и задач урока». Освоение нового материала.

Задача: познакомить с разновидностями карикатуры.

 Цель: познакомить учеников с переплетением понятий правды жизни и языка искусства, сатирическими образами в искусстве, карикатурой и дружеским шаржем

-Сатирический рисунок появился ещё в эпоху Возрождения. Перед вами рисунок Леонардо да Винчи «Скамаруччья». Он создавал эти рисунки с натуры, исследуя характер, изучая возможности убедительного изображения эмоций человека.

Все любят рассматривать сатирические рисунки. И сегодня карикатура не утратила своей актуальности. Диаграмму, которую мы с вами рассмотрели, я нашла в журнале «Крокодил». Это советский, а теперь и российский сатирический журнал. Символ издания – красный крокодил с вилами. В СССР это был единственный разрешенный сатирический журнал. Он разоблачал бюрократов, пьяниц, взяточников, халтурщиков, некомпетентных руководителей, а также политические события.

Рисунки о школьной жизни, которые вы сейчас рассматриваете, печатались в советское время. Прошли годы, а кажется, что они нарисованы сегодня, так знакомы нам некоторые события, изображенные в этих карикатурах. Узнаваемость в портрете и сатирическом сюжете свидетельствует о том, что художник-карикатурист в совершенстве владеет чувством правды, доносит до нас правду жизни языком искусства.

Одними из известнейших иллюстраторов журнала «Крокодил» были Кукрыниксы. Это псевдоним по первым слогам фамилий, творческий коллектив советских графиков и живописцев народных художников СССР: Михаил Васильевич Куприянов, Порфирий Никитич Крылов и Николай Александрович Соколов. Уникален рабочий метод Кукрыниксов: мастера добиваются единого «кукрыниксовского» почерка, объединяя личные дарования в коллективном творческом процессе.

- Перед вами две работы Кукрыниксов: иллюстрация к сказке Салтыкова-Щедрина “Дикий помещик” и плакат времен Великой Отечественной войны “Беспощадно разгромим и уничтожим врага”, выполненные в жанре карикатуры.

- Как Кукрыниксы показали “дикость” помещика?

- Почему изображение Гитлера на плакате карикатурное?

- Какое воздействие на зрителя оказывает карикатура?

Их произведения, в карикатурной манере изображавшие фашистов, вызывали не только справедливый гнев и ненависть, но и презрение к врагу, укрепляли веру в победу.

Значительную часть творчества Кукрыниксов занимают шаржи. Начинали они с шаржей на студентов и профессоров. Если в карикатуре подчеркивали все отрицательное, то здесь они подшучивали над характерными внешними чертами. Перед вами дружеский шарж, который они выполнили на самих себя. Они могли быть и самокритичными, что является одним из достоинств человеческой натуры.

Шаржи на известных людей.  Обычно это портретное изображение. Внешнее сходство соблюдается, но наиболее характерные черты специально подчеркиваются и выделяются.

Шарж на  Н.Бабкину и Э. Рязанова

Знакомятся с понятиями, художественными терминами, с приемами художественного преувеличения, с известными карикатуристами нашей страны; проявляют положительное отношение к юмору

Научатся выполнять карикатуры на школьную тематику

Соблюдают норму коллективного общения

        

Излагают своё мнение, понимают позицию другого

Выдвигают версии, работают по плану.  Дополняют ответы и действия учащихся, контролируют правильность и полноту разработанного алгоритма.

Осуществляют взаимоконтроль, применяют и сохраняют учебную цель и задачу, умеют слушать и высказываться (проговаривать) по ходу обсуждения установки на урок.

Этап «Актуализация знаний». Упражнения на закрепление изученного материала.

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной практической деятельности каждого учащегося.

Цель: научить учащихся создавать небольшой рассказ о школьной жизни.

-Придумайте небольшой рассказ о том, как ученик идёт в школу с невыученными уроками и как пытается на уроке спастись от двойки. Распределим сюжеты рассказа на части, чтобы досталась каждой паре.

Каждая пара распределяет сюжеты. Ищут свои пути решения учебной задачи

Умение сориентироваться в заданной ситуации

Создают письменный текст

Построение монологических высказываний, уметь строить в коммуникации понятные для партнеров способы действия, определять что он видит и понимает, а что нет.

Соблюдают нормы коллективного общения. Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания в парах

Выдвигают версии, работают по плану

Этап «Первичная проверка понимания». Викторина

Задача: закрепить знания о разновидностях карикатуры.

Цель: закрепить полученные знания

   

  1. Что общего между карикатурой и шаржем?
  2. Какова цель карикатуры?
  3. Чем отличается шарж от карикатуры?

Находят правильный ответ, строят логически обоснованное рассуждение 

Осознанно и произвольно, обосновывая свои действия, дают ответы на вопросы.

В парах и группах     (4-6) кооперируют свои усилия по решению учебной задачи, сообщают свои решения

Строят высказывания, понятные партнеру. Рефлексия своих действий. Понимают советы и ответы обучающихся.

Осуществляют взаимоконтроль своих ответов

Принимают и сохраняют поставленную учителем цель и задачу на данном конкретном этапе

Этап «Профилактический». Физминутка.

Задача: проведение разминочной гимнастики для улучшения мозгового кровообращения, а также профилактической гимнастики для глаз.

ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ МОЗГОВОГО КРОВООБРАЩЕНИЯ

1. Исходное положение – сидя на стуле. 1–2. Плавно наклонить голову назад, наклонить голову вперед, не поднимая плеч. Повторить 4–6 раз. Темп медленный.

2. Исходное положение – сидя, руки на поясе. 1. Поворот головы вправо. 2. Исходное положение. 3. Поворот головы влево. 4. Исходное положение. Повторить 6–8 раз. Темп медленный.

3. Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе. 1–2. Взмахом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть влево.

4. Исходное положение. 4–5. То же повторить правой рукой, поворачивая голову вправо. 6. Исходное положение. Повторить 4–6 раз. Темп медленный.

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ГЛАЗ

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4–5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4–5 раз.

3. В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 1–2 раза.

Этап «Первичное закрепление умений.  Применение освоенного в практической деятельности»

Задача: практическое выполнение задания, самостоятельная творческая работа учащихся.

 Цель: выполнить карикатурный рисунок или дружеский шарж.

- Каждая пара рисует часть веселой придуманной истории из жизни ученика графическими материалами.

Воспользуйтесь памяткой «Карикатурятам»:

- Нарушение пропорций вызывает смех!

- Асимметрия не повредит карикатуре!

- Изменяя одну часть лица, изменяйте и другую!

- Расстояние между глаз слишком большое или слишком маленькое – это тоже смешно!

- Объедините нос с глазами ниточкой, получится буква «Т», растяните её в стороны или по вертикали – это весело!

- Одежда велика или мала, так и надо!

- Голова больше туловища? Здорово!

- Ноги короче рук, тоже не плохо!

- Предметы вокруг героев карикатуры кривые, непропорциональные – замечательно!

Помощь учащимся, практическое сотворчество, комментирование, показ удачных и ошибочных моментов и способах их устранения; 

       Во время самостоятельной работы учащихся звучит музыкальный фон          

Осваивают приёмы художественного преувеличения, отбирают детали, «обостряют образы»

Используют в практической деятельности приёмы, пользуясь памяткой «Карикатурятам»

Каждая пара готовит своё рабочее место, размещает художественные материалы. Ищут свои пути решения учебной задачи

Рефлексия своих действий, сравнительный визуальный анализ продуктивного творчества с комментированием своих действий в подгруппах.

Планируют деятельность в учебной ситуации; определяют проблему художественного преувеличения, способы достижения цели

Вносят необходимые коррективы по ходу практической деятельности, после обсуждения и согласования

Этап «Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении»

Задача: поисковая работа, подбор материала по заданной теме.

Учащимся предлагается найти информацию о других разновидностях карикатуры: гротеск и лубок, различие и общность. Обсуждают задачу на дом, выбирают свой поисковый вариант, озвучивают его и определяют ответственного за сообщение на выбранную тему на следующем уроке, ответственных за сбор текстовой и визуально-иллюстративной части сообщения ( слайды, репродукции, картинки – открытки, иллюстрации и т.д.). 

Гротеск – это художественный образ, стиль или жанр, основанный на фантастике, смехе,  причудливом сочетании и контрасте фантастического и реального. Он появился в культуре Древней Греции и широко используется в различных видах искусства по настоящее время.

 Лубок - это народная (фольклорная) картинка. С середины 17в. на Руси впервые появились печатные картинки, называемые «фряжскими» (иностранными). Затем эти картинки называли «потешными листами», во второй половине 19 в. их стали называть лубками. В лубке никогда не было горя или плача. Он только радовал и веселил, да иногда обличал, но это делал с большим юмором и достоинством. Лубок вселял в людей веру в себя, в свои силы. 

Этап «Рефлексия (подведение итогов занятия). Оценка результатов.

Задача: включение учащихся в деятельность на аналитическом уровне.

  Цель: Обобщение темы урока, подведение итогов урока ,организация и комментирование  экспресс-просмотра детских работ, фронтальная оценка деятельности обучающихся.

- Ребята, объедините свои сюжеты в единое целое. Получился весёлый рассказ.

- Придумайте название своего рассказа.

- Придумайте надписи под каждым сюжетом.

Прочитайте эти надписи с выражением, чтобы было смешно!

     

Молодцы ребята, славно потрудились. Проявили отличные навыки и знания. Замечательные из вас получились                              художники - карикатуристы!

Сегодня вы славно поработали на уроке,  я

каждому за работу ставлю высший бал.

На этом наш урок закончен.

           СПАСИБО ВАМ ЗА ТВОРЧЕСТВО И ТРУД.

Анализ дельты  «УМЕЮ – НЕ УМЕЛ», комментирование и самоанализ выполненной работы, чему я сегодня научился и какую себе бы я поставил оценку

Осознанно и произвольно обосновывают качество продуктивной деятельности в парах и индивидуально.

Демонстрируют свои работы, объединяют их в единый рассказ, придумывают название. Создают короткий текст к сюжету.

Один ученик из пары с выражением читает надпись под

рисунком

Создают письменный текст, осознанно используют речевые средства в соответствии с ситуацией; поддерживают товарища.

Осуществляют самооценку и взаимооценку в парах и подгруппах, контролируют правильность и полноту выполненных практических заданий, определяют аргументированно общегрупповые оценки.

Умеют находить отклонения от эталона и планируют в дальнейших практических работах корректировку и недопущения повторения  подобных ошибок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока. 6кл. Образы симфонической музыки. «Метель. Музыкальные иллюстрации.»

Планируемые результаты обучения:Личностные, предметные, метапредметные.Самоопределение: научить слушать и понимать симфоническую музыку, получая при этом высокое эстетическое наслаждение;Учить восприн...

Технологическая карта. ТЕМА «Как образуются формы слова»

ЦЕЛЬ УРОКА:  1)    Дать понятие окончания как изменяемой морфемы.2)   Уметь соотносить окон­чание с его грамматиче­ским значением (формой слова).3)...

Технологическая карта урока по музыке для 7 класса по теме "Драматические образы в музыке"

Данный урок музыки в 7 классе по программе Т.И. Науменко, В.В. Алеева "Искусство. Музыка."...

Технологическая карта урока Пушкинские образы зимы в музыке и изобразительном искусстве

Технологическая карта урока для 4 класса по предмету "музыка"+ презентация...

Технологическая карта урока английского языка в 5 классе "Здоровый образ жизни"

Данный урок является обобщающим материалом по теме "Здоровый образ жизни"...

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе "Древние образы в народном искусстве"

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе "Древние образы в народном искусстве"...