Конкурсное задание 2 "Методический семинар"
опыты и эксперименты по изобразительному искусству (изо, класс) на тему
Педагогический опыт на тему: "Поиск и развитие творческих, талантливых и одарённых детей".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskiy_seminar.docx | 25.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Поиск и развитие творческих, талантливых и одарённых детей».
Развитие творческого начала, творческих способностей человека всегда волнует как ученых-исследователей, так и педагогов, непосредственно занимающихся практической работой с детьми. Творчество - высшая форма активности, самостоятельности, способность создавать нечто новое, оригинальное. Творчество нужно в любой сфере человеческой деятельности: научной, художественной, производственно-технической, хозяйственной и т.д. Для педагогов развитие творческой индивидуальности является одной из важнейших задач обучения и воспитания. Особенно, для учителя изобразительного искусства.
Выявление и развитие талантливых детей – важнейшая проблема нашего общества. Перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию личности ребёнка.
Федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе, т.е. способности ребёнка быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Важно направить талантливого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую её переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала.
Исходя из этого, перед собой я ставлю следующие задачи:
1. использование потенциала учебно-познавательной деятельности как средство стимулирования учащихся к выполнению творческих заданий на уроке и дома;
2. развитие личности учащихся в процессе организации деятельности каждого ребенка, поддержания его индивидуальности и степени обученности;
3. поиск и развитие талантливых учащихся посредством участия в различных конкурсах.
В своей работе с детьми стараюсь уделять большое внимание применению методов и методических приемов обучения, которые способствуют более успешному развитию творческих способностей, обеспечивают активизацию умственной и практической деятельности учащихся. Для успешного развития творческих способностей учащихся работаю над:
- развитием способностей, склонностей, интересов каждого учащегося с учетом их возможностей;
- приемами осознанного решения различных творческих задач;
- направляю и активизирую творческие способности учащихся через практическую деятельность.
Формой проведения занятий по программе является урок.
Процесс обучения на уроке изобразительного искусства характеризуют:
- сотворчество учителя и ученика;
- диалогичность;
- четкость поставленных задач и вариативность их решения;
- освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Урок изобразительного искусства стремлюсь сделать для каждого ребёнка ярким событием в жизни, побуждающим к самостоятельному творчеству. Это особый урок. Он должен быть каждый раз новым, не похожим на предыдущий, с особой эмоциональной атмосферой увлечённости. Я создаю её при помощи живого слова, ярких диалогов с учениками, музыки, зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций, использования компьютерных программ (MyPaint, TuxPaint).
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения:
- изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); (слайд)
-декоративная и конструктивная работа; (слайд)
- восприятие явлений действительности и произведений искусства; (слайд)
-обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; (слайд)
- изучение художественного наследия; (слайд)
-подбор иллюстративного материала к изучаемым темам.
На урокахпрослеживаются связи с музыкой (прослушивание музыкальных произведений, установление взаимосвязи музыки и изобразительного искусства), литературой (чтение стихотворений, загадок, сказок, потешек, выполнение иллюстраций), историей (изучение истории создания произведений искусства, эпохи, исторических событий, баталий, сражений при изучении сюжетно–тематических картин и т.д.), технологией (изготовление игрушек, посуды для дальнейшей росписи), МХК (изучение худ.наследия, жизни и творчества художников и скульпторов и т.д.), информатикой.
Большую роль в формировании моего профессионального опыта играют Августовские заседания секции методических объединений учителей предметов образовательной области «Искусство», где учителя делятся опытом, предлагают новые идеи и т.д. А так же тесное сотрудничество с Домом детского творчества и отделом МВД России «Ардатовский» отделением Госавтоинспекции, которые являются организаторами конкурсов: «Защитим лес» (1 место – Казаева Д., Ларин В., Кочеткова Д.); «Экология. Дети. Творчество» (1 место – Киржеманова А., Ерёмина А., Козлова А., Кондратьева К.); «Безопасность на дорогах» (1 место – Солдатов В., Кочеткова Д.); «Гимн чести, мужеству и славе» (3 место – Козлова А.); «Бесстрашная профессия»; «Безопасность дорожного движения»; «Зимняя сказка» (2 место – Ситина Д.); «Правила дорожные знать каждому положено»; «Твой голос решающий!» ( место – Сысуйкина К.); конкурс на лучшую эмблему (логотип) «Республиканской архивной службы РМ».
На уроках я использую следующие художественные техники:
- рисование (в различных видах и жанрах),
- аппликация и коллаж (слайд),
- лепка,
- роспись различных изделий (слайды),
-рисование пальцем,граттаж(слайд) и др.
От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению изобразительного искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.
Важным условием развития художественных способностей ребенка является индивидуальный подход к нему в процессе обучения.
Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но всё же стараюсь дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда.
Индивидуальную работу с учащимися веду так, чтобы все учащиеся, в особенности слабые, проявили большое желание и стремление учиться и не отставать от лучших учеников, научить ребенка работать самостоятельно с полной отдачей сил; создать благоприятные условия для развития учеников с наиболее выдающимися способностями.
Природа и окружающая нас реальность - первооснова творчества во всех видах деятельности. Через реальность мы приходим к понятию фантазии - этой прекрасной способности любого человека. В основе любой фантазии - правда жизни, так как художник способен фантазировать только на основе увиденного и воспринятого в окружающем мире. Я стараюсь вселить уверенность в каждом ученике, что он может фантазировать (т.е. творить) и что для этого нужно внимательно, изучив реальность, подняться над ней на крыльях фантазии. Одним из способов развития фантазии является выполнение ряда необычных и неожиданных заданий. Привожу несколько заданий, выполняя которые систематически и целенаправленно, дети развивают воображение, вырабатывают привычку к собственному решению, открытиям, умению отойти от образца и работать по собственному замыслу:
- сказочные птицы, птицы-фантазии;
- город будущего (город-фантазия);
- фантазийное царство;
- сочинение орнаментов на определенную тему.
Кроме индивидуальной работы в своей работе часто использую метод коллективных и групповых работ. Составляем всем классом такие композиции, как «Мир бабочек», «Цветочный луг», «Зоопарк», «Подводный мир», «Бал во дворце» и др. Индивидуальное творчество в творчестве коллектива даёт очень интересные творческие результаты.
Важным условием формирования творческих способностей являются стимулы.
На мой взгляд, на уроках ИЗО недостаточно детям ставить оценки за то, что они рисуют "правильно" или "неправильно". Критерии оценки – умение мыслить, создавать, творить. Традиционная отметка весьма несовершенный инструмент поощрения достижений детей. Самый эффективный стимул познавательной деятельности – ситуации успеха, которую стараюсь создать на своих уроках.
Одна из форм поощрения, которую я часто использую – это участие в школьной выставке. Выставки проводятся регулярно, для школьников, для родителей, на праздники и т.д.
У талантливых и творческих детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду самопознанию. Хотелось бы подробнее рассмотреть метод проектов.
Метод проектов относится к технологиям компетентностно-ориентированного обучения. Использование данного метода на уроках и во внеурочной деятельности даёт новые возможности в активизации познавательного интереса учащихся, развития творческих способностей. С учётом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет ребенку качественно углублять свои знания и выявить свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его таланта. Учитель в этой ситуации выступает консультантом, координатором проекта, помощником, направляющим поиск решения проблемы, но не доминирующей фигурой в учебном процессе. Главная задача учителя - помочь ребенку вовремя проявить и развить свой талант.
Мой педагогический опыт сравнительно небольшой. Несмотря на это, я вместе с учащимися в рамках своей педагогической идеи достигла следующих результатов.
Результаты моей деятельности:
1) Участие в школьных праздниках и делах (оформление школьных праздников, выставок).
2) Процент успеваемости во всех классах -100%, процент качества знаний составляет 90%.
3) Участие в районных мероприятиях, призовые места на районных, республиканских и Всероссийских конкурсах.
4) Ежегодное участие во Всероссийском форуме «Одарённые дети». Бодрова А. – победитель; Пивкина А. – призёр; Уткина А. –призёр; Сазанова К. – призёр.
5) Работа по подготовке и защите проектно-исследовательских работ.В данном виде работы хочется отметить Кукину Дарью и Радаеву Валерию. В подготовке проектно – исследовательских работ они показали большую заинтересованность, старание и ответственность. Кукина Дарья стала победителем VIII районной научно – практической конференции учащихся «Первые шаги в науку».
И хочется закончить своё выступление такими словами:
«Скажи мне - и я забуду,
Покажи мне - и я запомню,
Вовлеки меня - и я пойму».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка к конкурсному заданию «Методический семинар»
Тема методического семинара «Использование исследовательской деятельности учащихся для формирования УУД»...
Материалы на муниципальный этап Всероссийского конкурса "Учитель года- 2015", Конкурсное задание "Методический семинар"
Формирование критического мышления на уроках русского языка и литературы....
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»
Информационно-педагогический модуль «Технология коучинга как эффективная составляющая процесса обучения немецкому языку» ОГАНЕСЯН С.В. УЧИТЕЛЬ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА 1. Обоснование актуальност...
Конкурсное задание "Методический семинар"
Инновационная деятельность на уроках русского языка и литературы...
Конкурсное задание "Методический семинар" муниципальный этап конкурса "Учитель года -2016"
конкурсное задание...
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ "МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР" Педагог года 2016, номинация " Самый классный классный"
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ "МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР" ( презентация с пояснительной запиской) Педагог года 2016, номинация " Самый классный классный"...
Конкурсное задание "Методический семинар"
Интерес к истории возникает в переломные моменты жизни общества. Сегодня, в начале XXI века, это особенно заметно. Поэтому школьное историческое образование как никогда призвано не только давать знани...