Пояснительная записка к конкурсному заданию «Методический семинар»
статья на тему
Тема методического семинара «Использование исследовательской деятельности учащихся для формирования УУД»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasn._zapiska_k_metod.seminaru_s.v.chebotnikova.docx | 27.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к конкурсному заданию «Методический семинар»
(С.В.Чеботникова, учитель химии МБОУ «ООШ №6»
№ слайда | Комментарий |
1 | Тема методического семинара «Использование исследовательской деятельности учащихся для формирования УУД» |
2 | Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход и должен быть положен в основу нашей деятельности, устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапредметным, предметным. Отличительной особенностью нового Стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. |
3 | Древнекитайская мудрость гласит: Скажи мне - и я забуду. Покажи - и я запомню. Именно в процессе собственной деятельности развивается личность. Субъектная позиция ученика вырабатывается при деятельностно-практических способах обучения, а именно – использовании исследовательской деятельности и методе проектов, что эпизодически практиковались мною давно. Исследовательской деятельностью с обучающимися занималась с 1999 года. Неслучайно в современной педагогике познавательная самостоятельность учащихся находится в центре внимания педагогов-исследователей. Приобретенные знания подвергаются изменениям каждый год, поэтому важно, чтобы мои ученики умели самостоятельно мыслить, учиться, работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения, адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни нашего времени – «сетевого столетия». |
4 | Несмотря на накопленный опыт проведения исследовательской и проектной деятельности, при переходе на новые образовательные стандарты возникают определенные трудности(на слайде): 1. Преобразование собственного методологического подхода к организации учебного процесса; |
5 | Актуальность своего педагогического опыта, на мой взгляд, могу выразить словами А.С.Макаренко: «Сознание, не построенное на опыте,… не способно творить никакую практику – Еще более метко выражена эта мысль философом Г.С.Батищевым: «…Человека нельзя «сделать», «произвести», «вылепить» как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне, - но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность исключительно через механизм этой его собственной (совместно с другими людьми) деятельности». |
6 | Именно поэтому ведущей образовательной технологией мною была выбрана технология организации исследовательской деятельности. Причины:
|
7 | Многолетний опыт работы в школе показал несоответствие моих профессиональных затрат уровню обученности и воспитанности учащихся, их способности самостоятельно мыслить, работать с информацией и совершенствовать свои умения в разных областях. Как следствие возникла проблема, выведенная на основе названного противоречия. Повысить уровень познавательной самостоятельности, интеллектуальный и творческий потенциал учащихся. Поэтому возникла задача: найти более результативные способы и средства для решения этой проблемы. Условия возникновения и становления педагогического опыта(вы видите на слайде):
|
8 | Исследовательской деятельностью с обучающимися я начала заниматься с 1999 года. Ребята дополнительно занимались в кружке «Юный эколог» и готовили исследовательские работы. Затем увлеклась проектной деятельностью, прошла курсы Intel «Обучение для будущего» и Microsoft «Партнерство в образовании», «Информационные технологии в профессиональной деятельности педагога 21 века». Желание заниматься исследовательской и проектной деятельностью привело к необходимости выйти за рамки времени, отведенного на лабораторные и практические занятия. Исходя из вышесказанного возникла ведущая идея: развитие исследовательских способностей учащихся как основы их самообразования. Цели и задачи её приведены на слайде.
1. Формировть и развивать исследовательские умения и навыки. 2. Использовать элементы мультимедиа технологии, технологии проблемного обучения, технологии организации проектной исследовательской деятельности в сочетании с базовой. 3. Создать методическую и дидактическую базу исследовательской деятельности. |
9 | Исследовательские работы школьников по химии являются одной из важнейших форм внеурочного обучения предмету. Однако замыкание только на одном предмете химии снижает интерес к исследованиям у некоторых школьников. Межпредметные связи значительно повышают интерес к исследованиям. В современной науке (а школьное исследование при любых условиях в какой-то мере науку моделирует) процессы интеграции различных дисциплин очень глубоки. В значительной мере это обусловлено активным обменом методами работы и приборами между различными областями науки. Есть примеры, касающиеся применения биологических методов для химии и, в первую очередь, экологии. Благодаря обмену методиками грани между науками размываются, и очень часто на стыке возникают новые продуктивные идеи или перспективные научные направления. Исходя из подобных тенденций, можно сказать, что наиболее перспективными представляются школьные исследования, подключающие материал сразу нескольких предметов. Таким образом, можно утверждать, что при формировании исследовательских умений четко прослеживаются межпредметные связи. |
10 | Философ Сенека говорил: «Не для школы, а для жизни мы учимся». Сегодня эти слова приобретают особую актуальность. В новых стандартах общего образования в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Общество нуждается в человеке, владеющем универсальными умениями информационного характера, в человеке, способном самообучаться, прогнозировать и принимать решения. |
11 | Анализ методической работы за предыдущие годы показал положительную динамику не только в результатах участия учащихся в конференциях, конкурсах и проектах, но и увеличение числа обучающихся, занимающихся исследовательской деятельностью. |
12 | Позитивные результаты исследовательской и проектной деятельности по химии и экологии приведены на слайде. |
13 | Характеристика прогностического аспекта педагогического опыта:
|
14 | Трудоемкость опыта: в начальной стадии работы подготовка и проведение исследовательской и проектной деятельности занимает много времени, трудности в организации текущего и промежуточного контроля работы учащихся над проектами; не все учащиеся обладают определенной системой знаний, а их отсутствие затрудняет их продуктивную работу по проведению исследований |
15 | Определение перспектив развития: Модель ожидаемого результата использования исследовательской деятельности в соответствии с ФГОС ООО (приведены на слайде). |
16 | Благодарю за внимание и приглашаю к сотрудничеству. |
«Когда ребенок включается в какую-то деятельность, то работает фантазия, умственное представление, работает эмоция, эмоциональное переживание…» А.Ц.Гармаев
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы на муниципальный этап Всероссийского конкурса "Учитель года- 2015", Конкурсное задание "Методический семинар"
Формирование критического мышления на уроках русского языка и литературы....
Пояснительная записка и презентация к конкурсному заданию "Методический семинар"
Конкурсное задание "Методический семинар" на тему "Системно - деятельностный подход как условие формирования исследовательских навыков учащихся"...
Материал на конкурс "Учитель года". Конкурсное задание "Методический семинар". Пояснительная записка.
Тема представляемого опыта работы: "Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как средство развития...
Пояснительная записка к конкурсному заданию «Методический семинар.»
Данное сообщение содержит пояснительную записку к конкурсному заданию " Методический семинар" по теме"Использование игровых технологий на уроках русского языка....
Районный профессиональный конкурс «УЧИТЕЛЬ ЗОЛОТОГО АЛДАНА – 2017» Заочный тур «Методическое портфолио» Конкурсное задание «Методический семинар» Обобщение и систематизация опыта по теме: Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского язы
Данный материал представляет обобщение опыта работы учителя по теме "Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы". Работа включает презентацию и пояснительную ...
Методическая папка к конкурсному заданию "Методический семинар" ("Учитель года-2017")
Представленные задания я применяла на уроках русского языка в V-VII классах в первой четверти. Каждое задание представлено в шести вариантах (по числу рабочих групп, состав которых относительно постоя...