Конкурсное задание "Методический семинар"
статья на тему

Инновационная деятельность на уроках русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar.docx38.73 КБ
Файл prezentatsiya.pptx2.33 МБ

Предварительный просмотр:

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Скромак О. В.

учитель русского языка и литературы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Тема: «Инновационная деятельность на уроках русского языка и литературы»

С чего же начался мой учительский опыт? С первого урока? С первых шагов по школьным коридорам? Или немного раньше? Когда впервые начала задумываться о будущей профессии, о важности своего выбора? Вопрос кем быть  никогда не вызывал у меня раздумий. Я точно знала, что моя жизнь будет связана с воспитанием детей. Я пришла работать в школу, чтобы быть рядом с подрастающим поколением. Учительский труд – это каждодневная работа со своим удачами и неудачами, победами и поражениями. И каждый день я для ребят: руководитель, участник, советник, товарищ.

 Иногда бывает очень трудно, но ни разу я не пожалела, что выбрала этот путь, став учителем.

Целью своей педагогической деятельности ставлю желание научить детей самостоятельно мыслить,  самим сопоставлять факты и искать информацию, помочь детям раскрыться и развить творческие способности, научить любить себя и окружающих.(слайд 2)

В связи с  внедрением Федерального государственного  образовательного стандарта приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить как становление личности школьника, так и  раскрытие его индивидуальных возможностей.

И в своей деятельности постоянно ищу пути для того, чтобы воспитывать и развивать в ребёнке активную, смелую, решительную личность. Личность, которая умеет сама добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях.  

Работая над актуальной темой «Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы» стараюсь  успешно  раскрывать  творческие  способности обучающихся.(слайд 3)

Мне  пришлось  немало поработать  над  тем,  чтобы  заинтересовать учащихся, предлагая им новую систему отношений учебного сотрудничества, уважения к окружающим, взаимопонимания. Для решения подобных задач школьников необходимо обучить главным мыслительным операциям: анализу, обобщению, сравнению, конкретизации, систематизации.  

В поисках новых  идей я  обратилась  к  нестандартным  формам   урока,  которые обеспечивают  активное  участие каждого  ученика на уроках, повышают авторитет знаний и индивидуальную  ответственность школьника за результаты учебного труда.

Практикуя  проведение нестандартных уроков, сделала  вывод, что именно  такие  занятия   повышают  эффективность  обучения, развивают  активность, самостоятельность,  личную  инициативу  и  творческие способности    учащихся.

Прогнозирование результата (что ученик  должен  знать и уметь),  выбор методов  работы, способствует  развитию активности мышления обучающихся.

Важное место в процессе обучения занимают групповые  и  индивидуальные  формы организации  познавательной  деятельности учащихся.

В целях развития мотиваций учебно-познавательной деятельности обучающихся, стимулирования их к самовыражению, расширению кругозора, самостоятельному решению собственных жизненных проблем в нестабильном социуме,  активизации мыслительной, коммуникативной, речевой и творческих видах деятельности применяю различные педагогические технологии.(слайд 4)

При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяются следующие приемы.

К примеру, приём «Ассоциации» применяю на уроке в 6 классе по теме «Омонимы». Начинаю занятие с наводящих вопросов, чтобы учащиеся смогли сформулировать тему и цели урока.

Как называется животное, которое меняет свою окраску в зависимости от внешней среды?

Может ли быть что-то общее между хамелеоном и некоторыми языковыми явлениями?

Да, омонимы меняют свое значение в зависимости от принадлежности к той или иной части речи, как хамелеоны – свою окраску в зависимости от среды. (слайд 5)

Приём «Кластер»,  использую при изучении явления омонимии в 7 классе. Работая по данной схеме, учащиеся самостоятельно делают выводы о разных видах омонимов: омографах, омофонах.

При подготовке к итоговой аттестации  особую сложность представляет для обучающихся умение находить проблемы текста (как правило, их несколько). Поможет в этом составление кластера. (слайд 6)

Часто на уроках использую  дидактическую игру «Четвертый лишний». Например, на уроке русского языка по теме «Предлог» в 7 классе, учащиеся аргументируют свой выбор, применяя изученные правила при объяснении.

А) Ехать в город, сидеть на берегу, обойти вокруг озера, прийти через час (прийти через час, т.к. это временной предлог, а не пространственный)

Б) Ввиду плохой погоды, не пришли из-за болезни, работать в течение недели, дрожать от холода (работать в течение болезни, т.к. это временной, а не причинный)

В) Стоять на площади, сказать о поездке, забыть про неприятности, урок по алгебре (стоять на площади, т.к. это пространственный, а не дополнительные) (слайд 7)

Нетрадиционные формы домашнего задания вызывают у учащихся особый интерес к изучаемой теме, а следовательно, помогают им хорошо усваивать учебный материал. Так, после изучения на уроке темы “Основные виды обстоятельств” в 8 классе даю разноуровневое задание: подготовить  карточку с примерами.

  1. Прочитать примеры в учебнике и составить собственные по аналогии, по данной модели, исходя из собственного опыта.

Например: I.Основные виды обстоятельств.

        1.Обстоятельства образа действия.

Утром петух кукарекал громко. (Ср. учебник: Звонко кукушка вдали куковала.)

         2.Обстоятельства места.

Мы заехали в канаву. (Ср.: Мы въехали в кусты.)

  1. Придумать примеры  или выписать их из художественных, научно–популярных и других текстов.

Например:   I. 1. Крупные хлопья снега лениво скользили мимо окна.

              2. Кораблев серьезно посмотрел на меня. (образ действия)

         II. 1. Внизу, у подножия хребта, растет смешанный лес.

              2. Наша команда по баскетболу выехала в Бор в два часа.

Такой вид домашнего задания, проводимый в системе, способствует росту самостоятельности, ответственности,  повышению уровня знаний по предмету.(слайд 8)

Несколько подробнее мне хотелось бы остановиться на некоторых приемах, используемых в технологии развития критического мышления.

Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Ученики часто стоят перед проблемой выбора информации, которой нужно не только овладеть, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Обучающиеся 5-11 классов должны уметь рассматривать новый материал вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.

Эффективным  считаю прием «чтение с остановками» на уроках литературы при объяснении нового материала.

Этот прием требует подготовительной работы, которая предполагает следующие этапы:

1. Выбирается текст для чтения, неизвестный для данной аудитории (в противном случае теряется смысл и логика использования приема)  динамичный, событийный сюжет; неожиданная развязка, проблемный финал.

2. Текст заранее делится на смысловые части, где нужно прервать чтение, сделать остановку.

3. Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков.

▪ Какие события могут произойти в описанной обстановке?

▪ Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?

▪ Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие  ощущения у вас возникли?

▪ Какие ваши ожидания подтвердились?

Что было неожиданным?

▪ Как вы думаете, чем закончится рассказ?

Как бы вы  закончили его?

▪ Что будет с героем после событий рассказа?

На уроке по произведению  А.П. Платонова «Неизвестный цветок» в 6 классе такой приём эффективен.

Главное достоинство этого приёма - развитие мышления, воображения и речи учащихся.(слайд 9)

Чтение с остановками часто использую при подготовке учащихся к написанию сочинения-рассуждения, т.к. эта работа предполагает не только тщательный анализ текста, но и умение «идти» вслед за автором, «видеть», как он создает текст, что хочет «сказать» читателю на данном этапе.

Интересен на уроках и  приём пятиминутного эссе. Этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изученной теме. Для учителя – это возможность получить обратную связь. При изучении темы «Культура речи. Правильное употребление самостоятельных частей речи» в 7 классе, учащимся было предложено написать, что они узнали  нового  и что осталось непонятным, трудным.

А использование синквейна на уроках помогает мне осуществить приём технологии развития критического мышления, на этапе рефлексии.

Пример синквейна в 7 классе по теме «Язык как развивающееся явление»:

                                                                 русский язык

живой, удивительный

учит, объясняет, творит

Берегите наш родной язык!

Познание

Развитию критического мышления способствуют и нетрадиционные уроки: урок «погружения», урок деловой игры, урок -пресс – конференция, урок-соревнование ,урок-КВН ,театрализованный урок ,урок- аукцион, которые позволяют повысить интерес ученика как к предмету, так и к обучению в целом. Попадая в необычную ситуацию, ребёнок включается в деятельность, сотрудничество с учителем, при этом создается положительный эмоциональный фон, начинают активно функционировать интеллектуальная и волевая сферы, легче усваиваются знания, быстрее формируются умения и навыки. Этому способствует создание на нестандартных уроках условий для мобилизации творческих резервов и учителя, и ученика. (слайд 10)

Например, я проводила урок-суд в 6 классе по теме «Несклоняемые заимствованные имена существительные». Учащиеся показали в ролевой игре умение обобщать и анализировать языковые явления, вести исследовательскую работу.

Для закрепления, обобщения изученной темы применяю уроки-конкурсы. К примеру, в 7 классе был проведён урок-КВН по теме «Фразеологизмы как лексическое средство выразительности». Это позволило углубить и расширить свои знания по данной теме. Игровая форма работы вызвала интерес учащихся к данной теме. (слайд 11)

На таких уроках решаются проблемные вопросы и создаются проблемные ситуации, решаются задачи дифференцированного обучения, активизируется учебная деятельность, повышается познавательный интерес. что способствует развитию критического мышления. Нетрадиционные уроки русского языка и литературы обеспечивают системный анализ лингвистических сведений, развивают языковую наблюдательность

На современном уроке, применение интерактивной доски позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами. Управление обучением с помощью компьютера приводит к повышению эффективности усвоения, активизации мыслительной деятельности учащихся. Например, широкие возможности открывает использование интерактивной доски при работе с текстом. Текст-модель, заранее подготовленный мною, является основой для разностороннего анализа: орфографического, лексического, пунктуационного. В тексте могут быть выделены цветом слова, словосочетания, предложения, на которые надо обратить особое внимание. Могут быть пропущены буквы, знаки препинания, которые необходимо вставить. Удобно выполнять виды грамматического разбора, работая с напечатанными словами, шаблонами, образцами. Незаменимой становится интерактивная доска и на уроках развития речи.

Применение инновационных технологий на уроках русского языка позволило добиться значительных результатов. (слайд 12)

Подводя определённые итоги своей работы, хочу обратить внимание на следующее: вся моя деятельность как учителя направлена на развитие самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к самореализации в обществе. Для достижения этой серьёзной цели  стараюсь создать на своих занятиях нужные условия для самовыражения учащихся, использую различные педагогические технологии, а именно инновационную деятельность, для развития творческого и интеллектуального потенциала учащихся.

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ребёнку урок и в радость, и приносит пользу, не превращаясь просто в забаву или игру. И, может быть, именно на таком уроке, как говорил Цицерон, «зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего».

Список использованной литературы:

1. Федоров А. В. Медиаобразование и медиаграмотность. Таганрог: Кучма, 2004.с.14

2. Демкин В. П., Можаева Г. В. Учебно-методическое обеспечение образовательных программ на основе информационных технологий// Открытое и дистанционное образование.2003.№ 2(10).с.5-8.

3. Развитие творческих способностей и личности учащихся/ Русский язык в школе. – 2001.-№ 6.с.21-25.

4. Архипова Е. В. О методе моделирования и возможности применения тестовых заданий при обучении орфографии. Русский язык в школе 2003 № 2 с.13-17.

5. Рыбченкова Л. М., Капинос В. И., Цыбулько И. П. О ЕГЭ и мониторинге по русскому языку// Русский язык в школе. 2004. -№ 3.-с.10

5. Гудилина С. И. Интернет на уроках искусства: Из опыта преподавателей: Педагогическая технология создания и использования информационно-коммуникативной среды/ С. И. Гудилина.- М: УЦ Перспектива. – 2004- с. 34.

6. Вымятин В. М., Демкин В. П., Можаева Г. В. Мультимедиа-курсы: методология и технология разработки. Научно-методический журнал. 2002 № №(7). С. 34-60

7. Чередникова О. И. Информационные технологии в работе учителя русского языка и литературы. Русский язык. 1 сентября 2009 № 5. с.2-3.

8. Роберт И. В. Теоретические основы развития информатизации образования в современных условиях информационного общества массовой глобальной коммуникации// Информатика и образование. 2008. № 5с. 126-127. ( слайд 13)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

У ребенка свое особое умение видеть, думать и чувствовать; нет ничего глупее, чем пытаться подменить у них это умение нашим Жан-Жак Руссо Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Благодарный, Ставропольский край Скромак Ольга В асильевна у читель русского языка и литературы Инновационная деятельность на уроках русского языка и литературы

Слайд 2

Цель педагогической деятельности - желание научить детей самостоятельно мыслить, самим сопоставлять факты и искать информацию, помочь детям раскрыться и развить творческие способности, научить любить себя и окружающих. У каждого человека есть задатки, дарования, талант к определенному виду или нескольким видам (отраслям) деятельности. Как раз эту индивидуальность и надо умело распознать, направить затем жизненную практику ученика по такому пути, чтобы в каждый период развития ребенок достигал , образно говоря, своего потолка В.А. Сухомлинский Задачи : сочетание государственного заказа и требований социума; учет индивидуальных возможностей, интересов и образовательных потребностей участников учебно-воспитательного процесса; обогащение и расширение содержания образования новой информацией и формами приобретения знаний; Цель и задачи педагогического опыта

Слайд 3

д остижение комплексного результата образовательного процесса активизация процесса обучения, использование разнообразных современных форм работы изменение роли учителя и ученика: совместная деятельность учителя и ученика на творческой основе, духовном равенстве и межличностном общении Актуальность педагогического опыта

Слайд 4

Л.С. Выготский Н.Я . Гальперин Л.В. Занков Д.Б. Эльконин Основатели передового педагогического опыта и современных концепций развивающего обучения Теоретическое обоснование опыта

Слайд 5

Приемы инновационных технологий: п риём «Ассоциации» Урок русского языка в 6 классе по теме «Омонимы». В опросы для формулировки темы и цели урока к ак называется животное, которое меняет свою окраску в зависимости от внешней среды? м ожет ли быть что-то общее между хамелеоном и некоторыми языковыми явлениями? Омонимы Технология педагогического опыта

Слайд 6

Омоформы – слова разных частей речи, одинаковые по звучанию и написанию в некоторых грамматических формах Омографы «одинаково пишутся» Рой пчел – рой яму Явление омонимии ОМОНИМ «одинаковое имя» Новая пила – пила кофе Омофоны «одинаково звучат» Доро́га – дорога́ Пла́чу , да плачу́ Пу́гало - пуга́ло Мал, зато дорог – за то дерево В течение месяца – в течении реки Лет до ста расти – нам без старости при изучении явления омонимии в 7 классе. Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы Технология педагогического опыта Приём «Кластер»

Слайд 7

Дидактическая игра «Четвертый лишний » А) Ехать в город, сидеть на берегу, обойти вокруг озера, прийти через час (прийти через час, т.к. это временной предлог, а не пространственный) Б) Ввиду плохой погоды, не пришли из-за болезни, работать в течение недели, дрожать от холода (работать в течение болезни, т.к. это временной, а не причинный) В) Стоять на площади, сказать о поездке, забыть про неприятности, урок по алгебре (стоять на площади, т.к. это пространственный, а не дополнительные) Технология педагогического опыта На уроке русского языка по теме «Предлог» в 7 классе

Слайд 8

На уроке по теме “Основные виды обстоятельств” в 8 классе 1 . Прочитать примеры в учебнике и составить собственные по аналогии, по данной модели, исходя из собственного опыта. Например: I .Основные виды обстоятельств. 1.Обстоятельства образа действия. Утром петух кукарекал громко. (Ср. учебник: Звонко кукушка вдали куковала.) 2.Обстоятельства места. Мы заехали в канаву. (Ср.: Мы въехали в кусты.) 2. Придумать примеры или выписать их из художественных, научно–популярных и других текстов. Например: 1. Крупные хлопья снега лениво скользили мимо окна. 2 . Кораблев серьезно посмотрел на меня. (образ действия ) Технология педагогического опыта Нетрадиционные формы домашнего задания

Слайд 9

Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Прием «чтение с остановками» на уроках литературы при объяснении нового материала. 1. Выбирается текст для чтения, неизвестный для данной аудитории. 2. Текст заранее делится на смысловые части, где нужно прервать чтение, сделать остановку. 3. В опросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков: ▪ Какие события могут произойти в описанной обстановке? ▪ Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев? ▪ Что вы почувствовали, прочитав эту часть? ▪ Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным? ▪ Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как бы вы закончили его? ▪ Что будет с героем после событий рассказа? У рок по произведению А.П. Платонова «Неизвестный цветок» в 6 классе Технология педагогического опыта

Слайд 10

Технология педагогического опыта Нетрадиционные уроки Урок-погружение урок деловой игры урок -пресс – конференция урок-соревнование урок-КВН театрализованный урок урок- аукцион урок-суд

Слайд 11

Технология педагогического опыта Урок-КВН Тема: «Фразеологизмы как лексическое средство выразительности» 7 класс

Слайд 12

Оценка эффективности реализации опыта Результаты применения инновационной деятельности на уроках русского языка

Слайд 13

Литература 1. Федоров А. В. Медиаобразование и медиаграмотность . Таганрог: Кучма, 2004.с.14 2. Демкин В. П., Можаева Г. В. Учебно-методическое обеспечение образовательных программ на основе информационных технологий// Открытое и дистанционное образование.2003.№ 2(10).с.5-8. 3. Развитие творческих способностей и личности учащихся/ Русский язык в школе. – 2001.-№ 6.с.21-25. 4. Архипова Е. В. О методе моделирования и возможности применения тестовых заданий при обучении орфографии. Русский язык в школе 2003 № 2 с.13-17. 5. Рыбченкова Л. М., Капинос В. И., Цыбулько И. П. О ЕГЭ и мониторинге по русскому языку// Русский язык в школе. 2004. -№ 3.-с.10 5. Гудилина С. И. Интернет на уроках искусства: Из опыта преподавателей: Педагогическая технология создания и использования информационно-коммуникативной среды/ С. И. Гудилина .- М: УЦ Перспектива. – 2004- с. 34. 6. Вымятин В. М., Демкин В. П., Можаева Г. В. Мультимедиа-курсы: методология и технология разработки. Научно-методический журнал. 2002 № №(7). С. 34-60 7. Чередникова О. И. Информационные технологии в работе учителя русского языка и литературы. Русский язык. 1 сентября 2009 № 5. с.2-3. 8. Роберт И. В. Теоретические основы развития информатизации образования в современных условиях информационного общества массовой глобальной коммуникации// Информатика и образование. 2008. № 5с. 126-127. 9. Никишина И. В. Педагогические инновационные технологии. « Учитель». Волгоград, 2006


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к конкурсному заданию «Методический семинар»

Тема методического семинара «Использование исследовательской деятельности учащихся для формирования УУД»...

Конкурсное мероприятие " Методический семинар" Методическая проблема " Физический эксперимент как метод активации познавательной и мыслительной деятельности обучающихся".

Уроки без демонстраций и практических работ скучны, поэтому для вовлечения учащихся в активный познавательный процесс я использую наглядность, демонстрационный и фронтальный эксперимент.  ...

"Методический семинар" конкурсное задание на областной конкурс "Учитель года Нижегородской области - 2015"

"Использование технологии критического развития через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы" Методический семинар. Конкурсное задание на областной конкурс "Учитель года Нижегородской о...

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Информационно-педагогический модуль «Технология коучинга как эффективная составляющая процесса обучения немецкому языку» ОГАНЕСЯН С.В. УЧИТЕЛЬ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА 1. Обоснование актуальност...

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ "МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР" Педагог года 2016, номинация " Самый классный классный"

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ  "МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР" ( презентация с пояснительной запиской) Педагог года 2016, номинация " Самый классный классный"...