Конкурсное задание "Методический семинар" муниципальный этап конкурса "Учитель года -2016"
материал на тему

конкурсное задание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx26.4 КБ
Файл metodicheskiy_seminar.pptx685.47 КБ

Предварительный просмотр:

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ

«МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Использование инновационных технологий преподавания географии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся»

В современных условиях модернизации российского образования изменяются цели и задачи стоящие перед школой и учителями. Акцент переносится с “усвоения знаний” на формирование “компетентностей”.

В своей педагогической деятельности я столкнулась с необходимостью работы по достижению новых целей и задач, поставленных ФГОС перед школой: от привычного усвоения объёма и содержания знаний учеником, школа переходила к реализации требований, предъявленных Стандартом, в том числе к достижению не только предметных, но и личностных и  метапредметных  результатов освоения образовательной программы.

Потребность изменений в содержательном и технологическом аспектах образовательной деятельности как учителя-предметника, заинтересованного во внедрении новых методов, форм, приёмов работы с учениками, совпала с внутренней мотивацией по осмыслению и применению в личном педагогическом опыте новых технологий в условиях введения ФГОС нового поколения. В то же время сделав анализ собственной педагогической деятельности, выявила ряд противоречий.

Разработка и реализация комплекса педагогических условий (инновационных методик), обеспечивающих эффективное развитие учебной мотивации, познавательной компетентности школьников и совокупности умений, навыков, овладение которыми способствует развитию и формированию личности, способной к успешной самореализации.

Проблема не соответствия уровня обучения школьников их реальным возможностям; низкий уровень мотивации; снижение или отсутствие интереса к предмету.

Таким образом, назревшие противоречия обусловили естественную потребность в изменениях собственной профессиональной деятельности. Следствием этого стало изучение современной педагогической и научно-методической литературы, участие в курсовой подготовке, обмен опытом в рамках работы методического объединения учителей естественно-научного цикла.

Подготовка к реализации ФГОС в школе положила начало формирования опыта «Использование инновационных технологий преподавания географии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся» на основе методологии компетентностного и метапредметного подходов, разрабатываемых в работах И.А.Зимней, А.В. Хуторского, В.В. Краевского, Ю.В. Громыко, Н.В. Громыко, А.Л.Андреева и др. В работах этих авторов я нашла для себя принципиальные положения для реализации своей темы: эффективность результатов обучения зависит от активизации деятельности учащихся путем использования инновационных образовательных технологий; включенность каждого ученика в решение творческих задач «не в конце, а в начале процесса усвоения нового предметного содержания»; более продуктивное, чем ранее, «мотивированное овладение операционно- техническими средствами выполнения новой деятельности»; наличие рефлексивной составляющей как учебной, так и педагогической деятельности

Актуальность инновационного обучения состоит в следующем:

  • соответствие концепции образования;
  • использование личностно - ориентированного обучения;
  • поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика;
  • соответствие социокультурной потребности современного общества;
  • самостоятельной творческой деятельности.

В основе инновационного обучения лежат следующие технологии:

  • развивающее обучение;
  • проблемное обучение;
  • развитие критического мышления;
  • дифференцированный подход к обучению;
  • создание ситуации успеха на уроке.

        Проблема. Создание с помощью инновационных технологий преподавания такой обучающей среды, когда ученик не только исходит из своих особенностей, но и поставлен в такие обстоятельства, что вынужден проявлять активность, действовать в условиях выбора, преодолевать возникшие затруднения; создание условий для развития каждого ученика, формирование коммуникативных умений и навыков, успешности учащихся.

Новизна опыта состоит в синтезе указанных педагогических технологий и техник, призванных обеспечить формирование ключевых компетенций учащихся, а именно познавательной и коммуникативной. Убеждена, что только системное использование современных технологий и методов обучения сможет дать стабильный высокий результат, будет способствовать всестороннему развитию эрудированной, духовно богатой личности. Поэтому, начиная с 5 класса, я применяю следующие образовательные технологии и формы работы:

- в 5-6 классах игровые технологии и работу в группах, создаю на уроках ситуацию успешности каждого ученика;

- в 7-8 классах технологии проблемного и игрового обучения, индивидуальную, парную, групповую работу, применяю методы самоконтроля, ввожу элементы проектной деятельности;

- в 9-11 классах уроки строю на основе проблемного обучения, применяю проектную деятельность, индивидуальную, групповую и парную работу.

Представленный мной опыт включает в себя уроки географии, внеурочные учебные занятия, а также индивидуальную работу с учащимися по подготовке к олимпиадам.
             На своих уроках  использую:

  • Технологию развития критического мышления   разработана в конце XX века в США (Ч.Темпл, Д. Стил, К. Мередит). Мы и наши ученики часто стоим перед проблемой выбора информации. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, обучающиеся 5-11 классов должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.

Основой этой технологии являются три ступени (фазы) урока: «Вызов – осмысление – рефлексия». Использую различные приемы, как традиционные: составление таблиц, плана, постановка проблемного вопроса, так и новые, например, составление кластера (гроздья, пучок), в котором наглядно видна связь ключевого слова темы урока с другими понятиями и явлениями, или прием: «Запишите все что знаете» (индивидуально или в группах), или прием «мозговой атаки».

Основная фаза урока – осмысление дает возможность познакомиться с новой информацией, понятиями, причем возможно сообщение информации учителем или  ее самостоятельный поиск. Используются следующие приемы: «инсерт» – маркировка текста, учебно-мозговой штурм. На этой стадии формирования критического мышления осуществляется через исследовательские навыки, выполнение работы с дополнительной литературой, статистикой, научным текстом.

Третья фаза – рефлексия (размышление). На этой фазе происходит закрепление новых знаний, осмысление своего опыта. Основные приемы: групповая дискуссия, составление кластера. Приведу пример использования данной технологии на уроках географии 8 класса по теме: «Природные зоны России. Зона арктических пустынь, зона тундры и лесотундры». Урок проходит в форме экспедиции ученых исследователей. Каждая группа ученых исследует свою природную зону, и в виде схемы (кластера) представляет отчет об итогах исследования. Класс делю на 2 группы. Каждая группа составляет кластер по тем знаниям, которые были приобретены ранее, затем идет защита. Следующий этап – это работа с планом изучения природных зон. Используя текст учебника, карты атласов, научный текст, план, группы составляют уже подробный кластер (добавляется к предыдущей схеме) по заданной природной зоне.        На стадии «Осмысление» учащиеся вступают в контакт с новой информацией. На данном уроке – это различный раздаточный материал  с планом изучения природной зоны, научный текст.

  • Технология проблемного обучения разработана Т.В. Кудрявцевым, М.И. Махмутовым, И.Я. Лернером. Основные положения: изучение материала сопровождается созданием проблемных ситуаций с помощью творческих задач и вопросов; для решения творческих задач используются алгоритмы; анализируются результаты учебной деятельности.

Примером технологии проблемного обучения может служить метод "Альтернатива", предназначенный для создания проблемной ситуации и ориентированный на тот этап в обучении, когда необходимо сформировать мотивацию, направленную на освоение новых знаний.

Работа в рамках технологии основана на принципе совместной деятельности. Деятельность в рамках технологии содержит следующие шаги:

1. Формируются  группы,   каждая из которых выполняет задание.

2. Участники групп делятся своим вариантом решения ситуации. Предлагаемый вариант, способ должны быть обоснованы во время выступления.

3. Затем группы обмениваются заданиями, и им предлагается найти противоположное, альтернативное объяснение или решение, посмотреть на ситуацию с другой точки зрения. Предлагаемая альтернатива должна быть обоснована.

4. Участники групп делятся альтернативными вариантами, способами решения, объяснения ситуации.

  • Метод проектов

Ученики впервые знакомятся с данным методом уже в 6 классе и выполняют свой последний школьный проект в 11 классе. Конечно, проект, выполненный учеником 6 класса, намного проще и не претендует на звание исследовательского, но уже в 6 классе ребята учатся ставить цель, определять задачи, формулировать основополагающие и проблемные вопросы, гипотезу, отбирать содержание, формулировать выводы. Степень сложности проекта возрастает с каждым годом и в старших классах учащимся несложно сделать проект исследовательского характера, то есть выйти на более высокий уровень.

Наиболее простыми в исполнении и не требующими глубокой проработки научной литературы являются информационные и творческие проекты. Именно с них мы и начинаем знакомство с методом проектов в 6 – 8 классах. В 6 классе на одном из уроков в начале года ребятам рассказывается о методе проектов, о том, что такое проект, какие виды проектов бывают, как можно оформить результат работы над проектом и предлагается им сделать творческий проект - например, написать сказку “Путешествие маленькой капельки” о мировом круговороте воды.

В 8-11 классе темы проектов более серьезные и требуют серьезной работы над литературными источниками. Эти проекты уже можно называть исследовательскими и результаты таких проектов могут быть интересны не только участникам проекта, но и другим учащимся

  • Метод интеллект-карт

Интеллект - карты – метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления, запоминания информации. Преимущества применения метода интеллект – карт на уроках: интеллект - карты позволяют экономить от 50 до 95% времени на этапе записывания информации, свыше 90% – на этапе ее восприятия.

Цели создания интеллект – карт                

 обучение  - избавляет от огромного количества лишней работы;                                                                                                                     запоминание    - ученик затратит значительно меньше усилий, чем при обыкновенной зубрежке; у учеников возникает как бы «видение» информации внутренним мысленным взором;  наибольший эффект получается при последующем воспроизведении;                                                                                                                                  мышление -  становится более чутким и гибким, активизируются творческие способности;

концентрация - внимание концентрируется на задаче естественным образом, без принуждения.

С помощью используемых при построении карт зрительных образов обеспечивается создание глубокого впечатления, что существенно увеличивает запоминаемость материала и способность к воспроизведению.

Результатами проводимой работы и использования данных технологий явились:

Высокие показатели результативности учащихся  на основе  итоговых годовых оценок за 2 года.

В 2013-2014 учебном году успеваемость составила 100%, качество 72%; в 2014-2015 учебном году успеваемость составила 100%, качество 74%.

В муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по географии в 2013 году 1 победитель, 1 призер; 2014 году 3 призера; 2015 год 1 победитель. 2 призера.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование инновационных технологий преподавания географии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся Белик Елена Александровна учитель географии МКОУ Марьевская СОШ Ольховатский муниципальный район Воронежская область Конкурс «Учитель года» Методический семинар

Слайд 2

Противоречия Ведущая педагогическая идея Разработка и реализация комплекса педагогических условий (инновационных методик), обеспечивающих эффективное развитие учебной мотивации, познавательной компетенции школьников и совокупности умений, навыков, овладение которыми способствует развитию и формированию личности, способной к успешной самореализации Ряд задач, требующих обязательного решения проблема несоответствия уровня обучения школьников их реальным возможностям; низкий уровень мотивации; снижение или отсутствие интереса к предмету;

Слайд 3

Актуальность инновационного обучения состоит в следующем: соответствие концепции образования; использование личностно - ориентированного обучения; поиск условий для раскрытия творческого потенциала ученика; соответствие социокультурной потребности современного общества; самостоятельной творческой деятельности. В основе инновационного обучения лежат следующие технологии: развивающее обучение; проблемное обучение; развитие критического мышления; дифференцированный подход к обучению; создание ситуации успеха на уроке.

Слайд 4

Проблема Создание с помощью инновационных технологий преподавания такой обучающей среды, когда ученик не только исходит из своих особенностей, но и поставлен в такие обстоятельства, что вынужден проявлять активность, действовать в условиях выбора, преодолевать возникшие затруднения; создание условий для развития каждого ученика, формирование коммуникативных умений и навыков, успешности учащихся.

Слайд 5

НОВИЗНА ОПЫТА в синтезе инновационных педагогических технологий, призванных обеспечить формирование ключевых компетенций учащихся, а именно познавательной и коммуникативной , в условиях внедрения ФГОС; во внедрении в мою педагогическую деятельность приёмов технологии проблемного обучения, интеллект-карты, проектной деятельности и РКМ, которые выводят учеников на более высокий уровень мышления (сравнение, анализ, синтез, оценку и т.д.) и ориентируют на создание условий для свободного развития каждой личности; в преобразующей деятельности обучающихся на уроках.

Слайд 6

Цель опыта: представить систему работы по формированию УУД с помощью инновационных технологий обучения при географии, опираясь на научные труды и разработки. Задачи: создание условий для обучающихся при реализации инновационных технологий в процессе обучения географии; формирование у обучающихся универсальных учебных действий в ходе активного самостоятельного поиска решения проблем; формирование критического стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание альтернативности принимаемых решений, умений понимать скрытый смысл того или иного сообщения;

Слайд 7

Для реализации целей использую следующие методы и технологии: технология развития критического мышления; технология проблемного обучения; технология проектной деятельности; метод интеллект – карт;

Слайд 8

Структура урока по технологии РКМ Технологические этапы 1 стадия 2 стадия 3 стадия Вызов: имеющиеся знания; интерес к получению новой информации; постановка учеником собственных целей обучения. Осмысление содержания: получение новой информации; корректировка учеником поставленных целей обучения. Рефлексия: размышление; постановка учеником новых целей обучения

Слайд 9

Идея педагогического опыта Формирование у обучающихся метапредметных умений через использование технологии «Развитие критического мышления» на уроках географии Приемы работы Кластеры Активное чтение «ЗХУ» Концептуальная таблица Взаимоопрос Групповая дискуссия

Слайд 10

Метод « Альтернатива » - пример технологии проблемного обучения Работа в рамках технологии основана на принципе совместной деятельностью. Деятельность в рамках технологии содержит следующие шаги: 1. Формируются группы, каждая из которых выполняет задание. 2. Участники групп делятся своим вариантом решения ситуации. Предлагаемый вариант, способ должны быть обоснованы во время выступления. 3. Затем группы обмениваются заданиями, и им предлагается найти противоположное, альтернативное объяснение или решение, посмотреть на ситуацию с другой точки зрения. Предлагаемая альтернатива должна быть обоснована. 4. Участники групп делятся альтернативными вариантами, способами решения, объяснения ситуации.

Слайд 11

Виды проблемных заданий Задания, в основе содержания которых лежат научная гипотеза (например о происхождении многолетней мерзлоты, об изменении климатов на земле). Задания на установление многозначных причинно-следственных связей ( какие изменения произойдут на территории Амазонии , если вырубят сельву). Задания, требующие понимания диалектических противоречий, умения оперировать противоположными суждениями (увеличивается или уменьшается в условиях НТР влияние природных условий территории на жизнь и хозяйственную деятельность человека). Задания, проблемный характер которых обусловлен разрывом между ранее усвоенными знаниями и требованиями задачи или вопроса (например, почему в пустыне Намиб, находящейся на побережье Атлантического океана, выпадает меньше осадков, чем в самых сухих районах Сахары).

Слайд 12

Метод проектов Внешний результат Внутренний результат Материальный продукт деятельности Опыт деятельности

Слайд 13

Метод интеллект-карт повышение мотивации активизация деятельности развитие познавательной компетенции интеллекта пространственного мышления познавательной активности творческого мышления

Слайд 14

Результативность опыта Качество знаний в (%) Участие во всероссийской олимпиаде школьников Учебный год Уровень Результат: участник/ призер/ победитель 2012-2013 муниципальный 3/1/1 2013-2014 муниципальный 6/3/0 2014-2015 муниципальный 8/2/1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ "МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР" Педагог года 2016, номинация " Самый классный классный"

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ  "МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР" ( презентация с пояснительной запиской) Педагог года 2016, номинация " Самый классный классный"...

Портфолио участника муниципального этапа "Учитель года - 2016"

Размещены достижения учащихся и учителя, участника муниципального этапа "Учитель года - 2016"...

Конкурсное задание муниципального конкурса "Учитель года - 2016" "Методический семинар"

демонстрация своей педагогической деятельности в соответствии с новыми требованиями ФГОС...

Конкурсный урок по математике "Прямая и обратная пропорциональные зависимости" (Муниципальный этап Всероссийского конкурса "Учитель года-2016" г. Воронеж)

Конкурсный урок по математике "Прямая и обратная пропорциональные зависимости" (Муниципальный этап Всероссийского конкурса "Учитель года-2016" г. Воронеж)...

«Об итогах муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников и участии в региональном этапе ВОШ в 2016-2017 учебном году»

Приказ №2627 от 28.12.2016 г.«Об итогах муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников и участии в региональном этапе ВОШ в 2016-2017 учебном году»  (Улан-Удэ, Бурятия)...

Приложение к приказу «Об итогах муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников и участии в региональном этапе ВОШ в 2016-2017 учебном году»

Приложение к приказу «Об итогах муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников и участии в региональном этапе ВОШ в 2016-2017 учебном году»  ы школьников и участии в ре...