КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ "МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР" Педагог года 2016, номинация " Самый классный классный"
методическая разработка на тему

Ходунова Татьяна Юрьевна

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ  "МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР" ( презентация с пояснительной запиской) Педагог года 2016, номинация " Самый классный классный"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Заочный тур «Методическое портфолио»

Конкурсное задание «Методический семинар»

Использование интерактивных форм взаимодействия учащихся

для формирования их социальной активности,

коммуникативной и информационной компетентностей (слайд 1).

Школа готовит нас к жизни в мире,

которого не существует.

Альбер Камю (20 век)

Источник изменений

В университете понятие «новые стандарты» и «современная стратегия воспитания» школьников были понятиями туманными. Поэтому  на первых ступенях своего классного руководства приоритетным инструментом  воспитательной работы я выбрала бесценный опыт старших коллег (слайд 2).

Я проводила классные часы, беседы, лекции, чаепития, просмотры фильмов и использовала другие приёмы из методического арсенала классного руководителя, чтобы сеять в сердцах моих пятиклашек «разумное, доброе, вечное». Но каждый раз я понимала, что всё это мне до боли знакомо…Так проходили классные часы в моём 5 «в» классе в 2001 году, когда я сама была ученицей.

Я наблюдала, что и дети имеют значительно больший потенциал, хотят действовать, быть активными, открывать самих себя и изучать новый, развивающийся мир, в котором им жить (слайд 3).

2012-2013 год.

Участвуем только в общешкольных мероприятиях по плану:

- конкурс творческих работ «Букет учителю» - 1 место,

- конкурс поделок «Новогодняя сказка» - 1, 2 место,

- конкурс поделок «Птичья столовая» -  2 участника (совместно с родителями),

- конкурс газет к 8 марта  - 1 место.

Сразу выявилась небольшая группа детей активных, которые не боятся проявлять себя. Есть дети, которые не могут или не хотят принимать участие в подобных мероприятиях. Но это совсем не значит, что они безынициативны, они  могли бы проявить себя в чём-то другом.

Передо мной возникает проблема: используемые приёмы воспитательной деятельности не дают реализовать все ресурсы класса и раскрыть потенциал моих воспитанников (слайд 4).

Решить данную проблему я смогу, только устранив противоречие между необходимостью по-новому осуществлять воспитательную работу и недостатком определённых знаний и умений в области применения технологий, обеспечивающих достижение новых воспитательных результатов.

 

В поисках ответов…

В работе классных руководителей лицея я не вижу единого подхода к  решению данной проблемы. Некоторых классных руководителей  устраивает, что в их классе «действуют» одни и те же, другие проводят внеклассную работу для детей в формате «принудиловки». Некоторые педагоги говорят, что тоже видят проблему, но как её решить не знают, поэтому идут по «пути проб и ошибок».

Интересуясь вопросом «Как активизировать внеклассную деятельность детей?», читаю учительские форумы (слайд 5). Учителя из разных регионов страны остро обсуждают воспитательные моменты. Многие задаются теми же самыми вопросами: (слайд 6)  «Как активизировать…», «Как побудить действовать?», «Как сформировать социальную активность? », «Какие современные формы взаимодействия использовать?».

В комментариях педагогов похожие вопросы «Что предложить, чтобы и результат был, и повторить захотелось?», «На какие формы воспитательной работы обратить внимание?», «Что обновить во взаимодействии с учащимися?».

Понимаю, что тема на сегодняшний день очень актуальна.

Начинаю учиться. Читая статьи, посвященные данной теме, осознаю, что особое внимание нужно уделить самим детям: их предпочтениям, интересам и возможностям.

Так что же нужно современным детям? Прежде чем обвинять их в лени и быстром угасании интереса к разным видам деятельности, нужно понять, с кем мы имеем дело.

На одном из сайтов «об актуальном» (zillion.net) читаю (слайд 7):

«Поколение Z» - условное название для людей, родившихся после 1995 г. и  до 2010 года. У них есть ряд определённых особенностей, которые их и отличают от людей, родившихся ранее».

Заинтересовало…Набираю в «поиске», читаю у Евгении Шамис на сайте rugenerations.su «Теория поколений в России»:

«Zеты» выросли в среде цифровых технологий. Они почти не пользуются городским телефоном, не помнят номера друзей, плохо ориентируются в пространстве, т.к. им  всегда поможет Google. Они не считают знаки в смсках (в WhatsApp это не имеет никакого значения), не встают рано утром, чтобы посмотреть Дисней-клуб, - у него всегда несколько каналов с мультиками и спутниковое телевидение. Они мыслят иначе. Практически с первого класса они имеют аккаунт в социальных сетях. У «Zетов» 354 друга во Вконтакте, 511 в Фейсбуке. Они не способны строить прочные связи: расстаются с людьми, когда им становится некомфортно.

Благодаря  интернет–технологиям, их мир шире: не этот друг, так другой, не эта компания, так следующая.

«Поколение Z» называют лентяями и эгоцентристами. Не лучшие качества для учебы. Но учить их нужно. Эти люди талантливы и лучше ориентируются в мире.

Они быстро анализируют большие объемы информации, выдают новые оригинальные решения, легко справляются с несколькими задачами одновременно. Социальные сети держат их в курсе тенденций».

Анализирую информацию…Они — клад для учителя! Но чтобы этот клад заполучить, нужно ставить задачи иначе (слайд 8).

Нужно предложить им новые, интересные формы для активизации их потенциала и для раскрытия способностей.

Идея изменений

«Не пытайтесь открыть новую дверь старыми ключами» (слайд 9)

С «приходом» ФГОС центральной задачей образования становится соединение внеклассной и учебной работы, расширение работы для практической деятельности школьников, развитие универсальных учебных действий и как итог - становление гармоничной, конкурентоспособной, самостоятельной личности.

Учащиеся успешно осваивают образовательную программу, являются активными пользователями информационного пространства, все, по большей части, общительны, коммуникабельны. Но! Современные условия жизни требуют от них большего.

В профессиональном стандарте «Педагог» отмечается, что «необходимым условием воспитательного компонента является: развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни».

Как мы видим - деятельность современного педагога должна быть направлена на формирование и реализацию программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения.

Вникаю глубже, нахожу «совсем новый» документ: «Стратегия развития воспитания до 2025 года».

В проекте выделен ряд направлений воспитательной деятельности: поддержка семейного воспитания, развитие воспитания в системе образования, гражданское и патриотическое воспитание, духовно-нравственное развитие, повышение культурного уровня детей, расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов, физическое развитие и культура здоровья, трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, экологическое воспитание, а также поддержка общественных объединений в сфере воспитания.

Основная идея моего опыта – использовать в деятельности классного руководителя современные интерактивные формы работы, способствующие формированию социальной активности, коммуникативной и информационной компетентностей воспитанников (слайд 10).

Новизна представленного опыта

Практическая значимость представленного опыта заключается в возможности его использования в массовой школе (слайд 11). Для классных руководителей нашей школы, апробированные интерактивные формы для организации взаимодействия учащихся и формирования их социальной активности, коммуникативной и информационной компетентностей стали новым шагом в воспитательной деятельности.

Концепция изменений

К сожалению, в погоне за выполнением календаря памятных дат в плане воспитательной работы, педагоги крайне редко рассуждают о «настоящности» со-бытий и «понарошечности» мероприятий. Воспитательное событие - это новый формат деятельности, с введением которого меняется многое (слайд 12).

Что изменилось?

  1. Были воспитательные мероприятия, а стали воспитательные события (слайд13).
  2. Формы работы были только в соответствии с планом воспитательной работы и с общешкольным планом, теперь изменились и стали более современными и эффективными (слайд14).
  3. Сам план воспитательной работы с классом (слайд15).

Данные изменения открыли новые возможности взаимодействия с учащимися.

Новые возможности взаимодействия «Расширяем границы»

Раньше взаимодействие проходило только на уровне класса, теперь мы «расширили границы» (слайд 16). Дети сами разрабатывают и реализуют проекты.

Зона охвата - вся школа 

- «Социальный слоган» - социальный проект 1-е место,

- «Весна идёт, весне дорогу!» - социальный проект - участие и часть учащихся в составе проектной группы,

- «Ветер перемены» - социальный проект - организаторы, председатели проектной группы,

- Интернет конкурс «Хамелеон» -  всероссийский конкурс веб-проектов – 4-е место,

- проект «Прошколу» участие в викторине «Источник знаний».

Ребята самостоятельно работают с информацией. Ищут сами, привлекают других, растёт активность, повышается коммуникативная и информационная компетентность. Всё чаще мы поднимаем социальные темы, обозначаем их значимость и необходимость общественной и социальной деятельности.

Результаты

Результатами использования современных интерактивных форм взаимодействия с учащимися и учащихся между собой стали достижения, которые сгруппированы в группы качественных и количественных показателей.

Количественные показатели (слайд 17) отражают динамику числа учащихся, вовлеченных в воспитательные события, желающих продолжать участвовать и разрабатывать их, привлеченных к участию в дистанционных и сетевых мероприятиях, количество таких мероприятий;

качественные (слайд 18) - разнообразие форм и тематики событий, вызывающих интерес у воспитанников, отзывы учащихся, результаты наблюдений и самонаблюдений за формированием универсальных учебных действий учащихся.

Отзывы коллег, результаты диагностики психолога, подтверждают, что предложенное направление в воспитательной деятельности фокусирует в себе деятельностный подход и программу формирования универсальных учебных действий.

Трудности работы состоят в выборе интересной для детей  формы взаимодействия, которая была бы направлена  на достижение личностного результата каждого ученика. Порой трудно сделать воспитательное событие по-настоящему значимым, отойти от формальности реализации поставленных целей. Но делать это необходимо, продумывая каждый шаг при планировании своей работы.  Возникают проблемы неготовности педагогов к такой деятельности, и  нехватка временного ресурса (слайд 19).

Условия реализации изменений предлагаемого опыта        

Универсальность предложенного опыта заключается в отсутствии каких-то специальных требований к условиям его  реализации (слайд 20).

- Если нам нужен выход в интернет, то мы возьмём телефоны и с помощью мобильных приложений отредактируем текст или «загрузим картинки».

- Если нам нужны идеи, то мы проведём опрос среди других учащихся.

- Если нам нужна помощь в реализации какой-либо акции, то мы обратимся к родителям.

Но одно важное условие, необходимое для реализации - это умение педагога правильно подобрать формы работы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности школьников, с целью раскрытия потенциала учащихся и использования всего ресурса класса.

Для этого необходимо совершенствоваться.

Я прошла курсы на сайте edugalaxy.intel.ru «Элементы. Методы оценивания в классе 21 века». На основе данного материала разработала для себя стратегию формирующей оценки результатов деятельности ребят в подготовке воспитательных событий. Учу их планировать, строить планы-прогнозы и объективно оценивать результаты своей деятельности.

Также полезным для меня стали модульные курсы на сайте «1 сентября».   «Искусство договариваться, или Как понять других людей и донести свою точку зрения». Залог успешного взаимодействия в коллективе - это умение слышать друг друга и говорить «на одном языке». Я учусь этому сама и учу ребят.

В процессе апробации форм и приемов взаимодействия с учащимися познакомилась со сборником проектов «Сетевая  библиотека  – центр  информационно - образовательного пространства»,  в котором   определено  понятие  сетевого  образовательного  события,  рассмотрены методические особенности проектирования и организации образовательных событий в сети, предложено описание конкретных образовательных и воспитательных  событий. (Руководитель  РИП  – Шувалова  Светлана  Олеговна,  директор  МОУДПО «Информационно-образовательный Центр», кандидат педагогических наук. Научный руководитель - Сапегин Кирилл Владимирович, кандидат искусствоведения город Рыбинск, 2012г.).

Читая книгу С.Л. Лескова «Живая инновация. Мышление 21 века», я понимала, что нужно развиваться, не стоять на месте, пробовать новое.

И пробую! Разработала план по дальнейшей работе над данной темой, где в каждом пункте есть строка «научиться» . Таким образом, неотъемлемое условие реализации опыта – пополнение методической копилки знаний, творческий поиск и желание «менять и пробовать».

Хотите сделать своих воспитанников активными? А насколько активны Вы сами? (слайд 21).

Ходунова Татьяна Юрьевна, учитель МАОУ «Лицей № 1 им. Н. К. Крупской», г. Магадан

Городской конкурс «Педагог года – 2016», номинация «Самый классный классный»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР» «Использование интерактивных форм взаимодействия учащихся для формирования их социальной активности, коммуникативной и информационной компетентностей» Ходунова Т.Ю. г . Магадан

Слайд 2

Дела давно минувших дней… УСТАРЕЛО??? Беседы Лекции Чаепития Встречи с…

Слайд 3

Чего хотят дети? Действовать Исследовать Изучать Стремиться к….. Играть в компьютерные игры Смотреть телевизор Ничего не делать, но быть успешным Хотят всего и сразу!!!

Слайд 4

Проблемы и противоречия Используемые приёмы воспитательной деятельности не дают реализовать все ресурсы класса и раскрыть потенциал моих воспитанников. Решить можно, только устранив противоречие между необходимостью по-новому осуществлять воспитательную работу и недостатком определённых знаний и умений в области применения технологий, обеспечивающих достижение новых воспитательных результатов.

Слайд 5

В поисках ответов

Слайд 6

В поисках ответов Как активизировать внеклассную деятельность детей? Какие современные формы взаимодействия использовать? Как побудить действовать? Как побудить действовать? Как сформировать социальную активность? Как сформировать социальную активность? Проблема на сегодняшний день актуальна!

Слайд 7

«Другие» дети. «Поколение Z » Больше плюсов!

Слайд 8

Ставим задачи иначе Предложить им новые, интересные формы для активизации их потенциала и для раскрытия способностей : Флешмобы Селфи Тренинги Блог Акции Инфографика Лайфхаки Воспитательный пазл Квесты и др. Скрайбинг Проекты Артефакты

Слайд 9

Не пытайтесь открыть новую дверь старыми ключами «Развитие у обучающихся познавательной активности , самостоятельности, инициативы , творческих способностей , формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира , формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни ». центральной задачей образования становится соединение внеклассной и учебной работы , расширение работы для практической деятельности школьников, развитие универсальных учебных действий и как итог - становление гармоничной, конкурентоспособной, самостоятельной личности . В проекте выделен ряд направлений : поддержка семейного воспитания, развитие воспитания в системе образования, гражданское и патриотическое воспитание, духовно-нравственное развитие, повышение культурного уровня детей , расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов , физическое развитие и культура здоровья, трудовое воспитание и профессиональное самоопределение , экологическое воспитание, а также поддержка общественных объединений в сфере воспитания.

Слайд 10

Основная идея опыта Использовать в деятельности классного руководителя современные интерактивные формы работы , способствующие формированию социальной активности, коммуникативной и информационной компетентностей воспитанников.

Слайд 11

Новизна возможность использования в массовой школе, апробированные интерактивные формы для организации взаимодействия учащихся и формирования их социальной активности, коммуникативной и информационной компетентностей. Всё вместе - новый шаг в воспитательной деятельности.

Слайд 12

Воспитательное событие Воспитательное событие - это личностно-значимая ситуация осмысленной деятельности субъекта, осуществляемая через осознание воспитательной проблемы и определение путей и способов её решения в информационно-образовательном пространстве. Результатом воспитательного события выступает приращение знаний, опыта, способов деятельности каждого из его участников . Событие пробуждает эмоции, воспитывая значимость тех или иных действий.

Слайд 13

«Было-стало» Критерии сравнения Воспитательное мероприятие Воспитательное со- бытие « Понарошечное » обыденное воспитание мероприятиями Настоящее воспитание событиями Основная форма Мероприятие Событие Содержание - Игра как « понарошечность », - внешняя контролируемая организация досуга, - суета как « понарошечная », тщетная деятельность, - освоение прав и свобод человека, профилактика пороков. Дело как « настоящесть », - Совместное проживание значимых событий, - польза как настоящая деятельность, привитие ценностей и достоинства, - взращивание добродетелей . Цели Навязывание воспитаннику внешних целей, смыслов, планов и надежд Наличие у воспитанника собственных целей, смыслов, планов и надежд Средства Доминанта на себя Доминанта на другого

Слайд 14

«Было-стало» Было 2013-2014 учебный год Стало 2014-2015 учебный год Краткое описание деятельности Классный час «Как найти в душе добро?» 1 . Социальная акция «Вещи для дома малютки», 2 . Разработка листовок-лайфхаков «20 добрых дел, которые ты сможешь сделать уже сегодня». Собирали вещи для «Дома малютки ». Всем классом относили вещи детям, много говорили о проблеме детей, оставшихся без родителей. Раздавали прохожим на улице памятки с одноимённым названием, которые разработали сами. Беседа «Этикет - залог успеха в обществе». 1 . Флешмоб « Добро рулит». 2. Флешмоб «Открытка незнакомцу». Объявления, листовки, которые ребята готовили дома. С «добрым посылом» для учащихся и работников школы. Открытки «от всего сердца» незнакомому человеку в школе , в своём подъезде и т.д. Лекторий «Как повысить успеваемость?» Тренинг «Неделя без двоек или фиолетовая ленточка». Саморегуляция для повышения успеваемости с игровым психологическим элементом. Классный час «Как найти в душе добро?» 1 . Интернет-экскурсия «Учимся работать с полезными приложениями», 2. Фотоакция «Селфи с домашкой». 3. Интернет – экскур сия «В онлайне с родителями » 1. Знакомились с полезными приложениями для учёбы 2 . Делали креативное селфи с домашней работой 3. Привлекали к работе в интернете и мобильных приложениях родителей(работа с индивидуальными образовательными маршрутами от Intel ).

Слайд 15

«Было-стало» Было Стало 2014-2015 учебный год Октябрь «Месячных добрых дел» 2015-2016 учебный год Октябрь «Месячных добрых дел» Название мероприятия Форма мероприятия Планируемое событие Форма проведения Сроки подготовки и сроки реализации Классный час «Доброе сердце» (путешествие по страницам «добрых» книг Викторина «20 добрых дел, которые вы сможете сделать уже сегодня» Акция Подготовка: в течение недели Реализация: 7.10 Классный час «Толерантность - понятие вне времени» Лекторий Посещение «Дома малютки» Акция Подготовка: в течение месяца Реализация: 14.10 Классный час «Этикет - залог успеха в обществе» Ролевая игра «Добро рулит» Флешмоб Подготовка: в течение недели Реализация: 21.10

Слайд 16

Расширяем границы С ами разрабатывают и реализуют проекты: «Социальный слоган » - социальный проект 1 - е место, « Весна идёт, весне дорогу !» - социальный проек т - участие и часть учащихся в составе проектной группы , «Ветер перемены» - социальный проект - организаторы, председатели проектной группы. Интернет конкурс «Хамелеон» - всероссийский конкурс веб - проектов – 4-е место, Интернет проект «Прошколу» участие в викторине «Источник знаний ».

Слайд 17

Результаты Количественные показатели (вовлечённость в события) Количество желающих продолжать подобные события Количество участвующих в дистанционных мероприятиях 2013-2014 учебный год 2014-2015 учебный год 2015-2016 учебный год Количество учащихся постоянно участвующих в школьных, классных воспитательных мероприятиях Количество учащихся постоянно участвующих в школьных, классных воспитательных мероприятиях Количество учащихся постоянно участвующих в школьных , классных воспитательных событиях 15 человек 17 человек 20 человек Количество учащихся не участвующих или проявляющих низкую степень заинтересованности Количество учащихся не участвующих или проявляющих низкую степень заинтересованности Количество учащихся не участвующих или проявляющих низкую степень заинтересованности 8 6 3 Считаешь ли ты, что необходимо продолжать работу по разработке воспитательных событий? Да, это важно Да, они необходимы Меня и так всё устраивало Мне не интересно Нет, не нужно Другое 74 % 22 % 2 % 2 % - - Участники дистанционных интернет мероприятий 2012-2013 2013-2014 2014-2015 2015-2016 14 % 17 % 47 % 76 %

Слайд 18

Результаты Качественные результаты (на основе самоанализа ребят о проведённых событиях) Какую из форм внеклассных событий ты считаешь наиболее интересной? Флешмоб Акция Тренинг Подготовка листовок Интернет экскурсия Другое 36 % 21 % 15 % 2 % 26 % - Какая из форм тебе кажется наиболее эффективной, результативной? Флешмоб Акция Тренинг Подготовка листовок Интернет экскурсия Не ответили 15 % 36 % 26 % 10 % 5 % % Какая из форм в большей степени раскрыла твой потенциал, задействовала твои способности? Флешмоб Акция Тренинг Подготовка листовок Интернет экскурсия Не ответили 15 % 15 % 21 % 5 % 36 % 5 % Какое из событий запомнилось больше всего, почему? Флешмоб Акция Тренинг Подготовка листовок Интернет экскурсия Не ответили 26 % 47 % 21 % - 5 % -

Слайд 19

Трудности работы Как выбрать интересную форму для взаимодействия? Какая форма работы будет направлена на достижение личностного результата каждого ученика? Трудно сделать воспитательное событие по-настоящему значимым , отойти от формальности реализации поставленных целей.

Слайд 20

Что нужно для реализации? Не нужно каких- то специальных требований для реализации . Нужен интернет - возьмём подручные гаджеты! Нужны идеи - проведём опрос среди других учащихся! Нужна помощь - обратимся к родителям! Важное условие - это умение педагога правильно подобрать формы работы , учитывая возрастные и индивидуальные особенности школьников, с целью раскрытия потенциала учащихся и использования всего ресурса класса.

Слайд 21

Хотите сделать своих воспитанников активными? А насколько активны Вы сами?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал на конкурс "Учитель года". Конкурсное задание "Методический семинар". Пояснительная записка.

Тема  представляемого  опыта работы: "Проектно-исследовательская  деятельность  на  уроках  русского  языка  и  литературы  как средство развития...

Материал на конкурс "Учитель года". Конкурсное задание "Методический семинар". Презентация педагогического опыта.

Конкурсное  задание  "Методический  семинар". Презентация  педагогического  опыта  на  тему: "Проектно-исследовательская   деятельность  на  урок...

Конкурсное задание "Методический семинар" «Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы» конкурс "Учитель года Ставрополья 2017"

Конкурсное задание "Методический семинар" «Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы» конкурс "Учитель года Ставрополья 2017"...

Конкурсное задание "Методический семинар" «Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы» конкурс "Учитель года Ставрополья 2017" Слайд 1

Конкурсное задание "Методический семинар" «Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы» конкурс "Учитель года Ставрополья 2017"...

Методическая папка к конкурсному заданию "Методический семинар" ("Учитель года-2017")

Представленные задания я применяла на уроках русского языка в V-VII классах в первой четверти. Каждое задание представлено в шести вариантах (по числу рабочих групп, состав которых относительно постоя...