Разработка урока "Витражная роспись"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Технологическая карта урока "Ты сам мастер ДПИ. Витражная роспись"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_izo_sycheva_iv.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока ИЗО в 5 классе «Ты – мастер Декоративно-прикладного искусства. Искусство витража».
Тема | Ты – мастер ДПИ. Искусство витража. |
Педагогическая цель: | 1. Образовательные: - сформировать первичные представления о витраже, познакомить с тематикой витражей, типами и стилями витражей; - способствовать формированию представления об истории развития витража, о роли витража в интерьере; - способствовать созданию подобия витража с эффектом цветного свечения. 2. Развивающие: - развивать и формировать у обучающихся представления о видах современного ДПИ, в частности – витража; - развивать навыки самообразования, интереса; - способствовать развитию творческой и познавательной активности, фантазии; - способствовать формированию практических навыков работы в конкретном материале (акварель, гуашь, стекло, кисти). 3. Воспитательные: - прививать любовь к истории, к народной культуре; - стимулировать положительное личностное воспитание учащихся; - формировать естественное мировоззрение и понимание необходимости умений различать виды современного ДПИ.
|
Тип урока | Комбинированный. |
Планируемые результаты Предметные (ПР) | - Учащиеся должны понимать, что такое – витраж, объяснять роль витража в интерьере, различать типы и стили витражей, знать тематику витража. - Объяснять отличия современного ДПИ от традиционного народного искусства. - Творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов и язык ДПИ. |
Личностные (ЛР) | - Уважительно относиться к культуре народного искусства; - понимать роли культуры и искусства в жизни человека; - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; - уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; - уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения. |
УУД Метапредметные (МПР) | Познавательные УУД: - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать делать выводы в результате совместной работы всего класс; - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Коммуникативные УУД: - уметь оформлять свою мысль в устной речи, слушать и понимать речь других; - овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы; - использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих заданий; - учиться выполнять различные роли в паре и группе. Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - отличать верно выполненное задание от неверного; - уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, - находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, работу в паре и в группе; - уметь организовать место занятий. |
Основное содержание темы, понятия, термины. | Витраж как вид современного ДПИ, типы витражей, история витража, роль витража в интерьере. |
Образовательные ресурсы, оборудование | Учебник. Изобразительное искусство 5 класс. Авторы: Н.А. Горяева, О.В. Островская. Изд-во: «Просвещение» 2012 г. Компьютер, мультимедиапроектор Презентация «Искусство витража». Готовые образцы витражной росписи Витражные краски, файлы, контурные рисунки |
Ход урока.
Этап урока / учебная ситуация | Результат этапа | Цель этапа | Взаимодействие в образовательном процессе | |
Действия педагога | Действия обучающихся | |||
1.Самоопределение к деятельности. Орг. момент. 2. Эмоциональный настрой. | Готовность к уроку. (Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль. Оценка, самооценка). | Формирование и развитие ЦО (ценностных ориентиров) к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке. | Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности. Управляет ситуацией самооценки. – Сегодня у нас очень интересный и занимательный урок и чтобы у всех было отличное настроение и все получилось, я прочту следующие строчки, а вы будете за мной повторять. Я веселый, я красивый – Сегодняшний урок мне хочется начать словами известного русского поэта Сергея Есенина: «Я думаю: – Природа, красота, человек – часто трудно отделить эти слова друг от друга. И не случайно многие художники, писатели, поэты, музыканты посвящали природе свои восторженные произведения. Природа для человека стала источником вдохновения и фантазии. Наша Россия богата талантливыми людьми, народными умельцами. И думаю, вы согласитесь, что человека, который многое умеет делать сам, вправе называть мастером на все руки. – Про такого мастера говорят: Не от скуки МАСТЕР на все руки; – А вот родилась поговорка «мастер на все руки» в профессиональной среде перчаточников. Мастером на все руки называли встарь умельца, который мог сделать перчатки на любую руку. | Выполняет оценку/самооценку готовности по критериям: -правильность выбора учебных принадлежностей, -правильность и аккуратность расположения предметов на парте, -самостоятельность подготовки. Настрой на урок. Просмотр иллюстраций учебника, участие в беседе |
3. Актуализация знаний. | Осознание необходимости получения новых знаний. | Определение границ знания и незнания. | 1) Беседа о современном ДПИ - В чём состоит отличие произведений ДПИ от изделий массового производства? Покажите это на примерах. - Где в основном используется современное декоративное искусство? – Что означает слово “ интерьер “? – Люди какой профессии занимаются интерьерами? - Скажите, пожалуйста, в чём отличие современного художника – прикладника от народного мастера? | Участвуют в беседе. - Современное декоративное искусство в основном используется в оформлении интерьеров зданий. - Внутреннее убранство здания, помещения. - Художники и дизайнеры. - В отличие от народного мастера, работающего в традиции и сохраняющего в своём творчестве передаваемые из поколения в поколение правила и навыки, современный художник - прикладник свободен в осуществлении творческих замыслов. Он смело экспериментирует с материалом, формой, цветом, создавая всякий раз что-то новое. |
4. Проблематизация и мотивация учебной деятельности. Определение темы урока.
Прогнозирование задач урока. | Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся. | Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему урока. | Определение проблемной ситуации. - Самая обычная вещь может стать необычной и иметь новый вид, если задуматься и представить новый образ этой вещи. Перед вами примеры того, как можно преобразить предмет, который мы видим каждый день. - Прослушайте отрывок из рассказа Виктора Гюго «Собор Парижской богоматери» и постарайтесь определить тему урока. «…Каждая сторона, каждый камень почтенного памятника- это не только страница истории Франции, но и история науки и искусства… Внутри собора было уже сумрачно и пусто. Боковые пределы заволокло тьмой, а лампады мерцали, как звезды, так глубок был мрак, окутывающий своды, лишь большая розетка фасада, разноцветные стекла которой купались в закатном луче, переливались во мраке, словно груда алмазов, от которых льется синий и красный , зеленый и золотой свет. Его потоки мягкими волнами попадают внутрь храма , в нем становится таинственно и волшебно. Лица людей, вещи, стены, даже пол делаются загадочными. Словно прикрытые тонкой цветной дымкой, мягко сияют глаза, отблескивая навстречу лучам цветного света…собор становится уютнее. Окна играют, горят красками, словно цветные пожары.» – Стекло – удивительный, непохожий на другие материал, и работы, выполненные на стекле, получаются хрупкими и оригинальными. Росписи по стеклу необычны и невероятно красивы, они поражают своим магическим великолепием. Можно несколько часов рассматривать расписанные витражи и все равно уйти неудовлетворенным. –Сегодня мы с вами познакомимся с новым видом декоративно-прикладного искусства – витражом. - Итак, тема нашего урока: «Искусство витража» - На какие вопросы вам бы хотелось найти ответы? - Какие же цели мы определим на этот урок? - Как вы думаете, зачем нам необходимо найти ответы на эти вопросы? | - Слушают рассказ и определяют тему и цели урока. Формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия. 1. Узнать, что такое витраж. 2. Познакомиться с типами витражей. 3. Выполнить подобие витража с эффектом цветного свечения. - Чтобы применять эти знания в жизни, расширить свой кругозор. |
5. Решение учебной задачи. Работа в группе. (класс заранее поделен на 4 группы) Диалог (фронтальная беседа). | Новое знание: что такое витраж, какую роль играет витраж в интерьере. | Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания. | – Что же такое витраж, какова его история – обо всем этом мы узнаем с ваших докладов, которые вы подготовите работая в группах. 1. Работа в группе по маршрутному листу. - Чтобы систематизировать и пополнить наши знания о витраже, предлагаю вам маршрутные листы, по которым вы будете работать в группе. - Ребята, а как мы узнаем, что вы закончили работу? - Ознакомьтесь, пожалуйста, с маршрутным листом, всё ли понятно? - Приступайте к выполнению задания, на это вам отводится 4-5 минут. - Время вышло. - А теперь обсудите и договоритесь, кто из группы озвучит предложения, которые получились. 2. Презентация. Рассказ – дополнения учителя. – Теперь вы знаете, что представляет витраж. Техника его выполнения довольно сложная и кропотливая. Витраж составляют из отдельных кусочков цветного стекла. Для начала цветное стекло в расплавленном виде окрашивалось в разные цвета. Затем разрезалось на куски. После подбора по рисунку кусочки стекла скреплялись свинцовыми перемычками. В настоящее же время выделяют несколько типов витражей в зависимости от техники изготовления. - Сейчас выделяют несколько разных типов витражей в зависимости от техники изготовления: Классический витраж — образован прозрачными кусками стекла, удерживаемыми перегородками из мягкого металла или пластика. Накладной витраж — получается по технологии фьюзинга, иногда наклеиванием элементов на основу. (Фьюзинг (Fusing) в переводе с английского языка означает "плавка, плавление, спекание". Так что же такое фьюзинг применительно к декораторскому искусству изготовления изделий из стекла? Все очень просто. Фьюзинг - технология "вплавления" или другими словами "спекания" частей будущей стеклянной композиции в единое целое, в специальных печах, под воздействием высоких температур.) Расписной витраж — на поверхность стекла наносится рисунок прозрачными красками. Плёночный витраж — на поверхность стекла наклеивается свинцовая лента и разноцветная самоклеящаяся пленка (английская технология). Комбинированный витраж. - Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с самой простой техникой витража- роспись по стеклу витражными красками. Витражные краски отличаются прозрачностью при нанесении на витражи и особой стойкостью к стиранию, т.е. они не выцветают под прямыми лучами солнца и не боятся воды. Витражные краски изготовлены на основе клея ПВА, который крепко закрепляется на стекле (пластике). За счет клея ПВА они сначала кажутся густыми с матовым эффектом. После высыхания краски становятся яркими и прозрачными, как настоящее витражное стекло. | - Группа, которая закончила работу, взявшись за руки, поднимает руки вверх. Знакомятся с маршрутным листом. Работают в группе: читают текст маршрутного листа и рассматривают иллюстрации на с. 175-179 учебника, отвечают на вопросы в маршрутном листе. Анализируют новые сведения о витраже. - Определяют, кто будет представлять итоги работы в группе. Выступления. Воспринимают презентацию. Участвуют в диалоге. |
6. Физминутка. | Мы немного отдохнём, Встанем глубоко вздохнём. - Предлагаю вам поиграть. Если я назову народные художественные промыслы – потопайте, если современное декоративно-прикладное искусство – похлопайте! - Дымковская игрушка, керамика, мозаика, жостовский поднос, гжель, панно, хохлома, батик, городецкая роспись, гобелен, витраж. Отдохнули и тогда, За работу нам пора! | Отдыхают. Участвуют в физминутке. | ||
7. Самостоятельная творческая работа учащихся. В ходе работы учитель включает музыку, которая способствует творческой активности учащихся. | Умение применять новые знания в самостоятельной деятельности. | Формирование и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий. | 1. Подготовка к практической работе. - Конечно, сделать настоящий витраж, используя цветные стекла, – дело непростое. Для этого необходимы профессиональное мастерство и особые условия. Но мы можем сделать подобие витража. -- У вас на партах специальные детские краски, которые позволяют создавать витражные аппликации (это прозрачные эластичные рисунки)многоразового использования. После высыхания готовой картинки вы можете снимать и наклеивать аппликацию на гладкую поверхность несколько раз! – Чтобы сделать витраж красивым, мало знать его историю нужно знать технологию его выполнения. 1) В начале работы нужно выбрать подходящую картинку для будущего витража. Это непременно должен быть контурный рисунок. 2) На выбранный рисунок сверху накладывается прозрачная пленка (Файл), на которую затем наносится контур изображения. Контур наносится контурной витражной краской, которая может быть черного или серебряного цветов. Готовый контур нужно оставить сушиться на время от 15 мин до 2 часов (в зависимости от толщины красочного слоя). 3) Как только контур высохнет, можно приступать к раскрашиванию витражной картинки. Старайтесь выдавливать краски из тюбика равномерным толстым слоем, не заезжая за края контурной линии. Но не стоит переживать, если краска ляжет неравномерно. У вас получится особый рельефный глянец, который будет чудесным образом переливаться при попадании солнечных бликов. 4) Перед тем как отклеить аппликацию от поверхности пленки, вам следует запастись терпением. Готовую аппликацию нужно сначала просушить в течение нескольких часов. - А теперь представьте, что вы художники, и я надеюсь, что у вас получится красивые росписи витража, которые украсят наш школьный кабинет. 2. Практическая работа. – Для получения первоначальных навыков витражной росписи, мы воспользуемся несложным рисунком. А чтобы узнать, кого мы будем рисовать, вам нужно отгадать загадку. Шевелились у цветка все четыре лепестка. – Сегодня на уроке мы будем рисовать бабочек. Вы, конечно, не раз наблюдали, как в теплый летний день порхают над лужайкой разноцветные бабочки. Люди придумали об этих красавицах много сказок и легенд. В одной из сказок говорится, что бабочки– это ожившие цветы, которые сорвались со стебелька. За их красоту люди дали этим насекомым красивые имена. - А каких бабочек вы знаете? - Посмотрите на эти нарядные платья бабочек. А кто же рисует эти узоры? – И так, ваша задача, с помощью витражных красок, сделать аппликацию бабочки, в красивом, ярком, узорчатом платье. – К сожалению, ваши готовые аппликации пока нельзя поднимать, они должны лежать в горизонтальном положении до полного высыхания. Но вы можете посмотреть у соседа по парте, какие, же красивые, нарядные, разноцветные бабочки получились. Создается ощущение, что все они у вас в красивых, нарядных, узорчатых платьях собрались на бал. | Участвуют в беседе, отвечают на вопросы Работа учащихся под руководством учителя |
8. Итог. Рефлексия деятельности. | Умение соотносить результаты собственной деятельности. | Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения. | Беседа по вопросам: – Как вы думаете, где в школе можно было бы разместить такие витражи? – Как изменилось бы помещение? - Мы достигли цели, которую ставили перед собой в начале урока? - Как вы думаете, зачем нужен витраж? - С какими видами витражей вы познакомились? - Для чего служат изделия современного декоративного искусства? - Кто может похвалить себя? За что? - Кто недоволен собой? Что не получилось? | Участвуют в беседе. Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение. |
8. Домашнее задание (дифференцированное, т.е. на выбор). | Использование нового знания в выполнении творческого задания. | Формирование и развитие ЦО к обобщению знаний и способов действий, повторение ранее усвоенных ЗУНов | Определяет дифференцированное домашнее задание. 1. Выполнить декор предмета с использованием витражной росписи. 2. Подготовить сообщение о витраже. - Мне было очень приятно сотрудничать с вами. Эти красивые бабочки, будут напоминать вам об искусстве и красоте окружающего мира. Природа нам дарит много красивых вещей. Нам нужно уметь видеть и беречь эту красоту! На этом наш урок завершается. Желаю вам удачи и всего хорошего. | Запись д/з в дневник. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока "Роспись дымковской игрушки", 5 класс
Разработка урока "Роспись дымковской игрушки", 5 класс. Включает презентацию, план-конспект урока....
Разработка занятия "Роспись по стеклу"
Витражная живопись, применяемая не только как украшение в интерьере, но и на предметах быта....
Методическая разработка "Городецкая роспись". 5 класс ИЗО
Методическая разработка урока по Изобразительному Искусству для 5 класса. Тема "Городецкая роспись"....
Методическая разработка урока. Роспись по ткани. 5 класс.
Методическая разработка урока технологии в 5 классе....
Методическая разработка урока. Роспись по ткани. Создание авторской футболки. 7 класс.
Технологческая карта урока технологии. Создание авторской футболки....
Методическая разработка «Свободная роспись по ткани» Изготовление панно «Зимний вечер»
Методическая разработка«Свободная роспись по ткани»Изготовление панно «Зимний вечер»...
Методическая разработка занятия «Роспись подставки для пасхального яйца «Кролик»»
Методическая разработка занятия «Роспись подставки для пасхального яйца «Кролик»»...