Разработка урока "Роспись дымковской игрушки", 5 класс
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Козлова Валерия Валерьевна

Разработка урока "Роспись дымковской игрушки", 5 класс. Включает презентацию, план-конспект урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rospis_dymkovskoy_igrushki.rar2.53 МБ

Предварительный просмотр:

СВЯЗЬ ВРЕМЁН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ

5 класс                                                                                                                            II четверть

Урок

Тема:  ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ, ЕДИНСТВО ФОРМЫ И ДЕКОРА В НАРОДНЫХ ИГРУШКАХ. РОСПИСЬ СОБСТВЕННОЙ МОДЕЛИ ИГРУШКИ.

  1. Цели урока:

   1. Закреплять знания детей о характерных особенностях росписи дымковской игрушки, формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).

  2. Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.

   3.  Воспитывать любовь к народному искусству России. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.

О б о р у д о в а н и е  

д л я   у ч а щ и х с я:

1. Модель для раскрашивания "Дымковская игрушка"

2. Гуашь

3. Кисти

4. Баночка для воды

5. Лист бумаги

6. Салфетка

7. Тычок (ватные палочки 2 шт.)

8. Простой карандаш

9. Стирательная резинка

д л я   у ч и т е л я:

1. Дымковские игрушки

2. Плакаты «Роспись дымковская игрушки»

3. Презентации «Дымковская игрушка»

ПЛАН УРОКА (45 мин.)

I.Организационный момент. Проверка готовности к уроку. 3-5 мин.

II.Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией дымковских игрушек, плакатов, презентаций. Объяснение последовательности росписи. 10-15 мин.

III.Постановка художественной задачи.

IV.Практическое выполнение задания. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания.    15-20 мин.

V.Заключительная часть. Подведение итогов. 5 мин.

Ход урока

Сценка: за столом в избе сидит мастерица и расписывает дымковскую игрушку. Звучит русская народная музыка.

У ч и т е л ь берёт в руки одну из них:     Ребята, посмотрите на эту красоту. Нравится? Как называется эта игрушка? (Дымковская). Сегодня мы научимся эту красоту создавать своими руками, так как тема нашего урока: «ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ, ЕДИНСТВО ФОРМЫ И ДЕКОРА В НАРОДНЫХ ИГРУШКАХ. РОСПИСЬ СОБСТВЕННОЙ МОДЕЛИ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ».

 Происхождение и история Дымковской игрушки неотделимы от древнего праздника СВИСТОПЛЯСКИ, имеющего глубокие языческие корни. Этот праздник посвящался солнцу.  

Игрушку называют дымковской по месту происхождения. Ласково и нежно называют её — «дымка». С высокого берега реки Вятки, на которой стоит город с этим же названием, видно заречную слободу Дымково.  Зимой, когда топятся печи, летом в пасмурные дни, когда туман, слобода вся — будто в ДЫМУ, в ДЫМКЕ. Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка.

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей.

В ней нету цвета дымного,

А есть любовь людей.

В ней что-то есть от радуги,

От капелек росы.

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы.

                                      В.Фафанов

В о п р о с ы: Что же это за игрушки? Давайте  вспомним, а каких персонажей изображали дымковские мастера?

О т в е т: птиц, коней, похожих на жар-птицу, индюков, баранчиков в штанишках, нянек и водоносок, диковинных оленей, сказочные и бытовые сюжетные сценки.

В о п р о с:  А какие же цвета используются в дымковской игрушке?

О т в е т: малиновый, красный, зеленый, желтый, оранжевый, синий и даже золотой!.. (на каждой игрушке могло быть до 1О—12 цветов одновременно).

В о п р о с:     Если посмотреть на узор, он необычайно прост: какие узоры применяли дымковские мастерицы?

О т в е т: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки, крупный и мелкий горох…

 
У ч и т е л ь :  Молодцы, ребята, вы всё вспомнили. Значит, вы готовы к выполнению нашего основного задания, т. е. к росписи игрушки. А результатом вашей работы будет выставка-свистопляска, как в старину.

III. Постановка художественной задачи.

У ч и т е л ь :  Предлагаю стать настоящими народными мастерами. Познакомимся с этапами росписи.

Этапы росписи игрушки следующие (презентация): 

  1. Выбеливание;
  2. Нанесение узора на игрушку карандашом;
  3. Прорисовка крупных пятен одним цветом;
  4. Прорисовка мелких элементов другим цветом;
  5. Прорисовка чёрной краской;
  6. Золочение.

У ч и т е л ь :  Давайте проверим, как вы запомнили последовательность росписи дымковской игрушки.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а:  


Мы игрушки смелые,

 

Ловкие, умелые.  

   

Мы игрушки – молодцы:


И танцоры, и певцы.


Опустимся, поднимемся


И за дело примемся.


-- руки на поясе, наклоны в стороны(2 раза).                                      


-- поочерёдно: левую руку вытянуть вперёд, правую руку - вперёд; левая рука - на правое плечо, правая-на левое плечо.                                                 -- поочерёдно: правую руку вытянуть вперёд, левую руку - вперёд; поочерёдно: правую руку – на пояс, левую – тоже.

-- поочерёдно: левую ногу - на пятку, приставить, правую – тоже.


-- присесть, подняться на мыски (2 раза)

IV. Практическое выполнение задания. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания.     В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Звучит негромкая музыка. В конце урока устраивается выставка. Ребята устанавливают свои игрушки на подставку и вместе с учителем выбирают лучшие работы. Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметить в игрушке то, что лучше всего удалось.

V. Заключительная часть. Подведение итогов. В конце урока проводится выставка работ. Учитель отмечает хорошую работу детей и выделяет наиболее удачные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 5 классе на тему"Дымковская игрушка"

Разработка урока "Дымковская игрушка" изучаемый  на уроках изобразительного искусства в 5 классе и входит в раздел "Народное искусство", В разработке представлены:план-конспек...

Конспект урока по ИЗО в 5 классе "Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка"

Коспект урока по ИЗО в 5 классе "Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка"...

Разработка занятия по внеурочной деятельности "Станем волшебниками" в 3 классе "Волшебная глина дымковской игрушки"

Данное занятие разработано для учащихся 3 класса в соответствии со стандартами ФГОС и применением метапредметных связей. В разработке занятия применялся опыт с глиной, а также пошаговое руководство из...

Методическая разработка по лепке "Дымковская игрушка. Конь."

В методической разработке занятия рассмотрены следующие вопросы: знакомство с народно-прикладным искусством, приобщение к миру красоты....

Методическая разработка «Дымковская игрушка из бисера»

Данный проект реализуется в рамках программы бисероплетения «Ларец чудес» по теме «Технология изготовления изделий из бисера».Проект может быть реализован на 1-ом и 2-ом году обучения с детьми, успешн...

Методическая разработка урока по теме "Дымковская игрушка" 5 класс

Данный урок рассчитан на учащихся 5 класса, обучающихся по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». Содержание разработки урока соответствует требованиям ФГОС ООО. Урок является логическ...

Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе на тему «Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка»

Конспект урока по изобразительному искусствув 5 классе на тему  «Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка»...