Разработка урока "Роспись дымковской игрушки", 5 класс
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
Разработка урока "Роспись дымковской игрушки", 5 класс. Включает презентацию, план-конспект урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rospis_dymkovskoy_igrushki.rar | 2.53 МБ |
Предварительный просмотр:
СВЯЗЬ ВРЕМЁН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ
5 класс II четверть
Урок
Тема: ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ, ЕДИНСТВО ФОРМЫ И ДЕКОРА В НАРОДНЫХ ИГРУШКАХ. РОСПИСЬ СОБСТВЕННОЙ МОДЕЛИ ИГРУШКИ.
- Цели урока:
1. Закреплять знания детей о характерных особенностях росписи дымковской игрушки, формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью. Учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).
2. Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности. Углублять эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве.
3. Воспитывать любовь к народному искусству России. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.
О б о р у д о в а н и е
д л я у ч а щ и х с я:
1. Модель для раскрашивания "Дымковская игрушка"
2. Гуашь
3. Кисти
4. Баночка для воды
5. Лист бумаги
6. Салфетка
7. Тычок (ватные палочки 2 шт.)
8. Простой карандаш
9. Стирательная резинка
д л я у ч и т е л я:
1. Дымковские игрушки
2. Плакаты «Роспись дымковская игрушки»
3. Презентации «Дымковская игрушка»
ПЛАН УРОКА (45 мин.)
I.Организационный момент. Проверка готовности к уроку. 3-5 мин.
II.Теоретическая часть. Вводная беседа с демонстрацией дымковских игрушек, плакатов, презентаций. Объяснение последовательности росписи. 10-15 мин.
III.Постановка художественной задачи.
IV.Практическое выполнение задания. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания. 15-20 мин.
V.Заключительная часть. Подведение итогов. 5 мин.
Ход урока
Сценка: за столом в избе сидит мастерица и расписывает дымковскую игрушку. Звучит русская народная музыка.
У ч и т е л ь берёт в руки одну из них: Ребята, посмотрите на эту красоту. Нравится? Как называется эта игрушка? (Дымковская). Сегодня мы научимся эту красоту создавать своими руками, так как тема нашего урока: «ДРЕВНИЕ ОБРАЗЫ, ЕДИНСТВО ФОРМЫ И ДЕКОРА В НАРОДНЫХ ИГРУШКАХ. РОСПИСЬ СОБСТВЕННОЙ МОДЕЛИ ДЫМКОВСКОЙ ИГРУШКИ».
Происхождение и история Дымковской игрушки неотделимы от древнего праздника СВИСТОПЛЯСКИ, имеющего глубокие языческие корни. Этот праздник посвящался солнцу.
Игрушку называют дымковской по месту происхождения. Ласково и нежно называют её — «дымка». С высокого берега реки Вятки, на которой стоит город с этим же названием, видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топятся печи, летом в пасмурные дни, когда туман, слобода вся — будто в ДЫМУ, в ДЫМКЕ. Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка.
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвета дымного,
А есть любовь людей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
В.Фафанов
В о п р о с ы: Что же это за игрушки? Давайте вспомним, а каких персонажей изображали дымковские мастера?
О т в е т: птиц, коней, похожих на жар-птицу, индюков, баранчиков в штанишках, нянек и водоносок, диковинных оленей, сказочные и бытовые сюжетные сценки.
В о п р о с: А какие же цвета используются в дымковской игрушке?
О т в е т: малиновый, красный, зеленый, желтый, оранжевый, синий и даже золотой!.. (на каждой игрушке могло быть до 1О—12 цветов одновременно).
В о п р о с: Если посмотреть на узор, он необычайно прост: какие узоры применяли дымковские мастерицы?
О т в е т: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятна, точки, крупный и мелкий горох…
У ч и т е л ь : Молодцы, ребята, вы всё вспомнили. Значит, вы готовы к выполнению нашего основного задания, т. е. к росписи игрушки. А результатом вашей работы будет выставка-свистопляска, как в старину.
III. Постановка художественной задачи.
У ч и т е л ь : Предлагаю стать настоящими народными мастерами. Познакомимся с этапами росписи.
Этапы росписи игрушки следующие (презентация):
- Выбеливание;
- Нанесение узора на игрушку карандашом;
- Прорисовка крупных пятен одним цветом;
- Прорисовка мелких элементов другим цветом;
- Прорисовка чёрной краской;
- Золочение.
У ч и т е л ь : Давайте проверим, как вы запомнили последовательность росписи дымковской игрушки.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а:
Мы игрушки смелые, Ловкие, умелые. Мы игрушки – молодцы: И танцоры, и певцы. Опустимся, поднимемся И за дело примемся. | -- руки на поясе, наклоны в стороны(2 раза). -- поочерёдно: левую руку вытянуть вперёд, правую руку - вперёд; левая рука - на правое плечо, правая-на левое плечо. -- поочерёдно: правую руку вытянуть вперёд, левую руку - вперёд; поочерёдно: правую руку – на пояс, левую – тоже. -- поочерёдно: левую ногу - на пятку, приставить, правую – тоже. -- присесть, подняться на мыски (2 раза) |
IV. Практическое выполнение задания. Самостоятельная роспись модели для раскрашивания. В процессе самостоятельной работы учитель предоставляет детям полную творческую свободу, оказывая индивидуальную помощь. Звучит негромкая музыка. В конце урока устраивается выставка. Ребята устанавливают свои игрушки на подставку и вместе с учителем выбирают лучшие работы. Учитель не забывает похвалить каждого ученика, отметить в игрушке то, что лучше всего удалось.
V. Заключительная часть. Подведение итогов. В конце урока проводится выставка работ. Учитель отмечает хорошую работу детей и выделяет наиболее удачные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока в 5 классе на тему"Дымковская игрушка"
Разработка урока "Дымковская игрушка" изучаемый на уроках изобразительного искусства в 5 классе и входит в раздел "Народное искусство", В разработке представлены:план-конспек...
Конспект урока по ИЗО в 5 классе "Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка"
Коспект урока по ИЗО в 5 классе "Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка"...
Разработка занятия по внеурочной деятельности "Станем волшебниками" в 3 классе "Волшебная глина дымковской игрушки"
Данное занятие разработано для учащихся 3 класса в соответствии со стандартами ФГОС и применением метапредметных связей. В разработке занятия применялся опыт с глиной, а также пошаговое руководство из...
Методическая разработка по лепке "Дымковская игрушка. Конь."
В методической разработке занятия рассмотрены следующие вопросы: знакомство с народно-прикладным искусством, приобщение к миру красоты....
Методическая разработка «Дымковская игрушка из бисера»
Данный проект реализуется в рамках программы бисероплетения «Ларец чудес» по теме «Технология изготовления изделий из бисера».Проект может быть реализован на 1-ом и 2-ом году обучения с детьми, успешн...
Методическая разработка урока по теме "Дымковская игрушка" 5 класс
Данный урок рассчитан на учащихся 5 класса, обучающихся по программе Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». Содержание разработки урока соответствует требованиям ФГОС ООО. Урок является логическ...
Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе на тему «Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка»
Конспект урока по изобразительному искусствув 5 классе на тему «Древние образы в современных народных игрушках. Дымковская игрушка»...