Рабочая программа по Искусству 9 класс (Неменский)
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 9 класс) на тему
Рабочая программа по Искусству 9 класс (Неменский)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iskusstvo_9_klass.docx | 27.7 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель ШМО _________________________ _________________________ Протокол № _____ от __________________ 2015г | «Согласовано» Зам. директора по УР МБОУ «СОШ № 119» ___________ Э.М.Мустафина _______________ 2015г. | «Утверждено» Директор ______________ Т.П.Фадеева Приказ № ______ от «_____» ___________2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Искусство»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 119
Авиастроительного района г.Казани
Депутатова Анастасия Петровна,
учитель ИЗО и МХК
9 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____ от
________________ г.
2015- 2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по искусству ИЗО 9 класс составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству применительно к авторской программе Б.Н. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского.
Цели программы:
- развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
- освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
- овладение умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);
- формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Рабочая программа «Искусство ИЗО», составленная на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.
IX класс - является как развитием, так и принципиальным расширением курса визуально-пространственных искусств, Синтетические экранные искусства — кино, телевидение — непосредственно происходят от изобразительных и являются сегодня господствующими во всей системе информации. XX век дал немыслимые ранее возможности влияния зрительных образов, силы их воздействия при слиянии со словом и звуком.
Программа основной школы выражает логику развития содержания учебного материала. Ступенчато построено овладение художественными навыками, умениями и знаниями. Но в связи с тем, что в практике современной школы количество часов на искусство вариативно, программа дает возможность различного углубления каждой темы — в зависимости от конкретных условий. Учитель может творчески подходить к распределению часов по темам, соблюдая логику взаимодействия тем. Программа при внимательном изучении дает широкие возможности для педагогического творчества, проявления индивидуальности учителя, а также учета особенностей конкретного региона России.
Содержание
Учебная программа рассчитана на 34 часа и содержит четыре тематических блока:
- «Изобразительное творчество и синтетические искусства (кино, театр, телевидение)» 9 часов;
- «Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств» 7 часов;
- «Азбука экранного искусства» 10 часов;
- «Фильм – искусство и технология» 8 часов.
Формы контроля
Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разных видов: работа по группам; индивидуально-коллективный метод работы, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа— это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Необходимо постоянно уделять внимание и выделять время на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. Обсуждение работ активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок лает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы и стать прекрасным ее украшением.
На занятиях происходит освоение учениками различных художественных материалов (краски гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструментов (кисти, стеки, нож ницы и т. д.), а также художественных техник (аппликация и коллаж, монотипия, ленка, бумагопластика и др.).
От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.
Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в искусстве и жизни предполагает:
- формирование эстетического вкуса учащихся, понимание ими роли синтетических визуальных искусств, развитие у них навыков создания пространственной, временной композиции и понимание ее принципов;
- понимание сути и задач образной интерпретации явлений жизни в визуально-зрелищных искусств.
- формирование художественно-творческой активности. Учащиеся должны:
- учиться анализировать работу художника, композицию, пластическое и образное содержание произведения;
- развивать навыки создания собственных композиционных работ;
- учиться понимать, как построены образ и композиция в произведениях экранного искусства;
- усвоить принципы аргументированного подхода к анализу современных течений в изобразительном искусстве;
- иметь первичные представления о творческом процессе, соотношении субъективного и объективного в искусстве;
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе
Учащиеся должны знать:
- о роли пространственных и синтетических искусств в жизни человека и общества;
- об историческом многообразии художественных культур и о месте отечественной художественной культуры в мировом историко-культурном пространстве.
- об основных направлениях и стилях в искусстве, стилевой и временной принадлежности характерных примеров из наследия мирового искусства;
- о видах пространственных искусств и делении их на три группы в зависимости от разницы в их социальных функциях: изобразительная (живопись, графика, скульптура), конструктивная (архитектура, дизайн), декоративно-прикладная и об особенностях образного языка каждой группы искусств;
- о характере связей пространственных и синтетических искусств (кино, телевидение и т. д.), специфике их образного языка;
- об изобразительном искусстве как форме художественного исследования реальности и построения мира в определенной системе ценностей;
- о том, что художественное изображение не является копией действительности, а отражает переживание художником реальности, организованное так, чтобы зритель мог понять мысли и чувства художника;
- о декоративных искусствах как способе организации социального общения и социальной среды;
- о конструктивных искусствах как средстве организации окружающей нас среды жизни;
- основные этапы истории развития русского и зарубежного искусства, национальные традиции в изобразительном, декоративно-прикладном искусстве, традиции и новаторство;
- об основных проблемах современного искусства, о выдающихся представителях искусства своей страны и мира, их основные произведения; основные художественные музеи и их роль в сохранении и развитии культуры России и человечества.
Учащиеся должны уметь:
- использовать языки пластических искусств и художественные материалы на доступном возрасту уровне при создании изобразительных, декоративных и конструктивных работ, фотографии и работ в синтетических искусствах;- работать цветом, тоном, линией, пространством, формой, самостоятельно используя средства художественной грамоты;
- понимать художественно-образный язык пластических и синтетических искусств, обладать опытом восприятия и интерпретации образов художественных произведений;
- творчески относиться к собственной деятельности в различных видах пространственных и синтетических искусств;
- владеть первичными навыками изображения предметного мира (натюрморт, интерьер), природы (пейзаж), фигуры и лица человека;
- высказывать аргументированные суждения о произведениях искусства, знать произведения золотого фонда отечественного и зарубежного искусства.
Промежуточная и итоговая аттестация проводятся в форме практических работ, в соответствии с программной темой, выпавшей на дату прохождения аттестации.
Календарно-тематическое планирование по ИЗО
9 класс (Б.М. Неменский), 1 час в неделю, всего – 34 часа
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Основные виды учебной деятельности | Дата проведения урока | ||
План | Факт | |||||
I «Изобразительное творчество и синтетические искусства» (9 ч.) | ||||||
1. | Синтетические искусства и изображения. | Комб. | Конспектирование теоретической информации, выполнение творческого задания | |||
2. | Роль и место изображений в синтетических искусствах. | Комб. | Конспектирование теоретической информации, выполнение творческого задания | |||
3. | Театр и экран – две грани изобразительной образности. | Комб. | Конспектирование теоретической информации, выполнение творческого задания | |||
4. | Сценография или театрально – декорационное искусство – особый вид художественного творчества. | Комб. | Конспектирование теоретической информации, выполнение творческого задания | |||
5. | Сценография как искусство и производство. | Комб. | Конспектирование теоретической информации, выполнение творческого задания | |||
6. | Изобразительные средства актёрского перевоплощения: костюм. | Комб. | Конспектирование теоретической информации, выполнение творческого задания | |||
7. | Изобразительные средства актёрского перевоплощения: грим. | Комб. | Конспектирование теоретической информации, выполнение творческого задания | |||
8. | Изобразительные средства актёрского перевоплощения: маска. | Комб. | Конспектирование теоретической информации, выполнение творческого задания | |||
9. | Театр кукол. | Комб. | Конспектирование теоретической информации, выполнение творческого задания | |||
II «Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств» (7 ч.) | ||||||
10. | Художник и художественные технологии. | Комб. | Конспектирование теоретической информации, выполнение творческого задания | |||
11. | Фотография – расширение изобразительных возможностей искусства. | Комб. | Конспектирование теоретической информации, выполнение творческого задания | |||
12. | Всеобщность законов композиции. | Комб. | Конспектирование теоретической информации, выполнение творческого задания | |||
13. | Фотография – искусство светописи. Натюрморт и пейзаж – жанровые темы фотографии. | Комб. | Конспектирование теоретической информации, выполнение творческого задания | |||
14. | Человек на фотографии. Специфика художественной образности фотопортрета. | Комб. | Конспектирование теоретической информации, выполнение творческого задания | |||
15. | Событие в кадре. Информативность и образность фотоизображения. | Комб. | Конспектирование теоретической информации, выполнение творческого задания | |||
16. | «Мой фотоальбом». Выставка работ учащихся. | Комб. | Конспектирование теоретической информации, выполнение творческого задания | |||
III «Азбука экранного искусства» (10ч.) | ||||||
17. | Кино – запечатлённое движение. | Комб. | Конспектирование теоретической информации, выполнение творческого задания | |||
18. | Изобразительный язык кино и монтаж. | Комб. | Конспектирование теоретической информации, выполнение творческого задания | |||
19. | Сюжет и кино. Сценарий и раскадровка. | Комб. | Конспектирование теоретической информации, выполнение творческого задания | |||
20. | Из истории кино. Киножанры. Документальный фильм. | Комб. | Конспектирование теоретической информации, выполнение творческого задания | |||
21. | Мир и человек на телеэкране. Репортаж и интервью – основные телевизионные жанры. | Комб. | Конспектирование теоретической информации, выполнение творческого задания | |||
22. | Игровой (художественный) фильм. Драматургическая роль звука и музыки в фильме. | Комб. | Конспектирование теоретической информации, выполнение творческого задания | |||
23. | Игровой (художественный) фильм. Драматургическая роль звука и музыки в фильме. | Комб. | Конспектирование теоретической информации, выполнение творческого задания | |||
24. | Компьютер на службе художника. | Комб. | Конспектирование теоретической информации, выполнение творческого задания | |||
25. | Компьютер на службе художника. | Комб. | Конспектирование теоретической информации, выполнение творческого задания | |||
26. | Обобщающий урок. | Комб. | Конспектирование теоретической информации, выполнение творческого задания | |||
IV «Фильм – искусство и технология» (9 ч.) | ||||||
27. | От «большого» кинофильма к твоему видеоэтюду. | Комб. | Конспектирование теоретической информации, выполнение творческого задания | |||
28. | Этапы сценарной работы над видеофильмом. | Комб. | Конспектирование теоретической информации, выполнение творческого задания | |||
29. | Съёмка: дела операторские и дела режиссёрские. | Комб. | Конспектирование теоретической информации, выполнение творческого задания | |||
30. | Монтаж видеофильма: правила и реальность. | Комб. | Конспектирование теоретической информации, выполнение творческого задания | |||
31. | Звук в любительском видеофильме. Итог на экране. | Комб. | Конспектирование теоретической информации, выполнение творческого задания | |||
32. | Связь искусства с жизнью каждого человека. | Комб. | Конспектирование теоретической информации, выполнение творческого задания | |||
33. | Современные проблемы пластических искусств. | Комб. | Конспектирование теоретической информации, выполнение творческого задания | |||
34. | Вечные истины искусства. | Комб. | Конспектирование теоретической информации, выполнение творческого задания |
Средства обучения:
- электронная доска
- проектор
- ноутбук
- раздаточный материал
Список литературы (основной)
1. А.С. Питерских, Г.Е.Гуров «Изобразительное искусство 7-8 класс» под редакцией Б.М.Неменского, «Просвещение», Москва 2012.
Список литературы (дополнительный)
- Н.М.Степанчук З.А. «Изобразительное искусство» (1-8 классы) Опыт творческой деятельности школьников. Конспекты уроков, Издательство «Учитель», Волгоград 2009.
Цифровые образовательные ресурсы:
История искусства. Методическая поддержка on – line www SCHOOL. ru ООО «Кирилл и Мефодий».
Энциклопедия изобразительного искусства. ООО «Бизнессофт», Россия, 2005 год.
Шедевры русской живописи. ООО «Кирилл и Мефодий», 1997 год.
Эрмитаж. Искусство западной Европы. Художественная энциклопедия. ЗАО «Интерсофт»
Мировая художественная культура. ООО «Кирилл и Мефодий»
Банк разработок ИЗО:
Презентации к урокам 5-9 классы
Картины.
Художники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по искусству (ИЗО) 5 класс (Б.М. Неменского)
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе программы для образовательных школ «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 класс», которая разработана по...
Рабочая программа по искусству для 8 класса по программе Б.Неменского
Рабочая программа по искусству разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и примерной программой основного общего образова...
ФГОС. Рабочая программа. Изобразительное искусство (предметная линия Б.М.Неменского). 5-8 класс.
Разработка соответствует требованиям ФГОС....
Рабочая программа "Изобразительное искусство 5-7 класс" (Б.М.Неменский, ФГОС)
Рабочая программа по изобразителному искусству для 5-7 классов (Б.М.Неменский, ФГОС) + календарно-тематическое планирование для 5 класса...
Рабочая программа по Искусству 8 класс (Неменский)
Рабочая программа по Искусству 8 класс (Неменский)...
Рабочая программа для 7 класса Неменский по ФГОС
Рабочая программа для 7 класса Неменский по ФГОС...
Рабочая программа Изобразительное искусство 5 класс Программа «Изобразительное искусство". под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС,
Рабочая программа Изобразительное искусство 5 класс Программа «Изобразительное искусство". под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС,...