Рабочая программа по Искусству 9 класс (Неменский)
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 9 класс) на тему

Депутатова Анастасия Петровна

Рабочая программа по Искусству 9 класс (Неменский)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iskusstvo_9_klass.docx27.7 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

_________________________

_________________________

Протокол № _____ от

__________________ 2015г  

«Согласовано»

Зам. директора по УР

МБОУ «СОШ № 119»

___________ Э.М.Мустафина

_______________ 2015г.  

«Утверждено»

Директор
МБОУ «СОШ № 119»

______________   Т.П.Фадеева

Приказ №  ______  от

«_____» ___________2015 г.  

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Искусство»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 119

Авиастроительного района г.Казани

Депутатова Анастасия Петровна,

учитель ИЗО и МХК

9 класс

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол  № ____ от

________________ г.

2015- 2016 учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа  по искусству ИЗО 9 класс составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству применительно к авторской программе Б.Н. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского.

Цели программы:

- развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

- воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

- освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

- овладение умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

- формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Рабочая программа «Искусство ИЗО», составленная на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд»  является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

IX класс - является как развитием, так и принципиальным расширением курса визуально-пространственных искусств, Синтетические экранные искусства — кино, телевидение — непосредственно происходят от изобразительных и являются сегодня господствующими во всей системе информации. XX век дал немыслимые ранее возможности влияния зрительных образов, силы их воздействия при слиянии со словом и звуком.

Программа основной школы выражает логику развития содержания учебного материала. Ступенчато построено овладение художественными навыками, умениями и знаниями. Но в связи с тем, что в практике современной школы количество часов на искусство вариативно, программа дает возможность различного углубления каждой темы — в зависимости от конкретных условий. Учитель может творчески подходить к распределению часов по темам, соблюдая логику взаимодействия тем. Программа при внимательном изучении дает широкие возможности для педагогического творчества, проявления индивидуальности учителя, а также учета особенностей конкретного региона России.

Содержание

Учебная программа рассчитана на 34 часа и содержит четыре тематических блока:

- «Изобразительное творчество и синтетические искусства (кино, театр, телевидение)» 9 часов;

- «Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств» 7 часов;

- «Азбука экранного искусства» 10 часов;

- «Фильм – искусство и технология» 8 часов.

Формы контроля

Программа  предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разных видов: работа по группам; индивидуально-коллективный метод работы, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа—  это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Необходимо постоянно уделять внимание и выделять время на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. Обсуждение работ активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок лает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы и стать прекрасным ее украшением.

На занятиях происходит освоение учениками различных художественных материалов (краски гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструментов (кисти, стеки, нож ницы и т. д.), а также художественных техник (аппликация и коллаж, монотипия, ленка, бумагопластика и др.).

От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в искусстве и жизни предполагает:

-  формирование эстетического вкуса учащихся,   понимание ими роли синтетических визуальных искусств, развитие у них навыков создания пространственной, временной композиции и понимание ее принципов;

-  понимание сути и задач образной интерпретации явлений жизни в визуально-зрелищных искусств.

-  формирование художественно-творческой активности. Учащиеся должны:

-  учиться анализировать работу художника, композицию, пластическое и образное содержание произведения;

-  развивать навыки создания собственных композиционных работ;

-  учиться понимать, как построены образ и композиция в произведениях экранного искусства;

-  усвоить принципы аргументированного подхода к анализу современных течений в изобразительном искусстве;

-  иметь первичные представления о творческом процессе, соотношении субъективного и объективного в искусстве;

Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе

Учащиеся должны знать:

-  о роли пространственных и синтетических искусств в жизни человека и общества;

-  об историческом   многообразии художественных культур и о месте отечественной художественной культуры в мировом историко-культурном пространстве.

-  об основных направлениях и стилях в искусстве, стилевой и временной принадлежности характерных примеров из наследия мирового искусства;

-  о видах пространственных искусств и делении их на три группы в зависимости от разницы в их социальных функциях: изобразительная (живопись, графика, скульптура), конструктивная (архитектура, дизайн), декоративно-прикладная и об особенностях образного языка каждой группы искусств;

-  о   характере   связей   пространственных   и   синтетических искусств   (кино,   телевидение   и т. д.),   специфике   их образного языка;

-  об изобразительном искусстве как форме художественного исследования реальности и построения мира в определенной системе ценностей;

-  о том, что художественное изображение не является копией действительности, а отражает переживание художником реальности,   организованное так, чтобы   зритель   мог понять   мысли и чувства художника;

-  о декоративных искусствах как способе организации социального общения и социальной среды;

-  о   конструктивных искусствах как средстве   организации окружающей нас среды жизни;

-  основные этапы истории развития русского и зарубежного искусства, национальные традиции в изобразительном, декоративно-прикладном искусстве, традиции и новаторство;

-  об основных проблемах современного искусства, о выдающихся представителях искусства своей страны и мира, их основные произведения; основные художественные музеи и   их роль в сохранении и развитии культуры России и человечества.

Учащиеся должны уметь:

-  использовать языки пластических искусств и художественные материалы на доступном возрасту уровне при создании изобразительных, декоративных и конструктивных работ, фотографии и работ в синтетических искусствах;-  работать цветом, тоном, линией, пространством, формой, самостоятельно используя средства художественной грамоты;

-  понимать художественно-образный язык пластических и синтетических искусств, обладать опытом восприятия и интерпретации образов художественных произведений;

-  творчески относиться к собственной деятельности в различных видах пространственных и синтетических искусств;

-  владеть первичными навыками изображения предметного мира (натюрморт, интерьер), природы (пейзаж), фигуры и лица человека;

-  высказывать аргументированные суждения о произведениях искусства, знать произведения золотого фонда отечественного и зарубежного искусства.

Промежуточная и итоговая аттестация проводятся в форме практических работ, в соответствии с программной темой, выпавшей на дату прохождения аттестации.

Календарно-тематическое планирование по ИЗО

9 класс (Б.М. Неменский), 1 час в неделю, всего – 34 часа

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Основные виды учебной деятельности

Дата проведения урока

План

Факт

I «Изобразительное творчество и синтетические искусства» (9 ч.)

1.

Синтетические искусства и изображения.

Комб.

Конспектирование теоретической информации, выполнение творческого задания

2.

Роль и место изображений в синтетических искусствах.

Комб.

Конспектирование теоретической информации, выполнение творческого задания

3.

Театр и экран – две грани изобразительной образности.

Комб.

Конспектирование теоретической информации, выполнение творческого задания

4.

Сценография или театрально – декорационное искусство – особый вид художественного творчества.

Комб.

Конспектирование теоретической информации, выполнение творческого задания

5.

Сценография как искусство и производство.

Комб.

Конспектирование теоретической информации, выполнение творческого задания

6.

Изобразительные средства актёрского перевоплощения: костюм.

Комб.

Конспектирование теоретической информации, выполнение творческого задания

7.

Изобразительные средства актёрского перевоплощения: грим.

Комб.

Конспектирование теоретической информации, выполнение творческого задания

8.

Изобразительные средства актёрского перевоплощения: маска.

Комб.

Конспектирование теоретической информации, выполнение творческого задания

9.

Театр кукол.

Комб.

Конспектирование теоретической информации, выполнение творческого задания

II «Эволюция изобразительных искусств и выразительных средств» (7 ч.)

10.

Художник и художественные технологии.

Комб.

Конспектирование теоретической информации, выполнение творческого задания

11.

Фотография – расширение изобразительных возможностей искусства.

Комб.

Конспектирование теоретической информации, выполнение творческого задания

12.

Всеобщность законов композиции.

Комб.

Конспектирование теоретической информации, выполнение творческого задания

13.

Фотография – искусство светописи. Натюрморт и пейзаж – жанровые темы фотографии.

Комб.

Конспектирование теоретической информации, выполнение творческого задания

14.

Человек на фотографии. Специфика художественной образности фотопортрета.

Комб.

Конспектирование теоретической информации, выполнение творческого задания

15.

Событие в кадре. Информативность и образность фотоизображения.

Комб.

Конспектирование теоретической информации, выполнение творческого задания

16.

«Мой фотоальбом». Выставка работ учащихся.

Комб.

Конспектирование теоретической информации, выполнение творческого задания

III «Азбука экранного искусства» (10ч.)

17.

Кино – запечатлённое движение.

Комб.

Конспектирование теоретической информации, выполнение творческого задания

18.

Изобразительный язык кино и монтаж.

Комб.

Конспектирование теоретической информации, выполнение творческого задания

19.

Сюжет и кино. Сценарий и раскадровка.

Комб.

Конспектирование теоретической информации, выполнение творческого задания

20.

Из истории кино. Киножанры. Документальный фильм.

Комб.

Конспектирование теоретической информации, выполнение творческого задания

21.

Мир и человек на телеэкране. Репортаж и интервью – основные телевизионные жанры.

Комб.

Конспектирование теоретической информации, выполнение творческого задания

22.

Игровой (художественный) фильм. Драматургическая роль звука и музыки в фильме.

Комб.

Конспектирование теоретической информации, выполнение творческого задания

23.

Игровой (художественный) фильм. Драматургическая роль звука и музыки в фильме.

Комб.

Конспектирование теоретической информации, выполнение творческого задания

24.

Компьютер на службе художника.

Комб.

Конспектирование теоретической информации, выполнение творческого задания

25.

Компьютер на службе художника.

Комб.

Конспектирование теоретической информации, выполнение творческого задания

26.

Обобщающий урок.

Комб.

Конспектирование теоретической информации, выполнение творческого задания

IV «Фильм – искусство и технология» (9 ч.)

27.

От «большого» кинофильма к твоему  видеоэтюду.

Комб.

Конспектирование теоретической информации, выполнение творческого задания

28.

Этапы сценарной работы над видеофильмом.

Комб.

Конспектирование теоретической информации, выполнение творческого задания

29.

Съёмка: дела операторские и дела режиссёрские.

Комб.

Конспектирование теоретической информации, выполнение творческого задания

30.

Монтаж видеофильма: правила и реальность.

Комб.

Конспектирование теоретической информации, выполнение творческого задания

31.

Звук в любительском видеофильме. Итог на экране.

Комб.

Конспектирование теоретической информации, выполнение творческого задания

32.

Связь искусства с жизнью каждого человека.

Комб.

Конспектирование теоретической информации, выполнение творческого задания

33.

Современные проблемы пластических искусств.

Комб.

Конспектирование теоретической информации, выполнение творческого задания

34.

Вечные истины искусства.

Комб.

Конспектирование теоретической информации, выполнение творческого задания

Средства обучения:

- электронная доска

- проектор

- ноутбук

- раздаточный материал

Список литературы (основной)

1. А.С. Питерских, Г.Е.Гуров «Изобразительное искусство 7-8 класс» под редакцией Б.М.Неменского, «Просвещение», Москва 2012.

Список литературы (дополнительный)

  1. Н.М.Степанчук З.А. «Изобразительное искусство» (1-8 классы) Опыт творческой деятельности школьников. Конспекты уроков, Издательство «Учитель», Волгоград 2009.

Цифровые образовательные ресурсы:

История искусства. Методическая поддержка on – line www SCHOOL. ru ООО «Кирилл и Мефодий».

Энциклопедия изобразительного искусства. ООО «Бизнессофт», Россия, 2005 год.

Шедевры русской живописи. ООО «Кирилл и Мефодий», 1997 год.

Эрмитаж. Искусство западной Европы. Художественная энциклопедия. ЗАО «Интерсофт»

Мировая художественная культура. ООО «Кирилл и Мефодий»

Банк разработок ИЗО:

Презентации к урокам 5-9 классы

Картины.

Художники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по искусству (ИЗО) 5 класс (Б.М. Неменского)

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе программы для образовательных школ «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 класс», которая разработана по...

Рабочая программа по искусству для 8 класса по программе Б.Неменского

Рабочая программа по   искусству разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования и примерной программой основного общего образова...

Рабочая программа "Изобразительное искусство 5-7 класс" (Б.М.Неменский, ФГОС)

Рабочая программа по изобразителному искусству для 5-7 классов (Б.М.Неменский, ФГОС) + календарно-тематическое планирование для 5 класса...

Рабочая программа по Искусству 8 класс (Неменский)

Рабочая программа по Искусству 8 класс (Неменский)...

Рабочая программа для 7 класса Неменский по ФГОС

Рабочая программа для 7 класса Неменский по ФГОС...

Рабочая программа Изобразительное искусство 5 класс Программа «Изобразительное искусство". под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС,

Рабочая программа   Изобразительное искусство 5 класс Программа «Изобразительное искусство". под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС,...