Рабочая программа Изобразительное искусство 5 класс Программа «Изобразительное искусство". под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС,
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Рабочая программа Изобразительное искусство 5 класс Программа «Изобразительное искусство". под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС,
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Пижменская основная общеобразовательная школа»
Рабочая программа Наименование учебного предмета Изобразительное искусство Класс 5 Уровень общего образования основная школа Учитель Лисова И.Г. Срок реализации программы, 2015-2016 учебный год_ Количество часов по учебному плану всего 34 часа в год; в неделю 1 час. Планирование составлено на основе: Программа «Изобразительное искусство. Предметная линия учебников 5-9 классы» под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС, - М.: Просвещение, 2014. |
Пояснительная записка
5 класс
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, рекомендациями Примерной программы общего образования второго поколения, особенностями общеобразовательного учреждения и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
- Неменский Б.М. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5-9 кл. ФГОС.: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Б. М. Неменский (и др.). - М.: Просвещение, 2014.
- Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.А. Горяева, О.В. Островская : под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2012.
- Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 5 класс, ФГОС. / Н.А. Горяева : под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2015.
- Горяева Н. А. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Методическое пособие. 5 класс» под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС, - М.: Просвещение, 2014.
Общая характеристика учебного предмета
Планирование уроков для основной школы строится как продолжение и развитие программы для начальной школы.
В отличие от начальной школы, где изучается всё многоголосие видов пространственных искусств в их синкретическом единстве, средняя школа построена по принципу углубленного изучения каждой группы видов искусства.
Программа по изобразительному искусству разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у школьника эстетического отношения к миру, развития творческого потенциала и коммуникативных способностей.
Изобразительное искусство в основной школе является базовым предметом. Его уникальность и значимость определяется нацеленностью на развитие художественных способностей и творческого потенциала ребёнка, на формирование ассоциативно-образного и пространственного мышления, интуиции, одномоментного восприятия сложных объектов и явлений, эмоционального оценивания, способности к парадоксальным выводам, к познанию мира через чувства и эмоции. Оно направлено на развитие эмоционально-образного, художественного типа мышления. Совместно с предметами учебной программы, изобразительное искусство обеспечивает становление целостного мышления растущего человека.
Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Место в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на объём 34-35 часов в учебном году, что соответствует содержанию образования в рамках программы по изобразительному искусству в объёме 1 учебного час в неделю.
Возможная реализация этого курса при выделении на его изучение 2 учебных часов в неделю за счёт вариативной части или внеурочной деятельности.
Основная цель курса:
. развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном, нравственном пространстве культуры.
Задачи курса:
∙ совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений декоративно-прикладного искусства и окружающего мира;
∙ формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
∙ воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в её декоративно-прикладном искусстве;
. развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
. овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» направлен на формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества – главный смысловой стержень программы основной школы.
Основные содержательные линии:
Изучение изобразительного искусства в основной школе представляет собой продолжение начального этапа художественно-эстетического развития личности и является важным, неотъемлемым звеном в системе непрерывного образования.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.
Тема 5 класса – «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - посвящёна изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, национальными и народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно-декоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Осуществление программы этого года обучения предполагает акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.
Учебный материал в рабочей программе представлен тематическими блоками, отражающими деятельностный характер и субъективную сущность художественного образования: «Древние корни народного искусства», «Связь времён в народном искусстве», «Декор – человек, общество, время», «Декоративное искусство в современном мире».
Представленное тематическое планирование позволит целенаправленно и последовательно обучать пятиклассников грамоте декоративно-прикладного искусства.
Преобладающие методы обучения
Современные подходы к преподаванию изобразительного искусства предполагают актуализацию, в числе других, следующих направлений деятельности учителя-художника:
– организация проектной – художественно-творческой и исследовательской деятельности учащихся;
– использование информационно-коммуникативных средств в обучении и поисковой деятельности учащихся;
– использование игровых методов ;
– формирование информационной грамотности учащихся через активизацию их языковой компетентности в области изобразительного искусства.
Формы организации познавательной деятельности учащихся
- фронтальная
- парная
- групповая
-индивидуальная
Планируемые результаты обучения
Предметные:
По окончании обучения в 5 классе учащиеся должны знать:
- истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
- особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей);
- семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
- несколько народных художественных промыслов России.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться приёмами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово, а также местные промыслы);
- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времён (например, Древнего Египта, Западной Европы XVII века).
- различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, батик и т.д.).
В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:
- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
- уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
- умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства;
- создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединённые единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи);
- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций;
- владеть навыком работы в конкретном материале (батик, лепка, роспись и т.п.).
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и художественно-творческой деятельности:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи обучения, развивать мотивы и интересы в своей познавательной деятельности, умение ориентироваться в художественном, смысловом и ценностном пространстве декоративно-прикладного искусства, отражающего своё время, господствующие идеи, личность творца;
- умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе и альтернативные (например, в опоре на основные этапы работы художника в цепочке взаимосвязанных последовательных действий: замысел — вариативный поиск образа в эскизах — выбор материала, техники исполнения — выполнение работы в материале, освоенные ранее на уроках), осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных, творческих и познавательных задач (ученик сам выбирает художественный материал для создания выразительного образа, организует самостоятельную поисковую исследовательскую деятельность по выбранной тематике, используя для этого книги, журналы, а также электронные ресурсы, учится самостоятельно работать с познавательной информацией);
- умение ориентироваться в традиционном прикладном искусстве, самостоятельно или во взаимодействии со взрослыми (родители) осуществлять поиск ответов на вопросы поликультурного характера (сравнивать, уметь объяснять, в чём различие, например, жилища, одежды, предметов быта народов Севера, чем это обусловлено и т. п.);
- умение осознанно действовать в соответствии с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, взаимный контроль в совместной деятельности (в процессе выполнения коллективных художественно-творческих работ);
- умение оценивать результат — вариативное художественное решение поставленной учебной задачи, а также личные, творческие возможности при её решении, умение адекватно воспринимать оценку взрослого и сверстников;
- умение принимать необходимое решение, осуществлять осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности (выбор направления поисковой деятельности, традиционных образов и мотивов, элементов декора в художественно-практической деятельности, выбор наиболее эффективных способов осуществления декоративной работы в материале);
- умение на основе сравнительного анализа делать итоговые обобщения, устанавливать аналогии (например, общее в образном решении фронтона избы и верхней части женского праздничного костюма), классифицировать произведения классического декоративно-прикладного искусства по художественно-стилистическим признакам;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, умение договариваться в процессе распределения функций и ролей при выполнении совместных работ, находить общее решение на основе согласования позиций, отражающих индивидуальные интересы, аргументированно отстаивать своё мнение.
Личностные результаты:
• воспитание патриотических чувств, чувства гордости за свою Родину, многонациональный народ России, освоение древних корней искусства своего народа; воспитание бережного отношения к рукотворным памятникам старины, к поликультурному наследию нашей страны, осознание себя гражданами России, ответственными за сохранение народных художественных традиций, спасение культурных ценностей;
• формирование уважительного и доброжелательного отношения к традициям, культуре другого народа, готовности достигать взаимопонимания при обсуждении спорных вопросов;
• формирование ответственного отношения к обучению и познанию искусства, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;
• развитие эстетической потребности в общении с народным декоративно-прикладным искусством, творческих способностей, наблюдательности, зрительной памяти, воображения и фантазии, эмоционально-ценностного отношения к народным мастерам и их творениям, коммуникативных навыков в процессе совместной практической творческой деятельности.
Система контроля
Выявление уровня овладения учащимися образовательными результатами через систему контроля и включает:
- учительский контроль
- самоконтроль
- взаимоконтроль учащихся
Предпочтительные формы текущего и промежуточного контроля освоения рабочей программы.
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов:
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Формы контроля уровня обученности:
- викторины;
- кроссворды;
- отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ;
- тестирование.
Критерии оценивания детских работ по Изобразительному искусству следующие:
"отлично" - работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней раскрыта поставленная проблема, сформулированы выводы, имеющие теоретическую и, – или практическую направленность для современного общества.
"хорошо" - работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней раскрыта поставленная проблема, однако, выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто теоретическое и, – или практическое значение выполненной работы.
"удовлетворительно"- работа выполнена в соответствии вышеназванным требованиям, в ней не достаточно четко сформулирована проблема, выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто ее теоретическое и, – или практическое значение.
"неудовлетворительно"- работа не выполнена в соответствии с вышеназванными требованиями.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов |
I четверть «Древние корни народного искусства» (8 часов)
1 | Древние образы в народном искусстве. Убранство русской избы | 1 1 |
2 | Внутренний мир русской избы | 2 |
3 | Конструкция и декор предметов народного быта. Русская народная вышивка. | 1 1 |
4 | Народный праздничный костюм. Народные праздничные обряды. | 1 1 |
II четверть «Связь времён в народном искусстве» (8 часов)
1 | Древние образы в современных народных игрушках | 2 |
2 | Искусство Гжели. Городецкая роспись. | 1 1 |
3 | Хохлома. Жостово. Роспись по металлу | 1 1 |
4 | Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. Роль народных художественных промыслов в современной жизни. | 1 1 |
III четверть «Декор-человек, общество, время» (10 часов)
1 | Зачем людям украшения. | 2 |
2 | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. | 2 |
3 | Одежда говорит о человеке | 2 |
4 | О чем рассказывают нам гербы и эмблемы | 2 |
5 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. | 2 |
IV четверть «Декоративное искусство в современном мире» (8 часов)
1 | Современное выставочное искусство. | 2 |
2 | Современное выставочное искусство. | 2 |
3 | Ты сам – мастер. | 2 |
4 | Ты сам – мастер. | 2 |
Всего | 34 |
Содержание рабочей программы
В течение I четверти в теме «Древние корни народного искусства» учащиеся знакомятся с народным (крестьянским) искусством, закладывающим фундамент для осознания специфики декоративно-прикладного искусства, истоков его образного языка и содержания. В процессе знакомства с достаточно разнообразными предметами крестьянского быта пятиклассники должны осознать, почему у декоративно-прикладного искусства именно такой способ выражения (т. е. язык знака, символизирующего некую идею), совершенно непохожий на способы выражения в других видах искусства.
Отсюда форма изображения (обобщённо-лаконичная, условно выразительная, являющаяся элементом народного орнамента) и цвет (декоративно-плоскостное пятно) как символические знаки в языке народного искусства.
Разные виды народного прикладного искусства: резьба и роспись по дереву, вышивка, народный костюм.
Во второй четверти в теме «Связь времён в народном искусстве» учащиеся узнают формы бытования народных традиций в современной жизни. Сознают общность современных традиционных художественных промыслов России, их истоки.
Главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветовой строй, приёмы письма, элементы орнамента). Следование традиции и высокий профессионализм современных мастеров художественных промыслов.
Единство материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных художественных промыслов.
Третья четверть раскрывается в теме «Декоративное искусство в современном мире».
Разнообразие современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, батик и многое другое). Новые черты современного искусства. Выставочное и массовое декоративно-прикладное искусство.
Тяготение современного художника к ассоциативному формотворчеству, фантастической декоративности, ансамблевому единству предметов, полному раскрытию творческой индивидуальности. Смелое экспериментирование с материалом, формой, цветом, фактурой.
Коллективная работа в конкретном материале – от замысла до воплощения.
4 четверть посвящена теме «Декор – человек, общество, время».
Роль декоративных искусств в жизни общества, в различении людей по социальной принадлежности, в выявлении определённых общностей людей. Декор вещи как социальный знак, выявляющий, подчёркивающий место человека в обществе.
Влияние господствующих идей, условий жизни людей разных стран и эпох на образный строй произведений декоративно-прикладного искусства.
Особенности декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Древней Греции, Западной Европы XVII века
Требования к образовательным ресурсам
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:
В ценностно-ориентационной сфере:
Восприятие мира, человека, окружающих явлений с эстетических позиций;
∙ Активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.
В познавательной сфере:
∙ Художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества;
∙ Понимание основ изобразительной грамоты, умение использовать специфику образного языка и средств художественной выразительности, особенности различных художественных материалов и техник во время практической творческой работы;
∙ Восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства.
В коммуникативной сфере:
∙ Умение ориентироваться и находить самостоятельно необходимую информацию по искусству в словарях, справочниках, книгах по искусству. В электронных информационных ресурсах;
∙ Диалогический подход к освоению произведений искусства;
. Отвечать на вопросы учителя и товарищей по классу (К).
∙ Понимание разницы между элитарным и массовым искусством, оценка эстетических позиций достоинств и недостатков произведений искусства.
В трудовой сфере:
∙ Применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно- творческой деятельности (работа в области живописи, графики, дизайна, декоративно- прикладного искусства).
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для восприятия и оценки произведений искусства;
- самостоятельной творческой деятельности.
Метапредметные:
В ценностно-ориентационной сфере:
∙ формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
∙ воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно- материальной и пространственной среды и понимания красоты человека;
∙ умение воспринимать и терпимо относится к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира.
В трудовой сфере:
∙ обретения самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в различных учебных и жизненных ситуациях;
∙ Умение эстетически подходить к любому виду деятельности.
В познавательной деятельности:
∙ Развитие художественно- образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека
∙ Формирование способности к целостному художественному восприятию мира
. Развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти
. Проводить сравнение и классификацию
. Применять полученную информацию на практике
. Использование знаково-символических средств
. Поиск необходимой информации из различных источников
. Выдвижение гипотез
В регулятивной деятельности:
. Организовывать своё рабочее место
. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя
. Формулировать и удерживать учебную задачу
. Работать по плану
. Обретения самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в различных учебных и жизненных ситуациях
. Активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности
В коммуникативной сфере:
. Работать в паре
. Слушать и понимать речь других
. Вырабатывать совместные решения при работе в парах
. Формулировать собственное мнение и позицию
. Участвовать в диалоге на уроке
Личностные результаты освоения изобразительного искусства в основной школе:
В ценностно-ориентационной сфере:
∙ Осмысленное и эмоционально- ценностное восприятие визуальных образов реальности в произведениях искусства;
∙ Освоение художественной культуры как формы материального выражения духовных ценностей, выраженных в пространственных формах;
. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
. Формирование доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
. Формирование мотивации к учению;
∙ Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира искусства.
В трудовой сфере:
∙ Овладение основами практической творческой работы различными художественными материалами и инструментами.
В познавательной сфере:
∙ Овладение средствами художественного изображения;
∙ Развитие способности наблюдать реальный мир, способности воспринимать, анализировать и структурировать визуальный образ на основе его эмоционально- нравственной оценки;
∙ Формирование способности ориентироваться в мире современной художественной культуры.
Учебно-методическое обеспечение
- Библиотечный фонд (книгопечатная продукция).
- Андреева А. Ю. История костюма. Эпоха. Стиль. Мода /A.Ю. Андреева, Г. И. Богомолов. — СПб., 2001.
- Алексахин Н.Н. Волшебная глина.- М.: Агар, 1998.
- Асафьева Н.А. Глина. Первые шаги. Авторская рукопись.- Ульяновск, 2009.
- Бородулин В.А., Коромыслов Б.И., Максимов Ю.В. и др. Основы художественного ремесла. В 2 ч.Ч.2., М.: Просвещение, 1987.
- Горичева В.С., Нагибина Н.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина: Популярное пособие для родителей и педагогов/ Ярославль: Академия развития, 1998.
- Горяева Н.А.. «Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 5 класс» под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС, - М.: Просвещение, 2012.
- Данилова Л. И. Окно с затейливой резьбой / Л. И. Данилова. — М., 1986.
- Дурасов Г. П. Каргопольская глиняная игрушка / Г. П. Дурасов.—Л., 1986.
- Данкевич Е.В., Жакова О.В. Знакомьтесь: Глина. От простого к сложному. Санкт-Петербург. - «Кристалл», 1998.
- Ефимова Л. В. Русский народный костюм / Л. В. Ефимова. — М., 1989.
- Журнал «Юный художник». № 7, М., 1990.
- Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. — М., 1990.
- Изобразительное искусство в школе. Научно – методический и научно – популярный журнал. № 1.- М., 2003
- Конышева Н.М. Лепка в начальных классах. Пособие для учителя.-М.: Просвещение, 1980.
- Кард В., Петров С. Пластилин: Игрушки из пластилина. – М.: «РИПОЛ КЛАССИК»; - СПб.: «Валери СПД», 2001.
- Маслова Г. С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник / Г. С. Маслова.- М., 1981.
- Мерцалова М. Н. Костюм разных времён и народов. В 4 т. / М. Н. Мерцалова. — М., 1993, 1996.
- Миловский А. С. Народные промыслы: Встречи с самобытными мастерами / А. С. Миловский. — М., 1994.
- Миловский А. С. Песнь Жар-птицы / А. С. Миловский. — М.,. 1987.
- Миловский А. С. Скачи, добрый единорог: Очерки / А. С. Миловский. — М., 1986.
- Мифы народов мира: Энциклопедия. В 2 т. — М., 1988. —Т. 2.
- Неменский Б. М. Культура — искусство — образование / Б. М. Неменский. — М., 1993.
- Неменский Б. М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить / Б. М. Неменский. — М., 2012.
- Примерные программы по учебным предметам. Искусство 5- 9 классы. – М.: Просвещение, 2010. – 48 с. – (Стандарты второго поколения).
- Рабочие программы «Изобразительное искусство. Предметная линия учебников 5-9 классы» под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС, - М.: Просвещение, 2011.
- Свиридова Р.В. Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского. - Волгоград: Учитель, 2007.
- Старикова В. В. Уроки технологии с использованием информационных технологий, 1-4 классы. Знакомство с народными художественными промыслами: методическое пособие с электронным приложением 123 с. (Современная школа) – М., Глобус, 2008.
- Стриженова Т.К., Супрун Л.Я. Советское декоративное искусство. Журнал № 9. Советский художник. – М., 1987.
- Тарановская Н.В. Маленькие чудеса. Сборник очерков о русском народном искусстве.- Л.: детск. лит., 1981.
- Учебник «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс, ФГОС, Н.А. Горяева, О. В. Островская, под редакцией Б.М. Неменского - М.: Просвещение, 2012.
- Уткин П.И. Народные художественные промыслы России. Альбом. - М.: «Советская Россия», 1984.
- Уткин П.И., Королёва Н.С. «Народные художественные промыслы».- М., «Высшая школа» 1992г.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М., 2012.
- Фишер Диана. Расписываем керамику. – М., АСТ Астрель, 2006.
Пособия для учащихся:
- Н.А. Горяева. «Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 5 класс» под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС, - М.: Просвещение, 2012.
Пособия для учителей:
- Н.А. Горяева. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Методическое пособие. 5 класс» под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС, - М.: Просвещение, 2011.
2. Электронные ресурсы
1. Диск «Мультимедийное приложение к урокам»: уроки технологии 1-4 классы. Диск содержит презентации к каждому уроку в программе Power Point. ООО «ГЛОБУС» т./ф. (495) 937-63-84, 688-63-83; (8442)238-144 E-mail: globus-kniga@mail.ru; uchbook@mail.ru http://www.globus-kniqa.ru
2. Диск «Технология»: библиотека электронных наглядных пособий для учащихся общеобразовательных школ.- М.: ЗАО «Инфо-студия»; ЭКОН; М.О. РФ, 2004.
3. Фильм «Народные промыслы». ФГУП «Фильмофонд Центрнаучфильм». Видеостудия «Кварт». М., 2007.
3. Интернет ресурсы
- Искусство Древнего Египта.
- http://www.renclassic.ru/Ru/33/1133/1283/
- Вектор. гробница.. египет. фараон. Тутанхамон. веткор.
- http://www.heyhey.ru/tag/фараон/
4. Печатные пособия.
- Таблицы по цветоведению, построению орнамента.
- Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.
- Дидактический раздаточный материал.
5. Технические средства обучения.
- Аудиторская доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
- Экспозиционный экран.
- Персональный компьютер
- Образовательные ресурсы (диски).
6. Учебно-практическое оборудование.
- Краски акварельные, гуашевые.
- Тушь.
- Бумага А4.
- Бумага цветная.
- Фломастеры.
- Восковые мелки, пастель, сангина, уголь.
- Кисти беличьи, кисти из щетины.
- Емкости для воды.
- Пластилин.
- Клей.
- Ножницы.
7. Модели и натурный фонд.
- Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
- Керамические изделия.
- Предметы быта.
8. Оборудование класса.
- Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
- Стол учительский с тумбой.
- Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
- Стенды для вывешивания иллюстративного материал.
Приложение
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Дата | Количество час. | Тип урока | Планируемые результаты | Форма организации познавательной деятельности | Формы контроля | Организация самостоятельной деятельности | Наглядность, ИКТ | Примечание | |||
Предметные | Метапредметные универсальные учебные действия (УУД) | Личностные | |||||||||||
знать | уметь | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
I четверть Древние корни народного искусства (8 часов)
1 | Древние образы в народном искусстве. Убранство русской избы | 1 1 | Формирования новых знаний, умений и навыков | Знать символический характер народного декоративного искусства. Знать элементы декоративного убранства избы (причелина, полотенце и т.д). | Уметь «прочитать» орнамент. Уметь выстраивать орнаментальную композицию. | Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя (Р); отвечать на вопросы учителя и товарищей по классу (К). | Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности. | Индивидуальная, парная. | Текущий контроль и самоконтроль. | Работа над декоративной композицией на тему древних образов в резьбе и росписи по дереву, в орнаментах народной вышивки. Работа над украшением элементов избы (фронтон, наличники, причелина). | Таблицы, учебник с. 12-19, 20-29, раб. тет. с. 4- 5, 12 презентация. | ||
2 | Внутренний мир русской избы | 2 | Формирования новых знаний, умений и навыков. | Знать жизненно важные участки крестьянского дома. | Уметь использовать выразительные средства декоративно-прикладного искусства | Проводить сравнение и классификацию (П); Применять полученную информацию на практике(П). | Индивидуально-парная. | Текущий контроль, самоконтроль. | Индивидуальная и коллективная работа над рисунком на тему «В русской избе». | Учебник с. 30-35, раб. тетр. с. 6-7, 12 презентация, фильм (фрагмент) | |||
3 | Конструкция и декор предметов народного быта. Русская народная вышивка. | 1 1 | Комбинированный. | Знать названия предметов народного быта. Знать символику формы и цвета в орнаменте народной вышивки. | Уметь почувствовать особый склад мышления наших предков, создавать объекты предметной среды. Уметь работать в смешанной технике (бумага, акварель, фломастеры) | Умение осуществлять взаимный контроль и взаимооценку; (Р) самостоятельное создание алгоритмов деятельности. (П) Использование знаково-символических средств (П) | Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира искусства. | Индивидуальная. | Взаимоконтроль | Вырезание из картона или плотной бумаги выразительных форм посуды, предметов труда и украшение их орнаментальной росписью. Выполнение эскиза узора вышивки на полотенце в традиции народных мастеров. | Работа с учебником с. 36-43, 44-49, раб. тетрадью с. 8-9, 12, презентация. | ||
4 | Народный праздничный костюм. Народные праздничные обряды. | 1 1 | Урок-обобщение. | .Знать крестьянский костюм-образная модель мироздания. Знать роль и значение декоративно-прикладного искусства в укладе жизни русского народа. | Уметь сравнивать украшения костюма и фронтона избы. Уметь работать с различными материалами | Работать в паре, коллективе и вырабатывать совместные решения (К) Инициативное сотрудничество в поиске информации, слушать и понимать речь других(К). | Осмысленное и эмоционально- ценностное восприятие визуальных образов реальности в произведениях декоративно-прикладного искусства. | Парная, коллективная. | Текущий контроль, самоконтроль. | Выполнение эскизов народного праздничного костюма. | Работа с учебником с. 50-60, 60-63, раб. тетрадью с. 10-11, 12. , презентация. |
II четверть «Связь времён в народном искусстве» (8 часов)
1 | Древние образы в современных народных игрушках | 2 | Комбинированный | Знать дымковскую, филимоновскую, каргопольскую игрушки. | Уметь передавать единство формы и декора в игрушке. | Выделять и формулировать познавательную цель(П) Проводить сравнение и классификацию(П) | Знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества. | Индивидуально-парная. | Текущий контроль и самоконтроль. | Создание игрушки и украшение её декоративной росписью в традиции одного из промыслов. | Таблицы, учебник с. 66-75, раб. тетрадь, презентация, фрагм.фильма. | ||
2 | Искусство Гжели. Городецкая роспись. | 1 1 | Комбинированный | Знать особенности росписи, цветового строя, главные элементы орнамента. Знать основные приемы городецкой росписи | Уметь: передавать единство формы и декора, выполнять приемы письма в манере мастеров Гжели, Городца. | Применять правила и пользоваться инструкцией(П). Работать по плану(Р). | Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. | Индивидуально-парная. | Текущий контроль и самоконтроль. | Вырезание из бумаги форм посуды и украшение их росписью в традиции Гжели. Выполнение фрагмента росписи по мотивам городецкой росписи. | Таблицы, учебник с.76-81,82-85 раб. тетрадь, презентация, фрагм.фильма. | ||
3 | Хохлома. Жостово. Роспись по металлу | 1 1 | Комбинированный | Знать основные приемы хохломской и жостовской росписи. | Уметь передавать элементы хохломской и жостовской росписи в композиции. | Применять правила и пользоваться инструкцией(П). Работать по плану(Р). | Формирование мотивации к учению. | Индивидуально-парная. | Текущий контроль и самоконтроль. | Изображение формы предмета и украшение его травным орнаментом в стиле хохломы. Выполнение фрагмента жостовской росписи. | Таблицы, учебник с.86-91, 92-95, раб. тетрадь, презентация, фрагм.фильма. | ||
4 | Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. Роль народных художественных промыслов в современной жизни | 1 1 | Урок обобщения и систематизации изученного. | Знать особенности росписи и резьбы по дереву. Знать несколько традиционных промыслов России. | Уметь создавать эскизы одного из предметов промысла. Уметь анализировать произведения народных мастеров. | Вырабатывать совместные решения при работе в паре(К). Поиск необходимой информации из различных источников (П). | Диалогический подход к освоению произведений искусства. | Индивидуально-парная. | Текущий контроль и самоконтроль. | Эскиз одного из предметов промысла и его украшение. Выставка работ для обобщения темы четверти. | Таблицы, учебник с.96-103, рабочая тетрадь, презентация. |
III четверть Декор-человек, общество, время (10 часов)
1 | Зачем людям украшения. | 2 | Урок формирования новых знаний, умений и навыков. | Знать что такое костюм, символика цвета. | Уметь видеть в произведениях декоративно-прикладного искусства различных эпох единство материала, формы и декора | Использование знаково-символических средств (П); выдвижение гипотез(П). | Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; | Индивидуально-парная. | Текущий контроль и самоконтроль. | Рассмотрение и обсуждение украшений людей. Эскиз украшения. | Таблицы, учеб. С.106-107, рабочая тетрадь, презентация. | ||
2 | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. | 2 | Урок формирования новых знаний, умений и навыков. | Понимать смысл слов: образный строй вещи (ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция) определяется ролью её хозяина. | Уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен. | Определять и формулировать цель деятельности на уроке(Р). Умение воспринимать и терпимо относится к другой точке зрения, другой культуре, другому восприятию мира(П). | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми. | Индивидуально-парная. | Текущий контроль и самоконтроль. | Выполнение эскизов браслетов, ожерелий, алебастровых ваз по мотивам декоративного искусства Древнего Египта. | Таблицы, учебник с.108-117, рабочая тетрадь, презентация. | ||
3 | Одежда говорит о человеке | 2 | Урок формирования новых знаний, умений и навыков. | Знать что такое костюм, стиль эпохи Средневековья. | Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов. | Вырабатывать совместные решения при работе в коллективе(К) | Воспитание художественного вкуса как способности эстетически воспринимать, чувствовать и оценивать явления окружающего мира искусства. | Коллективная | Текущий контроль и взаимоконтроль. | Выполнение коллективной работы «Бал во дворце» по мотивам сказки Ш.Перро «Золушка». | Таблицы, учебник с. 118-133, рабочая тетрадь, презентация. | ||
4 | О чем рассказывают нам гербы и эмблемы | 2 | Урок формирования новых знаний, умений и навыков. | Знать сущность герба как отличительного знака человека. | Уметь составлять герб, учитывая традиционные формы и изобретая свои. | Использование знаково-символических средств (П); выдвижение гипотез(П). ∙ Диалогический подход к освоению произведений искусства(К). | Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. | Индивидуально-парная. | Текущий контроль и самоконтроль. | Создание эскиза собственного герба и эмблемы или герба своей семьи, своей школы, класса. | Таблицы, учебник с. 134-140, рабочая тетрадь, презентация. | ||
5 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. | 2 | Урок обобщения пройденной темы. | Распознавать и систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству. | Уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен и народов. | Формулировать собственное мнение и позицию(К). ∙ Формирование способности к целостному художественному восприятию мира(П). | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности | Индивидуально-парная. | Текущий контроль и взаимоконтроль. | Проведение игры-викторины с показом слайдов, презентаций о декоративно-прикладном искусстве. | Таблицы, учебник с. 106- 139, рабочая тетрадь, презентация. |
IV четверть Декоративное искусство в современном мире (8 часов)
1 | Современное выставочное искусство. | 2 | Урок формирования новых знаний, умений и навыков | Знать о разнообразии материалов, форм современного декоративно-прикладного искусства, его особенностях. | Уметь работать с соленым тестом или глиной. | Определять и формулировать цель деятельности на уроке(Р); Строить монологические высказывания(К). ∙ Формирование способности к целостному художественному восприятию мира(П). | Формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. | Индивидуально-парная. | Текущий контроль и самоконтроль. | Разработка эскизов декоративной керамической вазы. | Таблицы, учебник с. 142-147, рабочая тетрадь, презентация | ||
2 | Современное выставочное искусство. | 2 | Урок практического применения знаний, умений | Знать многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства. | Уметь применять разнообразные материалы для работы над декоративным образом. | Применять полученную информацию на практике (П) ∙ Понимание разницы между элитарным и массовым искусством, оценка эстетических позиций достоинств и недостатков произведений искусства(К). | Развитие навыков сотрудничества со сверстниками. | Индивидуально-парная, коллективная. | Текущий контроль и самоконтроль. | Разработка эскизов коллективных панно для разных техник (художественное стекло, батик, ковка, роспись по дереву). | Таблицы, учебник с. 152-167, раб.тет., презентация | ||
3 | Ты сам – мастер. | 2 | Урок практического применения знаний, умений | Знать особенности и традиции изготовления русской тряпичной куклы. | Уметь использовать выразительные возможности материала. | Применять полученную информацию на практике (П). Строить монологические высказывания(К) ∙ Обретения самостоятельного творческого опыта, формирующего способность к самостоятельным действиям в различных учебных и жизненных ситуациях(Р). | Развитее навыков сотрудничества со сверстниками. | Индивидуально-парная, коллективная. | Текущий контроль и самоконтроль. | Разработка эскизов коллективных панно и витражей по мотивам русских народных сказок в выбранном материале. | Таблицы, учебник с. 168-179, раб. тет., презентация | ||
4 | Ты сам – мастер. | 2 | Урок-обобщение | Знать технологию работы с выбранным материалом. | Уметь владеть навыком работы в конкретном материале. | Участвовать в диалоге на уроке (К). ∙ Умение эстетически подходить к любому виду деятельности(П). ∙ Активное отношение к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности(Р). | Формирование доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости понимания и сопереживания чувствам других людей. | Индивидуально-парная. | Обобщающий контроль. | Декоративное панно в выбранном материале. Отчетная выставка работ учащихся по декоративно-прикладному искусству. | Таблицы, учебник с. 180-189, раб. тет., презентация. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 1-4 классы по изобразительному искусству ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1-4 классов по ФГОСу. В программу вошли: пояснительная записка, учебный план, содержание учебного плана, приложения....
Презентация к уроку "Портрет женщины в кокошнике" 4 класс по программе "Изобразительное искусство" под редакцией Б. М. Неменского
Презентация предназначена для 1-го из 3-х уроков выделенных на тему "Портрет женщины в кокошнике" (формат А 3, гуашь).Презентация содержить поэтапное выполнения рисунка погрудного портрета...
Программа по изобразительному искусству под редакцией Б.М. Неменского (5-7 классы)
Краткое описание программ по изобразительному искусству...
Рабочая программа для 5 класса по изобразительному искусству
Составлена в соответствии спрограммой Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», издательство М., «Просвещение», 2013. Н.А.Горяева, О.В.Островская. «Декор...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету (курсу) «Изобразительное искусство» 5-6 класс ( Б. Неменский)
Рабочая программа по изобразительному искусству 5-6 класс ФГОС (Б.Неменский)...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса, учебник под редакцией Б.Неменского (ФГОС)
Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса, учебник под редакцией Б.Неменского (ФГОС).Программа разработана учителем изобразительного искусства МАОУ СОШ №30, города Тамбова, Назиной ...
Рабочая программа основного общего образования по изобразительному искусству 5-8 кл по обновленным ФГОС
Рабочая программа начального общего образования 5-8 кл по обновленным ФГОС по конструктору программ...