Рабочая программа по искусству (ИЗО) 5 класс (Б.М. Неменского)
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе программы для образовательных школ «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 класс», которая разработана под руководством народного художника России, академика РАО Б.М. Неменского, Москва, «Просвещение», 2008 г.; Министерство образования Российской Федерации. Сборник нормативных документов. Искусство. Составитель Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев,- Москва «Дрофа», 2006 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа искусство (ИЗО) 5 класс | 140 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по искусству (ИЗО) для 5 класса
Главновой Марины Владимировны
учителя второй квалификационной категории
МБОУ «Чистопольско – Высельская СОШ»
Чистопольского муниципального района
Республики Татарстан
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе программы для образовательных школ «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 класс», которая разработана под руководством народного художника России, академика РАО Б.М. Неменского, Москва, «Просвещение», 2008 г.; Министерство образования Российской Федерации. Сборник нормативных документов. Искусство. Составитель Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев,- Москва «Дрофа», 2006 г.
Основной целью данной рабочей программы является приобщение детей к миру искусства через познание исторического прошлого своего народа, его самобытной культуры, творчества.В задачи преподавания изобразительного искусства входит:
формирование у учащихся нравственно – эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
формирование художественно – творческой активности;
овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков;
На начало учебного года у учащихся по учебному предмету сформированы следующие умения, навыки:
- освоили основы первичных представлений о видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме, украшение;
- приобрели первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живописи, графике, скульптуре, началах архитектуры, декоративно – прикладных и народных формах искусства;
- освоили выразительные возможности художественных материалов: гуаши, акварели, карандашей, пластилина, бумаги;
- приобрели первичные навыки художественного восприятия различных видов и жанров искусства;
- имеют первичные навыки изображения предметного мира, растений и животных, начальные навыки изображения на плоскости, первичные представления об изображении человека на плоскости и объеме;
- имеют знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека;
- приобрели первичные умения авизировать произведения искусства, приобрели знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, активно используют художественные термины и понятия;
- имеют первичные представления о богатстве и разнообразии художественных культур народов Земли;
V класс посвящен изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для учащихся их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно – декоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни.
Приобщение учащихся к национальной культуре становится чрезвычайно актуальной в педагогической практике. Возрастает проблема формирования у детей подлинной любви и уважения к своей Родине, к ее историческому прошлому, к русской самобытной культуре, к народному творчеству и искусству.
Искусство ориентировано именно на духовную культуру, высшую культуру чувств и отношений между людьми. В нем кроются великие гуманистические традиции духовности русской культуры. Приобщая к народному искусству, можно развить не только духовно – нравственную, но и творчески мыслящую личность.
Народное искусство – богатейшая сокровищница красоты, является неиссякаемым источником творческой фантазии.
Рабочая программа предусматривает разные варианты дидактико- технологического обеспечения учебного процесса. В частности: в 5 классе дидактико- технологическое оснащение включает ПК, электронную энциклопедию, медиатеку и т.д.
Применение этнокультурного регионального компонента:
- изучение национальной культуры и традиций (убранство жилища, национального костюма, быта, народных праздников, орнамент);
- изучение творчество местных, народных мастеров, художников;
- посещение музеев, выставок.
Для достижения требуемых результатов используются следующие технологии:
- технология личностно – ориентированного обучения и воспитания;
- технология дифференцированного обучения и воспитания;
- информационно – коммуникационная технология обучения и воспитания.
Средства обучения:
- печатные пособия (учебные пособия, раздаточный материал);
- электронные образовательные ресурсы (мультимедийные презентации, мультимедийные энциклопедии, справочники);
- наглядные пособия (таблицы, плакаты).
Формирование художественных знаний, умений и навыков:
Учащиеся должны знать:
- истоки и специфику образного языка декоративно – прикладного искусства;
- особенности уникального крестьянского искусства;
- семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
- несколько народных художественных промыслов России.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово);
- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, древнего Египта, древней Греции, Средневековой Европы, Западной Европы ХУII века);
- различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);
- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора.
Учебно – тематическое планирование
по изобразительному искусству
Класс 5
Учитель Главнова Марина Владимировна
Количество часов
Всего 35 часов; в неделю 1 час.
Плановых контрольных уроков - - , зачетов - , тестов 3;
Административных контрольных уроков – - ч.
Планирование составлено на основе программы для образовательных школ «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 класс», которая разработана под руководством народного художника России, академика РАО Б.М. Неменского, Москва, «Просвещение», 2008 г.; Министерство образования Российской Федерации. Сборник нормативных документов. Искусство. Составитель Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев,- Москва «Дрофа», 2006 г.
Учебник - «Изобразительное искусство: Декоративно – прикладное искусство в жизни человека». Горяева Н.А., Островская О.В.– М.: Просвещение, 2008 г.
Дополнительная литература:
1. Семенова М. Мы – славяне! – СПб.: Азбука – Терра, 1997 г.
2. Энциклопедия для детей. Искусство. Ч. 3. / ред. коллегия: М. Аксенова, В. Володин, Д. Володихин и др. – М.: Аванта, 2006 г.
3. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч.1. Основы рисунка. – Обнинск: Титул, 1996 г.
4. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч.1. Основы живописи. – Обнинск: Титул, 1996 г.
5. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч.2. Основы рисунка. –
Обнинск: Титул, 1996 г.
6. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч.3. Основы композиции. – Обнинск: Титул, 1996 г.
7. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч.4. Краткий словарь. – Обнинск: Титул, 1996 г.
8. Я познаю мир: Искусство: Энцикл. / Т.Ю. Кравченко. – М.: ООО «Издательство 9. Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003.
9. Пастухова З.И. Шедевры русского зодчества. – Смоленск: Русич, 2003 г.
Серия «Эрудит». Изобразительное искусство. М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006 г.
10. Энциклопедия для детей. Искусство. Ч. 3. Музыка. Театр. Кино/ ред. Коллегия: М. Аксенова, В. Володин, Д. Володихин и др. – м.: Аванта, 2006. – 624с.
Учебно – тематическое планирование
№ | Тема урока | Тип урока | Характеристика деятельности учащихся | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Дом. задание | Дата проведения | |
план | факт | |||||||
Древние корни народного искусства (9 часов) | ||||||||
1 | Древние образы в народном искусстве. | Комбинированный (сообщение нового материала + практикум) | Групповая, индивидуальная | Устные ответы, рисунок | Знать символы в славянском орнаменте и их культурном значении | - | 3.09 | |
2 | Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы. | Комбинированный (сообщение нового материала + практикум) | Групповая, индивидуальная | Вопрос –ответный, практическая работа | Знать символы цвета и формы в славянском орнаменте и их культурном значении | Закончить работу | 10.09 | |
3 | Дом – космос. Единство конструкции и декора в народном жилище | Формирование новых знаний | Групповая, индивидуальная | Устные ответы | Знать основные элементы русского жилища, их символическим значением; уметь передавать единство формы и декора избы | Закончить работу | 17.09 | |
4 | Дом – космос. Единство конструкции и декора в народном жилище | Комбинированный (сообщение нового материала + практикум) | Индивидуальная | Вопрос –ответный, практическая работа | Знать основные элементы русского жилища, их символическим значением; уметь передавать единство формы и декора избы | Подобрать материал по теме «Прялка, полотенце» | 24.09 | |
5 | Конструкция и декор предметов народного быта и труда. Прялка. Полотенце | Комбинированный (сообщение нового материала + практикум) | Индивидуальная | Вопрос –ответный, практическая работа | Знать первоначальные сведения о прялке, полотенце и композиции в их украшении; умение использовать полученные знания об орнаменте в украшении модели прялки, полотенца | Закончить работу | 1.10 | |
6 | Конструкция и декор предметов народного быта и труда. Прялка. Полотенце | Практикум | Индивидуальная | Вопрос –ответный, практическая работа | Знать первоначальные сведения о прялке, полотенце и композиции в их украшении; умение использовать полученные знания об орнаменте в украшении модели прялки, полотенца | Закончить работу | 8.10 | |
7 | Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома | Формирование новых знаний | Групповая, индивидуальная | Вопрос –ответный | Знать устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символику | Подобрать иллюстрации «Народное жилище. Изба» | 15.10 | |
8 | Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома | Комбинированный (сообщение нового материала + практикум) | Индивидуальная | Вопрос –ответный, практическая работа | Знать устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символику | Закончить работу | 22.10 | |
9 | Современное повседневное декоративное искусство. Что такое дизайн? | Комбинированный (сообщение нового материала + практикум) | Групповая, индивидуальная | Вопрос –ответный, практическая работа | Знать о народных игрушках, ее видах, традициях формы и росписи; уметь самостоятельно выполнять роспись игрушки | Подобрать иллюстрации на тему «Народная игрушка» | 29.10 | |
Связь времен в народном искусстве (7 часов) | ||||||||
10 | Древни образы, единство формы и декора в народных игрушках | Формирование новых знаний | Групповая, индивидуальная | Вопрос –ответный | Знать о народных игрушках, ее видах, традициях формы и росписи; уметь самостоятельно выполнять роспись игрушки | - | 12.11 | |
11 | Древни образы, единство формы и декора в народных игрушках | Комбинированный (сообщение нового материала + практикум) | Индивидуальная | Вопрос –ответный, практическая работа | Знать о народных игрушках, ее видах, традициях формы и росписи; уметь самостоятельно выполнять роспись игрушки | - | 19.11 | |
12 | Древни образы, единство формы и декора в народных игрушках | Комбинированный (сообщение нового материала + практикум) | Индивидуальная | Вопрос –ответный, практическая работа | Знать о народных игрушках, ее видах, традициях формы и росписи; уметь самостоятельно выполнять роспись игрушки | Закончить работу | 26.11 | |
13 | Народные промыслы, их истоки и современное развитие | Комбинированный (сообщение нового материала + практикум) | Групповая, индивидуальная | Вопрос –ответный, практическая работа | Знать манеру выполнения изделия мастеров Гжели, Хохломы, Жостово, Городец; уметь самостоятельно выполнять роспись предметов в зависимости от стиля | Подобрать иллюстрации по темам: Гжели, Хохломы, Жостово, Городец; | 3.12 | |
14 | Народные промыслы, их истоки и современное развитие | Практикум | Индивидуальная | Практическая работа | Знать манеру выполнения изделия мастеров Гжели, Хохломы, Жостово, Городец; уметь самостоятельно выполнять роспись предметов в зависимости от стиля | Закончить работу | 10.12 | |
15 | Народные промыслы, их истоки и современное развитие | Практикум | Индивидуальная | Практическая работа | Знать манеру выполнения изделия мастеров Гжели, Хохломы, Жостово, Городец; уметь самостоятельно выполнять роспись предметов в зависимости от стиля | Закончить работу | 17.12 | |
16 | Народные промыслы, их истоки и современное развитие | Практикум | Индивидуальная | Опрос с использованием контрольных вопросов и заданий | Знать манеру выполнения изделия мастеров Гжели, Хохломы, Жостово, Городец; уметь самостоятельно выполнять роспись предметов в зависимости от стиля | Закончить работу | 24.12 | |
Декоративное искусство в современном мире (10 часов) | ||||||||
17 | Орнамент как основа декоративного украшения. | Комбинированный (сообщение нового материала + практикум) | Групповая, индивидуальная | Вопрос –ответный, практическая работа | Знать виды орнамента, культовое значение орнамента; уметь создавать орнамент | Подобрать иллюстрации на тему «Народная праздничная одежда» | 14.01 | |
18 | Народная праздничная одежда. Эскиз орнамента по мотивам вышивки русского народного костюма | Практикум | Индивидуальная | Практическая работа | Знать русский костюм, традиции, обычаи; уметь характеризовать элементы костюма | - | 21.01 | |
19 | Народная праздничная одежда. Эскиз русского народного костюма | Практикум | Индивидуальная | Практическая работа | Знать русский костюм, традиции, обычаи; уметь характеризовать элементы костюма | - | 28.01 | |
20 | Народная праздничная одежда. Эскиз русского народного костюма | Практикум | Индивидуальная | Практическая работа | Знать русский костюм, традиции, обычаи; уметь характеризовать элементы костюма | Закончить работу | 4.02 | |
21 | Народная праздничная одежда. Татарский народный орнамент. Эскиз татарского народного костюма | Комбинированный (сообщение нового материала + практикум) | Групповая, индивидуальная | Вопрос –ответный, практическая работа | Знать татарский костюм, традиции, обычаи; уметь характеризовать элементы костюма | - | 11.02 | |
22 | Народная праздничная одежда. Татарский народный орнамент. Эскиз татарского народного костюма | Практикум | Индивидуальная | Практическая работа | Знать татарский костюм, традиции, обычаи; уметь характеризовать элементы костюма | Закончить работу | 18.02 | |
23 | Народный костюм и современная мода | Комбинированный (сообщение нового материала + практикум) | Групповая, индивидуальная | Вопрос –ответный, практическая работа | Знать традиции древнерусского костюма в новых образах современной моды | Закончить работу | 25.02 | |
24 | Праздничные народные гулянья. Творческая работа «Наш веселый хоровод» | Комплексного применения знаний - практикум | Индивидуальная, парная | Вопрос –ответный, практическая работа | Знать главные русские народные праздники; умение работать в малом коллективе | 4.03 | ||
25 | Праздничные народные гулянья. Творческая работа «Наш веселый хоровод» | Практикум | Индивидуальная, парная | Практическая работа | Знать главные русские народные праздники; умение работать в малом коллективе | Закончить работу | 11.03 | |
26 | Народные промыслы родного края | Формирование новых знаний | Групповая, индивидуальная | Опрос с использованием контрольных вопросов и заданий | Знать понятие «промысел», его виды | - | 18.03 | |
Декор: человек, общество, время (9 часов) | ||||||||
27 | Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта | Комбинированный (сообщение нового материала + практикум) | Групповая, индивидуальная | Вопрос –ответный, практическая работа | Знать о роли декоративного искусства в жизни древних обществ (Древний Египет); уметь изображать костюм, амулет | Подбор иллюстрационного материала о Древней Греции | 1.04 | |
28 | Декоративное искусство. Костюм эпохи Древней Греции. Греческая вазопись | Комбинированный (сообщение нового материала + практикум) | Групповая, индивидуальная | Вопрос –ответный, практическая работа | Знать о роли декоративного искусства в жизни древних обществ (Древняя Греция); уметь изображать древнегреческий костюм, | - | 8.04 | |
29 | Декоративное искусство. Костюм эпохи Древней Греции. Греческая вазопись | Практикум | Индивидуальная | Практическая работа | Знать об основных видах древнегреческих ваз, их форме, декоре; уметь расписывать чернофигурные и краснофигурные вазы | Закончить работу | 15.04 | |
30 | Значение одежды в выражении принадлежности человека к различным слоям общества. Костюм эпохи Средневековья | Комбинированный (сообщение нового материала + практикум) | Групповая, индивидуальная | Вопрос –ответный, практическая работа | Знать значение одежды и основных элементов костюма в эпоху Средневековья; | Подбор иллюстрации | 22.04 | |
31 | Значение одежды в выражении принадлежности человека к различным слоям общества. Костюм эпохи Средневековья | Практикум | Индивидуальная | Практическая работа | Знать значение одежды и основных элементов костюма в эпоху Средневековья; | Закончить работу | 29.04 | |
32 | О чем рассказывают гербы. Герб и флаг РФ, РТ, г. Чистополь | Комбинированный (сообщение нового материала + практикум) | Групповая, индивидуальная | Вопрос –ответный, практическая работа | Знать основные части классического герба, значение цвета, формы; уметь изображать основные элементы герба | - | 6.05 | |
33 | О чем рассказывают гербы. Герб и флаг РФ, РТ, г. Чистополь | Комбинированный (сообщение нового материала + практикум) | Групповая, индивидуальная | Вопрос –ответный, практическая работа | Знать и уметь «читать» герб и флаг РФ, РТ, г. Чистополя; уметь изображать основные элементы герба | Закончить работу | 13.05 | |
34 | Что такое эмблемы, зачем они людям | Практикум | Групповая, индивидуальная | Практическая работа | Знать схемы – таблицы с изображением знаков - символов | Закончить работу | 20.05 | |
35 | «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества» итоговое занятие | Повторительно - обобщающий | Групповая, индивидуальная | Опрос с использованием контрольных вопросов и заданий | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества | 27.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изо, 5 класс (Б.М.Неменский)
содержит полное календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по изо, 7 класс (Б.М.Неменский)
Программа разработана для учащихся 7 класса, которая содержит развёрнутое календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по ИЗО, 5 класс, Б.М. Неменского, ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству (5 класс) составлена в соответствии с требованиями ФГОС и направлена на развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоц...
ФГОС. Рабочая программа. Изобразительное искусство (предметная линия Б.М.Неменского). 5-8 класс.
Разработка соответствует требованиям ФГОС....
Рабочая программа по Искусству 8 класс (Неменский)
Рабочая программа по Искусству 8 класс (Неменский)...
Рабочая программа по Искусству 9 класс (Неменский)
Рабочая программа по Искусству 9 класс (Неменский)...
Рабочая программа Изобразительное искусство 5 класс Программа «Изобразительное искусство". под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС,
Рабочая программа Изобразительное искусство 5 класс Программа «Изобразительное искусство". под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС,...