Рабочая программа по искусству (ИЗО) 5 класс (Б.М. Неменского)
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Главнова Марина Владимировна

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе программы для образовательных школ «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 класс», которая разработана под руководством народного художника России, академика РАО  Б.М. Неменского, Москва, «Просвещение», 2008 г.; Министерство образования Российской Федерации. Сборник нормативных документов. Искусство. Составитель Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев,- Москва «Дрофа», 2006 г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по искусству (ИЗО) для 5 класса

Главновой Марины Владимировны

учителя второй квалификационной категории

МБОУ «Чистопольско – Высельская СОШ»

Чистопольского муниципального района

Республики Татарстан

2012-2013 учебный год

Пояснительная записка

        Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе программы для образовательных школ «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 класс», которая разработана под руководством народного художника России, академика РАО  Б.М. Неменского, Москва, «Просвещение», 2008 г.; Министерство образования Российской Федерации. Сборник нормативных документов. Искусство. Составитель Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев,- Москва «Дрофа», 2006 г.

Основной целью данной рабочей программы является приобщение детей к миру искусства через познание исторического прошлого своего народа, его самобытной культуры, творчества.В задачи преподавания изобразительного искусства входит:

формирование у учащихся нравственно – эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;

формирование художественно – творческой активности;

овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков;

На начало учебного года у учащихся по учебному предмету сформированы следующие умения, навыки:

- освоили основы первичных представлений о видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме, украшение;

- приобрели первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живописи, графике, скульптуре, началах архитектуры, декоративно – прикладных и народных формах искусства;

- освоили выразительные возможности художественных материалов: гуаши, акварели, карандашей, пластилина, бумаги;

 - приобрели первичные навыки художественного восприятия различных видов и жанров искусства;

- имеют первичные навыки изображения предметного мира, растений и животных, начальные навыки изображения на плоскости, первичные представления об изображении человека на плоскости и объеме;

- имеют знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека;

- приобрели первичные умения авизировать произведения искусства, приобрели знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, активно используют художественные термины и понятия;

- имеют первичные представления о богатстве и разнообразии художественных культур народов Земли;

V класс посвящен изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для учащихся их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается присущий детству наивно – декоративный язык изображения и непосредственная образность, игровая атмосфера, присущие как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни.

Приобщение учащихся к национальной культуре становится чрезвычайно актуальной в педагогической практике. Возрастает проблема формирования у детей подлинной любви и уважения к своей Родине, к ее историческому прошлому, к русской самобытной культуре, к народному творчеству и искусству.

Искусство ориентировано именно на духовную культуру, высшую  культуру чувств и отношений между людьми. В нем кроются великие гуманистические традиции духовности русской культуры.  Приобщая к народному искусству, можно развить не только духовно – нравственную, но и творчески мыслящую личность.

Народное искусство – богатейшая сокровищница красоты, является неиссякаемым источником творческой фантазии.

Рабочая программа предусматривает разные варианты дидактико- технологического обеспечения учебного процесса. В частности: в 5 классе дидактико- технологическое оснащение включает ПК, электронную энциклопедию, медиатеку и т.д.

Применение этнокультурного регионального компонента:

- изучение национальной культуры и традиций (убранство жилища, национального костюма, быта, народных праздников, орнамент);

- изучение творчество местных, народных мастеров, художников;

- посещение музеев, выставок.

Для достижения требуемых результатов используются следующие технологии:

- технология личностно – ориентированного обучения и воспитания;

- технология дифференцированного обучения и воспитания;

- информационно – коммуникационная технология обучения и воспитания.

Средства обучения:

- печатные пособия (учебные пособия, раздаточный материал);

- электронные образовательные ресурсы (мультимедийные презентации, мультимедийные энциклопедии, справочники);

- наглядные пособия (таблицы, плакаты).

Формирование художественных знаний, умений и навыков:

Учащиеся должны знать:

- истоки и специфику образного языка декоративно – прикладного искусства;

- особенности уникального крестьянского искусства;

- семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

- несколько народных художественных промыслов России.

Учащиеся должны уметь:

- пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово);

- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, древнего Египта, древней Греции, Средневековой Европы, Западной Европы ХУII века);

- различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и т. д.);

- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора.

Учебно – тематическое планирование

по изобразительному искусству

Класс  5

Учитель Главнова Марина Владимировна

Количество часов

Всего 35 часов; в неделю 1 час.

Плановых контрольных уроков  - - , зачетов - , тестов 3;

Административных контрольных уроков – - ч.

Планирование составлено на основе программы для образовательных школ «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 класс», которая разработана под руководством народного художника России, академика РАО  Б.М. Неменского, Москва, «Просвещение», 2008 г.; Министерство образования Российской Федерации. Сборник нормативных документов. Искусство. Составитель Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев,- Москва «Дрофа», 2006 г.

Учебник - «Изобразительное искусство: Декоративно – прикладное искусство в жизни человека». Горяева Н.А., Островская О.В.– М.: Просвещение, 2008 г.

Дополнительная литература:

1. Семенова М.  Мы – славяне! – СПб.: Азбука – Терра, 1997 г.

2. Энциклопедия для детей. Искусство. Ч. 3. / ред. коллегия: М. Аксенова, В. Володин, Д. Володихин и др. – М.: Аванта, 2006 г.

3. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч.1. Основы рисунка. – Обнинск: Титул, 1996 г.

4. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч.1. Основы живописи. – Обнинск: Титул, 1996 г.

5. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч.2. Основы рисунка. –  

Обнинск: Титул, 1996 г.

6. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч.3. Основы композиции. – Обнинск: Титул, 1996 г.

7. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4 ч. Ч.4. Краткий словарь. – Обнинск: Титул, 1996 г.

8. Я познаю мир: Искусство: Энцикл. / Т.Ю. Кравченко. – М.: ООО «Издательство 9. Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003.

9. Пастухова З.И. Шедевры русского зодчества. – Смоленск: Русич, 2003 г.

Серия «Эрудит». Изобразительное искусство. М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006 г.

10. Энциклопедия для детей. Искусство. Ч. 3. Музыка. Театр. Кино/ ред. Коллегия: М. Аксенова, В. Володин, Д. Володихин и др. – м.: Аванта, 2006. – 624с.

Учебно – тематическое планирование

Тема урока

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся

Виды контроля, измерители

Планируемые результаты освоения материала

Дом. задание

Дата проведения

план

факт

Древние корни народного искусства (9 часов)

1

Древние образы в народном искусстве.

Комбинированный (сообщение нового материала + практикум)

Групповая, индивидуальная

Устные ответы, рисунок

Знать символы в славянском орнаменте и их культурном значении

-

3.09

2

Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы.

Комбинированный (сообщение нового материала + практикум)

Групповая, индивидуальная

Вопрос –ответный, практическая работа

Знать символы цвета и формы в славянском орнаменте и их культурном значении

Закончить работу

10.09

3

Дом – космос. Единство конструкции и декора в народном жилище

Формирование новых знаний

Групповая, индивидуальная

Устные ответы

Знать основные элементы русского жилища, их символическим значением; уметь передавать единство формы и декора избы

Закончить работу

17.09

4

Дом – космос. Единство конструкции и декора в народном жилище

Комбинированный (сообщение нового материала + практикум)

Индивидуальная

Вопрос –ответный, практическая работа

Знать основные элементы русского жилища, их символическим значением; уметь передавать единство формы и декора избы

Подобрать материал по теме «Прялка, полотенце»

24.09

5

Конструкция и декор предметов народного быта и труда. Прялка. Полотенце

Комбинированный (сообщение нового материала + практикум)

Индивидуальная

Вопрос –ответный, практическая работа

Знать первоначальные сведения о прялке, полотенце и композиции в их украшении; умение использовать полученные знания об орнаменте в украшении модели прялки, полотенца

Закончить работу

1.10

6

Конструкция и декор предметов народного быта и труда. Прялка. Полотенце

Практикум

Индивидуальная

Вопрос –ответный, практическая работа

Знать первоначальные сведения о прялке, полотенце и композиции в их украшении; умение использовать полученные знания об орнаменте в украшении модели прялки, полотенца

Закончить работу

8.10

7

Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома

Формирование новых знаний

Групповая, индивидуальная

Вопрос –ответный

Знать устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символику

Подобрать иллюстрации

«Народное жилище. Изба»

15.10

8

Интерьер и внутреннее убранство крестьянского дома

Комбинированный (сообщение нового материала + практикум)

Индивидуальная

Вопрос –ответный, практическая работа

Знать устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символику

Закончить работу

22.10

9

Современное повседневное декоративное искусство. Что такое дизайн?

Комбинированный (сообщение нового материала + практикум)

Групповая, индивидуальная

Вопрос –ответный, практическая работа

Знать о народных игрушках, ее видах, традициях формы и росписи; уметь самостоятельно выполнять роспись игрушки

Подобрать иллюстрации на тему «Народная игрушка»

29.10

Связь времен в народном искусстве (7 часов)

10

Древни образы, единство формы и декора в народных игрушках

Формирование новых знаний

Групповая, индивидуальная

Вопрос –ответный

Знать о народных игрушках, ее видах, традициях формы и росписи; уметь самостоятельно выполнять роспись игрушки

-

12.11

11

Древни образы, единство формы и декора в народных игрушках

Комбинированный (сообщение нового материала + практикум)

Индивидуальная

Вопрос –ответный, практическая работа

Знать о народных игрушках, ее видах, традициях формы и росписи; уметь самостоятельно выполнять роспись игрушки

-

19.11

12

Древни образы, единство формы и декора в народных игрушках

Комбинированный (сообщение нового материала + практикум)

Индивидуальная

Вопрос –ответный, практическая работа

Знать о народных игрушках, ее видах, традициях формы и росписи; уметь самостоятельно выполнять роспись игрушки

Закончить работу

26.11

13

Народные промыслы, их истоки и современное развитие

Комбинированный (сообщение нового материала + практикум)

Групповая, индивидуальная

Вопрос –ответный, практическая работа

Знать манеру выполнения изделия мастеров Гжели, Хохломы, Жостово, Городец; уметь самостоятельно выполнять роспись предметов в зависимости от стиля

Подобрать иллюстрации по темам: Гжели, Хохломы, Жостово, Городец;

3.12

14

Народные промыслы, их истоки и современное развитие

Практикум

Индивидуальная

Практическая работа

Знать манеру выполнения изделия мастеров Гжели, Хохломы, Жостово, Городец; уметь самостоятельно выполнять роспись предметов в зависимости от стиля

Закончить работу

10.12

15

Народные промыслы, их истоки и современное развитие

Практикум

Индивидуальная

Практическая работа

Знать манеру выполнения изделия мастеров Гжели, Хохломы, Жостово, Городец; уметь самостоятельно выполнять роспись предметов в зависимости от стиля

Закончить работу

17.12

16

Народные промыслы, их истоки и современное развитие

Практикум

Индивидуальная

Опрос с использованием контрольных вопросов и заданий

Знать манеру выполнения изделия мастеров Гжели, Хохломы, Жостово, Городец; уметь самостоятельно выполнять роспись предметов в зависимости от стиля

Закончить работу

24.12

Декоративное искусство в современном мире (10 часов)

17

Орнамент как основа декоративного украшения.

Комбинированный (сообщение нового материала + практикум)

Групповая, индивидуальная

Вопрос –ответный, практическая работа

Знать виды орнамента, культовое значение орнамента; уметь создавать орнамент

Подобрать иллюстрации на тему «Народная праздничная одежда»

14.01

18

Народная праздничная одежда. Эскиз орнамента по мотивам вышивки русского народного костюма

Практикум

Индивидуальная

Практическая работа

Знать русский костюм, традиции, обычаи; уметь характеризовать элементы костюма

-

21.01

19

Народная праздничная одежда. Эскиз русского народного костюма

Практикум

Индивидуальная

Практическая работа

Знать русский костюм, традиции, обычаи; уметь характеризовать элементы костюма

-

28.01

20

Народная праздничная одежда. Эскиз русского народного костюма

Практикум

Индивидуальная

Практическая работа

Знать русский костюм, традиции, обычаи; уметь характеризовать элементы костюма

Закончить работу

4.02

21

Народная праздничная одежда. Татарский народный орнамент. Эскиз татарского народного костюма

Комбинированный (сообщение нового материала + практикум)

Групповая, индивидуальная

Вопрос –ответный, практическая работа

Знать татарский костюм, традиции, обычаи; уметь характеризовать элементы костюма

-

11.02

22

Народная праздничная одежда. Татарский народный орнамент. Эскиз татарского народного костюма

Практикум

Индивидуальная

Практическая работа

Знать татарский костюм, традиции, обычаи; уметь характеризовать элементы костюма

Закончить работу

18.02

23

Народный костюм и современная мода

Комбинированный (сообщение нового материала + практикум)

Групповая, индивидуальная

Вопрос –ответный, практическая работа

Знать традиции древнерусского костюма в новых образах современной моды

Закончить работу

25.02

24

Праздничные народные гулянья.

Творческая работа «Наш веселый хоровод»

Комплексного применения знаний - практикум

Индивидуальная, парная

Вопрос –ответный, практическая работа

Знать главные русские народные праздники; умение работать в малом коллективе

4.03

25

Праздничные народные гулянья.

Творческая работа «Наш веселый хоровод»

Практикум

Индивидуальная, парная

Практическая работа

Знать главные русские народные праздники; умение работать в малом коллективе

Закончить работу

11.03

26

Народные промыслы родного края

Формирование новых знаний

Групповая, индивидуальная

Опрос с использованием контрольных вопросов и заданий

Знать понятие «промысел», его виды

-

18.03


Декор: человек, общество, время (9 часов)

27

Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта

Комбинированный (сообщение нового материала + практикум)

Групповая, индивидуальная

Вопрос –ответный, практическая работа

Знать о роли декоративного искусства в жизни древних обществ (Древний Египет);

уметь изображать  костюм, амулет

Подбор иллюстрационного материала о Древней Греции

1.04

28

Декоративное искусство. Костюм эпохи Древней Греции. Греческая вазопись

Комбинированный (сообщение нового материала + практикум)

Групповая, индивидуальная

Вопрос –ответный, практическая работа

Знать о роли декоративного искусства в жизни древних обществ (Древняя Греция); уметь изображать  древнегреческий костюм,

-

8.04

29

Декоративное искусство. Костюм эпохи Древней Греции. Греческая вазопись

Практикум

Индивидуальная

Практическая работа

Знать об основных видах древнегреческих ваз, их форме, декоре; уметь расписывать чернофигурные и краснофигурные вазы

Закончить работу

15.04

30

Значение одежды в выражении принадлежности человека к различным слоям общества.

Костюм эпохи Средневековья

Комбинированный (сообщение нового материала + практикум)

Групповая, индивидуальная

Вопрос –ответный, практическая работа

Знать значение одежды и основных элементов костюма в эпоху Средневековья;

Подбор иллюстрации

22.04

31

Значение одежды в выражении принадлежности человека к различным слоям общества.

Костюм эпохи Средневековья

Практикум

Индивидуальная

Практическая работа

Знать значение одежды и основных элементов костюма в эпоху Средневековья;

Закончить работу

29.04

32

О чем рассказывают гербы. Герб и флаг РФ, РТ, г. Чистополь

Комбинированный (сообщение нового материала + практикум)

Групповая, индивидуальная

Вопрос –ответный, практическая работа

Знать основные части классического герба, значение цвета, формы; уметь изображать основные элементы герба

-

6.05

33

О чем рассказывают гербы. Герб и флаг РФ, РТ, г. Чистополь

Комбинированный (сообщение нового материала + практикум)

Групповая, индивидуальная

Вопрос –ответный, практическая работа

Знать  и уметь «читать» герб и флаг РФ, РТ, г. Чистополя; уметь изображать основные элементы герба

Закончить работу

13.05

34

Что такое эмблемы, зачем они людям

Практикум

Групповая, индивидуальная

Практическая работа

Знать схемы – таблицы с изображением знаков - символов

Закончить работу

20.05

35

«Роль декоративного искусства в жизни человека и общества» итоговое занятие

Повторительно - обобщающий

Групповая, индивидуальная

Опрос с использованием контрольных вопросов и заданий

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества

27.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изо, 5 класс (Б.М.Неменский)

содержит полное календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по изо, 7 класс (Б.М.Неменский)

Программа разработана для учащихся 7 класса, которая содержит развёрнутое календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по ИЗО, 5 класс, Б.М. Неменского, ФГОС

Рабочая программа по изобразительному искусству (5 класс) составлена в соответствии с требованиями ФГОС и направлена на  развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоц...

Рабочая программа по Искусству 8 класс (Неменский)

Рабочая программа по Искусству 8 класс (Неменский)...

Рабочая программа по Искусству 9 класс (Неменский)

Рабочая программа по Искусству 9 класс (Неменский)...

Рабочая программа Изобразительное искусство 5 класс Программа «Изобразительное искусство". под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС,

Рабочая программа   Изобразительное искусство 5 класс Программа «Изобразительное искусство". под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС,...