Программа кружка "Юный художник"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему

ПОГОРЕЛОВА Татьяна Александровна

В основу программы внеурочной деятельности  художественно – эстетического направления  «Юный художник»  положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Изменение социокультурных условий требует совершенствования структуры и содержания образования, что в свою очередь ведет к поиску новых подходов к преподаванию искусств, позволяющих целенаправленно решать современные задачи художественного образования, эстетического воспитания и развития личности.

Своевременное выявление одаренных детей и развитие их способностей являются залогом их личностного развития такие дети достигают высокого уровня развития, и результат их деятельности имеет уникальный характер. Их творческие достижения имеют не просто личностный, а социальный смысл для развития нашего общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа кружка "Юный художник"277.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 6» г. Воркуты

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Юный художник»

Возраст учеников: 7 – 16  лет

Срок реализации программы: 3 года 

Составитель:

Погорелова Татьяна Александровна,

педагог дополнительного образования

Воркута

2015

Пояснительная записка

В основу программы внеурочной деятельности  художественно – эстетического направления  «Юный художник»  положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Изменение социокультурных условий требует совершенствования структуры и содержания образования, что в свою очередь ведет к поиску новых подходов к преподаванию искусств, позволяющих целенаправленно решать современные задачи художественного образования, эстетического воспитания и развития личности.

Своевременное выявление одаренных детей и развитие их способностей являются залогом их личностного развития такие дети достигают высокого уровня развития, и результат их деятельности имеет уникальный характер. Их творческие достижения имеют не просто личностный, а социальный смысл для развития нашего общества.

Концепция совершенствования структуры и содержания образования, в частности дополнительной образовательной области «Искусство», рассматривает воспитание как систему деятельности педагогов, учащихся и родителей. Функционирование этой системы направленно на развитие творческого потенциала и духовности детей на основе отечественных и общечеловеческих ценностей, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском профессиональном становлении, создание условий для самореализации личности.

        Актуальность курса обучения изобразительным навыкам заключается в художественно-эстетическом воспитании детей, в формировании их духовной культуры в свете реалий современного мира, в развитии творческих начал в человеке, так как именно это качество в человеке является движущей силой нашего современного мира, что в свою очередь сопряжено с формированием высокой духовности и высокой нравственности.

        В нашем современном обществе основными критериями отношения к труду, людям всегда были, есть и будут нравственные критерии, без которых невозможно дать настоящею оценку даже самому яркому мастерству, ведь нравственность является основой человеческих взаимоотношений, жизни человека в современном обществе.    

   Новизна программы заключена в:

  1. активизации самостоятельного мышления, при просмотре и анализе художественного произведения;
  2. создание условий для детей, чьи таланты и творческие возможности не могли быть выявлены с помощью ранее существующих методов, включение таких детей в особые группы, для занятий по специальным или индивидуальным программам, с целью развития их творческих способностей;
  3. программа предусматривает связь учебного материала с близкими учебными предметами общеобразовательной школы, что важно и необходимо для осуществления всестороннего   эстетического воспитания обучающего, формирования их духовной культуры, а  также для повышения интереса к обучению.

Ценностные ориентиры содержания  курса внеурочной деятельности «Юный художник».

Основная цель программы - это развитие мотивации к творчеству, развитие индивидуальности личной культуры и коммуникативных способностей ребенка.

Таким образом, программа кружка включает в себя все основные виды деятельности изобразительного искусства. Они изучаются в контексте их конкретных связей с жизнью общества, где на общем основании каждый вид имеет особенное неповторимое значение.                         Задачи программы:        

 Образовательные:

•        Формировать основы художественной грамоты. Овладение обучающегося знаниями
элементарных основ построения композиции, формирования навыков конструирования, моделирования, ознакомление с особенностями работы в области различных видов и жанров изобразительного искусства.

  • Познакомить с традиционной культурой и декоративно - прикладным искусством
    народа коми и  России, для формирования представления о безграничности сферы
    художественного общения.
  • Формировать умение выражать свои зрительные представления и впечатления и
    представления об изображении  украшение предметов.
  • Расширить знания и представления детей о народных художественных промыслах и о современном  искусстве, о различных видах, жанрах, техниках.

Развивающие:

  • Развивать у детей эстетические чувства, понимания прекрасного поэтические начала в мышлении.
  • Развивать интерес к народному, былинному, сказочному творчеству.
  • Развивать чувство композиции, зрительную память, наблюдательность, внимание, творческое воображение, пространственное мышление.
  • Развитие у детей творческих способностей, эстетического восприятия,   художественного вкуса.
  • Развивать в детях чувство гармонии цвета, линии, формы.
  • Развитие навыков самостоятельного поиска композиции ( вертикаль, горизонталь, сочетание больших элементов и маленьких).
  • Развивать инициативу, любознательность и интерес к  искусству.

Воспитывающие

  • Воспитание эстетического чувства, понимания прекрасного, интереса и любви к
    искусству.
  • Воспитывать у детей чувство коллективизма, доброжелательное отношение и любовь
    живой природе.
  • Воспитывать интерес и любовь к  искусству, уважение к культуре, национальным традициям и обычаям мастерам народного творчества.
  • Воспитывать интерес и любовь к культуре родного края

В основу программы положено:

  • тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания учитывая интересы детей, их возрастные особенности;
  • единство воспитания и образования, обучение в творческой деятельности детей,
    сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и принимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;
  • яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного  искусства;
  • система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с изобразительным искусством как важное средство нравственного и эстетического воспитания;
  •  система межпредметных связей (музыка, труд, литература и т. д.), что позволяет почувствовать практическую направленность кружковой работы и их связь с жизнью.
  • направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно- оценочного отношения к действительности,
    эмоционального отклика на красоту окружающих предметов и т. д.
  • Для выполнения творческих заданий обучающиеся могут выбирать разнообразные
    материалы.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ ОТ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРОГРАММ.      

      Данная Программа составлена на основе типовых общеобразовательных программ по изобразительному искусству:

1.        «Изобразительное искусство » B.C. Кузин Москва, Дрофа 2009 г;

2.        «Изобразительное искусство и художественный труд» Б.М. Неменский. Москва, Дрофа2009 г;

3.Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев «Изобразительное искусство» (Основы народного и декоративно - прикладного искусства 1 -8 класс) Москва, Дрофа 2009 г;    

  • Изменение критериев оценивания.
  • Большее количество часов и их вариативность
  • Больше упражнений на развитие творческих способностей, фантазии, использование различных техник выполнения работы.
  • Программа создает возможность углубления знаний учащихся  по изобразительному искусству
  • Овладение художественными навыками строится поступенчато от простого к сложному.
  • Программа дает широкие возможности для изучения особенностей национального
    региона.
  • Программа создаёт условия для творческого подхода к распределению часов по
    темам, соблюдая логику их взаимодействия.

                                            ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

 

  • Тип - дополнительная образовательная программа.
  • Вид - модифицированная.
  • Направленность - художественно-эстетическая.
  • Классификация по признаку: специализированна
  • По характеру деятельности - развивающая художественную одаренности.
  • По возрастному принципу - разновозрастная.
  • По масштабу действия - учрежденческая.
  • По срокам реализации – 3 года обучения

Место учебного курса «Юный художник»

         Преподавание курса «Юный художник» рассчитано на учащихся гимназии 1-11 классов, увлекающихся изобразительным искусством и художественно-творческой деятельностью. Важность   этого курса  для младших школьников подчеркивается тем, он осуществляется в рамках программы формирования художественно-творческой деятельности,   рекомендованной для внеурочной деятельности новым стандартом.

 Продолжительность занятий строится  из расчёта – 1 год обучения – 1-2  классы -  51 час (1 занятие в неделю по 1,5 часа),  2 год обучения 3-4 классы- 51 час (1 занятие в неделю по 1,5 часа ) , 3 год обучения - 5-7 класс , 8-11 класс 51 часов  (1 занятие в неделю по 1,5 часа).

Задания практических занятий направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме того, предполагается творческая работа с природными материалами.  

Основной формой учебно - воспитательного процесса является групповое занятие один раз в неделю.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Год обучения

Класс

Недельная нагрузка

Всего

1

1-2

1,5 часа

51

2

3-4

1,5 часа

51

3

5-7

8-11

1,5 часа

52,5

Итого:

154,5


 Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения программы курса «Юный художник»

        В результате изучения курса «Юный художник»  должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «В мире красоты»:

  • эмоционально-ценностное отношение к природе, человеку, обществу;
  • различать и передавать в художественно-творческой деятельности     характер, эмоциональное состояние и своё отношение средствами художественного языка;
  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

       Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

        Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной
    (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  •     способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; 
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  •     способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  
  •     способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно—творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
  • овладение  навыками  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; 
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
  • умение  объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека;
  • использовать в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, гратажа, аппликации, бумажной пластики, пластилина, глины, природных материалов.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ.

Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны  знать:

  • истоки и специфику образного языка изобразительного искусства;
  • особенности уникального крестьянского быта КОМИ народа, (культуру, традиции
    промыслы);
  • несколько народных промыслов России, различать их по характеру росписи,
    пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических
    заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Жостово);
  • современные  виды и жанры изобразительного  искусства;
  • о видах пространственных искусств и делении их на три группы в зависимости от разницы в их социальных функциях: изобразительная (живопись, графика, скульптура), конструктивная(архитектура, дизайн), декоративно-прикладная и об особенностях образного языка каждой группы искусств;
  • об изобразительном искусстве как форме художественного исследования реальности и построения мира в определенной системе ценностей; о том, что художественное изображение не является копией действительности, а отражает переживание художником реальности, организованное так, чтобы зритель мог понять мысли и чувства художника;
  • о декоративных искусствах как способе организации социального общения и социальной среды;
  • о конструктивных искусствах как средстве организации окружающей нас среды жизни.

Уметь:

  • использовать языки пластических искусств и художествен
    ные материалы на доступном возрасту уровне при создании      изобразительных, декоративных и конструктивных работ;
  • различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-
    прикладное искусство;
  •  выявлять в произведения декоративно-прикладного искусства (народного,
    классического, современного) связь конструктивных, декоративных,
    изобразительных элементов; единство материала. Формы и декора.
  • работать цветом, тоном, линией, пространством, формой, самостоятельно используя средства художественной грамоты;
  • понимать   художественно-образный   язык   пластических и синтетических искусств, обладать опытом восприятия и интерпретации образов художественных произведений;
  • творчески относиться к собственной деятельности в различных видах пространственных и синтетических искусств;
  • владеть первичными  навыками изображения предметного мира (натюрморт, интерьер), природы (пейзаж), фигуры и лица человека;
  • высказывать аргументированные суждения о произведениях искусства, знать произведения золотого фонда отечественного и зарубежного искусства.

В практической работе обучающиеся должны:

  • умело пользоваться языком изобразительного и декоративно-прикладного искусства, принципами изобразительного  общения;
  • передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне
  • умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции
    народного искусства на основе ритмичного повтора изобразительных и
    геометрических элементов;
  • создавать   художественно-декоративные   проекты предметной среды,
    объединенных единой стилистикой;
  • владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
  •  владеть навыком работы в конкретном материале и технике.


НОРМЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ  ИСКУССТВУ

«ВЫСОКИЙ» - Учащийся должен:

  1. Самостоятельно   анализировать   произведения   искусства   с   использованием
    терминологии, а также свободно включаться в беседу. Знать ряд выдающихся
    художников и их произведения искусства (по программе.)- знать искусство разных
    времен и народов.
  2. Умение применять    накопленные знания при выполнении творческих работ
    (индивидуально и коллективно).
  3. Владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета,
    формы, объема,  пространства в процессе создания в конкретном  материале
    плоскостных или объемных декоративных композиций.
  4. Знать основные виды и жанры изобразительного искусства.
  5. Знать и владеть    основными    средствами художественной выразительности в
    изобразительном искусстве.
  6. Использовать изобразительные знания, умения и навыки на других учебных
    предметах.
  7. Уметь самостоятельно изображать по памяти, с натуры и по представлению.

 «СРЕДНИЙ» - Учащийся должен:

  1. С помощью наводящих вопросов    анализировать произведения искусства с
    использованием терминологии, а также свободно включаться в беседу. Знать
    минимум выдающихся художников и их произведения искусства (по программе.),
    знать искусство разных времен и народов.
  2. Умение применять    накопленные знания при выполнении творческих работ
    (индивидуально и коллективно).
  3. С    помощью   учителя   применять   практические   навыки    выразительного
    использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в
    конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций.
  4. Знать основные виды и жанры изобразительного искусства.
  5. Знать и владеть    основными   средствами художественной выразительности в
    изобразительном искусстве.
  6. Использовать изобразительные знания, умения и навыки на других учебных
    предметах.
  7. Уметь самостоятельно изображать по памяти и по представлению.

 «НИЗКИЙ» - Учащийся должен:

  1. С помощью учителя уч-ся анализирует произведения искусства.  
  2. С помощью учителя уч-ся составляет композицию.
  3. Использует художественные материалы на доступном  уровне при создании
    графических, живописных работ.
  4. Знать основные виды и жанры изобразительного искусства.
  5. На доступном уровне владеть основными художественными средствами.
  6. Использовать изобразительные знания, умения и навыки на других учебных
    предметах.
  7. С помощью учителя учащийся выполняет работу.


 Содержание программы курса «Юный художник»

                                 1 год обучения

     Тема 1. Занятие 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности  -1,5ч.

-  ознакомление с деятельностью кружка, с расписанием - 1,5ч.

-  инструктаж по технике безопасности на занятиях ИЗО.

-  экскурсия в городской парк. (дети наблюдают за природой,

собирают осенние листья).

    Тема 2. «Шаги в мир радости, добра и красоты»-12ч.

Занятие 2. « Сказочные цветы» (смешивание цвета) -1,5ч.

Теория, показ  -  0,5ч.

Практика         -  1 ч.    

Занятие 3. « Симфония цвета» (добро и зло через цвет) - 1,5ч.

Теория, показ  -  0,5ч.

Практика         -  1 ч.    

Занятие 4.  «Деревья, как люди» (наброски с осенних деревьев); НРК.-  1,5ч.

Теория, показ  -  0,5ч.

Практика         -  1 ч.

Занятие 5.  «Осенний пейзаж» -  1,5ч.

(изображение пейзажа с использованием осенних листьев)

Теория, показ  -  0,5ч.

Практика         - 1  ч.

Занятие 6. «Мастер постройки» (конструирование из бумаги – осенние мотивы) - 1,5ч.

Теория, показ  -  0,5ч.

Практика         -  1 ч.

Занятие 7.  «О чём рассказывают украшения» -  1,5ч.

Теория, показ  -  0,5ч.

Практика         -   1 ч.

Занятие 8,9. -  коллективная работа - "Зимние забавы". НРК.-  3ч.

Теория, показ  -  0,5ч.

Практика         -  2,5 ч.

     Тема3. «Мир вокруг нас» -3ч.      

Занятие10,11. « Мой любимый город»- 6ч.

зарисовки, наброски; 1,5ч.

Теория, показ  -  0,5ч.

Практика         -  1 ч.

работа над композицией. 1,5ч.

Теория, показ  -  0,5ч.

Практика         -  1 ч.

   Тема 4.Искусство любить свою Родину, Край.- 7,5 ч.

Занятие12.  «Гармония жилища и природы»; - 1,5ч.

Теория, показ  -  0,5ч.

Практика         -  1 ч.

Занятие13. «Коми красавицы», (изображение матрешки) - 1,5ч.

Теория, показ  -  0,5ч.

Практика         -  1 ч.

Занятие14. « Пера – охотник» -  3ч.

Теория, показ  -  0,5ч.

Практика         -  1 ч.

Занятие15,16  -коллективная работа - "Край мой, северный" - 3ч.

Теория, показ  -  0,5ч.

Практика         -  2,5 ч.

    Тема 5. «Отношение к миру природы».-12ч.

Занятие17.  «Зимний пейзаж» -  1,5ч

Теория, показ  -  0,5ч.

Практика         - 1 ч.

Занятие18.  «Зимние птицы» -  1,5ч

Теория, показ  -  0,5ч.

Практика         - 1ч.

Занятие19,20 « Изображение предметного мира. Натюрморт » -  3ч.

Теория, показ  -  0,5ч.

Практика         -  2,5 ч.

Занятие21,22 « Человек и природа»  (весенний пейзаж) -  3ч.

Теория, показ  -  0,5ч.

Практика         -  2,5 ч.

Занятие23  «Портрет в графике» -  1,5ч.

Теория, показ  -  0,5ч.

Практика         -  1 ч.

Занятие24  «Портрет в живописи» (Мама) -  1,5 ч.

Теория, показ  -  0,5ч.

Практика         -  1 ч.

   Тема 6. «Народные традиции» -7,5ч.

Занятие 25.  « Символика древних образов»; (орнамент коми) -  1,5ч.

Теория, показ  -  0,5ч.      

Практика         -  1 ч.

Занятие 26 . «Красота проникает в обыденное (украшение предметов быта) -  1,5ч.

Теория, показ  -  0,5ч.

Практика         -  1 ч.

Занятие 27.  « Новый взгляд на народную  одежду» -  1,5 ч.

(одежда для бумажной куклы)

Теория, показ  -  0,5ч.

Практика         -  1 ч.

Занятие28 .  «Народные праздники» -  1,5ч.

Теория, показ  -  0,5ч.

Практика         -  1 ч

Занятие29.  «Преемственность традиций» - 1,5ч.

Теория, показ  -  0,5ч.

Практика         -  1 ч

      Тема 7. «Работы на заданную тему» - 3 ч.

Занятие30  -общешкольные выставки. 3ч.

Оформление работ.  

     Тема 8. «Пленэр».-3ч.

Занятие31,32  « Наброски с натуры живой природы» -  3 ч.

     Тема 9. «Итоговое занятие». Выставки рисунков.- 1,5ч.

2 год обучения        

Тема 1.Занятие 1.Вводное занятие.  инструктаж по технике безопасности.-1,5 ч.                                                                                                                                                                               -  ознакомление с деятельностью кружка, с расписанием;  1,5ч.

-  инструктаж по технике безопасности на занятиях ИЗО.

-  экскурсия в городской парк. (дети наблюдают за природой, собирают осенние листья).                                    

 Тема 2. «Отношение к миру природы. «Палитра осени».-9ч.

Занятие 2.  «Зарисовки с натуры осенней природы» -1,5 ч.;

Теория, показ- 0,5ч.  

Практика – 1 ч.      

Занятие 3.  «Натюрморт «Осенний букет» (радостный, грустный)-1,5 ч.

Теория, показ -0,5ч.

Практика – 1.

Занятие 4.  «Пейзаж в графике» (городской пейзаж) -1,5 ч.

Теория, показ -0,5ч

Практика – 1 ч.

Занятие 5. «Пейзаж в живописи. Образ пространства и колорит в пейзаже»–1,5 ч.

(композиция «Осенний мотив»)

Теория, показ - Практика – 0,5 ч

Практика – 1 ч

Занятие 6. «Работа с природным материалом», (коллаж, аппликация) -1,5ч.

Теория, показ -0,5 ч

Практика – 1 ч.

Занятие 7. -коллективная работа «Осень» Смешанная техника (гуашь, акварель, аппликация, графика) –  1,5ч.

Теория, показ -0,5 ч

Практика – 1 ч.

Тема3. «Мир вокруг нас. «Мой любимый город».- 1,5 ч.

Занятие 8. - зарисовки, наброски, работа над композицией – 1,5 ч.

Теория, показ -0,5 ч

Практика – 1 ч.

Тема4.  «Красота росписи. «Я люблю тебя Хохлома». – 3 ч.            

Занятие 10. -эскизы разделочной доски с хохломской росписью-1,5ч.

Теория, показ – 0,5 ч

Практика –  1 ч.

Занятие 11. -  роспись изделия (разделочная доска) – 1,5 ч.

Теория, показ -0,5 ч

Практика –1 ч.        

Тема5. «Волшебная глина. «Дымково». –4,5ч.          

Занятие 12. -эскизы дымковских игрушек - 1,5 ч.

Теория, показ – 0,5 ч

Практика –  1 ч.

Занятие 13. -лепка игрушек -1,5 ч.

Теория, показ –0,5 ч

Практика –  1 ч.

Занятие 14. -роспись игрушки -1,5 ч.

Теория, показ – 0,5 ч

Практика –  1 ч.

Тема 6. «Мир вокруг нас. «Я и моя школа».- 3 ч.

Занятие 15. -история школы, эскиз – 1,5 ч.

Теория, показ – 0,5 ч

Практика –  1 ч.

Занятие 16. -работа над композицией -1,5ч.

Теория, показ – 0,5 ч

Практика –  1 ч.

Тема7. «Ты и искусство. «Рождественские сувениры».-4,5 ч.

Занятие 17. -эскизы рождественских сувениров; - 1,5ч.

Теория, показ – 0,5 ч

Практика –  1 ч.

Занятие 18,19. -изготовление сувениров (картон, бумага, елочные принадлежности) -3ч.

Теория, показ – 0,5 ч

Практика – 2,5 ч.

   Тема8. «Искусство видеть. Отношение к миру природы «Зимний мотив».- 3 ч.

Занятие 20. -экскурсия по городу- 1,5ч.

Теория, показ – 0,5 ч

Практика –  1 ч.

Занятие 21. -пейзаж города  - 1,5ч.

Теория, показ – 0,5 ч

Практика –  1 ч.

Тема 9. «Мир вокруг нас. «Зимние забавы».- 3ч.

Занятие 22. -эскизы фигуры человека -1,5ч.

Теория, показ – 0,5 ч

Практика –  1 ч.

Занятие 23. -  работа над композицией -1,5ч.

Теория, показ – 0,5 ч

Практика –  1 ч.

Тема10. «Мир вокруг нас. «Папа, мама, я - спортивная семья».-1,5 ч.

Занятие 24. -  работа над композицией- 1,5ч.

Теория, показ – 0,5 ч

Практика –  1 ч.

Тема11.Мир вокруг нас. «Защитники Отечества». -3ч.        

Занятие 25. -наброски фигуры человека -1,5ч.

Теория, показ – 0,5 ч

Практика –  1 ч.

Занятие 26. -  работа над композицией -1,5 ч.

Теория, показ – 0,5 ч

Практика –  1 ч.

Тема12. «Мир вокруг нас. «Все о маме. Все для мамы».- 3 ч.

Занятие 27. –наброски, составление композиции  -1,5ч.

Теория, показ – 0,5 ч

Практика –  1  ч.

Занятие 28. -  работа над композицией в цвете  -1,5 ч.

Теория, показ – 0,5 ч

Практика –  1ч.

Тема13. «Мир вокруг нас. «Космические дали».- 3ч.

Занятие 29,30. -коллективная работа. -3 ч.

Теория, показ – 30 мин.

Практика –  2,5 ч.

Тема14. Мир вокруг нас. «Дизайн моего города». -7,5 ч.

Занятие 31. -в городе (зарисовки) -1,5 ч.

Теория, показ – 0,5 ч

Практика –  1 ч.

Занятие 32. -парки, скверы, бульвары, проект- эскиз (живопись) – 1,5 ч.  

Теория, показ – 0,5 ч

Практика –  1ч.

Занятие 33. -ажурные ограды, наличники (вырезание из картона),фонари на улицах и в  парках (конструирование из бумаги)- 3ч.

Теория, показ – 30 мин.

Практика –  2,5 ч.

Тема15. Итоговая выставка «Наше творчество». 1,5 ч.

 оформление работ – 1,5ч.  

                                     

3 год обучения

Тема 1. «Батик»- 10,5  час.                                                                                                                                Занятие 1.  «  Вступление. Учитесь видеть прекрасное. Место батика в огромном мире  изобразительного искусства. Всё о картинах на ткани.

      Материалы и инструменты, необходимые в работе. История батика, шёлка, красок.» -  1,5ч.

Теория, показ –0,5 ч.

Практика – 1,0ч.

(Упражнения в нанесении резервирующего состава на ткань).

Занятие 2.     « Основные способы росписи тканей». – 1,5ч.

Теория, показ – 0,5 ч.

(холодный     батик, горячий батик, приём кракле, свободная роспись с солью, акварельная техника, трафаретная роспись, аэрография, узелковая техника, солевая техника.)

Практика – 1 ч. (работа красками)

Занятие 3.  «Понятие о композиции. Цветовой круг.

 Принципы стилизации растительных и животных форм в декоративные.»  -  1,5ч.

Теория, показ-30 мин.

Практика – 1 ч.

(выбор идеи, выбор формата, эскиз композиции, завершение росписи  в акварельной технике, начатой на прошлом занятии. Прорисовка (или продувание) первого плана пейзажа.)

Занятие 4.    «Выполнение изделия в технике «Батик».-1,5ч.

Теория, показ-30 мин.

Практика – 1 ч.

(  Выбор мотива (например «цветы»); Зарисовка с натуры на  формате А5. Можно применить фотооткрытки. Стилизация. На другом листе  А5 производим стилизацию, то есть из обыкновенного цветка делаем  Декоративный (сказочный), но сохраняем при этом общее  впечатление и характерные черты первого. Выполнение эскиза в  цвете.

 Выполнение   карандашом  такого же эскиза, но нужного  размера.)       

Занятие 5,6.  «Работа резервирующим составом на ткани. Работа красками      

«Батик».Последний штрих. –3ч.

Занятие 5. Теория, показ-30 мин.

Практика – 1 ч.

(Закрепление ткани на подрамник (с натяжением) при помощи кнопок.

Нанесение резервирующего состава на ткань.)

Занятие 6. Теория, показ-30 мин.

Практика – 1 ч.

(Работа красками)

Занятие 7.    «  Закрепление готовой работы. Оформление работы»- 1,5 ч.

Теория, показ-30 мин.

Практика – 1 ч.  (закрепление, оформление работы)

Тема 2. «Квиллинг»- 10,5 ч.

Занятие 8.  «Знакомство с техникой «Квиллинг». Инструменты и   материалы. Подбор цвета. Выполнение заготовок »  -1,5 ч.;

Теория, показ-30 мин.

Практика – 1 ч. (нарезание полосок, подбор цвета)      

Занятие 9,10.  «Выполнение различных видов цветков» - 35 ч.

Занятие 9. Теория, показ -30 мин.

Практика – 1 ч. (выполнение образцов цветов различных видов)

Занятие 10. Теория, показ -30 мин.

Практика – 1 ч. ( выполнение цветов для  выбранной  композиции)

Занятие 11.   «Выполнение различных видов листочков»  - 1,5 ч.

Теория, показ -30 мин.

Практика – 1 ч. (выполнение образцов листочков  различных  и   листочков для выбранной  композиции)

Занятие 12,13.   «Составление композиции «Букет»  -3 ч.

Занятие 12. Теория, показ -30 мин.

Практика – 1 ч. (составление композиции из заранее выполенных цветочков и листочков, оформление работы)

Занятие 13. Теория, показ -30 мин.

Практика – 1 ч. (дополнение работы, последний штрих, оформление)

Занятие 14.   «НРК. Коллективная работа «Цветы тундры»  -1,5 ч.

Теория, показ -30 мин.

Практика – 1 ч. (выполнение цветов и  составление композиции)                                                                                                                                                                            

Тема 3. «Соленое тесто» -16,5ч.

Занятие 15.  «Материалы и приспособления для изготовления изделий из соленого теста. Общие этапы изготовления и обработки изделий.

Раскрашивание. »  -1,5 ч.;

Теория, показ-30 мин.

Практика  – 1 ч. (Знакомство с материалами: мука, соль, вода, клей, краски, лак, приспособления.  Этапы приготовления и обработки  изделий: приготовление теста, окрашивание, раскрашивание, лакирование.                                  

Занятие 16.  «Изготовление мелких орнаментальных деталей» - 1,5 ч.

Теория, показ -30 мин.

Практика – 1 ч. (выполнение образцов цветов различных видов, фруктов).

Занятие 17Составление композиций из мелких орнаментальных деталей.»-1,5 ч.

Теория, показ -30 мин.

Практика – 1 ч. (составление композиций (по выбору):  подсвечник, подставка, корзинка, рамка.)

Занятие 18.   «Медальоны»  - 1,5 ч.

Теория, показ -30 мин.

Практика – 1 ч.  (изготовление  медальонов (по выбору).          

Занятие 19.   «Плоские украшения, выполненные с помощью шаблона.»  - 1,5 ч.

Теория, показ -30 мин.

Практика – 1 ч. (выполнение плоских украшений: календарь с фруктами, кольцо с фруктами и т.д.)

Занятие 20,21.   «Кольца и подковы»  - 3 ч.

Занятие 20.  Теория, показ -30 мин.

Практика – 1 ч. (изготовление  композиций – кольцо с лилиями, фруктами, розами, бутонами,  цветами. Подковы ).

Занятие 21.  Теория, показ -30 мин.

Практика – 1 ч. (роспись изделия, лакировка)        

Занятие 22, 23.   «Объемные лепные фигуры.»  - 3 ч.

Занятие 22  .Теория, показ -30 мин.

Практика – 1 ч. (выполнение объемных лепных фигур)

Занятие 22.  Теория, показ -30 мин.

Практика – 1 ч. (роспись изделия, лакировка)        

Занятие 24,25.«Косы и венки. Решетки.»  -3 ч.

Занятие 24  Теория, показ – 30 мин.

Практика – 1 ч. (изготовление композиций)

Занятие 25.  Теория, показ – 30 мин.

Практика – 1 ч. (роспись изделия, лакировка)        

Тема 4. «Матрешка»- 15ч.

Занятие 26.  «Основные исторические сведения о происхождении и истории    матрешки. Копирование матрешки Сергиева Посада, г. Семенова,  с. Полхов -Майдан. (по выбору)»  -1,5 ч.        

Теория, показ-30 мин. (ознакомление с образцами)

Практика – 1 ч. (копирование)      

Занятие27,28.  «Знакомство с основными законами композиции и усвоение

графических  элементов орнамента, вводимых в костюм

расписываемой матрешки» - 3ч.

Занятие 27 .Теория, показ -30 мин.(основные законы цветоведения)                     

Практика – 1 ч. (упражнения на выполнение кистью «от руки и на глаз»

точек, линий (прямых, волнистых, тонких, толстых, капелек,

мазков),составление простейшего геометрического орнамента (полоса, клетка, горох).        

Занятие 28.  Теория, показ -30 мин.

Практика – 1 ч. (Знакомство с основными законами композиции и усвоение графических элементов орнамента, вводимых в костюм расписываемой матрешки упражнения на выполнение кистью «от руки и на глаз» точек, линий (прямых, волнистых, тонких, толстых, капелек, мазков)  

составление простейшего геометрического орнамента (полоса, клетка, горох).

Занятие 29.   «Разработка эскиза матрешки–неваляшки.»  - 1,5ч.

Теория, показ -30 мин.

Практика – 1 ч. (выполнение композиции)

Занятие 30, 31. «Графическая разработка и полихромная роспись        I

собственных композиций матрешек»- 3ч.

Занятие 30.   Теория, показ – 30 мин.

Практика – 1 ч. (разработка росписи матрешки в монокомпозиции;

разработка росписей матрешки в родственной цветовой гармонии)

Занятие 31.  Теория, показ – 30 мин.

Практика – 1 ч. (разработка росписей матрешки в контрастно

-цветовой гармонии.)

Занятие 32, 33 . «Разработка несложных объемных бумажных

фигур напоминающих матрешку или точеную игрушку.»  - 3 ч.

Занятие 32.  Теория, показ -30 мин.

Практика – 1 ч. (изготовление бумажных конструкций матрешек)

Занятие 33.  Теория, показ -30 мин.

Практика – 1 ч. (роспись матрешки)

Занятие 34. «Оформление работ к выставке»  -1,5 ч.

Теория, показ -30 мин.(примеры оформления работ)

Практика – 1 ч. (оформление работ)

Занятие 35. «Выставка. Обсуждение работ»  -1,5 ч.

Тематический план

1 год обучения

        Тема

Теория

Практика

Общее

кол-во часов

Дата

  1. 1.
  1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Экскурсия в осенний парк.

1,5

-

1,5

сентябрь

2.

 Шаги в мир радости, добра и красоты.

2

10

12

сентябрь октябрь

3.

 Мир вокруг нас. Мой любимый город.

0,5

2,5

3

ноябрь

4

 Искусство любить свою Родину, свой Край. НРК.

2

5,5

7,5

ноябрь декабрь

5.

 Отношение к миру природы.

2

10

12

январь февраль

6.

 Народные традиции.

2,5

5

7,5

март апрель

7.

 Работы на заданную тему.

3

3

апрель

8.

 Пленэр.

-

3

3

май

9.

 Итоговое занятие. Выставка рисунков.

1,5

-

1,5

май

Итого:

12

39

51

        

                                     

                                                   2 год обучения                                          

Тема

Теория

Практика

Кол-во часов

Дата

1.

 Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Экскурсия в осенний парк.

1,5

-

1,5

  сентябрь

2.

Искусство видеть. Отношение к миру природы («Осень»).

3

6

9

сентябрь октябрь

3.

 НРК. «Мой любимый город».

0,5

1

1,5

октябрь

4.

 Искусство вокруг нас. Красота росписи (Хохлома, Жостово, Городец, Дымково, Гжель).

0,5

1

1,5

ноябрь

5.

 Ты и искусство. Волшебная глина (лепка Дымковских игрушек).

1,5

3

4,5

 ноябрь

6.

 Мир вокруг нас. «Я и моя школа»

1

2

3

 декабрь

7.

 Ты и искусство. «Рождественские сувениры».

1

3,5

4,5

   декабрь

8.

 НРК. Искусство видеть. Отношение к миру природы («Зимний мотив»).

1

2

3

   декабрь

январь

   9.

 Мир вокруг нас. «Зимние забавы»

1

2

3

  январь

10.

Мир вокруг нас. «Папа, мама, я - спортивная семья».

0,5

1

1,5

  январь

11.

Мир вокруг нас. «Защитники Отечества».

1

2

3

  февраль

12.

Мир вокруг нас. «Все о маме. Все для мамы».

1

2

3

  февраль

  март

13.

Мир вокруг нас. «Космические дали»

0,5

2,5

3

  апрель

14.

НРК. Дизайн моего города.

1,5

6

7,5

  апрель

  май

15.

Итоговая выставка. «Наше творчество».

-

1,5

1,5

  май

Итого:

15,5

35,5

51

3 год обучения

        Тема

Теория

Практика

Общее

кол-во часов

Дата

Тема 1.  «Батик»  (10, 5 ч.)

  1. 1.

Вступление. Учитесь видеть

прекрасное. Место батика в

огромном мире изобразительного искусства. Всё о картинах на ткани. Материалы и инструменты необходимые в работе

История батика, шёлка, красок.

0,5

1

1,5

сентябрь

2.

Основные способы росписи тканей: холодный батик, горячий батик, приём кракле, свободная роспись с солью, акварельная техника, трафаретная роспись, аэрография, узелковая техника, солевая техника.

0,5

1

1,5

сентябрь

3.

Понятие о композиции. Цветовой круг. Принципы стилизации растительных и животных форм в декоративные.

0,5

1

1,5

сентябрь

4

Выполнение изделия в технике «Батик»:

Карандашный рисунок .

Подготовка к работе.

0,5

1

1,5

сентябрь

5,6.

Работа резервирующим составом на ткани.

Работа красками «Батик».

Последний штрих.

0,5

2,5

3

октябрь

7.

Закрепление готовой работы.

Оформление работы

0,5

1

1,5

октябрь

Тема 2. «Квилинг», 9 час

0,5

2,5

8.

Знакомство с техникой «Квилинг». Инструменты и материалы. Подбор цвета. Выполнение заготовок.

0,5

1

1,5

октябрь

9,10.

Выполнение различных видов цветков.

1

2

3

ноябрь

11.

Выполнение различных видов листочков.

0,5

1

1,5

ноябрь

12,13.

Составление композиции «Букет».

1

2

3

ноябрь

14.

 НРК. Коллективная работа «Цветы тундры»

0,5

1

1,5

декабрь

Тема 3. «Соленое тесто», 16,5 часа

15.

Материалы и приспособления для изготовления изделий из соленого теста. Общие этапы изготовления и обработки изделий.

Раскрашивание.

0,5

1

1,5

декабрь

16.

Изготовление мелких орнаментальных деталей.

0,5

1

1,5

декабрь

17.

Составление композиций из мелких орнаментальных деталей.

0,5

1

1,5

декабрь

18.

Медальоны.

0,5

1

1,5

январь

19.

Плоские украшения, выполненные с помощью шаблона.

0,5

1

1,5

январь

20,21.

Кольца и подковы.

1

2

3

январь

февраль

22,23.

Объемные лепные фигуры.

1

2

3

февраль

24,25.

Косы и венки. Решетки.

1

        2

3

февраль

март

Тема 4. «Матрешка», 15 часов

26.

Основные исторические сведения о происхождении и истории матрешки.        

Копирование матрешки Сергиева Посада, г. Семенова,  с. Полхов-Майдан. (по выбору).

0,5

1

1,5

март

27,28.

Знакомство с основными законами композиции и усвоение графических элементов орнамента, вводимых в костюм расписываемой матрешки        3          6          1,5        4,5       I

упражнения на выполнение кистью «от руки и на глаз» точек, линий (прямых, волнистых, тонких, толстых, капелек, мазков)        I

составление простейшего геометрического орнамента (полоса, клетка, горох).

1

2

3

март

29.

Разработка эскиза матрешки–неваляшки.

0,5

1

1,5

апрель

30,31.

Графическая разработка и полихромная роспись        I

собственных композиций матрешек:        14         28          7          21        I

  • разработка росписи матрешки в монокомпозиции;
  • разработка росписей матрешки в родствен-        I
    ной цветовой гармонии;
  • разработка росписей матрешки в контрастно-цветовой гармонии.

1

2

3

апрель

32,33.

Разработка несложных объемных бумажных фигур напоминающих матрешку или точеную игрушку.

1

2

3

май

34.

Оформление работ к выставке.

0,5

1

1,5

май

35.

Выставка. Обсуждение  работ.

1,5

май

Итого:

19

87

51

         Дидактические принципы:

  1. Воспитывающее обучение.
  2. Научность материала.
  3. Наглядность (особенно).
  4. Принцип сознательности и активности.
  5. Принцип систематичности и последовательности.
  6. Прочность усвоения знаний.
  7. Доступность.

        Виды занятий:

 рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование    (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте окружающего мира.

Основные виды занятий тесно связаны, дополняют друг друга и проводятся в течение всего учебного года с учетом особенностей времен года, интересов учащихся, событий общественной жизни.

    Методические приемы:

освоение возможностей художественных материалов (изобразительная азбука), отработка изобразительных техник, коллективное творчество, домашние задания (рисование, просмотр телевизионных передач, подбор и чтение литературы), беседы, восприятие и запоминание работ художников, обсуждение иллюстративного материала и работ учащихся, межпредметные связи. Индивидуально выполняются фрагменты общей работы, коллективно - их организация в единое целое.

Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбирать разнообразные художественные материалы: карандаши, акварель, гуашь, сангину, уголь, пастель, фломастеры, цветные мелки и др.  Наглядно показываются (учителем) приемы работы этими материалами. Выразительные рисунки получаются на цветной и тонированной бумаге (загрунтованной, к примеру, акварелью).

Методическое обеспечение

1.        Натурный фонд и копируемые образцы.

Гипсы, вазы, капители колонн, набор геометрических тел размером 23-30 см    (куб, цилиндр,    пирамида, шар).

Строительные кубики (бруски, цилиндры, арки и пр. детали архитектурного характера)

 Муляжи (овощи и фрукты) .

Предметы быта (кувшины, ведро, лукошко, чемодан и т. п.).

Ткани (без рисунка) для драпировки в натюрмортах .

Таблицы с учебными образцами узоров .

2.        Наглядные пособия.

Таблицы, объясняющие последовательность работы над рисунком.

Таблицы по основам перспективы.

Геометрические тела (куб, цилиндр, конус, шар) - демонстрационные.

Таблица по основам цветоведения.

Репродукции картин мировой и отечественной живописи, скульптуры, архитектуры.

«Памятники русской архитектуры и скульптуры».

Принципы организации учебного процесса

  1. Проведение индивидуальных, групповых и коллективных форм работы.
  2. Игровые формы работы.
  3. Разнообразие художественных материалов и художественных техник.

 Рекомендуемая литература

  1. Коротеева Е. М. «Ты и искусство» 2 класс М, «Просвещение», 2011.
  2. Горяева Н.А. «Твоя мастерская» 2 класс Рабочая тетрадь М, «Просвещение», 2011.
  3. Горяева Н. А. «Искусство вокруг нас» 3 класс М, «Просвещение», 2011.
  4. Неменская Л.А. «Каждый народ - художник» 4 класс М, «Просвещение», 2011.
  5. Уатт Ф. «Как научится рисовать» М, «Росмэн» 2002.
  6. Алленова Е. «Живопись» М, «Слово», 2001.Рогов А. «Кладовая радости»    
  7.  Неменская Л.А.    «Ты   и искусство» 1 класс М, «Просвещение», 2011.М. «Просвещение», 1982.
  8. Шликалова Т. «Изобразительное искусство в 1 классе» М, «Просвещение», 2011.
  9. Шликалова Т.« Изобразительное искусство во 2 классе» М, «Просвещение», 2010.
  10. Шликалова Т. «Изобразительное искусство в 3 классе» М, «Просвещение», 2011.
  11. Каменева Е. «Какого цвета радуга» М, «Детская литература».
  12. Косминская В. Б. «Основы изобразительного искусства» М, Просвещение», 1987.
  13. Колокольников М. «Рисование 1 класс» М, 1963.
  14. Процив В.И. «Изобразительное искусство» 1-3 кл.» Киев, «Радянська школа», 1986.
  15. Васильчинский В. М. «Учитесь рисовать» Киев, «Радянська школа», 1989.
  16. Клейман Т.М. «Детям о культуре народа Коми» части: 1,2,3,4. Сыктывкар, 1994.
  17. Неменский Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд» М, «Просвещение», 1991.Т.Я.Шпикалова «Возвращение к истокам. Народное искусство и
  18. детское творчество». Москва «Владос» 2000
  19. Е.Э.Аллахвердова «Батик. Глина. Дерево», Москва «Астрель» 2001
  20. Е.Алленова «Живопись», Москва «Слово» 2001
  21. М.О.Синеглазова «Батик», Москва, издательский дом ,2006
  22. Н.Алексахин. «Матрешка», Москва, «Народное оразование»,1998
  23. Х.Уолтер. «Узоры из бумажных лент», «Ниола- пресс»,2007
  24. К.В.Силаева «Соленое тесто», Москва  «ЭКСМО»,2002
  25. В.П.Копцев «Учим детей чувствовать и создавать прекрасное». Основы объемного конструирования.Ярославль,2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-программа к программе "Юный художник" для детей 7-12 лет, з года обучения.

В нашей школе ГБОУСОШ № 520 Колпинского района СПб существует программа "Юный художник" созданная моими коллегами Аккуратовой Натальей Васильевной  и Прокопович Антониной Ивановной по обучению де...

Дополнительная образовательная программа "Юный художник" (на 2012-13 учеб. год)

Программа по изобразительной деятельности для детей 7-17 лет....

Авторская программа "Юный художник"

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов в начальном образовании относятся развитие творческих способностей детей. Данная программа направлена на художественно-эстетическое развити...

Авторская программа "Юный художник"

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов в начальном образовании относятся развитие творческих способностей детей. Данная программа направлена на художественно-эстетическое развити...

Рабочая программа «Начинающий художник»

Программам художественной  направленности  «Начинающий художник» предоставляет возможность для развития у учащихся творческих способностей, художественного вкуса, эстетического вос...

Дополнительная общеразвивающая программа "Юный художник"

Дополнительная общеразвивающая программа «Юный художник» разработана на основе федерального закона (утв. приказом Минобрнауки РФ № 273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Фе...

Краткосрочная образовательная программа "Юный художник"

Знакомство с жанром "пейзаж", при этом используя разные техники, способы, направления. Краткосрочная образовательная программа, расчитана на 1 месяц обучения. Может использоваться как курсы ...