Программа кружка "Юный художник"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему
В основу программы внеурочной деятельности художественно – эстетического направления «Юный художник» положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Изменение социокультурных условий требует совершенствования структуры и содержания образования, что в свою очередь ведет к поиску новых подходов к преподаванию искусств, позволяющих целенаправленно решать современные задачи художественного образования, эстетического воспитания и развития личности.
Своевременное выявление одаренных детей и развитие их способностей являются залогом их личностного развития такие дети достигают высокого уровня развития, и результат их деятельности имеет уникальный характер. Их творческие достижения имеют не просто личностный, а социальный смысл для развития нашего общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа кружка "Юный художник" | 277.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 6» г. Воркуты
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Юный художник»
Возраст учеников: 7 – 16 лет Срок реализации программы: 3 года |
Составитель: Погорелова Татьяна Александровна, педагог дополнительного образования |
Воркута
2015
Пояснительная записка
В основу программы внеурочной деятельности художественно – эстетического направления «Юный художник» положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Изменение социокультурных условий требует совершенствования структуры и содержания образования, что в свою очередь ведет к поиску новых подходов к преподаванию искусств, позволяющих целенаправленно решать современные задачи художественного образования, эстетического воспитания и развития личности.
Своевременное выявление одаренных детей и развитие их способностей являются залогом их личностного развития такие дети достигают высокого уровня развития, и результат их деятельности имеет уникальный характер. Их творческие достижения имеют не просто личностный, а социальный смысл для развития нашего общества.
Концепция совершенствования структуры и содержания образования, в частности дополнительной образовательной области «Искусство», рассматривает воспитание как систему деятельности педагогов, учащихся и родителей. Функционирование этой системы направленно на развитие творческого потенциала и духовности детей на основе отечественных и общечеловеческих ценностей, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском профессиональном становлении, создание условий для самореализации личности.
Актуальность курса обучения изобразительным навыкам заключается в художественно-эстетическом воспитании детей, в формировании их духовной культуры в свете реалий современного мира, в развитии творческих начал в человеке, так как именно это качество в человеке является движущей силой нашего современного мира, что в свою очередь сопряжено с формированием высокой духовности и высокой нравственности.
В нашем современном обществе основными критериями отношения к труду, людям всегда были, есть и будут нравственные критерии, без которых невозможно дать настоящею оценку даже самому яркому мастерству, ведь нравственность является основой человеческих взаимоотношений, жизни человека в современном обществе.
Новизна программы заключена в:
- активизации самостоятельного мышления, при просмотре и анализе художественного произведения;
- создание условий для детей, чьи таланты и творческие возможности не могли быть выявлены с помощью ранее существующих методов, включение таких детей в особые группы, для занятий по специальным или индивидуальным программам, с целью развития их творческих способностей;
- программа предусматривает связь учебного материала с близкими учебными предметами общеобразовательной школы, что важно и необходимо для осуществления всестороннего эстетического воспитания обучающего, формирования их духовной культуры, а также для повышения интереса к обучению.
Ценностные ориентиры содержания курса внеурочной деятельности «Юный художник».
Основная цель программы - это развитие мотивации к творчеству, развитие индивидуальности личной культуры и коммуникативных способностей ребенка.
Таким образом, программа кружка включает в себя все основные виды деятельности изобразительного искусства. Они изучаются в контексте их конкретных связей с жизнью общества, где на общем основании каждый вид имеет особенное неповторимое значение. Задачи программы:
Образовательные:
• Формировать основы художественной грамоты. Овладение обучающегося знаниями
элементарных основ построения композиции, формирования навыков конструирования, моделирования, ознакомление с особенностями работы в области различных видов и жанров изобразительного искусства.
- Познакомить с традиционной культурой и декоративно - прикладным искусством
народа коми и России, для формирования представления о безграничности сферы
художественного общения. - Формировать умение выражать свои зрительные представления и впечатления и
представления об изображении украшение предметов. - Расширить знания и представления детей о народных художественных промыслах и о современном искусстве, о различных видах, жанрах, техниках.
Развивающие:
- Развивать у детей эстетические чувства, понимания прекрасного поэтические начала в мышлении.
- Развивать интерес к народному, былинному, сказочному творчеству.
- Развивать чувство композиции, зрительную память, наблюдательность, внимание, творческое воображение, пространственное мышление.
- Развитие у детей творческих способностей, эстетического восприятия, художественного вкуса.
- Развивать в детях чувство гармонии цвета, линии, формы.
- Развитие навыков самостоятельного поиска композиции ( вертикаль, горизонталь, сочетание больших элементов и маленьких).
- Развивать инициативу, любознательность и интерес к искусству.
Воспитывающие
- Воспитание эстетического чувства, понимания прекрасного, интереса и любви к
искусству. - Воспитывать у детей чувство коллективизма, доброжелательное отношение и любовь
живой природе. - Воспитывать интерес и любовь к искусству, уважение к культуре, национальным традициям и обычаям мастерам народного творчества.
- Воспитывать интерес и любовь к культуре родного края
В основу программы положено:
- тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания учитывая интересы детей, их возрастные особенности;
- единство воспитания и образования, обучение в творческой деятельности детей,
сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и принимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве; - яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства;
- система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с изобразительным искусством как важное средство нравственного и эстетического воспитания;
- система межпредметных связей (музыка, труд, литература и т. д.), что позволяет почувствовать практическую направленность кружковой работы и их связь с жизнью.
- направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно- оценочного отношения к действительности,
эмоционального отклика на красоту окружающих предметов и т. д. - Для выполнения творческих заданий обучающиеся могут выбирать разнообразные
материалы.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ ОТ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРОГРАММ.
Данная Программа составлена на основе типовых общеобразовательных программ по изобразительному искусству:
1. «Изобразительное искусство » B.C. Кузин Москва, Дрофа 2009 г;
2. «Изобразительное искусство и художественный труд» Б.М. Неменский. Москва, Дрофа2009 г;
3.Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев «Изобразительное искусство» (Основы народного и декоративно - прикладного искусства 1 -8 класс) Москва, Дрофа 2009 г;
- Изменение критериев оценивания.
- Большее количество часов и их вариативность
- Больше упражнений на развитие творческих способностей, фантазии, использование различных техник выполнения работы.
- Программа создает возможность углубления знаний учащихся по изобразительному искусству
- Овладение художественными навыками строится поступенчато от простого к сложному.
- Программа дает широкие возможности для изучения особенностей национального
региона. - Программа создаёт условия для творческого подхода к распределению часов по
темам, соблюдая логику их взаимодействия.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
- Тип - дополнительная образовательная программа.
- Вид - модифицированная.
- Направленность - художественно-эстетическая.
- Классификация по признаку: специализированна
- По характеру деятельности - развивающая художественную одаренности.
- По возрастному принципу - разновозрастная.
- По масштабу действия - учрежденческая.
- По срокам реализации – 3 года обучения
Место учебного курса «Юный художник»
Преподавание курса «Юный художник» рассчитано на учащихся гимназии 1-11 классов, увлекающихся изобразительным искусством и художественно-творческой деятельностью. Важность этого курса для младших школьников подчеркивается тем, он осуществляется в рамках программы формирования художественно-творческой деятельности, рекомендованной для внеурочной деятельности новым стандартом.
Продолжительность занятий строится из расчёта – 1 год обучения – 1-2 классы - 51 час (1 занятие в неделю по 1,5 часа), 2 год обучения 3-4 классы- 51 час (1 занятие в неделю по 1,5 часа ) , 3 год обучения - 5-7 класс , 8-11 класс 51 часов (1 занятие в неделю по 1,5 часа).
Задания практических занятий направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме того, предполагается творческая работа с природными материалами.
Основной формой учебно - воспитательного процесса является групповое занятие один раз в неделю.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Год обучения | Класс | Недельная нагрузка | Всего |
1 | 1-2 | 1,5 часа | 51 |
2 | 3-4 | 1,5 часа | 51 |
3 | 5-7 8-11 | 1,5 часа | 52,5 |
Итого: | 154,5 |
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения программы курса «Юный художник»
В результате изучения курса «Юный художник» должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «В мире красоты»:
- эмоционально-ценностное отношение к природе, человеку, обществу;
- различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение средствами художественного языка;
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- знание видов художественной деятельности: изобразительной
(живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства); - знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
- умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
- выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека;
- использовать в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, гратажа, аппликации, бумажной пластики, пластилина, глины, природных материалов.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ.
Формирование художественных знаний, умений и навыков предполагает, что учащиеся должны знать:
- истоки и специфику образного языка изобразительного искусства;
- особенности уникального крестьянского быта КОМИ народа, (культуру, традиции
промыслы); - несколько народных промыслов России, различать их по характеру росписи,
пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических
заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Жостово); - современные виды и жанры изобразительного искусства;
- о видах пространственных искусств и делении их на три группы в зависимости от разницы в их социальных функциях: изобразительная (живопись, графика, скульптура), конструктивная(архитектура, дизайн), декоративно-прикладная и об особенностях образного языка каждой группы искусств;
- об изобразительном искусстве как форме художественного исследования реальности и построения мира в определенной системе ценностей; о том, что художественное изображение не является копией действительности, а отражает переживание художником реальности, организованное так, чтобы зритель мог понять мысли и чувства художника;
- о декоративных искусствах как способе организации социального общения и социальной среды;
- о конструктивных искусствах как средстве организации окружающей нас среды жизни.
Уметь:
- использовать языки пластических искусств и художествен
ные материалы на доступном возрасту уровне при создании изобразительных, декоративных и конструктивных работ; - различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-
прикладное искусство; - выявлять в произведения декоративно-прикладного искусства (народного,
классического, современного) связь конструктивных, декоративных,
изобразительных элементов; единство материала. Формы и декора. - работать цветом, тоном, линией, пространством, формой, самостоятельно используя средства художественной грамоты;
- понимать художественно-образный язык пластических и синтетических искусств, обладать опытом восприятия и интерпретации образов художественных произведений;
- творчески относиться к собственной деятельности в различных видах пространственных и синтетических искусств;
- владеть первичными навыками изображения предметного мира (натюрморт, интерьер), природы (пейзаж), фигуры и лица человека;
- высказывать аргументированные суждения о произведениях искусства, знать произведения золотого фонда отечественного и зарубежного искусства.
В практической работе обучающиеся должны:
- умело пользоваться языком изобразительного и декоративно-прикладного искусства, принципами изобразительного общения;
- передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне
- умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции
народного искусства на основе ритмичного повтора изобразительных и
геометрических элементов; - создавать художественно-декоративные проекты предметной среды,
объединенных единой стилистикой; - владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
- владеть навыком работы в конкретном материале и технике.
НОРМЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
«ВЫСОКИЙ» - Учащийся должен:
- Самостоятельно анализировать произведения искусства с использованием
терминологии, а также свободно включаться в беседу. Знать ряд выдающихся
художников и их произведения искусства (по программе.)- знать искусство разных
времен и народов. - Умение применять накопленные знания при выполнении творческих работ
(индивидуально и коллективно). - Владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета,
формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале
плоскостных или объемных декоративных композиций. - Знать основные виды и жанры изобразительного искусства.
- Знать и владеть основными средствами художественной выразительности в
изобразительном искусстве. - Использовать изобразительные знания, умения и навыки на других учебных
предметах. - Уметь самостоятельно изображать по памяти, с натуры и по представлению.
«СРЕДНИЙ» - Учащийся должен:
- С помощью наводящих вопросов анализировать произведения искусства с
использованием терминологии, а также свободно включаться в беседу. Знать
минимум выдающихся художников и их произведения искусства (по программе.),
знать искусство разных времен и народов. - Умение применять накопленные знания при выполнении творческих работ
(индивидуально и коллективно). - С помощью учителя применять практические навыки выразительного
использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в
конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций. - Знать основные виды и жанры изобразительного искусства.
- Знать и владеть основными средствами художественной выразительности в
изобразительном искусстве. - Использовать изобразительные знания, умения и навыки на других учебных
предметах. - Уметь самостоятельно изображать по памяти и по представлению.
«НИЗКИЙ» - Учащийся должен:
- С помощью учителя уч-ся анализирует произведения искусства.
- С помощью учителя уч-ся составляет композицию.
- Использует художественные материалы на доступном уровне при создании
графических, живописных работ. - Знать основные виды и жанры изобразительного искусства.
- На доступном уровне владеть основными художественными средствами.
- Использовать изобразительные знания, умения и навыки на других учебных
предметах. - С помощью учителя учащийся выполняет работу.
Содержание программы курса «Юный художник»
1 год обучения
Тема 1. Занятие 1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности -1,5ч.
- ознакомление с деятельностью кружка, с расписанием - 1,5ч.
- инструктаж по технике безопасности на занятиях ИЗО.
- экскурсия в городской парк. (дети наблюдают за природой,
собирают осенние листья).
Тема 2. «Шаги в мир радости, добра и красоты»-12ч.
Занятие 2. « Сказочные цветы» (смешивание цвета) -1,5ч.
Теория, показ - 0,5ч.
Практика - 1 ч.
Занятие 3. « Симфония цвета» (добро и зло через цвет) - 1,5ч.
Теория, показ - 0,5ч.
Практика - 1 ч.
Занятие 4. «Деревья, как люди» (наброски с осенних деревьев); НРК.- 1,5ч.
Теория, показ - 0,5ч.
Практика - 1 ч.
Занятие 5. «Осенний пейзаж» - 1,5ч.
(изображение пейзажа с использованием осенних листьев)
Теория, показ - 0,5ч.
Практика - 1 ч.
Занятие 6. «Мастер постройки» (конструирование из бумаги – осенние мотивы) - 1,5ч.
Теория, показ - 0,5ч.
Практика - 1 ч.
Занятие 7. «О чём рассказывают украшения» - 1,5ч.
Теория, показ - 0,5ч.
Практика - 1 ч.
Занятие 8,9. - коллективная работа - "Зимние забавы". НРК.- 3ч.
Теория, показ - 0,5ч.
Практика - 2,5 ч.
Тема3. «Мир вокруг нас» -3ч.
Занятие10,11. « Мой любимый город»- 6ч.
зарисовки, наброски; 1,5ч.
Теория, показ - 0,5ч.
Практика - 1 ч.
работа над композицией. 1,5ч.
Теория, показ - 0,5ч.
Практика - 1 ч.
Тема 4.Искусство любить свою Родину, Край.- 7,5 ч.
Занятие12. «Гармония жилища и природы»; - 1,5ч.
Теория, показ - 0,5ч.
Практика - 1 ч.
Занятие13. «Коми красавицы», (изображение матрешки) - 1,5ч.
Теория, показ - 0,5ч.
Практика - 1 ч.
Занятие14. « Пера – охотник» - 3ч.
Теория, показ - 0,5ч.
Практика - 1 ч.
Занятие15,16 -коллективная работа - "Край мой, северный" - 3ч.
Теория, показ - 0,5ч.
Практика - 2,5 ч.
Тема 5. «Отношение к миру природы».-12ч.
Занятие17. «Зимний пейзаж» - 1,5ч
Теория, показ - 0,5ч.
Практика - 1 ч.
Занятие18. «Зимние птицы» - 1,5ч
Теория, показ - 0,5ч.
Практика - 1ч.
Занятие19,20 « Изображение предметного мира. Натюрморт » - 3ч.
Теория, показ - 0,5ч.
Практика - 2,5 ч.
Занятие21,22 « Человек и природа» (весенний пейзаж) - 3ч.
Теория, показ - 0,5ч.
Практика - 2,5 ч.
Занятие23 «Портрет в графике» - 1,5ч.
Теория, показ - 0,5ч.
Практика - 1 ч.
Занятие24 «Портрет в живописи» (Мама) - 1,5 ч.
Теория, показ - 0,5ч.
Практика - 1 ч.
Тема 6. «Народные традиции» -7,5ч.
Занятие 25. « Символика древних образов»; (орнамент коми) - 1,5ч.
Теория, показ - 0,5ч.
Практика - 1 ч.
Занятие 26 . «Красота проникает в обыденное (украшение предметов быта) - 1,5ч.
Теория, показ - 0,5ч.
Практика - 1 ч.
Занятие 27. « Новый взгляд на народную одежду» - 1,5 ч.
(одежда для бумажной куклы)
Теория, показ - 0,5ч.
Практика - 1 ч.
Занятие28 . «Народные праздники» - 1,5ч.
Теория, показ - 0,5ч.
Практика - 1 ч
Занятие29. «Преемственность традиций» - 1,5ч.
Теория, показ - 0,5ч.
Практика - 1 ч
Тема 7. «Работы на заданную тему» - 3 ч.
Занятие30 -общешкольные выставки. 3ч.
Оформление работ.
Тема 8. «Пленэр».-3ч.
Занятие31,32 « Наброски с натуры живой природы» - 3 ч.
Тема 9. «Итоговое занятие». Выставки рисунков.- 1,5ч.
2 год обучения
Тема 1.Занятие 1.Вводное занятие. инструктаж по технике безопасности.-1,5 ч. - ознакомление с деятельностью кружка, с расписанием; 1,5ч.
- инструктаж по технике безопасности на занятиях ИЗО.
- экскурсия в городской парк. (дети наблюдают за природой, собирают осенние листья).
Тема 2. «Отношение к миру природы. «Палитра осени».-9ч.
Занятие 2. «Зарисовки с натуры осенней природы» -1,5 ч.;
Теория, показ- 0,5ч.
Практика – 1 ч.
Занятие 3. «Натюрморт «Осенний букет» (радостный, грустный)-1,5 ч.
Теория, показ -0,5ч.
Практика – 1.
Занятие 4. «Пейзаж в графике» (городской пейзаж) -1,5 ч.
Теория, показ -0,5ч
Практика – 1 ч.
Занятие 5. «Пейзаж в живописи. Образ пространства и колорит в пейзаже»–1,5 ч.
(композиция «Осенний мотив»)
Теория, показ - Практика – 0,5 ч
Практика – 1 ч
Занятие 6. «Работа с природным материалом», (коллаж, аппликация) -1,5ч.
Теория, показ -0,5 ч
Практика – 1 ч.
Занятие 7. -коллективная работа «Осень» Смешанная техника (гуашь, акварель, аппликация, графика) – 1,5ч.
Теория, показ -0,5 ч
Практика – 1 ч.
Тема3. «Мир вокруг нас. «Мой любимый город».- 1,5 ч.
Занятие 8. - зарисовки, наброски, работа над композицией – 1,5 ч.
Теория, показ -0,5 ч
Практика – 1 ч.
Тема4. «Красота росписи. «Я люблю тебя Хохлома». – 3 ч.
Занятие 10. -эскизы разделочной доски с хохломской росписью-1,5ч.
Теория, показ – 0,5 ч
Практика – 1 ч.
Занятие 11. - роспись изделия (разделочная доска) – 1,5 ч.
Теория, показ -0,5 ч
Практика –1 ч.
Тема5. «Волшебная глина. «Дымково». –4,5ч.
Занятие 12. -эскизы дымковских игрушек - 1,5 ч.
Теория, показ – 0,5 ч
Практика – 1 ч.
Занятие 13. -лепка игрушек -1,5 ч.
Теория, показ –0,5 ч
Практика – 1 ч.
Занятие 14. -роспись игрушки -1,5 ч.
Теория, показ – 0,5 ч
Практика – 1 ч.
Тема 6. «Мир вокруг нас. «Я и моя школа».- 3 ч.
Занятие 15. -история школы, эскиз – 1,5 ч.
Теория, показ – 0,5 ч
Практика – 1 ч.
Занятие 16. -работа над композицией -1,5ч.
Теория, показ – 0,5 ч
Практика – 1 ч.
Тема7. «Ты и искусство. «Рождественские сувениры».-4,5 ч.
Занятие 17. -эскизы рождественских сувениров; - 1,5ч.
Теория, показ – 0,5 ч
Практика – 1 ч.
Занятие 18,19. -изготовление сувениров (картон, бумага, елочные принадлежности) -3ч.
Теория, показ – 0,5 ч
Практика – 2,5 ч.
Тема8. «Искусство видеть. Отношение к миру природы «Зимний мотив».- 3 ч.
Занятие 20. -экскурсия по городу- 1,5ч.
Теория, показ – 0,5 ч
Практика – 1 ч.
Занятие 21. -пейзаж города - 1,5ч.
Теория, показ – 0,5 ч
Практика – 1 ч.
Тема 9. «Мир вокруг нас. «Зимние забавы».- 3ч.
Занятие 22. -эскизы фигуры человека -1,5ч.
Теория, показ – 0,5 ч
Практика – 1 ч.
Занятие 23. - работа над композицией -1,5ч.
Теория, показ – 0,5 ч
Практика – 1 ч.
Тема10. «Мир вокруг нас. «Папа, мама, я - спортивная семья».-1,5 ч.
Занятие 24. - работа над композицией- 1,5ч.
Теория, показ – 0,5 ч
Практика – 1 ч.
Тема11.Мир вокруг нас. «Защитники Отечества». -3ч.
Занятие 25. -наброски фигуры человека -1,5ч.
Теория, показ – 0,5 ч
Практика – 1 ч.
Занятие 26. - работа над композицией -1,5 ч.
Теория, показ – 0,5 ч
Практика – 1 ч.
Тема12. «Мир вокруг нас. «Все о маме. Все для мамы».- 3 ч.
Занятие 27. –наброски, составление композиции -1,5ч.
Теория, показ – 0,5 ч
Практика – 1 ч.
Занятие 28. - работа над композицией в цвете -1,5 ч.
Теория, показ – 0,5 ч
Практика – 1ч.
Тема13. «Мир вокруг нас. «Космические дали».- 3ч.
Занятие 29,30. -коллективная работа. -3 ч.
Теория, показ – 30 мин.
Практика – 2,5 ч.
Тема14. Мир вокруг нас. «Дизайн моего города». -7,5 ч.
Занятие 31. -в городе (зарисовки) -1,5 ч.
Теория, показ – 0,5 ч
Практика – 1 ч.
Занятие 32. -парки, скверы, бульвары, проект- эскиз (живопись) – 1,5 ч.
Теория, показ – 0,5 ч
Практика – 1ч.
Занятие 33. -ажурные ограды, наличники (вырезание из картона),фонари на улицах и в парках (конструирование из бумаги)- 3ч.
Теория, показ – 30 мин.
Практика – 2,5 ч.
Тема15. Итоговая выставка «Наше творчество». 1,5 ч.
оформление работ – 1,5ч.
3 год обучения
Тема 1. «Батик»- 10,5 час. Занятие 1. « Вступление. Учитесь видеть прекрасное. Место батика в огромном мире изобразительного искусства. Всё о картинах на ткани.
Материалы и инструменты, необходимые в работе. История батика, шёлка, красок.» - 1,5ч.
Теория, показ –0,5 ч.
Практика – 1,0ч.
(Упражнения в нанесении резервирующего состава на ткань).
Занятие 2. « Основные способы росписи тканей». – 1,5ч.
Теория, показ – 0,5 ч.
(холодный батик, горячий батик, приём кракле, свободная роспись с солью, акварельная техника, трафаретная роспись, аэрография, узелковая техника, солевая техника.)
Практика – 1 ч. (работа красками)
Занятие 3. «Понятие о композиции. Цветовой круг.
Принципы стилизации растительных и животных форм в декоративные.» - 1,5ч.
Теория, показ-30 мин.
Практика – 1 ч.
(выбор идеи, выбор формата, эскиз композиции, завершение росписи в акварельной технике, начатой на прошлом занятии. Прорисовка (или продувание) первого плана пейзажа.)
Занятие 4. «Выполнение изделия в технике «Батик».-1,5ч.
Теория, показ-30 мин.
Практика – 1 ч.
( Выбор мотива (например «цветы»); Зарисовка с натуры на формате А5. Можно применить фотооткрытки. Стилизация. На другом листе А5 производим стилизацию, то есть из обыкновенного цветка делаем Декоративный (сказочный), но сохраняем при этом общее впечатление и характерные черты первого. Выполнение эскиза в цвете.
Выполнение карандашом такого же эскиза, но нужного размера.)
Занятие 5,6. «Работа резервирующим составом на ткани. Работа красками
«Батик».Последний штрих. –3ч.
Занятие 5. Теория, показ-30 мин.
Практика – 1 ч.
(Закрепление ткани на подрамник (с натяжением) при помощи кнопок.
Нанесение резервирующего состава на ткань.)
Занятие 6. Теория, показ-30 мин.
Практика – 1 ч.
(Работа красками)
Занятие 7. « Закрепление готовой работы. Оформление работы»- 1,5 ч.
Теория, показ-30 мин.
Практика – 1 ч. (закрепление, оформление работы)
Тема 2. «Квиллинг»- 10,5 ч.
Занятие 8. «Знакомство с техникой «Квиллинг». Инструменты и материалы. Подбор цвета. Выполнение заготовок » -1,5 ч.;
Теория, показ-30 мин.
Практика – 1 ч. (нарезание полосок, подбор цвета)
Занятие 9,10. «Выполнение различных видов цветков» - 35 ч.
Занятие 9. Теория, показ -30 мин.
Практика – 1 ч. (выполнение образцов цветов различных видов)
Занятие 10. Теория, показ -30 мин.
Практика – 1 ч. ( выполнение цветов для выбранной композиции)
Занятие 11. «Выполнение различных видов листочков» - 1,5 ч.
Теория, показ -30 мин.
Практика – 1 ч. (выполнение образцов листочков различных и листочков для выбранной композиции)
Занятие 12,13. «Составление композиции «Букет» -3 ч.
Занятие 12. Теория, показ -30 мин.
Практика – 1 ч. (составление композиции из заранее выполенных цветочков и листочков, оформление работы)
Занятие 13. Теория, показ -30 мин.
Практика – 1 ч. (дополнение работы, последний штрих, оформление)
Занятие 14. «НРК. Коллективная работа «Цветы тундры» -1,5 ч.
Теория, показ -30 мин.
Практика – 1 ч. (выполнение цветов и составление композиции)
Тема 3. «Соленое тесто» -16,5ч.
Занятие 15. «Материалы и приспособления для изготовления изделий из соленого теста. Общие этапы изготовления и обработки изделий.
Раскрашивание. » -1,5 ч.;
Теория, показ-30 мин.
Практика – 1 ч. (Знакомство с материалами: мука, соль, вода, клей, краски, лак, приспособления. Этапы приготовления и обработки изделий: приготовление теста, окрашивание, раскрашивание, лакирование.
Занятие 16. «Изготовление мелких орнаментальных деталей» - 1,5 ч.
Теория, показ -30 мин.
Практика – 1 ч. (выполнение образцов цветов различных видов, фруктов).
Занятие 17.«Составление композиций из мелких орнаментальных деталей.»-1,5 ч.
Теория, показ -30 мин.
Практика – 1 ч. (составление композиций (по выбору): подсвечник, подставка, корзинка, рамка.)
Занятие 18. «Медальоны» - 1,5 ч.
Теория, показ -30 мин.
Практика – 1 ч. (изготовление медальонов (по выбору).
Занятие 19. «Плоские украшения, выполненные с помощью шаблона.» - 1,5 ч.
Теория, показ -30 мин.
Практика – 1 ч. (выполнение плоских украшений: календарь с фруктами, кольцо с фруктами и т.д.)
Занятие 20,21. «Кольца и подковы» - 3 ч.
Занятие 20. Теория, показ -30 мин.
Практика – 1 ч. (изготовление композиций – кольцо с лилиями, фруктами, розами, бутонами, цветами. Подковы ).
Занятие 21. Теория, показ -30 мин.
Практика – 1 ч. (роспись изделия, лакировка)
Занятие 22, 23. «Объемные лепные фигуры.» - 3 ч.
Занятие 22 .Теория, показ -30 мин.
Практика – 1 ч. (выполнение объемных лепных фигур)
Занятие 22. Теория, показ -30 мин.
Практика – 1 ч. (роспись изделия, лакировка)
Занятие 24,25.«Косы и венки. Решетки.» -3 ч.
Занятие 24 Теория, показ – 30 мин.
Практика – 1 ч. (изготовление композиций)
Занятие 25. Теория, показ – 30 мин.
Практика – 1 ч. (роспись изделия, лакировка)
Тема 4. «Матрешка»- 15ч.
Занятие 26. «Основные исторические сведения о происхождении и истории матрешки. Копирование матрешки Сергиева Посада, г. Семенова, с. Полхов -Майдан. (по выбору)» -1,5 ч.
Теория, показ-30 мин. (ознакомление с образцами)
Практика – 1 ч. (копирование)
Занятие27,28. «Знакомство с основными законами композиции и усвоение
графических элементов орнамента, вводимых в костюм
расписываемой матрешки» - 3ч.
Занятие 27 .Теория, показ -30 мин.(основные законы цветоведения)
Практика – 1 ч. (упражнения на выполнение кистью «от руки и на глаз»
точек, линий (прямых, волнистых, тонких, толстых, капелек,
мазков),составление простейшего геометрического орнамента (полоса, клетка, горох).
Занятие 28. Теория, показ -30 мин.
Практика – 1 ч. (Знакомство с основными законами композиции и усвоение графических элементов орнамента, вводимых в костюм расписываемой матрешки упражнения на выполнение кистью «от руки и на глаз» точек, линий (прямых, волнистых, тонких, толстых, капелек, мазков)
составление простейшего геометрического орнамента (полоса, клетка, горох).
Занятие 29. «Разработка эскиза матрешки–неваляшки.» - 1,5ч.
Теория, показ -30 мин.
Практика – 1 ч. (выполнение композиции)
Занятие 30, 31. «Графическая разработка и полихромная роспись I
собственных композиций матрешек»- 3ч.
Занятие 30. Теория, показ – 30 мин.
Практика – 1 ч. (разработка росписи матрешки в монокомпозиции;
разработка росписей матрешки в родственной цветовой гармонии)
Занятие 31. Теория, показ – 30 мин.
Практика – 1 ч. (разработка росписей матрешки в контрастно
-цветовой гармонии.)
Занятие 32, 33 . «Разработка несложных объемных бумажных
фигур напоминающих матрешку или точеную игрушку.» - 3 ч.
Занятие 32. Теория, показ -30 мин.
Практика – 1 ч. (изготовление бумажных конструкций матрешек)
Занятие 33. Теория, показ -30 мин.
Практика – 1 ч. (роспись матрешки)
Занятие 34. «Оформление работ к выставке» -1,5 ч.
Теория, показ -30 мин.(примеры оформления работ)
Практика – 1 ч. (оформление работ)
Занятие 35. «Выставка. Обсуждение работ» -1,5 ч.
Тематический план
1 год обучения
№ | Тема | Теория | Практика | Общее кол-во часов | Дата |
|
| 1,5 | - | 1,5 | сентябрь |
2. | Шаги в мир радости, добра и красоты. | 2 | 10 | 12 | сентябрь октябрь |
3. | Мир вокруг нас. Мой любимый город. | 0,5 | 2,5 | 3 | ноябрь |
4 | Искусство любить свою Родину, свой Край. НРК. | 2 | 5,5 | 7,5 | ноябрь декабрь |
5. | Отношение к миру природы. | 2 | 10 | 12 | январь февраль |
6. | Народные традиции. | 2,5 | 5 | 7,5 | март апрель |
7. | Работы на заданную тему. | 3 | 3 | апрель | |
8. | Пленэр. | - | 3 | 3 | май |
9. | Итоговое занятие. Выставка рисунков. | 1,5 | - | 1,5 | май |
Итого: | 12 | 39 | 51 |
2 год обучения
№ | Тема | Теория | Практика | Кол-во часов | Дата |
1. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Экскурсия в осенний парк. | 1,5 | - | 1,5 | сентябрь |
2. | Искусство видеть. Отношение к миру природы («Осень»). | 3 | 6 | 9 | сентябрь октябрь |
3. | НРК. «Мой любимый город». | 0,5 | 1 | 1,5 | октябрь |
4. | Искусство вокруг нас. Красота росписи (Хохлома, Жостово, Городец, Дымково, Гжель). | 0,5 | 1 | 1,5 | ноябрь |
5. | Ты и искусство. Волшебная глина (лепка Дымковских игрушек). | 1,5 | 3 | 4,5 | ноябрь |
6. | Мир вокруг нас. «Я и моя школа» | 1 | 2 | 3 | декабрь |
7. | Ты и искусство. «Рождественские сувениры». | 1 | 3,5 | 4,5 | декабрь |
8. | НРК. Искусство видеть. Отношение к миру природы («Зимний мотив»). | 1 | 2 | 3 | декабрь январь |
9. | Мир вокруг нас. «Зимние забавы» | 1 | 2 | 3 | январь |
10. | Мир вокруг нас. «Папа, мама, я - спортивная семья». | 0,5 | 1 | 1,5 | январь |
11. | Мир вокруг нас. «Защитники Отечества». | 1 | 2 | 3 | февраль |
12. | Мир вокруг нас. «Все о маме. Все для мамы». | 1 | 2 | 3 | февраль март |
13. | Мир вокруг нас. «Космические дали» | 0,5 | 2,5 | 3 | апрель |
14. | НРК. Дизайн моего города. | 1,5 | 6 | 7,5 | апрель май |
15. | Итоговая выставка. «Наше творчество». | - | 1,5 | 1,5 | май |
Итого: | 15,5 | 35,5 | 51 |
3 год обучения
№ | Тема | Теория | Практика | Общее кол-во часов | Дата | |||
Тема 1. «Батик» (10, 5 ч.) | ||||||||
| Вступление. Учитесь видеть прекрасное. Место батика в огромном мире изобразительного искусства. Всё о картинах на ткани. Материалы и инструменты необходимые в работе История батика, шёлка, красок. | 0,5 | 1 | 1,5 | сентябрь | |||
2. | Основные способы росписи тканей: холодный батик, горячий батик, приём кракле, свободная роспись с солью, акварельная техника, трафаретная роспись, аэрография, узелковая техника, солевая техника. | 0,5 | 1 | 1,5 | сентябрь | |||
3. | Понятие о композиции. Цветовой круг. Принципы стилизации растительных и животных форм в декоративные. | 0,5 | 1 | 1,5 | сентябрь | |||
4 | Выполнение изделия в технике «Батик»: Карандашный рисунок . Подготовка к работе. | 0,5 | 1 | 1,5 | сентябрь | |||
5,6. | Работа резервирующим составом на ткани. Работа красками «Батик». Последний штрих. | 0,5 | 2,5 | 3 | октябрь | |||
7. | Закрепление готовой работы. Оформление работы | 0,5 | 1 | 1,5 | октябрь | |||
Тема 2. «Квилинг», 9 час | 0,5 | 2,5 | ||||||
8. | Знакомство с техникой «Квилинг». Инструменты и материалы. Подбор цвета. Выполнение заготовок. | 0,5 | 1 | 1,5 | октябрь | |||
9,10. | Выполнение различных видов цветков. | 1 | 2 | 3 | ноябрь | |||
11. | Выполнение различных видов листочков. | 0,5 | 1 | 1,5 | ноябрь | |||
12,13. | Составление композиции «Букет». | 1 | 2 | 3 | ноябрь | |||
14. | НРК. Коллективная работа «Цветы тундры» | 0,5 | 1 | 1,5 | декабрь | |||
Тема 3. «Соленое тесто», 16,5 часа | ||||||||
15. | Материалы и приспособления для изготовления изделий из соленого теста. Общие этапы изготовления и обработки изделий. Раскрашивание. | 0,5 | 1 | 1,5 | декабрь | |||
16. | Изготовление мелких орнаментальных деталей. | 0,5 | 1 | 1,5 | декабрь | |||
17. | Составление композиций из мелких орнаментальных деталей. | 0,5 | 1 | 1,5 | декабрь | |||
18. | Медальоны. | 0,5 | 1 | 1,5 | январь | |||
19. | Плоские украшения, выполненные с помощью шаблона. | 0,5 | 1 | 1,5 | январь | |||
20,21. | Кольца и подковы. | 1 | 2 | 3 | январь февраль | |||
22,23. | Объемные лепные фигуры. | 1 | 2 | 3 | февраль | |||
24,25. | Косы и венки. Решетки. | 1 | 2 | 3 | февраль март | |||
Тема 4. «Матрешка», 15 часов | ||||||||
26. | Основные исторические сведения о происхождении и истории матрешки. Копирование матрешки Сергиева Посада, г. Семенова, с. Полхов-Майдан. (по выбору). | 0,5 | 1 | 1,5 | март | |||
27,28. | Знакомство с основными законами композиции и усвоение графических элементов орнамента, вводимых в костюм расписываемой матрешки 3 6 1,5 4,5 I упражнения на выполнение кистью «от руки и на глаз» точек, линий (прямых, волнистых, тонких, толстых, капелек, мазков) I составление простейшего геометрического орнамента (полоса, клетка, горох). | 1 | 2 | 3 | март | |||
29. | Разработка эскиза матрешки–неваляшки. | 0,5 | 1 | 1,5 | апрель | |||
30,31. | Графическая разработка и полихромная роспись I собственных композиций матрешек: 14 28 7 21 I
| 1 | 2 | 3 | апрель | |||
32,33. | Разработка несложных объемных бумажных фигур напоминающих матрешку или точеную игрушку. | 1 | 2 | 3 | май | |||
34. | Оформление работ к выставке. | 0,5 | 1 | 1,5 | май | |||
35. | Выставка. Обсуждение работ. | 1,5 | май | |||||
Итого: | 19 | 87 | 51 |
Дидактические принципы:
- Воспитывающее обучение.
- Научность материала.
- Наглядность (особенно).
- Принцип сознательности и активности.
- Принцип систематичности и последовательности.
- Прочность усвоения знаний.
- Доступность.
Виды занятий:
рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте окружающего мира.
Основные виды занятий тесно связаны, дополняют друг друга и проводятся в течение всего учебного года с учетом особенностей времен года, интересов учащихся, событий общественной жизни.
Методические приемы:
освоение возможностей художественных материалов (изобразительная азбука), отработка изобразительных техник, коллективное творчество, домашние задания (рисование, просмотр телевизионных передач, подбор и чтение литературы), беседы, восприятие и запоминание работ художников, обсуждение иллюстративного материала и работ учащихся, межпредметные связи. Индивидуально выполняются фрагменты общей работы, коллективно - их организация в единое целое.
Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбирать разнообразные художественные материалы: карандаши, акварель, гуашь, сангину, уголь, пастель, фломастеры, цветные мелки и др. Наглядно показываются (учителем) приемы работы этими материалами. Выразительные рисунки получаются на цветной и тонированной бумаге (загрунтованной, к примеру, акварелью).
Методическое обеспечение
1. Натурный фонд и копируемые образцы.
Гипсы, вазы, капители колонн, набор геометрических тел размером 23-30 см (куб, цилиндр, пирамида, шар).
Строительные кубики (бруски, цилиндры, арки и пр. детали архитектурного характера)
Муляжи (овощи и фрукты) .
Предметы быта (кувшины, ведро, лукошко, чемодан и т. п.).
Ткани (без рисунка) для драпировки в натюрмортах .
Таблицы с учебными образцами узоров .
2. Наглядные пособия.
Таблицы, объясняющие последовательность работы над рисунком.
Таблицы по основам перспективы.
Геометрические тела (куб, цилиндр, конус, шар) - демонстрационные.
Таблица по основам цветоведения.
Репродукции картин мировой и отечественной живописи, скульптуры, архитектуры.
«Памятники русской архитектуры и скульптуры».
Принципы организации учебного процесса
- Проведение индивидуальных, групповых и коллективных форм работы.
- Игровые формы работы.
- Разнообразие художественных материалов и художественных техник.
Рекомендуемая литература
- Коротеева Е. М. «Ты и искусство» 2 класс М, «Просвещение», 2011.
- Горяева Н.А. «Твоя мастерская» 2 класс Рабочая тетрадь М, «Просвещение», 2011.
- Горяева Н. А. «Искусство вокруг нас» 3 класс М, «Просвещение», 2011.
- Неменская Л.А. «Каждый народ - художник» 4 класс М, «Просвещение», 2011.
- Уатт Ф. «Как научится рисовать» М, «Росмэн» 2002.
- Алленова Е. «Живопись» М, «Слово», 2001.Рогов А. «Кладовая радости»
- Неменская Л.А. «Ты и искусство» 1 класс М, «Просвещение», 2011.М. «Просвещение», 1982.
- Шликалова Т. «Изобразительное искусство в 1 классе» М, «Просвещение», 2011.
- Шликалова Т.« Изобразительное искусство во 2 классе» М, «Просвещение», 2010.
- Шликалова Т. «Изобразительное искусство в 3 классе» М, «Просвещение», 2011.
- Каменева Е. «Какого цвета радуга» М, «Детская литература».
- Косминская В. Б. «Основы изобразительного искусства» М, Просвещение», 1987.
- Колокольников М. «Рисование 1 класс» М, 1963.
- Процив В.И. «Изобразительное искусство» 1-3 кл.» Киев, «Радянська школа», 1986.
- Васильчинский В. М. «Учитесь рисовать» Киев, «Радянська школа», 1989.
- Клейман Т.М. «Детям о культуре народа Коми» части: 1,2,3,4. Сыктывкар, 1994.
- Неменский Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд» М, «Просвещение», 1991.Т.Я.Шпикалова «Возвращение к истокам. Народное искусство и
- детское творчество». Москва «Владос» 2000
- Е.Э.Аллахвердова «Батик. Глина. Дерево», Москва «Астрель» 2001
- Е.Алленова «Живопись», Москва «Слово» 2001
- М.О.Синеглазова «Батик», Москва, издательский дом ,2006
- Н.Алексахин. «Матрешка», Москва, «Народное оразование»,1998
- Х.Уолтер. «Узоры из бумажных лент», «Ниола- пресс»,2007
- К.В.Силаева «Соленое тесто», Москва «ЭКСМО»,2002
- В.П.Копцев «Учим детей чувствовать и создавать прекрасное». Основы объемного конструирования.Ярославль,2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-программа к программе "Юный художник" для детей 7-12 лет, з года обучения.
В нашей школе ГБОУСОШ № 520 Колпинского района СПб существует программа "Юный художник" созданная моими коллегами Аккуратовой Натальей Васильевной и Прокопович Антониной Ивановной по обучению де...
Дополнительная образовательная программа "Юный художник" (на 2012-13 учеб. год)
Программа по изобразительной деятельности для детей 7-17 лет....
Авторская программа "Юный художник"
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов в начальном образовании относятся развитие творческих способностей детей. Данная программа направлена на художественно-эстетическое развити...
Авторская программа "Юный художник"
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов в начальном образовании относятся развитие творческих способностей детей. Данная программа направлена на художественно-эстетическое развити...
Рабочая программа «Начинающий художник»
Программам художественной направленности «Начинающий художник» предоставляет возможность для развития у учащихся творческих способностей, художественного вкуса, эстетического вос...
Дополнительная общеразвивающая программа "Юный художник"
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный художник» разработана на основе федерального закона (утв. приказом Минобрнауки РФ № 273 от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Фе...
Краткосрочная образовательная программа "Юный художник"
Знакомство с жанром "пейзаж", при этом используя разные техники, способы, направления. Краткосрочная образовательная программа, расчитана на 1 месяц обучения. Может использоваться как курсы ...