Краткосрочная образовательная программа "Юный художник"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему
Знакомство с жанром "пейзаж", при этом используя разные техники, способы, направления. Краткосрочная образовательная программа, расчитана на 1 месяц обучения. Может использоваться как курсы для начинающих.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Юный художник" | 46.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Составители программы | Орефкова Любовь Владимировна, Зыков Леонид Владимирович педагог дополнительного образования |
Руководитель программы | Директор МАУ ДО СР "Центр "Созвездие" им. Героя Советского Союза Гришина И.Т."Васянин О.Н. |
Территория | г. Советский |
Юридический адрес организации | Тюменская область, Ханты- Мансийский автономный округ - Югра, г. Советский, ул. 50 лет Пионерии, 4. |
Телефон, факс | 3-07-74 |
Цель и задачи программы | Целью образовательной программы «Юный художник», является создание условий для активизации творческих способностей учащихся, формирования и развития когнитивных умений, декларативных и процедурных знаний посредством изобразительного искусства. Задачи программы: • Развить творческий потенциал и интуицию; • Развить внимание, образное и логическое мышление, память, умение сопоставлять, видеть сходство и различие; • Познакомить с основами изобразительного искусства, его техниками, жанрами, видами, стилями; • Развить художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение; • Развить восприятие в целом (восприятие краев, углов, пропорций, форм, пространства, света и тени); • Развить умения владеть кистью, карандашом и другими инструментами, выражать себя посредством цветового и фактурного решения; Познакомить с направлением «Sand- Art» (рисованием песком); • Способствовать формированию благоприятной здоровьесберегающей среды на занятиях. |
Содержательные блоки программы | «Мой маленький мир» « Я художник»! «Времена года» «Пленэр» |
Предполагаемый результат |
умение наблюдать, умение восприятия, умение быть внимательным, умение образно мыслить, умение сопоставлять, умение сравнивать, умение логически и не логически мыслить.
знаниями об основах изобразительного искусства, знаниями о стилях и жанрах изобразительного искусства, понятиями о форме, цвете, пропорциях и т.д., знаниями о материалах, применяемых в изодеятельности, их фактуре и свойствах, знаниями о декоративно- прикладном искусстве
знаниями о способах применения техник изобразительного искусства в жанре пейзаж, техник декоративно- прикладного искусства; Знаниями о способах применения техник в направлении «Sand- Art»; знаниями об использовании инструментов, применяемых в изодеятельности и декоративно – прикладном искусстве. |
Направленность | Художественная |
Срок реализации | 1 месяц |
Место реализации | Тюменская область, Ханты - Мансийский автономный округ- ЮГРА, г. Советский |
Официальный язык программы | Русский |
Количество детей | От 10 до 15 человек в группе, в возрасте от 7 до 14 лет |
География участников | Учащиеся Советского района |
Пояснительная записка
Всю жизнь человек рисует, начиная с самого детства. Вспомните себя маленьким, когда вы с удовольствием рисовали палочкой на песке, мелком на тротуаре или дома на листе бумаги, особенно были интересны те места, где взрослые рисовать не разрешали. На самом деле рисовать можно где угодно и чем угодно. Рисование - неотьемлемая часть в жизни каждого ребенка. С помощью рисунка, ребенок отражает свой внутренний мир, эмоции, впечатления от увиденного. Ребенок любит творить, удивляться чему - то новому, особенно если это сделано своими руками.
Изобразительное искусство влечет не только детей, но и взрослых. Многие выдающиеся художники минувших лет посвящали себя определенному жанру в искусстве. В настоящее время так же существуют художники портретисты, морьеристы, пейзажисты, некоторые художники исполняют свои работы в жанре натюрморт. Расширяются направления и возможности реализовать свои творческие фантазии.
Пейзаж, всегда был основным жанром в обучении изобразительному искусству. В школах, изостудиях и в высших заведениях всегда находилось место пейзажу (наброски, зарисовки с натуры, выполнение этюдов), часто это выполнялось на открытом воздухе – на пленэре.
Образовательная программа «Юный художник» направлена на углубленное изучение жанра пейзаж. Техники, способы, методы – все это позволит научиться детям, выполнять творческую работу в этом жанре. Для расширения кругозора дети познакомятся с тем, как работают настоящие художники, побывав на пленэре в чертах города. В основе занятий лежит метод правополушарного рисования. Этот метод был разработан учеными: Р. Сперри, Э.А. Костандовым. В виде тренингов его активно применяла американская художница Бетти Эдвардс. Суть тренингов в том, чтобы активировать способности правого полушария для раскрытия творческого потенциала. Ребенок не задумывается о своих способностях, не думает, какие использовать материалы или инструменты. Но в результате он создает картину, на которую не был способен прежде. В программе «Юный художник» содержится новое направление в искусстве - «Sand- Art» (рисование песком). Впервые это направление было использовано художницей- аниматором Кэролин Лиф в 1969 году она создала первый фильм из песка. В настоящее время оно активно используется в изобразительных студиях и студиях анимации. Это направление так же позволит активно использовать метод правополушарного рисования на изучение жанра «пейзаж».
.Программа составлена в соответствии с Федеральным законом
Российской Федерации от 29.12.12 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", СанПиН 2.4.4.3172-14, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности в по дополнительным общеобразовательным программам», Уставом МАУ ДО СР «Центр «Созвездие» им. Героя Советского Союза Гришина И.Т.
Актуальность программы обусловлена тем, что дети увлечены технологическим новшеством, замыкаются и закрываются в себе. Забывают о своем творческом потенциале, о способностях творить и создавать что - то новое. Программа «Юный художник» направлена на раскрытие творческих способностей посредством изобразительного искусства, и направления «Sand- Art», именно в жанре пейзаж.
Новизна программы «Юный художник» состоит в том, что в основе занятий лежит правополушарный метод рисования, что позволяет учащимся научиться рисовать. Данный метод активно используется в изобразительной деятельности, углублен в познании жанра «пейзаж». Так же используется новое направление в искусстве – рисование песком. Что позволит ребенку выполнить изображение в процессе релаксации. Ребятам дается ряд специальных увлекательных упражнений, обращенных к правой, интуитивно-образной части нашего мозга, которые позволяют взглянуть на мир глазами художника. Так дети с легкостью осваивают техники и приемы изобразительного искусства. Использование данного метода с элементами здоровьесберегающих технологий позволяет создавать на занятиях благоприятную, психологически - комфортную здоровьесберегающую среду, что способствует формированию устойчивого психического и физического здоровья учащихся.
Педагогическая целесообразность программы в том, что занятия направлены, на раскрытие творческих способностей, индивидуальности, развитие таланта.
Целью программы «Юный художник» является создание условий для активизации творческих способностей учащихся, формирования и развития когнитивных умений, декларативных и процедурных знаний посредством изобразительного искусства.
По продолжительности образовательная программа является краткосрочной, реализуется в течение 1 месяца по 6 часов в неделю. Итого 24 часа. Предназначена для детей в возрасте 7- 14 лет.
Немало важно то, что программа учитывает психологические, физиологические и социальные особенности детей.
Занятия направлены на: раскрытие творческого потенциала учащихся, развитие правополушарного мышления, психологическую адаптацию детей в коллективе. Активизацию наблюдательности и фантазии, умение пользоваться несложными материалами (кисти, акварель, гуашь, тушь, перья и т.д.). применяя направление «Sand- Art» для выполнения рисунка, включая декоративно- прикладное искусство. Затем педагог постепенно и ненавязчиво вовлекает ребенка в учебный процесс, усложняя материал, представляя новые техники и приемы рисования.
Содержательной основой программы являются четыре блока:
1 «Мой маленький мир»
2 «Я художник!»
3 «Времена года»
4 «Пленэр»
Основные блоки программы | Содержание блоков |
«Мой маленький мир» | Упражнения, тренинги по активизации правополушарного рисования (упражнения на бумаге - фон и цвет); Знакомство с жанрами изобразительного искусства. |
«Я художник!» | Применение метода правополушарного рисования. Линия на бумаге (использование графических материалов, нетрадиционные техники рисования), создание творческих работ в жанре «пейзаж». Применения направления «Sand- Art». |
«Времена года» | «Пейзаж» в разных временах года и времени суток. |
«Пленэр» | Рисование на открытом воздухе с натуры, используя полученные знания. Знакомство с перспективой. |
Предполагаемые результаты освоения программы:
- Развитие у обучающихся когнитивных умений:
умение наблюдать,
умение восприятия,
умение быть внимательным,
умение образно мыслить,
умение сопоставлять,
умение сравнивать,
умение логически и не логически мыслить.
- Овладение декларативными знаниями:
знаниями об основах изобразительного искусства,
знаниями о стилях и жанрах изобразительного искусства,
понятиями о форме, цвете, пропорциях и т.д.,
знаниями о материалах, применяемых в изодеятельности, их фактуре и свойствах,
знаниями о декоративно- прикладном искусстве
- Овладение процедурными знаниями:
знаниями о способах применения техник изобразительного искусства,
знаниями о способах применения техник в направлении «Sand- Art»;
знаниями об использовании инструментов, применяемых в изодеятельности
Учебно-тематический план
№ п/п | Разделы темы | Количество часов | |||
теория | практика | всего | |||
1 | «Мой маленький мир» | 1 | 4 | 5 | |
2 | «Я художник!» | 1 | 7 | 8 | |
3 | «Времена года» | 1 | 5 | 6 | |
4 | «Пленэр» | 1 | 4 | 5 | |
ИТОГО: 24 часа |
Содержание программы
- «Мой маленький мир»
Теория: Тренинг креативности, упражнения на знакомство с цветом и светом, с дополнительными цветами, контрастом. Знакомство с жанрами изобразительного искусства.
Практика: упражнения на бумаге с использованием красок (восприятие, эмоции, воображение), декоративные работы краской на цветовой и световой контраст, рисунок творческой декоративной работы на восприятие цвета.
2 «Я художник!»
Теория: знакомство с линией, тоном. Приемы линии, формы, нетрадиционные техники рисования. Направление Знаниями о способах применения техник в направлении «Sand- Art»( рисование песком);
Практика: упражнения с использованием линии, наброски с натуры с введением тона; точечный рисунок на диске; рельефный рисунок с использованием шпатлевки; рисунок на песке; пастозный рисунок мастихином, с процарапыванием в жанре «пейзаж».
- «Времена года»
Теория: знакомство с пейзажем в разное время года и время суток.
Практика: рисунок в жанре «пейзаж» в разное время года, разное время суток. Используя не традиционную технику рисунка.
- «Пленэр»
Теория: знакомство с пейзажем на открытом воздухе. Рисование с натуры.
Практика: Рисование с натуры с применением полученных навыков, перспектива с легким введением тона, наброски и зарисовки.
Методическое обеспечение программы
В основе программы «Юный художник» лежат следующие технологии:
- Технология личностно- ориентированная ставит в центр личность ребенка, его комфорт. Создает условия для его развития, раскрытия его творческого потенциала.
- Технологии гуманизации и демократизации отношений, которые предусматривают формирование доверительных отношений педагога и учащегося, учитывает индивидуальный подход к каждому ребенку.
- Педагогические технологии, содействующие здоровью: технологии формирующие ЗОЖ. Данные технологии направлены на создание благоприятной психолого-педагогической среды для оптимальной организации образовательно - воспитательного процесса.
- Технологии развивающего обучения, предусматривают развитие творческих и познавательных способностей ребенка, его самоопределение и самореализацию.
Применяемые технологии имеют взаимосвязь игровой, образовательной, творческой и познавательной деятельности ребенка. Обучение происходит на уровне его возможностей и способностей; развитие способностей ребенка, его индивидуальности; самоопределение и самореализация учащихся.
Программой предусмотрены следующие формы организации занятий:
- традиционные занятия с элементами дифференциации и индивидуализации;
- индивидуальная работа,
- групповая работа,
- система «малых» групп,
- система «консультант»,
- разновозрастные группы.
С целью стимулирования учащихся, сплочения коллектива, формирования устойчивого интереса к занятиям изобразительной деятельностью, раскрытия творческого потенциала детей предусмотрены следующие формы и методы мотивации детей:
- оформление персональных выставок;
- проведение занятий – путешествий, использование игровых моментов на занятиях;
- поощрение учащихся;
- рефлексия на занятиях (почта);
Формы и методы контроля.
Контроль усвоения программы осуществляется методами и формами:
- Наблюдение
В ходе наблюдения оценивается качество работ учащихся, критерии:
- Степень раскрытия темы, задания.
2 Содержания работы, соответствие заданной теме.
3 Компоновка изображения на плоскости листа.
4 Композиционное решение
5 Передача пропорций и сходства с предметами окружающей действительности.
6 Использование цвета или другого средства выразительности (подбор, создание оттенков, выразительность, линия, тон и т. д.).
7 Раскрытие индивидуальности.
- Анализ, самоанализ учащихся
- Для оценки собственных результатов, учащиеся проводят просмотр своих творческих работ. Вместе они обсуждают и размышляют, что удалось выполнить, а что еще впереди. Это помогает формировать адекватное отношение к себе и сверстникам.
- Диагностика
На начальном этапе усвоения знаний и навыков, воспитанники работают над собой. По этому, очень важно отследить и оценить достижения учащихся в освоении умений и навыков предмета. Диагностика помогает установить причины успехов и неудач, определить развитие умений, знаний. Освоение программы просматривается по следующим параметрам:
Ф.И.О. | Параметр | Показатель | ||
Высокий | Средний | Низкий | ||
Когнитивные умения | ||||
Декларативные знания | ||||
Процедурные знания |
Учащийся оценивается по высокому показателю, если он овладел навыками, знаниями и умениями в полной мере, по среднему показателю, если он овладел навыками и знаниями и умениями на 50 % (не владеет в полной мере техниками и приемами рисования, не обладает достаточным уровнем знаний и т.д.), по низкому показателю, если овладел навыками и знаниями менее чем наполовину.
Предполагаемые результаты освоения программы
- Развитие у учащихся когнитивных умений:
наблюдение
восприятие
образное мышление
- Овладение учащимися декларативными знаниями:
Владение понятийным аппаратом: цвет, линия, фон, гармония, ритм, светотень, тень.
Знание инструментов, материалов (кисти, гуашь, акварель, тушь, карандаши, бумага,
картон, пастель, восковые мелки) использование материалов в зависимости от композиции, сюжета.
Знание способов выполнения рисунка песком
Знания о жанрах и стилях: городской пейзаж, морской пейзаж, натюрморт.
Знания о техниках и приемах оформления предметов.
Знания особенностей жанра пейзаж
- Овладение учащимися процедурными знаниями:
Умение использовать цвет как средство передачи настроения, состояния. Смешение цветов.
Линия: умение применять разновидности линий и штриховки для передачи воздушной перспективы.
Фон: умение использовать фон как средства передачи состояния пейзажа.
Рисование в изученном жанре (самостоятельность, применение средств
выразительности, умение составлять композицию, передача характерных
особенностей, фантазия).
Условия реализации программы.
- Внутренние условия:
- Наличие материально-технической базы для реализации программы,
- Инструменты и приспособления: мольберты, кисти, ножи, мастихины, палитра, столы для песка, песок, планшеты и зажимы для пленэра.
- Материалы: пастель, восковые мелки, бумага разной фактуры, карандаши цветные и простые, уголь, ластик, шпатлевка.
- Одежда: фартуки, нарукавники.
- Оборудование: компьютер, экран, проектор, телевизор, CD проигрыватель.
- Наличие, совершенствование, непрерывное обновление методического обеспечения программы.
- Разработки занятий.
- Набор «Репродукции картин русских художников».
- Набор «Жанры живописи».
- Набор «Приемы и техники живописи».
- Набор «Репродукции И. И. Левитана».
- И. Репин «Портрет П.М. Третьякова».
- И. Айвазовский «Девятый вал», «Закат на море» .
- В.Д. Поленов «Золотая осень» «Московский дворик».
- А.К. Саврасов «Грачи прилетели».
- И.И. Левитан «Весна. Большая вода», «Март».
- И. Шишкин «Лесные дали», «Дубы»
- В. ван Гог «Подсолнухи».
Музыкальный ряд:
- И.И. Чайковский «Времена года».
- И. Штраус «Сказки Венского леса».
- С. Прокофьев «Петя и волк».
- Ф. Шопен «Ноктюрны»
- К. Сен – Санс «Карнавал животных».
- Непрерывное системное отслеживание процесса достижения поставленных целей и задач программы. Создание системы мониторинга объединяющей основные компоненты образовательно-воспитательного процесса.
2. Внешние условия:
- Включение родителей в образовательно-воспитательный процесс (совместное творчество детей и родителей на пленэре и рисовании песком.
Список литературы:
Список литературы для педагога:
- В.Луконин, Н.Померанцева. – М.: Искусство, 1976. – 375 с.
- Всемирная энциклопедия искусств.
- Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? –М, 1998 г.
- Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество : пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов. – М.: Просвещение, 2011. – 80 с.
- Дмитриева Н.А. Михаил Врубель. Жизнь и творчество. М., 1984.
- Зингер-Головкина М.Л. Живопись конца XIX - начала XX века / Шедевры Государственной Третьяковской галереи. М., 2001.
- Илья Глазунов. Альбом. М., 1937. С. 25.
- Ионина Н.А. Сто великих картин. М.: Вече, 2002.
- Искусство: Живопись; Скульптура; Архитектура; Графика: Кн. для учителя. В 3-х ч. Ч. 1. Древний мир. Средние века. Эпоха Возрождения / Сост. М.В.Алпатов и др. изд., испр. и доп. – М.: «Просвещение», 1987. – 288 с., ил.
- Изобразительное искусство 5-9 класс: программа для общеобразовательных учреждений / В.С. Кузин, С.П. Ломов, Е.В. Шорохов и др. – М.: Дрофа, 2007, - 46 с.
- Кокшенева К.А. Самые знаменитые живописцы России. М., 2002.
- Михайлов А.М. Искусство акварели. – М.: Изобразительное искусство, 1995. – 70 с.
- Модели основной образовательной программы образовательного учреждения: опыт регионов. Начальная школа / А.В. Вольтов, И.В. Муштавинская, С.И. Петрова и др.; под ред. Н.И. Роговцевой. – М.: Просвщение, 2011. – 110 с.
- Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. – Обнинск: Центр педагогического образования, 2008. – 224 с.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. - М.: Просвещение, 2011. – 111 с.
- Программы дополнительного художественного образования детей / Т.А. Копцева, Н.В. Гросул, И.М. Красильников и др. - М.: Просвщение, 2005. – 238 с.
- Русские художники от «А» до «Я». М., 2000.
- Трибис Е.Е. Живопись. Что о ней должен знать современный человек.- М: РИПОЛ КЛАССИК, 2003. – 384 с.: ил.
- Основы композиции. – Обнинск: Титул, 1996. – 60 с.
- Шанина Н.Ф. Сказка в творчестве русских художников.-М, 1969 г.
Список литературы для учащихся:
- Бианки В. Лесная газета.
- Постникова Т.В. История искусства для детей. Античность. – М.: Росмэн, 2002. – 650 с.
- Кузин В.С. Изобразительное искусство. Учебник. – М.: Дрофа, 2010. – 110 с.
- Лишикина О.Б. Мировая художественная культура. Часть I. Учебное пособие для старших классов средней школы. – СПб.: «Специальная Литература», 1997. – 320 с., ил.
- Маршак С.Я. Зоопарк.
- Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. – Обнинск: Титул, 1996. – 200 с.
- Энциклопедия для детей. Т.7. /Глав. Ред. М.Д.Аксенова.- М, 1997. - с.: ил.
- Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Часть 2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство XVII-XX веков. / Гл. ред. М.Д. Аксёнова М.: Аванта +, 1999.
- Энциклопедия мировой живописи / Сост. Т.Г.Петровец, Ю.В.Садомова. М.: Олма-пресс, 2002
- Энциклопедия мировой живописи. М., 2002 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Краткосрочный образовательный проект по бумаготворчеству "Использование народных мотивов в бумаготворчестве"
Методический паспорт учебного проектаВозраст учащихся:5-7 классыКоличество учащихся в группе: 3-5 человекаВремя освоения проекта:15 учебных занятий по 2 учебных часа Цель: изготовление рабо...
Пояснительная записка к краткосрочной образовательной программе "Волшебный клубок"
Данная краткосрочная образовательная программа «Волшебный клубок» создана для решения проблемы воспитания через приобщение учащихся к творчеству и рукоделию и ориентирует учащихся на основную образова...
Краткосрочный образовательный проект "Если хочешь быть здоров"
паспорт краткосрочного образовательного проекта "Если хочешь быть здоров!" для детей старшей группы...
Краткосрочные образовательные программы для лиц с инвалидностью в рамках программ СПА
Краткосрочные образовательные программы для лиц с инвалидностью в рамках программ СПА...
Краткосрочная образовательная программа дополнительного образования
Краткосрочная образовательная программа дополнительного образования "Подготовка к прохождению ГИА" по обществознанию для 9-го класса...
Краткосрочный образовательный маршрут "Авиамодель"
Краткосрочный образовательный маршрут "Авиамодель" для летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Юный техник"...