Краткосрочная образовательная программа "Юный художник"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему

Орефкова Любовь Владимировна

Знакомство с жанром "пейзаж", при этом используя разные техники, способы, направления. Краткосрочная образовательная программа, расчитана на 1 месяц обучения. Может использоваться как курсы для начинающих.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Юный художник"46.07 КБ

Предварительный просмотр:

Составители  программы

Орефкова Любовь Владимировна, Зыков Леонид Владимирович педагог дополнительного образования

Руководитель  программы

Директор   МАУ ДО СР "Центр "Созвездие" им. Героя Советского Союза Гришина И.Т."

Васянин О.Н.

Территория

г. Советский

Юридический  адрес  организации

Тюменская  область, Ханты- Мансийский  автономный  округ -  Югра,  г. Советский, ул. 50 лет Пионерии, 4.

Телефон, факс

3-07-74

Цель  и  задачи  программы

Целью образовательной  программы «Юный художник», является создание условий для активизации творческих способностей учащихся, формирования и развития когнитивных умений, декларативных и процедурных знаний посредством изобразительного искусства.

Задачи программы:

•        Развить творческий потенциал  и интуицию;

•        Развить внимание, образное и логическое мышление, память, умение сопоставлять, видеть сходство и различие;

•        Познакомить с основами изобразительного искусства, его техниками, жанрами, видами, стилями;

•        Развить  художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение;

•        Развить восприятие в целом (восприятие краев, углов, пропорций, форм, пространства, света и тени);

•        Развить умения  владеть кистью, карандашом и другими инструментами, выражать себя посредством цветового и фактурного решения;

Познакомить с направлением «Sand- Art» (рисованием песком);

• Способствовать формированию  благоприятной здоровьесберегающей  среды на занятиях.

Содержательные блоки программы

 «Мой маленький мир»

« Я художник»!

«Времена года»

«Пленэр»

Предполагаемый результат

  • Развитие у обучающихся  когнитивных  умений:

умение наблюдать,

умение восприятия,

умение быть внимательным,

умение образно мыслить,

умение сопоставлять,

умение сравнивать,

умение логически и не логически мыслить.  

  • Овладение декларативными  знаниями:

знаниями  об основах изобразительного искусства,

знаниями о стилях и жанрах изобразительного искусства,

понятиями о форме, цвете, пропорциях и т.д.,

знаниями о материалах, применяемых в изодеятельности, их фактуре и свойствах,

знаниями о декоративно- прикладном искусстве

  • Овладение процедурными знаниями:  

знаниями о способах применения техник изобразительного искусства в жанре пейзаж, техник декоративно- прикладного искусства;

Знаниями о способах применения техник в направлении «Sand- Art»; знаниями об использовании инструментов, применяемых   в  изодеятельности и декоративно – прикладном искусстве.

Направленность

Художественная

Срок  реализации

1 месяц

Место  реализации

Тюменская  область, Ханты - Мансийский  автономный  округ- ЮГРА, г. Советский

Официальный  язык  программы

 Русский

Количество  детей

От 10 до 15 человек в группе, в возрасте от 7 до 14 лет

География участников

Учащиеся Советского района

Пояснительная записка

Всю жизнь человек рисует, начиная с самого детства. Вспомните себя маленьким, когда вы с удовольствием рисовали палочкой на песке, мелком на тротуаре или дома на листе бумаги, особенно были интересны те места, где взрослые рисовать не разрешали.  На самом деле рисовать можно где угодно и чем угодно. Рисование - неотьемлемая часть в жизни каждого ребенка. С помощью рисунка, ребенок отражает свой внутренний мир, эмоции, впечатления от увиденного. Ребенок любит творить, удивляться чему - то новому, особенно если это сделано своими руками.

Изобразительное искусство влечет не только детей, но и взрослых. Многие выдающиеся  художники минувших лет посвящали себя определенному жанру в искусстве. В настоящее время так же существуют художники портретисты, морьеристы, пейзажисты,  некоторые художники исполняют  свои работы  в жанре натюрморт.  Расширяются направления и возможности реализовать свои творческие фантазии.

Пейзаж, всегда был основным жанром в обучении изобразительному искусству. В школах, изостудиях и в высших заведениях всегда находилось место пейзажу (наброски, зарисовки с натуры, выполнение этюдов), часто это выполнялось на открытом воздухе – на пленэре.

Образовательная программа «Юный художник»  направлена на углубленное изучение жанра пейзаж. Техники, способы, методы – все это позволит научиться детям, выполнять творческую работу в этом жанре. Для расширения кругозора дети познакомятся с тем, как работают настоящие художники, побывав на пленэре в чертах города. В основе занятий лежит метод правополушарного рисования. Этот метод был разработан учеными:  Р. Сперри, Э.А. Костандовым. В виде тренингов его активно   применяла  американская художница Бетти Эдвардс. Суть тренингов  в том, чтобы активировать способности правого полушария для  раскрытия творческого потенциала. Ребенок не задумывается о своих способностях, не думает, какие использовать материалы или инструменты. Но в результате он создает картину, на которую не был способен прежде. В программе «Юный художник» содержится новое направление  в искусстве - «Sand- Art» (рисование песком). Впервые это направление было использовано художницей- аниматором Кэролин Лиф в 1969 году она создала первый фильм из песка.  В настоящее время оно активно используется в изобразительных студиях и студиях анимации. Это направление так же позволит активно использовать метод правополушарного рисования на изучение жанра «пейзаж».

.Программа составлена в соответствии с Федеральным законом
Российской Федерации от 29.12.12 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", СанПиН 2.4.4.3172-14, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности в по дополнительным общеобразовательным программам», Уставом МАУ ДО СР «Центр «Созвездие» им. Героя Советского Союза Гришина И.Т.

        Актуальность программы обусловлена тем, что дети увлечены технологическим новшеством, замыкаются и закрываются в себе. Забывают о своем творческом потенциале, о способностях творить и создавать что - то новое. Программа «Юный художник» направлена на раскрытие творческих способностей посредством изобразительного искусства, и направления «Sand- Art»,  именно в жанре пейзаж.

         Новизна программы  «Юный художник» состоит в том, что в основе  занятий лежит  правополушарный метод рисования, что позволяет учащимся научиться рисовать. Данный метод активно используется в изобразительной деятельности, углублен в познании жанра «пейзаж». Так же используется новое направление в искусстве – рисование песком. Что позволит ребенку выполнить изображение в процессе релаксации. Ребятам  дается ряд специальных увлекательных упражнений, обращенных к правой, интуитивно-образной части нашего мозга, которые позволяют взглянуть на мир глазами художника. Так дети с легкостью осваивают техники и приемы изобразительного искусства. Использование данного метода с элементами здоровьесберегающих технологий позволяет создавать на занятиях благоприятную, психологически - комфортную  здоровьесберегающую среду, что способствует формированию устойчивого психического и физического здоровья учащихся.

Педагогическая целесообразность программы в том, что занятия направлены, на раскрытие творческих способностей,  индивидуальности, развитие таланта.

Целью программы «Юный художник» является создание условий для активизации творческих способностей учащихся, формирования и развития когнитивных умений, декларативных и процедурных знаний посредством изобразительного искусства.

       По  продолжительности образовательная  программа  является  краткосрочной, реализуется в течение 1 месяца по  6 часов в неделю. Итого 24 часа.  Предназначена  для детей в возрасте  7- 14 лет.

       Немало важно то, что  программа учитывает  психологические,  физиологические  и социальные  особенности   детей.  

       Занятия направлены на: раскрытие творческого потенциала учащихся, развитие правополушарного мышления, психологическую адаптацию детей в коллективе. Активизацию наблюдательности и фантазии, умение пользоваться несложными материалами (кисти, акварель, гуашь, тушь, перья и т.д.). применяя направление «Sand- Art» для выполнения рисунка,  включая декоративно- прикладное искусство. Затем педагог постепенно и ненавязчиво вовлекает ребенка в учебный процесс, усложняя материал, представляя новые техники и приемы рисования.

 Содержательной основой программы являются четыре блока:  

1 «Мой маленький мир»

2 «Я художник!»

3 «Времена года»

4 «Пленэр»

Основные блоки программы

Содержание блоков

«Мой маленький мир»

Упражнения, тренинги по активизации правополушарного рисования (упражнения на бумаге - фон и цвет); Знакомство с жанрами изобразительного искусства.

«Я художник!»

Применение метода правополушарного рисования. Линия на бумаге (использование графических материалов, нетрадиционные техники рисования), создание творческих работ в жанре «пейзаж». Применения направления «Sand- Art».

«Времена года»

«Пейзаж» в разных временах года и времени  суток.

«Пленэр»

Рисование на открытом воздухе с натуры, используя полученные знания. Знакомство с перспективой.

Предполагаемые результаты освоения программы:

-  Развитие у обучающихся  когнитивных  умений:

умение наблюдать,

умение восприятия,

умение быть внимательным,

умение образно мыслить,

умение сопоставлять,

умение сравнивать,

умение логически и не логически мыслить.  

-  Овладение декларативными  знаниями:

знаниями  об основах изобразительного искусства,

знаниями о стилях и жанрах изобразительного искусства,

понятиями о форме, цвете, пропорциях и т.д.,

знаниями о материалах, применяемых в изодеятельности, их фактуре и свойствах,

знаниями о декоративно- прикладном искусстве

-  Овладение процедурными знаниями:  

знаниями о способах применения техник изобразительного искусства,

знаниями о способах применения техник в направлении «Sand- Art»;

знаниями об использовании инструментов, применяемых   в  изодеятельности

Учебно-тематический план

№ п/п

Разделы  темы

Количество часов

теория

практика

всего

1

«Мой маленький мир»

1

4

5

2

«Я художник!»

1

7

8

3

«Времена года»

1

5

6

4

«Пленэр»

1

4

5

ИТОГО: 24 часа

Содержание программы

  1.       «Мой маленький мир»

Теория: Тренинг креативности, упражнения на знакомство с цветом и светом, с дополнительными цветами, контрастом. Знакомство с жанрами изобразительного искусства.

Практика: упражнения на бумаге с использованием красок (восприятие, эмоции, воображение), декоративные работы краской на цветовой и световой контраст, рисунок творческой декоративной работы на восприятие цвета.

       2         «Я художник!»

Теория: знакомство с линией, тоном. Приемы линии, формы, нетрадиционные техники рисования. Направление Знаниями о способах применения техник в направлении «Sand- Art»( рисование песком);

Практика: упражнения с использованием линии, наброски с натуры с введением тона; точечный рисунок на диске; рельефный рисунок с использованием шпатлевки; рисунок на песке;  пастозный рисунок мастихином, с процарапыванием в жанре «пейзаж».

  1.  «Времена года»

Теория: знакомство с пейзажем в разное время года и время суток.

Практика: рисунок в жанре «пейзаж» в разное время года, разное время суток. Используя не традиционную  технику  рисунка.

  1. «Пленэр»

Теория: знакомство с пейзажем на открытом воздухе. Рисование с натуры.

Практика: Рисование с натуры с применением полученных навыков, перспектива с легким введением тона, наброски и зарисовки.

Методическое обеспечение программы

В основе программы «Юный художник» лежат следующие технологии:

  • Технология личностно- ориентированная ставит в центр личность ребенка, его комфорт. Создает условия для его развития, раскрытия его творческого потенциала.
  • Технологии гуманизации и демократизации отношений, которые предусматривают формирование доверительных отношений педагога и учащегося, учитывает  индивидуальный подход к каждому ребенку.
  • Педагогические технологии, содействующие здоровью: технологии формирующие ЗОЖ. Данные технологии направлены на создание благоприятной психолого-педагогической среды для оптимальной организации образовательно - воспитательного процесса.
  • Технологии развивающего обучения, предусматривают развитие творческих и познавательных способностей ребенка, его самоопределение и самореализацию.

Применяемые технологии имеют взаимосвязь игровой, образовательной, творческой и познавательной деятельности ребенка. Обучение происходит на уровне его возможностей и способностей; развитие способностей ребенка, его индивидуальности;  самоопределение и самореализация учащихся.

Программой предусмотрены следующие формы организации занятий:

  • традиционные занятия с  элементами дифференциации и индивидуализации;
  • индивидуальная работа,
  • групповая  работа,
  • система «малых» групп,
  • система «консультант»,
  • разновозрастные группы.

        С целью стимулирования учащихся, сплочения коллектива, формирования устойчивого интереса к занятиям изобразительной деятельностью, раскрытия творческого потенциала детей  предусмотрены следующие формы и методы мотивации детей:

- оформление персональных выставок;

- проведение занятий – путешествий, использование игровых моментов на занятиях;

- поощрение учащихся;

- рефлексия на занятиях (почта);

Формы и методы контроля.

Контроль  усвоения программы осуществляется методами и формами:

  • Наблюдение

В ходе наблюдения оценивается качество работ учащихся, критерии:

  1. Степень раскрытия темы, задания.

2    Содержания работы, соответствие заданной теме.

3    Компоновка изображения на плоскости листа.

4    Композиционное решение

5   Передача пропорций и сходства с предметами окружающей действительности.

6 Использование цвета или другого средства выразительности (подбор, создание оттенков, выразительность, линия, тон и т. д.).

7  Раскрытие индивидуальности.

  • Анализ, самоанализ учащихся
  • Для оценки собственных результатов, учащиеся проводят просмотр своих творческих работ. Вместе они обсуждают и размышляют, что удалось выполнить, а что еще впереди. Это помогает формировать адекватное отношение к себе и сверстникам.

  • Диагностика

На начальном этапе усвоения знаний и навыков, воспитанники работают над собой. По этому, очень важно отследить и оценить достижения учащихся  в освоении  умений и навыков предмета.  Диагностика помогает установить причины успехов и неудач, определить развитие умений, знаний. Освоение программы просматривается по следующим параметрам:

Ф.И.О.

Параметр

        Показатель        

Высокий

Средний

Низкий

Когнитивные умения

Декларативные знания

Процедурные знания

Учащийся оценивается по высокому показателю,  если он овладел навыками, знаниями и умениями  в полной мере, по среднему показателю,  если он овладел навыками и знаниями и умениями  на 50 % (не владеет в полной мере техниками и приемами рисования,  не обладает достаточным уровнем знаний и т.д.), по низкому показателю, если овладел навыками и знаниями менее чем наполовину.

Предполагаемые результаты освоения программы

  • Развитие у учащихся  когнитивных  умений:

наблюдение        

восприятие

образное мышление

  • Овладение  учащимися декларативными  знаниями:

Владение понятийным аппаратом: цвет, линия, фон, гармония, ритм, светотень,  тень.

Знание инструментов, материалов (кисти, гуашь, акварель, тушь, карандаши, бумага,  

            картон, пастель, восковые мелки)  использование материалов в зависимости от композиции,   сюжета.

Знание способов  выполнения рисунка песком

            Знания о жанрах и стилях: городской пейзаж, морской пейзаж, натюрморт.  

            Знания о техниках и приемах оформления предметов.  

            Знания особенностей жанра  пейзаж

  • Овладение учащимися процедурными знаниями:  

Умение использовать цвет как средство передачи настроения, состояния. Смешение цветов.

Линия: умение применять разновидности линий и штриховки для передачи воздушной перспективы.

Фон: умение использовать фон как средства передачи состояния пейзажа.

Рисование в изученном  жанре  (самостоятельность,    применение средств  

выразительности, умение составлять композицию, передача характерных

особенностей, фантазия).

Условия реализации программы.

  1. Внутренние условия:
  • Наличие материально-технической базы для реализации программы,
  1. Инструменты и приспособления: мольберты, кисти, ножи, мастихины, палитра, столы для песка, песок, планшеты и зажимы для пленэра.
  2. Материалы: пастель, восковые мелки, бумага разной фактуры, карандаши цветные и простые, уголь, ластик, шпатлевка.
  3. Одежда: фартуки, нарукавники.
  4. Оборудование: компьютер, экран, проектор, телевизор, CD проигрыватель.
  • Наличие, совершенствование, непрерывное обновление методического обеспечения программы.
  1. Разработки занятий.
  2. Набор «Репродукции картин русских художников».
  3. Набор «Жанры живописи».
  4. Набор «Приемы и техники живописи».
  5. Набор «Репродукции И. И. Левитана».
  6. И. Репин «Портрет П.М. Третьякова».
  7. И. Айвазовский «Девятый вал», «Закат на море» .
  8. В.Д. Поленов «Золотая осень» «Московский дворик».
  9. А.К. Саврасов «Грачи прилетели».        
  10. И.И. Левитан «Весна. Большая вода», «Март».        
  11. И. Шишкин «Лесные дали», «Дубы»
  12. В. ван Гог «Подсолнухи».

Музыкальный ряд:

  1. И.И. Чайковский «Времена года».
  2. И. Штраус «Сказки Венского леса».
  3. С. Прокофьев «Петя и волк».
  4. Ф. Шопен «Ноктюрны»
  5. К. Сен – Санс «Карнавал животных».
  • Непрерывное системное отслеживание процесса достижения  поставленных целей и задач программы. Создание системы мониторинга объединяющей основные компоненты образовательно-воспитательного процесса.

      2. Внешние условия:

  • Включение родителей в образовательно-воспитательный процесс (совместное творчество детей и родителей на пленэре и рисовании песком.

Список литературы:

Список литературы для педагога:

  1. В.Луконин, Н.Померанцева. – М.: Искусство, 1976. – 375 с.
  2. Всемирная энциклопедия искусств.
  3. Герчук Ю.Я. Что такое орнамент? –М, 1998 г.
  4. Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество : пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов. – М.: Просвещение, 2011. – 80 с.
  5. Дмитриева Н.А. Михаил Врубель. Жизнь и творчество. М., 1984.
  6. Зингер-Головкина М.Л. Живопись конца XIX - начала XX века / Шедевры Государственной Третьяковской галереи.  М., 2001.
  7. Илья Глазунов. Альбом. М., 1937. С. 25.
  8. Ионина Н.А. Сто великих картин.  М.: Вече, 2002.
  9. Искусство: Живопись; Скульптура; Архитектура; Графика: Кн. для учителя. В 3-х ч. Ч. 1. Древний мир. Средние века. Эпоха Возрождения / Сост. М.В.Алпатов и др. изд., испр. и доп. – М.: «Просвещение», 1987. – 288 с., ил.
  10. Изобразительное искусство 5-9 класс: программа для общеобразовательных учреждений / В.С. Кузин, С.П. Ломов, Е.В. Шорохов и др. – М.: Дрофа, 2007, - 46 с.
  11. Кокшенева К.А. Самые знаменитые живописцы России. М., 2002.
  12. Михайлов А.М. Искусство акварели. – М.: Изобразительное искусство, 1995. – 70 с.
  13. Модели основной образовательной программы образовательного учреждения: опыт регионов. Начальная школа / А.В. Вольтов, И.В. Муштавинская, С.И. Петрова и др.; под ред. Н.И. Роговцевой. – М.: Просвщение, 2011. – 110 с.
  14. Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. – Обнинск: Центр педагогического образования, 2008. – 224 с.
  15. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. - М.: Просвещение, 2011. – 111 с.
  16. Программы дополнительного художественного образования детей / Т.А. Копцева, Н.В. Гросул, И.М. Красильников и др. - М.: Просвщение, 2005. – 238 с.
  17. Русские художники от «А» до «Я». М., 2000.
  18. Трибис Е.Е. Живопись. Что о ней должен знать современный человек.- М: РИПОЛ  КЛАССИК, 2003. – 384 с.: ил.
  19. Основы композиции. – Обнинск: Титул, 1996. – 60 с.
  20. Шанина Н.Ф. Сказка в творчестве русских художников.-М, 1969 г.

Список литературы для учащихся:

  1. Бианки В. Лесная газета.
  2. Постникова Т.В. История искусства для детей. Античность. – М.: Росмэн, 2002. – 650 с.
  3. Кузин В.С.  Изобразительное искусство. Учебник. – М.: Дрофа, 2010. – 110 с.
  4. Лишикина О.Б. Мировая художественная культура. Часть I. Учебное пособие для старших классов средней школы. – СПб.: «Специальная Литература», 1997. – 320 с., ил.
  5. Маршак С.Я. Зоопарк.
  6. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. – Обнинск: Титул, 1996. – 200 с.
  7. Энциклопедия для детей. Т.7. /Глав. Ред. М.Д.Аксенова.- М, 1997. -   с.: ил.
  8. Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Часть 2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство XVII-XX веков. / Гл. ред. М.Д. Аксёнова М.: Аванта +, 1999.
  9. Энциклопедия мировой живописи / Сост. Т.Г.Петровец, Ю.В.Садомова.  М.: Олма-пресс, 2002
  10. Энциклопедия мировой живописи. М., 2002 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный образовательный проект по бумаготворчеству "Использование народных мотивов в бумаготворчестве"

Методический паспорт учебного проектаВозраст учащихся:5-7 классыКоличество учащихся в группе: 3-5 человекаВремя освоения проекта:15 учебных занятий по 2 учебных часа Цель: изготовление рабо...

Пояснительная записка к краткосрочной образовательной программе "Волшебный клубок"

Данная краткосрочная образовательная программа «Волшебный клубок» создана для решения проблемы воспитания через приобщение учащихся к творчеству и рукоделию и ориентирует учащихся на основную образова...

Краткосрочный образовательный проект "Если хочешь быть здоров"

паспорт краткосрочного образовательного проекта "Если хочешь быть здоров!"  для детей  старшей группы...

Краткосрочные образовательные программы для лиц с инвалидностью в рамках программ СПА

Краткосрочные образовательные программы для лиц с инвалидностью в рамках программ СПА...

Краткосрочная образовательная программа дополнительного образования

Краткосрочная образовательная программа дополнительного образования "Подготовка к прохождению ГИА" по обществознанию для 9-го класса...

Краткосрочный образовательный маршрут "Авиамодель"

Краткосрочный образовательный маршрут  "Авиамодель" для летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Юный техник"...