Авторская программа "Юный художник"
учебно-методическое пособие по изобразительному искусству (изо) на тему
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов в начальном образовании относятся развитие творческих способностей детей. Данная программа направлена на художественно-эстетическое развитие детей младшего школьного возраста через приобщение их к изобразительной деятельности и литературе. Предлагаемый курс разработан и апробирован в МБОУ «Староильдеряковская СОШ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtorskaya_metodicheskaya_razrabotka.doc | 127 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ«Староильдеряковская СОШ»
Аксубаевский муниципальный район РТ
Авторская программа
дополнительного образования детей
Автор:
Зольникова Елена Владимировна
Место работы:
МБОУ «Староильдеряковская СОШ»
Аксубаевского района
Должность:
Учитель изобразительного искусства и черчения
Дополнительные сведения:
Программа предназначена для уч-ся 3-4 классов
2013 год
Дети должны жить в мире
красоты, игры, сказки, музыки,
рисунка, фантазии, творчества.
Сухомлинский Василий Александрович
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная область программы
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов в начальном образовании относятся развитие творческих способностей детей. Данная программа направлена на художественно-эстетическое развитие детей младшего школьного возраста через приобщение их к изобразительной деятельности и литературе. Предлагаемый курс разработан и апробирован в МБОУ «Староильдеряковская СОШ»
Концепция программы
Необходимость введения интегрированного курса направлено на создание условий для развития творческой личности ребенка. Художественное воспитание детей в современной системе воспитания не может быть второстепенным. Изобразительное искусство, бумажная пластика, художественное конструирование, чтение - наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Работа с различными материалами, в различных художественных техниках, чтение художественной литературы расширяет возможности ребенка, развивает пространство воображения, творческие способности.
Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать
и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспитательного
процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей
развивается абстрактное, логическое и эмоциональное
мышление, внимание, наблюдательность, воображение.
Данная программа ориентирована на то, чтобы дети приобрели определённые знания по литературе и теории изобразительного искусства, а также основополагающие практические умения и навыки в данной сфере. Последние в дальнейшем станут хорошей основой для продолжения занятий в тех видах деятельности, которые окажутся наиболее привлекательными для конкретного ребёнка и будут выбраны им для дальнейших углублённых занятий по специализированным программам – таким как: «Цветоведение», «Рисунок», «Графика», «Скульптура», «Роспись на ткани» и т.п.
Новизна программы:
Новизна программы заключается в том, что в учебный план включает изучение новых нетрадиционных художественных техник через литературные произведений, для развития творческого воображения через восприятия и рисунок.
Программа дает возможность уч-ся в течение 1 года получить комплекс теоретических вопросов в их деятельно – практическом аспекте.
Оценка деятельности учащихся оценивается бальной рейтинговой системой.
Роль и место данного кружка в обучении:
Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как изобразительное искусство и литература.
Цели:
- Развитие творческой личности младшего школьника средствами искусства, литературы и получение опыта художественно-творческой деятельности;
- Творческая самореализация, самообразования обучающегося;
Задачи:
Обучающие (связаны с овладением детьми основами изобразительной деятельности и нетрадиционными техниками):
- знакомство с жанрами изобразительного искусства;
- знакомство с различными художественными материалами и нетрадиционными техниками изобразительной деятельности;
- овладение основами перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения;
- приобретение умения грамотно строить композицию с выделением композиционного центра.
Развивающие (связаны с совершенствованием общих способностей обучающихся и приобретением детьми общеучебных умений и навыков, обеспечивающих освоение содержания программы):
- развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения;
- развитие колористического видения;
- развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное через художественное произведение;
- улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;
- формирование организационно-управленческих умений и навыков (планировать свою деятельность; определять её проблемы и их причины; содержать в порядке своё рабочее место);
- развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим, разрешать конфликтные ситуации).
Воспитательные: (связаны с развитием личностных качеств, содействующих освоению содержания программы; выражаются через отношение ребёнка к обществу, другим людям, самому себе):
- формирование у детей устойчивого интереса к искусству, литературе и занятиям художественным творчеством;
- формирование уважительного отношения к искусству разных стран и народов;
- воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия;
- воспитание аккуратности.
Сроки реализации программы:
Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия в группе с первого года проходят 1 раз в неделю по 2 часа. В группу принимаются все поступающие. Специального набора не производится.
1 год - 76 часов в год
Наполняемость учебной группы: в группе обучения должно быть, как правило, 15 человек. Небольшая численности продиктовано необходимостью проведения индивидуально-групповой работы с детьми.
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
- репродуктивный (воспроизводящий);
- иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
- проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
- эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения).
В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется чтением художественной литературы.
Формы и режим занятий
Для реализации программы используются несколько форм занятий:
Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год. На этом занятии желательно присутствие родителей обучающихся (особенно 1-го года обучения).
Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).
Занятие с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.
Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.
Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка.
Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей.
Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.
Конкурсное игровое занятие – строится в виде соревнования в игровой форме для стимулирования творчества детей.
Занятие-экскурсия – проводится в музее, на выставке с последующим обсуждением в изостудии.
Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных задач.
Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.
Режим занятий
Занятия учебных групп проводятся:
–один раз в неделю по 2 часа с 10-минутным перерывом;
Предполагаемые результаты
-учащиеся приобретают углубленные знания изучаемых предметов:
литературы и рисования.
-Расширяется их природный творческий потенциал и способности.
-Обогащается духовный мир воспитанников, развивается эстетический
вкус, аккуратность, стремление к прекрасному, трудолюбие.
-Развивается компетентность обучаемых в применении своих знаний и
умений в практической деятельности, нестандартной ситуации.
-Поступление в художественное учебное заведение
К концу обучения дети будут знать:
- основные и дополнительные цвета;
- цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета);
- понятие симметрии;
- контрасты форм;
- свойства красок и графических материалов;
- азы воздушной перспективы (дальше, ближе);
- нетрадиционные техники рисования(монотипия, акватипия, граттаж,
печать-клише)
уметь:
- смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;
- правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом;
- грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки;
- работать самостоятельно и в коллективе;
у них получат развитие общеучебные умения и личностные качества:
- умение организовывать и содержать в порядке своё рабочее место;
- трудолюбие;
- самостоятельность;
- уверенность в своих силах.
у них получат развитие общеучебные умения и личностные качества:
- умение работать в группе;
- умение уступать;
- ответственность;
- самокритичность;
- самоконтроль.
Способы проверки результатов
В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:
- текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);
- промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);
- итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).
Выявление достигнутых результатов осуществляется:
- через отчётные просмотры законченных работ.
Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения
№ п/п | Наименование разделов и тем по изобразительному искусству | Литература | Количество часов | ||
Теорет. | Практич. | Всего | |||
1 | Введение в программу | 2 | - | 2 | |
1.1 | Знакомство с программой. Особенности первого года обучения | Русские волшебные сказки. Понятие фольклорной сказки. Схема сюжета в сказке («бродячие сюжеты»). Идея единства и связи всего живого: человека, животных, растений. Группы сказок.
| 1,5 | - | 1,5 |
1.2 | Правила техники безопасности в изостудии | 0,5 | - | 0,5 | |
2 | Живопись | 4 | 20 | 24 | |
2.1 | Свойства красок | Сценка “Разговор красок” | 1 | 2 | 3 |
2.2 | Королева Кисточка и волшебные превращения красок | Викторина по сказке Евгения Пермяка «Волшебные краски» Разноцветные загадки | 0,5 | 3,5 | 4 |
2.3 | Праздник тёплых и холодных цветов | «Снегурочка», «Колобок» | 0,5 | 3,5 | 4 |
2.4 | Серо-чёрный мир красок | 0,5 | 3,5 | 4 | |
2.5 | Красочное настроение | Придумай сказку. | 0,5 | 4,5 | 5 |
3 | Рисунок | 3 | 21 | 24 | |
3.1 | Волшебная линия | Аксаков С. «Аленький цветочек» | 1 | 4 | 5 |
3.2 | Точка | Аксаков С. «Аленький цветочек» | 0,5 | 3,5 | 4 |
3.3 | Пятно | Аксаков С. «Аленький цветочек» | 0,5 | 3,5 | 4 |
3.4 | Форма | Аксаков С. «Аленький цветочек» | 0,5 | 3,5 | 4 |
3.5 | Контраст форм | Аксаков С. «Аленький цветочек» | 0,5 | 3,5 | 4 |
4 | Нетрадиционные художественные техники | 4 | 20 | 24 | |
4.1 | Монотипия | Ушинский К. Д. Рассказы и сказки | 1 | 5 | 6 |
4.2 | Печать-клише | Сказки про зверей | 1 | 5 | 6 |
4.3 | Граттаж | Цветик-семицветик - Катаев В. | 1 | 5 | 6 |
4.4 | Акватипии | Выбор произведения самостоятельно | 1 | 5 | 6 |
7 | Экскурсии в музеи и на выставки | 2 | - | 2 | |
8 | 15 | 61 | 76 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Введение в программу.
Тема 1.1. Знакомство с программой. Особенности первого года обучения.
Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом первого года обучения. Основные формы работы. Русские волшебные сказки. Понятие фольклорной сказки. Схема сюжета в сказке («бродячие сюжеты»). Идея единства и связи всего живого: человека, животных, растений. Группы сказок.
Знакомство детей друг с другом. Игра «Знакомство», «Паутинка»
Тема 1.2. Правила техники безопасности в изостудии.
Техника безопасности в изостудии. Организация рабочего места. Знакомство с художественными материалами и оборудованием.
Раздел 2. Живопись.
Живопись как язык цвета, цветное изображение мира. Отождествление художника и волшебника в древние времена.
Тема 2.1. Свойства красок.
Особенности гуаши: плотность, густая консистенция, возможность использования для перекрытия одного слоя краски другим, легкость смешивания, возможность получения разнообразных спецэффектов.
Особенности акварели: прозрачность, «нежность». Знакомство с различными приемами работы акварелью. Особенности рисования по сухой и влажной бумаге (вливания цвета в цвет).
Экспериментирование в работе с акварелью (снятие краски губкой, использование соли и выдувание соломинкой акварельных клякс).
Сценка “Разговор красок” .
Практическое занятие. Работа с красками. Выполнение заданий: «Танец дружных красок», «Ссора красок», «Сказочные коврики», «Витражные окошки».
Тема 2.2. Королева Кисточка и волшебные превращения красок.
Знакомство с историей возникновения кисти. Различные типы кистей: жёсткие и мягкие, круглые и плоские, большие и маленькие. Правила работы и уход за кистями. Понятие различных видов мазков, полученных при разном нажиме на кисть: «штрих-дождик», «звёздочка», «кирпичик», «волна». Главные краски на службе у Королевы Кисточки (красная, синяя, жёлтая), секрет их волшебства. Способы получения составных цветов путем смешивания главных красок.
Викторина по сказке Евгения Пермяка «Волшебные краски».
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Радуга-дуга», «Праздничный букет», «Разноцветные загадки».
Тема 2.3. Праздник тёплых и холодных цветов.
Знакомство с богатой красочной палитрой на примере природных явлений (гроза, снежная буря, огонь, извержение вулкана). Деление цветов на тёплые и холодные. Особенности тёплых цветов (ощущение тепла, согревания). Особенности холодных цветов (чувство прохлады). Взаимодополнения тёплых и холодных цветов. Обсуждение сказок «Снегурочка», «Колобок».
Практическое занятие. Выполнение заданий: упражнение на зрительную и ассоциативную память «Холод – тепло», «Сказочное солнышко».
Тема 2.4. Серо-чёрный мир красок.
Ахроматические цвета (цвета бесцветные, различающиеся по светлоте). Богатство оттенков серого цвета. «Волшебные» возможности ахроматической палитры и деление цветов от светло-серого до чёрного. Понятие возможной перспективы при использовании ахроматических цветов (дальше – светлее, ближе – темнее).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Сказочные горы», «Туман».
Тема 2.5. Красочное настроение.
Деления цветов на насыщенные (яркие) и малонасыщенные (блеклые). Насыщенность как степень отличия цвета от серого. Приёмы постепенного добавления в яркий цвет белой или чёрной краски. Блеклые красочные сочетания. Изменения «настроения цвета» при добавлении белой краски. Цветовые ощущения в результате добавления белой краски (нежность, лёгкость, воздушность). Цветовые ощущения при добавлении чёрной краски цвета (тяжесть, тревожность, загадочность).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Воздушные замки», «Дремучий лес».
Раздел 3. Рисунок.
Рисунок как непосредственный вид искусства. Рисунок простым карандашом, фломастером, шариковой или гелевой ручкой, углём, пастелью, тушью, восковыми мелками.
Тема 3.1. Волшебная линия.
Линии – начало всех начал. Классификация линий: короткие и длинные, простые и сложные, толстые и тонкие. «Характер линий» (злой, весёлый, спокойный, зубастый, хитрый, прыгучий). Из описания произведения Аксакова С. «Аленький цветочек».
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Линейная фантазия»,
Тема 3.2. Точка.
Точка – «подружка» линии. Способы получения точки на бумаги: лёгкое касание карандаша, касание другого рисующего предмета. «Характер точек»: жирные и тонкие, большие и маленькие, круглые и сложной формы. Техника пуантелизма (создание изображения при помощи одних лишь точек). Особенности работы в технике пуантелизма с использованием разнообразных изобразительных материалов (маркеры, пастель, цветные фломастеры и карандаши). Из описания произведения Аксакова С. «Аленький цветочек».
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Волшебные поляны», «По синему морю».
Тема 3.3. Пятно.
Пятно как украшение рисунка. «Характер пятен». Зависимость пятен от их плотности, размера и тональности. Техника создание пятна в рисунке. Изображение пятна разными способами: различным нажимом на рисовальный инструмент, наслоением штрихов друг на друга, нанесением на лист бумаги множества точек, сеточек или других элементов. Пятно, полученное с помощью заливки тушью (четкий контур, схожесть с силуэтом). Из описания произведения Аксакова С. «Аленький цветочек».
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Образ доброго и злого сказочного героя».
Тема 3.4. Форма.
Понимание формы предмета. Знакомство с различными видами форм (геометрическими, природными, фантазийными), способы их изображения на бумаге. Формы и ассоциации. Из описания произведения Аксакова С. «Аленький цветочек».
Практическое занятие. Задания-игры: «Построй сказочный терем», «Дорисуй чудо-юдо».
Раздел 4. Нетрадиционные художественные техники.
Работа с различными материалами, позволяет расширить возможности изображения и воображения.
Тема 4.1 «Монотипия»
Монотипия – это техника «уникального отпечатка», при которой гладкую поверхность или лист бумаги покрывают краской, а потом делают с нее отпечаток на листе. Полученное изображение можно доработать, используя пастель или краски. Тонкой кистью дорисовать необходимые детали.
В результате монотипии получается уникальная вещь: отсюда и название, «единственный отпечаток». Ушинский К. Д. Рассказы и сказки («Дети в роще», «Гуси», «Журавль и цапля»). Выбрать сюжет из произведения для создания композиции.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Сказочный цветок», по сюжетам сказок.
Тема 4.2 «Печать-клише»
В качестве исходного материала обычно берут довольно толстый деревянный брусок, такой, чтобы его удобно было взять в руку. Одну сторону бруска делают ровной и гладкой и на нее наклеивают картон, а на картон - узоры. При этом узоры не обязательно должны быть из бумаги, а, например, из веревки. Накатываем краску и штампуем узоры на бумаге или на ткани.
При помощи печати-клише легко украсить косынку, носовой платок. Сюжетов много: изображения цветов, листьев, птиц, животных, человеческих фигурок, ваши инициалы. Подбор сказок про зверей.
Практическое занятие. Выполнение заданий: Звери из сказок.
Тема 4.3 Граттаж
Это способ выделения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Слово "Граттаж" произошло от французского gratter - скрести, царапать, поэтому другое название техники - техника царапанья.
Начинающие работают обычно так: плотную бумагу покрывают толстым слоем воска или парафина. Можно равномерно растереть по бумаге свечку. Затем широкой кистью, губкой или тампоном из ваты наносят на поверхность слой туши. Когда тушь высохнет, остым предметом - скребком, ножом, вязальной спицей - процарапывают рисунок, образуя на черном фоне тонкие белые штрихи. Композиционное изображение произведения Цветик-семицветик - Катаев В..
Практическое занятие. Выполнение заданий: Композиции повыбору.
Тема 4.3 Акватипии
Рисунок выполнить разведенной гуашью.
Когда гуашь подсохнет, покройте весь лист черной тушью (последняя сохнет быстро, если ее слой не слишком толст).
А затем проявите рисунок в ванночке с водой. В воде гуашь смывается с бумаги, а тушь - лишь частично. И остается на черном фоне интересный белый рисунок со слегка размытыми контурами. Бумага, естественно, должна быть плотной, чтобы не разорваться при намокании. Подбор литературных произведений может быть различным по выбору учащихся.
Практическое занятие. Выполнение заданий: Самостоятельный выбор сюжета или предмета.
Раздел 5. Экскурсии в музеи.
Экскурсия в Гуковский музей имени Микулина.
Экскурсия в Ростовский музей изобразительных искусств.
2. Дидактические материалы
Дидактические материалы (таблицы, наглядные пособия, демонстрационные карточки, образцы выполненных заданий, ИКТ и др.) используются на каждом занятии, кроме занятий по развитию фантазии, воображения и проверочных занятий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература для обучающихся
Белашов А. М. Как рисовать животных. – М.: Юный художник, 2002.
Брагинский В. Э. Пастель. – М.: Юный художник, 2002.
Дикинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. – М.: РОСМЭН, 2002.
Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). – М.: Юный художник, 2001-2002.
Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – М.: РОСМЭН, 2000.
Панов В. П. Искусство силуэта. – М.: Юный художник, 2005.
Сэвидж Хаббард К., Спейшер Р. Приключения в мире живописи. – М.: РОСМЭН, 2003.
Ткаченко Е. И. Мир цвета. – М.: Юный художник, 1999.
Уотт Ф. Я умею рисовать. – М.: РОСМЭН, 2003.
Чивиков Е. К. Городской пейзаж. – М.: Юный художник, 2006.
Шабаев М. Б. Цветные карандаши. – М.: Юный художник, 2002.
Сказки «Снегурочка», «Колобок»
Аксаков С. «Аленький цветочек»
Ушинский К. Д. Рассказы и сказки
Цветик-семицветик - Катаев В.
Пришвин "Кладовая солнца"
С. Козлов Сказки
Гаршин В. «Лягушка-путешественница»
Литература для родителей
Алексеева В. В. Что такое искусство. – М.: Советский художник, 1991.
Берсенева Г. К. Ткань. Бумага. Тесто. Домашнее рукоделие. – М.: Астрель, 2001.
Дрезнина М. Г. Каждый ребенок – художник. – М.: ЮВЕНТА, 2002.
Лопатина А., Скребцова М. Краски рассказывают сказки. – М.: Амрита-Русь, 2005.
Мейстер А. Г. Бумажная пластика. Домашнее рукоделие. – М.: Астрель, 2001.
Синицына Е. Умные занятия и игры. – М.: Лист Нью, Вече, 2002.
Литература для педагога
Базанова М. Д. Пленэр. – М.: Изобразительное искусство, 1994.
Гусакова М. А. Аппликация. – М.: Просвещение, 1987.
Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.
Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985.
Корнева Г. Бумага. – СПб.: Кристалл, 2001.
Луковенко Б. А. Рисунок пером. – М.: Изобразительное искусство, 2000.
Митителло К. Аппликация. Техника и искусство. – М.: Эксмо-Пресс, 2002.
Михайлов А. М. Искусство акварели. – М.: Изобразительное искусство, 1995.
Неменский Б. М. Образовательная область «искусство». – М.: ГОМЦ, Школьная книга, 2000.
Полунина В. Н. Искусство и дети. – М.: Правда, 1982.
Полунина В. Н. Солнечный круг. У Лукоморья. – М.: Искусство и образование, 2001.
Полунина В. Н., Капитунова А. А. Гербарий. – М.: Астрель, 2001.
Смит С. Рисунок. Полный курс. – М.: Внешсигма, 1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Батальный жанр в произведениях художников. Тема: «Изображение войны в произведениях русских художников».
Урок изобразительного искусства по теме "Изображение войны в произведениях русских художников"...
Авторская программа "Юный художник"
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов в начальном образовании относятся развитие творческих способностей детей. Данная программа направлена на художественно-эстетическое развити...
Методическая разработка «Художники Санкт-Петербурга. Между мифом и реальностью. Художник Сергей Тенин»
Методическая разработка «Художники Санкт-Петербурга. Между мифом и реальностью.Художник Сергей Тенин»...
«Искусство анимации, или, когда художник больше, чем художник »
рассказ о мультипликации...
«Искусство анимации, или, когда художник больше, чем художник »
quot;Искусство анимации или, когда художник больше,чем художник"...
Методическая разработка «Урок-мастерская по картинам С. В. Мацкиева, сальского художника, члена Союза художников России»
Аннотация к уроку. Данный урок развития речи является методической разработкой (рекомендацией) по теме «Урок-мастерская по карти...
Авторская педагогическая разработка по внеурочной деятельности «Юный художник» для обучающихся 5 классов.
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).Программа обеспечена учебно-методическим комплектом:Кискальт И. Солёное тесто. – М.: АСТ-Пресс, 2001. - 1ПацциЛучия Фантазии из...