Программа объединения "Весёлая палитра"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) на тему
Данная программа основана на формировании творческого интереса, увлечения изобразительным искусством от года к году, от занятия к занятию. Программа обеспечивается системой методических приемов, которые связаны и с самой тканью искусства и со спецификой детской психики. Педагогу дается четкое направление работы на каждый год, и в то же время открывается широкий путь для собственного творчества. Учить творчеству, можно лишь творчески увлекаясь и увлекая ребенка искусством.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
solodkaya_s.a._vesyolaya_palitra_2014.doc | 158.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
СТ. СТАРОВЕЛИЧКОВСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЛИНИНСКИЙ РАЙОН
УТВЕРЖДАЮ
Директор ДДТ
Л.Н.Шурупова
(подпись)
Протокол педагогического совета
« » 20 г. №
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ОБЪЕДИНЕНИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
«ВЕСЁЛАЯ ПАЛИТРА»
СРОК РЕАЛИАЦИИ – 2 ГОДА;
ВИД ПРОГРАММЫ – МОДИФИЦИРОВАННАЯ;
ВОЗРАСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ 6-12 ЛЕТ;
ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
СОЛОДКАЯ СВЕТЛАНА АНАТОЛЬЕВНА
ст. Старовеличковская
2010
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа основана на формировании творческого интереса, увлечения изобразительным искусством от года к году, от занятия к занятию. Программа обеспечивается системой методических приемов, которые связаны и с самой тканью искусства и со спецификой детской психики. Педагогу дается четкое направление работы на каждый год, и в то же время открывается широкий путь для собственного творчества. Учить творчеству, можно лишь творчески увлекаясь и увлекая ребенка искусством.
Занятия детей изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное, отличать искусство от дешевых поделок. Все это особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры давит на неокрепшую психику ребенка, формирует привычку воспринимать и принимать всевозможные суррогаты культуры.
Кроме того, будучи сопряжено с изучением лучших произведений искусства, художественное творчество пробуждает у детей интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа.
Актуальность. Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления и восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами.
Новизна данной программы заключается в том, что в ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Особое значение придается в данной программе усвоению художественно-творческого опыта, обучению приёмам художественно-творческих действий. На протяжении всего обучения применяются такие методы и педагогические технологии, как личностный и дифференцированный подход, обучение в содружестве.
Цель: Развитие и формирование ребенка как целостной личности и неповторимой творческой индивидуальности. Выработка умений и навыков посильного создания художественных образов и композиций в процессе самостоятельной работы.
Основные задачи 1-го года обучения:
В обучении: - формировать навыки и умения рисования с натуры, по памяти и представлению; научить видеть красоту форм, пропорций, движений, необходимых для понимания искусства.
В воспитании:- воспитывать аккуратность, усидчивость, коммуникативные качества личности в процессе коллективной художественной творческой деятельности, интерес к изобразительному искусству.
В развитии:
- развивать художественный вкус, аналитические способности в процессе просмотра и обсуждения выполненных работ, творческую активность.
Основные задачи 2-го года обучения:
В обучении: - формировать умения обучающихся, работать в разных видах художественно-творческой деятельности и творчески использовать выразительные средства в процессе создания собственной изобразительной, декоративной или пространственной композиции.
В воспитании: - воспитывать интерес и уважительное отношение к творчеству народных мастеров, к традициям народных праздников.
В развитии:- развивать творческий потенциал личности в процессе деятельности по созданию художественного образа в различных изобразительных техниках.
Набор детей осуществляется по желанию, особой подготовки при этом не требуется. Программа рассчитана на детей, не умеющих рисовать.
Реализация программы рассчитана на два года обучения.
Возраст обучающихся: 6-12 лет.
Количественный состав: не менее 10-и человек.
Занятия проводятся по группам:
Режим занятий:
1-й год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа (144 часа в год);
2-й год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа (144 часа в год).
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническая база:
- учебный кабинет, отвечающий современным требованиям;
- мольберты,
- стулья;
- доска;
- муляжи;
- стенды для оформления выставок;
- рабочий материал: кисти, краски акварельные, гуашевые, альбомные листы, ватман, посуда для воды, карандаши, ластики, кнопки, мука, стеки, салфетки индивидуального пользования и т.д.
Учебно-методическое обеспечение:
- наличие дидактического материала;
- планы-конспекты;
- планы учебно-воспитательной работы;
- конспекты, рефераты;
- инструкции по технике безопасности и санитарно-гигиеническим нормам.
В конце обучения у воспитанников предполагается наличие следующих знаний и умений:
1-й год обучения:
Знание:
- техники безопасности на занятиях в объединении «Изобразительное искусство»;
- цветового круга;
- основных, дополнительных, теплых, холодных цветов;
- знание геометрических форм предметов;
- правила компоновки.
Умение:
- правильно держать и работать карандашом и кистью;
- смело работать красками;
- грамотно компоновать на листе;
- смешивать краски;
- по назначению использовать цветовую гамму палитры;
- изображать предметы разных форм (округлых, овальных, квадратных и т.д.) и их сочетаний.
2-й год обучения:
Знание:
- техники безопасности на занятиях в объединении «Изобразительного искусства»;
- особенностей росписи народных мастеров;
- воздушной линейной перспективы;
- академических правил построения натюрморта, животных и композиций.
Умение:
- грамотно выполнять построение натюрморта;
- рисовать с натуры и по памяти;
- выполнять сюжетные композиции;
- передавать в рисунках свои творческие замыслы, идеи.
Чтобы узнать результаты учебного процесса, необходимо выявить знания обучающихся.
Контроль имеет цель определить качество полученных знаний, позволяет проанализировать и оценить конечный результат.
№ п/п | Какие знания, навыки, умения контролируются | Срок выполнения | Формы проведения | |
1-й год обучения | ||||
1. | Цветовой круг, основные цвета, смешивание красок, использование цветов по назначению | Октябрь- Ноябрь | Выполнение работ, блиц-опросы, работа по карточкам | |
2. | Чего достигли, чему научились? (на первом году обучения) | Каждое занятие | Мини-выставка | |
3. | Законы композиции в выполнении открыток, плакатов | Декабрь- Март | Выполнение работ, Выставка | |
2-й год обучения | ||||
1. | Элементы росписи, техника росписи. Характерные цвета | Январь | Блиц-опросы, Выполнение образцов | |
2. | Академические правила построения рисунка (компоновка, построение, разработка в цвете). Построение натюрморта | Март | Блиц-опросы, Выполнение задания |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1-й год обучения
№ п/п | Наименование дисциплин, разделов, тем | Всего часов | Количество часов | ||
Теоретичес-кие знания | Практичес-кие знания | Выездные | |||
1. | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | - |
2. | Декоративное рисование | - | |||
2.1. | Дорисуйка | 16 | 4 | 12 | - |
2.2. | Волшебные превращения геометрических фигур | 12 | 2 | 10 | - |
2.3. | Веселые картинки | 22 | 2 | 20 | - |
2.4. | В гостях у народных мастеров | 20 | 4 | 16 | - |
3. | Школа живописи | 26 | 4 | 22 | - |
4. | Сюжетная композиция | 40 | 6 | 34 | - |
5. | Экскурсии, выставки | 4 | - | 2 | 2 |
6. | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | - |
Итого: | 144 | 24 | 118 | 2 |
2-й год обучения
№ п/п | Наименование дисциплин, разделов, тем | Всего часов | Количество часов | ||
Теоретичес-кие знания | Практичес-кие знания | Выездные | |||
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | - | - |
2. | Живопись | 28 | 8 | 20 | |
3. | Декоративное рисование. Лепка | 64 | 15 | 49 | |
4. | Многоплановая композиция | 26 | 6 | 20 | - |
5. | Линейное и тоновое изобра-жение геометрических тел | 6 | 2 | 4 | - |
6. | Элементы пейзажа | 14 | 2 | 2 | 10 |
7. | Экскурсии | 2 | - | - | 2 |
8. | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | - |
Итого: | 144 | 36 | 96 | 12 | |
ВСЕГО: | 288 | 66 | 220 | 12 |
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
1-й год обучения:
1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (2 ЧАСА)
Теория: Знакомство с коллективом. Цели и задачи на учебный год. Путешествие в страну ИЗО: чем рисовать, как рисовать. Техника безопасности.
РАЗДЕЛ 2. ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ
- ДОРИСУЙКА (16 ЧАСОВ)
Теория: Сотворчество. От простого к сложному. Приемы расположения предметов в пространстве. правила расположения линий, форм в предмете. цветовое решение.
Практика: Работа по шаблонам. научить рисовать понятные для окружающих предметы. воспитывать аккуратность в работе с акварелью.
- ВОЛШЕБНОЕ ПРЕВРАЩЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР (12 ЧАСОВ)
Теория: Основные формы. Различие форм. Размер. Цвет. Сочетание форм. Краски-подсказки. Компоновка на листе. Сказка о простом карандаше и резинке.
Практика: Компоновка и изображение предметов различных форм. Использование цветовой гаммы по назначению.
- ВЕСЕЛЫЕ КАРТИНКИ (22 ЧАСА)
Теория: Открытка (из истории). Назначение открыток в быту. Развитие эстетического восприятия, творческих способностей, аккуратности, самостоятельности. Единство содержания, особенности композиции. Значение настроения в выборе цвета (цветовой образ).
Практика: Рисовать яркие, веселые картинки, открытки. Закреплять графические навыки работы акварелью.
- В ГОСТЯХ У НАРОДНЫХ МАСТЕРОВ (20 ЧАСОВ)
Теория: Народные мастера – из истории. Понятие об узоре. Элементы узора, последовательность выполнения. Цветовое решение. Народные традиции в росписи.
Практика: Работа с образцами. Составление композиций. Разработка в цвете самостоятельное выполнение узора.
РАЗДЕЛ 3. ШКОЛА ЖИВОПИСИ (26 ЧАСОВ)
Теория: Основные, дополнительные цвета. смешивание красок. холодные и теплые цвета. у каждого времени года – свои цвета. растительный и животный мир. видеть необычное в обычном.
Практика: В игровой форме познакомить детей со свойствами красок (смешивание цветов). Обратить внимание на красоту обычных предметов.
РАЗДЕЛ 4. СЮЖЕТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ (40 ЧАСОВ)
Теория: Выбор сюжета. Компоновка. Разметка места действия. Разметка главных героев. Изучение плана. Разработка в цвете.
Практика: Выполнение композиций с применением основных правил. Побуждать проявлять творчество, самостоятельность. выполнение конкурсных работ.
РАЗДЕЛ 5. ЭКСКУРСИИ, ВЫСТАВКИ (4 ЧАСА)
Теория: Иллюстрирование – наглядность, доступность обучения, прочность усвоения знаний, умений. Инструктаж: поведение на улице, поведение на дороге.
Практика: Организация и проведение выставки работ обучающихся.
6. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ (2 ЧАСА)
Теория: Анализ работ обучающихся.
Практика: Выставка работ. Игра «Малый вернисаж».
2-й год обучения:
1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (2 ЧАСА)
Теория: Правила поведения в ДДТ. Техника безопасности. Задачи, содержание деятельности объединения.
РАЗДЕЛ 2. ЖИВОПИСЬ (28 ЧАСОВ)
Теория: Из истории. Компоновка в листе. Разметка. Построение. От общего к частному, от большего к меньшему, от геометрических форм к конкретным очертаниям, рисование по осям. Цвет: гармоничное сочетание. Светотень.
Животные: внешний облик, поведение, характер, строение тела. Подобный анализ формы, контуров и размеров животных, их изображение.
Практика: Разметка и построение предметов. Выполнение учебных натюрмортов, передача объема тоном и цветом.
Выполнение набросков животных. Выработка приемов изображения. Рисование животных. Выполнение в цвете.
РАЗДЕЛ 3. ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ, ЛЕПКА (64 ЧАСА)
Теория: Особенности дымковского узора. Знакомство ближе. Характер формы. Техника росписи. Цветовой строй росписи.
Городецкая роспись. Цветочный узор в изделиях мастеров. Понятие об узоре, ритме, силуэте. Рисование кистью розана и купавки. Оживка. Разделка фона. Гжельская роспись. Различия в изображении элементов росписи, в технике росписи. Цветовые особенности Гжели. Дымковский промысел. Приемы лепки. Этапы лепки. Художественный стиль. Колорит. Роспись. Образцы сказочных героев, поздравительные открытки, фантастика. Художественное выражение идей. Чувство формы, цвета, композиции.
Практика: Выполнение образцов дымковской игрушки. Самостоятельное выполнение узора и разработка в цвете. Добиваться гармоничного слияния всех элементов. Изучение основ росписи. Выполнение образцов. Выполнение упражнений нанесения темной оживки. Самостоятельная разработка узора, цветового решения. Воспитывать бережное отношение к народным традициям. Выполнить игрушки (барыня, козлик) по мотивам народных образцов. Верно передать форму игрушки, тщательно прорабатывать наиболее характерные декоративные детали. Оценивать удачные и уместные дополнения в игрушках. Роспись изделий. Развитие творческих способностей, эстетического и художественного вкуса. Самостоятельное выполнение открыток, плакатов с решением творческих задач.
РАЗДЕЛ 4. МНОГОПЛАНОВАЯ КОМПОЗИЦИЯ (26 ЧАСОВ)
Теория: Выбор сюжета. Компоновка. Выделить главное (центр композиции), подчинить ему второстепенное, показать взаимосвязь между ними. Цвет – выражение настроения. Соотношение предметов, их расположение в пространстве.
Практика: Составление и выполнение сюжетных композиций. Активизировать творческое воображение, фантазию. Развивать мышление. Грамотное выполнение работ по законам композиции. Воспитывать усидчивость, трудолюбие. Находить новое решение в выполнении творческих задач.
РАЗДЕЛ 5.
ЛИНЕЙНОЕ И ТВОРЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР (6 ЧАСОВ)
Теория: Ось симметрии. Верх и низ рисунка. Делим ось на отрезки в тех местах, где меняется форма предмета. Прямыми линиями рисуем контуры предмета. Контуры предмета округляем в соответствии с натурой. По горизонтальным линиям рисуем овалы, которые дают объем предмета. Тоновое отношение. Светотень. Штрих. Направление штриха.
Практика: Разметка и построение геометрических фигур. Отработка штриха. Распределение элементов светотени. Тоновая разработка геометрических фигур.
РАЗДЕЛ 6. ЭЛЕМЕНТЫ ПЕЙЗАЖА (14 ЧАСОВ)
Теория: Приемы письма в пейзаже. Разметка. Форма. Прорисовка и детализация. Передача характерных индивидуальных признаков. Законы линейной и воздушной перспективы. Цветовой строй. Тоновые различия между элементами. Передача объема цветом.
Практика: Изобразить в технике акварель элементы пейзажа. Передать объем каждого элемента. Установить цветовую связь между элементами пейзажа.
РАЗДЕЛ 7. ЭКСКУРСИИ (2 ЧАСА)
Теория: Инструктаж по технике безопасности поведения на природе. Изучение цветовой гаммы, формы листьев, деревьев. Содействовать формированию эстетического восприятия действительности.
Практика: Экскурсия в осенний парк. Наблюдения за природой.
8. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ (2 ЧАСА)
Теория: Общая и индивидуальная характеристика. Отметить наиболее грамотно выполненные работы.
Практика: Выставка. Просмотр работ.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
В программе определены: содержание обучения, объем знаний, умений и навыков, которые должны приобрести обучающие.
Содержание обучения состоит из разделов, в которые входят разные виды и жанры изобразительной деятельности. На каждом занятии сообщается материал о данном элементе раздела, разъясняется общее понятие о нем, выполняются соответствующие задания. Методика проведения занятий зависит от его содержания. Комбинированные занятия – наиболее часто применяемы. Чередование различных видов деятельности – основа сохранения интереса, внимания.
Формы работы на занятиях:
- Индивидуальная – применяется при выполнении творческих работ, при организации работы со слабыми обучающимися;
- Групповая – когда каждая группа выполняет коллективную работу;
- Всем составом объединения – наиболее часто применяемая форма работы, особенно на первом году обучения. Применяется чаще тогда, когда идет процесс усвоения приемов рисования.
- Игровая – одна из эффективных форм проведения занятий, стимулирующая высокую усвояемость изучаемого материала, познавательную и творческую активность обучающихся, и необходимая на данном возрастном уровне.
Применяются следующие методы обучения:
- пассивные – сообщение, показ, рассказ;
- активные – практические занятия (выполнение образцов, заданий), самостоятельное выполнение творческих работ.
Упражнения даются при усвоении первоначальных знаний и умений. При этом они усложняются по возрастной степени.
Для контроля знаний по основным темам программы применяются следующие механизмы:
- работа по карточкам;
- работа по шаблонам;
- краткие блиц-опросы по итогам занятия и пройденной теме;
- выполнение тематических заданий, рисунков;
- выставки, конкурсы.
Сочетание традиционных и нетрадиционных форм и методов обучения способствует выполнению интересных, творческих работ, позволяет легко и прочно усвоить изучаемый материал.
Для поддержки творческой активности детей целесообразно придерживаться следующих правил:
- не мешать желанию ребенка изобразить что-то по-своему;
- безоценочность в отношении к детскому творчеству, то есть не применять явной системы оценок продуктов ребенка, обсуждать отдельные содержательные моменты этих работ, не сравнивать с другими детьми, а только с ном же самим, с его прошлым опытом;
- творить и играть вместе с детьми – в качестве рядового участника процесса.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ,
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ПЕДАГОГОМ
- Конвенция о правах ребенка.
- Инструкции по охране труда; по противопожарной безопасности; по правилам поведения на дорогах; по антитеррористической безопасности.
- Устав ДДТ ст.Старовеличковской.
- Волкова И.П. Художественная студия в школе. М.: Просвещение, 2003.
- Казакова Т.Г. Я учусь рисовать. М.: АО Учебная литература, 2000.
- Костерин Н.П. Учебное рисование. М.: Просвещение, 2001.
- Лазарева Н.М. Силуэт. Уроки мастерства. С-Пб, Паритет, 2007.
- Мосин И.Г. Рисование – 1. Е.: ООО «У-фактория», 2000.
- Мосин И.Г. Рисование – 2. Е.: ООО «У-фактория», 2000.
- Никологорская О. Веселая палитра. М.: Художественное ремесло, 2007.
- Смит А. Энциклопедия рисования. М.: Издательский дом «Ромен», 2003.
- Школа рисования. ЗАО Росмэн-Пресс, 2005.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ,
РЕКОМЕНДУЕМОЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ
- Конвенция о правах ребенка.
- Волкова И.П. Художественная студия в школе. М.: Просвещение, 2003.
- Казакова Т.Г. Я учусь рисовать. М.: АО Учебная литература, 2002.
- Костерин Н.П. Учебное рисование. М.: Просвещение, 2001.
- Мосин И.Г. Рисование – 1. Е.: ООО «У-фактория», 2000.
- Мосин И.Г. Рисование – 2. Е.: ООО «У-фактория», 2000.
- Никологорская О. Веселая палитра. М.: Художественное ремесло, 2007.
- Смит А. Энциклопедия рисования. М.: Издательский дом «Ромен», 2003.
- Школа рисования. ЗАО Росмэн-Пресс, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая образовательная программа "Волшебная палитра"
Программа содержит разделы по изучению основ изобразительной грамоты, композиции, цветоведеня, формообразования, лепки....
ПРОГРАММА КРУЖКА "ПАЛИТРА"
Данная программа составлена на основе опыта работы с дошкольниками 5-7 лет в системе дополнительного образования. Программа реализуется в художественно-эстетической направленности с элементами к...
Адресат дополнительной общеобразовательной программы "Волшебная палитра"
Примерный портрет учащегося, для которого будет актуальным обучение по данной программе...
Программа "ИЗО Палитра"
Программа разработана для работы с детьми с 7 до 15 лет...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «БЕЛГОРОДСКАЯ ПАЛИТРА»
Актуальность разработки данных методических рекомендаций состоит в том, что в настоящее время основной задачей в области образования является воспитание патриотизма и гражданственности, как основы жиз...
Программа изостудии "Палитра" ознакомительный уровень
Программа изостудии " Палитра " МБОУ ДО ДЮЦ г.Ейск ознакомительный уровень...
Программа изостудии "Палитра" базовый уровень
Программа изостудии " Палитра" МБОУ ДО ДюЦ г.Ейск базовый уровень...