Программа объединения "Весёлая палитра"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) на тему

Солодкая  Светлана Анатольевна

Данная программа основана на формировании творческого интереса, увлечения изобразительным искусством от года к году, от занятия к занятию. Программа обеспечивается системой методических приемов, которые связаны и с самой тканью искусства и со спецификой детской психики. Педагогу дается четкое направление работы на каждый год, и в то же время открывается широкий путь для собственного творчества. Учить творчеству, можно лишь творчески увлекаясь и увлекая ребенка искусством.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon solodkaya_s.a._vesyolaya_palitra_2014.doc158.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

СТ.  СТАРОВЕЛИЧКОВСКОЙ  МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЛИНИНСКИЙ РАЙОН

        УТВЕРЖДАЮ

        Директор ДДТ

                 Л.Н.Шурупова

        (подпись)

        Протокол педагогического совета

        «        »          20         г. №        

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ   ПРОГРАММА

ОБЪЕДИНЕНИЯ   ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

«ВЕСЁЛАЯ  ПАЛИТРА»

        СРОК РЕАЛИАЦИИ – 2 ГОДА;

        ВИД ПРОГРАММЫ – МОДИФИЦИРОВАННАЯ;

        ВОЗРАСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ 6-12 ЛЕТ;

        ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

        ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ

        СОЛОДКАЯ СВЕТЛАНА АНАТОЛЬЕВНА

ст. Старовеличковская

2010

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа основана на формировании творческого интереса, увлечения изобразительным искусством от года к году, от занятия к занятию. Программа обеспечивается системой методических приемов, которые связаны и с самой тканью искусства и со спецификой детской психики. Педагогу дается четкое направление работы на каждый год, и в то же время открывается широкий путь для собственного творчества. Учить творчеству, можно лишь творчески увлекаясь и увлекая ребенка искусством.

Занятия детей изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное, отличать искусство от дешевых поделок. Все это особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры давит на неокрепшую психику ребенка, формирует привычку воспринимать и принимать всевозможные суррогаты культуры.

Кроме того, будучи сопряжено с изучением лучших произведений искусства, художественное творчество пробуждает у детей интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа.

Актуальность. Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления и восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами.

Новизна данной программы заключается в том, что в ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Особое значение придается в данной программе усвоению художественно-творческого опыта, обучению приёмам художественно-творческих действий. На протяжении всего обучения применяются такие методы и педагогические технологии, как личностный и дифференцированный подход, обучение в содружестве.

Цель: Развитие и формирование ребенка как целостной личности и неповторимой творческой индивидуальности. Выработка умений и навыков посильного создания художественных образов и композиций в процессе самостоятельной работы.

Основные задачи 1-го года обучения:

В обучении: - формировать навыки и умения рисования с натуры, по памяти и представлению; научить видеть красоту форм, пропорций, движений, необходимых для понимания искусства.

В воспитании:- воспитывать аккуратность, усидчивость, коммуникативные качества личности в процессе коллективной художественной творческой деятельности, интерес к изобразительному искусству.

В развитии:

- развивать художественный вкус, аналитические способности в процессе просмотра и обсуждения выполненных работ, творческую активность.

Основные задачи 2-го года обучения:

В обучении: - формировать умения обучающихся, работать в разных видах художественно-творческой деятельности и творчески использовать выразительные средства в процессе создания собственной изобразительной, декоративной или пространственной композиции.

 В воспитании: - воспитывать интерес и уважительное отношение к творчеству народных мастеров, к традициям народных праздников.

 В развитии:- развивать творческий потенциал личности в процессе деятельности по созданию художественного образа в различных изобразительных техниках.

Набор детей осуществляется по желанию, особой подготовки при этом не требуется. Программа рассчитана на детей, не умеющих рисовать.

Реализация программы рассчитана на два года обучения.

Возраст обучающихся: 6-12 лет.

Количественный состав: не менее 10-и человек.

Занятия проводятся по группам:

Режим занятий:

        1-й год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа (144 часа в год);

        2-й год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа (144 часа в год).

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Материально-техническая база:

  • учебный кабинет, отвечающий современным требованиям;
  • мольберты,
  • стулья;
  • доска;
  • муляжи;
  • стенды для оформления выставок;
  • рабочий материал: кисти, краски акварельные, гуашевые, альбомные листы, ватман, посуда для воды, карандаши, ластики, кнопки, мука, стеки, салфетки индивидуального пользования и т.д.

Учебно-методическое обеспечение:

  • наличие дидактического материала;
  • планы-конспекты;
  • планы учебно-воспитательной работы;
  • конспекты, рефераты;
  • инструкции по технике безопасности и санитарно-гигиеническим нормам.

В конце обучения у воспитанников предполагается наличие следующих знаний и умений:

1-й год обучения:

Знание:

  • техники безопасности на занятиях в объединении «Изобразительное искусство»;
  • цветового круга;
  • основных, дополнительных, теплых, холодных цветов;
  • знание геометрических форм предметов;
  • правила компоновки.

Умение:

  • правильно держать и работать карандашом и кистью;
  • смело работать красками;
  • грамотно компоновать на листе;
  • смешивать краски;
  • по назначению использовать цветовую гамму палитры;
  • изображать предметы разных форм (округлых, овальных, квадратных и т.д.) и их сочетаний.

2-й год обучения:

Знание:

  • техники безопасности на занятиях в объединении «Изобразительного искусства»;
  • особенностей росписи народных мастеров;
  • воздушной линейной перспективы;
  • академических правил построения натюрморта, животных и композиций.

Умение:

  • грамотно выполнять построение натюрморта;
  • рисовать с натуры и по памяти;
  • выполнять сюжетные композиции;
  • передавать в рисунках свои творческие замыслы, идеи.

Чтобы узнать результаты учебного процесса, необходимо выявить знания обучающихся.

Контроль имеет цель определить качество полученных знаний, позволяет проанализировать и оценить конечный результат.

№ п/п

Какие знания, навыки, умения контролируются

Срок выполнения

Формы проведения

1-й год обучения

1.

Цветовой круг, основные цвета, смешивание красок, использование цветов по назначению

Октябрь-

Ноябрь

Выполнение работ, блиц-опросы, работа по карточкам

2.

Чего достигли, чему научились? (на первом году обучения)

Каждое занятие

Мини-выставка

3.

Законы композиции в выполнении открыток, плакатов

Декабрь-

Март

Выполнение работ,

Выставка

2-й год обучения

1.

Элементы росписи, техника росписи. Характерные цвета

Январь

Блиц-опросы,

Выполнение образцов

2.

Академические правила построения рисунка (компоновка, построение, разработка в цвете). Построение натюрморта

Март

Блиц-опросы,

Выполнение задания

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1-й год обучения

п/п

Наименование дисциплин, разделов, тем

Всего часов

Количество часов

Теоретичес-кие знания

Практичес-кие знания

Выездные

1.

Вводное занятие

2

1

1

-

2.

Декоративное рисование

-

2.1.

Дорисуйка

16

4

12

-

2.2.

Волшебные превращения геометрических фигур

12

2

10

-

2.3.

Веселые картинки

22

2

20

-

2.4.

В гостях у народных мастеров

20

4

16

-

3.

Школа живописи

26

4

22

-

4.

Сюжетная композиция

40

6

34

-

5.

Экскурсии, выставки

4

-

2

2

6.

Итоговое занятие

2

1

1

-

Итого:

144

24

118

2

2-й год обучения

п/п

Наименование дисциплин, разделов, тем

Всего часов

Количество часов

Теоретичес-кие знания

Практичес-кие знания

Выездные

1.

Вводное занятие

2

2

-

-

2.

Живопись

28

8

20

3.

Декоративное рисование. Лепка

64

15

49

4.

Многоплановая композиция

26

6

20

-

5.

Линейное и тоновое изобра-жение геометрических тел

6

2

4

-

6.

Элементы пейзажа

14

2

2

10

7.

Экскурсии

2

-

-

2

8.

Итоговое занятие

2

1

1

-

Итого:

144

36

96

12

ВСЕГО:

288

66

220

12

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО  КУРСА

1-й год обучения:

1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (2 ЧАСА)

Теория: Знакомство с коллективом. Цели и задачи на учебный год. Путешествие в страну ИЗО: чем рисовать, как рисовать. Техника безопасности.

РАЗДЕЛ 2. ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ

  1. ДОРИСУЙКА (16 ЧАСОВ)

Теория: Сотворчество. От простого к сложному. Приемы расположения предметов в пространстве. правила расположения линий, форм в предмете. цветовое решение.

Практика: Работа по шаблонам. научить рисовать понятные для окружающих предметы. воспитывать аккуратность в работе с акварелью.

  1. ВОЛШЕБНОЕ ПРЕВРАЩЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР (12 ЧАСОВ)

Теория: Основные формы. Различие форм. Размер. Цвет. Сочетание форм. Краски-подсказки. Компоновка на листе. Сказка о простом карандаше и резинке.

Практика: Компоновка и изображение предметов различных форм. Использование цветовой гаммы по назначению.

  1. ВЕСЕЛЫЕ КАРТИНКИ (22 ЧАСА)

Теория: Открытка (из истории). Назначение открыток в быту. Развитие эстетического восприятия, творческих способностей, аккуратности, самостоятельности. Единство содержания, особенности композиции. Значение настроения в выборе цвета (цветовой образ).

Практика: Рисовать яркие, веселые картинки, открытки. Закреплять графические навыки работы акварелью.

  1. В ГОСТЯХ У НАРОДНЫХ МАСТЕРОВ (20 ЧАСОВ)

Теория: Народные мастера – из истории. Понятие об узоре. Элементы узора, последовательность выполнения. Цветовое решение. Народные традиции в росписи.

Практика: Работа с образцами. Составление композиций. Разработка в цвете самостоятельное выполнение узора.

РАЗДЕЛ 3. ШКОЛА ЖИВОПИСИ (26 ЧАСОВ)

Теория: Основные, дополнительные цвета. смешивание красок. холодные и теплые цвета. у каждого времени года – свои цвета. растительный и животный мир. видеть необычное в обычном.

Практика: В игровой форме познакомить детей со свойствами красок (смешивание цветов). Обратить внимание на красоту обычных предметов.

РАЗДЕЛ 4. СЮЖЕТНАЯ КОМПОЗИЦИЯ (40 ЧАСОВ)

Теория: Выбор сюжета. Компоновка. Разметка места действия. Разметка главных героев. Изучение плана. Разработка в цвете.

Практика: Выполнение композиций с применением основных правил. Побуждать проявлять творчество, самостоятельность. выполнение конкурсных работ.

РАЗДЕЛ 5. ЭКСКУРСИИ, ВЫСТАВКИ (4 ЧАСА)

Теория: Иллюстрирование – наглядность, доступность обучения, прочность усвоения знаний, умений. Инструктаж: поведение на улице, поведение на дороге.

Практика: Организация и проведение выставки работ обучающихся.

6. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ (2 ЧАСА)

Теория: Анализ работ обучающихся.

Практика: Выставка работ. Игра «Малый вернисаж».

2-й год обучения:

1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ (2 ЧАСА)

Теория: Правила поведения в ДДТ. Техника безопасности. Задачи, содержание деятельности объединения.

РАЗДЕЛ 2. ЖИВОПИСЬ (28 ЧАСОВ)

Теория: Из истории. Компоновка в листе. Разметка. Построение. От общего к частному, от большего к меньшему, от геометрических форм к конкретным очертаниям, рисование по осям. Цвет: гармоничное сочетание. Светотень.

Животные: внешний облик, поведение, характер, строение тела. Подобный анализ формы, контуров и размеров животных, их изображение.

Практика: Разметка и построение предметов. Выполнение учебных натюрмортов, передача объема тоном и цветом.

Выполнение набросков животных. Выработка приемов изображения. Рисование животных. Выполнение в цвете.

РАЗДЕЛ 3. ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ, ЛЕПКА (64 ЧАСА)

Теория: Особенности дымковского узора. Знакомство ближе. Характер формы. Техника росписи. Цветовой строй росписи.

Городецкая роспись. Цветочный узор в изделиях мастеров. Понятие об узоре, ритме, силуэте. Рисование кистью розана и купавки. Оживка. Разделка фона. Гжельская роспись. Различия в изображении элементов росписи, в технике росписи. Цветовые особенности Гжели. Дымковский промысел. Приемы лепки. Этапы лепки. Художественный стиль. Колорит. Роспись. Образцы сказочных героев, поздравительные открытки, фантастика. Художественное выражение идей. Чувство формы, цвета, композиции.

Практика: Выполнение образцов дымковской игрушки. Самостоятельное выполнение узора и разработка в цвете. Добиваться гармоничного слияния всех элементов. Изучение основ росписи. Выполнение образцов. Выполнение упражнений нанесения темной оживки. Самостоятельная разработка узора, цветового решения. Воспитывать бережное отношение к народным традициям. Выполнить игрушки (барыня, козлик) по мотивам народных образцов. Верно передать форму игрушки, тщательно прорабатывать наиболее характерные декоративные детали. Оценивать удачные и уместные дополнения в игрушках. Роспись изделий. Развитие творческих способностей, эстетического и художественного вкуса. Самостоятельное выполнение открыток, плакатов с решением творческих задач.

РАЗДЕЛ 4. МНОГОПЛАНОВАЯ КОМПОЗИЦИЯ (26 ЧАСОВ)

Теория: Выбор сюжета. Компоновка. Выделить главное (центр композиции), подчинить ему второстепенное, показать взаимосвязь между ними. Цвет – выражение настроения. Соотношение предметов, их расположение в пространстве.

Практика: Составление и выполнение сюжетных композиций. Активизировать творческое воображение, фантазию. Развивать мышление. Грамотное выполнение работ по законам композиции. Воспитывать усидчивость, трудолюбие. Находить новое решение в выполнении творческих задач.

РАЗДЕЛ 5.

ЛИНЕЙНОЕ И ТВОРЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР (6 ЧАСОВ)

Теория: Ось симметрии. Верх и низ рисунка. Делим ось на отрезки в тех местах, где меняется форма предмета. Прямыми линиями рисуем контуры предмета. Контуры предмета округляем в соответствии с натурой. По горизонтальным линиям рисуем овалы, которые дают объем предмета. Тоновое отношение. Светотень. Штрих. Направление штриха.

Практика: Разметка и построение геометрических фигур. Отработка штриха. Распределение элементов светотени. Тоновая разработка геометрических фигур.

РАЗДЕЛ 6. ЭЛЕМЕНТЫ ПЕЙЗАЖА (14 ЧАСОВ)

Теория: Приемы письма в пейзаже. Разметка. Форма. Прорисовка и детализация. Передача характерных индивидуальных признаков. Законы линейной и воздушной перспективы. Цветовой строй. Тоновые различия между элементами. Передача объема цветом.

Практика: Изобразить в технике акварель элементы пейзажа. Передать объем каждого элемента. Установить цветовую связь между элементами пейзажа.

РАЗДЕЛ 7. ЭКСКУРСИИ (2 ЧАСА)

Теория: Инструктаж по технике безопасности поведения на природе. Изучение цветовой гаммы, формы листьев, деревьев. Содействовать формированию эстетического восприятия действительности.

Практика: Экскурсия в осенний парк. Наблюдения за природой.

8. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ (2 ЧАСА)

Теория: Общая и индивидуальная характеристика. Отметить наиболее грамотно выполненные работы.

Практика: Выставка. Просмотр работ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

В программе определены: содержание обучения, объем знаний, умений и навыков, которые должны приобрести обучающие.

Содержание обучения состоит из разделов, в которые входят разные виды и жанры изобразительной деятельности. На каждом занятии сообщается материал о данном элементе раздела, разъясняется общее понятие о нем, выполняются соответствующие задания. Методика проведения занятий зависит от его содержания. Комбинированные занятия – наиболее часто применяемы. Чередование различных видов деятельности – основа сохранения интереса, внимания.

Формы работы на занятиях:

  • Индивидуальная – применяется при выполнении творческих работ, при организации работы со слабыми обучающимися;
  • Групповая – когда каждая группа выполняет коллективную работу;
  • Всем составом объединения – наиболее часто применяемая форма работы, особенно на первом году обучения. Применяется чаще тогда, когда идет процесс усвоения приемов рисования.
  • Игровая – одна из эффективных форм проведения занятий, стимулирующая высокую усвояемость изучаемого материала, познавательную и творческую активность обучающихся, и необходимая на данном возрастном уровне.

Применяются следующие методы обучения:

  • пассивные – сообщение, показ, рассказ;
  • активные – практические занятия (выполнение образцов, заданий), самостоятельное выполнение творческих работ.

Упражнения даются при усвоении первоначальных знаний и умений. При этом они усложняются по возрастной степени.

Для контроля знаний по основным темам программы применяются следующие механизмы:

  • работа по карточкам;
  • работа по шаблонам;
  • краткие блиц-опросы по итогам занятия и пройденной теме;
  • выполнение тематических заданий, рисунков;
  • выставки, конкурсы.

Сочетание традиционных и нетрадиционных форм и методов обучения способствует выполнению интересных, творческих работ, позволяет легко и прочно усвоить изучаемый материал.

Для поддержки творческой активности детей целесообразно придерживаться следующих правил:

  • не мешать желанию ребенка изобразить что-то по-своему;
  • безоценочность в отношении к детскому творчеству, то есть не применять явной системы оценок продуктов ребенка, обсуждать отдельные содержательные моменты этих работ, не сравнивать с другими детьми, а только с ном же самим, с его прошлым опытом;
  • творить и играть вместе с детьми – в качестве рядового участника процесса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ,

ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ПЕДАГОГОМ

  1. Конвенция о правах ребенка.
  2. Инструкции по охране труда; по противопожарной безопасности; по правилам поведения на дорогах; по антитеррористической безопасности.
  3. Устав ДДТ ст.Старовеличковской.
  4. Волкова И.П. Художественная студия в школе. М.: Просвещение, 2003.
  5. Казакова Т.Г. Я учусь рисовать. М.: АО Учебная литература, 2000.
  6. Костерин Н.П. Учебное рисование. М.: Просвещение, 2001.
  7. Лазарева Н.М. Силуэт. Уроки мастерства. С-Пб, Паритет, 2007.
  8. Мосин И.Г. Рисование – 1. Е.: ООО «У-фактория», 2000.
  9. Мосин И.Г. Рисование – 2. Е.: ООО «У-фактория», 2000.
  10. Никологорская О. Веселая палитра. М.: Художественное ремесло, 2007.
  11. Смит А. Энциклопедия рисования. М.: Издательский дом «Ромен», 2003.
  12.  Школа рисования. ЗАО Росмэн-Пресс, 2005.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ,

РЕКОМЕНДУЕМОЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

  1. Конвенция о правах ребенка.
  2. Волкова И.П. Художественная студия в школе. М.: Просвещение, 2003.
  3. Казакова Т.Г. Я учусь рисовать. М.: АО Учебная литература, 2002.
  4. Костерин Н.П. Учебное рисование. М.: Просвещение, 2001.
  5. Мосин И.Г. Рисование – 1. Е.: ООО «У-фактория», 2000.
  6. Мосин И.Г. Рисование – 2. Е.: ООО «У-фактория», 2000.
  7. Никологорская О. Веселая палитра. М.: Художественное ремесло, 2007.
  8. Смит А. Энциклопедия рисования. М.: Издательский дом «Ромен», 2003.
  9. Школа рисования. ЗАО Росмэн-Пресс, 2005.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая образовательная программа "Волшебная палитра"

Программа содержит разделы по изучению основ изобразительной грамоты, композиции, цветоведеня, формообразования, лепки....

ПРОГРАММА КРУЖКА "ПАЛИТРА"

Данная программа составлена на основе опыта работы с дошкольниками 5-7 лет в системе дополнительного образования. Программа реализуется в художественно-эстетической направленности с элементами к...

Адресат дополнительной общеобразовательной программы "Волшебная палитра"

Примерный портрет учащегося, для которого будет актуальным обучение по данной программе...

Программа "ИЗО Палитра"

Программа разработана для работы с детьми с 7 до 15 лет...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «БЕЛГОРОДСКАЯ ПАЛИТРА»

Актуальность разработки данных методических рекомендаций состоит в том, что в настоящее время основной задачей в области образования является воспитание патриотизма и гражданственности, как основы жиз...

Программа изостудии "Палитра" ознакомительный уровень

Программа изостудии " Палитра " МБОУ ДО ДЮЦ г.Ейск  ознакомительный уровень...

Программа изостудии "Палитра" базовый уровень

Программа изостудии " Палитра" МБОУ ДО ДюЦ г.Ейск базовый уровень...