«Преемственность изучения уроков Гжель с учётом региональных особенностей Подмосковья»
статья по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Фильчугина Татьяна Анатоьевна

“Голос” Гжели может звучать спокойно, благородно, неторопливо, задушевно…
(А.П. Бородин)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoki_i_sovremennoe_razvitie_promysla_1.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Статья  «Преемственность изучения уроков Гжель с учётом региональных особенностей Подмосковья»

                                                        Учитель ИЗО и технологии

                                                        Фильчугина Татьяна Анатольевна

МБОУ СОШ №16 г. Коломна

“Голос” Гжели может звучать спокойно, благородно, неторопливо, задушевно…
(А.П. Бородин)

Тип урока: урок-беседа.

Вид занятия: беседа, декоративное рисование.

Цели:

- познакомить учащихся с народными промыслами России, а именно с Гжельской керамикой, разнообразием ее посудных форм, особенностью росписи;

- развивать графические умения, связанные с приемами цветочной росписи;

- углублять эстетические познания о народном и декоративно-прикладном искусстве;

- сформировать навыки составления декоративной композиции;

- воспитывать активность, аккуратность, усидчивость при работе с красками. 

Актуальность :

- искусство народных художественных промыслов предстает перед нами как сложное, богатое по декоративным возможностям, глубокое по идейно-образному содержанию явление современной культуры. Во многих районах нашей страны сохранилось традиционное, основанное на ручном труде и пришедшее от дедов и прадедов народное декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы. Происхождение народных промыслов различно. Одни берут свое начало в крестьянском бытовом искусстве, связанном с натуральным хозяйством и изготовлением как повседневных, обиходных, так и праздничных нарядных бытовых предметов для себя и своей семьи.

Формирование новых знаний:

- слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора.

- особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с растяжением, дополненный изящной линией

Оборудование: компьютер, компьютерные слайды “Истоки и современное развитие промысла Гжель”, видеопроектор, экран, оснащение рабочих мест учащихся.

Зрительный ряд: Гжельская керамика и иллюстрации с ее изображением, схемы-таблицы с изображением Гжельских узоров.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока. Беседа.

Тема сегодняшнего урока “Истоки и современное развитие промысла. Гжель”. Что же это за вид народного промысла – Гжель?

- Ребята, всем давно знакомо понятие “гжельская керамика” или “гжель”, но откуда пошла его история знают лишь единицы. Сегодня на уроке мы познакомимся с этим видом народного искусства. Так где же зародился данный вид промысла и каким было его развитие? Сейчас мы об этом и поговорим…

Край фарфорового чуда… А кругом него - леса…

Гжель - это название живописного подмосковного региона, что в 60-и километрах от Москвы, в Раменском районе, вдоль Егорьевского шоссе, где расположены три десятка слившихся между собой красивых сел и деревень: Глебово,  Трошкoво и Фенино, Речuцы, Ново-Харитоново, Бахтеево, Меткомелино, Турыгино ,Володино, Игнатьево, Жирово, Карпово, Коломино, Кузяево и многие другие. Из-за близости нахождения производства часто посещаем Гжель с экскурсией.

- С чего же началось развитие народного промысла под названием “Гжель”?

А начиналось всё с глины. Эту местность одарила сама природа. Здесь находится Гжельско-Кудиновское месторождение жирных огнеупорных глин. Это под землей, а на его поверхности раскинулись маленькие деревушки и сёла. А много ли нашему “рукастому” народу надо – глина есть, руки есть – вот и славно! Издревле жили на этой глиняной земле гончары, гончарихи и гончарята, то есть все от мала до велика в этой местности занимались гончарством. Глину копали сами. Копкой занимались крестьянские мужики с сыновьями, либо позднее артели. Тяжёлое это дело и грязное. Копали ямами или "дудками". Всем хотелось напасть на “жилу”. Глина залегает прослойками, между глиняными пластами находятся слои песка, которые достигают “несколько сажен толщины”. Различают несколько сортов глины. Первый слой это глина простая красная - “ширёвка”; далее “пушнина” - жёлтая, средняя по качеству; а в самом низу лучшая тонкая белая глина – “мыловка”, которая используется для изготовления фарфора и фаянса.

Да, поди, ж ты докопайся лопатой до хорошей глины. “Пушнины” накопали и то дело. Домой принесли, в сарай положили. Там же, стоя на коленях, разувлажнили водичкой, тщательно перемяли, перебили ручками. А потом завертел мастер гончарный круг, положил кусочек глины и чего-только из-под умелых рук не выходит: молочные крынки, медовницы, тарелки, квасники, миски и кумганы - кувшины похожие на птицу, с выгнутым носиком, ручкой-хвостом.  Когда мастер свою работу заканчивал, звал сыновей-подмастерьев и дочек-писарих. Мальчишки помогали облить лепнину блестящей глазурью. Девочки раскрашивали. Потом всю посуду несли на обжиг или “жгель” в большой горн-печку – технология! - а раньше ведь деды горшок в жирных щах вываривали для глянцу. Понятное дело, что кроме хозяйственной утвари лепил отец-гончар детишкам на забаву ещё и глиняные фигурки и свиристели. Секреты росписи и ремесла крестьяне свято оберегали от своих деревенских соседей и передавали по наследству. Так создавались семейные династии “точильщиков”, “писарих”, а самые деловые мечту осуществляли заветную крестьянскую - “Фабрику” открывали.

Промысел этот очень древний. Археологи накопали в этой местности черепков и удивились – мало того, что краски не поблёкли, так мастерицы наизображали ещё не просто условную травку, а луговую овсяницу или полевицу, не просто завитки-усики с ягодками, не просто листики, а листья папоротника,. А вот и самое “поразительное” открытие, сделанное археологами - “данное изображение имеет сходство с земляникой”.

 В 17 веке вышел Аптекарский указ царя Алексея Михайловича Тишайшего, чтобы “тае глины дела никуда не давать, а держать тае глину на аптекарские дела и впредь тае глину изо Гжельской волости имать и возить тое же в волости крестьянами кака та глина в аптекарский приказ надобна будет”. Гжельские крестьяне по этой причине никогда не были крепостными – ведь вся Гжель вместе с крестьянами была закреплена за Аптекарским приказом специально в целях изготовления посуды. Царская грамотка!


     В 18 веке Михайло Ломоносов, который искал секрет фарфора и изучал гжельские глины, писал: “Едва ли есть самая чистая и без примешения …. Какова у нас гжельская, которой нигде не видел я белизною превосходнее”. Так и повелось: при Петре I тут “приискивали” глину для кирпича, а при его дочери императрице Елизавете – для первого в России фарфорового завода. Учёный-химик Дмитрий Виноградов, друг великого Михайлы “умыл” немцев с их мейсеновским фарфором – разгадал-таки “китайский” секрет фарфора и привёз из Гжели глину, из которой были впервые изготовлены русские фарфоровые изделия.

- Ну а что крестьяне спросите вы?

В начале 19 века одиночек становится всё меньше и меньше, всё больше артелями работают или поднакопили на свои собственные крошечные фабрики. Гжель расцветала! По переписи 1871 года в 16 деревнях Гжели было: 11 лавок, 15 питейных домов, 11 харчевен, 5 постоялых дворов и 88 производственных заведений. Гжельские крестьянские семейства выходили “в люди”! Жизнь кипела! Сервизы гжельские выпускались разные по количеству предметов: знаменитый “Гурьевский” на 150 персон, “Эгоист” - для одного себя любимого,  “Тет-а-тет” на двоих. Гжельские заводчики с крестьянской закваской марку держали, иностранцам нос утирали - Гжель стала “русским Стаффордширом”.

Конец 19 - начало 20 веков стали периодом глубокого кризиса. Казалось, гжельское искусство погибло навсегда. Послевоенное время связано с началом возрождения промысла и поиском своего образного языка. Для этого потребовались годы неустанной  и кропотливой работы, обучение новых мастеров. В результате это привело к успеху. 

В 1972 Объединение "Гжель" было создано на основе шести маленьких производств, расположенных в нескольких деревнях. Творческие группы разработали новые образцы. Были созданы полностью новые формы изделий. Живопись стала более богатой, и выполняет художественные требования существующего дня. Сегодня Объединение "Гжель"- современное предприятие, в состав которого входят 6 производств с персоналом, состоящим из 1500 высококвалифицированных рабочих. Гжель - это вазы, игрушки, статуэтки, изделия интерьера: люстры, камины и другие фарфоровые изделия. Гжель - это композиция народного искусства и художества. Продукты "Гжели" пользуются устойчивым спросом на Российском и международном рынке. В производстве фарфора Гжель следует за старыми Российскими традициями в искусстве народа. В "Гжели" работают высококвалифицированные и одаренные художники, скульпторы и мастера технологии. Мастера Гжели расписывают каждое изделие исключительно вручную. В Гжели существует круглый цикл образования. Обучение начинается с детского сада, средней школы и заканчивается Гжельским Художественным Колледжем и курсами аспиранта в Москве.

В школе прослеживается преемственность обучения искусству Гжели. В начальной школе 2 класс «Чудо Гжель»,  3класс «Гжель. Сказочная гжель» мы знакомим детей с этим промыслом. Далее в 5 классе идёт углубленное

изучение по теме  «Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла».

В 6-7 классах мы также изучаем этот промысел. Ребята с удовольствием работают над росписью изделий под гжель.

У Гжели собственный стиль - синие и голубые узоры и цветы, украшения на белом фоне. Роспись производится кобальтом, который в ходе технологического процесса приобретает характерный для Гжели синий цвет.

Гжельские изделия традиционно входят в подарочный фонд Президента РФ, Правительства РФ, министерств и ведомств России.

По заказу предприятие выполняет экслюзивные подарки. К ним относятся: вазы, шкатулки, коробочки, кадочки; солонки, тарелки и блюда, бокалы, совки, супницы, чашки, кувшины, молочники, чайницы, чайники, сухарницы, розетки, лоточки, стаканы, салфетницы, ларцы,  кумганы, квасники, подсвечники, пудреницы, сахарницы, конфетницы, масленки, кружки, бочонки, доски разделочные и сырные, лопатки кухонные, ложки, кухонные комплекты, коробки для шитья и рукоделия, пепельницы, рюмки, стопки, соусники, наборы для супа, наборы для салата, штофы, наборы для вина, наборы для коньяка, пива, окрошки, грибов, пельменей, варенья, специй, кваса, молока, напитка, компота, ухи, икры, сервиз столовый, посуда столовая, сервиз чайно – кофейный, сервиз чайный, сервиз столовый, сервиз десертный, сервиз кофейный,  телефонные аппараты, горшки для цветов, кашпо; декоративные панно и тарелки, шахматы, телефонные аппараты, коробки и шкатулки миниатюрные, подносы, барельефы, плакетки, письменные приборы, туалетные приборы, пудреницы, скульптуры, кубки, гербы, изделия с изображением портретов, геральдики и архитектурные памятники; часы настольные, часы настенные, часы каминные, осветительные приборы (люстры, бра, настольные лампы), керамическая облицовочные плитки, изразцы, печи и камины, стаканы для карандашей, подставки для бумаг, декоративные лопатки, салфеточное кольцо, оправы для зеркал, художественные рамки для фотографий и картин, игрушки, кашпо, цветочные горшки, декоративные архитектурные элементы, медальоны, вставки, плакетки, карнизы, маскароны, фризы; игрушки; статуэтки; барельефы; макеты; макеты памятников культуры и архитектуры; пасхальные наборы; пасхальные яйца; подставки; крестики; медальоны; иконы; художественные изделия с использованием элементов церковного зодчества, лики святых; иконостасы.

Стройная художественная система приемов гжельского письма закреплялась в индивидуальных почерках, своеобразных манерах исполнителей. Используя в творчестве один и тот же набор живописных элементов, каждый художник создает свой индивидуальный, узнаваемый сюжет росписи: букет или отдельный цветок, архитектурные пейзажи, животный и растительный мир, изображения людей. В целом же современные художественно – стилевые особенности росписи представляют собой художественное явление, обладающее ярко выраженным стилистическим единством. Важная особенность в гжельской росписи сине – белого фарфора – живописное начало. В росписи применяется широкий кистевой мазок с его переходами от звучного, насыщенного синего цвета до размытого голубого. Большое значение придается движению кисти, способной создавать множество тончайших градаций синего цвета. В сочетании с белым фоном рисунок создает ажурный узор на поверхности изделия: в центре – яркое, крупное пятно – изображение цветка, а вокруг легкая россыпь веточек с листьями и ягодками, завитков, усиков, едва различимых, уходящих в белизну фона. Лепестки цветка, выполненные одним закругляющимся мазком с тенями, складываются в пышную, округлую чашу. В ее белой середине рассыпаны мелкие точки-тычинки. Градация синего цвета придает лепесткам выпуклость, цветок словно вылеплен из лепестков-долек. Гирлянды цветов соседствуют с сетчатым орнаментом, выполняющимися тонкой кистью. Сетки могут сочетать в себе чередование тонких и широких линий, перемежающихся точками.

Основными элементами, составляющими неповторимое своеобразие подглазурной росписи фарфора, являются так называемый кистевой “светотеневой мазок” (мазок с тенями), кистевой мазок одной кистью, ситчик, а также второстепенные: сетки, штриховки, завитки, отводки, усики и т д. Кистевой “мазок с тенями”, ставший родовой приметой обладателя свидетельства, обладает широким тональным диапазоном: от глубоких и темных тонов до очень светлых и легких, тонов подглазурной росписи. Краска наносится на поверхность изделия легким круговым разворотом. В утолщенной части кисти краски больше – кистевой мазок получается темным, насыщенным. Ближе к середине мазок включает различные оттенки синего цвета. “Мазок с тенями” образует плотную поверхность синего цвета, контрастирующего с белым фоном. В этом случае особенно важно соотношение белого и синего цветов. Белый фон становится вторым цветом, он также активен, как и сама кобальтовая роспись.

При “росписи одной кистью” каждый последующий кистевой мазок отличается от предыдущего тональной насыщенностью. Насыщенность синего цвета меняется в зависимости от того, как расходуется краска, набранная на кисть: первые мазки получаются сочными, но по мере убывания краски светлеют. Тогда на кисть вновь набирают краску – мазки резко усиливаются, а затем вновь ослабевают. Этот прием чаще используется при изображении многолепестковых цветков. Каждый лепесток отличается насыщенностью синего цвета, а в целом одноцветное изображение получает богатое тональное звучание, что придает росписи особую мягкость.

Одним из приемов можно назвать использование в росписи тонкого, ювелирного орнаментального узора “ситчик”, когда в работу включается не вся кисть, а лишь ее тонкий кончик. Традиционный мотив гжельской росписи – птицы и петухи, трактуется как орнамент. Хвост может ассоциироваться с пышным цветком с лепестками различной величины и тональной насыщенности, туловище – бутон с волнистыми краями шея, грудь – каплевидные лепестки. Художники и живописцы, создавая свои произведения и украшая их росписью, берут сюжеты и сцены из окружающей природы, но ни в коем случае не подражая и не копируя ее, а создают свои самостоятельные декоративные запоминающиеся образы.

Не менее значительны и второстепенные элементы, входящие в живописные композиции: легкие закручивающиеся усики, спиралевидные завитки, точечные и штриховые заполнения, различного рода росчерки, линейные отводки, узкие пояски простого геометрического орнамента, геометрические сетки. Дополнительные элементы придают живописной композиции своеобразный ритм.

Форма и роспись составляют единое целое в образном решении каждого изделия. Подчиняясь форме, роспись дополняет ее, придавая изделию большую основательность, выделяя детали, подчеркивая форму, оживляя лепные детали, порой дополняет то, что было недосказано в пластике. Искусство создания высокохудожественных фарфоровых изделий приобрело сложный, пространственный, живописный скульптурный характер. Сейчас художники считают себя вправе не ограничиваться функциональностью изделий, а стремятся к созданию изделий эмоционально насыщенных, способных не только украсить, но и преобразить наш быт. Несмотря на это, гжельские мастера глубоко и свято хранят традиции своих предков, творчески их развивают и приумножают. В полусказочном мире, создаваемом мастерами - керамистами нынешней Гжели, трудно провести четкую границу между искусством прошлого и настоящего. Не иссякает родник, возникший столетия назад в душе русского народа; пройдя через толщу веков, он по-прежнему остаётся могучей эстетической силой и не теряет своей чистоты. В преемственности традиций народных мастеров, верности им и находится зерно успеха и популярности гжельской керамики в наше время.

III. Практическая работа.

Задание: Класс делится на группы по 5 человек, выбрав одного старшего мастера. Каждая группа гжельских мастеров должна создать эскиз своего изделия.

IV. Закрепление пройденного материала.

Итак, сегодня мы с вами познакомились с историей народного промысла под названием “Гжель” и попробовали себя в роли гжельских мастеров. Сразу же стало понятно, что работа это кропотливая, требующая от мастера усидчивости, аккуратности, выразительности и фантазии.

Стоит отметить, что хоть история Гжели и уходит далеко вглубь веков, но её народному искусству суждена ещё долгая жизнь, сегодня знаменитый народный промысел набирает новые силы. В разные концы планеты улетают синие птицы Гжели, чтобы украшать быт людей, воспитывать чувство прекрасного.

V. Подведение итогов.

Просмотр и выставка готовых эскизов, обсуждение и оценка.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Учёт индивидуальных особенностей учащихся при использовании КСО на уроках химии "

В статье анализируется система КСО и рассматривается возможность её применения на уроках химии...

Преподавание русского языка с учётом регионального компонента

Современный этап развития методики преподавания русского языка характеризуется поиском эффективных путей обучения, ориентированного на усиленное внимание к функциональному аспекту изучаемых явлений яз...

Статья на тему:" Учёт психологических особенностей детей младшего школьного возраста в работе со слабоуспевающими учениками на уроках английского языка ".

В настоящее время в преподавании иностранного языка происходит этап качественного преобразования и обновления. Иностранный язык как учебный предмет активно внедряется в практику работы начальной школы...

Учебно-методический комплекс для изучения раздела программы с учётом особенностей обучения детей с ЗПР.

УМК по разделу "Однородные члены предложения" программы русского языка за 8 класс для учеников с ЗПР....

Разработки уроков истории с учётом гендерных особенностей (8 - 9 класс)

Гендерный подход в преподавании гуманитарных предметов, например истории, литературы и т.д., в школе как элемент гражданского образования обозначает утверждение новых моделей восприятия общества, куль...

Урок регионального содержания при изучении темы “Traditions and manners” "Культурные особенности, традиции и обычаи родной страны и страны изучаемого языка», УМК В.П.Кузовлев, в 8 классе (Unit 2, )

     Представляю пример урока регионального содержания при изучении темы “Traditions and manners” "Культурные особенности, традиции и обычаи родной страны и стра...