Доклад "Создание модели учёта индивидальных особенностей, плана индивидуальной работы, учёта индивидуального прогресса детей с нарушениями речи"
учебно-методический материал на тему
В докладе представлен материал об учёте индивидуального прогресса детей с нарушением речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete_2011_god.docx | 197.45 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ Г. МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII вида № 7 124482, Москва - Зеленоград, Никольский проезд, дом 3 |
Доклад на тему «Создание модели учёта индивидуальных особенностей, плана индивидуальной работы, учёта индивидуального прогресса детей с нарушениями речи»
Докладчик логопед Егорова Н.А. |
В настоящее время активно развиваются теория и практика коррекционной педагогики и логопедии. Это неизбежно приводит к поиску новых, более эффективных методов коррекционно-педагогического воздействия на детей с различными видами отклонений в развитии. Эффективность коррекционно-логопедического воздействия зависит от множества факторов: от тяжести речевого нарушения у ребенка, от своевременности начала коррекции отклонения в развитии речи, от степени участия родителей в процессе обучения, от квалификации логопеда и взаимодействия участников педагогического процесса, а также от грамотной диагностики состояния речи ребенка. Коррекционная логопедическая работа в школе начинается с обследования детей, которое позволяет логопеду судить об уровне общего и речевого развития каждого ребенка, поступающего вновь или продолжающего обучение.
Диагностика речевого развития детей.
Логопедическая диагностика в течение продолжительного времени переживает кризис и пока не удовлетворяет требованиям, как науки, так и практиков-логопедов.
Проблема диагностики речевых расстройств имеет большое теоретическое и практическое значение. С теоретической точки зрения вопрос диагностики речевых нарушений связан с проблемой нарушений речи. С точки зрения практической, обоснованное решение этого вопроса способствует более правильному комплектованию речевых групп, целенаправленному и дифференцированному логопедическому воздействию. Логопедическое обследование направлено на выявление нарушений различных компонентов речевой системы, их характера, а также глубины и степени.
Каждый ребенок должен обследоваться индивидуально, в зависимости от характера и тяжести речевого нарушения, с выборочным использованием стандартных логопедических заданий.
При логопедическом обследовании ребенка должен в полной мере использоваться системный подход к анализу речевых нарушений. При этом выявляется не только то, какой компонент речевой деятельности нарушен, но и какова взаимосвязь его с другими нарушениями или сохранными компонентами речи, к каким последствиям такие “взаимоотношения” могут привести.
Обследование ребенка должно быть комплексным, то есть включающим как логопедическое заключение, так и медицинский диагноз.
Схема обследования никогда не бывает самодостаточной и широко варьирует в зависимости от цели, которую ставит перед собой исследователь. Никакой схемой нельзя предусмотреть всех вопросов, которые могут возникнуть при обследовании ребенка.
Можно выделить лишь основные направления обследования и те его этапы, без которых представление о речевом развитии ребенка будет недостаточным для его описания. Методика обследования должна быть ограничена и рассчитана на определенную возрастную категорию. Это особенно важно для выявления особенностей речевого развития детей с интеллектуальной недостаточностью, так как специальная методика логопедического обследования для данной категории школьников отсутствует.
Нарушения речи у умственно отсталых детей имеют сложную структуру. Они разнообразны по своим проявлениям, механизмам, стойкости и требуют дифференцированного подхода при их анализе. Симптоматика и механизмы речевых расстройств у этих детей определяются не только наличием общего, диффузного недоразвития мозга, что обуславливает системное нарушение речи, но и локальной патологией зон, имеющих непосредственное отношение к речи, что еще более усложняет картину нарушений речи при умственной отсталости.
Диагностическое исследование детей, имеющих системное недоразвитие речи, представляет определенные трудности, т.к. у данного контингента детей имеются не только речевые, но и коммуникативные и эмоционально-волевые расстройства различной степени выраженности. Разработка реабилитационных программ для таких детей требует точной дифференциальной диагностики.
Основные принципы диагностики отклоняющегося развития, на которых базируется логопедическое обследование данной категории обучающихся, были заложены в трудах Л.С.Выготского.
• Комплексный подход требует всестороннего обследования и оценки особенностей развития ребенка.
• Принцип целостного системного изучения ребенка требует обнаружения связей между отдельными проявлениями нарушений психического развития, определения их причин, установления иерархии обнаруженных нарушений.
• Принцип динамического изучения предполагает выявление не только слабых звеньев в развитии ребенка, но и зоны его актуального и ближайшего развития, учет специфики развития аномального ребенка.
• Принцип качественного анализа диагностических данных позволяет дифференцировать выявленные нарушения.
Роль комплексной диагностики заключается в учете взаимосвязи высших психических функций с определенными участками мозга. При поражении отдельных участков мозга могут оказаться нарушенными несколько форм психической деятельности: устная речь, письмо, чтение, счет, память и пр.
Поэтому, если у ребенка обнаружены трудности в формировании, например, письма, то необходимо провести квалифицированный анализ диагностического исследования для выявления причин дефекта и выбора способов его коррекции.
Таким образом, диагностическое исследование, с одной стороны, позволяет определить нарушение или несформированности функциональных систем, в том числе речи, и тем самым подойти к причине трудностей, испытываемых ребенком, а с другой – комплексная диагностика способствует определению специальных коррекционных методов обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей. Специфичность детского логопедического обследования заключается в необходимости ориентироваться на возрастные нормы развития. Описание этих норм является одной из самых важных задач.
Особое значение приобретают комплексные методы диагностики в исследовании нарушений и отклонений в развитии высших психических функций у детей: устной и письменной речи, особенностей процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, пространственного воображения.
Комплексное обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребенка, позволяет провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной направленной коррекции.
Логопедическое обследование при разных речевых расстройствах включает два самостоятельных раздела: «общую» и «речевую» диагностическую схему. В «общем» разделе выявляются нарушения высших психических функций: памяти, внимания, счета, мышления, эмоций. В «речевом» разделе представляются симптомы речевых расстройств: нарушений устной речи, письма и чтения, а также нарушений слухоречевой памяти.
Результаты проведённой логопедической диагностики отражаются в речевой карте. Полученная во время обследования информация фиксируется в протоколах обследования и речевых картах, в которых включены не только разделы по изучению анамнестических сведений, но и отражено состояние психомоторного и речевого развития ребенка. Логопедическое заключение аргументируется данными первичного обследования.
Мониторинг коррекционной логопедической работы
Неоднородность состава детей, обучающихся в школе – интернате, потребовало от логопедов использования разноуровневых вариантов диагностических методик обследования устной и письменной речи, что в конечном итоге позволяет получить более объективные данные анализа коррекционной логопедической работы.
В качестве инструментария диагностики речевого развития детей обучающихся в классах со сложной структурой дефекта мною используется методику Бедяевой Н.Е., Десюковой Н.В., адаптированная для данной категории школьников. Каждый ребенок дважды за учебный год обследуется по следующим параметрам:
- звукопроизношения;
- фонематические процессы;
- словарный запас;
- грамматический строй речи;
- связная речь;
- пространственная ориентировка;
- артикуляционная моторика;
- мелкая моторика
Динамика речевого развития обучающихся, имеющих речевые нарушения, тщательно отслеживается. В начале учебного года проводится диагностика, заполняются соответствующие документы; в конце учебного года также проходит диагностика для выявления результатов коррекционной логопедической работы. Далее составляется индивидуальный речевой профиль, чтобы наглядно увидеть «западающие звенья» и активизировать работу в данном направлении. Кроме того, заполняется таблица“ Результативность логопедической работы с группой обучающихся ”, и производятся необходимые расчеты путем определения среднего балла по каждой речевой и неречевой функции в каждой группе. На основе таблицы составляется сравнительный график данных исследования – речевой профиль (в начале и в конце учебного года), на котором можно проанализировать качество логопедического воздействия и эффективность коррекционной работы.
Образец речевого профиля
Результативность логопедической работы с группой обучающихся 6 – в класса за 2010 – 2011 учебный год
6 – в ФИ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||||||||
Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | |
1 Аббасова Эльмира | 4 | 5 | 3 | 4 | 3 | 4 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 4 |
2 Бугрова Елизавета | 3 | 4 | 5 | 6 | 5 | 6 | 6 | 6 | 3 | 3 | 3 | 3 | 1 | 2 | 2 | 2 |
3 Даньшина Анастасия | 7 | 7 | 7 | 7 | 5 | 7 | 3 | 5 | 3 | 4 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 2 |
4 Королёва Виктория | 8 | 8 | 8 | 9 | 7 | 7 | 6 | 6 | 3 | 4 | 3 | 3 | 5 | 6 | 4 | 5 |
5 Королёва Екатерина | 4 | 5 | 5 | 6 | 4 | 4 | 3 | 5 | 3 | 3 | 3 | 3 | 5 | 5 | 4 | 4 |
6 Прейзнер Валентина | 5 | 6 | 6 | 7 | 4 | 4 | 3 | 5 | 3 | 3 | 3 | 3 | 5 | 3 | 3 | 4 |
7 Савенко Александра | 4 | 4 | 5 | 6 | 5 | 7 | 5 | 5 | 3 | 4 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 |
8 Хвостов Кирилл | 7 | 7 | 6 | 7 | 4 | 4 | 5 | 5 | 3 | 3 | 3 | 3 | 5 | 5 | 3 | 4 |
Средний балл | 5,3 | 5,8 | 5,6 | 6,5 | 4,8 | 5,4 | 4,3 | 5 | 2,9 | 3,4 | 2,9 | 3 | 3,3 | 4 | 2,9 | 3,5 |
1 – звукопроизношение;
2 – фонематические процессы;
3 – словарь;
4 – грамматический строй речи;
5 – связанная речь;
6 – пространственная ориентировка;
7 – артикуляционная моторика;
8 – мелкая моторика
Опыт в применении данной методики обследования устной речи детей с балльной системой оценки показывает, что данная методика удобна для:
– диагностики;
– уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушений разных сторон речи (получения речевого профиля);
– построения системы индивидуальной коррекционной работы;
– комплектования подгрупп на основе общности структуры нарушений речи;
– отслеживание динамики речевого развития ребенка и оценки эффективности коррекционного воздействия.
Подобная форма мониторинга коррекционно-развивающей логопедической работы позволяет более глубоко и детально изучать речевое развитие каждого обучающегося, посещающего коррекционные логопедические занятия, помогает намечать наиболее эффективные пути коррекции речевой патологии и на его основе разрабатывать индивидуальные программы развития.
Для обследования детей с системным недоразвитием речи лёгкой и средней степени при умственной отсталости адаптирована и используется тестовая методика Т.А Фотековой. Удобные таблицы для заполнения результатов обследования, позволяют проследить динамику развития речи каждого ребенка, так как заполняются в начале и в конце учебного года. На основе таблицы “Результаты обследования речи детей” составляется сравнительный график данных исследования – речевой профиль группы ( в начале и в конце учебного года), на котором можно проанализировать качество логопедического воздействия и эффективность коррекционной работы. Для того чтобы получить речевой профиль ребенка, необходимо высчитать успешность выполнения каждой серии методики в процентном соотношении, затем вычертить речевой профиль, отложив по оси ординат успешность выполнения заданий методики в процентах, а по оси абсцисс – названия заданий или измеряемых сторон речи. Получив такой профиль можно сразу вычленить как наиболее несформированные, так и наиболее благополучные компоненты речевой системы ребенка и основываясь на этом разработать индивидуальную коррекционную программу.
Для того чтобы получить речевой профиль группы необходимо по оси абсцисс отложить фамилии детей, а по оси ординат отложить уровень успешности выполнения заданий, полученный в процентном соотношении.
Название проб
1 – фонематическое восприятие;
2 – артикуляционная моторика;
3 – звукопроизношение;
4 – слоговая структура слова;
5 – навыки языкового анализа;
6 – грамматический строй речи;
7 – словарь и словообразовательные процессы
В особо сложных случаях, у детей с тяжелыми нарушениями речи эта методика позволяет составить индивидуальный речевой профиль и на его основе разработать индивидуальную программу развития.
Название проб
1 – фонематическое восприятие;
2 – артикуляционная моторика;
3 – звукопроизношение;
4 – слоговая структура слова;
5 – навыки языкового анализа;
6 – грамматический строй речи;
7 – словарь и словообразовательные процессы
Общая успешность выполнения речевых проб в %
Начало года – 28%
Конец года – 50%
В методике использованы речевые пробы, предложенные Р.И. Лалаевой (1988) и Е.В. Мальцевой (1991). Для оценки успешности выполнения разработана бальная система. Методика включает шесть серий, каждая из которых объединяет речевые пробы разной сложности. Исследуются сенсомоторный уровень и грамматический строй речи, объем словаря, состояние навыков словообразования и языкового анализа, понимания речи. Каждая проба оценивается в отдельности, затем высчитывается сумма баллов за все задание, за серию, и далее из суммарных оценок за каждую из шести серий вычисляется общий балл за выполнение всех заданий методики
Ф. И.
| Фонематическое восприятие | Артикуляционная моторика | ||||||||||
Ба – па- па – ба - | Са – ша ша – са | Ша-жа-ша Жа-ша-жа | Ца-са-ца Са-ца-са | Ра-ла-ра Ла-ра-ла | Всего баллов 5 | Губы в улыбке | Язык «лопаткой» | Язык «иголочкой» | «Маятник» | «Улыбка – трубочка» | Всего баллов
5 | |
1. |
|
| ||||||||||
2. |
|
| ||||||||||
3. | ||||||||||||
4. | ||||||||||||
5. | ||||||||||||
6. | ||||||||||||
Оценка: | 1 балл – точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления; 0,5 балла – первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому; 0,25 балла – неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками; 0 баллов – отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы. | 1 балл – правильное выполнение с точным соответствием всех характеристик движения предъявленному; 0,5 балла – замедленное и напряженное выполнение; 0,25 балла – выполнение с ошибками: длительный поиск позы, неполный объём движения, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы; 0 баллов – невыполнение движения. |
Для каждой серии разработаны свои критерии оценки. Общим правилом при оценивании заданий всех серий является учет степени успешности выполнения с помощью четырех градаций, что дает возможность более дифференцированного результата. В разных заданиях эти градации отражают четкость и правильность выполнения, характер и тяжесть допускаемых ошибок, и использование помощи.
Для того чтобы получить речевой профиль ребенка, необходимо высчитать успешность выполнения каждой серии методики в процентном соотношении, затем вычертить речевой профиль, отложив по оси ординат успешность выполнения заданий методики в процентах, а по оси абсцисс – названия заданий или измеряемых сторон речи. Получив такой профиль можно сразу вычленить как наиболее несформированные, так и наиболее благополучные компоненты речевой системы ребенка и основываясь на этом разработать индивидуальную коррекционную программу.
На основе данной тестовой методики я планирую в этом учебном году разработать вариант для детей, обучающихся в классах со сложной структурой дефекта.
С детьми, которые имеют нарушения письма (2 – 7 классы), в начале и в конце учебного проводятся диктанты, которые тщательно анализируются логопедами. Все ошибки фиксируются в индивидуальных анкетах обучающихся, начиная со 2 класса.
Анализ письменных ошибок
Ф.И. _______________________________
Типы ошибок | Виды ошибок | Количество ошибок, класс, дата | |||||||||||
н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | ||
Ошибки, обусловленные недостаточностью фонематического восприятия | Замены - смешения 1. Глухих - звонких согласных. 2. Свистящих и шипящих. 3. Соноров. 4. Аффрикат. 5. Заднеязычных. 6. Твёрдых и мягких согласных. 7. Лабиализованных гласных, согласных. | ||||||||||||
Ошибки, обусловленные недостаточностью фонематического анализа и синтеза. | 1. Пропуски гласных. 2. Пропуски согласных. 3. Пропуски слогов. 4. Перестановки букв. 5. Перестановки слогов. 6. Добавление букв. 7. Добавление слогов. 8. Замены слов по звуковому сходству. | ||||||||||||
Ошибки, обусловленные несформированностью анализа структуры текста. | 1. Пропуск точки. 2. Отсутствие заглавной буквы. 3. 1 и 2. 4. Написание каждого предложения с новой строки. | ||||||||||||
Лексико - грамматические ошибки, связанные с несформированностью анализа структуры предложения. | 1. Пропуски слов. 2. Слитное написание слов. 3. Раздельное написание слов. 4. Замены слов по семантическому сходству. | ||||||||||||
Лексико - грамматические ошибки, связанные с несформированностью анализа структуры словосочетания. | 1. Нарушение согласования. 2. Нарушение управления. 3. Нарушение примыкания. 4. Пропуски предлогов. 5. Замены предлогов. 6. Слитное написание предлогов со словами. | ||||||||||||
Графические ошибки. | 1. Замены букв по количеству элементов. 2. Замены букв по пространственному расположению. 3. Зеркальное письмо. 4. Общее искажение букв. 5. Описка. | ||||||||||||
Орфографические ошибки. | 1.Жи – ши. 2. Ча – ща, чу – щу. 3. Чк – чн, нщ – нч. 4. Безударная гласная. 5. Другие ошибки. | ||||||||||||
Общее количество ошибок |
Заполняется таблица на каждую группу обучающихся с нарушениями письменной речи, где фиксируются различные типы ошибок каждого ребёнка и их количество на начало и конец года. По данным таблицы выстраивается график результативности коррекционной логопедической работы, который позволяет наглядно видеть динамику освоения письменной речи каждой группы обучающихся.
Все материалы логопедического сопровождения обучающихся находятся в личных портфолио.
5 - б класс | Ошибки, обусловленные несформированностью: | 6 | 7 | 8 | ||||||||||||
Графические ошибки | Орфографические ошибки | Общее кол-во ошибок | ||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||||||||||
Ф. И. | фонематического восприятия | фонематического анализа и синтеза | анализа структуры текста | анализа структуры предложения | анализа структуры словосочетания | |||||||||||
Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | |
1 Василькова Светлана | 4 | 5 | 7 | 2 | 0 | 0 | 0 | 2 | 1 | 0 | 0 | 1 | 7 | 2 | 19 | 12 |
2 Гришин Михаил | 0 | 0 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 1 | 3 | 3 | 5 | 4 | 10 | 9 | 25 | 21 |
3 Моисеев Александр | 2 | 0 | 2 | 0 | 1 | 0 | 3 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 8 | 2 | 16 | 3 |
4 Рахимов Тимур | 2 | 2 | 6 | 1 | 1 | 0 | 2 | 0 | 3 | 0 | 3 | 0 | 9 | 1 | 26 | 4 |
5 Савина Елена | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 2 | 2 | 1 | 3 | 4 |
6 Степченков Костя | 4 | 2 | 2 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 8 | 0 | 14 | 2 |
Всего | 12 | 10 | 20 | 5 | 5 | 2 | 7 | 3 | 7 | 3 | 8 | 8 | 44 | 15 | 103 | 46 |
Результативность коррекционной логопедической работы в 5 – б классе
План индивидуальной работы с детьми с нарушениями речи
Основные результаты первичного обследования речевого развития каждого ребёнка отражаются в стартовом логопедическом обследовании, которое находятся в портфолио обучающихся. По итогам стартового логопедического обследования определяется основное направление индивидуальной логопедической работы, исходя из чего составляются планы индивидуальной коррекционной работы, которые строятся прежде всего с учетом выявленных при первичном обследовании речевых патологий.
Стартовое логопедическое обследование
Ф.И. ребенка Ляткина Александра
Дата зачисления на логопедический пункт сентябрь 2008 г.
1 | Особенности звуковой стороны речи | Нарушение нескольких групп звуков: параротацизм (р,р, - й ) , парасигматизм (ш– с, щ – с,, ц – т, ж - з ), параламбдацизм (л,л, - й). Нарушено произношение слов со стечением согласных, многосложных слов. |
2 | Особенности ручной моторики | Оптико – кинестетическая организация движений пальцев рук недостаточно сформирована. Затрудняется выполнять упражнения на праксис позы одновременно на двух руках. С трудом выполняет статичные пробы, наблюдаются гиперкинезы. |
3 | Состояние зрительно-пространственных функций | Правша. Схема тела не сформирована |
4 | Состояние языкового анализа и синтеза | Языковой анализ и синтез не сформирован. |
5 | Особенности словарного запаса | Активный запас ограничен рамками обиходно – бытовой тематики. |
6 | Особенности грамматического строя речи | Выраженные аграмматизмы, проявляющиеся в нарушении простых и сложных форм словоизменения и словообразования. |
7 | Особенности связной речи | Грубое недоразвитие связной речи: 1-2 предложения вместо пересказа |
Логопедическое заключение:
|
Направление индивидуальной логопедической работы
- Развитие артикуляционной и ручной моторики, речевого дыхания
- Коррекция слоговой структуры
- Подготовка и постановка звука ш.
- Автоматизация звука ш в слогах, в словах, словосочетаниях и предложениях
- Дифференциация звуков с – ш в слогах, в словах, словосочетаниях и предложениях
- Подготовка и постановка звука щ
- Автоматизация звука щ в слогах, в словах, словосочетаниях и предложениях
- Дифференциация звуков с, –щ в слогах, в словах, словосочетаниях и предложениях
- Подготовка и постановка звуков л,л,
- Автоматизация звуков л,л, в слогах, в словах, словосочетаниях и предложениях
- Дифференциация звуков л,л, в слогах, в словах, словосочетаниях и предложениях
- Подготовка и постановка звуков р, р,
- Автоматизация звуков р, р, в слогах, в словах, словосочетаниях и предложениях
- Дифференциация звуков р –л в слогах, в словах, словосочетаниях и предложениях
- Подготовка и постановка звука ц
- Автоматизация звука ц в слогах, в словах, словосочетаниях и предложениях
- Подготовка и постановка звука ж
- Автоматизация звука ж в слогах, в словах, словосочетаниях и предложениях
- Дифференциация звуков ж – з в слогах, в словах, словосочетаниях и предложениях
- Введение поставленных звуков в самостоятельную речь
Особое внимание при работе с детьми с системным недоразвитием речи тяжёлой степени уделяется использованию здоровьесберегающих технологий. Так, в планы индивидуальной работы с ними в обязательном порядке мною включается пальчиковая гимнастика, акупунктурный массаж и самомассаж, элементы рефлекторного самомассажа. Речевой и программный материал коррекционных логопедических занятий тесно связан спрограммным материалом других предметов, что создает предпосылки к выработке единых требований к детям-логопатам в процессе обучения.
Результаты и динамика коррекционного процесса по преодолению речевых недостатков отображаются в индивидуальных карточках обучающихся.
Особое внимание в своём выступлении я хотела бы уделить логопедическому сопровождению детей с тяжелой умственной отсталостью в условиях специальной коррекционной школы VIII вида.
Сегодня одной из актуальных проблем является обеспечение психолого-педагогическими программами и технологиями обучения всех категорий детей без исключения, в том числе с серьёзными отклонениями в развитии.
По данным ВОЗ, в последние годы происходит некоторое увеличение числа умственно отсталых детей, что объясняется большей, чем прежде выживаемостью детей с пороками развития и дефектами ЦНС благодаря успехам медицины. Частота умственной отсталости достигает 1-3% от общей детской популяции. В последние годы наблюдается тенденция усложнения дефектов.
Так исторически сложилось, что долгое время в нашей стране детей с имбецильностью считали необучаемыми. Ещё великий физиолог И.П.Павлов указывал на чрезвычайную пластичность высшей нервной деятельности и её огромные возможности. Он говорил, что ничто не остаётся неподвижным, неподатливым, а всё всегда может изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия.
Сегодня современными экспериментальными исследованиями подтверждено, что при определённых условиях психическое, физическое, эмоциональное и социальное развитие детей с тяжёлой умственной отсталостью возможно.
Так, в инструктивном письме Минобразования России от 14.12.2000 №3 предложено открывать в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида классы для детей с глубокой умственной отсталостью.
В нашем учреждении таких классов шесть.
Целью логопедического сопровождения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в условиях специальной коррекционной школы VIII вида – интернате №7 является расширение представлений об окружающем мире, формирование умений пользоваться речью как средством коммуникации, повышение самостоятельности в общении со сверстниками, взрослыми для дальнейшей успешной социализации.
Логопедическое сопровождение направлено на создание благоприятного климата для развития у обучающихся коммуникативных навыков в различных ситуациях общения со сверстниками и взрослыми, воспитание у них интереса к окружающим людям, создание ситуаций, позволяющих ребёнку проявить и развить свои способности, дальнейшее обогащение и совершенствование речевых средств общения.
Задачи логопедического сопровождения тяжело умственно отсталых детей первого года обучения:
- побуждать ребёнка смотреть в лицо говорящему, реагировать на обращение к нему;
- учить детей понимать обращённую речь педагога, которая отражает повседневный быт и уклад жизни детей;
- развивать пальцевую моторику, подготавливая почву для последующего формирования речи;
- развивать подвижность артикуляционного аппарата;
- развивать и закреплять элементарные произносительные навыки, добиваться отчётливого произнесения слоговых комплексов и слов с различной интонацией и темпом (на основе подражания);
- обучать адекватным реакциям и действиям на обращение знакомых людей (подойти, улыбнуться, помахать рукой и др.)
- учить использовать доступные знаковые системы (собственная речь, жесты) для реализации в играх, в быту, для сообщения информации о своём состоянии, выражении просьб и др.
- закреплять элементарные социальные умения в общении: приветствие, прощание, благодарность;
- учить повторять и выполнять простые поручения по словесной инструкции;
- учить называть своё имя и фамилию, имя и отчество родителей, педагогов;
- учить ребёнка называть окружающие самые необходимые для его жизни предметы;
- учить осуществлять классификацию предметов по наглядному образцу, знать простые обобщающие слова;
- называть простейшие действия с предметами;
- учить действовать на основе подражания двигательному и речевому образцу педагога;
- сопровождать разные виды деятельности доступными видами речевой продукции: звукокомплексами, словами, простой фразой;
- учить внятно выражать свои просьбы и желания;
- учить ребёнка участвовать в беседе, специально организованной педагогом;
- учить рассказывать наизусть стишки, потешки, участвовать в коротких инсценировках;
- упражнять в построении простейших фраз по демонстрируемым действиям, по сюжетным картинкам с опорой на вопросы педагога.
Содержание работы по логопедическому сопровождению умеренно и тяжело умственно отсталых детей первого года обучения:
- Развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих.
- Формирование у детей умения слушать, прислушиваться, различать звуки окружающей действительности.
- Развитие понимания речи.
- Развитие ручной моторики.
- Развитие речевой моторики.
- Развитие элементарных произносительных навыков.
- Развитие активной речи.
Примерная структура логопедического занятия
Каждое логопедическое занятие включает в себя следующие этапы:
- Развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих.
- Работа по формированию умения слушать, прислушиваться, различать звуки окружающей действительности.
- Развитие ручной моторики.
- Развитие речевой моторики; длительного выдоха без участия речи.
- Развитие элементарных произносительных навыков.
- Развитие понимания обращённой речи.
- Снятие психоэмоционального напряжения через организацию динамической паузы.
- Развитие активной речи.
- Подведение итога занятия с целью получения обратной связи от обучающихся, которая предполагает эмоциональную и познавательную оценку приобретённых знаний, умений и навыков.
Обязательное условие: многократность повторения речевого материала. Практика работы в течение пяти лет показывает успешное использование индивидуальных тетрадей для занятий в школе и дома с разработанными подробными заданиями. Данные материалы удобны в использовании и воспитателям во внеурочные часы, и родителям.
Выводы
Речевое развитие – это показатель и уровня интеллекта, и уровня культуры. От того насколько развита речь ребёнка, напрямую зависят его успехи не только в освоении грамоты, но и в обучении в целом. Развитие и перспективы ребёнка, имеющего речевые нарушения, зависят от своевременной и методически грамотной логопедической коррекции.
Логопед не только открывает ребенку неограниченные возможности общения, он своеобразный проводник маленького человека в многообразный мир человеческих взаимоотношений. Преодоление речевого нарушения вселяет в ребёнка уверенность в собственных силах, способствует развитию его познавательных способностей. Он становится более открытым к установлению контактов с другими людьми, более восприимчивым к новым знаниям, ощущает себя полноценным человеком.
Формирование правильной речи, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы у детей с речевыми нарушениями представляет собой сложный коррекционно-педагогический процесс. Его эффективность во многом зависит от профессионального уровня учителя-логопеда, рациональной организации логопедической работы, взаимодействия всех участников педагогического процесса логопеда, учителей, воспитателей и родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие интереса к процессу обучения математике на основе учёта индивидуальных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья
Описание опыта работы учителя математики по развитию интереса к предмету у детей с ограниченными возможностями здоровья....
Мультимедийные презентации в работе логопеда с родителями детей с нарушениями речи
Новые информационные технологии, без всякого сомнения, можно применять и к детям с нарушениями речевого развития. Одно из актуальных направлений внедрения информационных технологий...
МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА, СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ для успешного обучения детей с нарушением речи
Методическая разработка- презентация из опыта работы службы сопровождения...
Индивидуально-дифференцированный подход в сопровождении детей с нарушением интеллекта на уроках математики
В работе рассмотрены теоретические аспекты индивидуально-дифференцированного подхода на уроках математики в школе VIII вида....
План индивидуальной работы для ученика 4 класса (на основе типовой учебной программы «Программа обучения глубоко умственно отсталых детей»)
Развитие речи. Темы:· Время года: зима.· Зимние забавы.· Птицы.·...
Перспективный план коррекционной работы в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (ст.,подг. гр.)
Перспективный план корекционной работы...
Особенности работы воспитателя группы для детей с нарушениями речи
В задачу воспитателя группы для детей с нарушениями речи входит обязательное выполнение требований общеобразовательной программы воспитания и обучения, а также решения коррекционных задач в соответств...