Доклад "Создание модели учёта индивидальных особенностей, плана индивидуальной работы, учёта индивидуального прогресса детей с нарушениями речи"
учебно-методический материал на тему

В докладе представлен материал об учёте индивидуального прогресса детей с нарушением речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete_2011_god.docx197.45 КБ

Предварительный просмотр:

   

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ Г. МОСКВЫ
ЗЕЛЕНОГРАДСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII  вида № 7

124482, Москва - Зеленоград, Никольский проезд, дом 3
тел. 8(499)-734-27-83; 734-69-07.

Доклад на тему «Создание модели учёта индивидуальных особенностей, плана индивидуальной работы, учёта индивидуального прогресса детей с нарушениями речи»

Докладчик логопед Егорова Н.А.

    В настоящее время активно развиваются теория и практика коррекционной педагогики и логопедии. Это неизбежно приводит к поиску новых, более эффективных методов коррекционно-педагогического воздействия на детей с различными видами отклонений в развитии. Эффективность коррекционно-логопедического воздействия зависит от множества факторов: от тяжести речевого нарушения у ребенка, от своевременности начала коррекции отклонения в развитии речи, от степени участия родителей в процессе обучения, от квалификации логопеда и взаимодействия участников педагогического процесса, а также от грамотной диагностики состояния речи ребенка. Коррекционная логопедическая работа в школе начинается с обследования детей, которое позволяет логопеду судить об уровне общего и речевого развития каждого ребенка, поступающего вновь или продолжающего обучение.

Диагностика речевого развития детей.

Логопедическая диагностика в течение продолжительного времени переживает кризис и пока не удовлетворяет требованиям, как науки, так и практиков-логопедов.

Проблема диагностики речевых расстройств имеет большое теоретическое и практическое значение. С теоретической точки зрения вопрос диагностики речевых нарушений связан с проблемой нарушений речи. С точки зрения практической, обоснованное решение этого вопроса способствует более правильному комплектованию речевых групп, целенаправленному и дифференцированному логопедическому воздействию. Логопедическое обследование направлено на выявление нарушений различных компонентов речевой системы, их характера, а также глубины и степени.

Каждый ребенок должен обследоваться индивидуально, в зависимости от характера и тяжести речевого нарушения, с выборочным использованием стандартных логопедических заданий.

При логопедическом обследовании ребенка должен в полной мере использоваться системный подход к анализу речевых нарушений. При этом выявляется не только то, какой компонент речевой деятельности нарушен, но и какова взаимосвязь его с другими нарушениями или сохранными компонентами речи, к каким последствиям такие “взаимоотношения” могут привести.

Обследование ребенка должно быть комплексным, то есть включающим как логопедическое заключение, так и медицинский диагноз.

Схема обследования никогда не бывает самодостаточной и широко варьирует в зависимости от цели, которую ставит перед собой исследователь. Никакой схемой нельзя предусмотреть всех вопросов, которые могут возникнуть при обследовании ребенка.

Можно выделить лишь основные направления обследования и те его этапы, без которых представление о речевом развитии ребенка будет недостаточным для его описания. Методика обследования должна быть ограничена и рассчитана на определенную возрастную категорию. Это особенно важно для выявления особенностей речевого развития детей с интеллектуальной недостаточностью, так как специальная методика логопедического обследования для данной категории школьников отсутствует.

  Нарушения речи у умственно отсталых детей имеют сложную структуру. Они разнообразны по своим проявлениям, механизмам, стойкости и требуют дифференцированного подхода при их анализе. Симптоматика и механизмы речевых расстройств у этих детей определяются не только наличием общего, диффузного недоразвития мозга, что обуславливает системное нарушение речи, но и локальной патологией зон, имеющих непосредственное отношение к речи, что еще более усложняет картину нарушений речи при умственной отсталости.

Диагностическое исследование детей, имеющих системное недоразвитие речи, представляет определенные трудности, т.к. у данного контингента детей имеются не только речевые, но и коммуникативные и эмоционально-волевые расстройства различной степени выраженности. Разработка реабилитационных программ для таких детей требует точной дифференциальной диагностики.

  Основные принципы диагностики отклоняющегося развития, на которых базируется логопедическое обследование данной категории обучающихся, были заложены в трудах Л.С.Выготского.

• Комплексный подход требует всестороннего обследования и оценки особенностей развития ребенка.

• Принцип целостного системного изучения ребенка требует обнаружения связей между отдельными проявлениями нарушений психического развития, определения их причин, установления иерархии обнаруженных нарушений.

• Принцип динамического изучения предполагает выявление не только слабых звеньев в развитии ребенка, но и зоны его актуального и ближайшего развития, учет специфики развития аномального ребенка.

• Принцип качественного анализа диагностических данных позволяет дифференцировать выявленные нарушения.

           Роль комплексной диагностики заключается в учете взаимосвязи высших психических функций с определенными участками мозга. При поражении отдельных участков мозга могут оказаться нарушенными несколько форм психической деятельности: устная речь, письмо, чтение, счет, память и пр.

Поэтому, если у ребенка обнаружены трудности в формировании, например, письма, то необходимо провести квалифицированный анализ диагностического исследования для выявления причин дефекта и выбора способов его коррекции.

Таким образом, диагностическое исследование, с одной стороны, позволяет определить нарушение или несформированности функциональных систем, в том числе речи, и тем самым подойти к причине трудностей, испытываемых ребенком, а с другой – комплексная диагностика способствует определению специальных коррекционных методов обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей. Специфичность детского логопедического обследования заключается в необходимости ориентироваться на возрастные нормы развития. Описание этих норм является одной из самых важных задач.

Особое значение приобретают комплексные методы диагностики в исследовании нарушений и отклонений в развитии высших психических функций у детей: устной и письменной речи, особенностей процессов восприятия, внимания, памяти, мышления, пространственного воображения.

Комплексное обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребенка, позволяет провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной направленной коррекции.

Логопедическое обследование при разных речевых расстройствах включает два самостоятельных раздела: «общую» и «речевую» диагностическую схему. В «общем» разделе выявляются нарушения высших психических функций: памяти, внимания, счета, мышления, эмоций. В «речевом» разделе представляются симптомы речевых расстройств: нарушений устной речи, письма и чтения, а также нарушений слухоречевой памяти.

 

  Результаты проведённой логопедической диагностики отражаются в речевой карте. Полученная во время обследования информация фиксируется в протоколах обследования и речевых картах, в которых  включены не только разделы по изучению анамнестических сведений, но и отражено состояние  психомоторного и речевого развития ребенка. Логопедическое заключение аргументируется данными первичного обследования.

             

               Мониторинг коррекционной логопедической работы

Неоднородность состава детей, обучающихся в школе – интернате, потребовало от логопедов использования  разноуровневых вариантов диагностических методик обследования устной и письменной речи, что в конечном итоге позволяет получить более объективные данные анализа коррекционной логопедической работы.

   В качестве инструментария диагностики речевого развития детей обучающихся в классах со сложной структурой дефекта мною используется методику Бедяевой Н.Е., Десюковой Н.В., адаптированная для данной категории школьников. Каждый ребенок дважды за учебный год обследуется по следующим параметрам:

- звукопроизношения;
- фонематические процессы;
- словарный запас;
- грамматический строй речи;
- связная речь;
- пространственная ориентировка;
- артикуляционная моторика;
- мелкая моторика

    Динамика речевого развития обучающихся, имеющих речевые нарушения, тщательно отслеживается. В начале учебного года проводится диагностика, заполняются соответствующие документы; в конце учебного года также проходит диагностика для выявления результатов коррекционной логопедической работы. Далее составляется индивидуальный речевой профиль, чтобы наглядно увидеть «западающие звенья» и активизировать работу в данном направлении. Кроме того, заполняется таблица“ Результативность логопедической работы с группой обучающихся  ”,  и производятся необходимые расчеты путем определения среднего балла по каждой речевой и неречевой функции в каждой группе.    На основе таблицы составляется сравнительный график данных исследования – речевой профиль (в начале и в конце учебного года), на котором можно проанализировать качество логопедического воздействия и эффективность коррекционной работы.

Образец речевого профиля

Результативность логопедической работы с группой обучающихся  6 – в класса за 2010 – 2011 учебный год

6 – в  

ФИ

1

2

3

4

5

6

7

8

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

1 Аббасова Эльмира

4

5

3

4

3

4

3

3

2

3

2

3

3

3

3

4

2 Бугрова Елизавета

3

4

5

6

5

6

6

6

3

3

3

3

1

2

2

2

3 Даньшина Анастасия

7

7

7

7

5

7

3

5

3

4

3

3

2

3

2

2

4 Королёва Виктория

8

8

8

9

7

7

6

6

3

4

3

3

5

6

4

5

5 Королёва Екатерина

4

5

5

6

4

4

3

5

3

3

3

3

5

5

4

4

6 Прейзнер Валентина

5

6

6

7

4

4

3

5

3

3

3

3

5

3

3

4

7 Савенко Александра

4

4

5

6

5

7

5

5

3

4

3

3

2

3

2

3

8 Хвостов Кирилл

7

7

6

7

4

4

5

5

3

3

3

3

5

5

3

4

Средний балл

5,3

5,8

5,6

6,5

4,8

5,4

4,3

5

2,9

3,4

2,9

3

3,3

4

2,9

3,5

1 – звукопроизношение;

2 – фонематические  процессы;

3 – словарь;

4 – грамматический строй речи; 

5 – связанная речь;

6 – пространственная ориентировка;

7 – артикуляционная  моторика;

8 – мелкая моторика

Опыт в применении  данной методики обследования устной речи детей с балльной системой оценки показывает, что данная методика удобна для:

– диагностики;
– уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушений разных сторон речи (получения речевого профиля);
– построения системы индивидуальной коррекционной работы;
– комплектования подгрупп на основе общности структуры нарушений речи;
– отслеживание динамики речевого развития ребенка и оценки эффективности коррекционного воздействия.

   Подобная форма мониторинга коррекционно-развивающей логопедической работы позволяет более глубоко и детально изучать речевое развитие каждого обучающегося, посещающего коррекционные логопедические занятия,  помогает намечать наиболее эффективные пути коррекции речевой патологии и на его основе разрабатывать индивидуальные программы развития.

   

       Для  обследования  детей с системным недоразвитием речи лёгкой и средней степени при умственной отсталости адаптирована и используется тестовая методика Т.А Фотековой. Удобные таблицы для заполнения результатов обследования, позволяют проследить динамику развития речи каждого ребенка, так как заполняются в начале и в конце учебного года. На основе таблицы “Результаты обследования речи детей” составляется сравнительный график данных исследования – речевой профиль группы ( в начале и в конце учебного года), на котором можно проанализировать качество логопедического воздействия и эффективность коррекционной работы. Для того чтобы получить речевой профиль ребенка, необходимо высчитать успешность выполнения каждой серии методики в процентном соотношении, затем вычертить речевой профиль, отложив по оси ординат успешность выполнения заданий методики в процентах, а по оси абсцисс – названия заданий или измеряемых сторон речи. Получив такой профиль можно сразу вычленить как наиболее несформированные, так и наиболее благополучные компоненты речевой системы ребенка и основываясь на этом разработать индивидуальную коррекционную программу.

Для того чтобы получить речевой профиль группы необходимо по оси абсцисс отложить фамилии детей, а по оси ординат отложить уровень успешности выполнения заданий, полученный в процентном соотношении.

Название проб

1 – фонематическое  восприятие;

2 – артикуляционная  моторика;

3 – звукопроизношение;

4 – слоговая структура слова;

5 – навыки языкового анализа;

6 – грамматический строй речи;

7 – словарь и словообразовательные процессы 

В особо сложных случаях, у детей с тяжелыми нарушениями речи эта методика позволяет составить индивидуальный речевой профиль и на его основе разработать индивидуальную программу развития.

Название проб

1 – фонематическое  восприятие;

2 – артикуляционная  моторика;

3 – звукопроизношение;

4 – слоговая структура слова;

5 – навыки языкового анализа;

6 – грамматический строй речи;

7 – словарь и словообразовательные процессы 

Общая успешность выполнения речевых проб в %

  Начало года – 28%

  Конец года – 50%

В методике использованы речевые пробы, предложенные Р.И. Лалаевой (1988) и Е.В. Мальцевой (1991). Для оценки успешности выполнения разработана бальная система. Методика включает шесть серий, каждая из которых объединяет речевые пробы разной сложности. Исследуются сенсомоторный уровень и грамматический строй речи, объем словаря, состояние навыков словообразования и языкового анализа, понимания речи. Каждая проба оценивается в отдельности, затем высчитывается сумма баллов за все задание, за серию, и далее из суммарных оценок за каждую из шести серий вычисляется общий балл за выполнение всех заданий методики


Ф. И.

 

Фонематическое  восприятие

Артикуляционная моторика

Ба – па-                  па – ба -

Са – ша                 ша – са

Ша-жа-ша

Жа-ша-жа

Ца-са-ца

Са-ца-са

Ра-ла-ра

Ла-ра-ла

Всего

баллов

   5

Губы в улыбке

Язык «лопаткой»

Язык «иголочкой»

«Маятник»

«Улыбка – трубочка»

Всего

баллов

   

    5

1.

 

 

2.

 

 

3.

4.

5.

6.

Оценка:

1 балл – точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления;

0,5 балла – первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому;

0,25 балла – неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками;

0 баллов – отказ  от выполнения, полная невозможность  воспроизведения  пробы.

1 балл – правильное выполнение с точным соответствием всех характеристик движения предъявленному;

0,5 балла – замедленное и напряженное выполнение;

0,25 балла –  выполнение с ошибками: длительный поиск позы, неполный объём движения, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы;

0 баллов – невыполнение движения.


Для каждой серии разработаны свои критерии оценки. Общим правилом при оценивании заданий всех серий является учет степени успешности выполнения с помощью четырех градаций, что дает возможность более дифференцированного результата. В разных заданиях эти градации отражают четкость и правильность выполнения, характер и тяжесть допускаемых ошибок, и использование помощи.

Для того чтобы получить речевой профиль ребенка, необходимо высчитать успешность выполнения каждой серии методики в процентном соотношении, затем вычертить речевой профиль, отложив по оси ординат успешность выполнения заданий методики в процентах, а по оси абсцисс – названия заданий или измеряемых сторон речи. Получив такой профиль можно сразу вычленить как наиболее несформированные, так и наиболее благополучные компоненты речевой системы ребенка и основываясь на этом разработать индивидуальную коррекционную программу.

  На основе данной тестовой методики я планирую в этом учебном году разработать вариант для детей, обучающихся в классах со сложной структурой дефекта.

   

   С детьми, которые имеют нарушения письма (2 – 7 классы),  в начале и в конце учебного проводятся диктанты, которые тщательно анализируются логопедами. Все ошибки фиксируются в индивидуальных анкетах обучающихся, начиная  со 2  класса.

Анализ письменных ошибок

Ф.И. _______________________________

Типы

ошибок

Виды

ошибок

Количество ошибок,  класс,  дата

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

Ошибки,

обусловленные

недостаточностью

фонематического

восприятия

Замены -  смешения

1. Глухих -  звонких согласных.

2. Свистящих и шипящих.

3. Соноров.

4. Аффрикат.

5. Заднеязычных.

6. Твёрдых и мягких согласных.

7. Лабиализованных гласных, согласных.

Ошибки,

обусловленные

недостаточностью

фонематического

анализа и синтеза.

1. Пропуски гласных.

2. Пропуски согласных.

3.  Пропуски слогов.

4. Перестановки букв.

5. Перестановки слогов.

6. Добавление букв.

7. Добавление слогов.

8. Замены слов по звуковому сходству.

Ошибки,

обусловленные несформированностью анализа структуры текста.

1.    Пропуск точки.

2. Отсутствие заглавной буквы.

3.    1 и 2.

4.  Написание каждого предложения с новой строки.

Лексико - грамматические ошибки, связанные с несформированностью анализа структуры предложения.

1. Пропуски слов.

2. Слитное написание слов.

3. Раздельное написание слов.

4. Замены слов по семантическому сходству.

Лексико - грамматические ошибки, связанные с несформированностью анализа структуры словосочетания.

1. Нарушение согласования.

2. Нарушение управления.

3. Нарушение примыкания.

4. Пропуски предлогов.

5. Замены предлогов.

6. Слитное написание предлогов со словами.

Графические ошибки.

1. Замены букв по количеству элементов.

2. Замены букв по пространственному расположению.

3. Зеркальное письмо.

4. Общее искажение букв.

5. Описка.

Орфографические ошибки.

1.Жи – ши.

2. Ча – ща, чу – щу.

3. Чк – чн, нщ – нч.

4. Безударная гласная.

5. Другие ошибки.

Общее количество ошибок

  Заполняется таблица на каждую группу обучающихся с нарушениями письменной речи, где фиксируются  различные типы  ошибок каждого ребёнка и их количество на начало и конец года. По  данным таблицы выстраивается график результативности коррекционной логопедической работы, который позволяет наглядно видеть динамику освоения письменной речи каждой группы обучающихся.

 Все материалы логопедического сопровождения обучающихся  находятся в личных портфолио.


5 - б  класс

Ошибки, обусловленные несформированностью:

6

7

8

Графические

ошибки

Орфографические

ошибки

Общее кол-во ошибок

1

2

3

4

5

Ф. И.

фонематического восприятия

фонематического анализа

и синтеза

анализа структуры текста

анализа структуры предложения

анализа структуры словосочетания

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

Н

К

1  Василькова Светлана

4

5

7

2

0

0

0

2

1

0

0

1

7

2

19

12

2  Гришин Михаил

0

0

2

2

3

2

2

1

3

3

5

4

10

9

25

21

3  Моисеев Александр

2

0

2

0

1

0

3

0

0

0

0

1

8

2

16

3

4  Рахимов Тимур

2

2

6

1

1

0

2

0

3

0

3

0

9

1

26

4

5  Савина Елена

0

1

1

0

0

0

0

0

0

0

0

2

2

1

3

4

6 Степченков Костя

4

2

2

0

0

0

0

0

0

0

0

0

8

0

14

2

                         Всего

12

10

20

5

5

2

7

3

7

3

8

8

44

15

103

46


Результативность коррекционной логопедической работы в 5 – б классе


План индивидуальной работы с  детьми с нарушениями речи

Основные результаты первичного  обследования речевого развития каждого ребёнка отражаются в стартовом логопедическом обследовании, которое находятся в портфолио обучающихся. По итогам  стартового логопедического обследования определяется основное направление индивидуальной логопедической работы, исходя из чего составляются планы индивидуальной коррекционной работы, которые строятся прежде всего с учетом выявленных при первичном обследовании речевых патологий.

Стартовое логопедическое обследование

Ф.И. ребенка   Ляткина  Александра

Дата зачисления на логопедический пункт   сентябрь 2008 г.

1

Особенности звуковой стороны речи

Нарушение нескольких групп звуков: параротацизм (р,р, - й ) , парасигматизм (ш– с, щ – с,, ц – т, ж - з ), параламбдацизм (л,л, - й).

Нарушено произношение слов со стечением согласных, многосложных слов.

2

Особенности ручной моторики

Оптико – кинестетическая организация движений пальцев рук недостаточно сформирована.  

Затрудняется выполнять упражнения на праксис позы одновременно на двух руках. С трудом выполняет статичные пробы, наблюдаются  гиперкинезы.

3

Состояние зрительно-пространственных функций

Правша. Схема тела не сформирована

4

Состояние языкового анализа и синтеза

Языковой анализ и синтез не сформирован.

5

Особенности словарного запаса

Активный запас ограничен рамками обиходно – бытовой тематики.

6

Особенности грамматического строя речи

Выраженные аграмматизмы, проявляющиеся в нарушении простых и сложных форм словоизменения  и словообразования.

   

   7

Особенности связной речи

Грубое недоразвитие связной речи: 1-2 предложения вместо пересказа

  Логопедическое заключение: 

  • Системное недоразвитие речи тяжёлой степени при умственной отсталости.
  • Полиморфное нарушение звукопроизношения.

Направление индивидуальной логопедической работы

  1. Развитие артикуляционной и ручной моторики, речевого дыхания
  2. Коррекция слоговой структуры
  3. Подготовка и постановка звука ш.
  4. Автоматизация звука ш в слогах, в словах, словосочетаниях и предложениях
  5. Дифференциация звуков с – ш в слогах, в словах, словосочетаниях и предложениях
  6. Подготовка и постановка звука щ
  7. Автоматизация звука щ в слогах, в словах, словосочетаниях и предложениях
  8. Дифференциация звуков с, –щ в слогах, в словах, словосочетаниях и предложениях
  9. Подготовка и постановка звуков л,л,
  10. Автоматизация звуков л,л, в слогах, в словах, словосочетаниях и предложениях
  11. Дифференциация звуков л,л,  в слогах, в словах, словосочетаниях и предложениях
  12. Подготовка и постановка звуков р, р,
  13. Автоматизация звуков р, р, в слогах, в словах, словосочетаниях и предложениях
  14. Дифференциация звуков р –л в слогах, в словах, словосочетаниях и предложениях
  15. Подготовка и постановка звука ц
  16. Автоматизация звука ц в слогах, в словах, словосочетаниях и предложениях
  17. Подготовка и постановка звука ж
  18. Автоматизация звука ж в слогах, в словах, словосочетаниях и предложениях
  19. Дифференциация звуков  ж – з в слогах, в словах, словосочетаниях и предложениях
  20. Введение поставленных звуков в самостоятельную речь

          Особое внимание при работе с детьми с системным недоразвитием речи тяжёлой степени уделяется  использованию здоровьесберегающих технологий. Так, в планы индивидуальной работы с ними в обязательном порядке  мною включается   пальчиковая гимнастика, акупунктурный массаж и самомассаж, элементы  рефлекторного самомассажа. Речевой и программный материал коррекционных логопедических занятий тесно связан спрограммным материалом  других предметов, что создает предпосылки к выработке единых требований к детям-логопатам  в процессе обучения.

Результаты и динамика коррекционного процесса  по преодолению речевых недостатков отображаются в индивидуальных карточках обучающихся.

    Особое внимание в своём выступлении я хотела бы уделить логопедическому сопровождению детей с тяжелой умственной отсталостью в условиях специальной коррекционной  школы VIII вида.

   Сегодня одной из актуальных проблем является обеспечение психолого-педагогическими программами и технологиями обучения всех категорий детей без исключения, в том числе с серьёзными отклонениями в развитии.

По данным ВОЗ, в последние годы происходит некоторое увеличение числа умственно отсталых детей, что объясняется большей, чем прежде выживаемостью детей с пороками развития и дефектами ЦНС благодаря успехам медицины. Частота умственной отсталости достигает 1-3% от общей детской популяции. В последние годы наблюдается тенденция усложнения дефектов.

Так исторически сложилось, что долгое время в нашей стране детей с имбецильностью считали необучаемыми. Ещё великий физиолог И.П.Павлов указывал на чрезвычайную пластичность высшей нервной деятельности и её огромные возможности. Он говорил, что ничто не остаётся неподвижным, неподатливым, а всё всегда может изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия.

Сегодня современными экспериментальными исследованиями подтверждено, что при определённых условиях психическое, физическое, эмоциональное и социальное развитие детей с тяжёлой умственной отсталостью возможно.

Так, в инструктивном письме Минобразования России от 14.12.2000 №3 предложено открывать в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида классы для детей с глубокой умственной отсталостью.

В нашем  учреждении таких классов шесть.

Целью логопедического сопровождения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в условиях специальной коррекционной  школы VIII вида – интернате №7 является расширение представлений об окружающем мире, формирование умений пользоваться речью как средством коммуникации, повышение самостоятельности в общении со сверстниками, взрослыми для дальнейшей успешной социализации.

Логопедическое сопровождение направлено на создание благоприятного климата для развития у обучающихся коммуникативных навыков в различных ситуациях общения со сверстниками и взрослыми, воспитание у них интереса к окружающим людям, создание ситуаций, позволяющих ребёнку проявить и развить свои способности, дальнейшее обогащение и совершенствование речевых средств общения.

Задачи логопедического сопровождения тяжело умственно отсталых детей первого года обучения: 

  • побуждать ребёнка смотреть в лицо говорящему, реагировать на обращение к нему;
  • учить детей понимать обращённую речь педагога, которая отражает повседневный быт и уклад жизни детей;
  • развивать пальцевую моторику, подготавливая почву для последующего формирования речи;
  • развивать подвижность артикуляционного аппарата;
  • развивать и закреплять элементарные произносительные навыки, добиваться отчётливого произнесения слоговых комплексов и слов с различной интонацией и темпом (на основе подражания);
  • обучать адекватным реакциям и действиям на обращение знакомых людей (подойти, улыбнуться, помахать рукой и др.)
  • учить использовать доступные знаковые системы (собственная речь, жесты) для реализации в играх, в быту, для сообщения информации о своём состоянии, выражении просьб и др.
  • закреплять элементарные социальные умения в общении: приветствие, прощание, благодарность;
  • учить повторять и выполнять простые поручения по словесной инструкции;
  • учить называть своё имя и фамилию, имя и отчество родителей, педагогов;
  • учить ребёнка называть окружающие самые необходимые для его жизни предметы;
  • учить осуществлять классификацию предметов по наглядному образцу, знать простые обобщающие слова;
  • называть простейшие действия с предметами;
  • учить действовать на основе подражания двигательному и речевому образцу педагога;
  • сопровождать разные виды деятельности доступными видами речевой продукции: звукокомплексами, словами, простой фразой;
  • учить внятно выражать свои просьбы и желания;
  • учить ребёнка участвовать в беседе, специально организованной педагогом;
  • учить рассказывать наизусть стишки, потешки, участвовать в коротких инсценировках;
  • упражнять в построении простейших фраз по демонстрируемым действиям, по сюжетным картинкам с опорой на вопросы педагога.

Содержание работы по логопедическому сопровождению умеренно и тяжело умственно отсталых детей первого года обучения: 

  1. Развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих.
  2. Формирование у детей умения слушать, прислушиваться, различать звуки окружающей действительности.
  3. Развитие понимания речи.
  4. Развитие ручной моторики.
  5. Развитие речевой моторики.
  6. Развитие элементарных произносительных навыков.
  7. Развитие активной речи.

Примерная структура логопедического занятия

Каждое логопедическое занятие включает в себя следующие этапы:

  1. Развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих.
  2. Работа по формированию умения слушать, прислушиваться, различать звуки окружающей действительности.
  3. Развитие ручной моторики.
  4. Развитие речевой моторики; длительного выдоха без участия речи.
  5. Развитие элементарных произносительных навыков.
  6. Развитие понимания обращённой речи.
  7. Снятие психоэмоционального напряжения через организацию динамической паузы.
  8. Развитие активной речи.
  9. Подведение итога занятия с целью получения обратной связи от обучающихся, которая предполагает эмоциональную и познавательную оценку приобретённых знаний, умений и навыков.

Обязательное условие: многократность повторения речевого материала. Практика работы в течение пяти лет показывает успешное использование индивидуальных тетрадей для занятий в школе и дома с разработанными подробными заданиями. Данные материалы удобны в использовании и воспитателям во внеурочные часы, и родителям.

Выводы

     Речевое развитие – это показатель и уровня интеллекта, и уровня культуры. От того насколько развита речь ребёнка, напрямую зависят его успехи не только в освоении грамоты, но и в обучении в целом. Развитие и перспективы ребёнка, имеющего речевые нарушения,  зависят от своевременной и методически грамотной логопедической коррекции.

Логопед не только открывает ребенку неограниченные возможности общения, он своеобразный проводник маленького человека в многообразный мир человеческих взаимоотношений. Преодоление речевого нарушения вселяет в ребёнка уверенность в собственных силах, способствует развитию его познавательных способностей. Он становится более открытым к установлению контактов с другими людьми, более восприимчивым к новым знаниям, ощущает себя полноценным человеком.

 Формирование правильной речи, познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы у детей с речевыми нарушениями представляет собой сложный коррекционно-педагогический процесс. Его эффективность во многом зависит от профессионального уровня учителя-логопеда, рациональной организации логопедической работы, взаимодействия  всех участников педагогического процесса логопеда, учителей, воспитателей и родителей.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интереса к процессу обучения математике на основе учёта индивидуальных особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья

Описание опыта работы учителя математики  по развитию интереса к предмету у детей с ограниченными возможностями здоровья....

Мультимедийные презентации в работе логопеда с родителями детей с нарушениями речи

   Новые информационные технологии, без всякого сомнения, можно применять и к детям с нарушениями речевого развития. Одно из актуальных направлений внедрения информационных технологий...

Индивидуально-дифференцированный подход в сопровождении детей с нарушением интеллекта на уроках математики

В работе рассмотрены теоретические аспекты индивидуально-дифференцированного подхода на уроках математики в школе VIII вида....

Особенности работы воспитателя группы для детей с нарушениями речи

В задачу воспитателя группы для детей с нарушениями речи входит обязательное выполнение требований общеобразовательной программы воспитания и обучения, а также решения коррекционных задач в соответств...