Разработки уроков истории с учётом гендерных особенностей (8 - 9 класс)
план-конспект урока по истории на тему

Плотникова Оксана Григорьевна

Гендерный подход в преподавании гуманитарных предметов, например истории, литературы и т.д., в школе как элемент гражданского образования обозначает утверждение новых моделей восприятия общества, культуры, и потому требует произвести серьезные изменения и в сфере педагогики. В рамках одного курса практически невозможно изменить патриархатные установки учащихся, их можно лишь заставить задуматься и усомниться в так называемых «непреложных» истинах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gendernye_uroki.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по истории России

по теме: Русско – турецкая война 1877 – 1878 гг.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Формы урока: беседа, рассказ.

Методы: продуктивный (частично – поисковый, поисковый).

Средства обучения: практические, интеллектуальные, предметные.

Цель урока:

-  сформировать представление о причинах и характере русско–турецкой войны, раскрыть её ход, проанализировать итоги;

- развивать мышление, речь, умение сопоставлять, сравнивать;

- воспитывать чувство патриотизма, гордости за историческое прошлое своей Родины.

Особенности организации урока в классе девочек.

Особенности организации урока в классе мальчиков.

1. Хорошо переносят статическую нагрузку.

1. Для поддержания интереса необходима быстрая смена видов деятельности.

2. Чаще ждут разъяснений и обращаются к учителю.

2. Необходимо создавать условия для преодоления статической нагрузки (смена позы, возможность пройти по классу)

3. Предпочитают образец или план действий.

3. В ходе беседы обращать внимания на правильность речи.

4. Обращают внимание на личную сторону события, на подробности.

4. Дать возможность самим учащимся предложит варианты развития той или иной ситуации.

5. Возникают затруднения при изучении темы войны

Этапы урока

Организация урока в женском классе

Организация урока в мужском классе

I.Организационный момент

Проверка готовности к уроку

Проверка готовности к уроку

II. Проверка д/з

Фронтальная проверка.

Индивидуальная – учащиеся (4 человека) получают карточки с дифференцированными заданиями

Фронтальная – уч-ся отвечают на вопросы учителя по пройденному материалу, выполняют с объяснением задание 3.17

III. Постановка темы и целей урока

 - Сегодня мы познакомимся с обстоятельствами начала русско – турецкой войны, проследим ход военных действий и итоги этой войны.

 - Давайте вспомним по какому алгоритму мы разбираем войны (учитель на доске, а уч – ся в тетрадях записывают план)

План:

  1. Причины, повод
  2. Страны – участницы.
  3. Ход военных действий (основные сражения и их итог)
  4. Мирный договор и его условия.
  5. Итог и значение войны.

- Сегодня мы познакомимся с обстоятельствами начала русско – турецкой войны, проследим ход военных действий и итоги этой войны.

 - Давайте вспомним по какому алгоритму мы разбираем войны (учитель на доске, а уч – ся в тетрадях записывают план)

План:

  1. Причины, повод
  2. Страны – участницы.
  3. Ход военных действий (основные сражения и их итог)
  4. Мирный договор и его условия.

Итог и значение войны.

IV. Изучение нового материала

  1. беседа

 - Как по-другому называлась Турция?

 - Покажите на карте территорию Османской империи.

 - На какой территории, входившей в состав Османской империи, чаще всего возникали восстания? Чем это было вызвано?

 - Какова была роль России на Балканском полуострове?

  1. беседа

 - Что такое Восточный вопрос? Когда он возник?

- Каково было положение Балканских народов?

 - В чём заключалось национальное угнетение христианского населения?

Какова была роль России на Балканском полуострове?

2) рассказ учителя

Слушая рассказ учителя девочки выделяют причины, повод войны, а также определяют круг стран -  участниц.

 - Как бы вы определили характер войны?

 - Какие цели преследовали страны – участницы?

2) работа с учебником

Учащиеся, прочитав материал учебника, самостоятельно выделяют причины, повод войны, а также определяют круг стран -  участниц.

3) работа с учебником.

Ознакомившись с материалом учебника девочки, характеризуют военно-экономическое положение страны, а также  вооружение армии.

3) беседа

  -  Какие цели преследовала ролссия начиная эту войну?

 - Как бы вы определили характер войны со стороны всех втянутых в нёё стран. Учитель вместе с учащимися характеризует военно-экономическое положение страны к началу войны.

Учащиеся характеризуют вооружение армии.

4) рассказ учителя о начальном периоде войны, уч – ся записывают ход военных действий

4) рассказ учителя о начальном периоде войны, уч – ся записывают  и анализируют ход военных действий

5) просмотр отрывков с комментариями из х/ф «Турецкий гамбит» (штурм Плевны)

5) просмотр отрывков с комментариями из х/ф «Турецкий гамбит» (штурм Плевны)

Учащиеся  на карте показывают ход военных действий.

Учитель характеризует героев войны.

6) заслушивание сообщений о героях войны (Столетов, Скобелев, Гурко, Лорис – Меликов)

V.Обобщение

 - Назовите причины войны?

 - Какую цель преследовала Россия, начиная эту войну?

 - Почему европейские державы поддерживали Турцию?

 - Какая страна выиграла войну?

 - назовите самые крупные сражения и их исход.

- Назовите причины войны?

 - Какую цель преследовала Россия, начиная эту войну?

 - Почему европейские державы поддерживали Турцию?

 - Какая страна выиграла войну?

 - назовите самые крупные сражения и их исход.

VI. Первичное закрепление

С комментариями учащихся выполняется контурная карта.

С комментариями учащихся выполняется задание: исправить ошибки в тексте.

VII. Задание на дом

Параграф 28. рассмотреть условия мирного договора.

Объяснить почему было 2 конференции на которых обсуждался мирный договор.

Параграф 28. рассмотреть условия мирного договора.

Объяснить почему было 2 конференции на которых обсуждался мирный договор.

Методическая разработка урока по истории России

для 9 класса

по теме: От февраля к октябрю. Кризисы власти.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Формы урока: урок - практикум.

Методы: продуктивный (частично – поисковый, поисковый).

Средства обучения: практические, интеллектуальные, предметные.

Цели урока:

-  показать своеобразие и противоречия в развитии политических процессов от Февраля к Октябрю; сформировать представления об альтернативах развития России после Февраля 1917 года, выявить причины краха буржуазно – либеральной альтернативы и победы леворадикальных сил.

- развивать мышление, речь, умение сопоставлять, сравнивать, анализировать;

- воспитывать чувство патриотизма, интерес к прошлому своей Родины.

Данный урок является вторым при изучении раздела: Россия в поисках перспектив (1917 – 1927 гг.). Этот урок строится на анализе исторических фактов и событий, которые дают возможность учащимся определить все возможные альтернативы развития России после февраля 1917 года, помогают выявить причины несостоятельности Временного правительства и причины прихода большевиков к власти.

При изучении данной темы целесообразно использовать дополнительную литературу, анализ исторических источников.

Особенности организации урока в классе девочек.

Особенности организации урока в классе мальчиков.

1. Урок стоится на основе группового метода.

1. Урок стоится на основе быстрой смены видов деятельности.

2. Каждая группа получает чётко разработанный план действий.

2. Упор делается на сочетании индивидуальной и фронтальной работы

3. Очень важен личный контакт с учителем

3. В ходе беседы обращать внимания на правильность речи.

4. Обращают внимание на личную сторону события, на подробности.

4. В ходе урока необходимо создать условия для того, чтобы учащиеся предложили свою альтернативу развития событий

Этапы урока

Организация урока в женском классе

Организация урока в мужском классе

I.Организационный момент

Проверка готовности к уроку. Разбивка класса на группы по уровню сформированности ОУУН

Проверка готовности к уроку

II. Проверка д/з

Фронтальная проверка в форме беседы.

Индивидуальная работа нескольких учащихся по карточкам с дифференцированными заданиями.

Индивидуальная – учащиеся получают карточки с дифференцированными заданиями; несколько уч – ся отвечают у доски, выполняя задания в из рабочей тетради.

Фронтальная – уч-ся дополняют ответы своих товарищей.

III. Постановка темы и целей урока

 - Сегодня мы познакомимся с обстановкой в стране после падения монархии. Рассмотрим причины кризисов Временного правительства весной-летом 1917 года.

 - Сегодня мы познакомимся с обстановкой в стране после падения монархии. Рассмотрим альтернативы развития Росси после февраля 1917 года, выявим причины кризисов Временного правительства весной-летом 1917 года.

IV. Изучение нового материала

1)Анализ исторических документов, работа с текстом учебника (время работы 15 минут).

Каждая группа  получает исторический документ, который она  анализирует, исходя из вопросов данных в конце документа.

 1 ГРУППА – Апрельский кризис

 2 ГРУППА – Июньский кризис

 3 ГРУППА  - Июльский кризис

 4 ГРУППА – Августовский кризис

2) оформление сводной таблице, материал представляет каждая группа, используя свои ответы на вопросы после исторического текста, а также текст учебника.

Линии сравнения в таблице:

  1. Причины  кризиса
  2. Повод для массовых выступлений
  3. Формы выступлений
  4. Лозунги
  5. Позиция большевиков
  6. Позиция исполнительного комитета Петроградского Совета.
  7. Итоги кризиса.

1)самостоятельная работа с учебником (по рядам)

 1 ряд – Апрельский кризис

 2 ряд– Июньский кризис

 3 ряд  - Июльский кризис

 

2) беседа, сопровождающаяся поэтапным заполнением таблицы.

- Какие вопросы не решило Временное правительство?

- Какие партии  первоначально входили в Петроградский Совет?

- В каком кризисе решающую роль сыграла партия большевиков?

3) рассказ учителя об августовском кризисе – мятеже Корнилова.

V.Обобщение

беседа

 - Какие вопросы не решило Временное правительство?

- Какие партии  первоначально входили в Петроградский Совет?

- В каком кризисе решающую роль сыграла партия большевиков?

 - Чем августовский кризис отличается от других?

 - Исходя, из сведений таблицы выделите, какие альтернативы развития существовали в России после февральской революции?

Знакомство с историческими документами.

Учащимся необходимо определить, о каком кризисе идёт речь, чем характеризовался данный кризис временного правительства, какая альтернатива развития страны существовала в данный период.

VI.Первичное закрепление

С комментариями выполняются задания в тетради на печатной основе.

Выставление оценок за работу на уроке.

С комментариями выполняются задания в тетради на печатной основе.

Выставление оценок за работу на уроке.

VII. Задание на дом

Параграф 13, вопросы, задания в рабочей тетради.

Параграф 13, вопросы, задания в рабочей тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока истории по теме "Николаевская Россия", 8 класс

Данная методическая разработка представляет собой документ в WORD и презентацию. Можно использовать лишь презентацию, если в данном кллассе Вы не применяете групповые способы работы...

разработка урока истории по теме "Оборона Севастополя" 8 класс

Интегрированный урок истории и военно- морского дела, ориентированный на самостоятельную работу учащихся по изучению основных сражений Крымской войны....

«Преемственность изучения уроков Гжель с учётом региональных особенностей Подмосковья»

“Голос” Гжели может звучать спокойно, благородно, неторопливо, задушевно…(А.П. Бородин)...

Разработка урока истории "Государственные реформы Петра I" (8 класс)

Цель урока: раскрыть содержание модернизационных процессов в  области   государственных реформ  Петра I России.Задачи урока:Предметные:-создать условия для осмысления и систематиза...

Из опыта работы ресурсного центра "Воспитание девочек и мальчиков с учётом гендерных особенностей в условиях детского сада и семьи"

Проблема полового воспитания подрастающего поколения - одна из самых сложных и противоречивых, от неё решения во многом зависит психологическое социальное и духовное здоровье общества.В...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока истории по кейс-технологии в 5 классе «Индийские касты»

Цели: учиться выделять проблему, лежащую в основе жизненных ситуаций; «добывать» необходимую информацию посредством изучения и анализа  материалов кейса; вырабатывать коллективные реш...

Разработка урока истории по теме «Древнейший Рим», 5 класс.

Данный материал содержит разработку урока истории в 5 классе по теме "Древнейший Рим". Тип урока: урок изучения нового материала. Вид урока: смешанный (сочетание урока-беседы и урока теорети...