«О чем рассказывают нам гербы и эмблемы»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Алексеева Ирина Юрьевна

Формирование представления о различных видах гербов и эмблем.

Развитие способности анализировать символические изображения и понимать их смысл.

Создание эскиза эмблемы фестиваля "Путь просвещения и труда"  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_kl_gerby.docx26.34 КБ
Office presentation icon 5_kl_gerby.ppt1.2 МБ

Предварительный просмотр:

План- конспект урока изобразительного искусства для 5 класса на тему

«О чем рассказывают нам гербы и эмблемы»

( по требованиям ФГОС второго поколения)

Тема урока: «О чем рассказывают нам гербы и эмблемы».(первый час)

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Деятельностные цели:

- Формирование представления о различных видах гербов и эмблем.

-Развитие способности анализировать символические изображения и понимать их смысл.

-Создание эскиза эмблемы фестиваля.        

Образовательная цель:        

 -Формирование гражданской позиции учащихся.

Задачи. Личностные:

-Формирование основ художественной культуры.

-Развитие эстетического сознания через освоение творческой деятельности эстетического характера.

- Развитие ассоциативно- образного мышления, фантазии, навыков работы с художественными материалами.

Метапредметные:

Формировать умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.

Развивать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

Формулирование и развитиегражданской позиции, мышления и умения применять его в социальной практике.

Предметные:

Содействовать развитию эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, воспитывать интерес к истории, уважение к культуре и символике своей страны, своего города, края.

Упражнять обучающихся в использовании различных материалов и средств художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности.

Оборудование к уроку:

Компьютер, проектор, презентации по теме со слайдами герба России, гербов различных городов, кооперативных гербов; эмблемы общественных организаций; различные формы гербов, лист формата А4, линейка, простой карандаш.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Организационный момент

Организация местоположения каждого ученика

Занимают свои места, приветствуют присутствующих

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

Этап мотивации и актуализации знаний

Учитель предлагает найти содержание темы урока и сообщает учащимся о том, что ребятам сегодня  предстоит совершить увлекательное путешествие в мир гербов и эмблем.

- Как называется государство, в котором мы живем?

 У России, как и у любого государства есть свои символы.

-Какие символы государства вы знаете?

-А для чего они нужны?

Герб, флаг, гимн, призваны объединить людей, живущих в стране, быть отличительным знаком государства. Государственные символы очень важны.

Смотря на изображения гербов на экране, ученики формируют содержание темы урока

-Россия

-Герб, флаг, гимн.

-Государственные символы нужны для того, чтобы люди могли определить, какая это страна. По ним можно судить о самом государстве и о людях, живущих в этой стране.

Познавательные: умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание.

Коммуникативные:

Сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Постановка учебной задачи

На сегодняшнем уроке мы будем говорить об одном государственном символе- гербе.

- Как вы думаете, что нам предстоит узнать о гербе?

- В конце урока вы должны будете создать герб вашего класса.

Ученик ставит перед собой задачу, называет тему, использует ассоциации

- Как он создавался, откуда произошли гербы, какой цвет используется в гербе

Регулятивные: целеполагание; Познавательные: самостоятельное выделение – формирование познавательной цели.

«Открытие» обучающимся нового знания

Учитель организовывает учащихся по исследованию проблемной ситуации.

-Где можно встретить изображение герба?

Герб может быть у города, района, гимназии, класса, семьи, у профессии и т.д. (показ презентации) Эти символы рассказывают нам о природе родного края, о его истории, о труде людей, живущих в нем, о человеческих качествах людей. Существует наука, которая называется геральдика (слово на доске). Она изучает гербы и эмблемы, историю их возникновения и развития, а также определяет правила, по которым их создают. Любой герб или эмблема состоят из нескольких частей. Давайте рассмотрим герб России (показ слайдов)

-Какие части можно выделить в гербе?

Можно выделить 4 части: щит красного цвета, изображение золотого двуглавого орла, красный щит на груди орла, изображение всадника на серебряном коне, поражающего копьем дракона.

-Как вы думаете, почему эта часть герба называется щитом?

Учитель показывает слайды с изображением рыцарей и различных форм гербов.

-Если рассматривать гербы, скажите, много ли деталей мы в них видим?

Изображение людей, животных, растений, явлений природы, предметов играют важную роль в символике гербов: Лев- символ храбрости, орел- символ власти и силы, медведь- символ мудрости, голубь- символ мира и чистоты, пчела- символ трудолюбия, дуб- символ стойкости и т.д.

Давайте рассмотрим герб Москвы. Наш город, огромный мегополюс, столько различных национальностей живут бок обок, талантливые люди, древнейшая история, а все отобразилось в одном гербе.

-Что вы видите на нем?

Герб представляет собой изображение  щита темно-красного цвета, четырехугольной формы, заостренный в оконечности. Нижние углы щита закруглены. На нем изображен Георгий Победоносец в голубом плаще и серебряных доспехах, он восседает верхом на серебряном коне, поражающим черного Змия золотым копьем.

Все части несут определенный смысл, а если  Обобщить - это символ победы Добра над Злом и Света над Тьмою.(показ слайдов)

Ученики отвечают на поставленные вопросы

Ученики просматривают слайды презентации

.

В средние века происходили рыцарские турниры. Рыцари были полностью одеты в металлические доспехи, и чтобы их различить друг от друга, откуда они приехали, на щитах помещали изображение каких либо опознавательных знаков в виде крестов, фигур животных, различных предметов. Формы рыцарских щитов были различными: круглыми, заостренными к низу, овальными, прямоугольными и даже в форме полумесяца. Воины со временем стали передавать изображения на щитах по наследству своим потомкам. Так возникло слово «герб» Немецкое слове «erbe» означает в переводе «наследство».

Малое количество. В гербах показывается самое главное.

Просмотр учащимися слайдов с изображением герба Москвы, обсуждение, ответы на вопросы.

Учащиеся рассматривают герб, отвечают на вопросы.

Регулятивные: целеполагание.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Первичное закрепление

Учитель устанавливает осознанность восприятия. Предлагает просмотреть слайды с различными эмблемами и гербами различных городов, профессий, гимназий.

Учащиеся просматривают слайды и отвечают на вопросы.

Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Познавательные: умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Динамическая пауза

Учитель показывает различные физкультурные движения для разминки

Выполнение движений за учителем

Личностные

Творческая практическая деятельность

Перед выполнением практического задания учитель показывает учащимся варианты удачного и неудачного решения эмблемы, герба. Это поможет ученикам избежать ошибок и одновременно обратить внимание на важные моменты: композиция в создании герба, смысловой центр, выделение главного.

Учитель организовывает деятельность по применению новых знаний.

-А сейчас я предлагаю вам создать эмблему фестиваля

«ПУТЬ ПРОСВЕЩЕНИЯ И ТРУДА»

Далее идет обсуждение, какие особенностифестиваля , какой формы выбрать щит, что изобразить на нем.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы.

Учащиеся выполняют творческое задание, на первом уроке изображают эскиз эмблемы фестиваля в карандаше, работают  парами.

Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение

Рефлексия деятельности

Учитель организовывает рефлексию.

-Я знаю…

-Я понимаю…

-Для меня было открытием…

-У меня получилось…

-Мне понравилось…

Учитель показывает наиболее удачные эскизы эмблемы класса.

Дети осуществляют самооценку собственной деятельности.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные;

Рефлексия;

Личностные: смыслообразование

Домашнее задание

Нарисовать эскиз герба своей семьи

Личностные

Литература

  1. Изобразительное искусство. 5 класс: Поурочные планы по программе Б.М. Неменского / Авт.-сост. О.В. Павлова. -Волгоград: Учитель, 2008.  
  2. Изобразительное искусство. 1-8 классы: Развернутое тематическое планирование по программе Б.М. Неменского / Авт.-сост. О.Я. Воробьева, Е.А. Плещук, Т.В. Андриенко. - Волгоград: Учитель, 2008.
  3. Геральдика. Иллюстрированная энциклопедия. Авт.- сост. Стивен Слейтер.- Москва, 2008.
  4. Рогов А. П. Русская культура. Национальные особенности / А. П. Рогов. — М., 2009.
  5. Рогов А. П. Русская иконопись/А. П. Рогов. — М., 2010. — (Русская культура).
  6. Горяева Н.А. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2012
  7. Сайт:  Словарь терминов искусства http://www.artdic.ru/index.htm
  8. Художественная галерея. Собрание работ всемирно известных художников

http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php

  1. Сайт: О чем нам рассказывают гербы и эмблемы. http://rpp.nashaucheba.ru/docs/index-84704.html


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

О чём рассказывают нам гербы и эмблемы урок ИЗО в 5 классе по программе Б.М.Неменского

Слайд 3

Гербы городов

Слайд 6

Геральдическая азбука Основой всякого герба считается щит. Известно 5 форм западноевропейских щитов:

Слайд 7

Цвет в гербе имеет символическое значение серебряный – невинность, чистота голубой – величие, красота, ясность красный – храбрость, мужество золотой – богатство, сила чёрный – скромность, учёность, печаль пурпурный – достаток, могущество, щедрость зеленый – надежда, изобилие, свобода

Слайд 8

Поле щита может быть разделено: по вертикали, по горизонтали и по диагонали.

Слайд 9

На поле щита есть изображения: животные, мифологические существа, оружие. Каждое несёт в себе определённый смысл. лев – сила, мужество, великодушие орёл – власть, господство и вместе с тем великодушие и прозорливость конь – храбрость льва, зоркость орла, сила и быстрота собака – верность, преданность, повиновение кошка – независимость единорог - чистота кабан – мужество, неустрашимость ворон – долголетие змея - вечность феникс - бессмертие дуб – крепость, сила солнце – свет, богатство, изобилие

Слайд 10

Этот символ пришёл к нам из Византийской империи. При Иване III двуглавый орёл изображался на печати, а позже стал гербом Российской империи.

Слайд 11

Задание: Придумай герб фестиваля «ПУТЬ ПРОСВЕЩЕНИЯ И ТРУДА» Продумай форму щита, его деление, а также цвет, девиз, учитывая что фестиваль будет проходить в нашей школе и целью будет взаимосвязь ченика с учителем

Слайд 12

Обсуждение и оценивание работ учащихся

Слайд 13

Итог урока: Что нового узнали на уроке? Чему научились?

Слайд 14

Использованные источники Изобразительное искусство: Учебник для 3 класса/ Т.Я Шпикалова, Л.В. Ершова, Г.А. Величкина – М., Просвещение, 2003, с. 107; Изобразительное искусство. 5 класс – Волгоград, Учитель – АСТ, 2003/ М. А. Порохневская: Рисунки из архива Утеповой Н.Х.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по изобразительному искусству «О чём рассказывают нам гербы и эмблемы» 5 класс.

Урок обобщает знания гербовой символики средневековья; познакомит учащихся с гербами древних городов, историей городов Астрахани и Волгограда. Развивает эстетический вкус, знакомит с закона...

О чём рассказывают нам гербы и эмблемы? ИЗО 5 класс

Презентация "Изобразительное искусство" по программе Б.М. Неменского, 5 класс....

Технологическая карта урока по ИЗО 5 класс по ФГОС ООО на тему"О чём рассказывают нам гербы и эмблемы"

Технологическая карта урока по ИЗО  5 класс по ФГОС ООО на тему"О чём рассказывают нам гербы и эмблемы"...

О чем рассказывают нам гербы и эмблемы

Презентация Рыбиной Кристины Александровны, учителя изобразительного искусства, ГБОУ СОШ 206 Санкт-Петербурга к уроку изобразительного искусства по программе Н. А. Горяевой, О. В. Островской в 5 класс...

Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе на тему « О чем рассказывают нам гербы и эмблемы»

Конспект урока по изобразительному искусствув 5 классе на тему  « О чем рассказывают нам гербы и эмблемы»...

Конспект урока в 5 классе по изобразительному искусству на тему "О чем рассказывают нам гербы и эмблемы"

План-конспект урока по изобразительному искусству на тему " О чем нам рассказывают гербы и эмблемы"....

О чем рассказывают нам гербы и эмблемы

План-конспект урока. 5 класс, Неменский....