«О чем рассказывают нам гербы и эмблемы»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Формирование представления о различных видах гербов и эмблем.
Развитие способности анализировать символические изображения и понимать их смысл.
Создание эскиза эмблемы фестиваля "Путь просвещения и труда"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_kl_gerby.docx | 26.34 КБ |
5_kl_gerby.ppt | 1.2 МБ |
Предварительный просмотр:
План- конспект урока изобразительного искусства для 5 класса на тему
«О чем рассказывают нам гербы и эмблемы»
( по требованиям ФГОС второго поколения)
Тема урока: «О чем рассказывают нам гербы и эмблемы».(первый час)
Тип урока: Урок «открытия» нового знания.
Деятельностные цели:
- Формирование представления о различных видах гербов и эмблем.
-Развитие способности анализировать символические изображения и понимать их смысл.
-Создание эскиза эмблемы фестиваля.
Образовательная цель:
-Формирование гражданской позиции учащихся.
Задачи. Личностные:
-Формирование основ художественной культуры.
-Развитие эстетического сознания через освоение творческой деятельности эстетического характера.
- Развитие ассоциативно- образного мышления, фантазии, навыков работы с художественными материалами.
Метапредметные:
Формировать умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.
Развивать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.
Формулирование и развитиегражданской позиции, мышления и умения применять его в социальной практике.
Предметные:
Содействовать развитию эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, воспитывать интерес к истории, уважение к культуре и символике своей страны, своего города, края.
Упражнять обучающихся в использовании различных материалов и средств художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности.
Оборудование к уроку:
Компьютер, проектор, презентации по теме со слайдами герба России, гербов различных городов, кооперативных гербов; эмблемы общественных организаций; различные формы гербов, лист формата А4, линейка, простой карандаш.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
Организационный момент | Организация местоположения каждого ученика | Занимают свои места, приветствуют присутствующих | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками |
Этап мотивации и актуализации знаний | Учитель предлагает найти содержание темы урока и сообщает учащимся о том, что ребятам сегодня предстоит совершить увлекательное путешествие в мир гербов и эмблем. - Как называется государство, в котором мы живем? У России, как и у любого государства есть свои символы. -Какие символы государства вы знаете? -А для чего они нужны? Герб, флаг, гимн, призваны объединить людей, живущих в стране, быть отличительным знаком государства. Государственные символы очень важны. | Смотря на изображения гербов на экране, ученики формируют содержание темы урока -Россия -Герб, флаг, гимн. -Государственные символы нужны для того, чтобы люди могли определить, какая это страна. По ним можно судить о самом государстве и о людях, живущих в этой стране. | Познавательные: умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание. Коммуникативные: Сотрудничество с учителем и одноклассниками. |
Постановка учебной задачи | На сегодняшнем уроке мы будем говорить об одном государственном символе- гербе. - Как вы думаете, что нам предстоит узнать о гербе? - В конце урока вы должны будете создать герб вашего класса. | Ученик ставит перед собой задачу, называет тему, использует ассоциации - Как он создавался, откуда произошли гербы, какой цвет используется в гербе | Регулятивные: целеполагание; Познавательные: самостоятельное выделение – формирование познавательной цели. |
«Открытие» обучающимся нового знания | Учитель организовывает учащихся по исследованию проблемной ситуации. -Где можно встретить изображение герба? Герб может быть у города, района, гимназии, класса, семьи, у профессии и т.д. (показ презентации) Эти символы рассказывают нам о природе родного края, о его истории, о труде людей, живущих в нем, о человеческих качествах людей. Существует наука, которая называется геральдика (слово на доске). Она изучает гербы и эмблемы, историю их возникновения и развития, а также определяет правила, по которым их создают. Любой герб или эмблема состоят из нескольких частей. Давайте рассмотрим герб России (показ слайдов) -Какие части можно выделить в гербе? Можно выделить 4 части: щит красного цвета, изображение золотого двуглавого орла, красный щит на груди орла, изображение всадника на серебряном коне, поражающего копьем дракона. -Как вы думаете, почему эта часть герба называется щитом? Учитель показывает слайды с изображением рыцарей и различных форм гербов. -Если рассматривать гербы, скажите, много ли деталей мы в них видим? Изображение людей, животных, растений, явлений природы, предметов играют важную роль в символике гербов: Лев- символ храбрости, орел- символ власти и силы, медведь- символ мудрости, голубь- символ мира и чистоты, пчела- символ трудолюбия, дуб- символ стойкости и т.д. Давайте рассмотрим герб Москвы. Наш город, огромный мегополюс, столько различных национальностей живут бок обок, талантливые люди, древнейшая история, а все отобразилось в одном гербе. -Что вы видите на нем? Герб представляет собой изображение щита темно-красного цвета, четырехугольной формы, заостренный в оконечности. Нижние углы щита закруглены. На нем изображен Георгий Победоносец в голубом плаще и серебряных доспехах, он восседает верхом на серебряном коне, поражающим черного Змия золотым копьем. Все части несут определенный смысл, а если Обобщить - это символ победы Добра над Злом и Света над Тьмою.(показ слайдов) | Ученики отвечают на поставленные вопросы Ученики просматривают слайды презентации . В средние века происходили рыцарские турниры. Рыцари были полностью одеты в металлические доспехи, и чтобы их различить друг от друга, откуда они приехали, на щитах помещали изображение каких либо опознавательных знаков в виде крестов, фигур животных, различных предметов. Формы рыцарских щитов были различными: круглыми, заостренными к низу, овальными, прямоугольными и даже в форме полумесяца. Воины со временем стали передавать изображения на щитах по наследству своим потомкам. Так возникло слово «герб» Немецкое слове «erbe» означает в переводе «наследство». Малое количество. В гербах показывается самое главное. Просмотр учащимися слайдов с изображением герба Москвы, обсуждение, ответы на вопросы. Учащиеся рассматривают герб, отвечают на вопросы. | Регулятивные: целеполагание. Познавательные: построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. |
Первичное закрепление | Учитель устанавливает осознанность восприятия. Предлагает просмотреть слайды с различными эмблемами и гербами различных городов, профессий, гимназий. | Учащиеся просматривают слайды и отвечают на вопросы. | Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками. Познавательные: умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
Динамическая пауза | Учитель показывает различные физкультурные движения для разминки | Выполнение движений за учителем | Личностные |
Творческая практическая деятельность | Перед выполнением практического задания учитель показывает учащимся варианты удачного и неудачного решения эмблемы, герба. Это поможет ученикам избежать ошибок и одновременно обратить внимание на важные моменты: композиция в создании герба, смысловой центр, выделение главного. Учитель организовывает деятельность по применению новых знаний. -А сейчас я предлагаю вам создать эмблему фестиваля «ПУТЬ ПРОСВЕЩЕНИЯ И ТРУДА» Далее идет обсуждение, какие особенностифестиваля , какой формы выбрать щит, что изобразить на нем. Во время практической работы учитель делает целевые обходы. | Учащиеся выполняют творческое задание, на первом уроке изображают эскиз эмблемы фестиваля в карандаше, работают парами. | Регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение |
Рефлексия деятельности | Учитель организовывает рефлексию. -Я знаю… -Я понимаю… -Для меня было открытием… -У меня получилось… -Мне понравилось… Учитель показывает наиболее удачные эскизы эмблемы класса. | Дети осуществляют самооценку собственной деятельности. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные; Рефлексия; Личностные: смыслообразование |
Домашнее задание | Нарисовать эскиз герба своей семьи | Личностные |
Литература
- Изобразительное искусство. 5 класс: Поурочные планы по программе Б.М. Неменского / Авт.-сост. О.В. Павлова. -Волгоград: Учитель, 2008.
- Изобразительное искусство. 1-8 классы: Развернутое тематическое планирование по программе Б.М. Неменского / Авт.-сост. О.Я. Воробьева, Е.А. Плещук, Т.В. Андриенко. - Волгоград: Учитель, 2008.
- Геральдика. Иллюстрированная энциклопедия. Авт.- сост. Стивен Слейтер.- Москва, 2008.
- Рогов А. П. Русская культура. Национальные особенности / А. П. Рогов. — М., 2009.
- Рогов А. П. Русская иконопись/А. П. Рогов. — М., 2010. — (Русская культура).
- Горяева Н.А. Методическое пособие к учебнику «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». 5 класс /Под ред. Б.М. Неменского.- М.: Просвещение, 2012
- Сайт: Словарь терминов искусства http://www.artdic.ru/index.htm
- Художественная галерея. Собрание работ всемирно известных художников
http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php
- Сайт: О чем нам рассказывают гербы и эмблемы. http://rpp.nashaucheba.ru/docs/index-84704.html
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Гербы городов
Геральдическая азбука Основой всякого герба считается щит. Известно 5 форм западноевропейских щитов:
Цвет в гербе имеет символическое значение серебряный – невинность, чистота голубой – величие, красота, ясность красный – храбрость, мужество золотой – богатство, сила чёрный – скромность, учёность, печаль пурпурный – достаток, могущество, щедрость зеленый – надежда, изобилие, свобода
Поле щита может быть разделено: по вертикали, по горизонтали и по диагонали.
На поле щита есть изображения: животные, мифологические существа, оружие. Каждое несёт в себе определённый смысл. лев – сила, мужество, великодушие орёл – власть, господство и вместе с тем великодушие и прозорливость конь – храбрость льва, зоркость орла, сила и быстрота собака – верность, преданность, повиновение кошка – независимость единорог - чистота кабан – мужество, неустрашимость ворон – долголетие змея - вечность феникс - бессмертие дуб – крепость, сила солнце – свет, богатство, изобилие
Этот символ пришёл к нам из Византийской империи. При Иване III двуглавый орёл изображался на печати, а позже стал гербом Российской империи.
Задание: Придумай герб фестиваля «ПУТЬ ПРОСВЕЩЕНИЯ И ТРУДА» Продумай форму щита, его деление, а также цвет, девиз, учитывая что фестиваль будет проходить в нашей школе и целью будет взаимосвязь ченика с учителем
Обсуждение и оценивание работ учащихся
Итог урока: Что нового узнали на уроке? Чему научились?
Использованные источники Изобразительное искусство: Учебник для 3 класса/ Т.Я Шпикалова, Л.В. Ершова, Г.А. Величкина – М., Просвещение, 2003, с. 107; Изобразительное искусство. 5 класс – Волгоград, Учитель – АСТ, 2003/ М. А. Порохневская: Рисунки из архива Утеповой Н.Х.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по изобразительному искусству «О чём рассказывают нам гербы и эмблемы» 5 класс.
Урок обобщает знания гербовой символики средневековья; познакомит учащихся с гербами древних городов, историей городов Астрахани и Волгограда. Развивает эстетический вкус, знакомит с закона...
О чём рассказывают нам гербы и эмблемы? ИЗО 5 класс
Презентация "Изобразительное искусство" по программе Б.М. Неменского, 5 класс....
Технологическая карта урока по ИЗО 5 класс по ФГОС ООО на тему"О чём рассказывают нам гербы и эмблемы"
Технологическая карта урока по ИЗО 5 класс по ФГОС ООО на тему"О чём рассказывают нам гербы и эмблемы"...
О чем рассказывают нам гербы и эмблемы
Презентация Рыбиной Кристины Александровны, учителя изобразительного искусства, ГБОУ СОШ 206 Санкт-Петербурга к уроку изобразительного искусства по программе Н. А. Горяевой, О. В. Островской в 5 класс...
Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе на тему « О чем рассказывают нам гербы и эмблемы»
Конспект урока по изобразительному искусствув 5 классе на тему « О чем рассказывают нам гербы и эмблемы»...
Конспект урока в 5 классе по изобразительному искусству на тему "О чем рассказывают нам гербы и эмблемы"
План-конспект урока по изобразительному искусству на тему " О чем нам рассказывают гербы и эмблемы"....
О чем рассказывают нам гербы и эмблемы
План-конспект урока. 5 класс, Неменский....