Разработка урока "Составление узора на ткани картофельным штампом"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
- продолжение знакомства с искусством золотой хохломы;
- воспитание нравственно-эстетического отношения к миру,
- народному творчеству, его истории культуре;
- совершенствование навыков работы с природными материалами;
- развивать творческую активность, внимание, аккуратность;
- дать детям почувствовать себя народными мастерами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uurok_1.docx | 588.02 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: Составление узора на ткани картофельным штампом.
ЗАДАЧИ И ЦЕЛИ: - продолжение знакомства с искусством золотой хохломы;
- воспитание нравственно-эстетического отношения к миру,
народному творчеству, его истории культуре;
- совершенствование навыков работы с природными материалами;
- развивать творческую активность, внимание, аккуратность;
- дать детям почувствовать себя народными мастерами.
ТИП УРОКА: комбинированный
ОБОРУДОВАНИЕ и
МАТЕРИАЛЫ:
Для учащихся: - 2 штуки картофеля для учителя:- предметы ДПИ ( солонки,
- гуашь и кисти туески, ложки, ковши, вазы,
- карандаш тарелки и т.д.)
- нож для бумаги - учебная таблица «Хохлома»
- ткань размером с - опорная таблица «Стилизация»
носовой платок - комплект принадлежностей для
- ножницы изготовления штампа.
- музыкальный ряд
ПЛАН УРОКА: - оргмомент ( подготовка к уроку 3-5 минут)
- теоретическая часть: беседа, объяснение материала, инструктаж,
поэтапное выполнение штампа- (10-15 минут)
- самостоятельная работа- (10-15 минут)
- Анализ, итоги – (5 минут)
ХОД УРОКА:
Приветствие, звучит музыка.
Ветка плавно изогнулась
И колечком завернулась.
Рядом с листиком трехпалым,
Земляника цветом алым.
Засияла, поднялась,
Сладким соком налилась.
А трава, как бахрома,
Дети отвечают: ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА!
Учитель: вспомните ребята, где мы уже встречались с хохломой?
Ученики: народные промыслы.
Учитель: Роспись хохломская,
Словно колдовская,
В сказочную песню
Просится опять.
И нигде на свете
Нет таких соцветий.
Всех чудес чудесней наша
ХОХЛОМА.
В жизни вокруг нас много красивого: в тканях, одежде, вышивках, в различной посуде и других предметах, сделанных руками человека. Люди подбирают для предметов нужные материалы, придают предметам красивую форму, окрашивают их в приятные для глаза цвета, украшают узорами. Наше национальное русское декоративно-прикладное искусство исстари славится своими традициями. Тут и посуда, и игрушки, женские украшения, мебель и многое - многое другое. И ради этого в городах и селах трудились тысячи ювелиров, кузнецов, гончаров, резчиков, вышивальщиц.
И сегодня мы с вами продолжаем разговор о русских народных промыслах, о том, что создавали народные мастера, чьи традиции мы бережно храним.
Итак, ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА.
Учитель: Вспомним, где зародилась Хохлома?
Ученики: в Нижегородской губернии на реке Волге зародился обычай украшать деревянную посуду росписью.
Учитель: А что за дерево использовал для работы мастер?
Ученики: Липа, ольха, береза - миски, чашки, ложки и даже большого размера посуду, где можно было хранить муку и заводить тесто.
Учитель: Причем к подбору дерева мастер подходил очень тщательно. Не каждое дерево брал для работы, а долго подбирал, «слушал» его, чтобы дерево было с энергетикой, живым, а иначе считалось, что ложка или другая посуда не получится и долго человеку не послужит. А знатные и богатые люди, какой посудой пользовались?
Ученики: В царских и княжеских теремах богатые семьи ели из серебряной и золотой посуды, а у крестьянина лес был рядом.
Учитель: Выточенные из дерева предметы, в основном посуда, после специальной
обработки, расписывали растительными узорами, покрывали лаком и закаливали в печи. Происходило чудо: посуда приобретала золотой отлив, хотя золотого никогда не применялось в росписи хохломской посуды. Есть пословица: «Голь на выдумку хитра». Это ли не хитрость – превратить дерево в золотую сказку?!
Давайте вспомним, какой узор, какие элементы растительного мотива использовали народные мастера?
Рассматриваем посуду и проговариваем простые элементы хохломской росписи.
Учитель:
Поглядеть любо-дорого! Расписные алые ягодки спелой клубники и рябины, диковинные листики, красные венчики, завитушки и капельки, золотая травка на черном фоне. Какая красота! И сегодня мы с вами составим эскиз на ткани, вы уже знакомы с такой работой, и научимся переносить его при помощи штампа. А штамп изготовим из картофеля.
Декоративно оформить ткань можно рисунком различных трав, листьев, цветов, насекомых и других предметов окружающей природы, но эти предметы , мы знаем,
нужно упростить, т.е. сделать стилизованными.
Здесь можно проследить стилизацию растения, упрощение, разворот, выделение силуэта, замена реального цвета.
/ Приложение -опорная таблица с примером стилизации/
Узор на ткани должен обязательно повторяться. Повторяющаяся часть узора называется раппортом. Предметы располагают на каком-нибудь фоне, цвет которого должен сочетаться с цветом изображаемого узора. Чтобы узор лучше выделялся на фоне, его обычно, делают темнее или светлее фона.
Провожу инструктаж по работе с колюще-режущими инструментами и по алгоритму провожу работу над созданием штампа.
Ваша задача: 1) придумать и вырезать из картофеля формы стилизованных растительных
элементов;
2) составить и выбрать наиболее удачную композицию из полученных
элементов;
3) перенести ее на ткань.
Самостоятельная работа. Дети могут работать как индивидуально, так и в парах.
Музыкальное сопровождение. Желаю успехов!
Помощь учителя отдельным учащимся.
Выставка работ учащихся , анализ и итоги.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Примеры стилизации растений.
Алгоритм выполнения штампа из картофеля
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока на тему: Интегрированный урок ИЗО и ИКТ по мотивам Городецких узоров
Традиционные виды изображения и новейшие технологии на уроках....
Конспект урока развития речи "Что такое штамп? Штамп как речевая ошибка." ( 5класс)
Учителя – словесники знают, как трудно учить пятиклассников грамотно использовать средства языка. Общеизвестно и то, что сочинения «помогают» писать своим чадам...
Методика проведения занятий по узелковому крашению ткани (повторяющиеся узоры)
Работа содержит описание способов узелкового крашения повторяющихся узоров , методику преподавания данного вида росписи ткани и результаты, полученные воспитанниками в процессе обучения....
Разработка занятия "Свойства тканей"
Обобщение и систематизация знаний по теме "Свойства тканей" и применение их на практике...
6 класс ИЗО. Урок 2-3. ТЕМА УРОКА: «Составление сетчатого узора для детской ткани: декоративная переработка природных форм путём упрощения их рисунка».
Поурочное планирование по ИЗО 6 класс для детей с ограниченными возможностями 8 вида....
Методическая разработка мастер-класса для детей, родителей, педагогов «Изготовление флористических пейзажей в технике «Монотипия» на бумаге и ткани с использованием штампов из природного и бросового материала»
Данный мастер-класс был разработан и проведён как форма работы с детьми моего объединение «Рукодельница» в ходе подготовки к конкурсу детских работ «Творчество, традиции и современно...
Конспект урока по ИЗО в 5 лассе "Раппорт ткани. Составление узора на ткани картофельным штампом"
ЗАДАЧИ И ЦЕЛИ: - продолжение знакомства с искусством золотой хохломы...