Разработка урока "Составление узора на ткани картофельным штампом"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Банникова Надежда Федоровна

- продолжение знакомства с искусством золотой хохломы;

- воспитание нравственно-эстетического отношения к миру,

-  народному творчеству, его истории культуре;

- совершенствование навыков работы с природными материалами;

 - развивать творческую активность, внимание, аккуратность;

 - дать детям почувствовать себя народными мастерами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uurok_1.docx588.02 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Составление узора  на ткани картофельным штампом.

ЗАДАЧИ И ЦЕЛИ:  - продолжение знакомства с искусством золотой хохломы;

                                   - воспитание нравственно-эстетического отношения к миру,

                                      народному творчеству, его истории культуре;

                                   - совершенствование навыков работы с природными материалами;

                                   - развивать творческую активность, внимание, аккуратность;

                                   - дать детям почувствовать себя народными мастерами.

ТИП УРОКА:  комбинированный

ОБОРУДОВАНИЕ и

МАТЕРИАЛЫ:  

Для учащихся:   - 2 штуки картофеля      для учителя:-  предметы ДПИ ( солонки,

                            - гуашь и кисти                                      туески, ложки, ковши, вазы,            

                            - карандаш                                              тарелки и т.д.)

                            - нож для бумаги                                  - учебная таблица «Хохлома»

                            - ткань размером  с                               - опорная таблица «Стилизация»

                               носовой платок                                  - комплект принадлежностей для

                            - ножницы                                               изготовления штампа.

                                                                                            - музыкальный ряд

ПЛАН УРОКА:  - оргмомент ( подготовка к уроку 3-5 минут)

                             - теоретическая часть: беседа, объяснение материала, инструктаж,

                               поэтапное выполнение штампа- (10-15 минут)

                             - самостоятельная работа- (10-15 минут)

                             - Анализ, итоги – (5 минут)

ХОД УРОКА:  

Приветствие, звучит музыка.

Ветка плавно изогнулась

И колечком завернулась.

Рядом с листиком трехпалым,

Земляника цветом алым.

Засияла, поднялась,

Сладким соком налилась.

А трава, как бахрома,

Дети отвечают: ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА!

Учитель: вспомните ребята, где мы уже встречались с хохломой?

Ученики: народные промыслы.

Учитель: Роспись хохломская,

                Словно колдовская,

                В сказочную песню

                Просится опять.

                И нигде на свете

                Нет таких соцветий.

                Всех чудес чудесней наша

                ХОХЛОМА.

В жизни вокруг нас много красивого: в тканях, одежде, вышивках, в различной посуде и других предметах, сделанных руками человека. Люди подбирают для предметов нужные материалы, придают предметам красивую форму, окрашивают их в приятные для глаза цвета, украшают узорами. Наше национальное русское декоративно-прикладное искусство исстари славится своими традициями. Тут и посуда, и игрушки, женские украшения, мебель и многое - многое другое. И ради этого в городах и селах трудились тысячи ювелиров, кузнецов, гончаров, резчиков, вышивальщиц.

И сегодня мы с вами продолжаем разговор о русских  народных промыслах, о том, что создавали народные мастера, чьи традиции мы бережно храним.

Итак, ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА.

Учитель:  Вспомним, где зародилась Хохлома?

Ученики: в Нижегородской губернии на реке Волге зародился обычай украшать            деревянную посуду росписью.

Учитель: А что за дерево использовал для работы мастер?

Ученики: Липа, ольха, береза - миски, чашки, ложки и даже большого размера посуду, где можно было хранить муку и заводить тесто.

Учитель: Причем к подбору дерева мастер подходил очень тщательно. Не каждое дерево брал для работы, а долго подбирал, «слушал» его, чтобы дерево было с энергетикой, живым, а иначе считалось, что ложка или другая посуда не получится и долго человеку не  послужит. А знатные и богатые люди, какой посудой пользовались?

Ученики: В царских и княжеских теремах  богатые семьи ели из серебряной и золотой посуды, а у крестьянина лес был рядом.

Учитель: Выточенные из дерева предметы, в основном посуда, после специальной

обработки, расписывали растительными узорами, покрывали лаком и закаливали  в печи. Происходило чудо: посуда приобретала золотой отлив, хотя золотого никогда не применялось в росписи хохломской посуды. Есть пословица: «Голь на выдумку хитра». Это ли не хитрость – превратить дерево в золотую сказку?!

Давайте вспомним, какой узор, какие элементы растительного мотива использовали народные мастера?

Рассматриваем посуду и проговариваем простые элементы хохломской росписи.

Учитель: 

Поглядеть любо-дорого!  Расписные алые ягодки спелой клубники и рябины,  диковинные листики, красные венчики, завитушки и капельки, золотая травка на черном фоне. Какая красота! И сегодня мы с вами составим эскиз на ткани, вы уже знакомы с такой работой, и научимся переносить его при помощи штампа. А штамп изготовим из картофеля.

Декоративно оформить ткань можно рисунком различных трав, листьев, цветов, насекомых и других предметов окружающей природы, но эти предметы , мы знаем,

нужно упростить, т.е. сделать стилизованными.

Здесь можно проследить стилизацию растения, упрощение, разворот, выделение силуэта, замена реального цвета.

 / Приложение -опорная таблица с примером стилизации/

Узор на ткани должен обязательно повторяться. Повторяющаяся часть узора называется раппортом. Предметы располагают на каком-нибудь фоне, цвет которого должен сочетаться с цветом изображаемого узора. Чтобы узор лучше выделялся на фоне, его обычно, делают темнее или светлее фона.

Провожу инструктаж по работе с колюще-режущими инструментами и по алгоритму провожу работу над созданием штампа.

Ваша задача: 1) придумать и вырезать из картофеля формы стилизованных растительных

                        элементов;

                      2) составить и выбрать наиболее удачную композицию из полученных

                      элементов;

                      3) перенести ее на ткань.

Самостоятельная работа. Дети могут работать как индивидуально, так и в парах.

Музыкальное сопровождение. Желаю успехов!

Помощь учителя отдельным учащимся.

Выставка работ учащихся , анализ и итоги.

ПРИЛОЖЕНИЕ

img2.jpg (22756 bytes)

E:\data\articles\50\5025\502567\img1.jpg

Примеры стилизации растений.

Алгоритм выполнения штампа из картофеля001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока на тему: Интегрированный урок ИЗО и ИКТ по мотивам Городецких узоров

Традиционные виды изображения и новейшие технологии на уроках....

Конспект урока развития речи "Что такое штамп? Штамп как речевая ошибка." ( 5класс)

Учителя – словесники знают, как трудно  учить пятиклассников  грамотно использовать средства языка.  Общеизвестно  и то, что сочинения  «помогают» писать своим чадам...

Методика проведения занятий по узелковому крашению ткани (повторяющиеся узоры)

Работа содержит описание способов узелкового крашения повторяющихся узоров , методику преподавания данного вида росписи ткани и результаты, полученные воспитанниками в процессе обучения....

Разработка занятия "Свойства тканей"

Обобщение и систематизация знаний по теме "Свойства тканей" и применение их на практике...

Методическая разработка мастер-класса для детей, родителей, педагогов «Изготовление флористических пейзажей в технике «Монотипия» на бумаге и ткани с использованием штампов из природного и бросового материала»

Данный мастер-класс был разработан и проведён как форма работы с детьми моего объединение «Рукодельница» в ходе подготовки к конкурсу детских работ «Творчество, традиции и современно...

Конспект урока по ИЗО в 5 лассе "Раппорт ткани. Составление узора на ткани картофельным штампом"

ЗАДАЧИ И ЦЕЛИ:  - продолжение знакомства с искусством золотой хохломы...