Конспект урока развития речи "Что такое штамп? Штамп как речевая ошибка." ( 5класс)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Учителя – словесники знают, как трудно учить пятиклассников грамотно использовать средства языка. Общеизвестно и то, что сочинения «помогают» писать своим чадам мамы и папы, дедушки и бабушки и что такие « опусы» изобилуют существительными с уменьшительно-ласкательными суффиксами, многочисленными метафорами и, конечно, штампами. Поэтому уже в ноябре я провожу в 5 классе открытый урок развития речи для родителей на тему «Что такое штамп?»
Выражаю огромную благодарность автору книги «Уроки русской словесности. Практикум по культуре речи» Т.Л. Служевской, а также Ивлевой В.Н., работающей в Санкт-Петербургском государственном университете педагогического мастерства и порекомендовавшей мне в 1995 году это замечательное пособие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shtamp.docx | 19.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Речевой штамп. Что это такое? Штамп как речевая ошибка».
Цель урока:
- подвести детей к пониманию необходимости не употреблять штампы в речи, так как использование их ( осознанное или неосознанное) показывает невысокий уровень интеллекта и культуры речи;
- продолжить воспитание любви к родному языку;
- продолжить развитие творческих способностей учащихся 5 класса.
Задачи урока :
1) дать определение штампа;
2) показать избитые слова и выражения, широко употребляющиеся в речи;
3) найти штампы в сочинении ученика и стихотворении С. Есенина;
4) повторить описание как тип речи с целью подготовки домашнего сочинения;
5) сравнить работы учащихся: одни со штампами , другие с удачными творческими
находками.
Методические приемы:
Акцентологическая работа с провокационным заданием ; вводная беседа; познавательная задача; словарная работа; анализ текста; творческая работа по рисунку художника.
Оборудование урока:
толковые словари на каждой парте; ученическое сочинение для анализа; стихотворение С.Есенина « С добрым утром»; ксерокопии рисунка Ж.Эффеля о появлении первых штампов, ксерокопии статьи В.Лейкина о штампах и мнимых «красивостях» в ученических стихах.
Ход урока.
- Акцентологическая разминка с провокационным заданием.
( Учитель произносит слово ПРАВИЛЬНО, однако номер слога, на который падает ударение, называет НЕправильно. Ученик рядом с номером слова ставит + (плюс), если правильно, и – (минус), если номер слога не тот. )
Итак, учитель диктует таким образом: « В слове «щавель» ударение падает на 1 слог; в слове «свекла» ударение падает на 2 слог; в слове «красивее» тоже падает на 2 слог; в слове «квартал» ударение тоже падает на 2 слог; а в слове «звонит» ударение падает на 1 слог. В тетради детей должна получиться такая запись:
- - 2) - 3) + 4) + 5) –
Затем после проверки хором проговариваются все слова, а ученики, допустившие ошибки, составляют предложения на тему « Осень», которые читают вслух.
Такая работа должна проводиться по мере возможности учителем систематически: дети запоминают правильное произношение слов, учатся слышать ошибки, не допускать их в речи . Кроме того, начиная с 5 класса готовим детей к выполнению подобных заданий на ГИА и ЕГЭ.
- Работа по теме урока.
- Вводная беседа:
- Прежде чем мы перейдем с вами к теме урока, ответьте на вопрос : «Что обидело известного автора К. Чуковского в детском письме?» (Учитель читает отрывок.)
«В Саратове есть школа № 1. В этой школе есть 2 класс В. Ученики этого класса прислали мне невероятные строки: «Особенно нам полюбились «Айболит» и «Мойдодыр». Ваши книги помогают нам вырасти честными и правдивыми».
- Итак, что же обидело Чуковского в этом письме?
После ответов детей:
- А теперь послушайте, как сам Чуковский объяснил свою обиду: «Несчастные дети, которых уже с самого раннего возраста приучают к казенной брехне! Сказать, что «Мойдодыр», единственная тема которого –
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,-
сказать о нем, что он «учит правдивости и честности», значит бесчестно отклониться от истины.
У « Айболита» также другая тематика, не имеющая ни малейшего отношения к «правдивости».
Но дети, учащиеся школы № 1 г. Саратова, приучены к тому, что к каждой прочитанной книге, даже не вникая в ее содержание, применять один и тот же фальшивый шаблон.
В этом канцелярите их, конечно, невозможно винить. Но нет оправдания тем педагогам, которые приучают их к штампованной лжи».
2) Словарная работа.
- Давайте выясним смысл слов «канцелярит» ( «канцеляризм») и «шаблон».
Сколько значений имеет слово « шаблон»?
В каком значении использовано это слово у Чуковского?
Это значение и запишем в наш справочник на страницу «Новые слова» : «Шаблон – образец, которому все подражают».)
- Открывается тема урока, заранее записанная на доске, и объявляется цель урока.
Проведем эксперимент « На свете все на все похоже».
- Подумайте , на что похож снег?
( Все, что говорят дети, учитель записывает на доске: «Снег : перина , покрывало, простыня, вата, сахар.)
- Деревья в снегу на что похожи?
( Деревья в снегу: деревья в серебре; девушки в платьях (сарафанах, шубах), люди в плащах ( мундирах, пиджаках, пальто), люди в шапках.)
- А иней на что похож?
( Иней: белое кружево, блестящее серебро).
- А сама зима?
( Зима: русская красавица, серебряная красавица, седая (злая) старуха, добрая волшебница).
- Полет снежинок?
( Летят снежинки: водят хоровод, танцуют вальс, кружатся в танце).
- А от себя добавлю: «Все вокруг белым-бело, все тропинки замело». А теперь посмотрите, что я записала на доске до урока.
Как вы думаете, почему я почти все угадала?
- Вы ответили правильно: такие сравнения и эпитеты «кочуют» из одного произведения в другое, из одного сочинения в другое. И все записанное на доске, все ваши мнимые «красивости» и называются штампами. Запишем в тетради : «Штампы – это « модные» слова и выражения, получившие широкое распространение в речи».
Добавлю: это затасканные, избитые слова и выражения, делающие нашу речь бедной и невыразительной. Значит, какой синоним мы легко можем подобрать к слову «шаблон»? ( Штамп). Штамп – это вид речевой ошибки. Теперь, если вы увидите на полях букву Ш., поймете, какую ошибку и как надо исправить в своем сочинении.
- Творческая работа по рисунку художника Ж.Эффеля. Появление первых штампов.
- Закончите реплики Адама:
- Ваши глаза точно….!
- Ваши уста словно….!
Почему Адаму было легко быть поэтом?
- Подготовка к домашнему заданию.
Обучающая работа.
-Следовательно, исходя из темы нашего урока, какую же первую задачу вы поставите себе, когда будете работать дома над сочинением-миниатюрой «Зима за окном»?
- Давайте запишем в тетради сначала табу для наших сочинений. Какие слова и выражения будут у нас под запретом? Почему штампы попали под запрет?
- Какой тип речи вы будете использовать в домашнем сочинении?
- Как вы можете доказать , что текст вашего сочинения является описанием?
5) Анализ и разбор ученического сочинения-описания «Зима за окном».
«Все кругом белым-бело. Пришла зима – волшебница и укрыла белым покрывалом луга, поля и горы. Деревья надели пушистые беленькие шапочки и шубки. Мороз нарисовал красивые узоры на стеклах. Заснул медведь в берлоге и сосет свою лапу. Улетели птички. Иней посеребрил ветки деревьев. Светит солнышко, и на снегу вспыхивают серебряные искорки. С неба падают маленькие снежинки и весело танцуют вальс. Они как маленькие звездочки. Люди замерзли и бегут домой, а детишки весело играют в снежки.
Вот такая зима у меня за окном.»
- Соответствует ли работа ученика заявленному типу речи? Докажите.
- Тему предложенного сочинения можно назвать узкой или широкой? Докажите.
- Как вы думаете, какие другие ошибки отметил учитель в этой работе?
- Назовите штампы.
- Какие предложения не соответствуют теме сочинения?
- Где вы заметили логические ошибки?
- Какие еще недочеты вы бы отметили?
6) Работа со статьей В.Лейкина.
Перед самостоятельным чтением статьи учитель ставит вопросы:
- Какие детские стихи понравились автору и почему?
- Найдите в них оригинальные метафоры и олицетворения? В чем их оригинальность?
3. Обобщение по теме:
- Вы познакомились со статьей В.Лейкина, и теперь легко можете ответить на вопрос: «Почему С.Есенин не включил свое стихотворение « С добрым утром!» в прижизненное собрание сочинений?
- Найдите есенинскую метафору в этом стихотворении. Почему на нее обращали внимание критики?
4. Заключение учителя по теме урока. Итоги урока.
5. Домашнее задание : сочинение-миниатюра «Зима за окном».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока развития речевого этикета "Жесты и мимика как невербальные средства общения"
Конспект урока развития речевого этикета "Жесты и мимика как невербальные средства общения", в котором дается понятие о невербальных средствах общения и их роли в нашей жизни, показано с помощью разли...
Конспект урока по теме "Умножение десятичной дроби на натуральное число" 5класс
Конспект урока по теме "Умножение десятичной дроби на натуральное число" 5класс. Данный материал рекомендуется использовать при изучении данной темы.Такая форма проведения урока способствует фор...
Урок развития речи. Подготовка к ЕГЭ. Работа над ошибками, допущенными в сочинении.
"Писать безграмотно - значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому соверенно недопустимо в правильно организованном обществе", - писал Л.В.Щерба. Урок русского языка адресован учи...
Урок развития речи. Подготовка к ЕГЭ. Работа над ошибками, допущенными в сочинении.
"Писать безграмотно - значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому соверенно недопустимо в правильно организованном обществе", - писал Л.В.Щерба. Урок русского языка адресован учи...
Урок развития речи. Подготовка к ЕГЭ. Работа над ошибками, допущенными в сочинении.
"Писать безграмотно - значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому соверенно недопустимо в правильно организованном обществе", - писал Л.В.Щерба. Урок русского языка адресован учи...
Конспект урока развития речи в 9 классе "Что такое доброта?"
Конспект урока Р/р...
Конспект урока для детей с интеллектуальным недоразвитием по речевой практике на тему: «Что такое хорошо, а что такое плохо?»
Конспект к уроку речевой практики. Знакомство со стихотворением....