Конспект урока по ИЗО в 5 лассе "Раппорт ткани. Составление узора на ткани картофельным штампом"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
ЗАДАЧИ И ЦЕЛИ: - продолжение знакомства с искусством золотой хохломы;
- воспитание нравственно-эстетического отношения к миру,
народному творчеству, его истории культуре;
- совершенствование навыков работы с природными материалами;
- развивать творческую активность, внимание, аккуратность;
- дать детям почувствовать себя народными мастерами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_izo_v_5_kl.docx | 590.36 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: Раппорт ткани. Составление узора на ткани картофельным штампом.
ЗАДАЧИ И ЦЕЛИ: - продолжение знакомства с искусством золотой хохломы;
- воспитание нравственно-эстетического отношения к миру,
народному творчеству, его истории культуре;
- совершенствование навыков работы с природными материалами;
- развивать творческую активность, внимание, аккуратность;
- дать детям почувствовать себя народными мастерами.
ТИП УРОКА: комбинированный
ОБОРУДОВАНИЕ и
МАТЕРИАЛЫ:
Для учащихся: - 2 штуки картофеля для учителя:- предметы ДПИ ( солонки,
- гуашь и кисти туески, ложки, ковши, вазы,
- карандаш тарелки и т.д.)
- нож для бумаги - учебная таблица «Хохлома»
- ткань размером с - опорная таблица «Стилизация»
носовой платок - комплект принадлежностей для
- ножницы изготовления штампа.
- музыкальный ряд
ПЛАН УРОКА: - оргмомент ( подготовка к уроку 3-5 минут)
- теоретическая часть: беседа, объяснение материала, инструктаж,
поэтапное выполнение штампа- (10-15 минут)
- самостоятельная работа- (10-15 минут)
- Анализ, итоги – (5 минут)
ХОД УРОКА:
Приветствие, звучит музыка.
Ветка плавно изогнулась
И колечком завернулась.
Рядом с листиком трехпалым,
Земляника цветом алым.
Засияла, поднялась,
Сладким соком налилась.
А трава, как бахрома,
Дети отвечают: ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА!
Учитель: вспомните ребята, где мы уже встречались с хохломой?
Ученики: народные промыслы.
Учитель: Роспись хохломская,
Словно колдовская,
В сказочную песню
Просится опять.
И нигде на свете
Нет таких соцветий.
Всех чудес чудесней наша
ХОХЛОМА.
В жизни вокруг нас много красивого: в тканях, одежде, вышивках, в различной посуде и других предметах, сделанных руками человека. Люди подбирают для предметов нужные материалы, придают предметам красивую форму, окрашивают их в приятные для глаза цвета, украшают узорами. Наше национальное русское декоративно-прикладное искусство исстари славится своими традициями. Тут и посуда, и игрушки, женские украшения, мебель и многое - многое другое. И ради этого в городах и селах трудились тысячи ювелиров, кузнецов, гончаров, резчиков, вышивальщиц.
И сегодня мы с вами продолжаем разговор о русских народных промыслах, о том, что создавали народные мастера, чьи традиции мы бережно храним.
Итак, ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА.
Учитель: Вспомним, где зародилась Хохлома?
Ученики: в Нижегородской губернии на реке Волге зародился обычай украшать деревянную посуду росписью.
Учитель: А что за дерево использовал для работы мастер?
Ученики: Липа, ольха, береза - миски, чашки, ложки и даже большого размера посуду, где можно было хранить муку и заводить тесто.
Учитель: Причем к подбору дерева мастер подходил очень тщательно. Не каждое дерево брал для работы, а долго подбирал, «слушал» его, чтобы дерево было с энергетикой, живым, а иначе считалось, что ложка или другая посуда не получится и долго человеку не послужит. А знатные и богатые люди, какой посудой пользовались?
Ученики: В царских и княжеских теремах богатые семьи ели из серебряной и золотой посуды, а у крестьянина лес был рядом.
Учитель: Выточенные из дерева предметы, в основном посуда, после специальной
обработки, расписывали растительными узорами, покрывали лаком и закаливали в печи. Происходило чудо: посуда приобретала золотой отлив, хотя золотого никогда не применялось в росписи хохломской посуды. Есть пословица: «Голь на выдумку хитра». Это ли не хитрость – превратить дерево в золотую сказку?!
Давайте вспомним, какой узор, какие элементы растительного мотива использовали народные мастера?
Рассматриваем посуду и проговариваем простые элементы хохломской росписи.
Учитель:
Поглядеть любо-дорого! Расписные алые ягодки спелой клубники и рябины, диковинные листики, красные венчики, завитушки и капельки, золотая травка на черном фоне. Какая красота! И сегодня мы с вами составим эскиз на ткани, вы уже знакомы с такой работой, и научимся переносить его при помощи штампа. А штамп изготовим из картофеля.
Декоративно оформить ткань можно рисунком различных трав, листьев, цветов, насекомых и других предметов окружающей природы, но эти предметы , мы знаем,
нужно упростить, т.е. сделать стилизованными.
Здесь можно проследить стилизацию растения, упрощение, разворот, выделение силуэта, замена реального цвета.
/ Приложение -опорная таблица с примером стилизации/
Узор на ткани должен обязательно повторяться. Повторяющаяся часть узора называется раппортом. Предметы располагают на каком-нибудь фоне, цвет которого должен сочетаться с цветом изображаемого узора. Чтобы узор лучше выделялся на фоне, его обычно, делают темнее или светлее фона.
Провожу инструктаж по работе с колюще-режущими инструментами и по алгоритму провожу работу над созданием штампа.
Ваша задача: 1) придумать и вырезать из картофеля формы стилизованных растительных
элементов;
2) составить и выбрать наиболее удачную композицию из полученных
элементов;
3) перенести ее на ткань.
Самостоятельная работа. Дети могут работать как индивидуально, так и в парах.
Музыкальное сопровождение. Желаю успехов!
Помощь учителя отдельным учащимся.
Выставка работ учащихся , анализ и итоги.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Примеры стилизации растений.
Алгоритм выполнения штампа из картофеля
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока технологии по теме: "Плетение репсового узла. Выполнение узора "Цветок".
Ознакомление с этим видом рукоделия проводится в 7 классе (6 учебных часов). За этот период учащиеся осваивают азбуку и грамматику макраме. Каждое занятие включает и теоретическую, и практическу...
Развернутый план – конспект урока практического занятия по теме «Изготовление прихватки из лоскутков ткани»
Урок – деловая игра предполагает условное воспроизведение некоторой реальной деятельности, которую осваивают учащиеся. Обучение проходит в процессе совместной игры....
Конспект урока "Виды текстильных волокон. Процесс получения ткани" 5 класс
Цель: Формирование понятия о процессе получения тканиЗадачи:·...
Конспект урока профессионально-трудового обучения Тема: «Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткани. Раскрой фартука». 6 класс.
Конспект урока...
Конспект урока 8 класс " Строение легких. Газообмен в легких и тканях."
Конспект урока8 классТема урока: Строение легких. Газообмен в легких и тканях....
Презентация к уроку ИЗО в 5 классе "Раппорт ткани"
Раппо́рт (франц. rapport, от rapporter — приносить обратно) — базовый элемент орнамента, часть узора, повторяющаяся многократно на ткани, трикотаже, вышивке, ковре, об...