Разработка занятия "Свойства тканей"
методическая разработка по технологии (6 класс) на тему
Обобщение и систематизация знаний по теме "Свойства тканей" и применение их на практике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_zanyatiya_svoystva_tkaney.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 19 с углубленным изучением отдельных предметов»
План-конспект занятия
по теме:
«Свойства тканей»
6 класс
Выполнила:
учитель технологии
Назарова Н. В.
2014
Пояснительная записка
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Место урока по теме: заключительное занятие по разделу «Основы материаловедения».
Цель урока:
Обобщение и систематизация знаний по теме "Свойства тканей" и применение их на практике.
Развитие у учащихся основных мыслительных операций, внимания, памяти; формирование умения предвидеть и выявлять технологические проблемы, связанные с выбором тканей для изготовления швейных изделий и находить пути их решения.
Задачи:
- Обучающая - Научить учащихся классифицировать ткани по свойствам, определять в ткани лицевую и изнаночные стороны, основную и уточную нить, правильно подбирать ткань для изготовления изделия.
- Воспитательная - Воспитывать и развивать эстетический вкус и чувство стиля при выборе модели швейного изделия и ткани к нему.
- Развивающая - Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, умение работать в коллективе, формировать ответственность за результаты своей деятельности
Программа, используемая в работе: Программа основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд». /М.В. Хохлова, П.С. Самородский, Н.В. Синица, В.Д. Симоненко./
Учебник: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений «Технология». 6 класс: (вариант для девочек) под ред. В.Д. Симоненко
М.: Издательство «Вентана-Граф» 2007 г.
Методы проведения урока: объяснительно-иллюстративный, проектно-исследовательская работа Творческий мини-проект «Свойства тканей. Учет технологических свойств при изготовлении изделия».
Доминирующая деятельность: — практико-ориентированная.
Форма организации учащихся на занятии: — сочетание индивидуальной и групповой форм.
Время занятия: — 90 мин.
Материально-техническое и дидактическое оснащение урока:
- Интерактивные тесты для повторения пройденного материала;
- Набор-коллекция лоскутов ткани (для каждой команды);
- Карточки с вариантами моделей юбок для выбора ткани к ним (для каждой команды);
- Набор карточек с названиями свойств ткани для заполнения сводной таблицы – классификации;
- Бланк для проведения и записи результатов исследования (мини-проект);
- Компьютер, проектор, экран.
План занятия
- Организационный момент (2 мин.).
- Опрос по изученному материалу на компьютерном тесте (12 мин.).
- Объяснение нового материала (16 мин.).
- Закрепление нового материала. Сводная таблица-классификация
«Свойства тканей» (15 мин.).
- Подготовка к выполнению мини-проекта (2 мин.).
- Творческий мини-проект «Свойства тканей. Учет технологических
свойств при изготовлении изделия» (25 мин.).
- Анализ полученных результатов (13 мин.).
- Обобщение и подведение итогов (5 мин.).
Содержание занятия
1. Организационный момент. Организация начала урока (психологический настрой учащихся). Проверка наличия раздаточного материала. Деление учащихся на две группы-команды, обеспечение команд бланками подсчета баллов по проверке знаний изученного материала и итогов мини-проекта.
2. Опрос по изученному материалу.
Слайд 2 - Найти ошибку в классификации натуральных волокон.
Слайд 4 – Найти ошибку в схеме получения шерсти.
Слайд 5 – Составить схему получения шелковой ткани.
Слайд 6 – Назвать виды простых ткацких переплетений.
Слайд 7 – Назвать особенности полотняного переплетения.
Слайд 8 – Назвать особенности саржевого переплетения.
Слайд 9 – Назвать особенности сатинового переплетения.
Слайд 10 – Назвать особенности атласного переплетения.
Слайд 11 – Назвать пороки, влияющие на качество ткани.
Слайд 12 – Назвать признаки определения лицевой стороны ткани.
Слайд 13 – Назвать признаки определения направления нити основы в ткани.
Слайд 14 – Определить кромку и нити основы и утка в ткани.
3. Объяснение нового материала.
Слайд 15 - Какую ткань лучше приобрести для пошива изделия? Что мы должны знать, чтобы ответить на этот вопрос?
Материаловедение изучает строение и свойства материалов, используемых для изготовления швейных изделий.
Прежде, чем изготовить какое-либо швейное изделие, нужно изучить свойства материалов, необходимых для его изготовления.
От свойств материалов зависит внешний вид изделия, его конструкция, технология изготовления, правила влажно-тепловой обработки, способы ухода за изделием.
Актуальность темы:
Процесс создания швейного изделия, прежде всего, связан с выбором ткани. Чтобы не ошибиться в выборе ткани необходимо уметь определять свойства, которыми она обладает.
Свойства тканей зависят от волокнистого состава, структуры пряжи, ткацкого переплетения и особенностей отделки (отбеливание, окрашивание, пропитки разными веществами).
Слайд 16 – Потребительские свойства тканей влияют на срок службы, гигиеничность, внешний вид и пошив.
Швейное материаловедение классифицирует свойства тканей на механические, физические, технологические.
Слайд 17 – Механические свойства тканей – определяют отношение ткани к воздействию на нее внешних сил.
Слайд 18 – Прочность способность ткани противостоять нагрузке, зависит от волокнистого состава, структуры пряжи, ткацкого переплетения. Вида отделки.
Слайд 19 – Сминаемость – способность при сжатии образовывать мелкие замины и складки. Зависит от волокнистого состава, ткацкого переплетения, вида отделки.
Слайд 20 – Драпируемость – способность ткани образовывать мягкие округлые складки. Зависит от ткацкого переплетения, вида отделки, плотности ткани.
Слайд 21 – Износостойкость – способность противостоять воздействию трения, растяжения, света, стирке, температуры.
Слайд 22 – Физические свойства – направлены на сохранение здоровья человека.
Слайд 22а – Гигроскопичность – способность впитывать влагу из окружающей среды. Зависит от волокнистого состава, ткацкого переплетения. вида отделки.
Слайд 23 – Воздухопроницаемость – способность пропускать через себя воздух.
Слайд 24 – Пылеемкость – способность ткани удерживать на поверхности пыль и другие загрязнения. Зависти от волокнистого состава, структуры пряжи, вида отделки.
Слайд 25 – Теплозащитность – способность ткани сохранять тепло человеческого тела. Зависит от волокнистого состава, ткацкого переплетения, вида отделки.
Слайд 26 – Технологические – свойства, которая проявляет ткань в процессе изготовления (раскрой, пошив, влажно-тепловая обработка). Эти свойства учитывают при выборе модели изделия.
Слайд 27 – Скольжение – подвижность одного слоя ткани относительно другого при раскрое и пошиве. Зависит от гладкости поверхности, ткацкого переплетения.
Слайд 28 – Осыпаемость – способность нитей выпадать по открытым срезам ткани. Зависит от ткацкого переплетения, отделки.
Слайд 29 – Раздвигаемость нитей в швах – происходит в процессе носки облегающей одежды из малоплотных тканей.
Слайд 30 – Усадка – уменьшение размеров ткани под действием тепла и влаги. Усадка ткани приводит к уменьшению размера изделия, искажению его формы.
Слайд 31 – Ассортимент тканей из натуральных волокон.
Ткани имеют разные названия. Названия тканям дают и сейчас. Это делают их авторы – дессинаторы. Инженер-дессинатор должен знать технологию изготовления ткани, владеть информацией о тенденциях современной моды и приемами художественного оформления ткани.
4. Закрепление нового материала.
Подбор тканей к предлагаемым моделям юбок.
Сводная таблица-классификация «Свойства тканей».
У каждой группы – команды есть карточки с моделями юбок. Учащиеся должны подобрать ткани к моделям, обосновать свой выбор.
У каждой группы - команды есть комплект карточек с названиями свойств тканей. Учащиеся должны определить, к какому виду относятся их свойства. В результате получится сводная таблица - классификация свойств тканей.
Слайд 32 - сводная таблица - классификация «Свойства тканей».
5. Подготовка к выполнению мини-проекта.
Каждый учащийся получает образцы тканей и бланк мини-проекта для записи результатов исследования.
6.Мини-проект. «Свойства тканей. Учет технологических свойств при изготовлении швейного изделия».
7. Анализ результатов полученных результатов.
Защита мини-проекта.
- Обобщение результатов занятия. Подведение итогов (подсчет общего количества баллов).
Бланк проверки знаний.
Задание № 1 «Проверка знаний» | Ответ (количество баллов) |
Слайд 2 | |
Слайд 4 | |
Слайд 5 | |
Слайд 6 | |
Слайд 11 | |
Слайд 12 | |
Слайд 13 | |
Слайд 14 | |
Итого: | |
Задание № 2 «Подбор тканей к моделям юбок» | |
Задание № 3 «Сводная таблица –классификация» | |
Задание № 4 «Мини-проект» | |
Всего: |
Задание № 1 верный ответ - 1 балл
Задание № 2 верный ответ – 5 баллов
Задание № 3 верный ответ – 5 баллов
Задание № 4 верный ответ – 5 баллов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка и использование учебных электронных пособий. ЭУП «Технология обработки ткани»
В статье представлены принципы, основные компоненты, построение и требования к содержанию ЭУП. Представлено описание разработанного пособия "Технология обработки ткани"...
УЗЕЛКОВАЯ ОКРАСКА ТКАНЕЙ" Методическая разработка урока в рамках реализации комплексной модифицированной дополнительной образовательной программы по предмету «Художественный текстиль» для учащихся художественной школы второго года обучения
Разработка имеет две части: теоретическую и практическую. В основе – проработка урока с описанием хода работы, инструментов и материалов, используемых для её выполнения. Иллюстративный матери...
Разработка урока "Творческие фантазии из ткани"
Урок расчитан на учащихся 7 классов. Развитие творческих способностей в дизайне изделий. Познавательный материал об "экоодежде"....
Методическая разработка урока биологии в 8 классе по теме "Газообмен в легких и тканях"
УМК Н.И. Сонин...
Методическая разработка урока по теме «Строение легких. Газообмен в легких и тканях»
Конспект урока...
Методическая разработка по теме :"Изготовление декоративных и отделочных цветов из ткани".
Методическая разработка урока производственного обучения (мастер-класс) для открытого мероприятия по программе « Молодые дороги в Европе»....
Методическая разработка урока "Ткани растений" 5 класс, системно - деятельностный подход.
Презентация содержит задания для учащихся с ЭОР. Групповая работа....