Разработка занятия "Свойства тканей"
методическая разработка по технологии (6 класс) на тему

Назарова Нелли Владимировна

Обобщение и систематизация знаний по теме "Свойства тканей" и применение их на практике

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_zanyatiya_svoystva_tkaney.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 19 с углубленным изучением отдельных предметов»

План-конспект занятия
по теме:

«Свойства тканей»

6 класс

Выполнила:

учитель технологии

                                                            Назарова Н. В.

2014


Пояснительная записка

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Место урока по теме: заключительное занятие по разделу «Основы материаловедения».

Цель урока:

Обобщение и систематизация знаний по теме "Свойства тканей" и применение их на практике.

Развитие у учащихся основных мыслительных операций, внимания, памяти; формирование умения предвидеть и выявлять технологические проблемы, связанные с выбором тканей для изготовления швейных изделий и находить пути их решения.

Задачи:

  • Обучающая  -  Научить учащихся  классифицировать  ткани по свойствам, определять в ткани лицевую и изнаночные стороны, основную и уточную нить, правильно подбирать ткань для изготовления изделия.
  • Воспитательная -  Воспитывать и развивать эстетический   вкус и чувство стиля при выборе модели швейного изделия и ткани к нему.
  • Развивающая - Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и  творческие   способности, умение работать в коллективе, формировать ответственность за результаты своей деятельности

Программа, используемая в работе: Программа основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд». /М.В. Хохлова, П.С. Самородский, Н.В. Синица, В.Д. Симоненко./

Учебник: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений «Технология». 6 класс: (вариант для девочек) под ред. В.Д. Симоненко
М.: Издательство «Вентана-Граф» 2007 г.

Методы проведения урока: объяснительно-иллюстративный, проектно-исследовательская работа  Творческий мини-проект «Свойства тканей. Учет технологических свойств при изготовлении изделия».

 Доминирующая деятельность: — практико-ориентированная.

Форма организации учащихся на занятии: — сочетание индивидуальной и групповой форм.

Время занятия: — 90 мин.

Материально-техническое и дидактическое оснащение урока:

  • Интерактивные тесты для повторения пройденного материала;
  • Набор-коллекция лоскутов ткани (для каждой команды);
  • Карточки  с  вариантами моделей юбок для выбора ткани к ним (для каждой команды);
  • Набор карточек с названиями свойств ткани для заполнения сводной таблицы – классификации;
  • Бланк для проведения и записи результатов исследования (мини-проект);
  • Компьютер, проектор, экран.

План занятия

  1. Организационный момент (2 мин.).
  2. Опрос по изученному материалу на компьютерном тесте (12 мин.).
  3. Объяснение нового материала (16 мин.).
  4. Закрепление нового материала. Сводная таблица-классификация

«Свойства тканей» (15 мин.).

  1. Подготовка к выполнению мини-проекта (2 мин.).
  2. Творческий мини-проект  «Свойства тканей. Учет технологических

 свойств при изготовлении изделия» (25 мин.).

  1. Анализ полученных результатов (13 мин.).  
  2. Обобщение и подведение итогов (5 мин.).  

Содержание занятия

1.        Организационный момент. Организация начала урока (психологический настрой учащихся). Проверка наличия раздаточного материала. Деление учащихся на две группы-команды, обеспечение команд бланками подсчета баллов по проверке знаний изученного материала и итогов мини-проекта.

2.        Опрос по изученному материалу.

Слайд 2 - Найти ошибку в классификации натуральных волокон.

Слайд 4 – Найти ошибку в схеме получения шерсти.

Слайд 5 – Составить схему получения шелковой ткани.

Слайд 6 – Назвать виды простых ткацких переплетений.

Слайд 7 – Назвать особенности полотняного переплетения.

Слайд 8 – Назвать особенности саржевого переплетения.

Слайд 9 – Назвать особенности сатинового переплетения.

Слайд 10 – Назвать особенности атласного переплетения.

Слайд 11 – Назвать пороки, влияющие на качество ткани.

Слайд 12 – Назвать признаки определения лицевой стороны ткани.

Слайд 13 – Назвать признаки определения направления нити основы в ткани.

Слайд 14 – Определить кромку и нити основы и утка в ткани.

3. Объяснение нового материала.

Слайд 15 - Какую ткань лучше приобрести для пошива изделия? Что мы должны знать, чтобы ответить на этот вопрос?

Материаловедение изучает строение и свойства материалов, используемых для изготовления швейных изделий.

 Прежде, чем изготовить какое-либо швейное изделие, нужно изучить свойства материалов, необходимых  для его изготовления.

От свойств материалов зависит  внешний вид изделия, его конструкция, технология изготовления, правила влажно-тепловой обработки, способы ухода за изделием.

Актуальность темы:

Процесс создания швейного изделия,  прежде всего,  связан с выбором ткани. Чтобы не ошибиться в выборе ткани необходимо уметь определять свойства, которыми она обладает.

Свойства тканей зависят от волокнистого состава, структуры пряжи, ткацкого переплетения и особенностей отделки (отбеливание, окрашивание, пропитки разными веществами).

Слайд 16 – Потребительские свойства тканей влияют на срок службы, гигиеничность, внешний вид и пошив.

Швейное материаловедение классифицирует свойства тканей на механические, физические, технологические.

Слайд 17 – Механические свойства тканей – определяют отношение ткани к воздействию на нее внешних сил.

Слайд 18 – Прочность способность ткани противостоять нагрузке, зависит от волокнистого состава, структуры пряжи, ткацкого переплетения. Вида отделки.

Слайд 19 – Сминаемость – способность при сжатии образовывать мелкие замины и складки. Зависит от волокнистого состава, ткацкого переплетения, вида отделки.

Слайд 20 – Драпируемость – способность ткани образовывать мягкие округлые складки. Зависит от ткацкого переплетения, вида отделки, плотности ткани.

Слайд 21 – Износостойкость – способность противостоять воздействию трения, растяжения, света, стирке, температуры.

Слайд 22 – Физические свойства – направлены на сохранение здоровья человека.

Слайд 22а – Гигроскопичность – способность впитывать влагу из окружающей среды. Зависит от волокнистого состава, ткацкого переплетения. вида отделки.

Слайд 23 – Воздухопроницаемость – способность пропускать через себя воздух.

Слайд 24 – Пылеемкость – способность ткани удерживать на поверхности пыль и другие загрязнения. Зависти от волокнистого состава, структуры пряжи, вида отделки.

Слайд 25 – Теплозащитность – способность ткани сохранять тепло человеческого тела. Зависит от волокнистого состава, ткацкого переплетения, вида отделки.

Слайд 26 – Технологические – свойства, которая проявляет ткань в процессе изготовления (раскрой, пошив, влажно-тепловая обработка). Эти свойства учитывают при выборе модели изделия.

Слайд 27 – Скольжение – подвижность одного слоя ткани относительно другого при раскрое и пошиве. Зависит от гладкости поверхности, ткацкого переплетения.

Слайд 28 – Осыпаемость – способность нитей выпадать по открытым срезам ткани. Зависит от ткацкого переплетения, отделки.

Слайд 29 – Раздвигаемость нитей в швах – происходит в процессе носки облегающей одежды из малоплотных тканей.

Слайд 30 – Усадка – уменьшение размеров ткани под действием тепла и влаги. Усадка ткани приводит к уменьшению размера изделия, искажению его формы.

Слайд 31 – Ассортимент тканей из натуральных волокон.

Ткани имеют разные названия. Названия тканям дают и сейчас. Это делают их авторы – дессинаторы. Инженер-дессинатор должен знать технологию изготовления ткани, владеть информацией о тенденциях современной моды и приемами художественного оформления ткани.

4. Закрепление нового материала. 

Подбор тканей к предлагаемым моделям юбок.

Сводная таблица-классификация «Свойства тканей».

У каждой группы – команды есть карточки с моделями юбок. Учащиеся должны подобрать ткани к моделям, обосновать свой выбор.

У каждой группы - команды есть  комплект карточек с названиями свойств тканей. Учащиеся должны определить, к какому виду относятся их свойства. В результате получится  сводная таблица - классификация свойств тканей.

          Слайд 32 - сводная таблица - классификация «Свойства тканей».

        5. Подготовка к выполнению мини-проекта.

       Каждый учащийся получает образцы тканей и бланк мини-проекта  для записи результатов исследования.

       6.Мини-проект.  «Свойства тканей. Учет технологических свойств при изготовлении швейного изделия».

         

      7. Анализ результатов полученных результатов.  

Защита мини-проекта.

  1. Обобщение результатов занятия.  Подведение  итогов (подсчет общего количества баллов).  

Бланк проверки знаний.

Задание № 1 «Проверка знаний»

Ответ (количество баллов)

Слайд 2

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Итого:

Задание № 2 «Подбор тканей к моделям юбок»

Задание № 3 «Сводная таблица –классификация»

Задание № 4  «Мини-проект»

Всего:

Задание № 1 верный ответ - 1 балл

Задание № 2 верный ответ – 5 баллов

Задание № 3 верный ответ – 5 баллов

Задание № 4 верный ответ – 5 баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка и использование учебных электронных пособий. ЭУП «Технология обработки ткани»

В статье представлены принципы, основные компоненты, построение и требования к содержанию ЭУП. Представлено описание разработанного пособия "Технология обработки ткани"...

УЗЕЛКОВАЯ ОКРАСКА ТКАНЕЙ" Методическая разработка урока в рамках реализации комплексной модифицированной дополнительной образовательной программы по предмету «Художественный текстиль» для учащихся художественной школы второго года обучения

Разработка имеет две части: теоретическую и практическую. В основе – проработка урока с описанием хода работы, инструментов и материалов, используемых для её выполнения. Иллюстративный матери...

Разработка урока "Творческие фантазии из ткани"

Урок расчитан на учащихся 7 классов. Развитие творческих способностей в дизайне изделий. Познавательный материал об "экоодежде"....

Методическая разработка по теме :"Изготовление декоративных и отделочных цветов из ткани".

Методическая разработка урока производственного обучения (мастер-класс) для открытого мероприятия по программе « Молодые дороги в Европе»....

Методическая разработка урока "Ткани растений" 5 класс, системно - деятельностный подход.

Презентация содержит задания для учащихся с ЭОР. Групповая работа....