Урок изобразительного искусства. 5 класс "КОСТЮМ ДРЕВНЕГО ЕГИПТЯНИНА"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Черткова Раиса Егоровна

Модная одежда - это результат деятельности, сочетающей несколько видов искусства. Воспитать в себе художника, научиться видеть прекрасное в современной одежде - нельзя без богатого опыта прошлого, и в этом вам поможет наш урок. 

На протяжении трех тысяч лет существования древнеегипетского государства, как искусство в целом, так и все формы материальной культуры, и одежда в том числе, претерпевали очень мало изменений. Костюму, как мужскому, так и женскому, в равной степени присущ все тот же лаконизм, продуманность и простота линий.

На древних фресках мы видим египтян одетых в разные одежды, а какие они?

Данный урок представляет информацию:

ПОВСЕДНЕВНЫЙ КОСТЮМ

ОДЕЖДА ДЛЯ ТОРЖЕСТВЕННЫХ ЦЕРЕМОНИЙ.

В ходе урока обращается внимание следующим вопросам:

  1. Что изображали на фресках в Долине Царей?
  2. Какие основные детали присутствовали в одежде египтян?
  3. Какие цвета в одежде и орнаменте использовали египтяне?
  4. Какую обувь носили египтяне?
  5. Какую корону носил фараон в Новом царстве?
  6. Что составляло прелесть ювелирной вещи?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kostyum_drevnego_egiptyanina.pptx938.94 КБ
Файл kostyum_drevnego_egiptyanina.docx29.29 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КОСТЮМ ДРЕВНЕГО ЕГИПТЯНИНА 5 КЛАСС Автор: Черткова Раиса Егоровна учитель изобразительного искусства и черчения МОУ «Лицей № 17»

Слайд 3

СХЕНТИ ЭТО ПЕРЕДНИК И НАБЕДРЕННИК, ПЛОТНО ОБЛЕГАВШИЙ ТЕЛО ВОКРУГ БЕДЕР И УКРЕПЛЕННЫЙ НА ПОЯСЕ

Слайд 4

СХЕНТИ

Слайд 5

СХЕНТИ

Слайд 6

ОРНАМЕНТАЦИЯ

Слайд 8

КАЛАЗИРИСЫ

Слайд 9

ПРИЧЕСКИ И ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ

Слайд 10

ОБУВЬ

Слайд 12

СИНДОН

Слайд 13

ГОЛОВНОЙ УБОР ФАРАОНА ПРИДЕРЖИВАЛСЯ СПЕЦИАЛЬНЫМ ОБРУЧЕМ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ЗМЕИ – УРЕЯ – ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ МУДРОСТИ

Слайд 14

ПШЕНТА

Слайд 15

В СЛУЧАЕ ИСПОЛНЕНИЯ ЖРЕЧЕСКИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ ФАРАОН НАДЕВАЛ МЕТАЛЛИЧЕСКИЙ ШЛЕМ НЕБЕСНОГО-ГОЛУБОГО ЦВЕТА

Слайд 16

КЛАФТ

Слайд 17

КОСТЮМ ФАРАОНА

Слайд 18

ЖЕНА ФАРАОНА



Предварительный просмотр:

5 класс

10.03.2010

Урок 9

Тема урока: КОСТЮМ ДРЕВНЕГО ЕГИПТЯНИНА

Цель: познакомить учащихся с языком древнего декоративного искусства, особенностями искусства Древнего Египта.

Задачи:

формирование умения различать декоративное искусство разных времен по стилистическим особенностям;

повышение творческого потенциала учащихся;

продолжение формирования навыков работы красками, графическим карандашом.

Модная одежда - это результат деятельности, сочетающей несколько видов искусства. Воспитать в себе художника, научиться видеть прекрасное в современной одежде - нельзя без богатого опыта прошлого, и в этом вам поможет наш урок.  

На протяжении трех тысяч лет существования древнеегипетского государства, как искусство в целом, так и все формы материальной культуры, и одежда в том числе, претерпевали очень мало изменений. Костюму, как мужскому, так и женскому, в равной степени присущ все тот же лаконизм, продуманность и простота линий.

В то же время он, как и все в египетском искусстве, сильно стилизован. Египетские художники, благодаря работе которых до нас, по росписям в гробницах и скульптурам, дошли сведения об одежде древних египтян, проходили специальную школу канона и стилизации, оттого в дошедших до нас изображениях костюм претерпевает ее вдвойне. Будучи предельно стилизован сам по себе, он еще подвергается и переосмыслению через изображение, поэтому нельзя быть уверенным в том, насколько подлинны его формы, известные нам по рисункам. Однако можно с уверенностью сказать, что уже в эпоху Древнего Царства египетские ткачи в совершенстве владели своим ремеслом, а портным прекрасно известно было искусство кроя.

Долина Цариц, называемая в эпоху фараонов "Местом красоты", во времена ХIХ-ХХ династий стала главным некрополем членов царского рода, не восходивших на престол - цариц, царевен и царевичей. Их гробницы, число которых достигает 80, несколько отличались от гробниц фараонов. Прежде всего, эти усыпальницы заметно уступают гробницам из долины Царей в размерах. Украшены они также менее искусно и ярко, встречаются гробницы, роспись которых не была окончена и даже такие, где к украшению последнего жилища высокородных родственников фараона вовсе не приступали. На этих фресках мы увидим египтян одетых в разные одежды, а какие они? 

ПОВСЕДНЕВНЫЙ КОСТЮМ

Древние египтяне были стройные, высокие и худощавые. Благодаря жаркому климату жители долины Нила не так уж и нуждались в одежде, а обнаженное тело у древних египтян не принято было скрывать, отсутствие одежды не воспринималось как вызов, в нем для египтянина не было ничего постыдного. Вся одежда древнего египтянина эпохи Древнего Царства состояла из одной набедренной повязки – схенти. На протяжении столетий и фараон, и раб ограничивались схенти.

 Схенти - это передник и набедренник, плотно облегавший тело вокруг бедер и укрепленный на поясе. Его длина могла быть различной, но чаще всего он не доходил до колен. Грубые льняные схенти носили ремесленники, а рабы довольствовались тканями худшего качества.

Одежда знатного египтянина мало, чем отличалась по покрою, но обязательно делалась из тонкого полотна и украшалась вышивкой. Орнаментация носила преимущественно геометрический характер (полосы, зигзаги) и располагалась по всей поверхности ткани. Наряду с ними были обобщенные рисунки цветов и листьев лотоса, папируса, камыша, пальмы, стрелы как стилизованные солнечные лучи. В одежде знати использовался узор с обобщенным изображением животных - змея-уреуса, жука-скарабея, ястреба с распростертыми крыльями.

Когда в конце эпохи Древнего Царства начали окрашивать ткани, вельможи предпочитали голубые, зеленые и красные цвета. В схенти ходили дома и на улице. Собираясь выйти из дома, знатный египтянин надевал на запястье один или несколько браслетов, а на шею нагрудное ожерелье из пяти или шести рядов бус с застежками в виде соколиных голов. В таком виде он мог вести деловые переговоры, ходить в гости или осматривать свои владения.

Женщины носили калазирисы - платья, напоминавшие узкие рубашки, державшиеся на плечах на одной или двух бретельках. Калазирис, плотно облегало фигуру, есть предположение, что калазирисы были вязаными, настолько узки были они, судя по изображениям, что вообще не очень понятно, как можно было ходить в такой одежде. Калазирис состоял из юбки и жилета. Юбка доходила до щиколоток или середины икры, она плотно облегала ноги, вынуждая женщину передвигаться маленькими шажками, впрочем, эта походка, как и многое другое в древнем Египте, была строго регламентирована. Жилет на бретельках часто оставлял грудь открытой.

Калазирис изготовленный из белого льна так же тесно облегал и рабыню, и царицу. Наряд модницы отличался лишь большей прозрачностью, плиссировкой и вышивкой.

Прически, головные уборы и обувь разрешалось носить только представителям привилегированных сословий. Все египтяне брили головы, и головы всегда покрывали париками из растительных волокон. Чем длиннее локоны парика - тем знатнее его владелец.

Женщины-египтянки любили носить парики из растительных волокон, завитых крупными спиральными локонами. Широко использовалось чеканное золото. Волосы знатных египтянок украшали диадемы из золота, бирюзы и лазурита. Жены ремесленников ограничивались керамикой и бронзой. Всевозможные перстни, броши, серьги, браслеты впервые появились именно в Древнем Египте.

В эпоху Среднего и Нового царства широко распространились вышивка и плиссировка, а окраска одежды стала разнообразнее. Но по-прежнему каноном красоты остаются стройные египтяне с широкими плечами, узкими бедрами и большой головой. Широкие воротники и ожерелья подчеркивали эти пропорции. В моду входят роскошь, изнеженность, изящество, длинная одежда. Мужская и женская одежда становится почти одинаковой. Ожерелья превращаются в наплечник, образующий на шее, плечах и груди пелерину. Его носили как мужчины, так и женщины. Воротник-пелерина был почетнейшим царским подарком.

На голове наряду с париками носили конусообразные сосуды с благовонными маслами, которые испарялись через нижние маленькие отверстия. Все это сооружение соединялось с париком и поддерживалось на голове лентами.

Обувь по-прежнему надевали лишь во время празднеств и ритуальных церемоний. Ноги крестьянина или раба во время работы на берегах Нила защищали сначала просто обмотки, затем сандалии. Их подошвы делались из волокон пальмы, стеблей папируса или кожи и долгое время оставались плоскими, а в Новом царстве приобрели загнутую у носка форму. Два ремешка проходили между первым и вторым пальцами. В помещении обувь вообще не носили. Сандалии обычно несли в руках и надевали только на месте. Египтяне на подошвах сандалий изображали своих врагов, чтобы при ходьбе попирать их ногами и таким образом унижать. Фараоны и знать надевали обувь в случае крайней необходимости, предпочитая ходить босыми, как бы показывая, что по "реальной" земле не ступают. В гробницу фараону клали ритуальные золотые сандалии для пользования ими в загробной жизни.

Египтяне гордились своей чистотой и опрятностью, в древнем Египте нельзя было надеть утром одежду не вымывшись, не умастив себя ароматным маслом, чтобы защитить кожу от ожогов. Одежду часто стирали и раскладывали на солнце для просушки. Для того чтобы высушить плиссированную одежду, появившуюся в эпоху Среднего Царства, существовали специальные доски с прорезанными желобами, в которые укладывали складки, чтобы не попортить их.

В гробницах найдено много туалетных коробочек, баночек и туалетных ложечек для косметики. Косметикой пользовались и женщины, и мужчины, многие косметические средства применялись не только для украшения, но и как лекарства. Краска для век изготовлялась из мелкотертого сернистого свинца, она же применялась для отпугивания насекомых. Малахит измельчали, смешивали с маслом и полученной краской подводили глаза, такая обводка считалась и лекарством от глазных болезней. Египтяне особенно старались выделить глаза, поэтому брови и ресницы чернили специальным порошком, удлиняя внешние уголки глаз. Женщины румянились и красили губы измельченной краской охрой.

ОДЕЖДА ДЛЯ ТОРЖЕСТВЕННЫХ ЦЕРЕМОНИЙ

Костюмы фараона, сановников, женщин из их семей и жрецов отличались от одежды простолюдинов не только дорогими тканями, но и большим числом предметов - всевозможными поясами, накидками, шарфиками, разнообразными головными уборами, огромным количеством украшений, ранговых и сакральных знаков.

Древнеегипетское государство представляло собой деспотическую монархию во главе с фараоном, чья личность обожествлялась. Население делилось на касты, и все стороны жизни - от наследуемого вида деятельности до костюма - строго регламентировались.

Костюм фараона очень медленно, но все же видоизменялся на протяжении истории страны. Поверх белого схенти фараон надевал как бы второй передник из легкой и прозрачной ткани синдон, который крепился широким поясом с металлической пряжкой.

Голову фараона в виде огромного платка со свисающими концами украшал головной убор - символ власти. Головной убор фараона придерживался специальным обручем с изображением змеи - урея - олицетворения мудрости.

Костюм высокого правителя Египта был призван подчеркивать его могущество и высокое положение. Это касается, в частности, формы пшента - царской короны. Когда в долине Нила существовало два государства, фараоны Верхнего (Южного) Египта носили высокую кеглеобразную корону белого цвета, а правители Нижнего Египта - корону красную, открытой формы, похожую на расширяющийся кверху цилиндр. Венец фараонов объединенного государства явил собой соединение двух этих форм: одна была вставлена в другую при сохранении прежних цветов. Увеличение деталей на короне фараона было связано с завоеванием и присоединением новых земель. Совершенно понятно, что подобный головной убор и украшения предназначались только для таких церемоний, когда фараон сидел абсолютно неподвижно.

В случае исполнения жреческих обязанностей фараон надевал металлический шлем небесно-голубого цвета. Появился и такой эффектный сложный убор: клафт с уреем и бараньими рогами (атрибут культа бога Амона). 

Другая непременная принадлежность убранства фараона - это накладная искусственная борода, заплетенная в косичку. В руке фараон держал загнутый вверх посох и плеть - символы скотоводства и земледелия. Иногда посох нес слуга, а жезл (своего рода скипетр) фараон держал впереди себя горизонтально.

Плечи фараона украшал широкий воротник, усыпанный драгоценностями. Ожерелье фараона - ускх - состояло из целого ряда нитей, бус, пластин и шариков. Это был символ Солнца, а фараона считали "сыном Солнца". Застежки ожерелья в виде двух голов сокола завязывались шнурами. Сокол являлся символом бога Солнца Ра. Изображение сокола часто встречалось на амулетах египтян.

Другой символ амулетов - жук скарабей, олицетворял вечную жизнь. Ожерелье было тяжелым и весило несколько килограмм. На фараона также надевалось нагрудное украшение: на золотой цепи три пары браслетов - на предплечье, запястье и щиколотки ног. В Древнем Египте только фараонам дозволялось ходить в сандалиях. У него их было множество - кожаные, металлические и тростниковые.

Жена фараона, как и все женщины, носила калазирис. Его могли дополнять роскошный пояс, или туникообразное платье, или плащ из прозрачной ткани. Непременными ранговыми знаками царицы были урей и головной убор в форме ястреба (символ богини Исиды), как бы укрывающего ее голову своими крыльями. Царице полагался скипетр в виде цветка лотоса.

Все украшения, начиная с живых цветов и кончая ювелирными изделиями, предназначались не только для красоты, но и для сообщения определенной магической пользы их обладателю. Велико было декоративное и мистическое значение подвесок-пекторалей. Эти своеобразные пластические молитвы из золота и самоцветов, обращенные к богам, и сейчас поражают непревзойденной силой художественного языка. Таковы, например, золотые пекторали, найденные в гробнице фараона Тутанхомона. Многие украшения египтян - ожерелья из фаянсовых с голубой и зеленой глазурью бусин округлой или удлиненной формы, браслеты для рук и ног, нараменники (наплечники) - были одинаковыми для мужчин и женщин. К чисто женским относились набедренные цепочки, надеваемые молодыми девушками под прозрачные платья, и серьги (их мальчики носили только до девяти лет).

Древние египтяне ценили в изделии не столько стоимость материала, сколько искусство ювелира. Именно поэтому даже в царских украшениях драгоценные камни и самоцветы нередко соседствуют со стеклом, бисером, а золото служит всего лишь "подкладкой" вещи. Изготовлявшие их мастера предвосхитили технику перегородчатой эмали. На сплошную основу из золота наносились золотые же перегородки рисунка, между которыми располагались тщательно подогнанные кусочки самоцветов или фаянса. Именно они и составляли прелесть вещи, сплошная же золотая основа, невидимая для глаз, лежала на теле, что, впрочем, не без основания считалось целебным.

В египетских модах времени правления последних фараонов XVIII династии (XIV в. до н. э.) - модах наиболее разнообразных и изощренных - и в мужском, и в женском костюме предпочтение отдавалось тонким, подобным газу, прозрачным, упругим белым тканям, в том числе легендарному виссону (о нем говориться в Библии как о ткани, достойной Бога). Их плиссировали, гофрировали, носили так, что прозрачность впервые в истории костюма создавала эффект тела раздетого и одетого одновременно.

Основными материалами были лен и шерсть. Из шерсти ткали орнаментированную цветную тесьму самых разнообразных рисунков. В Древнем царстве любили красный, зеленый и синий цвета. Позднее гамма становится гораздо богаче: в нее включаются пурпур всевозможных оттенков, охра, ярко-зеленый, черный, голубой.

В древнейшие времена предпочитали гладкокрашеные материи. Но постепенно росла тяга к роскоши, и появились узорные ткани. Их изготовляли с помощью вышивки и набивки, а чаще всего в технике гобеленового типа.

Словно загадочный Сфинкс, могущественная держава Древнего Востока - Египет сохранял на протяжении тысячелетий органическую целостность. Другие культуры и народы, сталкиваясь с этой цивилизацией, неизменно попадали под влияние ее безупречных, совершенных форм и образов. Древнеегипетское искусство вдохновляло европейских художников в эпоху сложения стилей ампир, модерн, неоклассицизм. Оно и сегодня несет на себе печать Вечности, готовой открывать будущему свои тайны.

Вопросы: 

  1. Что изображали на фресках в Долине Царей?
  2. Какие основные детали присутствовали в одежде египтян?
  3. Какие цвета в одежде и орнаменте использовали египтяне?
  4. Какую обувь носили египтяне?
  5. Какую корону носил фараон в Новом царстве?
  6. Что составляло прелесть ювелирной вещи?

Литература: 

  1. М.В.Короткова "Культура повседневности. История костюма". М., Владос, 2002.
  2. Т.Б.Сапожникова, О.А.Коблова "Методика преподавания уроков ИЗО по теме "Декоративно-прикладное искусство в жизни человека". М., Пед. университет "Первое сентября" 2007.
  3. Н.М.Сокольникова "изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе" М., Академия, 2003
  4. Энциклопедия для детей "Искусство" М., Аванта+, 2004
  5. http://suit-history.org.ua/egipt.html
  6. http://afield.org.ua/mod3/mod39_2.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изобразительного искусства "Древние образы в декоративном искусстве Китая"

Это урок - путешествие в неизведанный, загадочный Китай, знакомство с самым ярким древним образом этой страны Драконом.Это урок - практикум, где можно ощутить себя настоящим китайским живописцем...

Урок изобразительного искусства в 5 классе "Древние корни народного искусства, декор русской избы"

Урок изобразительного искусства  в 5 классе "Древние корни народного искусства,  декор русской избы"...

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского 5 урок 1 четверти «Древние корни народного искусства».

Тема урока: «Русская народная вышивка».Тип урока: урок формирования новых знанийЦель урока: Формирование представления о русской народной вышивке. Развитие навыков создания худож...

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского 7 урок 1 четверти «Древние корни народного искусства».

Тема: «Народный праздничный костюм»Тип урока: урок изучения новых знаний.Цель урока: формировать образные представления учащегося о русском  народном костюме, обычаях и традициях...

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского 8 урок 1 четверти «Древние корни народного искусства».

Тема урока: «Народные праздничные обряды».Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.Цель урока: формировать образные представления учащегося о народных праздника...

Урок изобразительного искусства 5 класс по теме "Роль декоративно-прикладного искусства в культуре древних цивилизаций. Древняя Греция

Урок посвящен декоративно-прикладному искусству Древней Греции - удивительную, полную загадок  и чудес страну, одна из цивилизаций, отдаленную от нас несколькими тысячелетиями...