Конспект урока ИЗО 5 кл."Гербы. Геральдика"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
История возникновения гербов. Роль герба в древнем обществе и сейчас.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока ИЗО 5кл. "Герб. Геральдика" | 17.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок ИЗО в 5 классе на тему "Герб, геральдика"
Цель: познакомить учащихся с символическим языком декоративного искусства на примере гербов, флагов, эмблем; сформировать навыки составления композиции герба, сочетания цветов.
Материалы: бумага, краски, кисти
композиция на формате А4.
I. Организационный момент.
II. Формирование новых знаний.
Изобретение и использование всякого рода знаков и символов свойственно человеку. Обычай избрания для себя или для своего рода и племени особого отличительного знака имеет очень глубокие корни и распространен повсюду в мире
В средние века в Европе появилось новое искусство и новая наука -геральдика. Эта наука занималась составлением гербов.
Герб - это композиция из различных символов, которая отражала степень знатности рода, основные занятия и заслуги представителей рода перед государством.
Первые гербы появились примерно в X веке.
Конечно, гербы имели только знатные аристократические семьи. Представители этих семей, знатные рыцари, устраивали турниры, где состязались в силе и ловкости. (Слайды 1, 2). На турнире они появлялись в рыцарских доспехах (Слайд 3) и шлемах, скрывающих лицо (Слайд 4). Опознать рыцаря, закованного в броню целиком, было невозможно. И герб стал использоваться как опознавательный знак.
На щите рыцаря и флаге (штандарте) изображался его личный герб. На рыцарских турнирах присутствовали герольды - люди, изучающие и составляющие гербы. (Слайд 5). Герольды систематизировали знания о гербах, вырабатывали общие правила их составления и распознавания и, в конечном счете, создали целую науку «геральдику». По символам на щите они определяли, кто участвует в турнире и какой семье принадлежит рыцарь.
Все в композиции герба имело важное значение и несло информацию о владельце.
Форма герба могла быть разнообразной, но в основном она вписывалась в треугольник, что повторяло форму щита древних рыцарей.
Формы щитов: немецкие, английские, испанский, французский, итальянский, польский, ромбический, круглый, квадратный (Слайд 6).
Поверхность герба была либо одного цвета, либо делилась на несколько полей определенного цвета. Эти разноцветные поля назывались геральдическими фигурами.
Выбранный цвет имел символическое значение:
- золотой цвет - символ богатства, силы, справедливости;
- серебро - символ невинности и чистоты;
- червленый (темно-красный) - символ любви, смелости;
- голубой - символ красоты и величия;
- зеленый - символ изобилия, надежды, свободы;
- пурпурный (красный с оттенком синего) - могущество, достоинство;
- черный - скромность, мудрость и печаль. (Слайд 7).
Композиция на поле герба составлялась из негеральдических фигур - изображения человека, животных, растений, кораблей, построек, предметов быта, оружия, а также фантастических животных (драконов, единорогов, грифов). Они тоже попадали на герб не случайно. Каждое условное изображение имело свое значение:
- дуб, медведь означали силу;
- факел, раскрытая книга - знание;
- пчела - трудолюбие;
- лавр - славу;
- крылатый змей - зло, смуту;
- дракон - могущество;
- рука в перчатке - храбрость;
- лев - символ силы, мужества, великодушия;
- леопард - храбрость, отвага;
- ворон - долголетие;
- петух - символ боя.
Часто встречается изображение коня (совмещающего храбрость льва, зрение орла, силу вола, быстроту оленя, ловкость лисицы), собаки (символ преданности и повиновения), кошки (независимость), волка (злость, жадность), медведя (предусмотрительность), быка (плодородие земли), овцы (кротость), лани (робость), вепря (мужество), оленя (символ воина, пред которым бежит неприятель)
Геральдика представлены деревьями - дуб (крепость и сила), оливковое дерево (мир), пальма (долговечность), ветвями, цветами - роза, лилия (геральдическая и натуральная 45-46), венками, злаками (колосья, снопы), травами, плодами. На гербах встречаются солнце, луна, звёзды, облака, радуга, реки, холмы, огонь. Искусственные фигуры представлены предметами военного быта - различные виды вооружения и снаряжения (меч, пушка, пистолет, кольчуга, шлем и пр.); гражданского - орудия сельского хозяйства (серп, коса, ярмо, хомут и т.д.), мореплавания, архитектуры; символами отвлечённых понятий (например, рог изобилия), эмблемами должностей и профессий (лира, чаша, чётки, скипетр и пр.). Фантастические фигуры: феникс (символ бессмертия), единорог (чистота), драконы, кентавры, сирены, гидра семиголовая, двуглавый орёл, всевозможные ангелы и пр. Нередко гербовая фигура содержит намёк на фамилию владельца или название его владения (т. н. гласные гербы).
Композиция герба обычно была симметрична. Самую важную информационную часть герба помещали в центр и называли щит. По сторонам щит поддерживают фигуры - щитодержатели - люди, птицы, звери. (Слайд 8). Герб украшает лента с девизом.
Девиз - это выражение, отражающее жизненные принципы рыцаря. Например:
«Усердие все превозмогает»
«Честь превыше всего»
«За честь и достоинство».
Венчает герб корона.
В XIV веке в городах Западной Европы знатные синьоры носили так называемые «гербовые платья». Сочетание цветов на них подбиралось по цвету поля фамильного герба, платье украшалось фигурами - символами, эмблемами. Такое платье позволяло легко отличить одного синьора от другого и в то же время несло информацию в знаках о самом человеке. (Слайд 9).
Гербы были и у ремесленников. Но это были не личные, фамильные гербы, а гербы ремесленных цехов, больших объединений ремесленников, занимающихся одним видом деятельности. Ткачи, кузнецы, оружейники, маляры, ювелиры, гончары, сапожники, пекари и множество других мастеров объединялись в цеха, издавали свой устав и присваивали себе герб. На нем изображались символы, по которым было легко узнать, чем занимаются ремесленники. В то время на мастерских и лавках не писались названия, а помещались гербы.
- Сегодня у вас есть возможность создать свою символику герба.
Представьте себе, что вы древние рыцари. Вы должны подумать о том, какой формы будет ваш герб. Выбрать цвет геральдических фигур, придумать или выбрать из древней символики негеральдические фигуры и составить композицию. В ней вы должны учитывать принцип симметрии и законы сочетания цветов. Помните, что контрастные цвета взаимно подчеркивают и выделяют друг друга.
Нельзя сочетать в композиции (накладывать друг на друга) цвета, лежащие рядом на цветовом круге. Все знаки на гербе должны быть четкими, лаконичными, легко читаемыми и видны издалека.
Придумайте девиз, который наиболее отражает ваши взгляды на жизнь, цели и устремления.
III. Практическая работа.
Задание: выполнить композицию герба.
IV. Обобщение знаний по теме. Анализ работ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по изобразительному искусству «О чём рассказывают нам гербы и эмблемы» 5 класс.
Урок обобщает знания гербовой символики средневековья; познакомит учащихся с гербами древних городов, историей городов Астрахани и Волгограда. Развивает эстетический вкус, знакомит с закона...
Конспект урока по теме «Россия. Государственная символика России (флаг, герб). Герб Тулы» с использованием ИКТ
Урок разработан для 9-х классов с целью углубленного изучения Государственных символов родной страны, воспитания патриотизма гражданственности средствами иностранного языка....
Конспект урока в 5 классе. "О чем рассказывают гербы и эмблемы?"
Начиная урок по данной теме, внимательно посмотрим на нашу жизнь, которая состоит из множества знаков и символов. С символами ты встречаешься в жизни постоянно. К примеру, проходя мимо дома, на ...
Презентация к уроку ИЗО " Герб. Геральдика"
Презентация показывает история и правила создания гербов....
"О чём рассказывают гербы и эмблемы. Эмблема своего класса" (ИЗО. 5 класс. по Программе Б.М.Неменского (конспект урока, презентации))
Разработка урока в традиционной форме....
Конспект урока Изобразительного искусства в 5 классе по теме "Гербы и эмблемы"
Материал содержит проект урока изобразительного искусства в 5 классе по ФГОС. Тема урока: "О чём рассказывают нам гербы и эмблемы". Программа Б.М.Неменского....
"О прошлом рассказывают гербы" Конспект урока по истории 5 класс
"О прошлом рассказывают гербы" Конспект урока по истории 5 класс по учебнику Андреевской...