Конспект урока Изобразительного искусства в 5 классе по теме "Гербы и эмблемы"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Материал содержит проект урока изобразительного искусства в 5 классе по ФГОС. Тема урока: "О чём рассказывают нам гербы и эмблемы". Программа Б.М.Неменского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_tio.docx373.99 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 5 КЛАССЕ

Учитель

Марусина Оксана Юрьевна

Тема урока

О чём рассказывают гербы и эмблемы.

Цель урока:

Формирование ценностного отношения к искусству и творческого мышления пятиклассников через осмысление символического характера декоративного искусства на примере гербов и эмблем.

Планируемые ОР

Ученик по окончанию изучения темы урока:

- проявляет интерес к изучаемой теме (ЛР);

- проявляет инициативность и самостоятельность (ЛР);

- активно взаимодействует с одноклассниками при решении учебной задачи (ЛР);

- рассказывает об истории возникновения гербов (ПР);

- рассказывает об основных частях классического герба (ПР);

- объясняет значение цвета и формы в гербах и эмблемах (ПР);

- приводит примеры эмблем из окружающей жизни (ПР);

- планирует предстоящую деятельность с помощью учителя (МР);

- анализирует изобразительно-декоративные элементы в гербе родного города и городов области (МР);

- изготавливает декоративную композицию герба, в соответствии с традициями цветового и символического изображения гербов и эмблем (МР).

Программные требования

Личностные результаты

Метапредметные

Предметные

- активно включается в общение, отстаивает своё мнение доброжелательно и толерантно;

- обосновывает ценность, значимость приобретаемых знаний и умений лично для себя, общества в целом.

- владеет умением работать с различной информацией;

- планирует процесс познавательно-трудовой деятельности.

- выделяет и обобщённо фиксирует группы существенных признаков объектов;

- создаёт декоративную композицию в соответствии с традициями цветового и символического изображения.

Мировоззренческая идея

Наша жизнь наполнена символами и знаками.

Программное содержание

Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Герб возник как знак достоинств его владельца, символ чести рода. Сегодня это отличительный знак государства, страны, города, фирмы и т.д., символизирующий отличие от других общностей, объединений.

План изучения нового материала

  1. История возникновения гербов.
  2. Гербы и эмблемы в современном мире.
  3. Практическая работа (создание декоративной композиции).

Основные понятия

Геральдика, герб, символ, эмблема, щит, девиз.

Тип урока

Изучения и закрепления новых знаний

Форма урока

Коллективная

Технология

Интерактивного обучения

Мизансцена урока

4 группы по 6 человек

Оборудование урока

Мультимедийный проектор, ПК, энциклопедии, дневники учащихся, раздаточный материал, бумага, кисти, краски.

Домашнее задание

Придумать герб своей семьи.

Планируемые ОР

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (1-2 мин)

Проверка готовности к уроку.

  1. ВВОДНЫЙ ЭТАП (5 мин.)

Проявляет интерес к изучаемой теме;

-планирует предстоящую деятельность с помощью учителя.

Вводное слово:

Жил когда-то вождь индейцев по имени Гайавата.

Мудро правил Гайавата своим народом, научил их выращивать хлеб, строить лодки, а для того, чтобы передать свои знания потомкам, придумал свою письменность

И на гладкой на берёсте, много сделал тайных знаков:

Все они изображали наши мысли, наши речи.

Белый круг был знаком жизни, черный круг был знаком

 смерти.

Для земли нарисовал он краской линию прямую.

Для небес - дугу над нею. Для восхода - точку слева,

Для заката - точку справа. А для полдня - на вершине.

Все пространство под дугою белый день обозначало,

Звезды в небе - время ночи. А волнистые полоски-

Тучу, дождь и непогоду. След, направленный к вигваму,

Был здесь знаком приглашенья, знаком дружеского пира;

Окровавленные руки, грозно поднятые кверху-

Знаком гнева и угрозы.

Вводная беседа с элементами дискуссии:

- Встречаются ли в современном мире такие знаки-символы, которые заменяют целые слова или предложения?

Наша жизнь наполнена символами и знаками. Мы точно знаем, что спешащая машина с красным крестом торопится к больному.

На светофоре загорелся зеленый человечек - это означает, что путь для пешехода свободен.

- Откройте свои дневники на первом форзаце. Что вы видите? А теперь откройте стр. 45 – 53. Рассмотрите.

- Как вы думаете, о чём сегодня на уроке пойдёт речь?

Главный вопрос урока:

                  О чём нам говорят гербы и эмблемы?

 - Давайте попробуем разобраться, когда возникли гербы, о чём они нам говорят, зачем они нам нужны?

Распределение заданий между группами (каждая группа получает папку с инструкцией, раздаточным материалом, карточками-заданиями)

Задание 1-й группе: Рассказать, когда  появились первые гербы? Назвать основные части классического герба.

Задание 2-й группе: Рассказать о символическом значении цвета в гербах, о фигурах и предметах, используемых в гербах.

Задание 3-й группе: Рассказать об истории герба Самары и Сергиевского района.

Задание 4-й группе: Рассказать о гербах и эмблемах в современном мире.

Фронтально

Читает ученик

Высказывают своё мнение.

Отвечают  на

вопросы.

Знакомятся с материалами рабочих папок (см. приложения к уроку)

Распределяют обязанности между собой.

  1. ОБУЧАЮЩИЙ ЭТАП (10-12  мин.)

- активно взаимодействует с одноклассниками при решении учебной задачи;

- проявляет инициативность и самостоятельность;

Работа 1 группы: изучить историю возникновения гербов, дать определение понятиям (герб, геральдика, щит, девиз,), рассмотреть формы щитов, заполнить карточку-задание.

Работа 2 группы: изучить символическое значение цвета в гербах и эмблемах, какие ещё предметы и фигуры используются в украшении гербов, заполнить карточку-задание.

Работа 3 группы: изучить историю герба Самары и Сергиевского района, заполнить карточку-задание.

Работа 4 группы: изучить современные гербы и эмблемы, встречающиеся в окружающей жизни, заполнить карточку-задание. 

Средства обучения из рабочей папки (тексты, иллюстрации)

Обсуждение в каждой группе собранной информации. Составление плана презентации.

Создание эскиза своего герба.

  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (10 – 15 мин.)

-рассказывает об истории возникновения гербов;

-рассказывает об основных частях классического герба;

-объясняет значение цвета и формы в гербах и эмблемах;

-анализирует изобразительно-декоративные элементы в гербе родного города и городов области;

- приводит примеры эмблем из окружающей жизни;

- изготавливает декоративную композицию герба, в соответствии с традициями цветового и символического изображения гербов и эмблем;

Презентация результатов и продуктов деятельности малых групп, коллективное обсуждение

Презентация 1 группы:

Примерные вопросы для обсуждения:

- Как можно было узнать рыцаря, с ног до головы закованного в доспехи?

- Какая форма щита использовалась чаще других?

- Кто такие щитодержатели?

Презентация 2 группы: 

Примерные вопросы для обсуждения:

- Что означает изображение льва не гербе?

- Какое значение имеет белый цвет в гербе?

- Можно ли увидеть на гербах птиц? Каких?

Презентация 3 группы:

Примерные вопросы для обсуждения:

- Когда было первое упоминание о гербе Самары?

- Почему герб Самары менялся несколько раз?

- Есть ли корона у современного герба Самары?

Презентация 4 группы:

Примерные вопросы для обсуждения:

- Где мы можем увидеть сегодня гербы?

- Что такое эмблема?

- Какую эмблему имеет шоколадная фабрика «Россия»?

- Эмблема какого автопроизводителя вам нравится больше и почему?

Практическая работа: Каждой группе даётся задание: создать эскиз школы, класса, кабинета, команды (на выбор).

Продукты деятельности: заполненные карточки, устный рассказ.

У доски вся группа

Вопросы задают представители других групп

Создание эскиза своего герба.

  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (5 мин.)

Обобщающая беседа:

- Можем ли мы ответить теперь на главный вопрос урока? Зачем нам нужны гербы и эмблемы?

Экспрессвыставка работ.

Рефлексия:

- Что нового узнали на уроке?

- Что помог вам понять урок?

- Интересно ли было на уроке? Почему?

Содержательная оценка  работы групп. Объявление отметок.

Фронтально

Приложение 1

Карточка-задание для группы

Геральдика – это

Герб – это

Основа герба –

Девиз – это

Щитодержатели – это

Намет – это

Приложение 2

Карточка-задание для группы

Что означают в геральдике следующие цвета?

Жёлтый (золотой) –

Белый (серебро) –

Червлёный (тёмно-красный) –

Голубой –

Зелёный –

Пурпурный (оттенок красного) –

 

Чёрный –

Приложение 3

Карточка-задание для группы

Что означают в геральдике следующие фигуры?

Дуб, медведь –

Лев –

Факел, раскрытая книга –

Пчела –

Лавр –

Крылатый змей –

Змея –

Дракон –

Рука –

Приложение 4

Карточка-задание для группы

Подпишите названия форм гербовых щитов:

Приложение 5

Карточка-задание для группы

  Подпишите названия составных частей классического герба:

Приложение 6

Герб – символический знак отличия отдельных лиц, родов, государств. Он появился в средние века на щитах рыцарей. Со временем отличительные знаки их стали родовыми, передаваться по наследству. В ХIV веке в некоторых западных странах появились специальные учреждения – герольдии. Они обеспечивали соблюдение геральдических правил, составляли справочники, называемые гербовниками. Основой всякого герба являлся щит. У французов он был четырехугольной формы, у итальянцев - овальным. Варяги предпочитали треугольный щит с плавно изгибающимися боковыми сторонами.

Основой российских гербов послужили вислые печати, которыми великие князья удостоверяли свои бумаги. В 1497 году появилась печать с изображением двуглавого орла, ставшего государственным гербом России. А в 1672 году увидел свет «Царский титулярник» с гербами 33 земель и городов. При Петре I учреждена Герольдмейстерская контора, призванная создавать городские и личные гербы.

Реформа местного самоуправления 1775 года и «Грамота на права и выгоды городам Российской империи» дали право иметь им печать с гербом города. При создании государственных символов в Герольдмейстерскую контору поступали сведения о рельефе, животном и растительном мире каждой местности. Возможно, в списке, представленном Самарой, называлась и коза. Сначала для города планировали такой герб: зеленая могила, лазоревое поле и золотой знак серы, «понеже в Самаре много могил и в земле множество родится серы». Однако, когда в 178О году Самара стала уездным городом Симбирского наместничества, Екатерина II утвердила такое описание ее герба: «Дикая коза белая, стоящая на траве, в голубом поле».

Накануне образования Самарской губернии министр внутренних дел предложил изменить герб. Но Сенат посчитал это излишним, и Николай I утвердил прежний герб. Правда, прямые рога козы заменили на ветвистые. 8 июня 1851года император утвердил герб, описание которого было таково: «В голубом поле стоящая на траве белая дикая коза. Щит герба увенчан золотою Императорскою короною».

В конце 50-х годов ХIХ века управляющий Гербовым отделением Департамента герольдии Сената предложил пересмотреть российские гербы. В частности, заменить самарскую козу на дикого козла. Городской герб оставили прежним. А идея управляющего нашла воплощение в Самарском губернском гербе, утвержденном 5 июля 1878 года. Описание герба таково: В лазоревом щите серебряный дикий козел с золотыми рогами, червлеными глазами, языком и черными копытами. Щит увенчан императорскою короною и окружен золотыми дубовыми листьями, соединенными Андреевскою лентою».

Губернский герб размещали на границах губернии, фасадах административных зданий, на официальных бумагах и в печатных изданиях, на форменных пуговицах чиновников. После 1917 года все государственные символы Российской империи были упразднены.

В 1998 году Самарская Губернская Дума приняла закон «О государственных символах области», которым был утвержден с небольшими изменениями старый губернский герб. «Герб Самарской области представляет собой изображение серебряного дикого козла, обращенного в левую сторону от зрителя, с золотыми рогами, червлеными (темно-красными) глазами и языком и черными копытами, помещенное на геральдический щит французской формы лазоревого цвета. Щит увенчан императорской короной и окружен золотыми дубовыми ветвями, обвитыми Андреевской лентой».

Более полное описание гербов Самары и области вы сможете найти в книге А.Н. Завального, В.Н. Зинченко, В.С. Мокрого «Государственные символы Самарской области». Самара, 1999 г.

Цвета на самарском гербе.

Цвета же на гербе Самары обозначают, согласно правилам геральдики следующее:

•        -лазоревый цвет на гербе — величие, красоту, ясность;

•        -зелёный цвет герба— надежду, богатство, изобилие, свободу;

•        -золотой цвет герба— богатство, силу, верность, постоянство;

•        -серебряный (белый цвет, присутствующий на гербе— духовная чистота, нравственность.

Первые упоминания о гербе.

Впервые герб Самары упоминается в «Знаменитом гербовнике» 179-1730 годах. Именно тогда и были утверждены гербы городов Российской империи.

Советский герб города Куйбышев.

В советские времена город Самара назывался Куйбышев. Герб Куйбышева был совершенно другой. Основу герба все также составлял французский щит. Гербовый щит был красного цвета. На нем изображение монумента Славы, часть зубчатой шестеренки и колос. Кстати, прежний герб Самары (с серебряной козой) тоже присутствовал на советском гербе. В самом верху герба было написано «Куйбышев». Под надписью на гербе флаг РСФСР.

Изначальный герб города Самары-изображение фото. История создания самарского герба

Изначальный герб города Самары-изображение фото



Прежний самарский герб отличался от нынешнего герба Самары

Прежний герб города Самары-изображение фото

Нынешний герб Самары

Нынешний герб Самары


Герб города Куйбышев - прежнее название Самары

Герб города Куйбышев (Самары)

Герб муниципального района Сергиевский

Герб Сергиевского района является символом общественно – исторического и административного статуса Сергиевского района. Герб Сергиевского района сохраняет историческую форму и представляет собой четырехугольный щит с заострением внизу в середине в виде круглой скобки. Поле щита делиться на две равные части. В верхней части щита на белом поле – Герб Самарской области, который обозначает территориальную принадлежность района Самарской области. Нижняя часть Герба сохраняется исторической – золотая лисица в зеленом поле, символизирующая обилие этих пушистых красавиц в здешних местах.

sergievs


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"

Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель:  сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...

конспект урока изобразительного искусства 5 класс, с презентацией . Раздел: Цветовидение. Тема: "Тайна цвета"

Развитие общества без искусства немыслимо...  П. Чистяков.  Все дети любят рисовать-ведь это чудесная возможность выразить языком красок свой восторг перед окружающим миром или показать непр...

Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, тема «Конструкция и декор предметов народного быта – русская прялка».

Конспект урока  изобразительное искусство  в 5-м классе по программе  «Изобразительное искусство и художественный труд»  под руководством Б.М. Неменского,  тема «Конструкция и...

конспект урока Изобразительное искусство. 4 класс.

Конспект урока изобразительное искусство в 4 классе для детей с умеренной и глубокой умственной отсталостью.Тема урока: Рисование с натуры. Неваляшка....

Конспект урока изобразительного искусства 6 класс по теме "Изображение объема на плоскости и линейная перспектива".

Комбинированный урок является четвертым уроком  второго раздела "Мир нащих вещей. Натюрморт". Урок разработан по системе АМО.  Подробно описаны активные методы обучения для каждого этапа уро...

Конспект урока изобразительного искусства 2 класс в школе для обучающихся по адаптированным образовательным программам (интеллектуальные нарушения) по теме: «Рисование декоративного узора для косынки»

Конспект по изобразительному искусству направлен на совершенствование навыков раскрашивания рисунка, соблюдение контуров изображения при работе с акварельными красками, развитие творческих способносте...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...