Урок изобразительного искусства во 5 классе. НРК . Тема: "Циновка".
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

 

Урок изобразительного искусства во  5 классе

 

                                                                                 

 

 

                                                                           Урок составила и провела учитель ИЗО

                                                                               Кагазежева Любовь Карповна

 

 

                Национально- региональный компонент государственного стандарта общего образования

 

              

       

              Роль декоративно-прикладного  искусства в жизни человека.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_urok_izobrazitelnogo_iskusstva_v_2_klasse.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

         Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

аула Джерокай Шовгеновского района

Урок изобразительного искусства во  5 классе

                                                                                 

                                                                           Урок составила и провела учитель ИЗО

                                                                               Кагазежева Любовь Карповна

                Национально- региональный компонент государственного стандарта общего образования

               

                  (Беседа об искусстве плетения циновки.)  

              Роль декоративно-прикладного  искусства в жизни человека.

Цели и задачи:       - приобщение к богатому и многообразному миру прикладного изобразительного искусства Адыгеи и Кубани, воспитание эмоциональной отзывчивости к художественным произведениям регионального искусства и красоте родной природы Адыгеи и Кавказа.

                                              - развитие  эстетического  восприятия, эстетического вкуса мышления и продуктивного творческого воображении в процессе знакомства с произведениями народного прикладного и изобразительного искусства Адыгеи.

                                              -   воспитание эстетического отношения к культуре и искусству своей малой Родины, культуры восприятия народного искусства адыгов, народов Адыгеи и Кубани, культуры  межнационального общения, патриотических чувств, толерантности  и миролюбия, т.е. воспитания в  условиях поликультурного взаимодействия искусства с  позиции  Истины, Добра и Красоты.

                                             -  овладение первичными навыками рисования несложного по композиции народного  орнамента адыгов, других  народов Адыгеи и Кубани посредством  использования разных художественных материалов и способов изображения.

План урока:                                           

1.Проверка организации рабочего места.         1-2 мин.

2.Вступительное слово.                                       5 мин.

3.Объяснение нового материала.                      10 мин.

4.самостоятельная работа.                                 25 мин.

5.подведение итогов урока.                                 2-3 мин.

                                       

   

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Вступительное слово.  - С какими  видами декоративно- прикладного искусства мы знакомы?

-Ответ детей.

-Сегодня мы познакомимся с таким видом как плетение циновок. Плетение, как способ ручного соединения полос эластичного материала- им могут быть стебли и листья трав, прутья деревьев и кустарников, волокон луба и нитей- человеку известно издревле .При помощи плетения многие народы возводили стены жилых и хозяйственных построек. К ним можно отнести плетеный каркас домов, который обмазывался глиной, ограды, поилки для скота, пчелиные улья, сапетки, зернохранилища, циновки, паруса, рыболовные снасти и т. д. северные народы используя стебли морской травы, искусно плели сосуды, шляпы и прочие предметы быта.

       На территории нашей страны все народы, в какой степени занимаются этим ремеслом. Адыги тоже  издревле занимались этим ремеслом. Об этом свидетельствуют археологические находки  в Адыгее, Черкессии и Кабарде. Так в 1932-33годах  во время раскопок в Кабарде в районе местечка Долинск было обнаружено древнее поселение, среди культурных останков имелись «куски глины с отпечатками плетня», возраст датируется II тысячелетием до нашей эры. Из ивовых прутьев искусно плели различных форм и размеров предметы быта, а из кукурузных листьев всевозможную посуду. В середине века плели даже гробы.

      Наряду с древесным материалом в плетении активно использовались болотные травы: ситник, куга, камыш и рогоз, а также стебли злаковых растении.  В плетении циновок из рогоза адыги достигли наивысшего искусства. «Плетение циновок известно многим народам Кавказа и распространено там где имеется сыре-камыш. Но техника плетения и рисунок различны у разных народов и наиболее интересны и сложны, пожалуй, у адыгов»- свидетельствует знаток прикладного искусства народов Кавказа этнограф Е.Н. Студенецкая.  На протяжении многих веков декоративные циновки украшали скромное жилище адыгейской семьи, являлись непременным  атрибутом многих обрядов.

Циновка  с самого рождения и до конца  жизни сопутствовала человеку, внушая ему через комплекс  настроении, мыслей несущих солнечный цвет, выразительность орнаментальных форм, естественность быстротечности и вечности всего земного. Искусство, рождённое союзом солнца, земли, воды и человеческой души!

     Циновка в жизни адыгов носили  многофункционный  характер. Они использовались для подстилки для глиняный пол в сакле, на котором росли дети, служили украшением внутреннего убранства, на фоне которого  развешивали шашки, кремневые ружья и пистолеты, кинжалы и т. д.  А в «хьакiэщ» (дом для гостей) на фоне циновок вешали музыкальные инструменты «шыкIэпщын»  (скрипка), «къамыл» (флейта), «пхъэчыч» (трещотка).

      Для придания фигуре стройности, адыги с детства приучали детей спать на деревянных  кроватях, покрываемых циновками, кроме того, в семьях имелись циновки,

которые использовались только в процессе  приготовления пищи (например, когда жарили  «щэлям»).

         Широко применялась циновка в свадебном обряде. Каждая девушка обязана была к свадьбе приготовить три циновки: большую циновку, «нэмазлыкъ» ( циновка для совершения молитвы), «лъэгукIадз»  (прикроватный коврик). В работу она вкладывала все свое умение так как по ней судили о ее способностях.

3 Объяснение нового материала.    Адыгейская циновка бывает одноцветным и  многоцветным. Традиционный формат их прямоугольник с заостренным или с закругленным  верхом.

В зависимости от назначения они плелись разных размеров, но всегда соразмерно человеку. Композиция большинства циновок носили открытый характер, т.е. мотив орнамента можно бесконечно повторять. В основе форм мотивов  лежат геометрические фигуры. Орнамент зеркально симметричен, с осями симметрии по вершинам или одновременно по вершинам и по горизонтали.

 Орнамент   используемый  при  изготовлении  циновок

                                    _    хьалыжъоныкъу

                                                   -   ХЬАЛЭО  УIПШIЭ

                                               

                                                   _КЪОПЭЗЭНКIЭПЛIЭНЭБЗ

                                                   _ПЛIЭМЫЙ

                                                      _ХЬАЛЭО  ПСАУ

                                                       _ШЭКУНЭ

3. Самостоятельная работа учащихся. Выполнение рисунка циновки с использованием  геометрически фигур,  используемых при изготовлении  циновок адыгами.

4. Выставка работ. Анализ и оценка итогов художественного  творчества учащихся

5.Подведение  итогов  урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изобразительного искусства 4 класс «Путешествие к великим пирамидам».

"Это горы камня, возведенные на горах камня", - сказал греческий философ.    "Всё боится времени, а время боится пирамид", - провозгласили арабы.Урок ИЗО №1  «Культура древнего Еги...

"Жостовская роспись" урок изобразительного искусства 5 класс

урок в пятом классе по изобразительному искусству который знакомит детей с Жостовской росписью...

План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"

Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель:  сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...

Урок изобразительного искусства 5 класс Тема урока: «Транспорт»

Урок изобразительного искусства5 классТема урока: «Транспорт»...

Разработка урока изобразительного искусства 7 класс по теме"Тематическая картина в русском искусстве 19 века"

1. Технологическая карта урока изобразительного искусства 7 класс "Тематическая картина в русском искусстве 19 века" 2. Мозговой штурм3. Викторина4.1 Музыкальная презентация "...

Урок изобразительного искусства 5 класс. Тема урока: «Краски золотой осени»

Тема урока: «Краски золотой осени» Цели и задачи:Совершенствование умения, анализировать объекты изображения (определять форму, цвет)воспитывать чувство прекрасного, умение видеть и п...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...