Урок изобразительного искусства во 5 классе. НРК . Тема: "Циновка".
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Урок изобразительного искусства во 5 классе
Урок составила и провела учитель ИЗО
Кагазежева Любовь Карповна
Национально- региональный компонент государственного стандарта общего образования
Роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_urok_izobrazitelnogo_iskusstva_v_2_klasse.doc | 93.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
аула Джерокай Шовгеновского района
Урок изобразительного искусства во 5 классе
Урок составила и провела учитель ИЗО
Кагазежева Любовь Карповна
Национально- региональный компонент государственного стандарта общего образования
(Беседа об искусстве плетения циновки.)
Роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека.
Цели и задачи: - приобщение к богатому и многообразному миру прикладного изобразительного искусства Адыгеи и Кубани, воспитание эмоциональной отзывчивости к художественным произведениям регионального искусства и красоте родной природы Адыгеи и Кавказа.
- развитие эстетического восприятия, эстетического вкуса мышления и продуктивного творческого воображении в процессе знакомства с произведениями народного прикладного и изобразительного искусства Адыгеи.
- воспитание эстетического отношения к культуре и искусству своей малой Родины, культуры восприятия народного искусства адыгов, народов Адыгеи и Кубани, культуры межнационального общения, патриотических чувств, толерантности и миролюбия, т.е. воспитания в условиях поликультурного взаимодействия искусства с позиции Истины, Добра и Красоты.
- овладение первичными навыками рисования несложного по композиции народного орнамента адыгов, других народов Адыгеи и Кубани посредством использования разных художественных материалов и способов изображения.
План урока:
1.Проверка организации рабочего места. 1-2 мин.
2.Вступительное слово. 5 мин.
3.Объяснение нового материала. 10 мин.
4.самостоятельная работа. 25 мин.
5.подведение итогов урока. 2-3 мин.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Вступительное слово. - С какими видами декоративно- прикладного искусства мы знакомы?
-Ответ детей.
-Сегодня мы познакомимся с таким видом как плетение циновок. Плетение, как способ ручного соединения полос эластичного материала- им могут быть стебли и листья трав, прутья деревьев и кустарников, волокон луба и нитей- человеку известно издревле .При помощи плетения многие народы возводили стены жилых и хозяйственных построек. К ним можно отнести плетеный каркас домов, который обмазывался глиной, ограды, поилки для скота, пчелиные улья, сапетки, зернохранилища, циновки, паруса, рыболовные снасти и т. д. северные народы используя стебли морской травы, искусно плели сосуды, шляпы и прочие предметы быта.
На территории нашей страны все народы, в какой степени занимаются этим ремеслом. Адыги тоже издревле занимались этим ремеслом. Об этом свидетельствуют археологические находки в Адыгее, Черкессии и Кабарде. Так в 1932-33годах во время раскопок в Кабарде в районе местечка Долинск было обнаружено древнее поселение, среди культурных останков имелись «куски глины с отпечатками плетня», возраст датируется II тысячелетием до нашей эры. Из ивовых прутьев искусно плели различных форм и размеров предметы быта, а из кукурузных листьев всевозможную посуду. В середине века плели даже гробы.
Наряду с древесным материалом в плетении активно использовались болотные травы: ситник, куга, камыш и рогоз, а также стебли злаковых растении. В плетении циновок из рогоза адыги достигли наивысшего искусства. «Плетение циновок известно многим народам Кавказа и распространено там где имеется сыре-камыш. Но техника плетения и рисунок различны у разных народов и наиболее интересны и сложны, пожалуй, у адыгов»- свидетельствует знаток прикладного искусства народов Кавказа этнограф Е.Н. Студенецкая. На протяжении многих веков декоративные циновки украшали скромное жилище адыгейской семьи, являлись непременным атрибутом многих обрядов.
Циновка с самого рождения и до конца жизни сопутствовала человеку, внушая ему через комплекс настроении, мыслей несущих солнечный цвет, выразительность орнаментальных форм, естественность быстротечности и вечности всего земного. Искусство, рождённое союзом солнца, земли, воды и человеческой души!
Циновка в жизни адыгов носили многофункционный характер. Они использовались для подстилки для глиняный пол в сакле, на котором росли дети, служили украшением внутреннего убранства, на фоне которого развешивали шашки, кремневые ружья и пистолеты, кинжалы и т. д. А в «хьакiэщ» (дом для гостей) на фоне циновок вешали музыкальные инструменты «шыкIэпщын» (скрипка), «къамыл» (флейта), «пхъэчыч» (трещотка).
Для придания фигуре стройности, адыги с детства приучали детей спать на деревянных кроватях, покрываемых циновками, кроме того, в семьях имелись циновки,
которые использовались только в процессе приготовления пищи (например, когда жарили «щэлям»).
Широко применялась циновка в свадебном обряде. Каждая девушка обязана была к свадьбе приготовить три циновки: большую циновку, «нэмазлыкъ» ( циновка для совершения молитвы), «лъэгукIадз» (прикроватный коврик). В работу она вкладывала все свое умение так как по ней судили о ее способностях.
3 Объяснение нового материала. Адыгейская циновка бывает одноцветным и многоцветным. Традиционный формат их прямоугольник с заостренным или с закругленным верхом.
В зависимости от назначения они плелись разных размеров, но всегда соразмерно человеку. Композиция большинства циновок носили открытый характер, т.е. мотив орнамента можно бесконечно повторять. В основе форм мотивов лежат геометрические фигуры. Орнамент зеркально симметричен, с осями симметрии по вершинам или одновременно по вершинам и по горизонтали.
Орнамент используемый при изготовлении циновок
_ хьалыжъоныкъу
- ХЬАЛЭО УIПШIЭ
_КЪОПЭЗЭНКIЭПЛIЭНЭБЗ
_ПЛIЭМЫЙ
_ХЬАЛЭО ПСАУ
_ШЭКУНЭ
3. Самостоятельная работа учащихся. Выполнение рисунка циновки с использованием геометрически фигур, используемых при изготовлении циновок адыгами.
4. Выставка работ. Анализ и оценка итогов художественного творчества учащихся
5.Подведение итогов урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок изобразительного искусства 4 класс «Путешествие к великим пирамидам».
"Это горы камня, возведенные на горах камня", - сказал греческий философ. "Всё боится времени, а время боится пирамид", - провозгласили арабы.Урок ИЗО №1 «Культура древнего Еги...
"Жостовская роспись" урок изобразительного искусства 5 класс
урок в пятом классе по изобразительному искусству который знакомит детей с Жостовской росписью...
План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"
Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель: сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...
Урок изобразительного искусства 5 класс Тема урока: «Транспорт»
Урок изобразительного искусства5 классТема урока: «Транспорт»...
Разработка урока изобразительного искусства 7 класс по теме"Тематическая картина в русском искусстве 19 века"
1. Технологическая карта урока изобразительного искусства 7 класс "Тематическая картина в русском искусстве 19 века" 2. Мозговой штурм3. Викторина4.1 Музыкальная презентация "...
Урок изобразительного искусства 5 класс. Тема урока: «Краски золотой осени»
Тема урока: «Краски золотой осени» Цели и задачи:Совершенствование умения, анализировать объекты изображения (определять форму, цвет)воспитывать чувство прекрасного, умение видеть и п...
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...