« Современные направления в дизайне » Предпрофильный курс в 9 классе
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 9 класс) на тему

Шайсултанова Альфия Габдельсаматовна

Основной задачей предпрофильной подготовки в 9 классе является комплексная работа с учащимися по обоснованному и жизненно важному выбору дальнейшего пути обучения. Современных выпускников школы особенно привлекают профессии, востребованные в области дизайна.

Предложенная программа предполагает знакомство с содержанием и условиями профессиональной деятельности в четырех сферах человеческой деятельности (человек – материальный объект, человек – знаковая система, человек – художественный образ, человек – окружающая среда) с опорой на два вида деятельности (проектирование/моделирование, творчество/ создание образов).   Она дает возможность обучающимся реализовать свои задатки в условиях восприятия дизайнерского искусства, традиций,  и на основе выполнения творческих заданий. Художественное проектирование любого предмета требует умения рисовать, чертить, моделировать из бумаги, картона, лепить из пластилина и глины. Точно также необходимо знание теоретических основ рисунка, цветоведения, композиции, декоративно-прикладного искусства, черчения, лепки, моделирования.

        Программа составлена с учетом современных прогрессивных направлений и технологий. Она поможет обучающимся пополнить «багаж» теоретических знаний, которые можно применить на  практике.  

Тематический план состоит из восьми курсов ( по два курса за одну учебную четверть),  34 ч. за год :

                 1. Дизайн как средство моделирования предметной среды ( 3 час)

 2. Конструирование мебели и обустройство интерьера помещений.  (6 часа.)

3. Дизайн рекламной и имиджевой продукции. (4 часа)

4. Основы фитодизайна.  ( 3 час.)

5. Основы ландшафтного дизайна (2 часа)

6. Основы моделирования одежды  (8 часа)

7. Основы парикмахерского искусства. (4 часа)

8. Компьютерная графика и моделирование. (4 часа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №123 Г. О. САМАРА

«Утверждаю»                                      «Согласовано»                                 Рассмотрено на

Директор МОУ Шк.№123                  Зам. Директора по УВР                  заседании МО

_____________Н.В. Абанина             __________Е.В. Фролова                протокол № 1

«____» ___________2014 г.               «____» ___________2014 г.               «____» ______2014 г.

« Современные направления в дизайне »

Предпрофильный курс в 9 классе

Составлено учителем Изо и технологии первой квалификационной категории

А. Г. Шайсултановой

г. САМАРА 2014 год

Пояснительная записка

   Цели и задачи предпрофильной подготовки

Организация  предпрофильной подготовки является одним  из важных элементов перехода  на профильное образование. Она  выполняет подготовительную функцию и является подсистемой профильного образования.  Предпрофильная подготовка осуществляется в 9 классе общеобразовательной школы.

Актуальность проблемы введения  предпрофильной подготовки.                                              «Реализация идеи профильности старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора - предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности» (Концепция профильного обучения). Проблема выбора профиля является непростым испытанием как для учащихся, так и для их родителей. Многим впервые в жизни предстоит совершить столь серьезный шаг, от которого во многом будет зависеть дальнейшая судьба старшеклассников, в частности - мера их подготовленности к успешной сдаче единых государственных экзаменов и перспективы на продолжение образования после школы.

Основной задачей предпрофильной подготовки в 9 классе является комплексная работа с учащимися по обоснованному и жизненно важному выбору дальнейшего пути обучения. Именно поэтому предпрофильная подготовка является важным компонентом профильного образования.

Цели и задачи предпрофильной подготовки.

Каково содержание целей предпрофильного обучения и чем оно отличается от целей углубленного преподавания предметов и целей профессиональной ориентации?

 Основной целью предпрофильной подготовки учащихся является “выявление интересов, проверка возможностей ученика на основе широкой палитры небольших курсов, охватывающих основные области знания, позволяющие составлять представление о характере профессионального труда людей на основе личного опыта”.                                             «Концепция профильного обучения»                                                                                                 Предпрофильная подготовка должна сформировать у школьников:

  • умение объективно оценивать свои резервы и способности к продолжению образования по различным профилям;
  • умение осознанно осуществлять выбор профиля, соответствующего своим склонностям, индивидуальным особенностями и интересам;
  • готовность нести ответственность за сделанный выбор;
  • высокий уровень учебной мотивации на обучение по избранному профилю, прикладывать усилия для получения качественного образования.

Рабочая программа предпрофиля «Современные направления в дизайне» курс           9 класса (1 час в неделю)

Автор учитель изобразительного искусства Шайсултанова А.Г.

Пояснительная записка.

Современных выпускников школы особенно привлекают профессии, востребованные в области дизайна. Дизайн – термин, обозначающий различные виды проектной деятельности, имеющей целью формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды. В узком смысле дизайн – это художественное конструирование. Деятельность специалистов, работающих в области дизайна, направлена, в частности, на проектирование комфортной для человека предметной среды с учетом правил и закономерностей дизайна.                                                                                                  Предложенная программа предполагает знакомство с содержанием и условиями профессиональной деятельности в четырех сферах человеческой деятельности (человек – материальный объект, человек – знаковая система, человек – художественный образ, человек – окружающая среда) с опорой на два вида деятельности (проектирование/моделирование, творчество/ создание образов).                                                                                                                                                   Данные убедительно показывают, что умение рисовать, возможность реализовать себя и достигать позитивного результата являются главными источниками мотивации к изобразительной деятельности, а их отсутствие — причинами  отказа от изобразительного творчества. Для организации учебной деятельности в 9 классах возможно введение элективного курса с конкретной профориентацией на будущую профессию. Данный курс  направлен на освоение теоретических и практических приемов и опирается на развитие творческих способностей обучающихся. Программа рассчитана на 34 учебных часов по 1 часу в неделю.                                                                                                                                                       Главные задачи данной программы состоят: в воспитание ценностного отношения обучающихся  к окружающему предметному миру; в расширении кругозора своих познаний  о профессии дизайнера интерьера; формирования способности самостоятельного видения предметов и творческий поиск собственного решения заданий.

Полученные учениками знания  и практический опыт работы,  может помочь в выборе профессии или применены при оформлении школьного кабинета, своей комнаты, квартиры и т.д.

Основной целью обучения программа ставит раскрытие творческих способностей детей, формирование у них образного художественного мышления, выработки индивидуальности.

В ходе занятий учащиеся знакомятся с историей дизайна интерьера, развивают логическое, творческое мышление, приобретают опыт правильного использования материала и инструмента. Задания на развитие творческого мышления помогают обучающимся,  окунуться в исследование предметного мира, его осмысление и интерпретацию.

Таким образом, данная программа элективного курса является актуальной, отвечает требованиям современного образования, составлена с учетом потребностей сегодняшнего времени.  Она дает возможность обучающимся реализовать свои задатки в условиях восприятия дизайнерского искусства, традиций,  и на основе выполнения творческих заданий. Художественное проектирование любого предмета требует умения рисовать, чертить, моделировать из бумаги, картона, лепить из пластилина и глины. Точно также необходимо знание теоретических основ рисунка, цветоведения, композиции, декоративно-прикладного искусства, черчения, лепки, моделирования.

        Программа составлена с учетом современных прогрессивных направлений и технологий. Она поможет обучающимся пополнить «багаж» теоретических знаний, которые можно применить на  практике.

         Выполнение проекта интерьера комнаты закрепит  и сформирует необходимые умения и навыки.

Цель данного курса – познакомить учащихся с профессиями, связанными с работой в области дизайна, помочь подросткам выявить склонности и способности к этому виду деятельности, осознано выбрать дальнейший профиль обучения. через обучение творчеству дизайна формировать художественную культуру учащихся, как неотъемлемую часть культуры духовной;

Введение элективного курса в школьную программу решает ряд задач, таких как:

-        воспитание гуманизма – радости созидания обращения к истокам формотворчества;

-      знакомство школьников с дизайном,  как специфической      художественно-творческой конструкторской деятельностью человека;

-        воспитание творческой личности (созидательного человека), привитие умения поиска возможного разнообразными способами, включая метод проб и ошибок, расширение сферы видения, научить движению от замысла (образа) к реализации и от реализации к творчеству;

-        повышение  графической грамотности учащихся, формирование у них технического мышления и пространственных представлений, творческого воображения, художественно-конструкторских способностей.

-         Знакомство с основными объектами труда дизайнера: транспорт, мебель и интерьер, архитектура и организация открытого пространства, текстиль, фитодизайн, рекламная и имиджевая продукция.

-     формирование представлений о возможности применения дизайна и профессиональной деятельности в этой области.                                                                                                                                                -обеспечение ситуации профессиональной пробы через моделирование и конструирование объектов.

В процессе обучения учащиеся могут приобрести умения:

- проектировать и создавать изделия с учетом закономерностей дизайна;

- выполнять в соответствии с технологией выбранные изделия;

- пользоваться инструментами и оборудованием при выполнении практических работ;

- защищать выбранный проект.

Перечисленные умения формируются на основе знаний:

- понятие «дизайн», особенностей композиции, возможности применения дизайна;

- этапы проектирования и создание декоративных изделий.

Предлагаемая программа отвечает следующим требованиям:

- не содержит входные требования к подготовленности учащихся, выходящие за рамки обязательного минимума основной школы;

- содержание программы вводит учащихся в мир современных профессий через знакомство с неким набором широко очерченных социально – профессиональных ролей;

- содержание программы включает в себя ориентировочную (теоретическую) часть, которая дает учащемуся необходимую для освоения практической части информацию и позволяет при необходимости сформировать те знания и начальные умения, которые необходимы при освоении практической части (эта часть содержания программы представлена четырьмя основными формами – урок, тренинг (решающие психологические проблемы), беседа со специалистом, экскурсия. 

- содержание программы включает в себя практикум в выбранной сфере деятельности (эта часть содержания программы представлена тремя основными формами –практикум в модельных условиях (в учебном кабинете); аналитический практикум (сбор и анализ информации о деятельности специалиста на основе прямого наблюдения, анализа продукта деятельности или интервьюирования); деловая игра.

.

Перечень учебно-методического обеспечения:

  1. Оборудование и приборы:

-        ученические столы  и стулья;

-       мультимедийный проектор;

-        компьютер.

  1. Материалы и инструменты:

-        бумага (формат А-4, А-3);

-        графитный карандаш;

-        краски (гуашь, акварель, тушь черная);

-        нож-резак;

-        ножницы;

-        клей ПВА;

-        чертежные принадлежности;

-        цветная бумага, картон.

  1. Методическое обеспечение:

-        таблицы;

-        схемы;

--        журналы;

-        педагогические работы;

-        разработки по темам.

Требования к уровню подготовки учащихся

по данному элективному курсу

Знать:

-        определение дизайна и его роль в жизни человека;

-        правила, приемы и средства композиции;

-        роль цвета в дизайне интерьеров;

-       роль ткани в интерьере;

-        характерные особенности планирования интерьеров и стили.

Уметь:

-        владеть материалами и принадлежностями;

-        моделировать в своем творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в дизайне интерьера;

-        применять правила композиций;

-        самостоятельно проектировать и создавать проекты интерьеров различных комнат;

-        применять знания, умение, навыки на практике при создании проектов.

Тематический план.

Наименование темы

количество часов

Курс 1

Дизайн как средство моделирования предметной среды:   -Композиция, формы, объемы, равновесие. -Основные принципы дизайна изделия, красота и функциональность, целое и элементы. -Основы цветоведения. Роль цвета.  Цветовой круг

3 ч.

Курс 2

Конструирование мебели и обустройство интерьера помещений:

- Создание пространственных композиций.

- Линейная перспектива.

-Выбор стиля интерьера.

-Разработка эскизов дизайнерской мебели  и предметов – для квартиры, определенных помещений с различными функциями.

-Роль ткани в дизайне интерьеров квартиры, определённых помещений.

-Выполнение проекта интерьера квартиры или определенного помещения (перспективного изображения интерьера с введением предметов быта, цвета, ткани и дизайнерских элементов).

6 ч.

Курс 3

Дизайн рекламной и имиджевой продукции:- наружная и внутренняя реклама;- анализ внешней рекламы по алгоритму.

4 ч.

Курс 4

Основы фитодизайна:- Растения и цветовые композиции в интерьере;- Составление фитокомпозиции.

3 ч.

Курс 5

Основы ландшафтного дизайна: - Организация открытого пространства;- Анализ по заданному алгоритму

2 ч.

Курс 6

Основы моделирования одежды:-Дизайн костюма.- Элементы знаковой системы; - Композиционные приемы и средства; - Способы моделирования ; - Упражнения в поиске композиции; - Моделирование – выполнение образцов;

8 ч.

Курс 7

Основы парикмахерского искусства.

-Особенности дизайна прически. Экскурсия в салон красоты

-Создание эскиза фантазийного макияжа.  

-Декоративный маникюр

4ч.

Курс 8

Компьютерная графика и моделирование.

Основные виды компьютерной графики:         

-Растровая

-Векторная

-Знаковое изображение в графическом дизайне (логотип)

- Дизайн книги

4ч.

34 ч.

Содержание занятий.

  1. Дизайн как средство моделирования предметной среды ( 3 час).

Знакомство с понятием дизайн. История зарождения и развития дизайна в России. Композиция, формы, объемы, равновесие. Основные принципы дизайна изделия, красота и функциональность, целое и элементы.Основы цветоведения: основные и дополнительные цвета, контрастные и сближенные цвета, «холодные» и «теплые» цвета, понятие колорита, цветовой ритм, динамика цветового ряда.   Формы работы:

- тренинг по выявлению у учащихся проблем с заниженной самооценкой;

- беседа;

- сопоставление и обсуждение видеобразов;

Практикум: - выполнение зарисовок;

- выполнение практических задач на основе специальных таблиц, схем по цветоведению, образцов работ, выполненных в различных колористических гаммах;

- выполнение упражнения: цветовой композиции холодного или теплого ряда.

Тема 2. Конструирование мебели и обустройство интерьера помещений.  (6 часа.)

Основные виды мебели (трансформирующаяся, специальная, корпусная и т. д.).

Основные средства дизайна интерьера (меблировка, цветовое решение, освещение и их влияние на психофиологическое состояние человека). Роль ткани в дизайне интерьеров квартиры, определённых помещений.

Выбор стиля интерьера.

 Создание пространственных композиций. Линейная перспектива.

Структура и зоны жилого и общественного помещения. Соотношение предметов. Комплектование предметов.

Практикум: Выполнение эскиза меблированной комнаты(перспективного изображения интерьера с введением предметов быта, цвета, ткани и дизайнерских элементов).

3. Дизайн рекламной и имиджевой продукции. (4 часа)

- наружная и внутренняя реклама;

- анализ внешней рекламы по алгоритму.

Наружная и внутренняя реклама, виды рекламных щитов (обычная, с внешней подсветкой, внутренней подсветкой, использование компьютерных технологий, с многофункциональными видами светового оформления). Особенности восприятия рекламы.

Специализированная литература (журналы по дизайну и рекламе, фотоиллюстрации), рекламные плакаты, буклеты и т. д.

Эскизное проектирование: выполнение стилизованного изображения животных и растительных форм по готовому эскизу. Привязка стилизованного (схематического) изображения к шрифтовой композиции.

Экскурсия в рекламное агентство. Наиболее ценным в экскурсии представляется знакомство с условиями работы и рассказ специалиста о своей работе.

Практикум: Анализ внешней рекламы по заданному алгоритму. Выполнение эскиза.

4. Основы фитодизайна.  ( 3 час.)

Растения и цветовые композиции в саду и интерьере.

Выбор растительного материала. Способы продления жизни растительного материала: выбор котейнеров, «обертка» из листьев, упаковка букета, содержащая воду (аквапак), использование ткани.

Инструменты и вспомогательные материалы. Флористическая губка, проволочная сетка, наколка – держатель для цветов. Использование флористической глины и свечей. Аксессуары флористики: мох, камни, галька, рафия.

Форма – объемный образ цветов и декоративной зелени. Три категории формы: линейная, круглая, кустовая. Текстура, цвет, цветовые комбинации, цветовые системы. Принципы дизайна. Равновесие. Типы равновесия: симметричное и асимметричное.

Овальные настольные аранжировки. Полумесяцы. Симметричные и асимметричные треугольники. Вертикальная круговая аранжировка. Наслаивание и террасирование. Манипуляции с листьями. Параллельный стиль. Каскад. Композиции в современном стиле. Аранжировка и ее создание.

Практикум: Составление фитокомпозиции.

5. Основы ландшафтного дизайна (2 часа)

 - организация открытого пространства;

- анализ по заданному алгоритму

Практикум: Выполнение эскиза.

6. Основы моделирования одежды  (8 часа)

-дизайн костюма

- элементы знаковой системы;

- композиционные приемы и средства;

- способы моделирования ;

- упражнения в поиске композиции;

- моделирование – выполнение образцов.

Практикум:        Реставрация одежды, декорирование.

7. Основы парикмахерского искусства. (4 часа)

Особенности дизайна прически        

Создание эскиза фантазийного макияжа.

Декоративный маникюр. 

Практикум: Экскурсия в «Салон красоты»

8. Компьютерная графика и моделирование. (4 часа)

Основные виды компьютерной графики:         растровая ,векторная

Графический дизайн- это промышленная графика(этикетки , упаковка товаров, открытки, конверты) оформительские и шрифтовые работы, разработка графического стиля учреждения, графическая реклама продукции.

Знаковое изображение в графическом дизайне называется «логотип». Отличительной особенностью знакового изображения является обобщенность и условность в изображении природных форм. Знак- это абстрактный  символ.

Особая область графического дизайна - дизайн книги (ее художественное конструирование, заключается в создании конструкции книги в целом).

Внешние элементы  оформления книги. Суперобложка. Обложка. Форзац. Переплет. Авантитул. Титульный лист. Иллюстрации

Иллюстрации выполняет художник, а дизайнер- все остальное. Иллюстрации ,суперобложка, титульный лист и шрифтовые композиции выполняются с помощью компьютерной графики. Компьютерная графика выполняется с помощью программы Adobe Photoshop. Эта программа хорошо вам известна для просмотра и обработки  фотоснимков. Она дает возможность быстро и эффективно работать, благодаря своей универсальности, программа стала основным приложением, предлагающим новые возможности в области компьютерной графики.

Существуют два основных вида компьютерной графики: растровая и векторная.

        Растровая графика помогает создавать цветовые модели, использовать палитры и инструменты выделения (кисти различного диаметра, перо, и другие).

        Векторная графика создает и перемещает слои, работает с трансформацией шрифтов.

 Закрепление материала. Конспектирование. Запись в тетради.

        Типы проектно- графических изображений (набросок, поисковый рисунок , эскизное проектирование в макете).Требования к дизайнерской работе. Практикум:Графический  дизайн (логотипа) .        Графическое моделирование. Макет флакона духов.

Список литературы.

Предпрофильная подготовка учащихся. Г. Б.Голуб, А. В.Великанова, Самара. Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006.

Интерьер. Яновская И., изд. Лабиринт – Пресс, М. 2005.

 Дизайн. Л. М.Холмянский, А. С.Щипанов. – М.: Просвещение, 2006.

О красоте машин и вещей. Г. В.Минервин, В. М.Мунипов. – М.: Просвещение, 2007.

Детская энциклопедия «Я познаю мир» (искусство, архитектура) – М., ООО «Издательство Астрель», 2003, Т.Ю.Кравченко.

Дом.- М., «Прогресс», 1995, Марио Гомболи (В.С.Мухин).

Что нам стоит… и как построить…- №6 2002 г. Иркутск - (региональный журнал о ремонте, строительстве, материалах и услугах)

Ремонт и дизайн квартиры своими руками. (Сер. «Домашняя энциклопедия»).  – Ростов н /Д; «Феникс», Гуль Н.

Ремонт и переустройство жилища. Евроремонт. – М., ООО «Хэлтон», 2000, Сафроненко В.М.

Цветы в саду. – «Нижегородское Книжное Издательство»,2001, Балашов А.И.

(справочное руководство по приусадебному цветоводству).

Домашний салон красоты. – М., «Рипол Классик», 1999, Навдаев П.

Энциклопедия для детей. Искусство. – М., «Аванта», 2003,Майсурян Н.

Наглядный и теоретический материал «ЕШКО» профессиональные курсы по специальности «Дизайн интерьера».

Дом.- М., «Прогресс», 1995, Марио Гомболи (В.С.Мухин).

Что нам стоит… и как построить…- №6 2002 г. Иркутск - (региональный журнал о ремонте, строительстве, материалах и услугах)

Ремонт и дизайн квартиры своими руками. (Сер. «Домашняя энциклопедия»).  – Ростов н /Д; «Феникс», Гуль Н.

Ремонт и переустройство жилища. Евроремонт. – М., ООО «Хэлтон», 2000, Сафроненко В.М.

Цветы в саду. – «Нижегородское Книжное Издательство»,2001, Балашов А.И.

(справочное руководство по приусадебному цветоводству).

Домашний салон красоты. – М., «Рипол Классик», 1999, Навдаев П.

Энциклопедия для детей. Искусство. – М., «Аванта», 2003,Майсурян Н.

 Комнатные растения. Мультимедиа знциклопедия. – М., Медиа Арт, 2008.            Архидом. Каталог интерьеров. Версия СД. – М. Издательский Дом«Равновесие», 2005.

Составлено учителем Изо и технологии первой квалификационной категории А. Г. Шайсултановой МБОУ СОШ № 123 г. о. Самара с использованием:

материалов рабочей программы Дьяконовой С. В., педагога дополнительного образования МОУДО Центр детского творчества «Радуга» г. Нефтегорск. 2006 г.;                          материалы рабочей программы Симоновой Е. Д., Ересеевой А. Н., педагогов дополнительного образования МОУДО детский клуб «Планета» г. Октябрьск. 2007г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предпрофильный курс "Ландшафтный дизайн"

С 2009 года Лицей проводит опытно-экспериментальную работу по организации предпрофильной подготовки, а с 2010- профильного обучения в старшем звене. Основной целью эксперимента по предпрофильному обуч...

предпрофильный курс "Дизайн в интерьере"

Пояснительная записка    Наш дом – это место, куда мы стремимся после работы, учебы, чтобы отдохнуть и заниматься любимым делом. Это место труда и отдыха.Поэтому немаловажное занятие в ...

Рабочая программа по информатике предпрофильный курс 8 класс

Рабочая программа по информатике предпрофильный курс 8 класс "Алгоритмизация и программирование". Внеурочная деятельность...

Программа курса по выбору 8 класс Современные направления в дизайне

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с: Материалы рабочей программы Дьяконовой С. В., педагога дополнительного образования МОУДО Центр детского творчества «Радуга»  г. Нефт...

Программа предпрофильного курса по выбору"Основы дизайна"

Программа "Основы дизайна" разработана для обучающихся 9 классов с целью выбора профиля обучения и профессионального самоопределения...

Рабочая программа предпрофильного курса 9 класса «Функция: просто, сложно, интересно».

Начиная с 7 класса в центре внимания школьной математики находится понятие функции. Однако размеры школьного учебника, количество часов, выделяемых на изучение темы «Функция» в раз­ных классах, не поз...

Физика (предпрофильный курс ) 9 класс

Рабочая программа элективного курса «Решение задач по физике» для 9 класса составлена на основе государственного стандарта общего образования в соответствии с Программой для общеобразовате...