« Современные направления в дизайне » Предпрофильный курс в 9 классе
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 9 класс) на тему
Основной задачей предпрофильной подготовки в 9 классе является комплексная работа с учащимися по обоснованному и жизненно важному выбору дальнейшего пути обучения. Современных выпускников школы особенно привлекают профессии, востребованные в области дизайна.
Предложенная программа предполагает знакомство с содержанием и условиями профессиональной деятельности в четырех сферах человеческой деятельности (человек – материальный объект, человек – знаковая система, человек – художественный образ, человек – окружающая среда) с опорой на два вида деятельности (проектирование/моделирование, творчество/ создание образов). Она дает возможность обучающимся реализовать свои задатки в условиях восприятия дизайнерского искусства, традиций, и на основе выполнения творческих заданий. Художественное проектирование любого предмета требует умения рисовать, чертить, моделировать из бумаги, картона, лепить из пластилина и глины. Точно также необходимо знание теоретических основ рисунка, цветоведения, композиции, декоративно-прикладного искусства, черчения, лепки, моделирования.
Программа составлена с учетом современных прогрессивных направлений и технологий. Она поможет обучающимся пополнить «багаж» теоретических знаний, которые можно применить на практике.
Тематический план состоит из восьми курсов ( по два курса за одну учебную четверть), 34 ч. за год :
1. Дизайн как средство моделирования предметной среды ( 3 час)
2. Конструирование мебели и обустройство интерьера помещений. (6 часа.)
3. Дизайн рекламной и имиджевой продукции. (4 часа)
4. Основы фитодизайна. ( 3 час.)
5. Основы ландшафтного дизайна (2 часа)
6. Основы моделирования одежды (8 часа)
7. Основы парикмахерского искусства. (4 часа)
8. Компьютерная графика и моделирование. (4 часа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Предпрофильный курс « Современные направления в дизайне » | 45.05 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ №123 Г. О. САМАРА
«Утверждаю» «Согласовано» Рассмотрено на
Директор МОУ Шк.№123 Зам. Директора по УВР заседании МО
_____________Н.В. Абанина __________Е.В. Фролова протокол № 1
«____» ___________2014 г. «____» ___________2014 г. «____» ______2014 г.
« Современные направления в дизайне »
Предпрофильный курс в 9 классе
Составлено учителем Изо и технологии первой квалификационной категории
А. Г. Шайсултановой
г. САМАРА 2014 год
Пояснительная записка
Цели и задачи предпрофильной подготовки
Организация предпрофильной подготовки является одним из важных элементов перехода на профильное образование. Она выполняет подготовительную функцию и является подсистемой профильного образования. Предпрофильная подготовка осуществляется в 9 классе общеобразовательной школы.
Актуальность проблемы введения предпрофильной подготовки. «Реализация идеи профильности старшей ступени ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора - предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности» (Концепция профильного обучения). Проблема выбора профиля является непростым испытанием как для учащихся, так и для их родителей. Многим впервые в жизни предстоит совершить столь серьезный шаг, от которого во многом будет зависеть дальнейшая судьба старшеклассников, в частности - мера их подготовленности к успешной сдаче единых государственных экзаменов и перспективы на продолжение образования после школы.
Основной задачей предпрофильной подготовки в 9 классе является комплексная работа с учащимися по обоснованному и жизненно важному выбору дальнейшего пути обучения. Именно поэтому предпрофильная подготовка является важным компонентом профильного образования.
Цели и задачи предпрофильной подготовки.
Каково содержание целей предпрофильного обучения и чем оно отличается от целей углубленного преподавания предметов и целей профессиональной ориентации?
Основной целью предпрофильной подготовки учащихся является “выявление интересов, проверка возможностей ученика на основе широкой палитры небольших курсов, охватывающих основные области знания, позволяющие составлять представление о характере профессионального труда людей на основе личного опыта”. «Концепция профильного обучения» Предпрофильная подготовка должна сформировать у школьников:
- умение объективно оценивать свои резервы и способности к продолжению образования по различным профилям;
- умение осознанно осуществлять выбор профиля, соответствующего своим склонностям, индивидуальным особенностями и интересам;
- готовность нести ответственность за сделанный выбор;
- высокий уровень учебной мотивации на обучение по избранному профилю, прикладывать усилия для получения качественного образования.
Рабочая программа предпрофиля «Современные направления в дизайне» курс 9 класса (1 час в неделю)
Автор учитель изобразительного искусства Шайсултанова А.Г.
Пояснительная записка.
Современных выпускников школы особенно привлекают профессии, востребованные в области дизайна. Дизайн – термин, обозначающий различные виды проектной деятельности, имеющей целью формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды. В узком смысле дизайн – это художественное конструирование. Деятельность специалистов, работающих в области дизайна, направлена, в частности, на проектирование комфортной для человека предметной среды с учетом правил и закономерностей дизайна. Предложенная программа предполагает знакомство с содержанием и условиями профессиональной деятельности в четырех сферах человеческой деятельности (человек – материальный объект, человек – знаковая система, человек – художественный образ, человек – окружающая среда) с опорой на два вида деятельности (проектирование/моделирование, творчество/ создание образов). Данные убедительно показывают, что умение рисовать, возможность реализовать себя и достигать позитивного результата являются главными источниками мотивации к изобразительной деятельности, а их отсутствие — причинами отказа от изобразительного творчества. Для организации учебной деятельности в 9 классах возможно введение элективного курса с конкретной профориентацией на будущую профессию. Данный курс направлен на освоение теоретических и практических приемов и опирается на развитие творческих способностей обучающихся. Программа рассчитана на 34 учебных часов по 1 часу в неделю. Главные задачи данной программы состоят: в воспитание ценностного отношения обучающихся к окружающему предметному миру; в расширении кругозора своих познаний о профессии дизайнера интерьера; формирования способности самостоятельного видения предметов и творческий поиск собственного решения заданий.
Полученные учениками знания и практический опыт работы, может помочь в выборе профессии или применены при оформлении школьного кабинета, своей комнаты, квартиры и т.д.
Основной целью обучения программа ставит раскрытие творческих способностей детей, формирование у них образного художественного мышления, выработки индивидуальности.
В ходе занятий учащиеся знакомятся с историей дизайна интерьера, развивают логическое, творческое мышление, приобретают опыт правильного использования материала и инструмента. Задания на развитие творческого мышления помогают обучающимся, окунуться в исследование предметного мира, его осмысление и интерпретацию.
Таким образом, данная программа элективного курса является актуальной, отвечает требованиям современного образования, составлена с учетом потребностей сегодняшнего времени. Она дает возможность обучающимся реализовать свои задатки в условиях восприятия дизайнерского искусства, традиций, и на основе выполнения творческих заданий. Художественное проектирование любого предмета требует умения рисовать, чертить, моделировать из бумаги, картона, лепить из пластилина и глины. Точно также необходимо знание теоретических основ рисунка, цветоведения, композиции, декоративно-прикладного искусства, черчения, лепки, моделирования.
Программа составлена с учетом современных прогрессивных направлений и технологий. Она поможет обучающимся пополнить «багаж» теоретических знаний, которые можно применить на практике.
Выполнение проекта интерьера комнаты закрепит и сформирует необходимые умения и навыки.
Цель данного курса – познакомить учащихся с профессиями, связанными с работой в области дизайна, помочь подросткам выявить склонности и способности к этому виду деятельности, осознано выбрать дальнейший профиль обучения. через обучение творчеству дизайна формировать художественную культуру учащихся, как неотъемлемую часть культуры духовной;
Введение элективного курса в школьную программу решает ряд задач, таких как:
- воспитание гуманизма – радости созидания обращения к истокам формотворчества;
- знакомство школьников с дизайном, как специфической художественно-творческой конструкторской деятельностью человека;
- воспитание творческой личности (созидательного человека), привитие умения поиска возможного разнообразными способами, включая метод проб и ошибок, расширение сферы видения, научить движению от замысла (образа) к реализации и от реализации к творчеству;
- повышение графической грамотности учащихся, формирование у них технического мышления и пространственных представлений, творческого воображения, художественно-конструкторских способностей.
- Знакомство с основными объектами труда дизайнера: транспорт, мебель и интерьер, архитектура и организация открытого пространства, текстиль, фитодизайн, рекламная и имиджевая продукция.
- формирование представлений о возможности применения дизайна и профессиональной деятельности в этой области. -обеспечение ситуации профессиональной пробы через моделирование и конструирование объектов.
В процессе обучения учащиеся могут приобрести умения:
- проектировать и создавать изделия с учетом закономерностей дизайна;
- выполнять в соответствии с технологией выбранные изделия;
- пользоваться инструментами и оборудованием при выполнении практических работ;
- защищать выбранный проект.
Перечисленные умения формируются на основе знаний:
- понятие «дизайн», особенностей композиции, возможности применения дизайна;
- этапы проектирования и создание декоративных изделий.
Предлагаемая программа отвечает следующим требованиям:
- не содержит входные требования к подготовленности учащихся, выходящие за рамки обязательного минимума основной школы;
- содержание программы вводит учащихся в мир современных профессий через знакомство с неким набором широко очерченных социально – профессиональных ролей;
- содержание программы включает в себя ориентировочную (теоретическую) часть, которая дает учащемуся необходимую для освоения практической части информацию и позволяет при необходимости сформировать те знания и начальные умения, которые необходимы при освоении практической части (эта часть содержания программы представлена четырьмя основными формами – урок, тренинг (решающие психологические проблемы), беседа со специалистом, экскурсия. |
- содержание программы включает в себя практикум в выбранной сфере деятельности (эта часть содержания программы представлена тремя основными формами –практикум в модельных условиях (в учебном кабинете); аналитический практикум (сбор и анализ информации о деятельности специалиста на основе прямого наблюдения, анализа продукта деятельности или интервьюирования); деловая игра.
.
Перечень учебно-методического обеспечения:
- Оборудование и приборы:
- ученические столы и стулья;
- мультимедийный проектор;
- компьютер.
- Материалы и инструменты:
- бумага (формат А-4, А-3);
- графитный карандаш;
- краски (гуашь, акварель, тушь черная);
- нож-резак;
- ножницы;
- клей ПВА;
- чертежные принадлежности;
- цветная бумага, картон.
- Методическое обеспечение:
- таблицы;
- схемы;
-- журналы;
- педагогические работы;
- разработки по темам.
Требования к уровню подготовки учащихся
по данному элективному курсу
Знать:
- определение дизайна и его роль в жизни человека;
- правила, приемы и средства композиции;
- роль цвета в дизайне интерьеров;
- роль ткани в интерьере;
- характерные особенности планирования интерьеров и стили.
Уметь:
- владеть материалами и принадлежностями;
- моделировать в своем творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в дизайне интерьера;
- применять правила композиций;
- самостоятельно проектировать и создавать проекты интерьеров различных комнат;
- применять знания, умение, навыки на практике при создании проектов.
Тематический план.
№ | Наименование темы | количество часов | ||
Курс 1 | Дизайн как средство моделирования предметной среды: -Композиция, формы, объемы, равновесие. -Основные принципы дизайна изделия, красота и функциональность, целое и элементы. -Основы цветоведения. Роль цвета. Цветовой круг | 3 ч. | ||
Курс 2 | Конструирование мебели и обустройство интерьера помещений: - Создание пространственных композиций. - Линейная перспектива. -Выбор стиля интерьера. -Разработка эскизов дизайнерской мебели и предметов – для квартиры, определенных помещений с различными функциями. -Роль ткани в дизайне интерьеров квартиры, определённых помещений. -Выполнение проекта интерьера квартиры или определенного помещения (перспективного изображения интерьера с введением предметов быта, цвета, ткани и дизайнерских элементов). | 6 ч. | ||
Курс 3 | Дизайн рекламной и имиджевой продукции:- наружная и внутренняя реклама;- анализ внешней рекламы по алгоритму. | 4 ч. | ||
Курс 4 | Основы фитодизайна:- Растения и цветовые композиции в интерьере;- Составление фитокомпозиции. | 3 ч. | ||
Курс 5 | Основы ландшафтного дизайна: - Организация открытого пространства;- Анализ по заданному алгоритму | 2 ч. | ||
Курс 6 | Основы моделирования одежды:-Дизайн костюма.- Элементы знаковой системы; - Композиционные приемы и средства; - Способы моделирования ; - Упражнения в поиске композиции; - Моделирование – выполнение образцов; | 8 ч. | ||
Курс 7 | Основы парикмахерского искусства. -Особенности дизайна прически. Экскурсия в салон красоты -Создание эскиза фантазийного макияжа. -Декоративный маникюр | 4ч. | ||
Курс 8 | Компьютерная графика и моделирование. Основные виды компьютерной графики: -Растровая -Векторная -Знаковое изображение в графическом дизайне (логотип) - Дизайн книги | 4ч. | ||
34 ч. |
Содержание занятий.
- Дизайн как средство моделирования предметной среды ( 3 час).
Знакомство с понятием дизайн. История зарождения и развития дизайна в России. Композиция, формы, объемы, равновесие. Основные принципы дизайна изделия, красота и функциональность, целое и элементы.Основы цветоведения: основные и дополнительные цвета, контрастные и сближенные цвета, «холодные» и «теплые» цвета, понятие колорита, цветовой ритм, динамика цветового ряда. Формы работы:
- тренинг по выявлению у учащихся проблем с заниженной самооценкой;
- беседа;
- сопоставление и обсуждение видеобразов;
Практикум: - выполнение зарисовок;
- выполнение практических задач на основе специальных таблиц, схем по цветоведению, образцов работ, выполненных в различных колористических гаммах;
- выполнение упражнения: цветовой композиции холодного или теплого ряда.
Тема 2. Конструирование мебели и обустройство интерьера помещений. (6 часа.)
Основные виды мебели (трансформирующаяся, специальная, корпусная и т. д.).
Основные средства дизайна интерьера (меблировка, цветовое решение, освещение и их влияние на психофиологическое состояние человека). Роль ткани в дизайне интерьеров квартиры, определённых помещений.
Выбор стиля интерьера.
Создание пространственных композиций. Линейная перспектива.
Структура и зоны жилого и общественного помещения. Соотношение предметов. Комплектование предметов.
Практикум: Выполнение эскиза меблированной комнаты(перспективного изображения интерьера с введением предметов быта, цвета, ткани и дизайнерских элементов).
3. Дизайн рекламной и имиджевой продукции. (4 часа)
- наружная и внутренняя реклама;
- анализ внешней рекламы по алгоритму.
Наружная и внутренняя реклама, виды рекламных щитов (обычная, с внешней подсветкой, внутренней подсветкой, использование компьютерных технологий, с многофункциональными видами светового оформления). Особенности восприятия рекламы.
Специализированная литература (журналы по дизайну и рекламе, фотоиллюстрации), рекламные плакаты, буклеты и т. д.
Эскизное проектирование: выполнение стилизованного изображения животных и растительных форм по готовому эскизу. Привязка стилизованного (схематического) изображения к шрифтовой композиции.
Экскурсия в рекламное агентство. Наиболее ценным в экскурсии представляется знакомство с условиями работы и рассказ специалиста о своей работе.
Практикум: Анализ внешней рекламы по заданному алгоритму. Выполнение эскиза.
4. Основы фитодизайна. ( 3 час.)
Растения и цветовые композиции в саду и интерьере.
Выбор растительного материала. Способы продления жизни растительного материала: выбор котейнеров, «обертка» из листьев, упаковка букета, содержащая воду (аквапак), использование ткани.
Инструменты и вспомогательные материалы. Флористическая губка, проволочная сетка, наколка – держатель для цветов. Использование флористической глины и свечей. Аксессуары флористики: мох, камни, галька, рафия.
Форма – объемный образ цветов и декоративной зелени. Три категории формы: линейная, круглая, кустовая. Текстура, цвет, цветовые комбинации, цветовые системы. Принципы дизайна. Равновесие. Типы равновесия: симметричное и асимметричное.
Овальные настольные аранжировки. Полумесяцы. Симметричные и асимметричные треугольники. Вертикальная круговая аранжировка. Наслаивание и террасирование. Манипуляции с листьями. Параллельный стиль. Каскад. Композиции в современном стиле. Аранжировка и ее создание.
Практикум: Составление фитокомпозиции.
5. Основы ландшафтного дизайна (2 часа)
- организация открытого пространства;
- анализ по заданному алгоритму
Практикум: Выполнение эскиза.
6. Основы моделирования одежды (8 часа)
-дизайн костюма
- элементы знаковой системы;
- композиционные приемы и средства;
- способы моделирования ;
- упражнения в поиске композиции;
- моделирование – выполнение образцов.
Практикум: Реставрация одежды, декорирование.
7. Основы парикмахерского искусства. (4 часа)
Особенности дизайна прически
Создание эскиза фантазийного макияжа.
Декоративный маникюр.
Практикум: Экскурсия в «Салон красоты»
8. Компьютерная графика и моделирование. (4 часа)
Основные виды компьютерной графики: растровая ,векторная
Графический дизайн- это промышленная графика(этикетки , упаковка товаров, открытки, конверты) оформительские и шрифтовые работы, разработка графического стиля учреждения, графическая реклама продукции.
Знаковое изображение в графическом дизайне называется «логотип». Отличительной особенностью знакового изображения является обобщенность и условность в изображении природных форм. Знак- это абстрактный символ.
Особая область графического дизайна - дизайн книги (ее художественное конструирование, заключается в создании конструкции книги в целом).
Внешние элементы оформления книги. Суперобложка. Обложка. Форзац. Переплет. Авантитул. Титульный лист. Иллюстрации
Иллюстрации выполняет художник, а дизайнер- все остальное. Иллюстрации ,суперобложка, титульный лист и шрифтовые композиции выполняются с помощью компьютерной графики. Компьютерная графика выполняется с помощью программы Adobe Photoshop. Эта программа хорошо вам известна для просмотра и обработки фотоснимков. Она дает возможность быстро и эффективно работать, благодаря своей универсальности, программа стала основным приложением, предлагающим новые возможности в области компьютерной графики.
Существуют два основных вида компьютерной графики: растровая и векторная.
Растровая графика помогает создавать цветовые модели, использовать палитры и инструменты выделения (кисти различного диаметра, перо, и другие).
Векторная графика создает и перемещает слои, работает с трансформацией шрифтов.
Закрепление материала. Конспектирование. Запись в тетради.
Типы проектно- графических изображений (набросок, поисковый рисунок , эскизное проектирование в макете).Требования к дизайнерской работе. Практикум:Графический дизайн (логотипа) . Графическое моделирование. Макет флакона духов.
Список литературы.
Предпрофильная подготовка учащихся. Г. Б.Голуб, А. В.Великанова, Самара. Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006.
Интерьер. Яновская И., изд. Лабиринт – Пресс, М. 2005.
Дизайн. Л. М.Холмянский, А. С.Щипанов. – М.: Просвещение, 2006.
О красоте машин и вещей. Г. В.Минервин, В. М.Мунипов. – М.: Просвещение, 2007.
Детская энциклопедия «Я познаю мир» (искусство, архитектура) – М., ООО «Издательство Астрель», 2003, Т.Ю.Кравченко.
Дом.- М., «Прогресс», 1995, Марио Гомболи (В.С.Мухин).
Что нам стоит… и как построить…- №6 2002 г. Иркутск - (региональный журнал о ремонте, строительстве, материалах и услугах)
Ремонт и дизайн квартиры своими руками. (Сер. «Домашняя энциклопедия»). – Ростов н /Д; «Феникс», Гуль Н.
Ремонт и переустройство жилища. Евроремонт. – М., ООО «Хэлтон», 2000, Сафроненко В.М.
Цветы в саду. – «Нижегородское Книжное Издательство»,2001, Балашов А.И.
(справочное руководство по приусадебному цветоводству).
Домашний салон красоты. – М., «Рипол Классик», 1999, Навдаев П.
Энциклопедия для детей. Искусство. – М., «Аванта», 2003,Майсурян Н.
Наглядный и теоретический материал «ЕШКО» профессиональные курсы по специальности «Дизайн интерьера».
Дом.- М., «Прогресс», 1995, Марио Гомболи (В.С.Мухин).
Что нам стоит… и как построить…- №6 2002 г. Иркутск - (региональный журнал о ремонте, строительстве, материалах и услугах)
Ремонт и дизайн квартиры своими руками. (Сер. «Домашняя энциклопедия»). – Ростов н /Д; «Феникс», Гуль Н.
Ремонт и переустройство жилища. Евроремонт. – М., ООО «Хэлтон», 2000, Сафроненко В.М.
Цветы в саду. – «Нижегородское Книжное Издательство»,2001, Балашов А.И.
(справочное руководство по приусадебному цветоводству).
Домашний салон красоты. – М., «Рипол Классик», 1999, Навдаев П.
Энциклопедия для детей. Искусство. – М., «Аванта», 2003,Майсурян Н.
Комнатные растения. Мультимедиа знциклопедия. – М., Медиа Арт, 2008. Архидом. Каталог интерьеров. Версия СД. – М. Издательский Дом«Равновесие», 2005.
Составлено учителем Изо и технологии первой квалификационной категории А. Г. Шайсултановой МБОУ СОШ № 123 г. о. Самара с использованием:
материалов рабочей программы Дьяконовой С. В., педагога дополнительного образования МОУДО Центр детского творчества «Радуга» г. Нефтегорск. 2006 г.; материалы рабочей программы Симоновой Е. Д., Ересеевой А. Н., педагогов дополнительного образования МОУДО детский клуб «Планета» г. Октябрьск. 2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Предпрофильный курс "Ландшафтный дизайн"
С 2009 года Лицей проводит опытно-экспериментальную работу по организации предпрофильной подготовки, а с 2010- профильного обучения в старшем звене. Основной целью эксперимента по предпрофильному обуч...
предпрофильный курс "Дизайн в интерьере"
Пояснительная записка Наш дом – это место, куда мы стремимся после работы, учебы, чтобы отдохнуть и заниматься любимым делом. Это место труда и отдыха.Поэтому немаловажное занятие в ...
Рабочая программа по информатике предпрофильный курс 8 класс
Рабочая программа по информатике предпрофильный курс 8 класс "Алгоритмизация и программирование". Внеурочная деятельность...
Программа курса по выбору 8 класс Современные направления в дизайне
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с: Материалы рабочей программы Дьяконовой С. В., педагога дополнительного образования МОУДО Центр детского творчества «Радуга» г. Нефт...
Программа предпрофильного курса по выбору"Основы дизайна"
Программа "Основы дизайна" разработана для обучающихся 9 классов с целью выбора профиля обучения и профессионального самоопределения...
Рабочая программа предпрофильного курса 9 класса «Функция: просто, сложно, интересно».
Начиная с 7 класса в центре внимания школьной математики находится понятие функции. Однако размеры школьного учебника, количество часов, выделяемых на изучение темы «Функция» в разных классах, не поз...
Физика (предпрофильный курс ) 9 класс
Рабочая программа элективного курса «Решение задач по физике» для 9 класса составлена на основе государственного стандарта общего образования в соответствии с Программой для общеобразовате...