Программа курса по выбору 8 класс Современные направления в дизайне
рабочая программа по технологии (8 класс) по теме

Ледяева Елена Юрьевна

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с:

  1.  Материалы рабочей программы Дьяконовой С. В., педагога дополнительного образования МОУДО Центр детского творчества «Радуга»  г. Нефтегорск.
  2. Материалы рабочей программы Симоновой Е.Д., Ересеевой А.Н., педагогов дополнительного образования МОУДО детский клуб «Планета» г. Октябрьск.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovremennye_napravleniya_v_dizayne._8_kl._-_kopiya.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная кадетская школа № 4»

Рабочая программа

курса по выбору

«Современные направления в дизайне»

для

8

классов

на 2014-2015 учебный год

Учитель:

Елена Юрьевна Ледяева

Количество часов в неделю:

1 час

Общее количество часов в год:

35 часов

г. Нефтеюганск 2014 г

Пояснительная записка

     

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с:  

  1.  Материалы рабочей программы Дьяконовой С. В., педагога дополнительного образования МОУДО Центр детского творчества «Радуга»  г. Нефтегорск.
  2. Материалы рабочей программы Симоновой Е.Д., Ересеевой А.Н., педагогов дополнительного образования МОУДО детский клуб «Планета» г. Октябрьск.

Место  курса в учебном плане.

Программа предполагает обучение в объеме 35 часов в 8–х  классах (по 1 часу в неделю).

 Современных выпускников школы особенно привлекают профессии, востребованные в области дизайна. Дизайн – термин, обозначающий различные виды проектной деятельности, имеющей целью формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды. В узком смысле дизайн – это художественное конструирование. Деятельность специалистов, работающих в области дизайна, направлена, в частности, на проектирование комфортной для человека предметной среды с учетом правил и закономерностей дизайна.

   Предложенная программа предполагает знакомство с содержанием и условиями профессиональной деятельности в четырех сферах человеческой деятельности (человек – материальный объект, человек – знаковая система, человек – художественный образ, человек – окружающая среда) с опорой на два вида деятельности (проектирование/моделирование, творчество/ создание образов). 

      Цель данного курса – познакомить учащихся с профессиями, связанными с работой  в области дизайна, помочь подросткам выявить склонности и способности к этому виду деятельности, осознано выбрать дальнейший профиль обучения.

    Данная программа подразумевает выполнение следующих задач:

  1. Знакомство с основными объектами труда дизайнера: транспорт, мебель и интерьер, архитектура и организация открытого пространства, текстиль, фитодизайн, рекламная и имиджевая продукция.
  2. Формирование представлений о возможности применения дизайна и профессиональной деятельности в этой области.
  3. Обеспечение ситуации профессиональной пробы через моделирование и конструирование объектов.

       В процессе обучения учащиеся могут приобрести умения:

              - проектировать и создавать изделия с учетом закономерностей дизайна;

              - выполнять в соответствии с технологией выбранные изделия;

              - пользоваться инструментами и оборудованием при выполнении практических работ;

              - защищать выбранный проект.

      Перечисленные умения формируются на основе знаний:

             - понятие «дизайн», особенностей композиции, возможности применения дизайна;

             - этапы проектирования и создание декоративных изделий.

        Предлагаемая программа отвечает следующим требованиям:

     - не содержит входные требования к подготовленности учащихся, выходящие за рамки обязательного минимума основной школы;

     - содержание программы вводит учащихся в мир современных  профессий через знакомство с неким набором широко очерченных социально – профессиональных ролей;

     - содержание программы включает в себя ориентировочную (теоретическую) часть, которая дает учащемуся необходимую для освоения практической части информацию и позволяет при необходимости сформировать те знания и начальные умения, которые необходимы при освоении практической части (эта часть содержания программы представлена четырьмя основными формами – урок, тренинг (решающие психологические проблемы), беседа со специалистом, экскурсия. Причем экскурсия является обязательным элементом программы);

Экскурсия

Место

Наблюдение за…

Рассказ о…

Формализованное общение с…..

     - содержание программы включает в себя практикум в выбранной сфере деятельности (эта часть содержания программы представлена тремя основными формами – практикум в модельных условиях (в учебном кабинете); аналитический практикум (сбор и анализ информации о деятельности специалиста на основе прямого наблюдения, анализа продукта деятельности или интервьюирования); деловая игра. 

Практика

Место

Выполнение…

Под руководством…

Получение обратной связи учеником в форме…

    Работа по данной программе, рассчитана на 35  часов.

    Более глубокому усвоению содержания программы, развитию творческой активности будет способствовать участие в ежегодной городской выставке детских творческих работ. Что и будет являться итогом реализации образовательной программы.

Планирование занятий на учебный год с целью прохождения программы в полном объеме осуществляется, в том числе за счет внеурочной деятельности.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Тема

Количество учебных часов

В том числе

Теория

Практика

1.

Дизайн как средство моделирования предметной среды.

3

2

1

2.

Мебель и интерьер.

4

2

2

3.

Транспортный дизайн.

4

2

2

4.

Организация открытого пространства.

4

2

2

5.

Дизайн костюма.

12

2

10

6.

Фитодизайн.

4

2

2

7.

Дизайн рекламной и имиджевой продукции.

4

2

2

Итого:

35

14

21

Содержание занятий.

Тема 1. Дизайн как средство моделирования предметной среды (3 часа).

   Композиция, формы, объемы, равновесие.

  Основные принципы дизайна изделия, красота и функциональность, целое и элементы.

  Основы цветоведения: основные и дополнительные цвета, контрастные и сближенные цвета, «холодные» и «теплые» цвета, понятие колорита, цветовой ритм, динамика цветового ряда.

  Формы работы:

- тренинг по выявлению у учащихся проблем с заниженной самооценкой;

- беседа;

- сопоставление и обсуждение видеобразов;

- выполнение зарисовок;

- выполнение практических задач на основе специальных таблиц, схем по цветоведению, образцов работ, выполненных в различных колористических гаммах;

- выполнение упражнения: цветовой композиции холодного или теплого ряда.

Тема 2. Мебель и интерьер (4 часа).

   Основные виды мебели (трансформирующаяся, специальная, корпусная и т. д.).

   Основные средства дизайна интерьера (меблировка, цветовое решение, освещение и их влияние на психофиологическое состояние человека).

   Структура и зоны жилого и общественного помещения. Соотношение предметов.     Комплектование предметов.

    Практикум:

  1. Выполнение эскиза меблированной комнаты.

Тема 3. Транспортный дизайн (4 часа).

   Современные направления в дизайне автомобиля, дизайн модели и индивидуальный дизайн.

   Экскурсия в тюнинговый автоцентр (или беседа со специалистом).

   Практикум:

   1. Обоснование функциональности отдельных элементов дизайна автомобиля (на основе технических журналов и сайтов, интервьюирование и других способов сбора информации).

Тема 4. Организация открытого пространства (4 часа).

   Потребности населения  и функциональное назначение пространства (место отдыха для взрослых, малышей, школьников и т. д.).

   Зонирование пространства (дорожки, каналы, садовые скамейки, ручейки, декоративные водоемы, фонтаны, декоративные лужайки и т. д.).

   Основные факторы, влияющие на решение в области ландшафтного дизайна. Муниципальная служба благоустройства и агентства ландшафтной архитектуры.

Практикум:

   1. Анализ по заданному алгоритму дизайнерского решения пространства в пределах населенного пункта.

Тема 5. Дизайн костюма (12 часов).

   Элементы знаковой системы костюма: цвет (ахроматические и хроматические), цветового круга; цветовой тон, насыщенность; колорит; форма и силуэт (прямой, трапециевидный, прилегающий, полуприлегающий, Х -0 образный, О – образный, силуэт – песочные часы); пластика (прямые, горизонтальные, кривые линии, спирали); фактура поверхности текстильных материалов (гладкие, скользкие, зернистые, шероховатые, рельефные); декор и приемы декорирования (крашение, набойка, батик, вышивка).

   Композиционные приемы и средства: пропорция (простая и иррациональная, принцип «золото сечения»); масштабность; рядовая и осевая метрика; виды ритмики, равновесие, симметрия, асимметрия, контраст и нюанс, статика и динамика.

   Способы моделирования от лоскута ткани; моделирования с помощью прямого кроя; моделирование на основе криволинейного кроя; моделирование посредством разверток.

   Средства и приемы эскизирования: фор-эскизов (предварительных), рабочих эскизов и творческих эскизов.

Экскурсия в ателье. Наблюдение и анализ действий работника сферы обслуживания (швеи, технолога, художника модельера).

Практикум:

   1. Упражнения на поиск композиции с применением приемов и средств композиции (асимметрия, симметрия, статика и динамика).

   2. Моделирование: выполнение образцов.

   3. Выполнение эскизов.

Деловая игра:

   Разработка проекта коллекции одежды: определение названия, направления стиля, объема, технологии выполнения, способов продвижения на рынок (слоган, реклама и т. д.). 

Тема 6.  Фитодизайн (4 час).

   Растения и цветовые композиции в саду и интерьере.

   Выбор растительного материала. Способы продления жизни растительного материала: выбор котейнеров, «обертка» из листьев, упаковка букета, содержащая воду (аквапак), использование ткани.

   Инструменты и вспомогательные материалы. Флористическая губка, проволочная сетка, наколка – держатель для цветов. Использование флористической глины и свечей.  Аксессуары флористики: мох, камни, галька, рафия.

   Форма – объемный образ цветов и декоративной зелени. Три категории формы: линейная, круглая, кустовая. Текстура, цвет, цветовые комбинации, цветовые системы. Принципы дизайна. Равновесие. Типы равновесия: симметричное и асимметричное.

Овальные настольные аранжировки. Полумесяцы. Симметричные и асимметричные треугольники. Вертикальная круговая аранжировка. Наслаивание и террасирование. Манипуляции с листьями. Параллельный стиль. Каскад. Композиции в современном стиле. Аранжировка и ее создание.

Практикум:

      1. Составление фитокомпозиции.

Тема 7. Дизайн рекламной и имиджевой продукции (4 часа).

   Наружная и внутренняя реклама, виды рекламных щитов (обычная, с внешней подсветкой, внутренней подсветкой, использование компьютерных технологий, с многофункциональными видами светового оформления). Особенности восприятия рекламы.

   Специализированная литература (журналы по дизайну и рекламе, фотоиллюстрации), рекламные плакаты, буклеты и т. д.

   Эскизное проектирование: выполнение стилизованного изображения животных и растительных форм по готовому эскизу. Привязка стилизованного (схематического) изображения к шрифтовой композиции.

Экскурсия в рекламное агентство. Наиболее ценным в экскурсии представляется знакомство с условиями работы и рассказ специалиста о своей работе.

Практикум:

   1. Анализ внешней рекламы по заданному алгоритму.

Список литературы для учителя.

  1. Предпрофильная подготовка учащихся. Г.Б.Голуб, А.В.Великанова, Самара. Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2010.
  2. Интерьер. Яновская И., изд. Лабиринт – Пресс, М. 2012.
  3. Дизайн. Л.М.Холмянский, А.С.Щипанов. – М.: Просвещение, 2012.
  4. О красоте машин и вещей. Г.В.Минервин, В.М.Мунипов. – М.: Просвещение, 2010.

Список литературы для учащихся.

    1. Комнатные растения. Мультимедиа знциклопедия. – М., Медиа Арт, 2010

    2. Архидом. Каталог интерьеров. Версия СД. – М. Издательский Дом

       «Равновесие»,  2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа курса по выбору "Компьютерная графика в дизайне интерьера ванной комнаты"

Рабочая программа является модернизированной в связи  сокращением количества часов. Сокращение часов стало возможным благодаря объединению теми самостоятельному изучению учащихся. Практичес...

Разработка открытого урока в 5 классе по математике. Разработка программы курса по выбору в 7-8 классе по математике.

1.Разработка открытого урока в 5 классе по математике по теме "Джунгли зовут!" Открытый урок по теме "Все действия с натуральными числами."  2. Разработка программы по выбору в 7-8 классе по теме...

Программа курса по выбору для 9-х классов "Архитектура и дизайн"

Данная образовательная программа «Архитектура и дизайн» художественно-эстетической направленности создана для решения проблемы воспитания через приобщение детей к ...

« Современные направления в дизайне » Предпрофильный курс в 9 классе

Основной задачей предпрофильной подготовки в 9 классе является комплексная работа с учащимися по обоснованному и жизненно важному выбору дальнейшего пути обучения. Современных выпускников школы о...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ СВПО (Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования) на 2015-2016 учебный год 9 КЛАСС

Для реализации программы используется следующий учебно-методический комплект:1. С.Н Чистякова, Н.Ф.Родичев, Е.О.Черкашин Слагаемые выбора профиля обучения и траектории    дальнейшего об...

Рабочая программа курса по выбору Процентные вычисления в современной жизни для 9-го класса (2017-2018)

Рабочая программа курса по выбору Процентные вычисления в современной жизни для 9-го класса (2017-2018)...

Программа курса по выбору «Решение пунктуационных задач» для учащихся 10-11 классов (Модифицированная программа)

Свободное владение родным русским языком – надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде, в творческой  деятельности. Для реализации этой цели необходимо поднять преподавание...