Программа курса по выбору 8 класс Современные направления в дизайне
рабочая программа по технологии (8 класс) по теме
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с:
- Материалы рабочей программы Дьяконовой С. В., педагога дополнительного образования МОУДО Центр детского творчества «Радуга» г. Нефтегорск.
- Материалы рабочей программы Симоновой Е.Д., Ересеевой А.Н., педагогов дополнительного образования МОУДО детский клуб «Планета» г. Октябрьск.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_napravleniya_v_dizayne._8_kl._-_kopiya.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение | ||||
«Средняя общеобразовательная кадетская школа № 4» | ||||
Рабочая программа | ||||
курса по выбору «Современные направления в дизайне» | ||||
для | 8 | классов | ||
на 2014-2015 учебный год | ||||
Учитель: | Елена Юрьевна Ледяева | |||
Количество часов в неделю: | 1 час | |||
Общее количество часов в год: | 35 часов | |||
г. Нефтеюганск 2014 г |
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с:
- Материалы рабочей программы Дьяконовой С. В., педагога дополнительного образования МОУДО Центр детского творчества «Радуга» г. Нефтегорск.
- Материалы рабочей программы Симоновой Е.Д., Ересеевой А.Н., педагогов дополнительного образования МОУДО детский клуб «Планета» г. Октябрьск.
Место курса в учебном плане.
Программа предполагает обучение в объеме 35 часов в 8–х классах (по 1 часу в неделю).
Современных выпускников школы особенно привлекают профессии, востребованные в области дизайна. Дизайн – термин, обозначающий различные виды проектной деятельности, имеющей целью формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды. В узком смысле дизайн – это художественное конструирование. Деятельность специалистов, работающих в области дизайна, направлена, в частности, на проектирование комфортной для человека предметной среды с учетом правил и закономерностей дизайна.
Предложенная программа предполагает знакомство с содержанием и условиями профессиональной деятельности в четырех сферах человеческой деятельности (человек – материальный объект, человек – знаковая система, человек – художественный образ, человек – окружающая среда) с опорой на два вида деятельности (проектирование/моделирование, творчество/ создание образов).
Цель данного курса – познакомить учащихся с профессиями, связанными с работой в области дизайна, помочь подросткам выявить склонности и способности к этому виду деятельности, осознано выбрать дальнейший профиль обучения.
Данная программа подразумевает выполнение следующих задач:
- Знакомство с основными объектами труда дизайнера: транспорт, мебель и интерьер, архитектура и организация открытого пространства, текстиль, фитодизайн, рекламная и имиджевая продукция.
- Формирование представлений о возможности применения дизайна и профессиональной деятельности в этой области.
- Обеспечение ситуации профессиональной пробы через моделирование и конструирование объектов.
В процессе обучения учащиеся могут приобрести умения:
- проектировать и создавать изделия с учетом закономерностей дизайна;
- выполнять в соответствии с технологией выбранные изделия;
- пользоваться инструментами и оборудованием при выполнении практических работ;
- защищать выбранный проект.
Перечисленные умения формируются на основе знаний:
- понятие «дизайн», особенностей композиции, возможности применения дизайна;
- этапы проектирования и создание декоративных изделий.
Предлагаемая программа отвечает следующим требованиям:
- не содержит входные требования к подготовленности учащихся, выходящие за рамки обязательного минимума основной школы;
- содержание программы вводит учащихся в мир современных профессий через знакомство с неким набором широко очерченных социально – профессиональных ролей;
- содержание программы включает в себя ориентировочную (теоретическую) часть, которая дает учащемуся необходимую для освоения практической части информацию и позволяет при необходимости сформировать те знания и начальные умения, которые необходимы при освоении практической части (эта часть содержания программы представлена четырьмя основными формами – урок, тренинг (решающие психологические проблемы), беседа со специалистом, экскурсия. Причем экскурсия является обязательным элементом программы);
Экскурсия | Место | Наблюдение за… | Рассказ о… | Формализованное общение с….. |
- содержание программы включает в себя практикум в выбранной сфере деятельности (эта часть содержания программы представлена тремя основными формами – практикум в модельных условиях (в учебном кабинете); аналитический практикум (сбор и анализ информации о деятельности специалиста на основе прямого наблюдения, анализа продукта деятельности или интервьюирования); деловая игра.
Практика | Место | Выполнение… | Под руководством… | Получение обратной связи учеником в форме… |
Работа по данной программе, рассчитана на 35 часов.
Более глубокому усвоению содержания программы, развитию творческой активности будет способствовать участие в ежегодной городской выставке детских творческих работ. Что и будет являться итогом реализации образовательной программы.
Планирование занятий на учебный год с целью прохождения программы в полном объеме осуществляется, в том числе за счет внеурочной деятельности.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ | Тема | Количество учебных часов | В том числе | |
Теория | Практика | |||
1. | Дизайн как средство моделирования предметной среды. | 3 | 2 | 1 |
2. | Мебель и интерьер. | 4 | 2 | 2 |
3. | Транспортный дизайн. | 4 | 2 | 2 |
4. | Организация открытого пространства. | 4 | 2 | 2 |
5. | Дизайн костюма. | 12 | 2 | 10 |
6. | Фитодизайн. | 4 | 2 | 2 |
7. | Дизайн рекламной и имиджевой продукции. | 4 | 2 | 2 |
Итого: | 35 | 14 | 21 |
Содержание занятий.
Тема 1. Дизайн как средство моделирования предметной среды (3 часа).
Композиция, формы, объемы, равновесие.
Основные принципы дизайна изделия, красота и функциональность, целое и элементы.
Основы цветоведения: основные и дополнительные цвета, контрастные и сближенные цвета, «холодные» и «теплые» цвета, понятие колорита, цветовой ритм, динамика цветового ряда.
Формы работы:
- тренинг по выявлению у учащихся проблем с заниженной самооценкой;
- беседа;
- сопоставление и обсуждение видеобразов;
- выполнение зарисовок;
- выполнение практических задач на основе специальных таблиц, схем по цветоведению, образцов работ, выполненных в различных колористических гаммах;
- выполнение упражнения: цветовой композиции холодного или теплого ряда.
Тема 2. Мебель и интерьер (4 часа).
Основные виды мебели (трансформирующаяся, специальная, корпусная и т. д.).
Основные средства дизайна интерьера (меблировка, цветовое решение, освещение и их влияние на психофиологическое состояние человека).
Структура и зоны жилого и общественного помещения. Соотношение предметов. Комплектование предметов.
Практикум:
- Выполнение эскиза меблированной комнаты.
Тема 3. Транспортный дизайн (4 часа).
Современные направления в дизайне автомобиля, дизайн модели и индивидуальный дизайн.
Экскурсия в тюнинговый автоцентр (или беседа со специалистом).
Практикум:
1. Обоснование функциональности отдельных элементов дизайна автомобиля (на основе технических журналов и сайтов, интервьюирование и других способов сбора информации).
Тема 4. Организация открытого пространства (4 часа).
Потребности населения и функциональное назначение пространства (место отдыха для взрослых, малышей, школьников и т. д.).
Зонирование пространства (дорожки, каналы, садовые скамейки, ручейки, декоративные водоемы, фонтаны, декоративные лужайки и т. д.).
Основные факторы, влияющие на решение в области ландшафтного дизайна. Муниципальная служба благоустройства и агентства ландшафтной архитектуры.
Практикум:
1. Анализ по заданному алгоритму дизайнерского решения пространства в пределах населенного пункта.
Тема 5. Дизайн костюма (12 часов).
Элементы знаковой системы костюма: цвет (ахроматические и хроматические), цветового круга; цветовой тон, насыщенность; колорит; форма и силуэт (прямой, трапециевидный, прилегающий, полуприлегающий, Х -0 образный, О – образный, силуэт – песочные часы); пластика (прямые, горизонтальные, кривые линии, спирали); фактура поверхности текстильных материалов (гладкие, скользкие, зернистые, шероховатые, рельефные); декор и приемы декорирования (крашение, набойка, батик, вышивка).
Композиционные приемы и средства: пропорция (простая и иррациональная, принцип «золото сечения»); масштабность; рядовая и осевая метрика; виды ритмики, равновесие, симметрия, асимметрия, контраст и нюанс, статика и динамика.
Способы моделирования от лоскута ткани; моделирования с помощью прямого кроя; моделирование на основе криволинейного кроя; моделирование посредством разверток.
Средства и приемы эскизирования: фор-эскизов (предварительных), рабочих эскизов и творческих эскизов.
Экскурсия в ателье. Наблюдение и анализ действий работника сферы обслуживания (швеи, технолога, художника модельера).
Практикум:
1. Упражнения на поиск композиции с применением приемов и средств композиции (асимметрия, симметрия, статика и динамика).
2. Моделирование: выполнение образцов.
3. Выполнение эскизов.
Деловая игра:
Разработка проекта коллекции одежды: определение названия, направления стиля, объема, технологии выполнения, способов продвижения на рынок (слоган, реклама и т. д.).
Тема 6. Фитодизайн (4 час).
Растения и цветовые композиции в саду и интерьере.
Выбор растительного материала. Способы продления жизни растительного материала: выбор котейнеров, «обертка» из листьев, упаковка букета, содержащая воду (аквапак), использование ткани.
Инструменты и вспомогательные материалы. Флористическая губка, проволочная сетка, наколка – держатель для цветов. Использование флористической глины и свечей. Аксессуары флористики: мох, камни, галька, рафия.
Форма – объемный образ цветов и декоративной зелени. Три категории формы: линейная, круглая, кустовая. Текстура, цвет, цветовые комбинации, цветовые системы. Принципы дизайна. Равновесие. Типы равновесия: симметричное и асимметричное.
Овальные настольные аранжировки. Полумесяцы. Симметричные и асимметричные треугольники. Вертикальная круговая аранжировка. Наслаивание и террасирование. Манипуляции с листьями. Параллельный стиль. Каскад. Композиции в современном стиле. Аранжировка и ее создание.
Практикум:
1. Составление фитокомпозиции.
Тема 7. Дизайн рекламной и имиджевой продукции (4 часа).
Наружная и внутренняя реклама, виды рекламных щитов (обычная, с внешней подсветкой, внутренней подсветкой, использование компьютерных технологий, с многофункциональными видами светового оформления). Особенности восприятия рекламы.
Специализированная литература (журналы по дизайну и рекламе, фотоиллюстрации), рекламные плакаты, буклеты и т. д.
Эскизное проектирование: выполнение стилизованного изображения животных и растительных форм по готовому эскизу. Привязка стилизованного (схематического) изображения к шрифтовой композиции.
Экскурсия в рекламное агентство. Наиболее ценным в экскурсии представляется знакомство с условиями работы и рассказ специалиста о своей работе.
Практикум:
1. Анализ внешней рекламы по заданному алгоритму.
Список литературы для учителя.
- Предпрофильная подготовка учащихся. Г.Б.Голуб, А.В.Великанова, Самара. Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2010.
- Интерьер. Яновская И., изд. Лабиринт – Пресс, М. 2012.
- Дизайн. Л.М.Холмянский, А.С.Щипанов. – М.: Просвещение, 2012.
- О красоте машин и вещей. Г.В.Минервин, В.М.Мунипов. – М.: Просвещение, 2010.
Список литературы для учащихся.
1. Комнатные растения. Мультимедиа знциклопедия. – М., Медиа Арт, 2010
2. Архидом. Каталог интерьеров. Версия СД. – М. Издательский Дом
«Равновесие», 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа курса по выбору "Компьютерная графика в дизайне интерьера ванной комнаты"
Рабочая программа является модернизированной в связи сокращением количества часов. Сокращение часов стало возможным благодаря объединению теми самостоятельному изучению учащихся. Практичес...
Разработка открытого урока в 5 классе по математике. Разработка программы курса по выбору в 7-8 классе по математике.
1.Разработка открытого урока в 5 классе по математике по теме "Джунгли зовут!" Открытый урок по теме "Все действия с натуральными числами." 2. Разработка программы по выбору в 7-8 классе по теме...
Программа курса по выбору для 9-х классов "Архитектура и дизайн"
Данная образовательная программа «Архитектура и дизайн» художественно-эстетической направленности создана для решения проблемы воспитания через приобщение детей к ...
« Современные направления в дизайне » Предпрофильный курс в 9 классе
Основной задачей предпрофильной подготовки в 9 классе является комплексная работа с учащимися по обоснованному и жизненно важному выбору дальнейшего пути обучения. Современных выпускников школы о...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ПО ВЫБОРУ СВПО (Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования) на 2015-2016 учебный год 9 КЛАСС
Для реализации программы используется следующий учебно-методический комплект:1. С.Н Чистякова, Н.Ф.Родичев, Е.О.Черкашин Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего об...
Рабочая программа курса по выбору Процентные вычисления в современной жизни для 9-го класса (2017-2018)
Рабочая программа курса по выбору Процентные вычисления в современной жизни для 9-го класса (2017-2018)...
Программа курса по выбору «Решение пунктуационных задач» для учащихся 10-11 классов (Модифицированная программа)
Свободное владение родным русским языком – надежная основа каждого русского человека в его жизни, труде, в творческой деятельности. Для реализации этой цели необходимо поднять преподавание...