Рабочая программа по информатике предпрофильный курс 8 класс
рабочая программа по информатике и икт (8 класс) на тему

Беляева Ирина Владимировна

Рабочая программа по информатике предпрофильный курс 8 класс "Алгоритмизация и программирование". Внеурочная деятельность

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ Судиславская основная общеобразовательная школа

Судиславского муниципального района

Костромской области

«Рассмотрена»

Руководитель ШМО

_____________/____________/

ФИО

Протокол № ___

от «__»__________20__г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МОУ Судиславская ООШ

_____________/

ФИО

 «__»____________20___г.

«Утверждаю»

Директор

МОУ Судиславская ООШ

_____________/.

ФИО

Приказ № ___

от «__»__________20__г.

Программа

предпрофильного курса по информатике

«Алгоритмизация и программирование»

8 класс

Беляевой Ирины Владимировны

учителя высшей категории

2013 – 2014  учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:

Характерной чертой развития общества на протяжении последних десятилетий является его все более расширяющаяся информатизация. Отражением и следствием этой тенденции явилась потребность в подготовке подрастающего поколения к вступлению в информатизированное общество, любая профессиональная деятельность в котором,  будет связана с информатикой и информационными технологиями. Умение представлять информацию в виде, удобном для восприятия и использования другими людьми, — одно из условий социальной компетентности ученика.

Основная функция курсов по выбору в системе предпрофильной подготовки по информатике – выявление средствами предмета информатики нравственности личности, ее профессиональных интересов. Для того, чтобы у учащихся была реальная возможность выбора, число таких курсов должно быть значительным, а содержание – не дублировать базовый курс. Его необходимо дополнить элементами, которые могут быть использованы для подготовки школьников к выбору профиля обучения. С этой точки зрения большое значение приобретают курсы, расширяющие базовый курс информатики, дающие возможность познакомиться учащимся с интересными нестандартными вопросами.

Изучение основ программирования связано с развитием целого ряда таких умений и навыков, которые носят общеинтеллектуальный характер и формирование которых – одна из приоритетных задач современной школы. Изучение программирования развивает мышление школьников, способствует формированию у них многих приемов умственной деятельности. Здесь роль информатики сродни роли математики в школьном образовании. Поэтому не использовать действительно большие возможности программирования для развития мышления школьников, формирования многих общеучебных, общеинтеллектуальных умений и навыков было бы, наверное, неправильно.

Изучая программирование на Паскале, учащиеся прочнее усваивают основы алгоритмизации, приобщаются к алгоритмической культуре, познают азы профессии программиста.

Место курса в системе предпрофильной подготовки.

Курс ориентирован на предпрофильную подготовку учащихся по информатике. Он расширяет базовый курс по информатике и информационным технологиям, является практико- и предметно-ориентированным и дает учащимся возможность познакомиться с интересными, нестандартными вопросами информатики, с весьма распространенными методами обработки изображений, проверить способности к информатике.

Вопросы, рассматриваемые в курсе, выходят за рамки обязательного содержания. Вместе с тем, они тесно примыкают к основному курсу. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важнейших знаний и умений в области информатики, предусмотренных школьной программой, поможет оценить свои возможности по информатике и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.

 Программа позволяет получить необходимые знания по основам  программирования на языке Турбо – Паскаль, рассчитана на 17 часов.

Программа построена на принципах:

Доступности – при изложении материала учитываются возрастные особенности детей, один и тот же материал по разному преподаётся, в зависимости от возраста и субъективного опыта детей. Материал располагается от простого к сложному. При необходимости допускается повторение части материала через некоторое время.

Наглядности – человек получает через органы зрения почти в 5 раз больше информации, чем через слух, поэтому на занятиях используются как наглядные материалы, так и обучающие программы.

Сознательности и активности – для активизации деятельности детей используются такие формы обучения, как занятия-игры, конкурсы, совместные обсуждения поставленных вопросов и дни свободного творчества.

Цель курса - приобретение учащимися базового набора знаний, умений и навыков по программированию. Особое внимание уделяется развитию алгоритмического стиля мышления учащихся.

Задачи курса:

Учащиеся должны знать:

  • алгоритмические конструкции, исполнители;
  • основы программирования на одном из языков программирования;
  • общую структуру языка программирования, его синтаксис;
  • правила определения типа переменной и ее описания;
  • правила записи операторов языка, порядок выполнения операций, стандартные и пользовательские функции, записи и выполнения арифметических и логических функций;

Учащиеся должны уметь:

  • правильно записывать символы и ключевые слова языка программирования;
  • записывать числовые и логические константы, задавать и описывать переменные;
  • описывать тип и размерность массивов;
  • составлять математическую модель, алгоритм и программу для решения простых задач;
  • понимать листинг, корректировать программу;
  • выводить результаты на дисплей или записывать в файл.

Учебно-тематический план

Содержание

Количество часов

Вид деятельности

1.

Введение в курс программирования

5 ч

Лекция, беседа, компьютерный практикум

2.

Основы алгоритмизации и программирования

6 ч

Лекция, компьютерный практикум, решение задач

3.

Разработка разветвляющихся и циклических программ

6 ч

Лекция, компьютерный практикум, решение задач

Тематическое планирование занятий

 №

                                       Тема

Кол-во часов

Теор.

Практ.

1

Введение в курс программирования

Организационное занятие. Техника безопасности        

Введение в программирование. Алгоритмы

Инструменты программирования

Программные библиотеки. Машинный код

Шестнадцатеричный код. Языки программирования

Языки компилируемые и интерпретируемые

Константы. Переменные. Данные. Оператор

2

Основы алгоритмизации и программирования

6 ч

Алгоритмы и решение задач:

Алгоритм, его свойства и формы записи, основные символы блок-схем алгоритмов, базовые алгоритмические структуры

1 ч

1 ч

-

Разработка блок-схем алгоритмов:

линейной структуры

разветвленной структуры

циклической структуры

1 ч

1 ч

-

Описание алгоритмического языка программирования:

- алфавит языка программирования

- Типы данных и конструкции языка программирования, структура программы

2 ч

Разработка простых программ:

- Порядок записи арифметических выражений и организация ввода-вывода данных

- Программирование арифметических выражений с вводом и выводом информации

2 ч

-

2 ч

3

Разработка разветвляющихся и циклических программ

6 ч

Использование структурированных операторов в программах:

- Организация ветвлений с помощью условных операторов и операторов выбора, организация программ циклической структуры

1 ч

1 ч

-

Разработка программ с разветвляющейся структурой:

- Программирование с использованием условных операторов

- Программирование с использованием операторов выбора

2 ч

2 ч

Разработка программ циклической структуры:

- Программирование циклов с известным числом повторений

- Программирование циклов с предусловием, с постусловием

2 ч

2 ч

Разработка программы с использованием массивов:

- Организация доступа к элементам массива

- Программирование задач с использованием одномерных массивов

1 ч

1 ч

ИТОГО:

17ч

Ожидаемые результаты:

Занятия предпрофильного курса должны способствовать:

  • Развитию мышления и волевых качеств у учащихся.
  • Развитию положительной мотивации и повышению интереса к предмету.
  • Активному  участию в олимпиадах и конкурсах.
  • Правильному выбору будущей профессии.

Материально-техническое обеспечение  программы:

  1. Компьютер.
  2. Мультимедийный проектор.
  3. Комплект презентаций программированию.
  4. Программное обеспечение : Программа Turbo Pascal 7.1, Pascal ABC.
  5. Медиатека  учителя.

Рекомендуемая литература:

1.Культин Н.Б. Программирование в Turbo Pascal 7.0 и Delphi. СПб.:БХВ - Санкт-Петербург, 1998.

2.Информатика.Задачник-практикум: В 2 т./ Под ред. И.Г. Семакина: Т.1. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2002.  

3.Сухарев М. Turbo Pascal 7.0, теория и практика программирования. – СПб: Наука и техника, 2003. – 576 стр.: ил.

4.Окулов С.М. Основы программирования. – М.: Юнимедиастайл, 2002. – 424с.: ил.

5.Турбо-Паскаль в примерах: Кн. для учащихся 10 11 кл. / А.Б. Николаев, Л.А. Акатнова, С.В. Алексахин и др. – М.: Просвещение, 2002. – 111 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике (2 курс СПО)

Программа учебной дисциплины предназначена для изучения информатики в учреждениях среднего профессионального образования, при подготовке специалистов среднего звена.Программа является частью при...

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Рабочая программа по информатике для 10 класса (профильный курс - 2ч в неделю)

Рабочая программа для 10 класса (2ч в неделю) составлена на основании программы профильного курса Н.Д. Угриновича. В программе пропорционально уменьшено количество часов по разделам с учетом тематики ...

Рабочая программа по информатике элективный курс

Рабочая программа по элективному курсу «Создаем школьный сайт в Интернете»составлена на основе примерной программы общеобразовательных учреждений Информатика и ИКТ, 5-9 классы под редакцией М. Н...

Рабочая программа по информатике к курсу И.Г. Семакина для 10-11 классов (ФГОС)

Рабочая программа по информатике для 10–11 классов составлена на основе:требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, представленных в Федерал...

Рабочая программа по информатике 5-9 классы по курсу автора Л.Л. Босовой

Рабочая программа по информатике 5-9 классы по курсу автора Л.Л. Босовой...