Физика (предпрофильный курс ) 9 класс
материал для подготовки к егэ (гиа) по физике (9 класс)
Рабочая программа элективного курса «Решение задач по физике» для 9 класса составлена на основе государственного стандарта общего образования в соответствии с Программой для общеобразовательных учреждений, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации (базовый и профильный уровень). Данная программа учебного курса «Решение задач по физике» разработана на основании программы элективного курса «Решение задач по физике повышенной сложности» автор Марчук Э.В., опубликованная в сборнике «Физика 8-9 классы: сборник программ элективных курсов составитель В.А. Попова. –Волгоград: Учитель, 2007».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predprof_fizika_9.docx | 24.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кяхтинская средняя общеобразовательная школа № 1»
671840, Республика Бурятия, г. Кяхта, ул. Рукавишникова, 6
тел. 8(30142) 91963
«Рассмотрено» Заседание МО Протокол № _____ от______________ 2018 г. Руководитель МО_________ подпись ________________________ ФИО | «Согласовано» Заместитель директора по НМР МБОУ «КСОШ №1» _________ /С.В.Суровцева / Дата «___»_________2018 г. | «Утверждаю» Директор школы ___________/В.Д. Анчиков / Приказ № ______________ от______________ 2018 г. |
Физика
(предпрофильный курс )
9 класс
Составитель:
Гармаева Валентина Николаевна
учитель физики 1 категории
Кяхта
2018г
Пояснительная записка.
Рабочая программа элективного курса «Решение задач по физике» для 9 класса составлена на основе государственного стандарта общего образования в соответствии с Программой для общеобразовательных учреждений, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации (базовый и профильный уровень). Данная программа учебного курса «Решение задач по физике» разработана на основании программы элективного курса «Решение задач по физике повышенной сложности» автор Марчук Э.В., опубликованная в сборнике «Физика 8-9 классы: сборник программ элективных курсов составитель В.А. Попова. –Волгоград: Учитель, 2007».
Общая характеристика предпрофильного курса
Актуальность курса связана с тем, что согласно концепции профильного обучения в школе вводятся элективные предметы для построения индивидуальных образовательных траекторий. В рамках данного курса рассматриваются нестандартные подходы к решению физических задач, овладение которыми поможет в подготовке к ГИА. Необходимость разработки данной программы вызвана отсутствием типовых программ таких элективных предметов. Данный курс позволяет углубить и систематизировать знания учащихся 9 классов по физике путем решения разнообразных задач и способствовать их профессиональному определению.
Цели и задачи обучения
-углубление полученных знаний и умений;
-формирование навыков в использовании общих законов материального мира для решения конкретных вопросов, имеющих практическое и познавательное значение;
-умение широко использовать полученные знания по математике при решении физических задач.
Задачи курса:
-развить навыки работы обучающихся с дополнительной учебной, научно-популярной литературой;
-развитие интереса к физике;
-развитие логического мышления и монологической речи;
-развивать способности обучающихся к исследовательской деятельности;
-умение широко использовать полученные знания по математике при решении физических задач.
Место предпрофильного курса в учебном плане
Настоящий учебный курс рассчитан на преподавание в 8 и 9 классах 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю.
Ценностные ориентиры содержания предпрофильного курса
Учебный курс «Решение задач по физике» является основой для обобщения и расширения ранее приобретенных знаний учащимися по физике.
На изучение физики в8 и 9 классах по программе отводится 68 часов, 2 часа в неделю.
Этого количества часов недостаточно для осмысленного подхода к решению задач, формированию достаточного уровня знаний, позволяющему учащимся сделать выбор профиля, связанного с расширенным изучением физики.
Программа направлена на создание условий для организации эффективной системы предпрофильной подготовки, способствующей самоопределению обучающихся в выборе способа дальнейшего образования, профиля обучения.
Познавательная деятельность:
-использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдения, измерения, эксперимента, моделирования;
-формирование умений различать факты, гипотез, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
-овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
-приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно – коммуникативная деятельность:
-владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
-использование различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
-владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные результаты своих действий;
-организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
Требования к результатам освоения предпрофильного курса
-знать применения основных достижений физики в жизни, историю развития физики, физические законы;
-понимать роль физики в жизни, науке и технике, смысл и сущность физических законов;
-уметь работать со средствами информации, в том числе компьютерными (рефераты, доклады, справочники);
-готовить сообщения и доклады и выступать с ними, оформлять их в письменном и электронном виде, применять различные физические законы при решении задач, решать тестовые задачи.
Основное содержание учебного материала
Обучающиеся должны знать: Понятия: материальная точка, относительность механического движения, путь, перемещение, скорость, ускорение, масса, сила, вес, импульс, энергия. Законы и принципы: законы Ньютона, принцип относительности Галилея, закон всемирного тяготения, закон Гука, закон сохранения импульса и энергии.
Обучающиеся должны уметь: решать задачи по общему алгоритму, применять алгоритм по кинематике к решению задач в случае движения тела по вертикали и под углом к горизонту; строить графики зависимости кинематических величин от времени для различных видов движения, решать задачи с применением графиков.
Основы динамики: Относительность механического движения. Инерциальные системы отсчёта. Первый, второй и третий законы Ньютона. Свободное падение. Закон всемирного тяготения. Искусственные спутники Земли. Импульс. Закон сохранения импульса. Ракеты.
Обучающиеся должны знать: виды сил, находить различные силы, действующие на тело по формулам
Обучающиеся должны уметь: выполнять построение векторов действующих на тело сил, выполнять построение и анализ общего алгоритма на динамику, применять алгоритм на динамику к решению задач в случае равновесия или равномерного прямолинейного движения, в случае движения тела с ускорением
Элементы гидростатики и аэростатики: Давление жидкости и газов. Закон Паскаля. Закон сообщающихся сосудов. Сила Архимеда. Условия плавания тел.
Обучающиеся должны знать: условия равновесия жидкости в сообщающихся сосудах, условия плавания тел; уметь решать задачи на применение закона сообщающихся сосудов, изображать силу Архимеда в общем случае; решать задачи по теме Обучающиеся должны уметь: решать задачи на применение закона сообщающихся сосудов, изображать силу Архимеда в общем случае; решать задачи по теме
Законы сохранения в механике: Понятие энергии, кинетическая и потенциальная энергии, полная механическая энергия. Механическая работа, мощность. Закон сохранения энергии в механике. Импульс, закон сохранения импульса.
Обучающиеся должны знать: формулы работы, мощности и энергии, импульса; условия сохранения полной механической энергии и закона сохранения импульса;
Обучающиеся должны уметь: решать задачи на закон сохранения энергии в общем случае и в механике.
Тепловые явления
Внутренняя энергия. Количество теплоты, удельная теплоемкость; удельная теплота парообразования и конденсации; удельная теплота плавления и кристаллизации; удельная теплота сгорания топлива. Уравнение теплового баланса. Коэффициент полезного действия, тепловых двигателей. Влажность воздуха.
Обучающиеся должны знать: формулы количества теплоты в различных тепловых процессах, уравнение теплового баланса, распространение закона сохранения энергии на тепловые процессы.
Обучающиеся должны уметь: решать задачи на расчет количества теплоты в различных тепловых процессах, на уравнение теплового баланса.
Электрические явления Закон сохранения электрического заряда. Электрический ток. Величины, характеризующие электрический ток. Условные обозначения элементов электрических цепей.Построение электрических цепей. Закон Ома. Расчет сопротивления проводников. Законы последовательного и параллельного соединений. Работа и мощность электрического тока.
Обучающиеся должны знать: закон сохранения электрического заряда, закон Кулона, величины, характеризующие электрический ток, законы последовательного и параллельного соединений, закон Джоуля-Ленца, формулы работы и мощности электрического тока.
Обучающиеся должны уметь: решать задачи на закон Кулона и закон сохранения электрического заряда, выполнять построение электрических цепей с использованием условных обозначений.
Календарно-тематическое планирование
Инерциальные системы отсчёта. Законы Ньютона. 3ч
Практикум по решению задач на движение связанных тел 2ч
Движение под действием нескольких сил. (Наклонная плоскость). 2ч
Практикум по решению задач по теме: «Основы динамики». 3ч
Практикум по решению задач по теме «Давление». 3ч
Решение задач по теме: «Архимедова сила. Плавание тел» 3ч
Практикум по решению задач на закон сохранения импульса и механической энергии 3ч
Практикум по решению задач по теме «К.П.Д. Работа различных сил». 3ч
Практикум по решению задач на закон сохранения энергии в тепловых и механических процессах. 3ч
Графическое представление тепловых процессов.2ч
Практикум по решению задач по теме: « Постоянный ток. Расчет электрических цепей».3ч
Практикум по решению задач на закон сохранения энергии и работа электрического тока. 3ч
Обобщающее занятие. 1ч
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Литература и электронно-образовательные ресурсы:
1. Каменецкий С.Е.,В.П. Орехов Методика решения задач по физике в средней школе - М.: Просвещение, 1987.
2. Кабардин, Ф., Орлова, В. А.Углубленное изучение физики в 10-11 классах. -
М.: Просвещение, 2006.
3. Н. Парфентьева, М. Фомина Решение задач по физике М.: Мир, 1993.
4. Мясников, С. П., Осанова Т. Н.Пособие по физике. -М.: Высшая школа, 1988.
5. Опыты в домашней лаборатории / Библиотечка «Квант». -Вып. 4. ML:Наука,1980.
6. Трофимова, Т. И., Павлова, 3. Г.Сборник задач по курсу физики с решениями. -М.: Высшая школа, 1999.
7. Тульчинский М. Е.Сборник качественных задач по физике. -М.: Просвещение, 1965.
8. Яворский, Б. М., Селезнев, Ю. А.Справочное руководство по физике для поступающих в вузы и для самообразования. -М.: Наука, 1989
9. Марченко В.М. Решение экспериментальных задач по физике: элективный предпрофильный курс.//Физика в школе.-2009.-№4.-С.42.
10.Соколова Н.И. Математический практикум при подготовке к ЕГЭ по физике: элективный курс.// Физика в школе.- 2008.- №8.- С.46.
Информационно-компьютерная поддержка:
1. 1С: Репетитор. Физика 1.5. Компьютерное обучение, демонстрационные и тестирующие программы. -CD-ROM.
2. Открытая физика. Компьютерное обучение, демонстрационные и тестирующие программы. Ч. I, П. CD-ROM.
3. Курс физики XXI века для школьников и абитуриентов Л.
Я. Боревский -2CD-ROM
4. «1С: Репетитор. Физика 1.5. Компьютерное обучение, демонстрационные и тестирующие программы», CD-ROM, «1С».
5. «Открытая физика. 2.5. Компьютерное обучение, демонстрационные и тестирующие программы. Части 1 и 2», СD-ROM, «Физикон», 2005 г.
6. «Полный курс физики 21 века» Л. Я. Боревский (2 СD), CD-ROM, «МедиаХаус».
7. «Физика. 7-11 классы» (ваш репетитор) (2 СD), CD-ROM, «TeachPro», 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка предпрофильного курса по физике "Глаза: знакомые и незнакомые"
Методическая разработка предпрофильного курса по физике "Глаза: знакомые и незнакомые" . . ...
Элективный курс по физике для 9 классов "Предпрофильная подготовка учащихся"
Создание данного элективного курса дает учащимся более осознанно выбирать ту или иную профессию.Материал подобран таким образом, что ученики могут познакомиться с различными видами профессий на ...
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО ПРЕДПРОФИЛЬНОГО КУРСА ФИЗИКА И ТЕХНИКА 9 КЛАСС (15Ч.)
Данная программа предпрофильной подготовки учащихся 9 класса расчитана на 15 часов. Содержание курса расширяет и углубляет знания учащихся по темам «Механические явления», «Эле...
Рабочая программа Предпрофильного курса по физике для учащихся 9 класса «Избранные вопросы физики»
Элективный курс предназначен для учащихся 9 класса, интересующихся физикой, предполагающих обучаться в физико-математическом классе.Программа данного курса направлена на возможность учащихся познакоми...
Рабочая программа предпрофильного курса по физике для учащихся 8 класса «Решение физических задач»
Программа данного курса направлена на расширение и закрепление базового курса по физике, на предпрофильную подготовку учащихся 8 класса по физике. Она дает возможность учащимся познакомиться с и...
Рабочая программа предпрофильного курса по физике для учащихся 8 класса «Решение физических задач»
Программа данного курса направлена на расширение и углубление базового курса по физике, на предпрофильную подготовку учащихся 8 класса по физике. Она дает возможность учащимся познакомиться с ин...
Предпрофильный курс по физике "Занимательные нанотехнологии"
Данный предпрофильный курс предназначен для обучающихся 9 классов...