Обобщающий урок по ИЗО в 5 кл_Мастерская_ Старый мотив на новый лад
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Обобщающий урок разработан в форме мастерской "Старый мотив на новый лад" по 3 видам росписи: дымковской, гжельской и городецкой. В ходе практической работы дети применяют ранее полученные знания в необычной для их вида деятельности-дизайн ногтей гжельская роспись, роспись фоторамок-дымка, дизайн салфетки-городец, т.е. на современный лад.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 378.34 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ СОШ пгт Свеча
Свечинского района Кировской области
Разработка
обобщающего урока
по изобразительному искусству
в 5 классе
Мастерская
«Старый мотив на новый лад»
Разработала и провела
Поникаровских Т.А.,
учитель изобразительного искусства
пгт Свеча
27.01.2012г
Класс: 5.
Учебник по программе Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и декоративно-прикладное искусство в жизни человека»
Тип урока: урок комплексного применения ЗУН учащимися, обобщение и систематизация знаний.
Задачи:
Обучающие:
- приобщение к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей;
- активизация творческого потенциала учеников.
Развивающие:
- творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус;
- навыки работы с художественными материалами;
- навыки публичного выступления;
- умение работать в малом коллективе-группе.
Воспитательные:
- воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и её истории.
Методы: объяснительно-иллюстративный, практический.
Формы проведения: беседа, самостоятельная работа, коллективная и практическая работа.
Средства обучения:
- наглядно-плоскостные: иллюстрации и работы детей гжельской, дымковской и городецкой росписей для оформления стендов; магнитная доска, работы учителя по росписям; бейджики для детей экскурсоводов-экспертов;
- демонстрационные: демонстрационные модели игрушек – дымковские игрушки, гжельские сувениры;
- аудиовизуальные: музыкальное оформление для практической работы – русские народные песни;
- электронные образовательные ресурсы: сетевые ресурсы;
- шаблоны форм ногтей, фоторамок, салфеток по выбору уч-ся;
- художественные материалы.
Ход урока-мастерской
1 этап: (Учитель)
Добрый день, уважаемые гости!
Мы прибыли в музей Народных промыслов.
Сегодня в программе:
Выставка узоров гжельской керамики
Выставка мотивов городецкой росписи
Выставка вятской игрушки
По окончанию выставки мастерская «Старый мотив на новый лад», где вы примите участие в разработке каталогов по применению узоров декоративно-прикладных росписей.
Подведение итогов.
Я вам желаю хорошего настроения и плодотворной работы. В добрый путь!
2 этап: (Дети в виде экскурсоводов- экспертов рассказывают о росписях с показом на стенды, оформленные к уроку)
Борцова Анна Евгеньевна - экскурсовод-эксперт по гжельской росписи.
Добрый день!
Каждую неделю, по субботам, в Городец, съезжались крестьяне, приезжали купцы с разных городов. Редко кто уезжал с городецкого базара без игрушки или прялки – традиционного подарка. Каждый предмет настоящее произведение искусства.
На городецких изделиях можно увидеть коней, птиц, сценки чаепития, охоты, которые украшены диковинными цветами: розанами, купавками, ромашками, зелеными веточками.
Посмотрите как изящна роспись – городецкие травы, листья, как органично сочетаются крупные формы с мелкими. В чем же волшебство городецких узоров?
Всё дело в том, что какие краски рядом положить, чтобы получилась гармония цвета.
Лебедева Анастасия Павловна - экскурсовод-эксперт по городецкой росписи.
Добрый день!
Перед вами представлена выставка гжельских узоров. С 19 века в Подмосковье в Гжельской волости трудились мастера-художники. Сколько художников, столько и разных форм. И всегда они необычайные – веселые, красивые.
Обратите внимание на неповторимую цветовую гамму – белоснежный фон и синее, как небо, узоры.
Элементы росписи разные: цветы, листья, птицы, звери, усики, бусинки, но самым излюбленным и известным узором остается гжельская роза. С помощь мазка с тенями получается неповторимое чудо.
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь:
Известно всем в народе её названье – Гжель.
Гордятся в Гжели жители небесной синевой,
Не встретите на свете вы красоты такой!
Четверикова Ксения Дмитриевна - экскурсовод-эксперт по дымковской игрушке.
Добрый день!
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
Ласково и нежно называют эту игрушку – «дымка». С высокого берега реки Вятки видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топят печи, летом в пасмурные дни, когда туман, слобода вся – будто в дыму, в дымке.
Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка.
Вначале были свистульки, позже появились самые разнообразные: птицы, кони, индюки, барышни, водоноски, баранчики и другие.
Что же отличает дымку от других глиняных игрушек?
Если вглядеться в узор, он необычайно прост: кружочки, прямые и волнистые линии, полосы, клеточки, пятна, точки.
А цвет? Один цвет словно соперничает с другим. И поэтому пестро, весело от такого хоровода красок! Эта игрушка самая нарядная!
Привезли мы глину с дальнего бугра,
Ну-ка, за работу, чудо мастера!
Я слеплю лошадку, я её приглажу
И сидельце с бахромой на спине прилажу.
Слепим, высушим – и в печь!
А потом распишем,
Будем мы игрушки «печь»,
Печка жаром пышет.
А в печи – не калачи, а в печи – не куличи,
Не пышки, не ватрушки,
А в печи – игрушки!
3 этап: (Учитель)
Сейчас вам предстоит работа в мастерской «Старый мотив на новый лад», где вы будете мастерами – дизайнерами в разных направлениях. Вам нужно в течение 15 минут создать узор по определенной росписи. В итоге у каждого из вас будет узор на предложенном шаблоне, из них мы создадим каталог продукции.
1 группа работает над дизайном ногтей в гжельской росписи.
2 группа дизайнеры фоторамок в дымковских мотивах.
3 группа дизайнеры бумажных салфеток.
Если вопросы по заданию?
Если нет, то можно приступить к выполнению. (Музыкальный фон)
4 этап: (Дети)
Обсуждение результатов, с приглашением всей группы к доске.
Оценка экскурсоводов – экспертов по каждой группе в отдельности.
Заключительное слово учителя:
Итак, сегодня мы посетили музей Народных промыслов, выяснили, что предметы ДПИ в настоящее время это сувенирная продукция.
Побывав в мастерской «старый мотив на новый лад», узнали, что различные росписи могут применяться дизайнерами на практике. Экспериментируя с цветом и формой, получаются новые варианты изделий, которые можно пустить в машинное производство.
Поэтому и вам, юные друзья, желаю не бояться и экспериментировать!
Список источников:
1. Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. [Текст]: 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Н.А.Горяева, О.В.Островская; под ред. Б.М.Неменского. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 192 с.: ил.
2. Изобразительное искусство. [Текст]: 5 класс: поурочные планы по программе Б.М.Неменского/ авт.-сост. О.В.Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2007.- 170с.
3. Ильина, Н. Дымковское чудо. [Текст]: – Киров: ОАО «Кировская областная типография», 2009. – 20с.
4. Гламурные ноготки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vk.com/topic-12124761_28463987
5. Гжельская роспись [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://podelkihandmade.ru/ggelskaya-rospis.html
6. Городецкая роспись [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sourceschm.appspot.com/shemy-gorodeckaya-rospis.html
Детские работы учащихся 5 класса
Четверикова Ксения, 5-б класс
Безденежных Варвара, 5-б класс Краева Диана, 5-б класс
Юдинцева Виктория, 5- б класс Сысолятин Егор, 5-б класс
Приложения к уроку
Шаблоны ногтей для гжельской росписи
Для оформления доски:
Дизайн
бумажной салфетки в Городце
Фоторамка
в дымковском орнаменте
Дизайн ногтей
по гжельским мотивам
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/29/picture-22048-1464546161.jpg)
Использование игровых методик Н.Е.Щурковой на уроке истории. Мир во второй половине XX веке. Повторительно-обобщающий урок по новейшей истории
Используя игровые методики Н.Е.Щурковой, автор разработал урок по новейшей истории. Игровые моменты, используемые на данном уроке, могут применяться на всех уроках истории и во всех классах...
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/30/picture-112690.jpg)
Повторительно-обобщающий урок по истории и культуре Санкт-Петербурга "Новый город - новая столица."
Урок с использованием технологии "Критериальная оценка учебной деятельности"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/23/picture-189929-1361635878.jpg)
Презентация и разработка конспекта урока по теме "Простые механизмы",физика,7 класс (с новыми задачами; с использованием технологии "Мастерская")
Презентация и конспект урока по физике ,7 класс "Простые механизмы". Конспект урока имеет задачи (предметные, метапредметные,личностные), урок проводился с использованием технологии "Мастерская"...
Методический марафон "Современный урок:от старых традиций к новым стандартам"
Данная методическая разработка предназначена председателям методических объединений учителей русского языка и литературы. Методический марафон - это форма методической работы внутри методического объе...
Урок-игра "Взаимодействие тел". Провожу его как обобщающий урок по одноименной теме в 7 классе (последний урок перед Новым годом), где дети могут показать степень усвоения данного материала, в групповой деятельности освоить, то что не удалось ранее.
Обучающимся заранее, в качестве домашнего задания, предлагается составить кроссворд по материалу изученной темы, на отдельном листке должны быть записаны ответы на вопросы кроссворда. Класс делится на...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/14/picture-904745-1489505061.jpg)
конспект урока Обобщающий урок по теме "Our health is our wealth" c использованием новых компьютерных технологий и выходом на проект-презентацию "Health. Healthy food" 9 класс Кузовлев В.П.
конспект урока по теме Здоровый образ жизни. 9 класс Кузовлев В.П....
Урок литературы в 10 классе. Мастерская построения новых знаний и творческого письма по драме Островского " Гроза".
На уроке учащиеся смогут проследить развитие конфликта в пьесе . таксже на уроке рассматривается смысл названия пьесы и роль Грозы в жизни героев пьесы. завершается занятие минисочинением....