Обобщающий урок по ИЗО в 5 кл_Мастерская_ Старый мотив на новый лад
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Обобщающий урок разработан в форме мастерской "Старый мотив на новый лад" по 3 видам росписи: дымковской, гжельской и городецкой. В ходе практической работы дети применяют ранее полученные знания в необычной для их вида деятельности-дизайн ногтей гжельская роспись, роспись фоторамок-дымка, дизайн салфетки-городец, т.е. на современный лад.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchayushchiy_urok-masterskaya_staryy_motiv_na_novyy_lad_5kl.docx | 378.34 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ СОШ пгт Свеча
Свечинского района Кировской области
Разработка
обобщающего урока
по изобразительному искусству
в 5 классе
Мастерская
«Старый мотив на новый лад»
Разработала и провела
Поникаровских Т.А.,
учитель изобразительного искусства
пгт Свеча
27.01.2012г
Класс: 5.
Учебник по программе Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и декоративно-прикладное искусство в жизни человека»
Тип урока: урок комплексного применения ЗУН учащимися, обобщение и систематизация знаний.
Задачи:
Обучающие:
- приобщение к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей;
- активизация творческого потенциала учеников.
Развивающие:
- творческую и познавательную активность, художественную фантазию и вкус;
- навыки работы с художественными материалами;
- навыки публичного выступления;
- умение работать в малом коллективе-группе.
Воспитательные:
- воспитывать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и её истории.
Методы: объяснительно-иллюстративный, практический.
Формы проведения: беседа, самостоятельная работа, коллективная и практическая работа.
Средства обучения:
- наглядно-плоскостные: иллюстрации и работы детей гжельской, дымковской и городецкой росписей для оформления стендов; магнитная доска, работы учителя по росписям; бейджики для детей экскурсоводов-экспертов;
- демонстрационные: демонстрационные модели игрушек – дымковские игрушки, гжельские сувениры;
- аудиовизуальные: музыкальное оформление для практической работы – русские народные песни;
- электронные образовательные ресурсы: сетевые ресурсы;
- шаблоны форм ногтей, фоторамок, салфеток по выбору уч-ся;
- художественные материалы.
Ход урока-мастерской
1 этап: (Учитель)
Добрый день, уважаемые гости!
Мы прибыли в музей Народных промыслов.
Сегодня в программе:
Выставка узоров гжельской керамики
Выставка мотивов городецкой росписи
Выставка вятской игрушки
По окончанию выставки мастерская «Старый мотив на новый лад», где вы примите участие в разработке каталогов по применению узоров декоративно-прикладных росписей.
Подведение итогов.
Я вам желаю хорошего настроения и плодотворной работы. В добрый путь!
2 этап: (Дети в виде экскурсоводов- экспертов рассказывают о росписях с показом на стенды, оформленные к уроку)
Борцова Анна Евгеньевна - экскурсовод-эксперт по гжельской росписи.
Добрый день!
Каждую неделю, по субботам, в Городец, съезжались крестьяне, приезжали купцы с разных городов. Редко кто уезжал с городецкого базара без игрушки или прялки – традиционного подарка. Каждый предмет настоящее произведение искусства.
На городецких изделиях можно увидеть коней, птиц, сценки чаепития, охоты, которые украшены диковинными цветами: розанами, купавками, ромашками, зелеными веточками.
Посмотрите как изящна роспись – городецкие травы, листья, как органично сочетаются крупные формы с мелкими. В чем же волшебство городецких узоров?
Всё дело в том, что какие краски рядом положить, чтобы получилась гармония цвета.
Лебедева Анастасия Павловна - экскурсовод-эксперт по городецкой росписи.
Добрый день!
Перед вами представлена выставка гжельских узоров. С 19 века в Подмосковье в Гжельской волости трудились мастера-художники. Сколько художников, столько и разных форм. И всегда они необычайные – веселые, красивые.
Обратите внимание на неповторимую цветовую гамму – белоснежный фон и синее, как небо, узоры.
Элементы росписи разные: цветы, листья, птицы, звери, усики, бусинки, но самым излюбленным и известным узором остается гжельская роза. С помощь мазка с тенями получается неповторимое чудо.
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь:
Известно всем в народе её названье – Гжель.
Гордятся в Гжели жители небесной синевой,
Не встретите на свете вы красоты такой!
Четверикова Ксения Дмитриевна - экскурсовод-эксперт по дымковской игрушке.
Добрый день!
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
Ласково и нежно называют эту игрушку – «дымка». С высокого берега реки Вятки видно заречную слободу Дымково. Зимой, когда топят печи, летом в пасмурные дни, когда туман, слобода вся – будто в дыму, в дымке.
Здесь в далекую старину и зародилась эта игрушка.
Вначале были свистульки, позже появились самые разнообразные: птицы, кони, индюки, барышни, водоноски, баранчики и другие.
Что же отличает дымку от других глиняных игрушек?
Если вглядеться в узор, он необычайно прост: кружочки, прямые и волнистые линии, полосы, клеточки, пятна, точки.
А цвет? Один цвет словно соперничает с другим. И поэтому пестро, весело от такого хоровода красок! Эта игрушка самая нарядная!
Привезли мы глину с дальнего бугра,
Ну-ка, за работу, чудо мастера!
Я слеплю лошадку, я её приглажу
И сидельце с бахромой на спине прилажу.
Слепим, высушим – и в печь!
А потом распишем,
Будем мы игрушки «печь»,
Печка жаром пышет.
А в печи – не калачи, а в печи – не куличи,
Не пышки, не ватрушки,
А в печи – игрушки!
3 этап: (Учитель)
Сейчас вам предстоит работа в мастерской «Старый мотив на новый лад», где вы будете мастерами – дизайнерами в разных направлениях. Вам нужно в течение 15 минут создать узор по определенной росписи. В итоге у каждого из вас будет узор на предложенном шаблоне, из них мы создадим каталог продукции.
1 группа работает над дизайном ногтей в гжельской росписи.
2 группа дизайнеры фоторамок в дымковских мотивах.
3 группа дизайнеры бумажных салфеток.
Если вопросы по заданию?
Если нет, то можно приступить к выполнению. (Музыкальный фон)
4 этап: (Дети)
Обсуждение результатов, с приглашением всей группы к доске.
Оценка экскурсоводов – экспертов по каждой группе в отдельности.
Заключительное слово учителя:
Итак, сегодня мы посетили музей Народных промыслов, выяснили, что предметы ДПИ в настоящее время это сувенирная продукция.
Побывав в мастерской «старый мотив на новый лад», узнали, что различные росписи могут применяться дизайнерами на практике. Экспериментируя с цветом и формой, получаются новые варианты изделий, которые можно пустить в машинное производство.
Поэтому и вам, юные друзья, желаю не бояться и экспериментировать!
Список источников:
1. Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. [Текст]: 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Н.А.Горяева, О.В.Островская; под ред. Б.М.Неменского. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 192 с.: ил.
2. Изобразительное искусство. [Текст]: 5 класс: поурочные планы по программе Б.М.Неменского/ авт.-сост. О.В.Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2007.- 170с.
3. Ильина, Н. Дымковское чудо. [Текст]: – Киров: ОАО «Кировская областная типография», 2009. – 20с.
4. Гламурные ноготки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vk.com/topic-12124761_28463987
5. Гжельская роспись [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://podelkihandmade.ru/ggelskaya-rospis.html
6. Городецкая роспись [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sourceschm.appspot.com/shemy-gorodeckaya-rospis.html
Детские работы учащихся 5 класса
Четверикова Ксения, 5-б класс
Безденежных Варвара, 5-б класс Краева Диана, 5-б класс
Юдинцева Виктория, 5- б класс Сысолятин Егор, 5-б класс
Приложения к уроку
Шаблоны ногтей для гжельской росписи
Для оформления доски:
Дизайн
бумажной салфетки в Городце
Фоторамка
в дымковском орнаменте
Дизайн ногтей
по гжельским мотивам
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых методик Н.Е.Щурковой на уроке истории. Мир во второй половине XX веке. Повторительно-обобщающий урок по новейшей истории
Используя игровые методики Н.Е.Щурковой, автор разработал урок по новейшей истории. Игровые моменты, используемые на данном уроке, могут применяться на всех уроках истории и во всех классах...
Повторительно-обобщающий урок по истории и культуре Санкт-Петербурга "Новый город - новая столица."
Урок с использованием технологии "Критериальная оценка учебной деятельности"...
Презентация и разработка конспекта урока по теме "Простые механизмы",физика,7 класс (с новыми задачами; с использованием технологии "Мастерская")
Презентация и конспект урока по физике ,7 класс "Простые механизмы". Конспект урока имеет задачи (предметные, метапредметные,личностные), урок проводился с использованием технологии "Мастерская"...
Методический марафон "Современный урок:от старых традиций к новым стандартам"
Данная методическая разработка предназначена председателям методических объединений учителей русского языка и литературы. Методический марафон - это форма методической работы внутри методического объе...
Урок-игра "Взаимодействие тел". Провожу его как обобщающий урок по одноименной теме в 7 классе (последний урок перед Новым годом), где дети могут показать степень усвоения данного материала, в групповой деятельности освоить, то что не удалось ранее.
Обучающимся заранее, в качестве домашнего задания, предлагается составить кроссворд по материалу изученной темы, на отдельном листке должны быть записаны ответы на вопросы кроссворда. Класс делится на...
конспект урока Обобщающий урок по теме "Our health is our wealth" c использованием новых компьютерных технологий и выходом на проект-презентацию "Health. Healthy food" 9 класс Кузовлев В.П.
конспект урока по теме Здоровый образ жизни. 9 класс Кузовлев В.П....
Урок литературы в 10 классе. Мастерская построения новых знаний и творческого письма по драме Островского " Гроза".
На уроке учащиеся смогут проследить развитие конфликта в пьесе . таксже на уроке рассматривается смысл названия пьесы и роль Грозы в жизни героев пьесы. завершается занятие минисочинением....