Повторительно-обобщающий урок по истории и культуре Санкт-Петербурга "Новый город - новая столица."
методическая разработка по краеведению (7 класс) по теме
Урок с использованием технологии "Критериальная оценка учебной деятельности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок с использованием технологии критериальной оценки учебной деятельности | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Повторительно-обобщающий урок по истории и культуре Санкт-Петербурга
"Новый город - новая столица."
Учитель истории и культуры Санкт-Петербурга
Николаева Т.В.
На дальнем севере, в гиперборейском крае,
Где солнце тусклое, показываясь в мае,
Скрывается опять до лета в сентябре,
Столица новая возникла при Петре.
Николай Некрасов
Цели урока и задачи урока:
1.Повторить и обобщить материал по теме «Петровский Петербург».
2.Продолжить формирование учебных умений:
-оценивать свою учебную деятельность и одноклассников
-описывать памятники искусства
- составлять план ответа
-ориентирование по карте города
-анализировать тексты
-умение сравнивать
-определять существенные признаки объекта
-делать выводы и аргументировать
-развивать оценочные суждения
-развивать умение работать в группе
-развивать монологическую речь
3.Способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к городу.
Ход урока.
1.Вступление.
Мы завершили изучение раздела "Петровский Петербург".Тема нашего урока "Новый город- новая столица". В чем проявилась новизна нашего города?
Петербург создавался почти сразу с широкими и прямыми улицами-перспективами, большими площадями. Нева- главный проспект города.
Улицы запрещалось застраивать заборами и конюшнями. Дома должны быть построены только по чертежам архитектора Доминико Трезини. Были разработаны проекты образцовых домов для «подлых», «зажиточных», «именитых». Дома располагались не в глубине двора, как в древнерусских городах, а по линии улиц. Между ними были промежутки или они стояли единым фронтом фасадов.
Здесь произошло слияние Запада и Востока. На исконно русской земле строили, ориентируясь на голландскую, итальянскую и французскую архитектуру.
Какие исторические источники помогают нам изучать родной город? Это карты ,планы, архитектурные сооружения ,исторические документы.
Зачем мы изучаем наш город?
Давайте составим план нашего урока.
2.Класс делится на 4 команды. Раздаются рабочие карты.(см. Приложения).Определяются критерии оценивания.
3.Задания на урок.
1 команда.(Петропавловская крепость)
Город начинался с крепости. Крепость Санкт-Петербург отличалась от древнерусских крепостей. Сравните Петропавловскую крепость и крепость Орешек.
Учащиеся сами составляют критерии сравнения и заполняют таблицу, делают выводы. Обсуждение результатов.
Критерии оценивания.
1.Умение выбрать критерии для сравнения.
2.Логика ответа
3.Культура речи.
4.Умение делать выводы.
5.Умение работать в группе
Критерии сравнения | Петропавловская крепость. | Крепость Орешек. |
2 команда.(Планы и карты города)
Город застраивался по плану. Определите какие планы изображены на слайде. Аргументируйте ваш ответ. Покажите на карте географические и архитектурные объекты.
Критерии оценивания.
1.Знание первых планов города.
2.Умение аргументировать.
3.Знание географических и архитектурных объектов
4.Умение показывать объекты на карте .
5.Умение работать в команде
3 команда.(Петровское барокко)
Здания строились в стиле петровского барокко. Определите здания петровского времени и аргументируйте свой выбор.
Критерии оценивания.
1.Знание архитектурных сооружений.
2.Знание местоположения объекта.
3.Знание архитекторов.
4.Умение аргументировать.
5.Умение работать в команде.
4 команда.(Быт петровского Петербурга)
Быт петровского Петербурга отличался от быта древнерусских городов.
Прочитайте и проанализируйте документы о каких событиях идет речь в исторических источниках?
Критерии оценивания.
1.Умение анализировать текст.
2.Знание быта петровского Петербурга.
3.Умение отвечать на вопросы.
4.Умение аргументировать.
5.Умение работать в группе.
4.Подведение итогов.
А)Представьте себе ,что ваш гость хочет познакомиться с петровским Петербургом, но он очень спешит .Выберите 2 объекта для ознакомления и аргументируйте свой выбор.
Б)Оцените работу своей группы.
В)Выставление оценок.
Г)Домашнее задание.
Продумать план экскурсионного маршрута «Памятники Петру 1 в нашем городе».
Презентация «Памятники Петру 1 в нашем городе».
Устный рассказ «Памятники Петру 1 в нашем городе».
Приложение.
Рабочие карты.
Фамилия, имя
1 группа.
Новый город - новая столица.
Петропавловская крепость.
Сравните крепости.
Критерии оценивания.
1.Умение выбрать критерии для сравнения.
2.Логика ответа
3.Культура речи.
4.Умение делать выводы.
5.Умение работать в группе
Критерии сравнения | ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Вывод:
Фамилия, имя
Новый город - новая столица.
Группа 2.
Работа с планами и картой города.
Критерии оценивания.
1.Знание первых планов города.
2.Умение аргументировать.
3.Знание географических и архитектурных объектов
4.Умение показывать объекты на карте .
5.Умение работать в группе.
Задание.
1.Определите ,какие планы представлены на иллюстрации.
2.Аргументируйте ваш ответ.
3.Покажите на карте географические объекты
-Заячий остров
-Васильевский остров
-р.Нева
-Кронверкская протока
4.Покажите на карте архитектурные объекты:
-Петропавловская крепость
-Кронверк
-Меншиковский дворец
-домик Петра 1
-Здание 12 коллегий
-Летний сад
Фамилия, имя
Новый город - новая столица.
Группа 3.
Петровское барокко.
Критерии оценивания.
1.Знание архитектурных сооружений.
2.Знание местоположения объекта.
3.Знание архитекторов.
4.Умение аргументировать.
5.Умение работать в команде.
Задания.
1.Определите здания , построенные в эпоху Петра 1.
2.Аргументируйте свой ответ
3.Назовите местоположение и архитекторов постройки.
Фамилия, имя
Новый город - новая столица.
Группа 4.
Быт Петербурга.
Критерии оценивания.
1.Умение анализировать текст.
2.Знание быта петровского Петербурга.
3.Умение отвечать на вопросы.
4.Умение аргументировать.
5.Умение работать в группе.
Определите , о чем идет речь в документах?
Документ 1.
«Ранее пяти или четырех часов не начинается и долее десяти полуночи не продолжается. Хозяин не должен ни встречать, ни провожать, ни потчевать гостей, но только должен очистить несколько покоев, предоставить столы, свечи, питье для утоления жажды и игры, на столах употребляемые.»
Ответ:
Документ 2.
«Когда прилучится тебе с другими за столом сидеть, то содержи себя в порядке по сему правилу: во-первых, обрежь свои ногти, да не явится яко бы оные бархатом обшиты, умой руки и сядь благочинно, сиди прямо и не хватай первый блюдо, не жри, как свинья…»
«Где двое тайно между собою говорят, там не приступай, ибо подслушивание есть бесстыдное невежество.»
Ответ:
Документ 3.
«И давать им из приказа Земских дел знаки; а для тех знаков и для записки приходить им в приказ Земских дел, а в городах в приказные избы, а те знаки носить им на себе; и в приказе Земских дел и в городах в приказных избах учинить тому записные и приходные книги; а с крестьян имать везде по воротам пошлину, по 2 деньги с бороды»
Ответ:
Документ 4.
"1702 г. декабря в 15 день Великий Государь Царь и Великий Князь Петр Алексеевич всея великия и малыя и белыя России Самодержец указал по имянному своему великого Государя указу: Ведомости, которые присылаются из разных государств и городов печатать, и те печатные ведомости, что останется за подносом (т. е. после безвозмездной раздачи царю и его сановникам) – продавать в мир по надлежащей цене".
Ответ:
Документ 5.
«А ежели кто учнет русским каким платьем и сапогами торговать, или какое русское платье и бороды носить, и за такое их преступление, учинено им будет жестокое наказание, и сосланы будут на каторгу, а имения их движимые и недвижимые взяты будут на его Императорское Величество без всякия пощады.»
Ответ:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Петербург Александра III" урок по истории и культуре Санкт-Петербурга. 8 класс
Авторский урок по истории и культуре Санкт-Петербурга с использованием приемов и методов международной программы Критическое мышление...
Урок-игра для 5-х классов по истории и культуре Санкт-Петербурга на тему:«Город в котором мы живем».
Урок для закрепления материала, изучаемого в 5 классе. (Прилогается презентация)...
Урок по истории и культуре Санкт-Петербурга «Многоликий архитектурный образ Петербурга. Барокко»
Материал урока знакомит учащихся с художественным направлением XVII в. – барокко, используя информационно-коммуникативные технологии; помогает выявить особенности и характерные признаки ба...
Урок по истории и культуре Санкт-Петербурга «Петербург - Ленинград век XX» 9 класс
Технологическая карта вводного урока в тему: "Петербург, Петроград, Ленинград. Век ХХ" 9 класс...
Конспект урока по Истории и культуре Санкт-Петербурга по теме: "Санкт-Петербург - город светской культуры"
Урок-исследование с постановкой проблемного вопроса. Учащиеся опираются на знания, полученные на предыдущих уроках, знакомятся с новым материалом, анализируют, дают собственную оценку. В конце урока ч...
План-конспект урока по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 7 класса по теме "Вырос город на болоте..."
Материал адресован учителям, преподающим предметную область Петербурговедение. Урок посвящён первым постройкам Санкт-Петербурга эпохи Петра I....
Методическая разработка . Интегрированный урок (математика + История и культура Санкт-Петербурга) « Необычные мосты Санкт-Петербурга» по теме "Совместные действия с обыкновенными дробями" (7 класс II отделения) ,
Учащиеся ГБОУ школы-интерната N33– это дети с различной степенью снижения слуха и недоразвитием или расстройством речи. З...