Методический марафон "Современный урок:от старых традиций к новым стандартам"
методическая разработка на тему

Данная методическая разработка предназначена председателям методических объединений учителей русского языка и литературы. Методический марафон - это форма методической работы внутри методического объединения.  Ведущая проблема - переход на новые образовательные стандарты в основной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_marafon.docx69.29 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 110

Выборгского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

председателя методического объединения

 учителей русского языка и литературы

Методический  марафон

«Современный урок: от старых традиций к новым стандартам».

                                               

                             Автор: Корсанова Елена Геннадьевна

                                                      учитель русского языка и литературы

                                                             председатель методического объединения

                                                        учителей русского языка и литературы

                       ГБОУ СОШ № 110

                                                          Выборгского района Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург

2015

АННОТАЦИЯ

     Методический  марафон «Современный урок: от старых традиций к новым стандартам» - это  проект, который является одной из форм организации  работы методического объединения учителей.  Данный проект посвящен проблеме введения ФГОС-2 в основную школу и  реализует его подготовительный этап.

     В основе проекта лежит  система  мероприятий,  которые помогают его участником  ответить на разные вопросы, связанные с переходом основной школы на новые образовательные стандарты. Но главным из них рассматривается вопрос о современном уроке:  его   отличии от урока традиционного; роли учителя при подготовке, проведении и анализе современного урока;  создании документов нового типа, регламентирующих деятельность педагога в условиях ФГОС-2.

   Данная разработка может быть полезна в первую очередь  председателям и членам методических объединений учителей русского языка и литературы, а также может служить основой для разработки аналогичных проектов  методическими объединениями и творческими группами учителей других предметов.

ВВЕДЕНИЕ  

     В практике работы образовательных учреждений стали утверждаться самые разнообразные коллективные формы методической работы, одна   из которых - методический  марафон.

    Методические  марафоны могут отличаться   по теме, содержанию,  длительности проведения.  Главная их особенность - полное погружение в рассматриваемую проблему.  

     В 2014 - 2015 учебном году самой актуальной проблемой является  подготовка к введению ФГОС в основную школу, а  ее ядром    становится  современный урок.  Этим и объяснятся выбор темы методического марафона «Современный урок: от старых традиций к новым стандартам»

     Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается главной формой обучения. Ему отводится не менее 98 процентов учебного времени. Именно на уроке  встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.    

     Любой урок имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но какими средствами они решаются?  И  могут ли выбираемые  средства  привести к ожидаемому положительному результату? Что необходимо понять, осознать  и сделать учителю,  чтобы его уроки соответствовали новым требованиям? От чего оттолкнуться и  к чему стремиться в разработке урока? Как сделать так, чтобы от урока получали удовольствие все его участники?   
    Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный – это  совершенно новый, но не теряющий связи с прошлым, одним словом,  актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще  действенный, современный, лично-ориентированный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок  современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.

     Эти утверждения стали  предметом  обсуждений, размышлений, дискуссий  учителей методического объединения и  легли в основу методического проекта, цель  которого заключается в  повышении профессиональной компетенции педагогов через  их погружение   в проблему   подготовки основной школы к введению новых образовательных стандартов.

     Задачами проекта:

- обсуждение важнейших теоретических вопросов введения ФГОС в основную школу;

- ознакомление с опытом работы учителей начальной школы в условиях    ФГОС;

- приобретение практического опыта по анализу современного урока по ФГОС, созданию технологической карты урока;

- создание банка дидактического инструментария современного урока;

- создание рабочих программ  по русскому языку и литературе для 5 класса на 2015-2016 учебный  год.

     Регламент  проекта:   ноябрь 2014 – май 2015.  

     Принципы проведения:

- добровольность участия;

- научность содержания;

- практическая направленность;

- преемственность начальной и основной образовательных ступеней

    Методический  марафон представляет собой цепь последовательных, объединенных заданной темой мероприятий, организованных в разных формах, направленных  на получение  практического опыта и конкретной помощи. Поэтому проект реализуется поэтапно и по определенному маршруту, который  отражается в  маршрутном листе.

Маршрутный лист педагогического марафона

«Современный урок: от старых традиций к новым стандартам»

этапа

Форма этапа

Название этапа

Участники

Дата

1.

Круглый стол

«Современный урок как основа эффективного и качественного образования»

учителя русского языка и литературы

ноябрь

2.

Участие в работе семинара

«Современный урок по ФГОС в начальной школе»

учителя  основной  и  начальной школы

ноябрь

3.

Посещение

открытого  урока

в 4 классе

Русский язык. «Правописание падежных окончаний имен существительных»

учителя  основной  и  начальной школы

декабрь

4.

Дискуссия

«Традиции или инновации: мой выбор»  

учителя русского языка и литературы

декабрь

5.

Индивидуальная методическая работа

«Мастерская учителя»

учителя русского языка и литературы

декабрь

январь

февраль

6.

Открытый урок в 5 классе

Русский язык.  «Типы речи. Оценка действительности». 5 класс.

учителя  основной  и  начальной школы

февраль

7.

Научно-практическая конференция

«Эффективные инструменты урока: опыт и поиск»

учителя русского языка и литературы

март

8.

КТД (коллективное творческое дело)

Рабочие программы по русскому языку и литературе для 5 класса на 2015-2016 год

учителя русского языка и литературы

май

    Каждое из предложенных мероприятий является самостоятельным и завершенным, что позволяет учителю включиться в проект на любом его этапе. Эта особенность помогает учитывать интересы, потребности и возможности педагогов методического объединения.

    Обязательным условием  проекта  являются продукты, созданные в процессе его реализации:

- рабочие  программы по русскому языку и литературе для 5 класса;

- форма технологической карты урока;

- банк дидактического  инструментария.

     Ознакомление членов МО с проектом Методического марафона происходит на первом заседании в начале учебного, где обсуждаются его цели, задачи и содержание, совместно планируются временные рамки мероприятий. Далее методическое объединение приступает к его реализации.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ  МЕТОДИЧЕСКОГО МАРАФОНА

«Современный урок: от старых традиций к новым стандартам».

  1. Круглый стол «Современный урок как основа эффективного и качественного образования».

     Цель мероприятия -  анализ уровня осведомленности участников проекта  о концепции новых государственных стандартов и отбор первоочередных  направлений для организации методической работы  по данной теме.

     Участники -  члены методического объединения учителей русского языка и литературы.

     Основной обсуждаемый вопрос  -  урок русского языка и литературы  с точки зрения современных требований Федеральных государственных стандартов нового поколения.

      В обсуждении   используются   нормативные документы, опыт посещения членами методического объединения курсов повышения квалификации по данному вопросу, семинаров, открытых уроков.

     Темы выступлений:

- «Нормативная база, обеспечивающая введение ФГОС в основную школу. Интернет ресурсы».

- «Ведущие идеи ФГОС второго поколения».

- «УУД – самое главное, что остается после школы».

- «Новые позиции и роли учителя в условиях ФГОС-2»

     Итогом работы круглого  стали следующие выводы о существенных изменениях в деятельности учителя, работающего по ФГОС:

Предмет

 изменений

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Подготовка

к уроку

Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока.

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения.

Учитель использует учебник и методические рекомендации.

Учитель использует учебник, методические рекомендации, интернет-ресурсы, медио-материалы.

Основные этапы урока

Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя.

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока).

Главная роль учителя на уроке

Дать знания и умения в соответствии с заданной темой урока.

Организовать деятельность детей по поиску и обработке информации, обобщению способов действия, постановке учебной задачи и т.д.

Определение деятельности учащихся

Формулировки заданий: «решите», «спишите», «сравните», «найдите», «выпишите», «выполните» и т.д.

Формулировки заданий: проанализируйте, «докажите», «сравните», «выразите символом», «создайте схему или модель», «продолжите», «обобщите», «сделайте вывод», «выберите решение или способ решения», «исследуйте», «оцените», «измените», «придумайте» и т.д.

Форма урока

Преимущественно фронтальная

Преимущественно групповая и/или индивидуальная.

Нестандартное ведение уроков

                    -

Учитель ведет урок в параллельном классе.

Урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, истории и т.д.).

Урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся.

Взаимодействие  с родителями обучающихся

Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс.

Информированность родителей обучающихся, имеющих возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета.

Образовательная среда

создается учителем

создается обучающимися

Результаты обучения

Предметные результаты.

Предметные, личностные и метапредметные результаты.

Нет портфолио обучающегося.

Создание портфолио.

Основная оценка – оценка учителя.

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки.

Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения.

     Поскольку на первой образовательной ступени (в начальной школе)  вопрос введения ФГОС-2  стоит уже на стадии реализации и имеется опыт, то на следующем этапе методического марафона логичной является совместная работа  МО учителей русского языка и литературы с  учителями начальной школы.

  1. Участие в работе  семинара  «Современный урок по ФГОС в начальной школе».

     Цель мероприятия: - знакомство с опытом работы начальной школы по новым образовательным стандартам.

     Участники -  члены методического объединения учителей начальной школы и учителей основной школы разных предметов, в том числе члены методического объединения учителей русского языка и литературы.

     Темы выступлений учителей начальной школы:

- «Отличия современного урока от традиционного на примере урока изучения нового звука в 1 классе»

- «Работа в парах как форма работы с учащимися на уроках в начальной школе».

- «Проектная деятельность в начальной школе»

- «Внеурочная деятельность в начальной школе (из опыта работы)»

    Главным итогом семинара стали предложения-рекомендации от учителей начальной школы, уже имеющих опыт проведения уроков по ФГОС-2

Предложения – рекомендации от учителей начальной школы:

     - «Профессионально работайте с целями урока. Ясно понимайте, для чего учащиеся выполняют то или иное задание. Продумывайте цели всех уровней: цели обучения предмету, цели раздела, цели изучения темы. Регулярно выводите цели для учащихся и вместе с учащимися. Начинайте все значимые части урока с ясных целевых установок и завершайте их краткими итогами».

     - «Доводите плотность уроков до оптимального уровня за счет более глубокого планирования».

     - «Больше внимания уделяйте формированию и развитию у детей общеучебных «надпредметных» умений».

     - «Обеспечьте более глубокую работу с текстами разных стилей. Используйте максимальное число каналов получения информации».

     - «Давайте детям ясные инструктажи по выполнению заданий. Точно ставьте учебные вопросы, чтобы добиваться исчерпывающих ответов. Постоянно обучайте детей формулировать вопросы.

     - «Не допускайте собственной гиперактивности и многословия на уроке. Как можно чаще привлекайте учащихся в качестве помощников учителя».

     - «Систематически используйте творческие задания».

     - «Создавайте/применяйте на уроках «обстановку» читального зала, другие формы самостоятельной работы и работы в группах. Ясно различайте и используйте различные режимы/уровни коммуникации с детьми (индивидуальный, групповой, общий). Научитесь говорить негромко и шепотом».

     - «Четко структурируйте/делите учебный материал на основные/обязательные понятия, и дополнительные сведения культурологического характера, необязательные для запоминания. Чаще создавайте на уроках интеллектуальный «фон»/среду  за счет элементов пропедевтики, межпредметных связей, сообщения дополнительных сведений общеразвивающего характера, также необязательных для запоминания».

     - «Освойте методику и технику использования в ходе уроков музыкальных произведений, особенно классической музыки».

     - «Программируйте динамику урока. Обеспечьте в ходе урока позицию учащихся «сидя-стоя-в движении».

     - «Четко программируйте дозировку дифференцированных домашних заданий. Инструктируйте учеников относительно наиболее рациональных приемов и времени, необходимого для его выполнения. Чаще давайте творческие домашние задания, рассчитанные на выполнение в группе, команде, а также совместно с родителями. Объясняйте необходимость этого».

     - «Привлекайте к работе на уроке в качестве ассистентов-родителей учащихся. Учитесь работать в составе «педагогических дуэтов» и команд.

     - «Создайте для себя в учебном кабинете 203 дополнительных рабочих места. Старайтесь меньше времени проводить у доски. Чаще исполняйте роль эксперта, консультанта. Работайте в командах с детьми».

     Участие членов МО учителей русского языка и литературы в семинаре  позволяет  им получить  теоретическую помощь в подготовке к введению ФГОС в основную школу; обсудить вопросы преемственности при переходе учащихся  начальной школы  на    основную образовательную ступень.

      Те же цели, но на практическом уровне, преследует    следующий этап

методического марафона.

  1. Посещение открытого урока  русского языка  в 4 классе по теме «Правописание падежных окончаний имен существительных».

     Цель посещения урока -  практическое знакомство учителей основной школы  со структурными элементами урока по новым образовательным стандартам, организацией учебной деятельности учащихся и анализом урока с точки зрения его соответствия ФГОС.       

     Участники  мероприятия -  учителя русского языка и литературы, учителя начальной школы, заместитель директора по учебно-воспитательной работе начальной школы.

     Основными структурными элементами урока стали:

  1. Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.
  2. Целеполагание – формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – уметь.
  3. Момент осознания учащимися недостаточности имеющихся знаний.
  4. Конструирование способа действий.
  5. Применение действий для решения учебных задач.
  6. Взаимопроверка и взаимоконтроль.
  7. Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, чему научился и каким способом действовал.

    Итогом данного этапа методического марафона стала схема анализа урока по ФГОС. Посещенный урок  анализируется  на основе следующих критериев:

Критерии  анализа   урока по ФГОС

  1. Цели урока и прослеживание их реализации на уроке.
  2. Организация урока:  тип, структура, этапы, соответствие построения урока его содержанию и  целям.
  3. Способы   обеспечения мотивации изучения темы.
  4. Ориентация на новые образовательные стандарты.
  5. Нацеленность  деятельности учащихся  на формирование УУД.
  6. Использование современных технологий.
  7. Содержание урока: его научность,  соответствие возрастным особенностям учащихся, целям обучения,  требованиям программы; связь теории с практикой; связь изучаемого материала  с ранее пройденным, межпредметные связи.
  8. Методика проведения урока:  соотношение продуктивных и  репродуктивных методов обучения, соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся; объем и характер самостоятельной работы; применение диалоговых форм общения; создание нестандартных ситуаций на уроке; осуществление обратной связи; сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы; реализация дифференцированного обучения; целесообразность использования средств обучения; формирование навыков самоконтроля и самооценки.
  9. Психологические основы урока: учет уровней актуального развития учащихся и зоны их ближайшего развития; реализация развивающей функции обучения; ритмичность урока;  наличие разрядки эмоциональной сферы урока.
  10. Домашнее задание: оптимальность объема, доступность инструктажа, дифференциация, представление права выбора.
  11. Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя (отсутствие шаблона).

     Одним из главных вопросов анализа урока является формирование универсальных учебных действий ученика, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.

     Знакомясь с опытом работы начальной школы и получая на практическом уровне представления о современном уроке, участники проекта  получают   определенный психологически-эмоциональный заряд, который требует промежуточной  рефлексии. С этой целью   проводится  следующий этап Методического марафона.

  1. Дискуссия «Традиции или инновации: мой выбор».

     Цель мероприятия -  промежуточная рефлексия членов   методического объединения на ситуацию перехода основной школы на ФГОС-2.

     Участники -  члены методического объединения учителей русского языка и литературы.

     Данная форма предполагает противостояние двух мнений: «в пользу традиционного урока» и «в пользу современного урока по ФГОС».  Для проведения дискуссии  определяется ее ведущий (председатель  или любой другой член МО), остальные  участники  делятся на две группы, одна       из   которых «защищает интересы»  традиционного  урока, а вторая - урока современного (по ФГОС).  

Основные тезисы дискуссии: противоречия оппонентов

В защиту традиционного урока

В защиту современного урока

- Традиционный урок – это основа педагогической науки. Меняющиеся времена не могут изменить лучшее в уроке. То, что накапливалось веками, остается ценным всегда. Нельзя обойтись без прочных, систематических, глубоких знаний. Нельзя обойтись без воспитанной традиционным уроком привычки к дисциплине и порядку в голове. 

- Однако следует заметить, что время идет вперед быстрыми шагами, остановить его невозможно. С годами меняется человек и его отношение к жизни, его мировоззрение, интересы и приоритеты. Именно педагогическая наука в первую очередь должна с этим считаться, а значит должна меняться в ногу со временем. Дисциплина в голове, как сказал  оппонент,  сейчас не всегда помогает  человеку быть активным, инициативным, коммуникабельным, а главное,  мобильным в современном обществе.

- И все-таки  нельзя  не забывать, что традиционный урок – это наша  молодость, работа, интересная своей размеренной уверенностью в ее необходимости и пользе, интересная жизнь. Это целая история, на которой обучалось и воспитывалось не одно поколение. Мы всю жизнь проводили традиционные уроки и вырастили нормальных учеников, которые, став взрослыми,  смогли сохранить тот потенциал знаний, который они получили в школе (в рамках  именно традиционного урока).

- Тем не менее, в традиционном уроке надоедает одно и то же, бесконечное «повторение пройденного». Жалко «сильных» учеников, которых с каждым годом все меньше и меньше. Низкий уровень подтягиваем до среднего, а с «сильными» работать некогда. 

Главные ориентиры традиционного урока – коллективное выравнивание, средняя успешность обучения, средний ученик в целом. 

- Зато (и это нельзя не оценить по достоинству) на традиционном уроке легко работать: его организация проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей. Все этапы урока идут один за другим, невозможно запутаться, сбиться с толку. Легко распределить время на уроке. Все предопределено. Все предсказуемо. Все нормы четко расписаны, легко выполняются, никому ничего не надо доказывать, всем все понятно. Все обеспечивает на уроке порядок и хорошую дисциплину. Все правильно, с точки зрения проверяющих, а раз правильно,  то плохо быть не может.

- Невозможно согласиться с тем утверждением, что на традиционном уроке легко работать. Скорее всего, это не так. Во-первых, при проведении традиционных уроков очень высока  утомляемость учащихся, так как при выполнении однообразной деятельности они испытывают постоянное чувство неудовлетворенности из-за отсутствия интереса, нежелания учиться, из-за роста непонимания  требований, предъявляемых учителем. Во-вторых, учителя тоже быстро устают,  особенно на последних уроках, так  как большую часть в проведении традиционного урока берет на  себя педагог. В-третьих, проверяющие (которые были упомянуты оппонентом) тоже теперь уже предъявляют к уроку современные требования. И то, что ценилось в уроке раньше, сейчас, в большей мере, входит в разряд недостатков, чем достоинств.

- Несмотря на это, позвольте  напомнить, что, работая по традиционным урокам, советская и постсоветская школа подготавливала успешных выпускников, обладающих прочными научными знаниями по разным дисциплинам. Советские и русские специалисты высоко ценились за рубежом. Советское образование, в основе которого лежали традиционные уроки, считалось одним из лучших и престижных.

- Да,   с этим нельзя не согласиться, но в современных условиях при традиционном обучении, ученикам, успешно закончившим   школу, гораздо труднее найти себя в окружающей действительности. Среди них гораздо больше несостоявшихся личностей.  Неслучайно в последние годы среди учителей родилась шутка. На вопрос: «Кому на Руси жить хорошо: отличнику или троечнику», всегда один и тот же ответ – троечнику, так как он адаптирован к жизни, умеет приспособиться, выбрать нестандартное решение, принять на себя ответственность, рискнуть и т. д.  Именно поэтому среди них гораздо меньше неустроенных, несчастных, чем, к сожалению, среди отличников, которые всегда четко и правильно выполняли указания учителя.

- В заключении, хочется сказать о самом  «болезненном». Хотим мы этого или не хотим, но традиционный урок – это пока еще реалия сегодняшнего дня: более 60% учителей, по-прежнему, предпочитают давать уроки в традиционной форме. И реально то, что большая часть педагогов не собираются ничего менять в своей деятельности: нет времени и сил самому постигать что-либо новое, да и не видят в этом смысла. Традиционный урок – как родной человек, в нем все близко и понятно: пусть смертельная усталость, пусть не всегда удовлетворяют ученики, на уроке – все знакомо, привычно, понятно, это – традиционно. Так может и не стоит ничего менять?

- Чтобы этот  вопрос не остался риторическим,  позволю, напомнить  одну известную мудрость, которая гласит так: «Очень умный человек учится на ошибках других, просто умный – на своих, а глупый  не учится ни на чьих». Человечество развивается благодаря тому, что умных людей становится все больше. Способность учиться, т.е. постоянно принимать новые знания, даже если они обнаружены не сегодня, это верный показатель открытости человеческой личности. Современному педагогу не стоит  бояться новых требований, смело браться за новые идеи, чтобы повернуть  свои уроки в новое современное русло.

      Ведущий дискуссии  контролирует ее проведение:  помогает оппонентам выстроить дискуссионную линию, следит за психологической обстановкой разговора и подводит итоги, главными из которых становятся следующие:

  1. Несмотря на противоречия во мнениях, победителем дискуссии   становится «УЧЕНИК». Любая педагогическая деятельность  направлена на то, чтобы  ученики имели возможность получать образование, соответствующее их запросам и возможностям, и чтобы это образование помогло им реализовать свои  жизненные планы.    
  2. Большой опыт проведения традиционного урока, с одной стороны,  и желание идти в ногу со временем, с другой стороны, должны помочь  современному учителю перестроить свою работу на  совершенствование урока в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов.

     Следующий этап методического марафона позволяет перейти от слов к делу, то есть каждому учителю включиться в процесс обновления собственного урока.

  1. Индивидуальная методическая работа «Мастерская учителя»

     Цель работы  -  совершенствование учителем  собственного урока на основе полученных в ходе предыдущих мероприятий теоретических знаний, приближение его к требованиям ФГОС.

     Участники - все члены методического объединения учителей русского языка и литературы.

     Содержание деятельности:

- самостоятельное проектирование и использование на практике новых структурных элементов урока,  приемов и форм  организации познавательной деятельности учащихся на уроке;

- выбор и использование продуктивных технологий обучения;  

- отбор дидактического инструментария и использование его на уроках;

- самоанализ своих педагогических результатов;

- корректировка своей деятельности в связи с полученными результатами.

      Индивидуальная работа учителей   требует внутренней и внешней оценки. Поэтому за ней  следует следующий этап марафона,  позволяющий  обменяться первыми результатами.

  1. Анализ открытого  урока русского языка в рамках ФГОС  в 5 классе по теме   «Типы речи. Оценка действительности».

    Цель посещения-  ознакомление с технологической картой урока, анализ урока в соответствии с требованиями ФГОС.

    Участники мероприятия -  учителя русского языка и литературы и учителя начальных классов.

     В ходе проведения данного мероприятия представляется  опыт работы учителя по проектированию представленного урока и созданию его  технологической карты. В ходе обсуждения данных вопросов определяются основные элементы технологической карты.

     Общие сведения об уроке:

- Цели для ученика: обучающие, развивающие, воспитывающие.

- цели для учителя: образовательные, развивающие, воспитательные.

- Тип и форма урока.

- Понятия: опорные и новые.

- Формы контроля

     Сведения о каждом этапе (структурном элементе) урока:

- Деятельность учителя.

- Деятельность ученика.

    Используемые методы, приемы, формы.

- Формируемые УУД: личностные, регулятивные, коммуникативные.

- Результат

    Приложения: дидактический материал.

    Данное мероприятие позволяет в обобщенном виде и на практическом уровне  представить результат работы одного   учителя  по проектированию урока в соответствии с требованиями ФГОС, полученный в ходе реализации этапа методического марафона  «Мастерская учителя».  В результате  коллективного анализа  рождается первый продукт данного проекта – форма технологической  карты урока, которая будет использована учителями в дальнейшей работе.

     Следующий этап позволяет расширить  обмен опытом среди учителей, участвующих в проекте.

  1. Научно-практическая конференция «Эффективные инструменты урока: опыт и поиск»

     Цель - анализ результатов деятельности учителей МО в рамках этапа методического марафона  «Мастерской учителя».

     Участники -  члены методического объединения учителей  русского языка и литературы.

     Темы выступлений:

- «Виды учебной деятельности при работе с лингвистическим текстом в 5 классе ».

- «Речевые упражнения в 6 классе при подготовке учащихся к творческой работе».

-  «Памятки по написанию сочинения при подготовке учащихся 9-х классов к ОГЭ по русскому языку».

- «Способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках литературы в 8 классе».

- «Приемы личностно-ориентированного обучения на уроке русского языка в 7 классе».

     Главным итогом данного мероприятия становится  создание банка дидактического инструментария урока, который представляет собой комплекс учебных заданий (упражнений) по освоению уровня коммуникативной компетентности школьников в процессе изучения русского языка и литературы.      Данный комплекс включает в себя перечень   заданий (упражнений) обобщенного характера и виды заданий, методических приемов, разработанных учителями методического объединения  на уроках.    

 

Задания (упражнения) обобщенного характера

I. Аналитические упражнения

     Основными видами таких упражнений являются ответы на проблемные вопросы. Вопросы могут носить общий и индивидуальный характер:

  1. Вопросы общего типа:

- Почему…?

     - Как объяснить…?

     - Чем отличается…?

     - Чем похожи…?

     - В чем смысл утверждения (слова, поступка)…?

     - Из чего мы узнаем, что…?

     - Сравните…

     - Опишите…

     - Докажите, что…

     - Найдите в тексте утверждения о том, что…

     - Верно ли, что…?

     - С помощью чего автор дает понять…?

     - Почему автор использует прилагательное для описания…?

     - Почему произведение написано от 1-го лица?

     - С кем спорит герой (автор), говоря о…?

     - Объясните смысл названия.

     - Символом чего являются…?

     - Как автору (герою)  удается …? Удается ли…?

     - В чем достоинства (недостатки) героя (позиции, положения вещей)…?

     - Что означают слова…? Могут ли они употребляться в других значениях?

  1. Вопросы индивидуального (личностного) типа:

     - Что вы думаете о…?

     - Как вы относитесь к тому, что…?

     - Разделяете ли вы идею автора (героя) о том, что…?

     - Согласны ли вы с тем, что…?

     - Процитируйте ваше любимое место (строку) произведения.

     - Что вам непонятно в тексте (в произведении)?

     - Что вы почувствовали, когда узнали, что…?

     - С кем из героев вы могли бы себя сравнить? Почему?

     - Испытывали ли вы когда-нибудь то же, что…?

     - Кто из героев вызывает у вас симпатию (неприязнь, страх)?

     - Вы верите в то, что…?

     - Что бы вы сделали на месте (в случае) …?

     - Как бы вы ответили на вопрос автора (героя) о том, что…?

II. Творческие упражнения

     К таким упражнениям относятся те, при выполнении которых ученик

создает новые образы, прогнозирует возможные события, дополняет характеристики, описания, меняет что-либо в соответствии со своим творческим замыслом, то есть создает новое качество:

     - «Перескажите произведение (эпизод) от 1-го (2-ого) лица».

     - «Попробуйте перенести действие в иное время (в иную эпоху, в другую страну). Какие потребуются изменения?»

     - «Составьте аннотацию к тексту».

     - «Дайте описание героя (места, события), которого нет у автора».

     - «Вы только что пережили то, что пережил герой. Расскажите об этом в своем дневнике, в письме к другу, репортаже, телеграмме».

     - «Напишите короткий диалог, который мог бы состояться между…»

     - «Ответьте на телеграмму (письмо, записку) от имени героя, вместо героя».

     - «Подберите ряд синонимов (антонимов, рифм) к словам…»

     - «На рисунке представлена схема комнаты (прибора). Дайте ее описание».

     - «Дайте словарное определение словам…»

     - «Составьте инструкцию по пользованию…  Напишите воспоминания о том, как вы этим пользовались».

     - «Перескажите  своими словами диалог из текста».

     - «Вы – детектив (художник, историк, журналист). Задайте несколько вопросов автору (герою, второстепенному персонажу)».

     - «В 25-30 словах напишите внутренний монолог героя по поводу…»

     - «Напишите диалог, реплики в котором начинались бы со слов…»

     - «Прочитанный рассказ – часть многосерийного фильма. В нескольких предложениях изложите содержание предыдущих серий».

      Задания, методические приемы, разработанные учителями МО  на уроках оформляются следующим образом:    

Карточка дидактического инструментария

Название  инструментария _______Задание  «Нарисуй правило»____________

Учебный предмет

Русский язык, литература

На каком этапе урока используется

Закрепление изученного

Суть назначения

Ученик придумывает  образ - картинку, в котором отражено основное содержание изученного правила.

Эффективность инструмента

Данное задание  позволяет ученику  преобразовать учебный материал  в удобную для запоминания форму.

Соответствие требованиям ФГОС

Развитие образного и ассоциативного  мышления, реализация личностных особенностей  ученика.

Учитель, представивший инструмент ____________________________________

Дата заполнения ______________________________________________________

Название  инструментария _______Прием «Помощь зала»________________

Учебный предмет

Русский язык, литература

На каком этапе урока используется

Работа учащегося у доски, индивидуальный ответ ученика

Суть назначения

Ученик, отвечающий у доски, может обратиться к любому из одноклассников  за консультацией и помощью.

Эффективность инструмента

Данный прием позволяет преобразовать учебный материал в основу диалога, позволяющего организовать совместное разрешение проблемы.

Создает комфортные условия, снижает страх.

Соответствие требованиям ФГОС

Развитие коммуникативной компетентности учащихся.

Учитель, представивший инструмент ____________________________________

Дата заполнения ______________________________________________________

     Банк дидактического инструментария   становится вторым продуктом данного проекта и может быть доступным для любого члена методического объединения.

  1. Коллективное творческое дело:   создание  рабочей программы по русскому языку и литературе для 5 класса на 2015-2016 учебный год.

     Цель КТД -  обобщение полученного в ходе методического марафона опыта в форме  создания рабочей программы учителя.

     Участники - члены методического объединения учителей.

     Данное коллективное творческое дело представляет собой деятельность группы людей, направленную  на создание нового продукта (рабочей программы). При этом не важно, если этот или похожий продукт уже был когда-то создан, главное, что эта группа создает его впервые.

     Отличительными признаками КТД являются:

- совместное создание дела;

- социально значимый характер дела;

- высокая мотивация участников дела

     Алгоритм организации КТД – разработки рабочей программы учителя:

  1. Определение цели совместной работы и постановка конкретных задач.
  2. Определение контекста предстоящей деятельности: на какой предыдущей деятельности она будет основана и как будет использована после завершения КТД.
  3. Определение содержания материала, необходимого для создания рабочей программы.
  4. Коллективное планирование совместной деятельности.
  5. Распределение заданий по разработке фрагментов рабочей программы среди членов группы.
  6. Определение формы предоставления результатов  выполненных заданий.
  7. Индивидуальная работа каждого члена группы над разделом (фрагментом) рабочей программы.
  8. Совместное обсуждение готовых разработок, корректировка деятельности.
  9. Соединение откорректированных фрагментов в единый документ и повторная корректировка.
  10.  Подведение итогов, обсуждение на заседании членов рабочей группы (членов методического объединения).

     В результате выполнения коллективного творческого дела создается третий продукт методического марафона – рабочие программы по русскому языку и литературе для 5 класса на 2015-2016 учебный год, которые  являются показателем степени готовности учителей  к работе по новым образовательным стандартам.

     Окончание методического марафона фиксируется на заседании методического объединения учителей, где подводятся итоги и обсуждаются результаты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     

     Методический марафон «Современный урок: от старых традиций к новым стандартам», как форма методической работы учителей русского языка и литературы,  является проектом, который позволяет в рамках учебного года, используя ресурсы образовательного учреждения, организовать целенаправленную практическую деятельность педагогов, в ходе которой они повышают свою профессиональную компетентность по заданной проблеме.

     Положительной особенностью такой формы является рациональное распределение мероприятий в течение определенного проектом периода, с одной стороны,  и возможность погружения в проблему (периодического возвращения к исследуемым вопросам в течение учебного года) -  с другой.

    Продукты, которые создаются в ходе проекта, являются методическим материалом, готовым к использованию  любым членом методического объединения. А само участие в процессе  создания этих продуктов позволяет расширить творческие возможности педагога, повысить его самооценку и значимость.

     Данная методическая разработка была представлена автором на заседании методического объединения учителей русского языка и литературы и принята к реализации решением заседания № 2 от 02.11.2014 г.

     В феврале 2015 года методическая разработка стала призером районного конкурса педагогических универсалий «Мой проект», или «Такая уж профессия…» для председателей МО учителей русского языка и литературы.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока музыки "Фольклорные традиции Руси"

Урок  музыки  в  6  классе Тема:  Фольклорные  традиции  Руси.Подтема: «Рождественские посиделки»  Цель: создать  условия  для  ознаком...

Методическая разработка урока литературы Тема: Традиции Л.Н. Толстого в современной прозе о войне.«Нам общая слава России солдатской наградой была…» (По произведениям Ю.В. Бондарева, К.Д. Воробьева, Б.Л. Васильева, В.В. Быкова).

Методическая разработка урока литературы «Традиции Л.Н. Толстого в современной прозе о войне. «Нам общая слава России солдатской наградой была…»  (по произведениям  Ю.В. Бондарева, К.Д. Воро...

«Физическая культура» ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ОБРАЗОВАНИЯ ОТ «СТАРЫХ»?

ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ОБРАЗОВАНИЯ ОТ «СТАРЫХ»? «Физическая культура» Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный резуль...

«Сочетание старых традиции и новых технологий в обучении иностранным языкам»

Выступление на городском семинаре учителей иностранных языков....

«Современный урок химии в свете требований новых стандартов образования»

Учи своих учеников трудиться. Не ищи лёгкого пути в обучении. Но помни как важно поддержать, ободрить, быть рядом в трудной ситуации. Чувствуй, где необходимы твоё плечо, твои знания, твой опыт....

методическая разработка урока "Русские православные традиции в романе И.С. Шмелёва "Лето Господне" (гл. "Великий Пост")

Урок открытия нового знания построен в ТРКМЧП (стратегии "ЗХУ" и "Инсерт") и призван познакомить обучающихся с церковными и бытовыми традициями русского народа в период Великого Поста.Обычаи чистого п...

Образовательный проект - программа "Вырастим новое поколение на старых традициях"

Проект - программа «Вырастим новое поколение на старых традициях»  создан для учащихся МБОУ СОШ № 20 г. Вяземского, как полноценная программа физического воспитания, нацеленная на угл...