«Формирование универсальных учебных действий у учащихся в системе уроков изобразительного искусства и неурочной деятельности»
статья по изобразительному искусству (изо)

Винтер Лилия Ивановна

Введение новых государственных стандартов в образовании вызвало массу дискуссий,  привело к серьёзному, а иногда к лихорадочному, самоопределению педагогов в поле своего собственного предмета. Тема формирования УУД   является, как я думаю, довольно актуальной и интересной так как, ни для кого не секрет, что критерии оценки сформированных у выпускника  школы универсальных учебных действий размыты и призрачны, и преобразовать  их в конкретный ориентир для построения собственного алгоритма деятельности достаточно сложно. Особенно это актуально для учителей, ведущих предметы эстетического цикла, из которых, пожалуй, самым многострадальным является изобразительное искусство. Именно его периодически пытаются вытеснить из числа обязательных предметов образования, сократить часы, заменить более «полезной» и прагматичной деятельностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_uud_na_izo.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Гимназия №3» г. Белгорода

 Винтер Лилия Ивановна

«Формирование универсальных учебных действий у учащихся в системе уроков изобразительного искусства и  неурочной деятельности»

                                                          «Сколько б ты ни жил, всю жизнь следует учиться».

                                                                                                                                          Сенека

        «Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться».

                                                                                                                       Леонардо да Винчи

        Введение новых государственных стандартов в образовании вызвало массу дискуссий,  привело к серьёзному, а иногда к лихорадочному, самоопределению педагогов в поле своего собственного предмета. Тема формирования УУД  является, как я думаю, довольно актуальной и интересной так как, ни для кого не секрет, что критерии оценки сформированных у выпускника универсальных учебных действий размыты и призрачны, и преобразовать  их в конкретный ориентир для построения собственного алгоритма деятельности достаточно сложно. Особенно это актуально для учителей, ведущих предметы эстетического цикла, из которых, пожалуй, самым многострадальным является изобразительное искусство. Именно его периодически пытаются вытеснить из числа обязательных предметов образования, сократить часы, заменить более «полезной» и прагматичной деятельностью, например, материальной технологией.

       Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ранее действующая система образования, когда большая часть преподавателей получала педагогическое образование (средний возраст учителей составляет 45 лет).  Вполне естественно, что возникли определенные проблемы в обучении и воспитании нынешнего молодого поколения:

     - современные родители ориентируются исключительно на умственное развитие ребенка, не уделяя должного внимания духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию;

     - раньше школа и уроки были основным источникам получения ребенком информации о мире, человеке, обществе, природе. Сегодня СМИ, Интернет оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительной;

-крайне низкая читательская активность школьников, телевидение, видео вытесняют литературное чтение и как результат трудности в анализе, несформированность внутреннего плана действий, трудности логического мышления и воображения;

- ограниченность общения со сверстниками, затруднение в усвоении детьми моральных норм и нравственных принципов.

      В связи с выявленными проблемами стало очевидным, что образование требует новых подходов, которые заложены в государственных стандартах второго поколения.  Нам остается только констатировать тот факт, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, современные учащиеся не способны на практике применять полученные знания, так как школа не дает им этой возможности.

      Решение этой проблемы – формирование универсальных учебных действий, обобщенных действий, открывающих возможность широкой ориентации учащихся в различных предметных областях и в строении самой учебной деятельности. Самостоятельный творческий поиск должен стать во главу угла всего процесса обучения.

        Сформированные «универсальные учебные действия» способствуют  саморазвитию и самосовершенствованию учащегося, так как их особенностью является их универсальность

-     носят надпредметный,  метапредметный характер;

- обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;

-     обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного

  процесса;

- лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;

-   обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

«Умение учиться» - основа современного направления образовательной деятельности.

       Образование в  начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. В этой связи предметы художественно-эстетического цикла особенно важны, так как способны непосредственно осуществить связь между начальной школой и средним звеном, в то время как задача основного общего образования развить и усовершенствовать те универсальные учебные действия, которые будут заложены в начальной школе.

      Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество, становится обучение, ориентированное на саморазвитие и самореализацию личности. На первый план выходит созидательная сторона образования. В этой связи на предметы художественно-эстетического цикла стоит обратить особое внимание, преподавание которых изначально настроено на творческое начало в работе учащихся и наличие практического результата.

         

        В результате изучения всех предметов у учащихся должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

      Функции универсальных учебных действий включают:  

- обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;  

- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;   обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

          В сфере личностных универсальных учебных действий формируется внутренняя позиция школьника, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.

        В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники должны овладеть всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

       В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач.

      В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

     Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Применительно к учебной деятельности выделяют три вида действий:

- личностное, профессиональное, жизненное  самоопределение;

- действие смыслообразования, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется;

- действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные действия обеспечивают организацию обучающимся своей учебной деятельности.

-  целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено обучающимся, и того, что еще неизвестно;

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;      

-  прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его

продукта;                                            

-  оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

-  волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию  - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и  к преодолению препятствий.

Познавательные универсальные  действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.

1.Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;  

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:

- знаково-символические  - моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и  преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

-  структурирование;

- построение  речевых  высказываний в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов  и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;  извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

-  постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

2.Универсальные логические действия:

- анализ объектов  с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятия, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей,  

- построение логической цепи рассуждений,

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

3. Постановка и решение проблемы:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет  позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Видами  коммуникативных действий являются:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

– определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

1. Личностные универсальные учебные действия, отражающие отношение к социальным ценностям:

– идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству;

– проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов;

– проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;

– различать основные нравственно-этические понятия;

– соотносить поступок с моральной нормой; оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.);

– анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;

- оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;

– мотивировать свои действия; выражать готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения,

- проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.

2. Личностные универсальные учебные действия, отражающие отношение к учебной деятельности:        

– воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;

– выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

– оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

– применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия.        

   Регулятивные универсальные учебные действия, направленные на формирование целевых установок учебной деятельности        

– удерживать цель деятельности до получения ее результата;

– планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);

– оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений;

– корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения;

– анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.

    Регулятивные универсальные учебные действия, направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности:        

осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»);

– оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);

– анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины;

– оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

Познавательные универсальные учебные действия        

Познавательные универсальные учебные действия, отражающие методы познания окружающего мира:        

-различать методы познания окружающего мира по его целям (наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование, вычисление);

– выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания (наблюдения);

– анализировать результаты опытов, элементарных исследований; фиксировать их результаты;

– воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

– проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;

– применять таблицы, схемы, модели для получения информации;

– презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;

Познавательные универсальные учебные действия, формирующие умственные операции        сравнивать различные объекты:

- выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства;

- сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; - выявлять сходство и различия объектов;

– выделять общее и частное (существенное и несущественное), целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах;

– классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку);

– приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;

– устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени;

– выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения

 Познавательные универсальные учебные действия, формирующие поисковую и исследовательскую деятельность        

- высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы,

- составлять план простого эксперимента;

– выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор (отвечать на вопрос «почему выбрал именно этот способ?»);

– выявлять (при решении различных учебных задач) известное и неизвестное;

– преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;

– моделировать различные отношения между объектами окружающего мира (строить модели), с учетом их специфики (природный, математический, художественный и др.);

– исследовать собственные нестандартные способы решения;

– преобразовывать объект: импровизировать, изменять, творчески переделывать.

Коммуникативные универсальные учебные действия.        

Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения работать с текстом        

- воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;

– сравнивать разные вида текста по цели высказывания, главной мысли, особенностям вида (учебный, художественный, научный); различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной задаче;

– анализировать и исправлять деформированный текст: находить ошибки, дополнять, изменять, восстанавливать логику изложения;

– составлять план текста: делить его на смысловые части, озаглавливать каждую; пересказывать по плану.

Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания        

оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;

– различать особенности диалогической и монологической речи;

– описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка;

– характеризовать качества, признаки объекта, относящие его к определенному классу (виду);

– характеризовать существенный признак разбиения объектов на группы (классификации); приводить доказательства истинности проведенной классификации;

– выбирать вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью;

– составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства;

– писать сочинения (небольшие рефераты, доклады), используя информацию, полученную из разных источников.

   Учебный предмет «Изобразительное искусство» вносит особый вклад в формирование всех универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.

    Курс изобразительного искусства направлен на развитие эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности, обогащения её духовной сферы и художественной культуры, формирования толерантности, предполагающей уважение к культурному наследию и искусству народов многонациональной России и других стран мира.

    Формирование универсальных учебных действий осуществляется в результате реализации принципов системно-действенного подхода к организации образовательного процесса.

   Приобретение знаний и расширение представлений учащихся начальных классов о видах и жанрах изобразительного искусства осуществляется в результате решения проблемных ситуаций. Знание не дается в готовом виде, а открывается детьми самостоятельно или при помощи педагога в двух направлениях: в процессе эстетического восприятия природы и произведений искусства, в результате продуктивной творческой деятельности.

    Расширение познавательной сферы школьников в области изобразительного искусства происходит постепенно в процессе решения эвристических заданий, нацеленных на самостоятельный поиск и решение художественно-творческих задач, например, понимание значения искусства в жизни человека и общества; сравнение шедевров мирового искусства, хранящихся в музеях России (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей) и художественных музеях своего региона и других стран мира; умение различать основные виды и жанры пластических искусств и др. При этом осуществляются различные умственные операции: анализ, синтез, сравнение, классификация; делаются умозаключения, выводы, обобщения, которые представляются в словесной, схематичной или условно-образной форме (знак, код, символ).

     Формирование регулятивных универсальные учебные действий осуществляется в результате продуктивных видов художественно-творческой деятельности. На каждом занятии ученик создаёт уникальный рисунок или поделку (творческий продукт, произведение), используя выразительные свойства художественных материалов. При этом он самостоятельно ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, находит необходимый художественный материал (живописный, графический, скульптурный или др.), выполняет работу в материале, придумывает название рисунку (поделке), выражая в словесной или письменной форме образный смысл или замысел произведения, оценивает результат своего труда, а по необходимости и осуществляет необходимую коррекцию, например, уточняет название своего рисунка.

    Личностные результаты проявляются в авторском стиле юного художника, в умении использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем, фактуру для достижения своих творческих замыслов, в способности моделировать новые образы путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка). Уникальным достижением ученика является его творческая папка, в которой он собирает и хранит продукты своей творческой деятельности.

     Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в курсе изобразительного искусства обеспечивается в результате диалога субъектов образовательного процесс. Расширение навыков общения происходит в процессе игровых ситуаций, деловых игр, предполагающих многопозиционные роли: художника, зрителя, критика, ценителя искусства и др. Коммуникативный опыт складывается в процессе рассуждений ученика о художественных особенностях произведений, изображающих природу, животных и человека; в умении обсуждать индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности, в процессе сотрудничества и создания коллективных творческих проектов, с использованием возможностей ИКТ и справочной литературы.

Основные направления по формированию УУД на уроках изобразительного искусства:

    Переход на новые школьные стандарты требует педагогического сопровождения проектного метода как способа активизации художественно-творческой деятельности учащихся, становления компетентной в области различных видов искусства личности.

     Лингвистический аспект работы на уроке и во внеурочной деятельности – фундамент понимания искусства. Слово является не столько носителем информации, но и носителем художественно-поэтического образа, стимулирует образность мышления, побуждает  к использованию  ИКТ, открывающего доступ к поиску и обработке литературно-художественного наследия всех времён и народов. Речь учителя обостряет наблюдательность детей, пробуждает фантазию.

   Построение урока на межпредметных связях.

  Коллективное, парное творчество детей на уроках позволяет интенсивно накапливать положительный опыт в решении коммуникативных и регулятивных задач: здесь важно и умение вести диалог, и отстаивать свою точку зрения, и считаться с мнением партнёра, и ориентироваться на конечный результат, причём не индивидуальный, а общий.

Интеграция видов искусства на уроке (литература, живопись, музыка, театр, и т.д.), которые необходимо максимально синтезировать на основе художественного творчества для создания у детей целостной картины мира в его материальном и духовном единстве.

    Нацеленность на результат через самореализацию в художественно-творческой деятельности, где основой является не только сам процесс, но и результат, который становится не собственно целью, но и средством познания мира, более глубокого эмоционального выражения внутренних чувств ребёнка.   

Личностные УУД

  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
  • называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
  • самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения;

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

  • с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
  • учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
  • выполнять контроль собственной работы;
  • совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.

Коммуникативные УУД:

  • донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках,
  • слушать и понимать речь других.

   Средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности.

 

Тема «Красавица осень»

Цели предметные:

закрепить полученные ранее навыки работы гуашью, смешивая цвета и создавая живую связь красок;

пробовать строить композицию, исходя из собственного замысла;

дать начальное представление о художественном образе — «продукте» литературного и изобразительного творчества, раскрыв его метафоричность.

Формирование универсальных учебных действий (УУД).

Личностные УУД:

повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;

ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями искусства;

духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе — источнику красоты и вдохновения.

Регулятивные УУД:

развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;

вырабатывать способность различать способ и результат действия;

в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.

Познавательные УУД:

развивать способность смыслового восприятия художественного текста;

осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.

Коммуникативные УУД:

адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;

задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов;

адекватно оценивать свою роль в коллективной (парной) творческой деятельности.

Главное помнить, что приоритетом художественного образования в школе всё-таки остаётся духовно-нравственное развитие ребёнка, и самые новые эксперименты, а также технологии их внедрения не должны подменять собой эту цель.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий у учащихся на уроках математики

Сборник статей на заданную тему является результатом реализации муниципального проекта «Совершенствование профессиональной компетентности учителей математики г.Перми в вопросе формирования универсальн...

Презентация Формирование универсальных учебных действий у учащихся с ограниченными возможностями здоровья

В презентации освещены теоретические вопросы по формированию  УУ на уроках географии. А также приведены примеры заданий по формированию УУД на уроке географии в 6 классе КРО по теме «В...

Формирование универсальных учебных действий у учащихся пятых классов в процессе работы по УМК «Starlight- 5»

В данной работе даётся краткая характеристика УУД  и примеры заданий по формированию универсальных учебных действий у учащихся 5 классов на основе УМК «Starlight 5»...

Доклад "Формирование универсальных учебных действий у учащихся на уроках английского языка"

Доклад "Формирование универсальных учебных действий у учащихся на уроках английского языка"...

«Формирование универсальных учебных действий и познавательной активности на уроках биологии и во внеурочной деятельности».

laquo;Формирование универсальных учебных действий и познавательной активности на уроках биологии и во внеурочной деятельности»....

Формирование универсальных учебных действий (УУД) учащихся на уроках математики в условиях пенитенциарной школы

Дайджест выступления учителя математики в ИК-43 Кирсанова С.Г. на методическом семинаре школы, посвящённом обмену практическим опытом в формировании УУД учащихся....

Проектное обучение как метод формирования универсальных учебных действий у учащихся с ОВЗ в урочной деятельности

Компетенции современного века требуют от преподавателя иных подходов в обучении детей английскому языку, в частности, если речь идет об учениках с ОВЗ. Стандарты нового поколения устанавливают требова...