Формирование универсальных учебных действий через организацию проектной деятельности на уроках английского языка.
статья по английскому языку

Мизина Наталья Михайловна

С психологической точки зрения  в основе проектного обучения  лежит принцип «эго-фактора», который  предполагает такой подход к обучающимся, который может быть соотнесен с развиваемым в настоящее время личностно-деятельностным  подходом в методике обучения.

В европейских языках слово "проект" заимствовано из латыни: причастие projectus означает "выброшенный вперед", "выступающий", "бросающийся в глаза".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_uud.docx26.65 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование универсальных учебных действий через организацию проектной деятельности на уроках английского языка.

Мизина Наталья Михайловна

С психологической точки зрения  в основе проектного обучения  лежит принцип «эго-фактора», который  предполагает такой подход к обучающимся, который может быть соотнесен с развиваемым в настоящее время личностно-деятельностным  подходом в методике обучения.

В европейских языках слово "проект" заимствовано из латыни: причастие projectus означает "выброшенный вперед", "выступающий", "бросающийся в глаза".

В своей деятельности опираюсь на классификационные параметры проектного обучения и его целевые ориентации, определенные Селевко Г.К.

Организуя работу над проектом, я стремлюсь к соблюдению ряда условий.

•        Тематику связываю как со страной изучаемого языка,  так и со страной проживания, обучающихся ориентирую на сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран.

•        Мотивирую обучающихся к самостоятельной формулировке проблемы, ориентирую их на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации.

•        Вовлекаю в работу всех обучающихся класса, предлагаю каждому задания с учетом уровня его языковой подготовки (распределение ролей в группе, схемы-опоры, речевые клише).

Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если обучающиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет у них созерцательный интерес к предмету, который не будет познавательным интересом. Для того чтобы разбудить в школьниках активную деятельность, предлагаю проблему интересную и значимую, соответствующую их возрастным особенностям. На первом уровне обучения – это сказки, сказочные персонажи, на втором и третьем – это молодежные движения, проблемы молодежи, мир профессий.

Для того чтобы сформировать мотивы учебной деятельности, я использую в своей работе весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности:

  • словесные;
  • наглядные и практические методы;
  • репродуктивные и поисковые методы;
  • индуктивные и дедуктивные методы;
  • методы  самостоятельной  учебной  работы  или  под  моим руководством.

Также применяю следующие методы стимулирования и мотивации:

  • стимулирующее влияние наглядности;
  • создание проблемной ситуации, соответствующей учебным возможностям школьников, т.е. доступной им для самостоятельного разрешения (как можно использовать снова вышедшие из употребления предметы: бутылки, фантики);
  • занимательная аналогия (сравнение зрительного образа буквы с объектами);
  • создание игровых ситуаций («иностранец в России», как вести себя с русскими);
  • создание ситуаций познавательного спора, организация учебных дискуссий («убеди меня поехать именно в твою страну»);        
  • создание ситуаций успеха у школьников, испытывающих затруднения в учёбе (задания от простого к более сложному: нарисуй план города, подпиши основные достопримечательности, расскажи об одной из них)
  • обеспечение благоприятной моральной психологической атмосферы, что снижает чувство неуверенности, боязни; состояние тревожности при этом сменяется уверенностью в себе, без чего невозможны дальнейшие учебные успехи (личный пример, уважительное отношение к обучающемуся, толерантность, корректное непубличное исправление ошибок).

В настоящее время учеными методистами и учителями-практиками предлагаются различные типы проектов. В своей педагогической деятельности я придерживаюсь следующей типологии проектов (Приложение). В соответствии с ней обучающиеся готовят исследовательские, творческие и информационные проекты (по доминирующему методу в проекте). В основном это межпредметные проекты (по предметно-содержательному аспекту); разного рода координации (открытой и скрытой); внутренние (по характеристике контактов); индивидуальные, парные и групповые (по количеству участников); разные по продолжительности.

1. Исследовательские проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Они полностью подчинены логике небольшого исследования и имеют структуру, приближенную к подлинно научному исследованию. При выполнении заданий исследовательских проектов обучающиеся  выдвигают различные гипотезы решения обозначенной проблемы, определяют пути её решения. Итогом исследовательской работы является обсуждение полученных результатов, формулировка выводов, оформление результатов. Примером таких проектов являются следующие: «Здоровое питание» (10 кл.), «Разнообразие представителей субкультур в моем городе и школе» (11 кл.), «Предпочтения моих одноклассников в литературе и музыке» (9 кл.) https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2019/08/30/issledovatelskiy-proekt-po-teme-zdorovoe-pitanie 

2. Творческие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой группой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. Каждый из задействованных в проекте выполняет ту часть творческого задания, которая соответствует его интересам. Результаты проекта могут быть представлены в форме газеты, сочинения, видеофильма, драматизации и т. д. Мои обучающиеся являются авторами следующих творческих проектов: «Мой город – Татарск» (5 кл.), поздравительная открытка другу, «Моё собственное изобретение» (11 кл), «Что для других – мусор, для меня – находка» (7 кл.) https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2019/08/30/tvorcheskie-proekty 

3. Информационные проекты изначально направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении; на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической корректировки по ходу работы над проектом. Они часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью. Такими проектами в моей практике являются: «Моя любимая книга» (9 кл.), «История моего любимого вида спорта» (8 кл.), «Люди, которыми я горжусь» (7 кл.), «Разнообразие профессий» (9кл.) https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2019/08/30/moya-lyubimaya-kniga 

4. Игровые – ролевые представлены разыгрыванием фрагментов урока в школе, драматизацией пьесы  и другими,  они в большей степени реализуют коммуникативный подход в обучении иностранным языкам. Примерами таких проектов являются: «Ремейк фильма» (11 кл.), театральная постановка (5 кл., 9 кл.).

Обучающиеся сами определяют тип проекта, над которым они хотели бы работать. Способные школьники имеют возможность проявить себя в подготовке исследовательских и творческих проектов. Для ребят, испытывающих трудности в учебе, подходят в большей мере информационные проекты. Игровые-ролевые работы помогают объединить обучающихся с разными способностями.

Формирование универсальных учебных действий в процессе работы над проектом можно проследить на каждом этапе:

• выбор и обоснование темы проекта (регулятивные: целеполагание - как постановка учебной задачи, анализ, выдвижение гипотез; коммуникативные: обоснование идеи изделия; аргументированная защита своего выбора);

• определение конечного результата, цель проекта (регулятивные: прогнозирование, предвосхищение результата)

• обсуждение и составление плана проекта (регулятивные: планирование и определение последовательности промежуточных целей, составление плана и последовательности действий по реализации проекта; познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, консультации, обсуждение; управление поведением партнера; личностные: самоопределение);

• сбор информации, анализ прототипов (познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения проблемы в зависимости от конкретных условий; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера);

• изготовление проектного изделия: (регулятивные: поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы; познавательные: виртуальное и натуральное моделирование технологических объектов и процессов);

• оформление проекта: (познавательные: постановка и формулирование проблемы; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; построение логической цепи рассуждений; коммуникативные: формулирование собственной позиции, аргументированное обоснование своего мнения и позиции);

• анализ результатов, оценка проекта: (регулятивные: самооценка, взаимооценка, саморегуляция).

При организации проектной деятельности я придерживаюсь следующего алгоритма работы (Приложение).

На этапе контроля и коррекции проектной деятельности опираюсь на матрицу диагностики сформированности проектной компетентности обучающихся. Данная работа помогает мне определить слабые и сильные стороны каждого ученика и перспективу работы с ним.

При использовании метода проектов меняется и роль учителя. Он выступает в роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника информации, координатора. Моя главная задача состоит в передаче способов работы, а не конкретных знаний, т.е. акцент делается не на преподавание, а на учение (девиз проектной методики и ФГОС). Недаром девизом у сторонников проектной методики служат слова Конфуция: «Расскажи мне, и я забуду! Покажи мне, и я пойму! Заставь меня что-либо сделать, и я выучу!».

Проектную технологию использую в ходе организации внеурочной деятельности по предмету, это дает возможность, в соответствии с технологией личностно – ориентированного подхода И.С. Якиманской,  индивидуализировать  подход к обучающимся, учитывая их интересы, возможности и способности. Что в результате позволяет создать благоприятные условия для их дальнейшего развития.

        Внеурочную деятельность осуществляю в нескольких направлениях:

  • предметные недели;
  • внеклассные мероприятия;
  • организация работы кабинета ИЯ;
  • индивидуальные консультации по подготовке проектных работ (в соответствии с графиком).

Внеурочной деятельностью я занималась в 2022-23, 2023-24  учебных годах на базе точки роста. Я работала по разработанной мною дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «In the world of English» интеллектуальной направленности в 8-10 классах. В 2023-24 учебном году вела курс внеурочной деятельности "Занимательный английский!" во 2-3 классах. В рамках внеурочной деятельности я подготовила и провела ряд мероприятий: «Самый умный», «Рождество», «День Святого Валентина», «Пасха». Часть из них была проведена в каникулярное время.

        Достижения поставленной цели я добивалась и в работе с обучающимися с ОВЗ: 2019-2021 гг. - ученик 8-9 класса, обучала его английскому языку и являлась его классным руководителем; в 2021-2024 гг занималась английским языком с обучающейся начальной школы с нарушениями опорно-двигательного аппарата по разработанной мной адаптированной программе. Обучение детей с ОВЗ веду в тесной взаимосвязи с  родителями обучающихся, классным руководителем, социальным педагогом и педагогом-психологом. Опыт моей работы по формированию УУД у обучающихся с ОВЗ посредством метода проектов положительно оценен педагогом-психологом школы.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Данный материал посвящен вопросу формирования УУД на уроках иностранного языка....

Формирование универсальных учебных действий в работе с песней на уроке английского языка

Данное методическое пособие показывает, как посредством погружения школьников в иноязычную песенную культуру на уроках английского языка учитель решает проблему создания эффективной мотивационной сред...

доклад:Формирование универсальных учебных действий через технологию метода проектов на уроках английского языка в начальной школе.

Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я     запоминаю, я делаю – я усваиваю»....

Формирование универсальных учебных действий через коллективно - творческую деятельность по изобразительному искусству.

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является формирование универсальных учебных действий, как важной составляющей фундаментального ядра образования.Современная система обра...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий через творческую самореализацию учащихся на уроках английского языка в рамках ФГОС.

Статья посвящена формированию коммуникативных универсальных учебных действий на уроках английского языка. Перечислены виды деятельности и формы работы, помогающие развивать творческие способности учащ...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в разных видах деятельности на уроках английского языка

УУД – это обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осоз...