Коспект урока с презентацией "Портрет в скульптуре", 6 класс, 3 четверть. Программа Б.М.Неменского
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме

Артамонова Валентина Дмитриевна

Коспект урока с презентацией "Портрет в скульптуре", 6 класс, 3 четверть. Программа Б.М.Неменского

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока.  6 класс, 3 четверть

«Портрет в скульптуре»

Артамонова В.Д., МБОУ СОШ №6 г.Павлово, учитель 1 категории

ХОД УРОКА:

1 Организационный момент.

УЧИТЕЛЬ: На протяжении трех уроков мы обсуждаем одну очень интересную тему, кто ответит какую?

УЧЕНИК: Мы познакомились со скульптурой.

2 Этап повторения пройденного материала.

УЧИТЕЛЬ: С произведениями скульптуры мы встречаемся почти ежедневно, они сопутствуют нам в нашей повседневной жизни – это памятники на площадях, мемориальные доски и рельефы на стенах домов, фонтаны и лепные вазы в парках и скверах. В отличие от живописи и графики, где объёмная форма живёт на картинной плоскости в воображаемом или иллюзорном пространстве, скульптура реально объёмна, существует в реальном пространстве, будучи его частью. В этой объёмности формы и движений её поверхностей заключены различные стороны содержания, совокупность которых придает жизненную убедительность и целостность художественному образу. Обход скульптуры, рассматривание со всех сторон, сопоставление частей позволяет представить все ее пластические качества и выявить смысл произведения. Ребята, кто даст определение, что такое скульптура?

УЧЕНИК: Скульптура (лат . sculptura, от sculpo - вырезать, высекать), вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму (высоту, ширину и глубину). ваяние, пластика. Выполняются она из твердых или пластических материалов (слайд 2).

УЧИТЕЛЬ: Следовательно, технически скульптурное изображение создаётся путём удаления лишней части пластического материала. Еще этот процесс называют – ваяние. А какие жанры скульптуры вам известны?

УЧЕНИК: Главные жанры скульптуры – портрет; исторические, бытовые, символические, аллегорические изображения; анималистический жанр. (слайд 3)

УЧИТЕЛЬ: Художественно-выразительные средства скульптуры - построение объемной формы, пластическая моделировка (лепка), разработка силуэта, фактуры, в некоторых случаях также цвета. На какие два вида делится скульптура?

УЧЕНИК: Скульптура делится на два основных вида - на круглую скульптуру и рельеф. (слайд4)

УЧИТЕЛЬ: С каким видом скульптуры вы познакомились?

УЧЕНИК: Мы познакомились с понятием “круглая скульптура»

УЧИТЕЛЬ: Охарактеризуйте понятие круглая скульптура.

УЧЕНИК: (слайд 5) В круглой скульптуре полностью передаётся объём изображаемой фигуры или предмета. Её можно обойти, рассмотреть с различных точек зрения, а это очень важно для восприятия. Её ставят на открытом месте не только для лучшего обозрения, но и в целях зрительного увеличения пространства.

УЧИТЕЛЬ: Ведь в зависимости от угла зрения меняются очертания и формы предмета, его контуры, силуэт изображения. Поэтому, создавая круглую скульптуру, художник рассчитывает или на круговой обход своего произведения – и тогда добивается выразительности со всех точек зрения, или на ограниченный обзор, а иной раз избирает одну, главную точку обозрения. По назначению скульптура подразделяется на …?

УЧЕНИК: Скульптура подразделяется на монументальную, станковую и декоративную (слайд 6,7,8).

УЧИТЕЛЬ: Это деление обусловлено содержанием скульптуры, размерами произведения. Остановимся на интересующей нас станковой скульптуре. Станковая скульптура не связана с архитектурой или природой, она существует самостоятельно. Произведения станковой скульптуры невелики по размеру. Они экспонируются на выставках, в музеях, их перемещают с места на место, устанавливают внутри зданий и на воздухе. В станковых портретах, статуях, композициях может быть дана более тонкая психологическая характеристика образа, более тщательно передана форма изображаемого предмета, ведь станковая скульптура рассчитана на самое близкое обозрение.  Основной жанр станковой скульптуры – портрет. (слайд9).Особенно широко этот жанр применяется в круглой скульптуре, так как она обладает наиболее богатыми возможностями изображения человека.

УЧИТЕЛЬ: Ребята, скажите, что может изображать круглая скульптура?

УЧЕНИК: Круглая скульптура может изображать одного человека (статуя) или нескольких людей (группа), может изображать фигуру человека целиком или фрагментами (торс, голова, бюст). (слайд 10)

4 Этап формирования новых знаний. 

УЧИТЕЛЬ: Сейчас перед вами выступят ребята, которые подготовили сообщения. Краткие сведения о скульптуре Греции, Италии, России.

1 УЧЕНИК: (слайд 11)

2 УЧЕНИК: (слайд 12)

3 УЧЕНИК: (слайд13)

УЧИТЕЛЬ: (слайд 14). Для более полного выражения особенностей конкретного человеческого характера обычно используют определённую форму портрета: бюст (франц . buste, от лат. bustum - место кремации, надгробный памятник), погрудное скульптурное изображение человека, распространенный вид скульптурного портрета.

Вот мы и подошли к теме нашего урока, а именно вы должны сделать портрет на основе эскиза, который выполнили на предыдущем уроке. Нам предстоит выполнить скульптурный портрет человека по предварительному эскизу, увеличив его размеры (слайд 15). Ваша работа должна выглядеть примерно так, только меньшего размера. Давайте вспомним, какие основные правила построения портрета вы знаете?

УЧЕНИК: выходит к доске и объясняет по схеме (слайд 13).

УЧИТЕЛЬ: Мы с вами все повторили, теперь переходим к практической работе. В процессе создания портретов, можно обращаться к схемам, на которых показаны основные этапы выполнения работы.

5 Этап. Практическая работа.

У вас приготовлен пластилин, он уже “промят”, теперь поэтапно выстраиваем череп человека, и придаем ему отличительные черты (портретное сходство). Работать нужно быстро, аккуратно. Постоянно проверять пропорции лица человека, наклон шеи. Оказываю индивидуальную помощь тем детям, которые затрудняются. Проводим небольшой анализ удачно выполненных работ.

Динамическая пауза: во время занятия 1 мин.

6 Этап подведения итога урока.

 УЧИТЕЛЬ:Все ваши работы остаются в классе, т.к. на следующем уроке мы продолжим разговор по теме “Портрет” и проанализируем работу этого урока, а самое интересное то, что оценки будете выставлять вы самостоятельно. Высказываю свое мнение по работе класса в целом, а также индивидуально.

7. Домашнее задание.

УЧИТЕЛЬ:

Во время каникул посетить художественный музей, выставочный зал с целью знакомства со скульптурным портретом. Обсудить с родителями, друзьями. Подумать, что нравится в работах художников – скульпторов, а что не нравится и почему.

Артамонова В.Д.МБОУ СОШ №6 г.Павлово


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М.Неменского на тему "Жостово. Истоки и современное развитие промысла"

Урок изобразительного искусства в 5 классе по проограмме Б.М. Неменского на тему "Жостово. Истоки и современное развитие промыла"...

урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского на тему "Полотенце"

Урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского на тему "Полотенце"...

урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского на тему "Полотенце"

Урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского на тему "Полотенце"...

Урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б. М. Неменского. Тема урока: Народный праздничный костюм.

Тема урока: Народный праздничный костюм.Учитель: Сочинова Л.А.7 урок в теме «ДПИ в жизни человека».Цели урока: 1. познакомить учащихся с видами и символическим значением народного праздничного ко...

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского 5 урок 1 четверти «Древние корни народного искусства».

Тема урока: «Русская народная вышивка».Тип урока: урок формирования новых знанийЦель урока: Формирование представления о русской народной вышивке. Развитие навыков создания худож...

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского 7 урок 1 четверти «Древние корни народного искусства».

Тема: «Народный праздничный костюм»Тип урока: урок изучения новых знаний.Цель урока: формировать образные представления учащегося о русском  народном костюме, обычаях и традициях...