Урок изобразительного искусства в 5 классе по теме "Основы цветоведения"
методическая разработка (изобразительное искусство, 5 класс) по теме

Методическая разработка 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsvetovedenie.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок изобразительного искусства в 5 классе

Тема: «Основы цветоведения»

Цель:

 - познакомить учащихся с основами цветоведения.

Задачи:

 - дать понятие цветового круга, показать принцип работы по таблице           «Цветовой круг»;

 -  объяснить особенности деления цветов на группы (ахроматические – хроматические, основные – составные, теплые – холодные, родственные – контрастные);

- совершенствовать приемы работы красками (получение оттенков цвета путем смешивания его с ахроматическими цветами);

Оборудование: таблица «Цветовой круг», таблица-задание «Контрастные цвета», 2 рисунка: графический и живописный пейзажи, индивидуальные таблички-конспекты (см. Приложение№1) для работы в тетрадях.

Ход урока

I Организационный этап.

II Вводная беседа + повторение.

(на доске графический и живописный пейзажи)

- Ребята посмотрите на доску. Что объединяет эти изображения? (это пейзажи)

- Обоснуйте свой ответ. (на рисунках изображена природа)

- Чем отличаются рисунки? (один нарисован карандашом, другой - красками).

- Значит, первый относится к виду ИЗО …? – графике, а второй …к живописи.

- Назовите выразительные средства графики. (линия, штрих, тон)

- Как вы думаете, что является основным средством живописи? (цвет)

- Сегодня на уроке мы поговорим о цвете и его особенностях.

III Изучение нового материала.

1. Сообщение темы.

- Существует специальная наука, которая изучает цвет, она называется – ЦВЕТОВЕДЕНИЕ (тема на доске).

- Открыли тетради. Записали число, тема «Цветоведение». поставили тире и записываем – наука о цвете.

- Эта наука изучает многие вопросы, с которыми должен snm знаком художник, имеющий дело с красками.

2. Основные понятия цветоведения. (работа в тетради по табличкам-конспектам).

- Цветовой круг – (Что такой цветовой круг?) – это цвета радуги, расположенные по кругу. Все цвета делятся на группы.

- Цвета бывают: хроматические («хром» - цвет) – цветные.

        ахроматические («а» - не, отрицание) – черный, белый, серый.

- Хроматические цвета делятся на группы. (заполняем конспект и цветовой круг)

Основные цвета - желтый, красный, синий. 

Составные – оранжевый, зеленый, фиолетовый.

Теплые – желтый, оранжевый, красный и желто-зеленый.

Холодные – голубой, синий, фиолетовый  и сине-зеленый.

- Почему зеленый оказался в двух группах? (зеленый состоит из теплого желтого и холодного синего, если в смеси больше желтого, то зеленый – теплый, если больше синего, то зеленый – холодный)

Родственные (близкие) – розовый, красный, алый, бордовый.

Контрастные (противоположные) – (по таблице хорошо видны пары контрастных цветов, они расположены напротив друг друга)

                   - красный – зеленый;  

                   - желтый – фиолетовый;

                   - синий – оранжевый.

Таблица «Контрасты». Определите, на каком фоне желтая рыбка смотрится ярче? Объясните, почему? (потому что желтый и синий контрастные цвета).

- Когда контрастные цвета расположены рядом, они усиливают яркость друг друга.

- Мы познакомились с основами науки «Цветоведение».

IV Практическая работа. Упражнения.

- Во время практической работы мы будем учиться получать разные оттенки одного цвета.

- Как вы думаете, с помощью чего можно получить оттенки цвета? (с помощью черного и белого цвета)

Объяснение этапов работы.

  1. обвести полоску бумаги, полученный прямоугольник разделить  на 7 частей.
  2. средний сектор закрасить одним из 6 цветов из таблицы «Цветовой круг».
  3. путем смешивания с белым цветом получить 3 светлые оттенка исходного цвета, путем смешивания с черным цветом – 3 темные оттенка исходного цвета.

V Итог урока

- Какая наука изучает цвет? (Цветоведение)

- Сегодня на уроке мы узнавали об особенностях  цвета. Пробовали самостоятельно получать оттенки разных цветов. Я думаю эти знания пригодятся нам для выполнения живописных работ.

Приложение№1

Цветовой круг - _____________________________________

___________________________________________________

Хроматические - __________________________________

Ахроматические __________________________________

Хроматические цвета делятся на группы:

Основные __________________________________________

Составные _________________________________________

Теплые ____________________________________________

Холодные _________________________________________

Родственные _______________________________________

Контрастные ________________________________:

                     - _______________________________

                     - _______________________________

                     - _______________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изобразительного искусства 4 класс «Путешествие к великим пирамидам».

"Это горы камня, возведенные на горах камня", - сказал греческий философ.    "Всё боится времени, а время боится пирамид", - провозгласили арабы.Урок ИЗО №1  «Культура древнего Еги...

"Жостовская роспись" урок изобразительного искусства 5 класс

урок в пятом классе по изобразительному искусству который знакомит детей с Жостовской росписью...

План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"

Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель:  сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...

Урок изобразительного искусства 5 класс Тема урока: «Транспорт»

Урок изобразительного искусства5 классТема урока: «Транспорт»...

Разработка урока изобразительного искусства 7 класс по теме"Тематическая картина в русском искусстве 19 века"

1. Технологическая карта урока изобразительного искусства 7 класс "Тематическая картина в русском искусстве 19 века" 2. Мозговой штурм3. Викторина4.1 Музыкальная презентация "...

Урок изобразительного искусства 5 класс. Тема урока: «Краски золотой осени»

Тема урока: «Краски золотой осени» Цели и задачи:Совершенствование умения, анализировать объекты изображения (определять форму, цвет)воспитывать чувство прекрасного, умение видеть и п...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...