Урок изобразительного искусства в 5 классе по теме "Основы цветоведения"
методическая разработка (изобразительное искусство, 5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок изобразительного искусства в 5 классе
Тема: «Основы цветоведения»
Цель:
- познакомить учащихся с основами цветоведения.
Задачи:
- дать понятие цветового круга, показать принцип работы по таблице «Цветовой круг»;
- объяснить особенности деления цветов на группы (ахроматические – хроматические, основные – составные, теплые – холодные, родственные – контрастные);
- совершенствовать приемы работы красками (получение оттенков цвета путем смешивания его с ахроматическими цветами);
Оборудование: таблица «Цветовой круг», таблица-задание «Контрастные цвета», 2 рисунка: графический и живописный пейзажи, индивидуальные таблички-конспекты (см. Приложение№1) для работы в тетрадях.
Ход урока
I Организационный этап.
II Вводная беседа + повторение.
(на доске графический и живописный пейзажи)
- Ребята посмотрите на доску. Что объединяет эти изображения? (это пейзажи)
- Обоснуйте свой ответ. (на рисунках изображена природа)
- Чем отличаются рисунки? (один нарисован карандашом, другой - красками).
- Значит, первый относится к виду ИЗО …? – графике, а второй …к живописи.
- Назовите выразительные средства графики. (линия, штрих, тон)
- Как вы думаете, что является основным средством живописи? (цвет)
- Сегодня на уроке мы поговорим о цвете и его особенностях.
III Изучение нового материала.
1. Сообщение темы.
- Существует специальная наука, которая изучает цвет, она называется – ЦВЕТОВЕДЕНИЕ (тема на доске).
- Открыли тетради. Записали число, тема «Цветоведение». поставили тире и записываем – наука о цвете.
- Эта наука изучает многие вопросы, с которыми должен snm знаком художник, имеющий дело с красками.
2. Основные понятия цветоведения. (работа в тетради по табличкам-конспектам).
- Цветовой круг – (Что такой цветовой круг?) – это цвета радуги, расположенные по кругу. Все цвета делятся на группы.
- Цвета бывают: хроматические («хром» - цвет) – цветные.
ахроматические («а» - не, отрицание) – черный, белый, серый.
- Хроматические цвета делятся на группы. (заполняем конспект и цветовой круг)
Основные цвета - желтый, красный, синий.
Составные – оранжевый, зеленый, фиолетовый.
Теплые – желтый, оранжевый, красный и желто-зеленый.
Холодные – голубой, синий, фиолетовый и сине-зеленый.
- Почему зеленый оказался в двух группах? (зеленый состоит из теплого желтого и холодного синего, если в смеси больше желтого, то зеленый – теплый, если больше синего, то зеленый – холодный)
Родственные (близкие) – розовый, красный, алый, бордовый.
Контрастные (противоположные) – (по таблице хорошо видны пары контрастных цветов, они расположены напротив друг друга)
- красный – зеленый;
- желтый – фиолетовый;
- синий – оранжевый.
Таблица «Контрасты». Определите, на каком фоне желтая рыбка смотрится ярче? Объясните, почему? (потому что желтый и синий контрастные цвета).
- Когда контрастные цвета расположены рядом, они усиливают яркость друг друга.
- Мы познакомились с основами науки «Цветоведение».
IV Практическая работа. Упражнения.
- Во время практической работы мы будем учиться получать разные оттенки одного цвета.
- Как вы думаете, с помощью чего можно получить оттенки цвета? (с помощью черного и белого цвета)
Объяснение этапов работы.
- обвести полоску бумаги, полученный прямоугольник разделить на 7 частей.
- средний сектор закрасить одним из 6 цветов из таблицы «Цветовой круг».
- путем смешивания с белым цветом получить 3 светлые оттенка исходного цвета, путем смешивания с черным цветом – 3 темные оттенка исходного цвета.
V Итог урока
- Какая наука изучает цвет? (Цветоведение)
- Сегодня на уроке мы узнавали об особенностях цвета. Пробовали самостоятельно получать оттенки разных цветов. Я думаю эти знания пригодятся нам для выполнения живописных работ.
Приложение№1
Цветовой круг - _____________________________________ ___________________________________________________ Хроматические - __________________________________ Ахроматические __________________________________ Хроматические цвета делятся на группы: Основные __________________________________________ Составные _________________________________________ Теплые ____________________________________________ Холодные _________________________________________ Родственные _______________________________________ Контрастные ________________________________: - _______________________________ - _______________________________ - _______________________________ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок изобразительного искусства 4 класс «Путешествие к великим пирамидам».
"Это горы камня, возведенные на горах камня", - сказал греческий философ. "Всё боится времени, а время боится пирамид", - провозгласили арабы.Урок ИЗО №1 «Культура древнего Еги...
"Жостовская роспись" урок изобразительного искусства 5 класс
урок в пятом классе по изобразительному искусству который знакомит детей с Жостовской росписью...
План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"
Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель: сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...
Урок изобразительного искусства 5 класс Тема урока: «Транспорт»
Урок изобразительного искусства5 классТема урока: «Транспорт»...
Разработка урока изобразительного искусства 7 класс по теме"Тематическая картина в русском искусстве 19 века"
1. Технологическая карта урока изобразительного искусства 7 класс "Тематическая картина в русском искусстве 19 века" 2. Мозговой штурм3. Викторина4.1 Музыкальная презентация "...
Урок изобразительного искусства 5 класс. Тема урока: «Краски золотой осени»
Тема урока: «Краски золотой осени» Цели и задачи:Совершенствование умения, анализировать объекты изображения (определять форму, цвет)воспитывать чувство прекрасного, умение видеть и п...
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...