Конспект урока для 6 класса "Натюрморт в графике"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме
На уроке учащиеся знакомятся с видом печатной графики - гравюрой и её видами. Задание выполняют в технике гравюры на картоне ( печатная форма выклеивается как аппликация).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
natyurmort.docx | 29.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по изобразительному искусству для 6 класса
Тема: Натюрморт в графике
Цель урока: Знакомство с новой графической техникой - эстампом
Задачи:
Закрепить и обобщить знания учащихся об особенностях композиционного решения натюрморта, законах линейной и воздушной перспективы.
Познакомить учащихся с видами тиражной графики, расширить представления учащихся о графике как виде изобразительного искусства.
Знакомство с различными видами гравюры и произведениями известных мастеров.
Расширить представления учащихся о линии и пятне, выразительных средствах графики.
Формировать навыки работы в графической технике.
Развивать композиционные навыки, воображение и художественный вкус учащихся.
Воспитывать эстетическое отношение к действительности.
Планируемые результаты:
Предметные: знать значение слов: гравюра, эстамп, оттиск, матрица, офорт, освоить приёмы изображения натюрморта в технике гравюры на картоне.
Личностные: учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу, и оценивать ее результаты, анализировать собственную художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления
Метапредметные
Познавательные УУД : умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного этапа урока, отбор необходимой информации, выбор способов решения: поиск композиции, анализ объекта с целью выделения существенных признаков, осуществление актуализации личного жизненного опыта.
Коммуникативные УУД : выражать свои мысли, формулировать свою точку зрения и отстаивать ее, управлять поведением партнера.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Оборудование:
Для учителя: мультимедийный проектор, репродукции, учебные таблицы с примерами различного композиционного решения натюрморта, таблички с новыми словами, шаблоны, образец выклееной из картона печатной формы, образец оттиска с этой печатной формы.
Для учащихся: бумага, клей, картон, ножницы, гуашь, кисти.
План урока
1.Организационный момент. 2 мин.
2.Актуализация знаний. 8 мин.
3. Сообщение новых знаний. 10 мин.
4. Практическая часть. 20 мин.
5. Итог урока. 5 мин.
Ход урока
Организационный момент.
- Здравствуйте ребята, садитесь ,пожалуйста. Посмотрите все ли готово у вас к уроку, нам понадобятся: бумага, картон различной толщины и фактуры, клей, ножницы, карандаш, ластик, гуашь черного или коричневого цвета, кисти.
Актуализация знаний. а). Устный опрос - Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с жанром натюрморта. Что обозначает слово « натюрморт»?
+ «Мертвая природа» в переводе с французского .
- В англоязычных странах ему дали более звучное название « still life» тихая жизнь.
-Скажите, пожалуйста, о чём нам рассказывает этот жанр?
+ Натюрморт рассказывает о жизни вещей.
– Правильно это картины, героями которых являются различные предметы обихода, музыкальные инструменты, фрукты, овощи, цветы, снедь.
- Мастерами натюрморта были многие выдающиеся художники, как русские ,так и зарубежные. Мы с вами уже знакомились с репродукциями этих натюрмортов, давайте вспомним их названия и авторов.
Учитель показывает слайды с натюрмортами, дети говорят имя автора и название.
Ф. Сурбан «Натюрморт», И. Ф.Хруцкий « Цветы и плоды», П.Сезанн «Фрукты», «Натюрморт с драпировкой», И. И.Машков «Снедь московская» «Клубника и белый кувшин», Ф. П.Толстой «Букет цветов, бабочка и птичка», А. Матисс «Красные рыбки», В. Ван-Гог «Подсолнухи», И. Э. Грабарь «Неприбранный стол».
- Назовите основные требования к натюрморту.
- Композиция натюрморта должна состоять из предметов тематически связанных между собой. В состав натюрморта должны входить предметы разнообразные по форме, величине, фактуре, цвету.
б). Упражнения в определении правильного композиционного решения натюрморта.
К доске вызываются два человека. Каждый из них самостоятельно составляет композицию натюрморта из предложенных на выбор шаблонов ( вырезанных из цветной бумаги). Затем класс анализирует получившиеся композиции, называют их достоинства и недостатки.
Сообщение новых знаний
- Молодцы! Вижу вы научились грамотно составлять композицию натюрморта. на прошлом уроке мы знакомились в основном живописными примерами натюрмортов. Но как вы знаете натюрморт можно изобразить не только красками, но и графическими материалами. Тема нашего урока так и звучит: «Натюрморт в графике».
-Какой вид изобразительного искусства называется графикой?
Учитель вывешивает на доску табличку с термином.
+ Произведения искусства выполненные карандашом,углём, пером и тушью.
- Назовите основные средства выразительности в графике?
+ Линия, пятно, штрих, тон.
-Да, правильно: тон, пятно, линия, отношение черных и белых пятен, их ритм – основа языка графики.
- Графика объединяет рисунок и различные виды печатной графики.В случае печатной графики с одного рисунка, сделанного специальными резцами на доске из дерева, металла, линолеума, можно сделать несколько авторских отпечатков – оттисков. Такой вид графики называется - гравюра.
- Гравюра ( от французского «гравер» - вырезать) вид графического искусства, в котором изображение получается в результате оттиска на бумаге с печатной формы.
Оттиск по-другому еще называют – эстамп
- Печатная форма – доска из металла, дерева, линолеума, камня – матрица
- Гравюра делится на два вида: высокой печати и глубокой печати. При высокой печати - это гравюра на дереве – ксилография и линогравюра – гравюра на линолеуме, рисунок вырезается специальными резцами-штихелями и краска накатывается на выступающие части доски. Таким образом, на оттиске отпечатываются выпуклые элементы рисунка, а углублённые остаются без краски и получаются белыми.
- Глубокая печать – гравюра на металле офорт ( в переводе с французского «азотная кислота»). Вид гравюры, при котором рисунок процарапывается иглой в слое кислоупорного лака, покрывающего металлическую пластину. Процарапанные места протравливаются кислотой, затем полученные углубления заполняются краской, они и отпечатываются на бумаге.
- Сам принцип оттиска был известен очень давности, ведь ещё у царей древности были перстни с печатями. В столь же давние времена умели печатать рисунки на тканях. История гравюры на дереве восходит к глубокой древности. Родиной её считается Китай. В Европе гравюра появляется в 13 столетии и достигает особого расцвета в 15 и 16 веках. Гравюра обретает очень большое значение в жизни людей. Ведь картину у себя дома может повесить не каждый, а напечатанные гравюрные рисунки были вполне доступны. Так в России были доступны людям разных слоёв общества лубки - потешные картинки выполненные в технике гравюры на дереве, недорогие картинки с подписями изображали разнообразные бытовые и политические сюжеты в сатирической форме.
- Гравюры появились в книгах и журналах. Многие мастера прошлого работали в технике гравюры. Владимир Андреевич Фаворский создавал иллюстрации к «Слову о полку Игореве» в технике гравюры.
Презентация ( офорты - Рембрандт, гравюры – Ф. Мазерель, Г. Захаров, А. Зубов, цветная гравюра – Кацусика Хокусай «36 видов Фудзи».
Практическая часть
а). Объяснение последовательности выполнения работы
Сделать гравюру в условиях урока непросто. Сегодня на уроке будем учиться выполнять натюрморт в технике высокой печати- гравюру на картоне, изображение в которой выклеивается из кусочков картона и становится выпуклым. Вы можете сами нарисовать предметы для натюрморта, то есть сочинить композицию затем на картоне изобразить эти предметы нужного размера и вырезать, либо вы пользуетесь готовыми трафаретами и обведя их на картон вырезаете заготовки и из них выклеиваите печатную форму.
- Выполняем эскиз натюрморта на ¼ альбомного листа (сочиняем композицию натюрморта).
- Вырезаем из картона предметы составляющие натюрморт (предварительно рисуем нужного размера и формы, со своего эскиза или обводим готовые шаблоны). Хорошо использовать картон разной фактуры и толщины. Тогда после печати элементы композиции будут отличаться друг от друга по тону. А фон останется более светлым.
- Вырезаем в предметах отверстия( блики, узоры), которые должны остаться светлыми.
- Наклеиваем элементы натюрморта на лист фона, в соответствии с задуманной композицией. Наклеиваем падающие тени. Наклеиваем элементы декора и собственные тени на предметы натюрморта.
- Покрываем матрицу краской.
- Получение оттиска. Прижимаем чистый лист и притираем его ладошкой, аккуратно снимаем – получается оттиск.
Отпечаток будет интереснее, если разнообразить фактуру наклеек: можно процарапать, сделать штрихи, использовать картон разной толщины, использовать дополнительные материалы, например кружева.
б). Самостоятельная работа учашихся
Следит за ходом работы и оказывает индивидуальную и фронтальную помощь, выдаёт трафареты тем детям, которые затрудняются нарисовать эскиз натюрморта. Контролирует правильность выполнения приемов работы. Контролирует объем и качество выполненной работы.
Итог урока.
Учащимся предлагается разгадать кроссворд, пока учитель готовит экспозицию из получившихся работ. Кроссворд выведен на экране. Учащиеся отвечают на вопросы кроссворда, затем анализируют получившиеся работы ( если время урока не позволяет решить кроссворд, он выдатся на листочках в качестве домашнего задания).
По горизонтали: 1. Отпечаток на бумаге. 2. Вид графического искусства, изображение в котором получается в результате оттиска на бумсге с печатной формы. 3. Другое название оттиска.По вертикали: 1. Печатная форма. 2.Гравюра на металле.
1 1
2
3
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 424
Кронштадтского района Санкт-Петербурга
Конспект урока
по изобразительному искусству
для 6 класса
Тема: «Натюрморт в графике»
Автор:
Серова Н. Ю., учитель
изобразительного искусства
ГБОУ СОШ № 424
г. Кронштадт
2013г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме "Компьютерная графика"
Конспект урока, в котором описаны все виды компьютерной графики...
Конспект урока по теме «Сдвиг графика функции у = ах2 вдоль осей координат»
Данный конспект разработан к первому уроку в данном блоке с использованием модульных и здоровьесберегающих технологий. К уроку прилогается презентация, которая может быть использована как учителем, та...
План-конспект урока по теме "Деловая графика. Построение диаграмм". 9 класс
Урок на тему «Деловая графика. Построение диаграмм» разработан для учащихся 9 классов, изучающих информатику по учебнику «Информатика и ИКТ, 9 класс» (И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Рус...
конспект урока "Функция тангенс, ее график и свойства."
Конспект урока "Функция тангенс. ее график и ее свойства". 10 класс. Это конспект открытого урока на муниципальном уровне. Конспект составлен в соответствии с требованиями к уроку в рамках...
Конспект урока "Функции и их графики"
проверка умений распознавать графики различных функций по формуле, умение задавать формулой функцию, заданную графически; умение в построение графиков с различными видами прео...
План-конспект урока "Построение диаграмм и графиков"
План конспект урока на тему: "Построение диаграмм и графиков"Была поставлена цель: · познакомить учащихся с графическими возможностями табличного процес...
Конспект урока по теме "Деловая графика". Использование графиков и диаграмм в 9 -ом классе.
В конспекте урока есть цели и задачи, наглядный материал и практические задания....