Рабочие программы кружков
рабочая программа (изобразительное искусство) на тему
рабочие программы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dinamicheskaya_kompyuternaya_grafika_7_kl.docx | 31.63 КБ |
rabochaya_programma_kruzhok_7_klass_prikosnovenie.docx | 47.25 КБ |
rabochaya_programma_kruzhok_shrift_5_klass.docx | 48.54 КБ |
Предварительный просмотр:
ДИНАМИЧЕСКАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА
(возраст детей — 13—15 лет)
Пояснительная записка
Настоящая программа предназначена для работы руководителей кружков компьютерной графики с детьми 13—15 лет в летнем городском лагере и рассчитана на 28 дней (смену).
Техническая база — школьный компьютерный класс или 1—2 машины класса Pentium-2 или 3, способных работать с растровой графикой, плюс периферия в виде сканера, принтера и оборудование для настольного или мольбертного рисования. Возможен вариант объединения студии изобразительного искусства и компьютерного кружка. В этом случае рекомендуется следующая технологическая цепочка: на занятиях искусством создаются изображения под сканирование, на занятиях в компьютерном классе их переводят в электронный вид и обрабатывают, а потом придают им определенную форму (фильм или презентация). Занятия могут проводиться двумя педагогами в разные часы.
Динамическая компьютерная графика — это презентации и гиф-анимация, которые для зрителя кажутся анимационным изображением. Презентация может быть оформлена в виде перелистывающихся страниц альбома с изображениями, а гиф-анимация (она названа так по расширению статического файла, поддерживаемого программной средой Photoshop) — это последовательная «склейка» статических картинок в единую ленту, ее также можно выполнить в виде «журнала-комикса». Хорошо собранная гиф-анимация или презентация при демонстрации производит впечатление фильма.
Настоящая программа предназначена прежде всего педагогу, владеющему навыками работы в программных средах Microsoft Offis, Adobe (Photoshop). Желательно, чтобы педагог имел определенную художественную подготовку.
Средняя возрастная группа выбрана потому, что предмет «Информатика» вводится в обучение в 8 классе и в кружке обязательно будут дети, знакомые с началами компьютерной грамотности. Это позволит педагогу сократить время на обучение основам владения компьютером. Совокупность имеющихся у детей навыков рисования и черчения позволит успешнее использовать инструментарий программы для создания статического сюжетного изображения.
При небольших изменениях уровня сложности заданий эту программу можно использовать для детей разных возрастных групп.
Возможности информационных технологий позволяют предложить детям задания, разные по содержанию и замыслу, технологии и уровню сложности. Поэтому в настоящей программе предлагается два варианта занятий кружка: первый — создание и использование растрового изображения в динамической графике, второй — разработка статического изображения с центральной осью симметрии.
Растровое изображение, статическое по сути, может стать основой фильма. Аналогом может служить форма фотофильма, при которой статические изображения средствами художественного монтажа «склеиваются» в единую ленту таким образом, что сюжет фильма кажется динамическим. Примером могут служить начальные титры мультипликационного фильма Ф. Хитрука «Фильм, фильм, фильм...».
Необходимо иметь соответствующий исходный материал. Это может быть серия фотографий, статических рисунков или даже репродукций. Их общность может быть разноуровневой. Иногда достаточно сюжетной последовательности рисунков или фотографий, более сложным является показ одного объекта в разных состояниях или движении. Самая сложная работа — соединение первых двух вариантов. Однако в любом случае должен быть единый стиль показа кадров и единый связующий элемент.
Создание любого фильма начинается со сценария. В анимации сценарий пишется «по глаголу», то есть движению. По сценарию создаются одна или две раскадровки. Это серия последовательных рисунков в прямоугольниках 6 × 8 см с подписями-расшифровками под ними. В первой раскадровке фильм разбивается на эпизоды. Каждый эпизод начинается с основного плана и может иметь конечный план. Во второй раскадровке все эпизоды разбиваются на сцены, а сцены — на планы по крупности. Для небольшой работы можно эти раскадровки соединить, но обязательно выделить переходы от одного эпизода к другому. По сценарию и раскадровкам создают исходные материалы (рисунки, фотографии, сканы, титры) и подбирают музыку.
Содержание учебных тем
I вариант
Времена года. 14 ч
Дважды рисуется один и тот же пейзаж с деревом на переднем или среднем плане. В одном рисунке дерево покрыто листвой, в другом — голое. Отдельно рисуется несколько вариантов листьев. Рисовать можно мышкой или на бумаге. Если изображения делаются на бумаге, то затем они сканируются в нескольких вариантах с разным разрешением по крупности. Рисунок может быть линейным, а заливка цветом производится с помощью компьютера. В этом случае достаточно одного контурного изображения, заявляющего место действия и начало действия. Обратите внимание на чистоту линии и замкнутости контура. Контур можно делать гелевой ручкой или роллером по карандашной линии. Рисованная линия выполняется карандашом большой твердости, не менее 2Т (2Н).
Весна, на дереве начинают распускаться листья... Для этого на изображение голого дерева «наклеиваются» первые маленькие листочки свежего зеленого цвета. Они рисуются и сканируются заранее. Можно сканировать реальные листья в разных положениях: развернутом, полусвернутом и сложенном. Для рисунка дерева сначала лучше выбрать и нарисовать объект на натуре. Дерево должно быть достаточно взрослым, с четко выраженной кроной и видимым стволом. Достаточно 1—2 вариантов изображения.
При высокой мере условности рисунка красиво смотрится появление этих нескольких листьев в одном месте в середине ветвей, если композиционная схема имеет форму спирали. Это позволит применить следующий прием лимитированной анимации: на расстоянии от центральной точки (начало спирали) по касательной появляется первый лист. Черенок листа принадлежит условной композиционной линии. Следующая точка появления находится достаточно близко от первой. Каждая следующая — чуть дальше (координаты строятся по арифметической прогрессии) и т. д. Последовательность появления, склеенная по кадрам, создаст впечатление распускающейся кроны. Применение этой композиционной схемы позволит в следующем эпизоде «Лето» произвести на глазах у зрителя заливку кроны зеленым цветом. Можно использовать дополнительные спирали, линейная формула которых отличается коэффициентом и имеет одну точку начала. Эти линии дадут большее число зон заливки. Появившиеся ранее листья могут остаться в кроне дерева.
Лето, дерево в полном зеленом наряде... Зелень листвы заливается внутри общего контура кроны одним цветом, или область кроны делится кривыми линиями на несколько зон. Их заливают другими оттенками зеленого.
Зональная линия должна подчеркивать характер кроны и выделять область, соответствующую купе листьев вокруг сучьев и веток. У березы крона, близкая к неправильному, вытянутому к земле овалу, большая ось которого находится под углом не более 3° к стволу дерева. Это создаст впечатление длинных плетей-ветвей дерева. Общий абрис кроны — вытянутая трапеция или треугольник со скругленной вершиной. Нужно помнить, что крупные ветви всех деревьев, включая хвойные, растут вверх. Поэтому вершина каждого овала локальной цветовой зоны должна размещаться выше начала роста соответствующей боковой ветви. Важно избегать правильной геометрии овалов. При компьютерном рисовании в программной среде Photoshop желательно сделать слой с геометрическими заготовками, которые могут послужить модулями-ориентирами для более живых линий.
Программный продукт Photoshop создан для обработки «картинки», а не для рисования. Поэтому работа с цветом в этой среде требует хорошего знания возможностей и недостатков программы для выполнения настоящего задания. Приводимая здесь схема работы — лишь основа, пользуясь которой, ребенок может создать пейзаж, близкий к реальному, а не электронному рисунку. Поэтому работа с цветом является наиболее важной и трудной частью задания. Правильным подбором и расположением цветовых полей (зон), цветных контуров можно создать впечатление состояния природы, времени года и дня, показать видовую принадлежность дерева и его индивидуальные особенности.
Заливка цветом выполняется либо двумя оттенками зеленого и одним холодным (лимонным) желтым цветом из стандартной палитры Photoshop, либо на основе смеси триады «синий, зеленый, желтый (оранжевый / красный)». Теплый цвет выбирается с таким расчетом, чтобы потом его можно было взять в качестве основного в следующем эпизоде «Осень».
Лимонный цвет нужен для показа солнечного дня. В этом случае по краям части кроны и листьев, обращенных к невидимому солнцу (светило редко показывают в пейзажах), создают небольшие зоны, конгруэнтные абрису части кроны, и заливают лимонным цветом. Можно использовать также прием цветного контура. В этом случае линия лимонного цвета должна быть достаточно толстой.
Синий цвет (желательно составной, а не чистый) нужен для создания падающей тени дерева и собственной тени ствола. Особую роль играет синий, близкий к фиолетовому, цвет в стволах сосен, тальника и других деревьев и кустарников. Если в пейзаже есть еще деревья, кроме основного, то градацию синего цвета смещают в сторону фиолетового спектра.
Холодный оттенок красного цвета — дополнительный холодному зеленому. Включение в контур линии или точек такого цвета сделает рисунок насыщеннее по цвету и ярче. Найденные основные цвета записываются по шкале RGB.
Тень в мультипликационном фильме — отдельный объект анимации. Изменяя положение падающей тени и ее величину, можно показать утро, день, вечер.
Осень, листья начинают желтеть и падать... Для этого в летнее изображение дерева «вклеиваются» желтые листья-пятна и 2—3 падающих листка. Можно сделать реверс анимации эпизода «Лето» с использованием зеленой, желто-красной палитры. Завершить реверс можно падающим последним листом.
Поздняя осень, бесснежная зима... Для этого используется 1 рисунок. На голом дереве может задержаться последний темно-желтый, почти бурый лист, а на земле могут лежать остатки первого, но уже стаявшего снега.
«Весна», «Лето», «Осень», «Зима» могут рассматриваться как эпизоды фильма. Каждый эпизод можно дать в нескольких картинках, разных по крупности. Например: 1) весеннее дерево на общем (дальнем) плане без листьев; 2) на дереве появляется зеленый «пушок» — средний план; 3) ветви с зелеными молодыми листочками — крупный план.
Разбивка по планам зависит от связующего приема. Если это листающаяся страница альбома или шторка, то первый план второго эпизода может быть одинаковым по крупности с последним планом первого эпизода. Если идет прямая склейка, то первый план эпизода «Лето» должен быть другим по крупности. То есть можно соединять крупный план со средним, средний — с общим, общий — с крупным, крупный — с деталью (разновидность крупного плана). Самый простой прием — использовать рисунок 2 и показать общий план. Но можно сделать иначе: в первом эпизоде после плана 3 идет еще более крупный план молодой листвы. Сканирование рисунка молодой листвы с большим разрешением сделает этот кадр похожим на светло-зеленый туман. Если не изменит чувство меры, то кадр с «цветным туманом» может стать постоянным элементом перехода от одного времени года к другому. Для этого понадобятся варианты для эпизодов «Лето» («зеленый туман») и «Осень» («желто-оранжевый туман»). В этом случае «склеивают» летний с осенним, а осенний с крупным планом голых ветвей.
Если ранее была применена анимация «день», то она должна быть завершена темно-синим или черным полем. В этом случае переход от эпизода к эпизоду осуществляется через «черное поле».
В качестве перехода может быть использована реверсная анимация кроны. В данном задании можно использовать только одно решение перехода, а не все одновременно.
Работа предваряется и завершается титрами. Самый простой вариант титров — последовательная склейка плашек с текстом. В титрах должны быть указаны название фильма, авторы и педагоги. Завершением титров является надпись «Конец фильма» и копирайт с датой его создания.
Когда все исходные материалы готовы, фильм монтируют под музыку.
Учебно-тематический план
№п/п | Тема: Времена года | Дата | Количество часов | Содержание учебных тем | |
прогр | факт | ||||
1 | Весна, на дереве начинают распускаться листья... | 5 | Для этого на изображение голого дерева «наклеиваются» первые маленькие листочки свежего зеленого цвета. Они рисуются и сканируются заранее. Можно сканировать реальные листья в разных положениях: развернутом, полусвернутом и сложенном. Для рисунка дерева сначала лучше выбрать и нарисовать объект на натуре. Дерево должно быть достаточно взрослым, с четко выраженной кроной и видимым стволом. Достаточно 1—2 вариантов изображения. | ||
2 | Лето, дерево в полном зеленом наряде... | 3 | Зелень листвы заливается внутри общего контура кроны одним цветом, или область кроны делится кривыми линиями на несколько зон. Их заливают другими оттенками зеленого. | ||
3 | Осень, листья начинают желтеть и падать... | 3 | Для этого в летнее изображение дерева «вклеиваются» желтые листья-пятна и 2—3 падающих листка. Можно сделать реверс анимации эпизода «Лето» с использованием зеленой, желто-красной палитры. Завершить реверс можно падающим последним листом. | ||
4 | Поздняя осень, бесснежная зима... | 3 | Для этого используется 1 рисунок. На голом дереве может задержаться последний темно-желтый, почти бурый лист, а на земле могут лежать остатки первого, но уже стаявшего снега. |
Методическое обеспечение
Времена года
Планирование зависит от того, индивидуальная это или коллективная работа, сложная или простая анимация, делается она совместно с кружком изобразительного искусства или только в компьютерном классе, и, конечно, от наличия машин.
Ребенок должен быть занят 1 час в неделю и 14 . При этом нужно помнить, что норма работы за компьютером для детей младшего и среднего школьного возраста — не более одного академического часа в неделю, а для детей от 14 лет — не более двух академических часов. Отсюда половина часов должна идти на создание сценария, раскадровки и ручных эскизов, и рисунков.
Планирование: |
|
|
|
подготовка исходных материалов | — | 6 | часов; |
создание электронных исходных материалов | — | 3 | часа; |
анимация | — | 3 | часа; |
монтаж | — | 2 | часа. |
Итого: | — | 14 | часов. |
Рекомендуемая литература
Розенталь А. Создание кино и видеофильмов как увлекательный бизнес / А. Розенталь. — М. — Жуковский, 2000. — (Серия «Все для создания кино и видео»).
Соколов А. Г. Монтаж: телевидение, кино, видео / А. Г. Соколов. — В 3 ч. — М., 2000—2003.
Тайц A. Photoshop 7 /А. Тайц, А. Тайц, М. Петров. — СПб., 2003. — (Серия «Эффективная работа»).
| По программе: | Дано: | Не дано: | Причина: |
1 четверть | ||||
2 четверть | ||||
3 четверть | 6 | |||
4 четверть | 8 | |||
год | 14 |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Железнодорожная средняя общеобразовательная школа №1»
Утверждаю:_______ Директор «_____»__________20 г. | Согласованно:___________________ Зам. Директора по УВР «_____»__________20 г. | Рассмотрено на заседании МО протокол №_____ от «_____»__________20 г. |
Рабочая программа учебного предмета
На 2011_ -2012_ учебный год
Образовательная область_Искусство
Предмет__Прикосновение (печатные техники))___________
Класс___________7_____________________________
Учитель___Харламова Татьяна Николаевна_______
Количество часов в неделю по учебному плану___1_
Количество часов на __2110_ -2012__год ______34__
Составлен в соответствии с учебной программой (автор, название, год)
Е.И. Коротеева «Прикосновение (печатные техники)
Программы дополнительного художественного образования детей в каникулярное время
Москва «Просвещение» 2008
ПРИКОСНОВЕНИЕ (ПЕЧАТНЫЕ ТЕХНИКИ)
(возраст детей — 7—15 лет)
Пояснительная записка
Работа по программе предполагает объединение детей разного возраста, от 7 до 15 лет, в группы не более 10 человек.
В процессе 21 занятия дети познакомятся с основными печатными графическими техниками, не требующими специального оборудования. Такими техниками являются следующие: монотипия, акватипия, диатипия, печать с картонного клише, печать губкой, печать заданной формой.
Все вышеназванные техники печати предполагают два отправных момента — нанесение краски на форму и перенос ее на чистый лист посредством прикосновения к нему рукой или специальным валиком.
Целью программа является развитие интереса детей к изобразительной деятельности и творческой активности в процессе освоения графических печатных техник.
Программа предусматривает реализацию педагогических, познавательных и творческих задач.
Педагогические задачи предполагают формирование таких свойств личности, как внимание, осознанность в действиях, усидчивость, целеустремленность, аккуратность, художественный вкус, стремление к экспериментированию, творческая инициатива.
Познавательные задачи реализуются через поиск детьми новых знаний в области изобразительного искусства и познание своих возможностей путем соединения личного опыта с реализацией заданных действий.
Творческие задачи — это те задачи, которые требуют от ребенка комбинирования известных приемов художественной деятельности и главным образом самостоятельно найденных в результате экспериментирования с художественными материалами.
Опыт работы с детьми по данной программе показал, что в процессе освоения печатных техник обогащается эмоциональная сфера детей, в основе которой лежит ожидание неизвестного эффекта от прикосновения к поверхности бумаги того или иного материала, той или иной формы.
Процесс получения оттисков от растений, кружева, ткани, других материалов различных форм вызывает удивление, восхищение детей, обогащение их чувств, что обусловливает стремление к постижению новых приемов творческой деятельности, к созданию выразительных образов.
Занятия по данной программе помогут ребятам обрести опыт творческого сотрудничества не только со сверстниками, но и с детьми более старшего и младшего возраста, что, в свою очередь, будет способствовать формированию таких качеств, как терпение, умение считаться с мнением другого, уважительное отношение к труду младших, необходимость прийти на помощь и т. д.
Наибольшую эффективность работы по данной программе дает способ совместной деятельности педагога и детей, направленной на решение творческой задачи. Педагог должен не только научить детей печатным техникам, но и пробудить их творческую активность, интерес к процессу работы и получаемому результату.
Большое место в осуществлении данной программы принадлежит наглядным и словесным методам, ибо увлечение детей творческим процессом возможно в том случае, если педагог в процессе демонстрации приемов работы, получения выразительных эффектов от прикосновения разных материалов к поверхности бумаги сможет комментировать свои действия доступным для восприятия детей языком.
Практические методы, включающие ряд упражнений, экспериментирование с печатными материалами, а также внедрение в процесс получения оттисков творческих инициатив по выбору печатных материалов, их комбинированию, обеспечат формирование увлеченности графический работой и в целом всем процессом творческой деятельности.
Кроме этого, стимулирующие работу детей действия педагога, включающие подбадривание, похвалу, выражение удивления, оказание помощи, повышают эмоционально-познавательное значение труда, вложенного в создание художественного образа.
Многие дети будут впервые знакомиться с печатными техниками и воспринимать выразительные эффекты от прикосновения к бумаге растений и других материалов. Однако их взгляд на окружающие предметы станет более пристальным, нацеленным на возможность творческого использования различных материалов, что обусловит проявление интереса к художественно-творческой деятельности.
Содержание учебных тем
1. Монотипия. 2 ч
Занятие 1. Создание образов насекомых, животных, растений
Этапы работы
1. Лист бумаги размером в две ладони согнуть пополам.
2. На одной из сторон сложенного листа расположить густые капли туши или гуаши нескольких цветов. Возможно использование гуашевых белил.
3. Другой стороной листа накрыть пятна и слегка прикоснуться к бумаге ладонью.
4. Развернуть лист. Рассматривая цветовые пятна со всех сторон, постараться найти в их сочетании образ.
5. Дополнить, уточнить тонкой кистью увиденный образ необходимыми элементами.
Материалы: бумага, гуашь, цветная тушь, тонкие кисти.
Занятие 2. Создание сюжетной композиции на свободную тему
Этапы работы
1. На листе бумаги карандашом сделать рисунок.
2. Подготовить стекло или пластину для печатания. Для этого нанести на них небольшое количество краски, предварительно разведенной «Пиненом».
3. Быстрыми движениями с помощью фотовалика раскатать краску по стеклу или пластине.
4. Положить на влажное от краски стекло подготовленный рисунок изображением вверх.
5. Шариковой ручкой обвести контур рисунка.
6. Снять лист с изображением со стекла, просушить его на ровной поверхности.
Материалы: пластина из пластмассы или стекла размером в лист писчей бумаги (формат А-4); бумага белая или слегка тонированная, лучше фактурная, пористая; масляная краска коричневого или черного цвета; фотографический валик; шариковая ручка или палочка для продавливания (обводки) изображения.
2. Печать растениями. 2 ч
Занятие 1. Создание композиции из растительных форм
Этапы работы
1. Разложить на газетах листья растений.
2. С помощью валика нанести на них краску.
3. Аккуратно перенести сначала одну форму, а затем и другие на чистый лист бумаги краской вниз.
4. Накрыть разложенные формы газетой и прокатать сверху валиком.
5. Эти же формы на одном листе отпечатать несколько раз.
Материалы: типографская или масляная краска (обезжиренная); два фотографических валика: один для накатки краски на формы, другой для соприкосновения форм с бумагой; бумага белая, газеты; растения: трава, листья, плоские цветы.
Занятие 2. Создание композиции из растительных форм
Материалы: те же, но добавляется цветная и фактурная бумага (которая может быть слегка тонированной).
При желании в качестве основы для печати можно использовать ткань.
Возможно также введение в композицию другого цвета.
3. Печать губкой. 2 ч
Занятие 1. Создание образов животных, цветов, птиц
Этапы работы
1. Выложить палочкой или кистью порцию белой гуаши на блюдце.
2. Приготовленной для работы губкой вертикальными движениями вверх-вниз (без использования воды) распределить по блюдцу краску, в результате чего губка впитает в себя небольшое количество белого цвета.
3. Упражнение: такими же движениями вверх-вниз легко и отрывисто прикасаться губкой к поверхности темного листа.
Получившиеся пятна должны быть легкими и объемными, словно наполненные воздухом.
4. Работа над созданием образа: получающиеся в результате нанесения краски на бумагу пятна-объемы должны напоминать форму животного, птицы или цветка.
5. Тонкой кистью завершить образ, дорисовать детали, а также окружающее пространство.
Материалы: темная бумага; белая гуашь; кусочки губки для печатания в виде цилиндрических, прямоугольных или других форм; тонкие кисти.
Занятие 2. Создание образов птицы, животного, волшебного цветка
Этапы работы те же.
Материалы: белая бумага, разноцветная гуашь, кусочки губки.
4. Печать тканью, кружевом, веревками. 2 ч
Занятие 1. Создание образов сказочных героев — принцев, принцесс, фей, разбойников
Этапы работы
1. Знакомство с различными фактурами, полученными от прикосновения материалов к поверхности бумаги.
2. Создание в карандаше эскиза образа героя сказки с учетом будущего использования выразительности увиденных фактур.
3. Перенос эскиза на общий лист.
4. Создание образа героя (в том числе головных уборов, одежд, других деталей) сказки известными способами передачи фактуры.
Материалы: типографская или масляная краска (обезжиренная), два фотографических валика; бумага, мягкий карандаш; веревки, ткань (рогожка, сеточки, тюль), кружева, тесьма и т. д.
Занятие 2. Создание образов сказочных героев. Окончание работы
Этапы работы
1. Продолжение печатания основного объема и элементов костюма героя.
2. Введение дополнительных фактур в объем костюма.
3. Прорисовывание или печать лица, волос, головного убора.
4. При желании можно придумать свою сказку или объединить созданные образы одной сюжетной линией.
Материалы: те же, а также тушь, перо, палочка.
5. Печать заданной формой. 2 ч
Занятие 1. Создание образа сказочного дворца (города)
Этапы работы
1. Развести на палитре или блюдечке до густоты сметаны гуашь одного цвета.
2. Прикоснуться готовой формой-штампиком прямоугольной или квадратной формы к краске.
3. Легким прикосновением к бумаге отпечатать форму. Продолжать прикасаться формой к бумаге, по мере необходимости обмакивая форму в краску. В результате получатся контуры, в которых можно увидеть силуэт дворца, его башенки, стены, балконы и т. д. При печатании спичечным коробком вытянутые прямоугольники можно располагать, комбинируя их вертикальное и горизонтальное положение.
Материалы: готовые полые формы-штампики, например: крышка от спичечного коробка, крышка от гуаши, колпачок от фломастера и т. д.; бумага белая или тонированная; шариковые или гелевые ручки, гуашь.
Занятие 2. Создание образа сказочного дворца (города). Завершение индивидуальных работ или коллективная работа
Этапы работы
При коллективной работе:
1) обсудить образ дворца или города, а также основные пропорции, конструкции;
2) распределение детей по группам (группа, работающая над фундаментом здания или над фронтонами, крышей и т. д.);
3) работа по группам;
4) вырезать здание или его части;
5) соединить части здания, компонуя образ города;
6) обсуждение работы, обмен мнениями.
Материалы: при коллективной работе необходимы ножницы, клей ПВА; большой лист бумаги для компоновки сказочного дворца (города).
6. Диатипия. 2 ч
Занятие 1. Создание образа летнего пейзажа с несколькими планами
Этапы работы
1. Подготовить рисунок пейзажа в карандашной технике.
2. Нанести на пластину немного краски и раскатать ее фотоваликом по всей поверхности.
3. На закатанную пластину положить слегка влажную бумагу, а на нее — подготовленный рисунок.
4. Переводить, передавливать рисунок лучше шариковой ручкой, чтобы было видно, какие детали уже переведены, а какие нет.
5. В процессе работы использовать сочетание четких, насыщенных контурных линий, штрихов, выполненных преимущественно на переднем плане с расплывчатыми серыми плоскостями, полученными от легкого прикосновения пальцев к поверхности бумаги (такие поверхности подойдут для изображения дальних планов).
6. Законченную работу снять с пластины и осторожно просушить.
Материалы: ровная пластина из пластмассы, стекла или жести; фотовалик, муштабель (палочка из крепкого дерева для поддержания руки в процессе рисования); краска, слегка тонированная бумага, шариковая ручка.
Занятие 2. Создание сюжетной композиции в технике диатипии (тема любая)
Закрепление умений в использовании данной техники.
Материалы: те же.
7. Акватипия. 2 ч
Занятие 1. Создание образа романтического пейзажа
Этапы работы
1. Нарисовать красками на белой бумаге пейзаж (его размеры должны соответствовать будущему отпечатку).
2. Готовый рисунок накрыть стеклом, на котором еще раз красками повторить изображение. Вместо чистой воды использовать пенящийся мыльный раствор.
3. На высохшее изображение, выполненное на стекле, положить слегка влажный лист белой бумаги.
4. Накрыть белую бумагу газетой и мягко, равномерно прикасаясь ладонью ко всей поверхности стекла, перевести рисунок на бумагу.
5. Отпечаток аккуратно снять и высушить на ровном месте.
Материалы: акварель или гуашь, мягкая кисть, гигроскопичная бумага (пористая или специальная акварельная), стекло, мыло, газеты.
Занятие 2. Создание образа романтического пейзажа
На этом занятии закрепляются умения детей в использовании техники акватипии и выполняется еще несколько работ.
Материалы: те же.
8. Печать с картонного клише. 2 ч
Занятие 1. Натюрморт
Этапы работы
1. Сделать эскиз композиции натюрморта. Определить предметы, которые будут находиться на первом, втором и дальних планах.
2. Все предметы натюрморта вырезать из картона, причем те из них, которые располагаются на дальних планах — в одном экземпляре; предметы второго плана — в двух экземплярах (для получения более высокого рельефа), предметы первого плана — в трех экземплярах (либо из более плотного картона).
3. На рабочую поверхность (это большой лист картона или плотной бумаги) наклеивают сначала фон. Им может быть ткань, нитки, кружево.
4. По типу аппликации на фон выклеивают формы в соответствии с выделенными планами.
5. Композицию просушивают, а затем на нее наносят краску, равномерно распределяя ее валиком или кистью по всей поверхности.
6. Подготовленную к печати поверхность накрывают едва влажным листом бумаги и прокатывают по нему валиком, равномерно нажимая по всей поверхности.
7. Отпечаток снимают и просушивают.
Материалы: простой карандаш, типографская краска или обезжиренная масляная краска, или смесь гуаши и туши одного цвета; фотографический валик (или кисть), бумага, картон, клей ПВА, ножницы; материалы для печати — кружева, сеточки, нитки, ткань-рогожка и т. д.
Занятие 2. Натюрморт
На данном занятии работа завершается. Возможно допечатывание отдельных предметов (например, ткани на переднем плане и т. д.).
Материалы: те же.
9. Свободная техника. 2 ч
Занятия 1—2
Создание композиции в наиболее понравившейся печатной технике. Сочетание техник, экспериментирование, изобретение новых приемов работы.
10. Подготовка экспозиции выставки. 1 ч
Подбор и обсуждение лучших работ. Компоновка их по тематике или по техникам
Этапы работы
1. Обсуждение выполненных работ.
2. По мере необходимости завершить отдельные композиции, довести их до выставочного уровня с помощью старших участников студии.
3. Обсуждение завершенных работ. Формирование выставочного фонда.
Материалы: краски, бумага, валики и т. д.
11. Оформление работ. Изготовление паспарту. 1 ч
Этапы работы
1. Отобранный для экспозиции рисунок положить на белый плотный лист большего размера таким образом, чтобы поля справа и слева были одинаковыми. Поля сверху должны быть немного больше, чем по бокам, а снизу — больше, чем сверху.
2. Обвести графический лист тонким карандашом.
3. Получившуюся на плотном листе рамку сделать меньшего размера, для чего с каждой стороны в глубину рамки отложить 0,8—1 см (бортики) и провести вторую (внутреннюю) рамку.
4. Аккуратно вырезать внутреннюю рамку.
5. Получившееся паспарту наложить на изображение, которое с оборотной стороны приклеить в углах к паспарту тонкими полосками белой бумаги.
Материалы: плотная бумага (ватман), писчая бумага; клей ПВА, ножницы, линейки, простые карандаши.
12. Открытие выставки. Организация конференции. 1 ч
Этапы работы
1. Встреча гостей. Знакомство с экспозицией выставки.
2. Круглый стол. Руководитель студии кратко рассказывает о творческом коллективе.
3. Студийцы делятся впечатлениями о техниках печати, с которыми они познакомились или которые им особенно понравились.
4. Ответы на вопросы гостей. Выступление гостей.
5. Продолжение осмотра выставки. Индивидуальные консультации.
Материалы: оформленное помещение, книга отзывов, ручка.
Календарно-тематический план
№ п/п | Темы | Дата | Элементы содержания | Этапы работы | Колво ча сов | Материалы | Методическое обеспечение | |
прогр | факт | |||||||
1 | Монотипия | Создание образов насекомых, животных, растений | 1. Лист бумаги размером в две ладони согнуть пополам. | 1 | бумага, гуашь, цветная тушь, тонкие кисти. | Нанося цветные капли краски на одну из сторон сложенного листа бумаги, можно расположить их близко друг к другу с целью дальнейшего слияния. Возможен вариант соединения красок с помощью белил. | ||
2 | Монотипия | Создание сюжетной композиции на свободную тему | 1. На листе бумаги карандашом сделать рисунок. | 1 |
| Легкое прикосновение пальцев к поверхности бумаги дает на отпечатке эффект воздушных пятен, которыми можно обозначить тени. | ||
3 | Печать растениями | Создание композиции из растительных форм | 1. Разложить на газетах листья растений. | 1 | типографская или масляная краска (обезжиренная); два фотографических валика: один для накатки краски на формы, другой для соприкосновения форм с бумагой; бумага белая, газеты; растения: трава, листья, плоские цветы. | В растительные композиции могут входить разнообразные листья, травы, плоские цветы. Однако необходимо следить за тем, чтобы изображение не было слишком пестрым и имело определенный ритм. Заметим, что выполнение нескольких оттисков с одного элемента без дополнительного нанесения краски создает эффект плановости, т. е. разной степени яркости изображения. | ||
4 | Печать растениями | Создание композиции из растительных форм | 1. Разложить на газетах листья растений. | 1 | те же, но добавляется цветная и фактурная бумага (которая может быть слегка тонированной). | |||
5 | Печать губкой | Создание образов животных, цветов, птиц | 1. Выложить палочкой или кистью порцию белой гуаши на блюдце. | 1 | темная бумага; белая гуашь; кусочки губки для печатания в виде цилиндрических, прямоугольных или других форм; тонкие кисти. | При создании образа животного его хвост, уши, лапы также следует «набирать» прикосновением губкой, т. е. печатанием. | ||
6 | Печать губкой | Создание образов птицы, животного, волшебного цветка | 1. Выложить палочкой или кистью порцию белой гуаши на блюдце. | 1 | белая бумага, разноцветная гуашь, кусочки губки. | При создании образа животного или цветка необходимо аккуратно вводить один цвет в другой, не допуская их путаницы или потери воздушного пятна. Перед нанесением очередного цвета предыдущий должен слегка просохнуть. Кроме того, следует избегать (на первых порах) соединения дополнительных цветов — красного с зеленым, желтого с фиолетовым и оранжевого с синим. | ||
7 | Печать тканью, кружевом, веревками | Создание образов сказочных героев — принцев, принцесс, фей, разбойников | 1. Знакомство с различными фактурами, полученными от прикосновения материалов к поверхности бумаги. | 1 | типографская или масляная краска (обезжиренная), два фотографических валика; бумага, мягкий карандаш; веревки, ткань (рогожка, сеточки, тюль), кружева, тесьма и т. д. | Сначала дети выполняют упражнение — знакомятся с выразительными фактурами от печатания разными материалами, работая поочередно с каждым из них. В дальнейшем можно использовать наиболее удачные отпечатки, комбинируя их между собой и соединяя с основной печатью на листе. В этом случае композиция будет сделана в смешанной технике. | ||
8 | Печать тканью, кружевом, веревками | Создание образов сказочных героев. Окончание работы | 1. Продолжение печатания основного объема и элементов костюма героя. | 1 | те же, а также тушь, перо, палочка. | |||
9 | Печать заданной формой | Создание образа сказочного дворца (города) | 1. Развести на палитре или блюдечке до густоты сметаны гуашь одного цвета. | 1 | готовые полые формы-штампики, например: крышка от спичечного коробка, крышка от гуаши, колпачок от фломастера и т. д.; бумага белая или тонированная; шариковые или гелевые ручки, гуашь. | При желании следы (кирпичики, кружочки и т. д.), получившиеся от соприкосновения со штампиками, можно закрасить цветом. | ||
10 | Печать заданной формой | Создание образа сказочного дворца (города). Завершение индивидуальных работ или коллективная работа | При коллективной работе: | 1 | при коллективной работе необходимы ножницы, клей ПВА; большой лист бумаги для компоновки сказочного дворца (города). | |||
11 | Диатипия | Создание образа летнего пейзажа с несколькими планами | 1. Подготовить рисунок пейзажа в карандашной технике. | 1 | ровная пластина из пластмассы, стекла или жести; фотовалик, муштабель (палочка из крепкого дерева для поддержания руки в процессе рисования); краска, слегка тонированная бумага, шариковая ручка. | Диатипия (от греч. dios — через и typos — отпечаток) выполняется типографскими или обезжиренными масляными красками. | ||
12 | Диатипия | Создание сюжетной композиции в технике диатипии (тема любая) | Закрепление умений в использовании данной техники. | 1 | Те же | |||
13 | Акватипия | Создание образа романтического пейзажа | 1. Нарисовать красками на белой бумаге пейзаж (его размеры должны соответствовать будущему отпечатку). | 1 | акварель или гуашь, мягкая кисть, гигроскопичная бумага (пористая или специальная акварельная), стекло, мыло, газеты. | Акватипия (от лат. aqua — вода и греч. typos — отпечаток) — одна из печатных графических техник. | ||
14 | Акватипия | Создание образа романтического пейзажа | На этом занятии закрепляются умения детей в использовании техники акватипии и выполняется еще несколько работ. | 1 | те же. | |||
15 | Печать с картонного клише | Натюрморт | 1. Сделать эскиз композиции натюрморта. Определить предметы, которые будут находиться на первом, втором и дальних планах. | 1 | простой карандаш, типографская краска или обезжиренная масляная краска, или смесь гуаши и туши одного цвета; фотографический валик (или кисть), бумага, картон, клей ПВА, ножницы; материалы для печати — кружева, сеточки, нитки, ткань-рогожка | Детям следует напомнить, что изображение натюрморта получится зеркальным. При выклеивании предметов натюрморта необходимо помнить о том, что предмет, который ближе, т. е. на первом плане, делается более выпуклым, рельефным. | ||
16 | Печать с картонного клише | Натюрморт | На данном занятии работа завершается. Возможно допечатывание отдельных предметов (например, ткани на переднем плане и т. д.). | 1 | те же. | |||
17 | Свободная техника | Создание композиции в наиболее понравившейся печатной технике. | Сочетание техник, экспериментирование, изобретение новых приемов работы. | 1 | ||||
18 | Свободная техника | Создание композиции в наиболее понравившейся печатной технике. | Сочетание техник, экспериментирование, изобретение новых приемов работы. | 1 | ||||
19 | Подготовка экспозиции выставки | Подбор и обсуждение лучших работ. Компоновка их по тематике или по техникам | 1. Обсуждение выполненных работ. | 1 | краски, бумага, валики и т. д. | Организовывается просмотр работ всех участников группы. Для этого на полу по периметру всего помещения студии раскладываются рисунки. | ||
20 | Оформление работ. Изготовление паспарту | Изготовление паспарту. | 1. Отобранный для экспозиции рисунок положить на белый плотный лист большего размера таким образом, чтобы поля справа и слева были одинаковыми. Поля сверху должны быть немного больше, чем по бокам, а снизу — больше, чем сверху. | 1 | плотная бумага (ватман), писчая бумага; клей ПВА, ножницы, линейки, простые карандаши. | При оформлении работ в паспарту необходимо учитывать следующее: если изображение имеет большую выраженность по горизонтали, тогда для паспарту выбирается горизонтальный лист, если изображение вытянуто по вертикали, паспарту тоже должно быть вертикальным. | ||
По программе: | Дано: | Не дано: | Причина: | |||||
1 четверть | 8 | |||||||
2 четверть | 8 | |||||||
3 четверть | 4 | |||||||
4 четверть | ||||||||
год | 20 |
Рекомендуемая литература
Алексеева В. В. Что такое искусство / В. В. Алексеева. — М., 1979. — Выпуск второй.
Изображение животных в творчестве В. Ватагина, Е. Чарушина, Е. Рачева (любые альбомы и монографии).
Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие для 1—4 классов / Е. И. Коротеева. — М., 2003.
Фаворский В. А. Теория графики / В. А. Фаворский. — М., 1988.
Журналы «Юный художник», «Художественный совет», «Художественная школа».
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
«Железнодорожная средняя общеобразовательная школа №1»
Утверждаю:_______ Директор «_____»__________20 г. | Согласованно:___________________ Зам. Директора по УВР «_____»__________20 г. | Рассмотрено на заседании МО протокол №_____ от «_____»__________20 г. |
Рабочая программа учебного предмета
На 2011_ -2012_ учебный год
Образовательная область_Искусство
Предмет__Художественный шрифт___________
Класс___________5_____________________________
Учитель___Харламова Татьяна Николаевна_______
Количество часов в неделю по учебному плану___1_
Количество часов на __2110_ -2012__год ______34__
Составлен в соответствии с учебной программой (автор, название, год)
Т.А. Копцева «Художественный шрифт» Москва «Просвящение» 2005
Художественный шрифт
Пояснительная записка
Содержание первой программы из цикла программ «Художественный шрифт» нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим и национальным ценностям через собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления учащихся о художественных стилях и направлениях в искусстве, знакомит с историей шрифтового искусства, с особенностями изображения буквиц, формирует чувство гармонии шрифтовой композиции, знакомит с именами выдающихся художников.
Мир шрифтового искусства обширен и многообразен. Знакомство с образным миром шрифтового искусства осуществляется через буквицу как наиболее выразительную часть детской, прежде всего сказочной, литературы. В самом общем плане программа знакомит также с основной исторической линией развития шрифта в контексте отечественной и европейской культуры. Программой предусмотрена сказочно-игровая форма общения с детьми.
Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт в оформлении школьных праздников, стенгазет, классных уголков, принять участие в оформлении студии изобразительного искусства.
В основе практической работы лежит выполнение творческих заданий по созданию букв-образов. Дети 6—10 лет способны на эмоционально-образном уровне выполнять предлагаемые задания: после рассматривания изображений буквиц, созданных художниками в разные исторические эпохи, они сочиняют свой оригинальный образ буквы.
Для занятий по программе «Буквица» необходимы следующие художественные материалы: простой карандаш, гелевая ручка, фломастер, маркер, гуашевые и акварельные краски, кисти, пастель, тушь, плакатные перья, палочки, набор цветной и белой бумаги, ножницы, клей.
Программа рассчитана на 72 часа в год, занятия 2 часа в неделю.
Оптимальное изучение программы предполагает 34 учебных часа в год, 1 (один) учебный час в неделю.
Учебные часы сокращены:
Введение. Веселые буквы | С 2 ч. | На 1ч. |
Искусство оформления книги. Буквица | 2 | 1 |
Искусство оформления книги. Обложка. Иллюстрация | 10 | 3 |
Буква-образ. Буква-животное | 4 | 2 |
Буква-образ. Буква-растение | 4 | 2 |
Буква-образ. Буква-дом | 4 | 2 |
Буква-образ. Буква-человек | 4 | 2 |
Буква-шут (клоун, арлекин). Цветовой контраст | 4 | 2 |
Буква-царь (король). Буква-царица (королева) | 4 | 2 |
Каллиграфия. Инициал | 2 | 1 |
Вензель. Узор из букв | 2 | 1 |
Буква для Снежной королевы. Холодные цвета | 4 | 2 |
Буква-терем для Царя-солнца. Теплые цвета | 4 | 2 |
Буква-робот. Брусковый шрифт | 2 | 1 |
Книжная закладка | 2 | 1 |
Афиша | 4 | 2 |
Упаковка. Этикетка | 4 | 2 |
Эмблема | 2 | 1 |
Экслибрис | 2 | 1 |
Рисованные шрифты | 2 | 1 |
Поздравительная открытка | 2 | 1 |
Выставка детского творчества | 2 | 1 |
Всего: | 72 | 34 |
Методическое обеспечение
Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций. Теоретическая часть занятия при работе должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию о теме и предмете занятия. С детьми 6—10 лет можно вести игру в вопросы и ответы, им можно предъявить задание в виде неожиданного сюрприза, в образе сказочного персонажа. Дети чутко реагируют на сказочно-игровую ситуацию, на присутствие на занятии кукол (перчаточных, тростевых, марионеток и т. п.), которые могут выполнять любые роли (Король Шрифт, Королева Графика и т. п.).
Закрепление сведений об истории шрифта может идти с помощью лото «Художественные стили», «Художественный шрифт» и др.
Дети любят кроссворды и ребусы, поэтому сообщение нового материала может начинаться с их разгадывания.
Практическая часть занимает большую часть времени и является центральной частью занятия. На основе объяснений педагога, а также восприятия фотографий, слайдов или репродукций произведений искусства, образцов книжной графики дети выполняют задание, результатом которого становится продукт творческой деятельности (он может стать объектом любования, обсуждения и критики). Как правило, одно задание может быть частично реализовано на первом занятии и продолжено или завершено на следующем. В конце каждого занятия проводятся
Содержание учебных тем
- Введение. Веселые буквы. 1 ч
Оборудование и художественные материалы, необходимые для занятий. Специфика работы художника, оформляющего книги. Детские книги. Буквы-образы. Букварь. Азбука. Алфавит.
Практическая работа: выполнение цветными фломастерами веселой или грустной буквы «Я». Выражение через цвет настроения.
2. Искусство оформления книги. Буквица. 1ч
Книжная графика. Искусство оформления книги. Внешнее оформление (суперобложка, обложка, титульный лист, фронтиспис). Внутреннее оформление (иллюстрация, заставка, концовка, буквицы, шмуцтитул и др.). Русские народные сказки, былины, иллюстрированные И. Билибиным, В. Васнецовым и т. д.
Создание макета книги представляет собой компоновку графического и текстового материала. Выразительным элементом оформления книги является буквица. Буквица — первая буква, акцентирующая начало главы или абзаца.
Практическая работа: изображение буквицы к любой русской народной сказке (карандаш, акварель или гуашь).
3. Искусство оформления книги. Обложка. Иллюстрация. 3 ч Обложка — обертка, «оберег» книги. Суперобложка (от лат. «сверху») — отдельно созданная обложка, которая одевается поверх книги. Обложка и суперобложка раскрывают основную идею книги. Они могут быть оформлены шрифтовой композицией или шрифт может сочетаться с иллюстрацией. Особое значение имеет выбор шрифта. Многообразие шрифтов.
Шрифт (нем. «почерк», «письмо», «письмена») — начертание букв, составляющих единую стилистическую и композиционную систему. Шрифт применяется художником для решения текстовых элементов произведения.
Иллюстрации изображают конкретные эпизоды литературного произведения, наглядно поясняя его содержание. Иллюстрации В. Сутеева к сказкам К. Чуковского; В. Васнецова к стихотворению А. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» или др.
Практическая работа: вырезание из газет и журналов различных шрифтов, вклеивание их в альбом, оформление обложки для «Альбома шрифтов». Выполнение макета книжки-малютки (обложка, иллюстрации и др.). Форма книги зависит от ее содержания, например, книжка про снеговика может иметь форму снеговика, про сову — форму совы и т. п. (простой и цветные карандаши, акварель).
4. Буква-образ. Буква-животное, 2 ч
Формы букв могут напоминать образы разных животных. Например, буква «3» напоминает змею, буква «Ф» — филина, буква «Д» — сказочного многоголового дракона и т. п.
Практическая работа: изображение буквицы, создание буквы-образа, в основу которой положены фантастические или реальные образы животных (цветные карандаши, фломастеры, гуашь или др.).
5. Буква-образ. Буква-растение. 2 ч
Формы некоторых букв напоминают образы растений (цветов, деревьев и т. п.), например, буква «О» может напоминать одуванчик, «Б» — извивающиеся веточки березы, а «Д» — старый дуб с дуплом и т. п.
Буквицы, украшенные причудливыми растительными узорами, созданные художниками (И. Билибин и др.).
Практическая работа: выполнение буквы, напоминающей образ какого-либо растения: цветка, дерева и т. п. (карандаш, акварель или гуашь или др.).
6. Буква-образ. Буква-дом. 2 ч
Формы некоторых букв напоминают образы разных архитектурных фрагментов (арки, колонны, крыши и т. п.) или целых зданий (готический собор, древнерусский терем и т. п.). Например, буква «П» может напоминать сказочные ворота, «Ф» — маяк или телебашню, «Л» — горку на детской игровой площадке или лестницу, «Т» — качели, «О» — колесо обозрения и т. п.
Практическая работа: изображение буквы-образа, буквы-дома, составленной из архитектурных элементов (гелевые ручки или маркер или др.).
7. Буква-образ. Буква-человек. 2 ч
В форме буквы можно увидеть образы разных сказочных персонажей, например, буква «3» может напомнить сгорбившуюся Бабу-ягу, «Т» — танцующего матроса и т. п.
Практическая работа: изображение буквы, по форме напоминающей фигуру человека в разных движениях и позах (простой и цветные карандаши, фломастеры, гуашь или др.).
8. Буква-шут (клоун, арлекин). Цветовой контраст. 2 ч
Очертания формы некоторых букв могут напоминать образы
разных веселых цирковых персонажей, например, буква «ф» — фокусника, «К» — клоуна и т. п. Украшение букв может вызывать разное эмоциональное настроение (уныние или радость, гнев или восторг и т. п.). Контраст цветов, например оранжевого и фиолетового, красного и зеленого, придает образу яркий, запоминающийся характер.
Цветовой контраст — резкая противоположность цветов, одно из выразительных средств в изобразительном искусстве. Контраст усиливает воздействие цветов на зрителя.
Практическая работа: изображение буквы, по форме напоминающей фигуру клоуна или шута (гуашь или цветные фломастеры).
9. Буква-царь (король). Буква-царица (королева). 2 ч
Образ костюма, архитектуры эпохи барокко и рококо, для которых характерно обилие декора, пышных и причудливых форм.
Практическая работа: разработка и создание эскиза буквы-царя (короля) или царицы (королевы) в коронах и нарядных костюмах с использованием элементов декора, характерных для стилей барокко и рококо (пастель или др.).
10. Каллиграфия. Инициал. 1 ч
Каллиграфия (от греч. «красивый почерк») — искусство писать четким, красивым почерком. Образцы каллиграфического написания букв алфавита. Рисунки и надписи, выполненные перьевой ручкой, например рисунки А. Пушкина.
Инициал (от лат. «начальный») — начальная буква имени, отчества, фамилии.
Практическая работа: упражнения в написании своего имени каллиграфическим почерком, выполнение начальных заглавных букв своего имени, фамилии и отчества (перьевая ручка, тушь или чернила). Возможно изображение рядом с буквами своего портрета (в анфас или в профиль).
11. Вензель. Узор из букв. 1 ч
Вензель (от польск. «узел») — начальные буквы имени и фамилии или имени и отчества, обычно переплетенные и образующие узор.
Практическая работа: выполнение в круге, квадрате или овале эскиза вензеля — переплетенных в узор первых букв своего имени и фамилии или имени и отчества; украшение композиции цветным декоративным орнаментом (цветные фломастеры или др.).
12. Буква для Снежной королевы. Холодные цвета. 2 ч
Цветовое оформление букв может вызывать разные эмоции,
например чувство холода или тепла. Существуют теплые и холодные цвета. Выразительные возможности холодных цветов. Холодными называют цвета, напоминающие лед, снег, голубую даль
и т. п.
К холодным цветам относят синий, голубой, фиолетовый, а также оттенки цветов, в состав которых входит белый или сине-голубой цвет (сине-зеленый, голубовато-зеленый, сине-красный, светло-фиолетовый, светло-рубиновый и др.). Форма буквицы может быть необычной, например может напоминать снежинки, льдинки и т. п. Иллюстрации В. Пивоварова к сказкам Г.-Х. Андерсена или др.
Практическая работа: изображение буквицы для сказки о Снежной королеве или Снегурочке. Выбранные для украшения буквицы цвета должны отражать характер сказочной героини. Для образа Снежной королевы может быть характерно сочетание контрастных, темных и светлых цветов (например, темно-синего и бледно-голубого, черно-фиолетового и белого, изумрудного и черного и т. п.), а для Снегурочки — сочетание нежных, неконтрастных холодных цветов (например, голубого, бирюзового, бледно-синего, нежно-изумрудного, нежно-фиолетового и т. п.). Возможно создание иллюстраций к сказкам, например изображение Снежной королевы или Снегурочки (гуашь, акварель или др.).
13. Буква-терем для Царя-солнца. Теплые цвета. 2 ч
Цветовое оформление букв может вызывать, например, чувство холода или тепла. Теплыми называют цвета, напоминающие солнце, золото, раскаленные пески, огонь и т. п. Выразительные возможности теплых цветов. К теплым цветам относят оранжевый и желтый, а также оттенки цветов, в состав которых входят эти цвета (например, оранжево-красный, желто-оранжевый, желто-зеленый, темно-оранжевый, оранжево-зеленый, оранжево-коричневый и др.). Форма буквицы может быть необычной, напоминать образ солнца, языков огня, птицы, рыбкии т. п. Иллюстрации И. Билибина к русской народной сказке«Жар-птица», В. Милашевского к сказке П. Ершова «Конек-Горбунок» и др.
Практическая работа: изображение буквицы для сказки о Жар-птице, Царе-солнце, Золотой рыбке, Коне-огне и т. п. Выбранные для украшения буквицы цвета должны отражать характер этих сказочных персонажей. Для образа динамичного Коня-огня может подойти сочетание контрастных светлых и темных теплых цветов (например, оранжевого и темно-красного, желтого и коричневого и т. п.), а для образа добродушного Царя-солнца — нежные, неконтрастные теплые цвета (например, нежно-оранжевого, светло-желтого, желто-оранжевого, светло-охристого, розовато-оранжевого и т. п.). Возможно изображение иллюстраций к сказкам (гуашь, акварель или др.).
14. Буква-робот. Брусковый шрифт. 1 ч
В основе брускового шрифта лежит конструктивно простой элемент — брус, стержень. В зависимости от особенностей плакатного пера или особым образом заточенной деревянной палочки на листе остается след разного характера. Плакаты разных художников.
Практическая работа: упражнения в написании элементов букв с использованием разных плакатных перьев и деревянных палочек; создание эскиза буквы-робота (возможно написание буквы «Р» или слова «робот») (плакатные перья, палочки, цветная и черная тушь или др.).
15. Книжная закладка. 1 ч
Функция книжной закладки. Варианты ее украшения. Сочетание шрифтовой композиции (например, первой буквы своего имени или первой буквы названия книги) с растительным или геометрическим орнаментом.
Орнамент (от лат. «украшение») — узор, ритмическое чередование изобразительных элементов. Свойства орнамента зависят от назначения, формы и материала той вещи, которую он украшает. По характеру мотивов различают следующие виды орнамента: растительный, геометрический, зооморфный, антропоморфный, предметный, смешанный и др. Растительный орнамент — узор, основанный на ритмически организованных стилизованных изображениях растений (цветов, листьев, трав и т. п.). Геометрический орнамент — узор, основанный на ритмически организованных геометрических элементах (линия, круг, овал, квадрат, треугольник и т. п.).
Практическая работа: выполнение отдельной буквы или шрифтовой композиции, украшенной растительным или геометрическим орнаментом (карандаш, акварель или др.); характер формы букв и орнамента на закладке отражает содержание книги (например, для учебника математики подойдет геометрический орнамент, для учебника природоведения — растительный и т. п.).
16. Афиша. 2 ч
Афиша — объявление о спектакле, концерте, цирковом представлении и т. п. Цветовое оформление шрифтовой композиции, образное решение букв отражают содержание и характер представления.
Практическая работа: разработка эскиза и выполнение афиши (пригласительного билета) циркового представления, кукольного спектакля или фильма-сказки («Колобок», «Теремок», «Буратино», «Кот в сапогах» или др.). Выполнение работы в технике аппликации (цветная бумага, ткань, ножницы, клей, гуашь или др.). Возможно изготовление простейших перчаточных кукол и показ кукольного представления для родителей.
17. Упаковка. Этикетка. 2 ч
На упаковках и этикетках конфет, соков, мороженого, печенья и других продуктов органично сочетаются изображение и шрифт, цветовое решение которого соответствует названию продукта (например, для конфет «Снежок» использована холодная гамма цветов, а для апельсинового сока — теплая и т. п.).
Практическая работа: разработка и выполнение эскиза этикетки или упаковки для мороженого, название которого дети придумывают сами (художественные материалы по выбору учеников).
18. Эмблема. 1 ч
Эмблема — условное или символическое изображение какого-нибудь явления (например, буква «М» — условное обозначения московского метро, «Т» — такси, «А» — автобусной остановки и т. п.).
Практическая работа: разработка эскиза и выполнение эмблемы команды КВН (Клуб веселых и находчивых) или др. (художественные материалы по выбору детей).
19. Экслибрис. 1 ч
Экслибрис (от лат. «из книг») — книжный знак, указывающий на принадлежность книги какому-либо владельцу.
Практическая работа: разработка эскиза и выполнение миниатюрного экслибриса для книг своей домашней библиотеки, например «Из книг Иванова», «Из книг Смирнова» и т. п. (тушь, перо, гелевые ручки или др.).
20. Рисованные шрифты. 1 ч
Рисованные шрифты. Шрифты различных детских журналов (например, «Веселые картинки» и др.).
Практическая работа: разработка эскиза и выполнение шрифтовой композиции слова-образа, например, слово «улитка» может напоминать изображение улитки, слово «петух» — изображение петуха и т. п.
Возможно выполнение эскиза таблички, на которой будет написано название изостудии («Палитра», «Солнышко», «Веселая кисточка», «Радуга» и т. п.) (художественный материал по выбору детей).
21. Поздравительная открытка. 1 ч
Открытки к различным праздникам: 8 Марта, Пасха, день рождения и др. Открытки-игрушки.
Практическая работа: разработка эскиза и выполнение макета поздравительной открытки-игрушки «С днем рождения!» (художественный материал по выбору ребенка).
22. Выставка детского творчества. 1 ч
Оформление выполненных в течение года работ. Написание афиши школьной выставки. Подведение итогов года.
Календарно-тематическое планирование.
Художественный шрифт
№ | Тема урока | Количество часов | Элементы содержания | Практическая работа | Дата проведения | |
план | факт | |||||
1 | Введение весёлые буквы | 1 | Оборудование и художественные материалы, необходимые для занятий. Специфика работы художника, оформляющего книги. Детские книги. | выполнение цветными фломастерами веселой или грустной буквы «Я». Выражение через цвет настроения. | ||
2 | Искусство оформления книги. Буквица. | 1 | Книжная графика. Искусство оформления книги. Внешнее оформление (суперобложка, обложка, титульный лист, фронтиспис). Внутреннее оформление (иллюстрация, заставка, концовка, буквицы, шмуцтитул и др.). Русские народные сказки, былины, иллюстрированные И. Билибиным, В. Васнецовым и т. д. Буквица — первая буква, акцентирующая начало главы или абзаца. | изображение буквицы к любой русской народной сказке (карандаш, акварель или гуашь).Создание макета книги представляет собой компоновку графического и текстового материала. Выразительным элементом оформления книги является буквица. | ||
3 | Искусство оформления книги. Обложка. Иллюстрация. | 1 | Обложка и суперобложка раскрывают основную идею книги. Они могут быть оформлены шрифтовой композицией или шрифт может сочетаться с иллюстрацией. Особое значение имеет выбор шрифта. Многообразие шрифтов. . | вырезание из газет и журналов различных шрифтов, вклеивание их в альбом, оформление обложки для «Альбома шрифтов». | ||
4 | Искусство оформления книги. Обложка. Иллюстрация. | 1 | Шрифт (нем. «почерк», «письмо», «письмена») — начертание букв, составляющих единую стилистическую и композиционную систему. Шрифт применяется художником для решения текстовых элементов. | Выполнение макета книжки-малютки (обложка, иллюстрации и др.). | ||
5 | Искусство оформления книги. Обложка. Иллюстрация. | 1 | Иллюстрации изображают конкретные эпизоды литературного произведения, наглядно поясняя его содержание. Иллюстрации В. Сутеева к сказкам К. Чуковского; В. Васнецова к стихотворению А. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» или др | Форма книги зависит от ее содержания, например, книжка про снеговика может иметь форму снеговика, про сову — форму совы и т. п. (простой и цветные карандаши, акварель). | ||
6 | Буква-образ. Буква-животное. | 2 | Формы букв могут напоминать образы разных животных. Например, буква «3» напоминает змею, буква «Ф» — филина, буква «Д» — сказочного многоголового дракона и т. п. | изображение буквицы, создание буквы-образа, в основу которой положены фантастические или ре- | ||
7 | 5. Буква-образ. Буква-растение. | 2 | Формы некоторых букв напоминают образы растений (цветов, деревьев и т. п.), например, буква «О» может напоминать одуванчик, «Б» — извивающиеся веточки березы, а «Д» — старый дуб с дуплом и т. п. Буквицы, украшенные причудливыми растительными узорами, созданные художниками (И. Билибин и др.). | выполнение буквы, напоминающей образ какого-либо растения: цветка, дерева и т. п. (карандаш, акварель или гуашь или др.). | ||
8 | 6. Буква-образ. Буква-дом. | 2 | Формы некоторых букв напоминают образы разных архитектурных фрагментов (арки, колонны, крыши и т. п.) или целых зданий (готический собор, древнерусский терем и т. п.). Например, буква «П» может напоминать сказочные ворота, «Ф» — маяк или телебашню, «Л» — горку на детской игровой площадке или лестницу, «Т» — качели, «О» — колесо обозрения | изображение буквы-образа, буквы-дома, составленной из архитектурных элементов (гелевые ручки или маркер или др.). | ||
9 | 7. Буква-образ. Буква-человек. | 2 | В форме буквы можно увидеть образы разных сказочных персонажей, например, буква «3» может напомнить сгорбившуюся Бабу-ягу, «Т» — танцующего матроса и т. п. | изображение буквы, по форме напоминающей фигуру человека в разных движениях и позах (простой и цветные карандаши, фломастеры, гуашь или др.). | ||
10 | 8. Буква-шут (клоун, арлекин). Цветовой контраст. | 2 | Очертания формы некоторых букв могут напоминать образы разных веселых цирковых персонажей, например, буква «ф» — фокусника, «К» — клоуна и т. п. Украшение букв может вызывать разное эмоциональное настроение (уныние или радость, гнев или восторг и т. п.). Контраст цветов, например оранжевого и фиолетового, красного и зеленого, придает образу яркий, запоминающийся характер. Цветовой контраст — резкая противоположность цветов, одно из выразительных средств в изобразительном искусстве. Контраст усиливает воздействие цветов на зрителя. | изображение буквы, по форме напоминающей фигуру клоуна или шута (гуашь или цветные фломастеры). | ||
11 | Буква-царь (король). Буква-царица (королева). | 2 | Образ костюма, архитектуры эпохи барокко и рококо, для которых характерно обилие декора, пышных и причудливых форм. | разработка и создание эскиза буквы-царя (короля) или царицы (королевы) в коронах и нарядных костюмах с использованием элементов декора, характерных для стилей барокко и рококо (пастель или др.). | ||
12 | Каллиграфия. Инициал. | 1 | Каллиграфия (от греч. «красивый почерк») — искусство писать четким, красивым почерком. Образцы каллиграфического написания букв алфавита. Рисунки и надписи, выполненные перьевой ручкой, например рисунки А. Пушкина. Инициал (от лат. «начальный») — начальная буква имени, отчества, фамилии. | упражнения в написании своего имени каллиграфическим почерком, выполнение начальных заглавных букв своего имени, фамилии и отчества (перьевая ручка, тушь или чернила). Возможно изображение рядом с буквами своего портрета (в анфас или в профиль). | ||
13 | Вензель. Узор из букв. | 1 | Вензель (от польск. «узел») — начальные буквы имени и фамилии или имени и отчества, обычно переплетенные и образующие узор. | выполнение в круге, квадрате или овале эскиза вензеля — переплетенных в узор первых букв своего имени и фамилии или имени и отчества; украшение композиции цветным декоративным орнаментом (цветные фломастеры или др.) | ||
14 | Буква для Снежной королевы. Холодные цвета. | 2 | Цветовое оформление букв может вызывать разные эмоции ,например чувство холода или тепла. Существуют теплые и холодные цвета. Выразительные возможности холодных цветов. Холодными называют цвета, напоминающие лед, снег, голубую даль. К холодным цветам относят синий, голубой, фиолетовый, а также оттенки цветов, в состав которых входит белый или сине-голубой цвет (сине-зеленый, голубовато-зеленый, сине-красный, светло-фиолетовый, светло-рубиновый и др.). Форма буквицы может быть необычной, например может напоминать снежинки, льдинки и т. п. Иллюстрации В. Пивоварова к сказкам Г.-Х. Андерсена или др. | изображение буквицы для сказки о Снежной королеве или Снегурочке. Выбранные для украшения буквицы цвета должны отражать характер сказочной героини. Для образа Снежной королевы может быть характерно сочетание контрастных, темных и светлых цветов (например, темно-синего и бледно-голубого, черно-фиолетового и белого, изумрудного и черного и т. п.), а для Снегурочки — сочетание нежных, неконтрастных холодных цветов (например, голубого, бирюзового, бледно-синего, нежно-изумрудного, нежно-фиолетового и т. п.). Возможно создание иллюстраций к сказкам, например изображение Снежной королевы или Снегурочки (гуашь, акварель или др.). | ||
15 | Буква-терем для Царя-солнца. Теплые цвета. | 2 | Цветовое оформление букв может вызывать, например, чув | изображение буквицы для сказки о Жар-птице, Царе-солнце, Золотой рыбке, Коне-огне и т. п. Выбранные для украшения буквицы цвета должны отражать характер этих сказочных персонажей. Для образа динамичного Коня-огня может подойти сочетание контрастных светлых и темных теплых цветов (например, оранжевого и темно-красного, желтого и коричневого и т. п.), а для образа добродушного Царя-солнца — нежные, неконтрастные теплые цвета (например, нежно-оранжевого, светло-желтого, желто- оранжевого, светло-охристого, розовато-оранжевого и т. п.). Возможно изображение иллюстраций к сказкам (гуашь, акварель или др.). | ||
16 | Буква-робот. Брусковый шрифт. | 1 | В основе брускового шрифта лежит конструктивно простой элемент — брус, стержень. В зависимости от особенностей плакатного пера или особым образом заточенной деревянной палочки на листе остается след разного характера. Плакаты разных художников. | упражнения в написании элементов букв с использованием разных плакатных перьев и деревянных палочек; создание эскиза буквы-робота (возможно написание буквы «Р» или слова «робот») (плакатные перья, палочки, цветная и черная тушь | ||
17 | Книжная закладка. | 1 | Функция книжной закладки. Варианты ее украшения. Сочетание шрифтовой композиции (например, первой буквы своего имени или первой буквы названия книги) с растительным или геометрическим орнаментом. Орнамент (от лат. «украшение») — узор, ритмическое чередование изобразительных элементов. Свойства орнамента зависят от назначения, формы и материала той вещи, которую он украшает. По характеру мотивов различают следующие виды орнамента: растительный, геометрический, зооморфный, антропоморфный, предметный, смешанный и др. Растительный орнамент — узор, основанный на ритмически организованных стилизованных изображениях растений (цветов, листьев, трав и т. п.). Геометрический орнамент — узор, основанный на ритмически организованных геометрических элементах (линия, круг, овал, квадрат, треугольник и т. п.). | выполнение отдельной буквы или шрифтовой композиции, украшенной растительным или геометрическим орнаментом (карандаш, акварель или др.); характер формы букв и орнамента на закладке отражает содержание книги (например, для учебника математики подойдет геометрический орнамент, для учебника природоведения — растительный и т. п.) | ||
18 | Афиша. | 2 | Афиша — объявление о спектакле, концерте, цирковом представлении и т. п. Цветовое оформление шрифтовой композиции, образное решение букв отражают содержание и характер представления. | разработка эскиза и выполнение афиши (пригласительного билета) циркового представления, кукольного спектакля или фильма-сказки («Колобок», «Теремок», «Бу-ратино», «Кот в сапогах» или др.). Выполнение работы в технике аппликации (цветная бумага, ткань, ножницы, клей, гуашь или др.). Возможно изготовление простейших перчаточных кукол и показ кукольного представления для родителей. | ||
19 | Упаковка. Этикетка. | 2 | На упаковках и этикетках конфет, соков, мороженого, печенья и других продуктов органично сочетаются изображение и шрифт, цветовое решение которого соответствует названию продукта (например, для конфет «Снежок» использована холодная гамма цветов, а для апельсинового сока — теплая и т. п.). | разработка и выполнение эскиза этикетки или упаковки для мороженого, название которого дети придумывают сами (художественные материалы по выбору учеников). | ||
20 | Эмблема. | 1 | Эмблема — условное или символическое изображение какого-нибудь явления (например, буква «М» — условное обозначения московского метро, «Т» — такси, «А» — автобусной остановки и т. п.). | разработка эскиза и выполнение эмблемы команды КВН (Клуб веселых и находчивых) или др. (художественные материалы по выбору детей). | ||
21 | Экслибрис. . | 1 | Экслибрис (от лат. «из книг») — книжный знак, указывающий на принадлежность книги какому-либо владельцу | разработка эскиза и выполнение миниатюрного экслибриса для книг своей домашней библиотеки, например «Из книг Иванова», «Из книг Смирнова» и т. п. (тушь, перо, гелевые ручки или др.). | ||
22 | Рисованные шрифты. В | 1 | Рисованные шрифты. Шрифты различных детских журналов (например, «Веселые картинки» и др.). | : разработка эскиза и выполнение шрифтовой композиции слова-образа, например, слово «улитка» может напоминать изображение улитки, слово «петух» — изображение петуха и т. п. Возможно выполнение эскиза таблички, на которой будет написано название изостудии («Палитра», «Солнышко», «Веселая кисточка», «Радуга» и т. п.) (художественный материал по выбору детей). | ||
23 | Поздравительная открытка. . | 1 | Открытки к различным праздникам: 8 Марта, Пасха, день рождения и др. Открытки-игрушки | разработка эскиза и выполнение макета поздравительной открытки-игрушки «С днем рождения!» (художественный материал по выбору ребенка). | ||
24 | Выставка детского творчества. | 1 | Офор.мление выполненных в течение года работ. Написание афиши школьной выставки. Подведение итогов года. |
МОУ «Железнодорожная СОШ №1»
Лист корректировки календарно-тематического планирования 2011 –2012 учебный год
Учитель: _____________
Предмет: _____________
Класс: _______________.
Содержание корректировки /тема урока | № урока \ дата | Причина корректировки. |
1. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка в 7 классе "Математика для увлеченных".
Рабочая программа учебного курса математический кружок «Математика для увлеченных» для 7 класса разработана на основе примерной программы по математике основного общего образования с учётом требований...
Рабочая программа кружка по биологии "Жизнь растений"
Изучение данного курса направлено на углубление знаний учащихся о жизнедеятельности растительного организма, многообразии дикорастущих, декоративных и культурных растений нашего края, их взаим...
Рабочая программа кружка "Счастливый английский" в 1 классе
Программа рассчитана на 33 учебных часа....
рабочая программа кружка "Школьный сайт"
Рабочая программа кружка "Школьный сайт" (2ч в неделю)...
Рабочая программа кружка "Школьный сайт"
Рабочая программа разработана для работы с учащимися 8-9 класса. Курс преследует цель формирования у обучаемых творческого мышления, способности к самостоятельному ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по программе дополнительного образования «Cambridge English»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по программе дополнительного образования «Cambridge English» для 2-4 классов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Кружка по русскому языку « Любимый русский» 2017-2018 учебный год 7 б класс По плану школы - 2 часа в неделю По программе – 2 часа в неделю Всего часов -72часа Авторская программа Букреевой Н.Н., утвержденная на методическом
Рабочая программа кружка по русскому языку "Любимый русский"...