Конспект урока по изобразительному искусству в 6 классе на тему: «Выразительные возможности натюрморта». Экспериментальный натюрморт (выполненный губкой по трафарету).
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме

Цыганкова Светлана Евгеньевна

 

Конспект урока

по изобразительному искусству в 6 классе

на тему: «Выразительные возможности натюрморта».

Экспериментальный натюрморт (выполненный губкой по трафарету).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon САМОАНАЛИЗ УРОКА55.5 КБ
Microsoft Office document icon 6 КЛАСС.205 КБ

Предварительный просмотр:

САМОАНАЛИЗ УРОКА Цыганковой Светланы Евгеньевны

 ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ В 6«Б» КЛАССЕ

1. Общие сведения об уроке:

1. Класс 6«Б»

2. Вид деятельности (предмет) изобразительное искусство

3. Количество детей по списку: 28 человек

4. Сколько присутствует на уроке: 28 человека

5. Какой урок по порядку в блоке занятий, по ознакомлению детей с мифологическим жанром в изобразительном искусстве - шестнадцатый.

II. Обстановка в классе: Класс небольшой и  чистый. Он эстетично оформлен, хорошо проветрен, освещенность в пределах нормы. Все дети опрятно одеты и готовы к уроку.

III. Оборудование: Оборудование для урока — мультимедийной презентации тщательно подготовлено — это компьютер, мультимедийный проектор, экран, размещенный на доске, запись презентации урока ПК - флешк. детям розданы листы для задания, дети приготовили простой карандаш и ластик.

IУ. Тема урока: При определении темы урока «ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НАТЮРМОРТА» Экспериментальный натюрморт (выполненный губкой по трафарету).

 КОМБИНИРОВАННЫЙ урок, на мой взгляд, мною были ясно определены и поставлены перед учащимися цели и задачи их деятельности в согласии со структурным планом и с поставленными целью и задачами урока. В речи высказывания старалась строить лаконично, ярко образно, логически выстроено, в соответствии с содержанием урока. Такое построение речи пробуждает в учениках интерес к уроку-беседе и стимулирует в них стремление к ответным рассуждениям.

У. Анализ хода урока

1.Цель

Старалась на уроке создать атмосферу успеха и комфортных психолого-педагогических условий (Оказание своевременной помощи ученику в случае затруднения). Согласно типу и его виду были выбраны формы и методы работы с детьми. Для более полного осуществления поставленных задач на уроке старалась более рационально использовать ТСО (компьютер, мультимедийный проектор). В соответствии с поставленной целью урока, я определила его задачи, выделила опорные моменты, ставшие в дальнейшем основой процесса осмысления детьми предлагаемого материала. Цель и вытекающие из нее задачи определены с учетом комплексного подхода к их решению (обучающие, развивающие, воспитывающие). Цели и задачи открытого урока вытекают из целей и задач предыдущего урока, так как связаны блочной системой подачи материала. Если рассмотреть данный блок занятий, то видно, что цели и задачи данного урока связаны с целями и задачами следующего урока.

2.Тип

Тип урока — комбинированный урок, экспериментальный - выбран в соответствии с поставленной целью и задачами. И имеет своей целью повторение материала предыдущих уроков, формирование новых знаний и  закрепление.  Выбор вида урока соответствует типу урока. Форма урока — мультимедийная презентация большая работа художника, на мой взгляд большая находка для педагога ИЗО. т.к. постоянная смена ярких кадров на большом экране, создает иллюзию фильма, что усиливает интерес детей к излагаемому материалу, в результате учащиеся показали довольно высокий уровень полученных знаний.

З. Структура

Структура урока соответствует его типу и виду и построена с учетом целей и задач. На мой взгляд, структурный план урока составлен продуманно и точно, прослеживается тесное и эффективное взаимодействие всех эталон урока. Каждый этап урока рассчитан по времени.

СТРУКТУРНАЯ СВЯЗЬ ТИПА И ЭТАПОВ УРОКА

(Урок закрепления и формирования новых знаний)

1. Организация начала урока — 2мин.

2. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний —3 мин.

З. Усвоение новых знаний и повторение — 10 мин.

4.Выполнение натюрморта губкой – 25 мин..

4. Итог работ, выставка — 5 мин.

Этапы урока

дидактические задачи

Показатели реального результата

решения задач

Организация начала урока

Подготовка учащихся к работе на уроке

Полная готовность класса и оборудования. Особо хочется отметить быстрое и заинтересованное включение учащихся в учебно-познавательную деятельность на этапе организации начала урока.

Подготовка учащихся к усвоению новых знаний

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний.

Усвоениё новых знаний

Обеспечение восприятия нового материала, осмысления его и первичного запоминания.

Мультимедийная презентация работ художника позволила быстро включить детей в процесс учебно-познавательной деятельности. На уроке мне удалось создать атмосферу доверия, доброжелательности, бережного отношения и уважения настроить детей на более полное восприятие нового материала. Это и внимательность детей при просматривании презентации, их заинтересованность.

Первичная проверка усвоения знаний

Установка правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работ.

Работа, требующая применения полученных новых знаний, показала хорошее усвоение нового материала на репродуктивном уровне. При этом я старалась добиться оптимального сочетания моего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, я думаю, что с задачей справилась.

4. Содержание образовательного материала

При подготовке к уроку, мною были использованы современные и выверенные факты, из жизни художников, понятия из курса ИЗО в соответствии с программой курса. Максимально старалась всесторонне осветить изучаемый вопрос с разных сторон, чтобы обеспечить понимание его сущности каждым ребенком. Содержания отобранного материала соответствует целям урока. Материал урока имеет научную основу, информация доступна детям данного возраста, преподнесено в увлекательной форме — презентация - решения образовательных задач осуществляется в логической последовательности, что привело к их завершенности в решении проблемы в целом. Таким образом, содержание соответствует типу, структуре урока.

5. Формы и методы

Подобранные формы (фронтальная, микрогруппы, индивидуальная) и методов на всех - этапах урока соответствуют цели и содержанию материала и взаимосвязаны между собой. Взаимосвязь между формами и методами на всех этапах урока оказало хорошее влияние на результативность ответов учащихся и на ход урока в целом.

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

коллективные

групповые

индивидуальные

о фронтальная

о микрогруппы

о индивидуально

Мне необходимо было обеспечить контакт со всем классом и привлечь внимание детей, для того чтобы вовлечь учеников в обсуждение поставленной проблемы. Поэтому я использовала технические средства обучения. Результат превзошел мои ожидания. Все дети с готовностью и интересом участвовали в обсуждении презентиции.

индивидуальная обособленную (при выполнении самостоятельной работы.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

словесные

наглядные

практические

 Беседа

 рассказ

мультимедийная презентация

 сотрудничество учащихся

 самостоятельная работа

 проверка правильности подбора трафарета

Я выбрала эти методы так как они способствуют более успешному усвоению теоретических знаний, приобретении фактических знаний, развитии абстрактного мышления, развивают речь детей.

Я выбрала этот метод так как он более успешно развивает наглядно-образное мышление и память детей.

Я выбрала эти методы так как они вырабатывают умение применять полученные знания на практике, развивают самостоятельность мышления, корректность в общении с товарищами и учителем.

Комплексный подход к подбору методов обучения способствовал более полному выполнению поставленных целей и задач урока.

6. Результативность

Выбор типа и вида урока, комплексный подход к подбору задач, подбору форм и методов обучения, использование ТСО на уроке, при организации мультимедийной презентации, способствовали более полному выполнению поставленной цели; усилению и интереса детей к содержанию излагаемого материала.

дети активно переключались с одного позирующего ребенка на другого на всех этапах урока, охотно включались в диалог со мной и сверстниками, открыто и осмысленно высказывая свои мысли.

При разглядывании набросков, они показали хорошие результаты.

Учащиеся внимательно и с интересом?’ рассматривали на экране картины художника.

Таким образом, я считаю, что выполнила все поставленные мной задачи урока.

Логическая связка уроков: Это итоговый урок на изучение данной темы. После полученных знаний на прошлых уроках, ученик имеет возможность создать натюрморт, который может рассказать об авторе. И здесь имеет важность не только композиция, но и тон, и  свет и цвет. Важно понять, то не количество предметов имеет значение, а их психологическая нагрузка, главная идея втора.

                               



Предварительный просмотр:

Конспект урока

по изобразительному искусству в 6 классе

на тему: «Выразительные возможности натюрморта».

Экспериментальный натюрморт (выполненный губкой по трафарету).

Итоговая работа.

                                                                    Выполнила: учитель первой

                                                                     квалификационной категории

                                                                     ГОУ СОШ №635

                                                                     Цыганкова Светлана Евгеньевна

Цели урока:

  • обучающая познакомить и закрепить с учащимися многообразие форм изображения мира вещей; расширить знания учащихся о жанре натюрморта, об особенностях натюрморта в живописи, графике, скульптуре; научить различать стили художественного произведения;
  • развивающая – развивать умение учащихся творчески использовать выразительные средства изобразительного искусства при работе над натюрмортом;
  • воспитательная –    воспитывать эстетическую восприимчивость; воспитание культуры рисования, самостоятельности в работе.
  • Повторение, закрепление.

Задачи урока:

  • повторить с учащимся знания о понятии «натюрморт», представление об особенностях развития жанра и значении натюрморта в истории искусства;
  •  анализировать произведения искусства в жанре натюрморта;
  • узнать о понятии «стиль», его разновидности;
  • развивать творческую и познавательную активность.  

Планируемые образовательные результаты

освоения материала

Личностные

Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника.

Метапредметные

Натюр-морт в искус. 19-20 веков.

Натюрморт и творчес.

Индиви-дуальность худож-ника.

Предметные

Знать жанр изобразительного

искусства (натюрморт.

 Уметь анализировать образный

язык произведений

 натюрмортного жанра.

Характеристика деятельности учащихся, виды учебной деятельности

Натюрморт в заданном эмоциональном состоянии

На уроке ученикам предлагается новый и закрепляющий материал, и творческие задания по жанру натюрморт.

Тип урока: урок закрепления и изучения нового и экспериментального материала.

Вид урока: комбинированный.

Форма проведения урока: беседа, рассказ, творческое задание, самостоятельная работа.

Форма работы учащихся: индивидуальная.

Технологии: ИКТ, здоровье сберегающие и творческий, дифференцированный подход.

Подготовка класса:

  • Зрительный ряд: презентация «  Выразительные возможности натюрморта». 
  •  Работы учителя - натюрморты (техника: карандаш, акварель, гуашь). Бумажные заготовки предметов натюрморта (трафареты).
  • Музыкальный ряд: произведения  Дидюля.
  • Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, интернет. Мольберт, драпировка, предметы для натюрморта, указка, гуашь, губка для мытья посуды, баночки с водой.

Основные понятия:

  • Натюрморт
  • Стиль

План урока.

  1. Организационный момент – 1 мин.
  2. Объяснение нового и закрепляющего материала –  15 мин.
  • Сообщение темы урока.
  • Беседа.
  • Творческие задания.  
  1. Практическая работа – 24 мин.
  • Постановка художественной задачи.
  • Демонстрация работы.
  • Самостоятельная работа учащихся синхронно с учителем.
  1. Подведение итогов – 5 мин.
  • Экспресс – выставка.
  • Анализ работ.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Слайд № 2.  

Учитель. Здравствуйте, ребята! Давайте с Вами приступим к повторению пройденного материала  и закрепим его экспериментом.

2. Объяснение нового и закрепляющего материала.

Беседа о жанре натюрморта с использованием мультимедийной презентации.

Учитель. Ребята, вы, конечно, уже обратили внимание на оформление. Здесь работы учителя, очень сильно различающиеся по технике, но что объединяет эти работы? Что в них общего? Вы уже знаете.

Ученик: Это натюрморты.

Слайд № 4.  («Выразительные возможности натюрморта»)

Учитель. Тема урока «Выразительные возможности натюрморта». Сегодня мы повторим и познакомимся с разными стилями и выразительными средствами и проэксперемнтируем.

Учитель. Вспомним что такое натюрморт? Что означает это слово, как оно переводится?

Слайд № 3.  (Натюрморт -…)  

Ученик. Показывает и рассказывает «Что такое натюрморт?»

Учитель. Как же возник и развивался этот жанр?

Слайд № 7 - 15

Учитель. Как самостоятельный жанр, натюрморт сформировался в XVII в. в Голландии.

Слайд № 7.  (Голландский натюрморт)

       Их отличительная особенность – удивительная материальность предметов в натюрмортах, тщательность передачи деталей.

        Замечательные школы натюрморта сложились в Голландии, Франции, Испании, России. Посмотрим, как менялся натюрморт.

Слайд № 27.   (Натюрморт Ван Гога)

Учитель. Особенно яркие, заметные изменения начинают проявляться в конце XIX века. В чем же выразились изменения? Чем они отличаются от голландских натюрмортов?

Ответы учащихся: Художник преображает предметы, передает свое впечатление, свое восприятие красоты. Мир вещей для них был одной из основных тем.

Слайд № 28.  (Натюрморт А. Матисса)

Учитель. А что вы можете сказать о характере этого натюрморта? Что он напоминает?

Ответы учащихся: Словно его рисовал ребенок.

Учитель. Ставил ли себе художник цель передать сходство с натурой, точно изобразить предметы?

Ответы учащихся: Нет. Художник передал свое впечатление.

Учитель. «Краски в картине должны будоражить чувства до самых глубин», – писал французский художник Анри Матисс, выразивший красоту и радость бытия в своем творчестве.

Слайд № 29.  (Натюрморт Пикассо)

Учитель. А теперь перед нами натюрморты, созданные в XX веке. Здесь мы видим еще больший уход от естественности. Натюрморт стал более декоративным.

Слайд № 30-32.  (Векторный, трехмерный, фото-натюрморт)

Учитель. В XXI веке, когда технический прогресс идет стремительными темпами, появляются совершенно другие виды натюрмортов. С помощью компьютерных программ можно изобразить трехмерную графику. Появились фото-натюрморты.

       Художники экспериментируют с цветом, формой и фактурой, создавая великолепные натюрморты, раскрывающие не только красоту вещей, но вместе с тем и мир человека, его мысли и чувства. У каждого свой стиль.

      Термин «Стиль». СТИЛЬ (от греческого stylos - остроконечная палочка для письма по воску, манера письма), общность образной системы, средств художественной выразительности, творческих приемов, обусловленная единством идейно-художественного содержания.

"СТИЛЬ" ("Де Стейл") (голландское De Stijl), авангардистское объединение голландских художников (1917 - 31). Мастера "стиля" выдвинули теорию неопластицизма - геометрической разновидности абстрактного искусства (П. Мондриан), в архитектуре создали строгие и аскетичные по облику постройки (Т. ван Дусбюрг, .Й.П. Ауд, Г. Ритвелд).

Слайд № 33. (Стили натюрморта)

Натюрморты выполняются и в строгой реалистической, и в декоративной манере, и в манере авангарда.

Слайд № 34 (Задание)

Творческое задание. «Стиль».

Мы увидели, как развивался жанр натюрморта. А теперь давайте попробуем выразить, о чем же рассказывает натюрморт?

Слайд № 35-38.  (Натюрморты)

Учитель. Какие вещи мы здесь видим? Кому они принадлежат?

Ответы учащихся.

Учитель. Так о чем же рассказывает натюрморт?

Ответ ученика. О человеке.

Учитель. Что могут вещи рассказать о человеке?

Ответ ученика. Вещи могут рассказать о профессии человека, его интересах.

Учитель. С чего начинается работа над натюрмортом? Например, мы решили создать натюрморт под названием «Фрукты».

Ответы учащихся. Надо выбрать предметы в соответствии с замыслом.

Учитель. Что мы делаем дальше?

Ответ ученика. Размешаем предметы на листе.

Учитель. А что помогает передать настроение в натюрморте?

Ответ ученика. Цвет.

Слайд № 36.  (Цвет)

Учитель. Верно. Цвет для художника, как звук, для музыканта, - мощное средство выразительности.

Цвет может быть сближенными, и тогда мы используем понятие «нюанс».

Например, мы хотим передать состояние бурного восторга. Какие цвета будут преобладать: теплые или холодные?

Ответ ученика. Будут преобладать теплые, яркие цвета, контрастное сочетание.

Слайд № 37.  (Колорит)

Они используют понятие «колорит», что означает соотношение цветов. Колорит может быть теплым или холодным.

Слайд № 38.  (Контраст)

Цвета могут или резко различаться, и тогда мы назовем их контрастными, противоположными;

Учитель. А если мы хотим передать сдержанную грусть?

Ответ ученика. Мы выберем холодный колорит, нюансовое сочетание цветов.

Учитель. Итак, в работе над натюрмортом мы используем следующие средства выразительности: отбор элементов изображения, композиционное решение, колорит.

Слайд № 39. (Светотень)

Важную роль в натюрморте играет освещение. Степень освещенности предмета называется светотенью.

3. Практическая работа.

Учитель. Сегодня мы познакомились с историей развития натюрморта и его стилями. Перед вами три таблички: «Авангардисты», «Декораторы», «Реалисты».

Рисовать мы будем  с натуры и по шаблону.

Самостоятельная работа учащихся. Музыкальная заставка.

4. Подведение итогов.

Экспресс – выставка.

Учитель. Давайте посмотрим на нашу экспресс - выставку.

Анализ работ. Оценки учащихся.

Учитель. Спасибо. Урок окончен.

Использованные источники:

  1. С.А. Казначеева, С.А. Бондарева. Изобразительное искусство. 1- 6 классы. Развитие цветового восприятия у школьников. Описание опыта. Конспекты уроков. Волгоград, «Учитель», 2009.
  2. З.А. Степанчук. Изобразительное искусство. 1 – 8 классы. Опыт творческой деятельности учащихся. Конспекты уроков. Волгоград, «Учитель», 2009.
  3. Методические наработки учителя изобразительного искусства – Баляевой Т.А.
  4. Электронная «Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия».
  5. Свободная энциклопедия. ru.wikipedia.
  6. «Открытый урок». Фестиваль педагогических идей. www.1september.ru
  7. Изобразительное искусство 6 класс. Поурочные планы по программе Б.М. Неменского. Волгоград,  2009 год.
  8. Л.А. Неменская «Изобразительное искусство». Искусство в жизни человека. 6 класс Москва «Просвещение»2008.
  9. Б.М. Неменский. Педагогика искусства. «Изобразительное искусство». М.:Просвещение,2007.
  10. «Изобразительное искусство» учеб. 6 кл. общеобразоват. Учреждений / (Т.Я. Шпикалова, Л.В.Ершова, Г.А. Поровская, Л.В. Неретина); под ред. Т.Я. Шпикаловой.- М. : Просвещение, 2008.
  11. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Учебник для уч. 5-8 кл.: В 4ч. Ч. З. Основы композиции.-Обнинск: Титул, 1998.

НАТЮРМОРТ в переводе с французского — «мертвая природа». Этим словом называют сложный и разнообразный жанр изобразительного искусства, а также отдельное произведение, художественно воспроизводящее домашнюю утварь, музыкальные инструменты, цветы, фрукты, овощи, битую дичь и другие неодушевленные предметы.

     МАТИСС (Matisse) Анри (1869-1954), французский живописец, график, мастер декоративного искусства. Один из лидеров фовизма.

ПИКАССО Пабло (25 октября 1881, Малага — 8 апреля 1973, французский живописец, по происхождению испанец.

ВАН ГОГ Винсент (30 марта 1853 — 29 июля 1890), нидерландский живописец, представитель постимпрессионизма.

     АВАНГАРДИЗМ (авангард), совокупное наименование художественных тенденций, более радикальных, чем модернизм. Их ранний рубеж в изобразительном искусстве 1910-х гг. обозначен фовизмом и кубизмом.

ФОВИЗМ (от франц. fauve — дикий), течение во французской живописи, существовавшее в 1905-07. Фовистов (А. Матисс, А. Марке, Ж. Руо, А. Дерен, Р. Дюфи, М. Вламинк ) на время объединило общее стремление к эмоциональной силе художественного выражения, к стихийной динамике письма, интенсивности открытого цвета и остроте ритма. В пейзажах, интерьерных сценах, натюрмортах фовизм выразил себя в резком обобщении объемов, пространства, рисунка.

КУБИЗМ (франц. cubisme, от cube — куб), направление в искусстве 1-й четверти 20 в., представители которого стремились свести изображение к комбинации простых геометрических тел, призванных выразить «первичную структуру» мира, перестроив традиционные способы восприятия пространства.

РЕАЛИЗМ в искусстве, понятие, характеризующее познавательную функцию искусства: правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства, мера его проникновения в реальность, глубина и полнота ее художественного познания. Так, широко понимаемый реализм — основная тенденция исторического развития искусства.

ДЕКОР – (от лат. decoro — украшаю), система украшения сооружения (фасада, интерьера) или изделия.

Учащиеся должны:

  1. Знать понятия «Натюрморт», «Стиль»;
  2. Уметь анализировать художественное произведение и определять его стиль;
  3. Уметь творчески изобразить в соответствии с идейным замыслом.

Реализация основной дидактической цели урока:

  • проверка качества ЗУН осуществляется на каждом этапе урока выборочно, а в конце урока при выполнении самостоятельной работы – у каждого ученика;
  • дифференцированный подход к учащимся проходит на этапе самостоятельной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект по изобразительному искусству. 7 класс. Тема: «Мой край богат историческими событиями. Село Кошки в годы Великой Отечественной войны».

Завершающий урок из блока уроков по теме: "Мой край богат историческими событиями. Село Кошки в годы Великой Отечественной войны"....

План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"

Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель:  сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...

конспект урока изобразительного искусства 5 класс, с презентацией . Раздел: Цветовидение. Тема: "Тайна цвета"

Развитие общества без искусства немыслимо...  П. Чистяков.  Все дети любят рисовать-ведь это чудесная возможность выразить языком красок свой восторг перед окружающим миром или показать непр...

План-конспект открытого урока по изобразительному искусству "Линия и ее выразительные возможности"

План-конспект открытого урока по изобразительному искусству   "Линия и ее выразительные возможности" (с использованием документ-камеры)...

Технологическая карта урока по изобразительному искусству "Линия и ее выразительные возможности"

Технологическая карта урока по изобразительному искусству "Линия и ее выразительные возможности"...

Урок по изобразительному искусству. 6 класс , тема "Натюрморт -цветок физалиса"

Технологическая карта урока по изобразительному искусству разработана для 6 касса по теме: "Натюрморт- цветок физалиса". В технике живопись акварель по мокрому на смятой бумаге.Разработала у...

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)

План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...