Народные промыслы. Гжель.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Кобальтовый цветок синими всплесками, будто из глубины, пробивается на блестящую гладь фарфора и разливается тончайшими переливами... как расходятся круги на воде от брошенного в нее камня.  Увидишь сверкающий фарфор с вечно цветущим кобальтовым цветком и сразу узнаешь его: ГЖЕЛЬ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gzhel.docx25.71 КБ

Предварительный просмотр:

Урок ИЗО в 5-м классе "Народные промыслы. Гжель.

 Урок ИЗО по программе Б.М.Неменского в 5 классе. 

Учитель: Прынцева Галина Викторовна.

 Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.

 Форма: фронтальная, индивидуальная.

 Методы: наглядный, словесный, поисковый.

 Современные образовательные технологии: исследовательские методы в обучении, педагогика сотрудничества.

         Цель:

Содержательная:

  • Дать представление об основных цветах.

Деятельностная:

  • Формирование художественно-образного мышления, и эмоционально – чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, а также к искусству, как основе развития творческой личности.

Дидактическая:

  • Усвоить основные цвета и способы получения новых цветов с помощью основных.
  • Развитие у учащихся творческого подхода при  росписи кувшина.
  • Воспитание нравственно-эстетического отношения к миру, любовь к Родине, её истории и культуре, умения работать коллективно в группах.

         Задачи урока:

  • Дать понятие о традиционном русском промысле «Гжельская керамика», научить распознавать характерные отличительные признаки гжельской росписи.
  • Освоение учащимися элементарных приемов кистевого письма – «мазка с тенями» .
  • Формирование у учащихся навыков работы по созданию эскизов росписи гжельской керамики, расширение теоретических знаний о Гжели.
  •  Показать возможности синего цвета (повторение материала из раздела «Цветоведение»).
  • Развивать навыки коммуникативной культуры и сотрудничества.
  • Воспитывать уважение к культуре русского народа через приобщение к декоративно-прикладному искусству.

Оборудование и материалы:

Для учителя:

  • Медиапроектор.
  • Презентация.
  • Плакаты - репродукции, открытки, фотографии с изображением гжельской керамики.
  • Мольберт, кисти, краски.
  • Изделия гжельской керамики.

Для детей:

  • Белая посуда – заготовки.
  • Кисти, краски, палитра, вода, тряпочки.

Подготовительная работа:

В начале каждой четверти класс делится на 4 поисковые группы, выбираются руководители групп, которые направляют поисковую работу своих товарищей. Они ведут записи в отдельной тетради: где фиксируют, кто какой материал нашёл и т.д. На уроке дети  работают в тех же группах. Парты расставлены по 2, так чтобы каждая группа работала за "круглым" столом.)

 Поисковые группы на предыдущем уроке получили задания собрать материал о художественном промысле «Гжель»

Оформить сообщение, указать источник информации и автора  Найти стихи, загадки, поговорки об этих промыслах и их изделиях. Найти иллюстрации, фотографии, открытки с изображением изделий этих промыслов, а также изделия. Создается презентация от группы или общая презентация (сборная)

За неделю до урока члены группы решают кто о чём будет сообщать на уроке по данной теме. Учитывая, что рассказать надо интересно и во время рассказа необходимо демонстрировать иллюстрации, фотографии, рисунки гжельской керамики и изделия Гжели. (учитель до урока просматривает материал и направляет доклад в интересное русло)

(Сообщение поисковых групп могут заслушиваться как на I уроке по данной теме с целью ознакомления с данным промыслом, так и на последующих уроках по данной теме с целью расширения знаний о данном промысле.)

                   Структура урока:

               1. Организационный момент.

               2. Определение темы урока и доклад по группам.

               3. Объяснение работы.

               4. Творческая работа в группах.

               5. Выставка детских работ.

               6. Рефлексия.

               7. Подведение итогов урока и домашнее задание.

               8. Список использованной литературы.

1. Организационный момент.

 Проверка готовности к уроку.

2. Определение темы урока и доклад по группам.

Чудо с синими цветами,

Голубыми лепестками,

Синими цветочками,

Нежными виточками.

На белом фарфоре,

Как на заснеженном поле,

Из-под белого снежочка

Растут синие цветочки.

Неужели, неужели,

Вы не слышали о ……….

 Ответы детей. (Гжель)

                             Проверка домашнего задания.

Мы заслушаем сообщения и рассмотрим материал, который подготовила поисковые группы о Гжели. Ребята, сейчас вы должны очень внимательно прослушать сообщения, подготовленные одноклассниками и затем дать ответы на вопросы:

  • Что интересного о Гжели и гжельской керамике вы узнали"?
  • Чьё сообщение было самым интересным, увлекательным и почему?

Учитель подытоживает доклады детей и показывает презентацию.

3. Объяснение нового материала

Настало время поработать в творческой мастерской гжельских мастеров.

Учитель демонстрирует «мазок с тенями». ( на мольберте)

: Одним движением кисти получаем мазок с оттенками. Вначале мазка на кисть нажимаем сильнее, а затем нажим уменьшаем, и в конце мазок сужается и переходит в острый кончик. Делаем мазки, а потом составляем из них цветочек с листочками.

Дети повторяют на пробниках, учитель помогает, советует.

Учитель: А теперь давайте нарисуем любимый цветок гжельских мастеров на белых вазочках.

Учитель: Как будет расположен ваш узор?

Учащиеся: В центре изделия.

Учитель: с чего вы начнете писать узор?

Учащиеся: с крупных деталей, например, розы.

Учитель: узор может состоять из одного цветка?

Учащиеся: нет, нужно нарисовать еще стебельки, листья.

Учитель: А зачем нужны бордюры?

Учащиеся: чтобы оформить горлышко, низ изделия, сделать его красочным и выразительным.

4. Творческая работа детей.

Приступайте к работе. Учитель индивидуально помогает детям.

5, 6. Выставка детских работ и рефлексия.

А сейчас, ребята, представьте, что вы находитесь в салоне – магазине. Здесь вы можете не только посмотреть, но и купить понравившуюся вам вещь. Есть желающие купить? (2-3 человека). Но чтобы приобрести вазу, надо ответить на вопросы (вопросы заранее заготовлены и быстро раскладываются в вазы). Кто даст самые полные ответы, тому и будет принадлежать покупка.

(примерные вопросы)

  1. Почему тебе понравилась эта ваза?
  2. Чем это изделие похоже на работы гжельских мастеров?
  3. Как ты думаешь, с любовью мастера украшали своё изделие или нет? Почему?
  4. Чтобы ты добавил, исправил в этой работе?

 7. Итог урока и домашнее задание.

  Подобрать материал о Хохломе. (Открытки, фотографии, изделия, рисунки).

 8. Список использованной литературы. 

  1. В. А. Барадулин "Основы художественного ремесла". Москва "Просвещение" 1987год.
  2. Н. М. Сокольникова "Основы композиции" 5 — 8 класс. Издательство "Титул" Обнинск 2001 год.
  3. Т. Я. Шпикалова "Народное искусство на уроках декоративного рисования". Москва "Просвещение" 1979 год.
  4. Большая советская энциклопедия
  5. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений / Н.А Горяева, О.В. Островская; под ред. Б.М. Неменского. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2010;
  6. Изобразительное искусство. 5 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского / авт.-сост. О.В. Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2007;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Народные промыслы. Гжель"

План-конспект урока "Народные промыслы. Гжель"...

Народные промыслы. Их истоки и современное развитие. Гжель.

Открытый урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М.Неменского...

Гжель. Искусство народного промысла

- Сегодня мы совершим путешествие в удивительно красивое место, которое называется Гжель. Слово «Гжель» невероятно популярно, с ним ассоциируется красота и гармония, сказка и быль...

"Опыт работы внеурочной деятельности по сохранению и развитию народных промыслов Гжели"

         Считаю, что работа по сохранению народных художественных промыслов должна вестись системно и последовательно, только тогда она сможет принести свои плоды. Имен...

План-конспект урока ИЗО тема «Народные промыслы. Гжель»

Вид урока: Урок подведение итогов              познакомить учащихся с творчеством гжельских мастеров; расширить кругозор детей о художественных народных промыслах...

Урок ИЗО в 5-м классе Тема: "Народные промыслы. Гжель"

Урок ИЗО в 5-м классеТема: "Народные промыслы. Гжель"...

Урок ИЗО в 5-м классе Тема: "Народные промыслы. Гжель"Урок изобразительного искусства в 7 классе . Тема: Родной край.

Урок ИЗО в 5-м классеУрок изобразительного искусства в 7 классе .Тема:  Родной край.Тема: "Народные промыслы. Гжель"...